Научная статья на тему 'Использование наглядных пособий в процессе обучения общетехническим дисциплинам как дидактическое условие эффективного обучения'

Использование наглядных пособий в процессе обучения общетехническим дисциплинам как дидактическое условие эффективного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
НАГЛЯДНОСТЬ / ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аскерко Юлия Ивановна

В статье показана актуальность использования наглядных пособий в процессе преподавания общетехнических дисциплин, сформулировано дидактическое условие эффективного обучения общетехническим дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование наглядных пособий в процессе обучения общетехническим дисциплинам как дидактическое условие эффективного обучения»

-т

SCIENCE TIME

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИИ В

ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аскерко Юлия Ивановна, Магнитогорский государственный технический университет, г. Магнитогорск

E-mail: ask_otd@mail.ru

Аннотация. В статье показана актуальность использования наглядных пособий в процессе преподавания общетехнических дисциплин, сформулировано дидактическое условие эффективного обучения общетехническим дисциплинам.

Ключевые слова:

дидактические условия.

наглядность, общетехнические дисциплины,

На наш взгляд, эффективность процесса обучения общетехническим дисциплинам будущих специалистов определяется множеством условий, часть из которых непосредственно не относится к сфере образования. Например, можно говорить о влиянии экономических, технических и других условий. Однако это не входит в предмет нашего исследования. В данном контексте мы будем говорить о дидактическом условии эффективного обучения -использовании наглядных пособий в процессе обучения общетехническим дисциплинам [3].

Прежде попытаемся определить, что понимается под условиями. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «условие» объясняется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [7, с.839]. В философском смысле понятие «условие» трактуется как отношение предмета к окружающей его обстановке, среде, без которой он существовать не может. В отличии от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются [9, с.518].

М.В. Зверева полагает, что под «дидактическими условиями» целесообразно понимать содержательную характеристику компонентов, конструирующих систему обучения [5, с.31]. По ее мнению, дидактические условия - это то, что различает системы обучения. Для совершенствования же методической системы

необходимо совершенствовать ее компоненты путем изменения дидактических условий применительно к каждому компоненту системы обучения. Мы разделяем подобную точку зрения исследователя.

Отметим и то, что мы разводим понятия «дидактические» и «педагогические» условия, рассматривая последние как более широкие, ёмкие, обеспечивающие оптимизацию всего комплекса содержания и средств подготовки будущего специалиста.

В данном контексте мы сформулировали дидактическое условие эффективного обучения - использование наглядных пособий в процессе обучения общетехническим дисциплинам. Сформулированное нами дидактическое условие реализует на практике принцип наглядности и служит гарантом эффективного обучения.

Принцип наглядности обучения - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации. Наглядность в обучении определяется как «дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися» [3].

И.И. Боброва и Е.Б. Плотникова в своих работах используют синоним понятию «наглядность обучения» - это «визуализированные учебные тексты», «интеллект-карты», «он-лайновые и проч. компьютерные тренажеры»; исследователи подчеркивают актуальность их использования в обучении студентов современных вузов, обусловленную требованием освоения обучающимися новых и новейших информационно-коммуникационных технологий, разнообразных интеллектуальных систем [4, с.48].

В частности Е.Б. Плотникова предлагает визуализировать учебные тексты на основе сочетания (диалога) образцов (текстов) письменной устной цивилизаций (современных и архаичных инфотекстов), имеющих друг по отношению к другу «резонирующий эффект» [8, с.261, 262, 263].

Этимология слова «наглядность» указывает на корень «гляд» (глядеть), таким образом, это понятие ассоциируется с доступностью визуальному наблюдению, очевидностью. Вместе с тем, оно отнюдь не ограничивается действием зрительного восприятия и восприятия вообще, не ограничиваясь лишь принципом воспринимаемости, хотя и включая его.

Наглядность тесно связана с особенностями психики человека, с его познавательной деятельностью, которая в своей основе всегда опирается на ощущение. «Напомним, что теоретическое мышление формируется на основе теоретических понятий, отражающих существенные свойства объектов и явлений» [1, с.55]. Действительно, овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Вот почему стремятся задействовать различные органы чувств (анализаторы): слуховые, зрительные, двигательные и др. И чем больше органов

чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается. Конечно, кроме наличия иллюстративного материала, для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был доступным, логически взаимосвязанным, правильно понятым, актуализированным. В этих целях лучше использовать яркие и точные формулировки, таблицы, схемы, репродукции картин, рисунки, аудио- и видеофрагменты. При этом некоторые ученые-теоретики, например Аракчеева З.В. [2], считают, что «... реализация полной по своему составу учебной деятельности не всегда возможна, так как не всякий урок требует всех учебных действий» [2, с.131].

