I
ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ В ПРОДВИЖЕНИИ СЕРВИСНОГО ПРОДУКТА
Камышева Оксана Валерьевна, Незнамова Екатерина Георгиевна, Федулкина Валентина Александровна, Магнитогорский государственный технический университет
им. Носова, г. Магнитогорск
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросам посредничества в организации сервисной деятельности, а именно в продвижении на рынок 0 сервисного продукта. Даны определения понятию посредничество в сервисе, • описаны модели и особенности такого посредничества. Уделено внимание менеджменту и маркетингу посредничества в сервисе, компонентам и атрибутам профессионализма посредника, формируемым в учреждениях
профессионального образования на основе компетентностного и маркетингового подходов, развития современных (электронных) средств деловой коммуникации, углубления в понимание творческой и интеллектуальной составляющей посреднической деятельности.
Ключевые слова: сервис, сервисный продукт, рынок услуг, посредничество в сервисе, менеджмент посредничества в сервисе, маркетинг посредничества в сервисе, компетентностный и маркетинговый подходы к профессиональной подготовке менеджеров посреднической деятельности.
В специальной литературе по сервисной деятельности активно используются понятие о посреднических услугах как инструменте продвижения на рынок сервисного продукта. Авторами выделяются посреднические услуги в сделках с недвижимостью, посредничество в туризме, в разработке отраслевых инноваций, в самой разной работе как с предприятиями и организациями, так и с открытым социумом. Отдельные из исследователей такой деятельности, считают, что ее активизация вносит существенный вклад в социальную политику государства, в удовлетворение потребностей населения на основе развивающегося уровня жизни и интересов [5].
Посредничество (посреднические услуги) - это действие, комплекс действий, предоставляемых сторонам в ходе продажи или покупки, анализа или
303
о
Щ SCIENCE TIME Щ
разработки, обеспечения условиями хранения или передачи продукта, с целью наилучшего заключения сделки, проведения торговой операции, решения предпринимательской или управленческой проблемы. Оно может быть реализовано при заключении договора между покупателем и продавцом о: сдаче/ найме в аренду или покупке помещения для торговли различными продуктами; в процессе организации поиска, отбора и найма персонала для той или иной организации; в ходе разъяснения специалистам той или иной отрасли сложных вопросов профессионального ведения бизнеса, осуществления торговли, повышения объемов и качества продаж, обеспечения отдельных лиц или целых организаций условиями, например, труда и мн. др.
Посредничество (от «посредник» - лицо, находящееся между продавцом и покупателем, также между партнерами в каком-либо деле, т.е. между двумя и более лицами, сторонами общения или взаимодействия в период, когда они не могут без посторонней помощи, часто даже «по электронной почте», найти друг друга) позволяет продвигать услуги на рынок, делать их привлекательными, как для потребителя, так и для производителя. Электронная коммерция (например, электронная почта), вообще, становится в настоящее время одним из наиболее актуальных и, очевидно немаловажных, эффективных средств деловой коммуникации, что, в свою очередь, должно соответствовать не только требованиям соответствующей технологии, но и требованиям этикета, так как может быть не только полезной, но и не безопасной [2].
Посредничество в продвижении услуг (сервисного продукта) - это то, что призвано услугу довести до уровня привлекательности, придать ей так называемый «товарный» вид. Повышение привлекательности услуг - это задача предпринимателя, выполняющего функцию посредника и выступающего в этом процессе его партнером, соучастником. Таким посредником часто являются агенты агентств недвижимости, риэлторы, консультанты, оценщики объектов, репетиторы, лоббисты и др.
Исследователи утверждают, что в реализации посреднических услуг при продвижении на рынок сервисного продукта лидируют продажи объектов недвижимости, передача в аренду помещений для офиса, например, туристских или прочих компаний, продажи или передачи в аренду помещений для гостиницы, выставочных мест (залов), развлекательных и деловых центров и т.д.
Важным, при этом, выступает профессионализм посредника, его компетентность (от понятия о компетентностном «взгляде», о компетентностном «подходе»), «присутствие чего наблюдается в государственных требованиях к структурированию профессионального образования, на основе которого строится организация учебного процесса в вузах, в учреждениях довузовской, послевузовской подготовки и переподготовки кадров, на предприятиях и в учреждениях при формировании системы поддержки и развития
304
о
Щ SCIENCE TIME Щ
профессиональной квалификации работников» [Н.В. Абрамзон, Л.С. Суржина, 1, с. 9].
Как показывает официальная литература (ГОСТы профессионального образования), профессионализм этот должен состоять из таких компетенций как:
- общие: социальные и культурные;
- специальные (профессиональные): знание рынка посреднических услуг, чувствительность к потенциально привлекательным объектам, умение юридически верно совершать сделки, технологически «ювелирно», мастерски проводить подготовку потребителя услуг к их потреблению.
Есть мнение, что специалисты сферы услуг поэтому должны иметь не только собственно технические, но также и творческие компетенции, в том числе художественные [6]. Они еще на этапе обучения в учреждении профессионального образования должны уметь не только систематически добывать и стараться усвоить знания, но и быть готовым творчески их перерабатывать [8]. Это помогает субъектам гибко реагировать на запросы рынка, быть инициативными в разработке множества, в том числе нестандартных, моделей общения с участниками рыночной деятельности, быть привлекательными, иметь имидж «знающего» человека...
