Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза
С.Ф. Вольская, А.А. Зайцев
Калининградский государственный технический университет
Аннотация. В статье обсуждаются проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза. На основе анализа понятий "правовая культура", "правовая компетентность" и "правовая грамотность" доказывается, что целью правовой подготовки студентов должно стать формирование у них правовой грамотности. Результаты опроса студентов, преподавателей и специалистов выявили основные проблемы и направления в совершенствовании преподавания правовых дисциплин.
Abstract. The paper considers the problems of technical students' legal literacy. On the basis of the analysis of the concepts 'legal culture', 'legal competence' and 'legal literacy' it has been proved that the purpose of the students' legal study is formation of legal literacy. The results of the students, teachers and specialists interviews have shown main problems and ways of legal disciplines' teaching.
1. Введение
На современном этапе развития общества изменились требования к выпускникам высших учебных заведений. Если несколько десятилетий назад, для характеристики квалифицированного специалиста было достаточно оценить его профессиональные знания, умения и навыки, то в настоящее время, перечень требований расширился. Перед высшей технической школой ставятся задачи формирования таких качественных характеристик будущих специалистов как управленческая культура (Клоков, 2005), информационная компетентность (Голубин, 2005), конфликтологическая культура (Черняева, 2004), правовая культура (Фирсов, 2006) и т.п. Нетрудно увидеть, что эти характеристики определяют, при прочих равных условиях, прежде всего, конкурентоспособность выпускника на рынке труда. Показателем значимости тех или иных характеристик является востребованность студентами дополнительных платных образовательных услуг, направленных на их формирование. Социологические исследования, проведенные в МГУ, показали, что у студентов практически всех специальностей существует потребность в изучении иностранных языков (57 %), повышения юридической грамотности (30 %), освоении информационных технологий (29 %), повышения экономической грамотности (23 %). Опросы выявили стабильную тенденцию к возрастанию значимости правовых знаний для будущих специалистов.
В новых условиях функционирования нашего государства, по мнению Г.А. Фирсова, задача, прежде всего, состоит в формировании у студентов учебных заведений правовой культуры, чтобы они, во-первых, были достойными гражданами своей страны, понимали свою роль, возможности и ответственность в обществе, знали свои права и обязанности; во-вторых, чтобы они получили необходимые для их профессиональной деятельности правовые знания и приобрели навыки, позволяющие им самостоятельно понимать действующие законы, юридические нормы, умело разбираться в них и применять в профессиональной деятельности. Однако, до сих пор выпускники профессиональных образовательных учреждений, получая хорошие, устойчивые знания и умения по управлению сложной техникой, производственными процессами, имеют очень приблизительное представление о методах и формах управления людьми, стоящими у этих механизмов, а также ограниченные знания правовых норм своей деятельности.
Теоретический анализ дефиниций "правовая культура", "правовая компетентность", "правовая грамотность" показал, что эти характеристики отражают этапы формирования правового сознания специалиста. Важнейшим из них является этап формирования правовой грамотности, обеспечивающий приобретение студентами базовых знаний по общим и специальным вопросам будущей трудовой деятельности, отраженных в законодательстве страны.
Целью настоящего исследования является анализ проблем формирования правовой грамотности студентов технического вуза.
Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования: контент-анализ государственных образовательных стандартов, учебных программ по правовым дисциплинам, обращений граждан в аппарат уполномоченного по правам человека в Калининградской области; опрос выпускников и студентов технического вуза.
2. Сущность понятия "правовая грамотность"
В специальной литературе для определения по сути одной и той же характеристики часто используются следующие понятия: правовая культура, правовая компетентность, правовая грамотность. Вместе с тем эти понятия различны и отражают разные этапы становления правового сознания.
Правовая культура личности выражается в овладении основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в нетерпимости к правонарушениям, в борьбе с ними (Аграновская, 1988).