Наглядное пособие не должно содержать ошибок. Должна быть последовательность в изложении учебного материала. Материал пособия должен соответствовать программному материалу. Хорошо оформленный, понятный, богато иллюстрированный учебный материал вызывает у обучаемого определенные положительные эмоции, оказывает влияние на его отношение к предмету изучения. Положительные эмоции повышают интерес к предмету. При отсутствии положительной мотивации учебная деятельность замедляется, и возникают барьеры на пути восприятия и понимания учебной информации.

В целом, можно отметить, что наглядные пособия, используемые в процессе обучения общетехническим дисциплинам, способствуют возникновению интереса к дисциплинам, формированию гибкости и активности знаний. А «. активные знания, по существу, становятся уже умственными навыками» [6, с.67].

Одним из важных критериев наглядного пособия является его внешняя привлекательность, красочность. Также важна доступность материала и системность его расположения.

В нашем исследовании мы чаще всего использовали следующий вид условно-графических наглядных средств - таблицы, которые существенно облегчают восприятие учебного материала.

Таблица - это самое простое графическое изображение материала, в котором основными элементами графики являются линии и колонки. Число столбцов и строк, в которых располагается учебный материал, может быть различное. Таблицы легко создать, и они просты в использовании. Таблицы широко используются как в печатных, так и электронных учебных материалах, реализующих зрительную наглядность. Текстовая и числовая информация, представленная в форме таблицы, значительно легче воспринимается.

Главный признак и критерий создания таблиц - это использование их в тех местах текста, где требуется:

- повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста;

- осуществить определенное сравнение двух и более объектов (таких содержательных элементов текста, как события, факты, явления, персоналии,

SCIENCE TIME

предметы, фрагменты текстов и др.);

- осуществить группировку ряда объектов;

- произвести систематизацию тех или иных объектов.

Таблицы систематизируют изучаемый материал, облегчают возвращение к ранее пройденному материалу и могут быть использованы как на лекции по изучению нового материала, так и на практических занятиях при решении задач.

В процессе преподавания общетехнических дисциплин нами были использованы следующие методы работы с таблицами. Студентам предлагалось в ходе изучения материала самостоятельно заполнить справочные таблицы, которые должны содержать основные разделы дисциплин. Заполнение таблицы происходит постепенно в процессе изучения каждой темы. После изучения данных разделов, таблица заполнена, что дает возможность студентам систематизировать знания по данным темам [3, с. 112].

Заполненные таблицы являлись для студентов наглядным пособием «собственного производства» и использовались в процессе подготовки к практическим занятиям и к экзаменам.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что наглядность является одним из основополагающих принципов дидактики, а наглядные пособия - одним из средств этого принципа, без которого обучение общетехническим дисциплинам невозможно.

Литература:

1. Аракчеева З.В. Дидактические условия формирования теоретического мышления школьников в процессе изучения физической географии: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2006

2. Аракчеева З.В. Интегративная роль физической географии в систематизации физических знаний школьников /Естественные и математические науки в современном мире: Сб. ст. по материалам ХХ11 междунар. науч. -практ. конф. № 9(21). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. 80с.

3. Аскерко, Ю.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки: дис....канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2007. - 170 с.

4. Боброва И.И., Плотникова Е.Б. О необходимости разработки обучающих интеллектуальных систем для студентов гуманитарного вуза /Проблемы современной науки. 2014. № 13. С. 47-54.

5. Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые

исследования в педагогических науках / сост. И.К. Журавлев. - М. : Педагогика, 1987. - № 1(49). - 64 с.

SCIENCE TIME

6. Исаенков Н.Г., Аскерко Ю.И., Норец А.И. Использование в процессе технологической подготовки задач с «ложной установкой» как персонифицированного выражения реализации принципа проблемности обучения /Инновационный Вестник Регион. 2014. № 3. С. 67-70.

7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.

8. Плотникова Е.Б. Психология и педагогика: от индивида к субъекту культуры. Магнитогорск, 2007.

9. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М. : Политиздат, 1987. - 509с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.