Есть и основания утверждать, что «в демонстрации профессионализма посредника должна проявляться его практико-ориентированная интеллектуальная мобильность, адекватность, адаптивность, интерактивность, универсальность мыследействий или способность быстро и качественно размышлять, оперативно, обоснованно и гибко реагировать на любую информацию, любые знания, любые противоречия» [4, с.153].
Профессиональное образование посредника должно демонстрировать результат реализации маркетингового подхода к его организации, управления непростыми рыночными процессами, сложными проблемами конкуренции, быстрого реагирования на влияние объективных факторов, непредвиденных обстоятельств и проч.
Процесс реализации посреднических услуг по продвижению на рынок сервисного продукта осуществляется при выполнении посредником функций менеджмента. Его надо спланировать, сорганизовать, отрегулировать и проконтролировать. Процесс реализации посреднических услуг также осуществляется при выполнении посредником функций маркетинга. Это: работа с продуктом, с ценой, с выбором места и способов продаж, с контролем конкуренции и проч. «Менеджмент в деятельности посредника, продвигающего на рынок сервисный продукт, способствует развитию системного мышления или системного восприятия действительности, многовариантности и
альтернативности ее оценок, предпочтения структурированной работы, рациональной самоорганизации труда» [3, с.226]. Маркетинг же в деятельности
о
Щ SCIENCE TIME Щ
посредника при продвижении на рынок сервисного продукта - это не только маркетинг самих посреднических услуг. Это, как было сказано выше, и маркетинг профессионального образования посредника (его компетенций, опыта, профессиональной самореализации). Под таким маркетингом следует понимать готовность посредника эффективно продавать свой интеллектуальный капитал во время консультирования клиента или подбора ему объекта, например, для разворачивания сервисного предприятия. Также к нему следует отнести адекватное самовосприятие (восприятие себя) на соответствующем рынке, умение извлечь из реализации своих услуг выгоду и получить прибыль, не забывая об ответственности перед потребителем...
В общем, реализация посреднических услуг в продвижении сервисного продукта требует непрерывного анализа ее успешности и эффективности, сущности и специфики. Основные показатели критерия эффективности: рациональная организация процесса посреднической деятельности с учетом рыночной ситуации и коммерческих интересов, как стороны покупателя, так и стороны производителя, поставщика услуг; безопасность и полезность услуг как для производителя, поставщика, для покупателя, так и для всего общества.
Подготовка к профессиональной реализации посреднических услуг лежит на «плечах» образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс с учетом компетентностного и маркетингового подходов - целей формирования компетенций, востребованных и актуальных на рынке, в рыночной деятельности.
Особенностью посреднической деятельности в продвижении сервисного продукта следует считать его творческую основу, интеллектуальную мобильность субъектов, способность балансировать между собственной выгодой и общественной миссией - установкой на безопасность потребителя, достигаемую высоким уровнем профессионального мастерства или профессионализма.
Литература:
1. Абрамзон Н.В., Суржина Л.С. Социально-культурные характеристики компетентности профессионала-гуманитария / Н.В. Абрамзон, Л.С. Суржина // Science Time. - 2015. - 3 (15). - С. 9-13.
2. Макарова А.К. Этикет коммуникаций: использование электронной почты в современном обществе / Информационная безопасность в открытом образовании материалы Межвузовской научно-практической конференции. оргкомитет: Г.Н. Чусавитина, Е.В. Чернова (Зеркина) и др. 2007. С. 49-50.
3. Плотникова Е.Б. Менеджмент производства, торговли и сферы услуг. Магнитогорск, 2010.
306
о
Щ SCIENCE TIME Щ
4. Плотникова Е.Б. О месте маркетинга в профессиональном образовании и социализации профессионального опыта личности // Science Time. - 2015. - №2 (14). - С. 153-158.
5. Савельев И. А. К вопросу об измерении результата социальной политики на
основе уровня жизни / Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире: сборник статей Международной научно-
практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович . Уфа, 2015. С. 267-270.
6. Савельева О.П. Вопросы профессиональной подготовки специалиста в системе непрерывного художественного образования г. Магнитогорска // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Методика обучения изобразительному и декоративному искусству. 2007. № 2. С. 41-47.
7. Социально-культурный сервис и туризм / Чернякова М.А., Чернобровкин В. А.,
Халитова Н.Р., Кувшинова И.А., Аракчеева З.В., Плотникова Е.Б., Абрамзон Н.В. / Сборник материалов для подготовки к государственному
междисциплинарному экзамену для студентов дневной и заочной форм
С) т
обучения. Магнитогорск, 2013.
8. Условия гуманитаризации высшего профессионального образования /
Акманова С.В., Недосекина М.А., Масленникова О.Е., Яковлева Л.А., Ивлев А.В., Москвина А.А., Злыднева Т.П.
монография / Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет». Магнитогорск, 2008.
307