SCIENCE TIME
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Аскерко Юлия Ивановна, Магнитогорский технический государственный университет, г. Магнитогорск
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье показана актуальность процесса формирования правовой грамотности выпускника, показаны ключевые требования к выпускнику высшего учебного заведения, сделан акцент на необходимости формирования правовой грамотности выпускника направления подготовки «Реклама и связи с общественностью».
Ключевые слова: правовая грамотность, информационная компетентность, управленческая культура, рекламная деятельность.
Сегодня в эпоху массовой информатизации общества изменились требования к выпускникам высших учебных заведений. Всего несколько десятилетий назад, характеристикой квалифицированного специалиста являлись его профессиональные знания, умения и навыки. Сегодня этот перечень расширился. От будущего специалиста общество требует сформированной компьютерной грамотности, информационной компетентности, коммуникативной компетентности, управленческой культуры, интеллектуальной культуры, правой грамотности. Как видим, что это достаточно большой набор требований, о каждом из которых можно говорить много и подробно. Однако нетрудно увидеть, что эти характеристики определяют, конкурентоспособность выпускника на рынке труда.
Например, информационная компетентность, рассматриваемая как «.... интегративная характеристика личности, отражающая готовность и способность эффективно осуществлять поиск, сбор, анализ, кодирование, преобразование информации и продуктивно использовать ее в учебно-познавательной деятельности» позволяет оценить будущего специалиста как человека, способного эффективно работать с любой информацией, независимо от вида профессиональной деятельности [3, с.39].
Формирование интеллектуальной культуры можно рассматривать как « .в
широком смысле - это процесс интеллектуального воспитания человека, совершенствования интеллектуального опыта, обогащения признаками ценностно-ориентированного мышления и поведения в процессе решения тех или иных задач» [5, с.55].
В целом, с полной уверенностью можно сказать, что выпускник любого высшего профессионального заведения, является так называемым менеджером, управленцем своей профессиональной деятельности, а это, в свою очередь, «... заставляет предъявить к нему требование - быть носителем «социализированного интеллектуального опыта» (обладателем признаков интеллектуальной адекватности, интеллектуальной адаптивности, интеллектуальной активности и интерактивности, также интеллектуальной компетентности, интеллектуальной чувствительности и интеллектуальной воспитанности)» [6, с.76].
Сегодня выпускники высших профессиональных образовательных учреждений, получают хорошие, устойчивые знания и умения по управлению коллективами, производственными процессами, имеют очень ограниченные знания правовых норм своей будущей деятельности.
Проведенный анализ показал, что студенты не только имеют ограниченные знания правовых норм своей будущей деятельности, но и в целом у многих студентов отсутствует понимание значимости правовой грамотности. Знание права, понимание его требований, запретов, дозволений приобретает важное значение в правовом обществе. Возникают потребности в усвоении норм права или «потребности в самостоятельном поиске и усвоении теоретических знаний, а с другой - умения эти знания искать и осваивать...» [2, с.17].
В современном мире, когда значительно расширились возможности людей по автономному, самостоятельному участию в гражданском обороте, административных, конституционных, хозяйственных правовых отношений, роль правовой грамотности получает несравнимый с предыдущими временами смысл.
В данном исследовании мы не будем проводить подробный анализ дефиниций «правовая грамотность», «правовая культура».
Мы согласны с определением правовой грамотности, сформулированное Вольской С.Ф., Зайцевым А.А. - «.это совокупность профессионально ориентированных и граждански значимых знаний государственных законов, умений и определенных навыков руководствоваться ими в конкретной области трудовой деятельности, на основе гражданской позиции личности» [4, с.591].
Дисциплина «Правовое регулирование рекламно-информационной деятельности» нами была выбрана не случайно, так как в данном случае речь идет о направлении подготовки «Реклама и связи с общественностью». Будущим выпускникам данного направления необходим очень высокий уровень
сформированности правовой грамотности, так как рекламная деятельность распространяется на сферу экономики, производства, коммерции, экологии, различных отраслей народного хозяйства, а также на сферу политики, образования, здравоохранения, туризма, культуры и искусства.
Будущему субъекту рекламных отношений необходимо с правовой точки зрения уметь «... собрать информацию о потенциальном партнере, перевести на другой язык документы, организовать встречу.„»[1, с.83]. Как видим, рекламная деятельность охватывает достаточно широкий диапазон сфер общественной жизни и не соблюдение государственных законов, непонимание права может повлечь за собой серьезные последствия.
Если опираться на определение рекламы, данное в Федеральном законе «О рекламе», то мы можем видеть что «....Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» [7].
Данное определение понятия «реклама» позволяет рекламопроизводителям действительно использовать любые средства, формы, способы для осуществления их деятельности, что иногда влечет за собой нарушение законодательства. Хотя многие случаи из судебной практики говорят о том, что виною всему является низкий уровень правовой грамотности субъектов рекламной деятельности.
В своем исследовании, в процессе формирования правовой грамотности, мы опирались на основные постулаты правового воспитания: воспитание уважения к Конституции и иным законам, в частности к Федеральному закону «О рекламе», воспитание уважения к институту президентства, Федеральному Собранию, иным институтам, задействованным в сфере рекламной деятельности.
Были задействованы разнообразные методы правовоспитательной работы — приёмы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение обучающихся.
В заключение можно сказать, что процесс формирования правовой грамотности - это длительный процесс, который невозможно довести до логического завершения в рамках одной дисциплины. Необходима комплексная работа в этом направлении, в течение всего процесса обучения.
В целом можно сказать, что формирование правовой грамотности будущего специалиста, бакалавра должно стать целью образовательного процесса не только в юридических учебных заведениях, а также в любом другом образовательном учреждении. Именно правовая грамотность должна стать базой для формирования правовой компетенции и правовой культуры будущего специалиста, бакалавра.
Литература:
1. Аракчеева З.В. География туризма: Учебно-методическое пособие в двух частях для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», «Туризм», «Документоведение и архивоведение»/ Часть I. М -Магнитогорск: ФГБОУ ВПО «МаГУ», 2013. - 88 с.
2. Аракчеева З.В. Мышление и организация учебной деятельности школьников / Проблемы современной науки: сборник научных трудов: выпуск 13. -Ставрополь: Логос, 2014. - 168 с.
3. Аскерко, Ю.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки: дис....канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2007. - 170 с.
4. Вольская С.Ф., Зайцев А. А. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технических вузов// Вестник МГТУ - 2006. -Том 9 № 4 [Электронный ресурс]. - ШЬ: http://vestnik.mstu.edu.ru/v09_4_n24/ articlesZ10_volsk.pdf
5. Плотникова Е.Б. Реализация интеллектуально-нравственного подхода к обучению студентов гуманитарного вуза // В мире научных открытий № 4(10) часть 8: материалы II Всероссийской научной конференции «Научное творчество XXI века». - Красноярск, научно-инновационный центр, март 2010. - С. 53-55.
6. Плотникова Е.Б. Роль социально-гуманитарного образования в интеллектуальной социализации будущих менеджеров сервисных организаций / Наука и современность: сб. мат-лов XXVII н-п конференции. Новосибирск. : Изд -во ЦРНС, 2014. 310 с. С. 75-79.
7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» 13 марта 2006 года № 38-ФЗ