Проведенный анализ данных специальной литературы позволил выделить ряд условий формирования правовой культуры обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях:
- освоение будущей профессиональной деятельности, которая позволит специалисту найти своё место на рынке труда;
- организация образовательного процесса, предусматривающего разнообразие форм и методов обучения, ориентированных на освоение правовых знаний и умений;
- формирование коллективных взаимоотношений, необходимых для профессиональной деятельности;
- изменение правового статуса обучающегося и выпускника в период его обучения и последующей адаптации в трудовом коллективе и др.
Таким образом, формирование правовой культуры студентов происходит не только в процессе правового обучения и воспитания по дисциплинам правоведческого цикла, но и в процессе освоения профессиональных дисциплин. Формирование правовой культуры осуществляется на всех этапах обучения человека, начиная с общеобразовательной школы.
Анализ многочисленных и различных определений термина "компетентность" в образовании и юриспруденции позволил нам сформулировать понятие правовой компетентности как сложного явления, характеризуемого социальным, специальным, индивидуальным и личностным компонентами. Правовая компетентность выражается в наличии у специалиста не только знаний и умений в области применения отдельных норм права в профессиональной деятельности, но и в повседневной гражданской жизни. Правовая компетентность специалиста является динамической характеристикой, отражающей изменения в овладении им соответствующими компетенциями. Степень правовой компетентности в зависимости от уровня профессионального образования повышается за счёт расширения и углубления приобретаемого объема правовых знаний.
Исследование понятия "правовая грамотность" позволило сформулировать его следующим образом: это совокупность профессионально ориентированных и граждански значимых знаний государственных законов, умений и определенных навыков руководствоваться ими в конкретной области трудовой деятельности, на основе гражданской позиции личности.
Очевидно, что правовая грамотность предполагает, прежде всего, разумное поведение специалиста как гражданина своей страны. Профессиональный ракурс понятия содержит специфически ориентированный аспект права. Таким образом, формирование правовой грамотности будущего специалиста должно стать целью преподавания правоведческих дисциплин в высшем учебном заведении. Именно правовая грамотность должна стать базой для формирования правовой компетенции и правовой культуры специалиста.
3. Проблемы преподавания правоведческих дисциплин в техническом вузе
Знание права, понимание его требований, запретов, дозволений приобретает жизненно важное значение в правовом обществе. В современном мире, когда значительно расширились возможности людей по автономному, самостоятельному участию в гражданском обороте, административных, конституционных, хозяйственных правовых отношений, роль правовой грамотности получает несравнимый с предыдущими временами смысл.
Если обратиться к графику "Сравнительный анализ обращений в аппарат уполномоченного по правам человека за 2003-2005 гг. по категориям граждан" (рис. 1), то можно увидеть, что по сравнению с предыдущими годами, в 2005 г. увеличилось количество обратившихся граждан, в частности, учащихся и молодых специалистов, с целью защиты своих прав. С одной стороны, это свидетельствует о том, что данные категории граждан юридически неграмотны, а с другой стороны, что они знают о своих правах, и обращаются за поддержкой при их защите. Также можно сделать вывод о неэффективности существующей системы преподавания правоведческих дисциплин в высших учебных заведениях.
Если обратиться к графику "Тематика обращений в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области заявителей в 2004-2005 гг." (рис. 2), можно увидеть отрасли права, осведомленности в которых указанным выше категориям заявителей не хватает, и в которых наиболее велико количество правонарушений. Основные пробелы у выпускников возникают по проблемам "Труд
и занятость" и "Гражданское право и процесс". Анализ содержания программ различных правовых курсов показал, что в большинстве случаев обучение ведется так называемому "мертвому праву" -преподносятся лишь основы теории права, изучаются юридические термины, понятия. Круг первоочередных проблем в теории государства и права, излагаемый в различных пособиях и учебниках, весьма далек от реальных повседневных правовых проблем человека. Это - система права, структура отрасли права, проблемы построения правового государства, формы правления, государственного устройства и т.п. Следовательно, существующие стандарты, программы, учебно-методические пособия не позволяют в полной мере решить задачи гражданско-правового образования.
35 30 25 20 15 10 5 0
I Учащиеся
I Молодые специалисты
2003 год 2004 год 2005 год
Рис. 1. Сравнительный анализ обращений в аппарат уполномоченного по правам человека за 2003-2005 годы по категориям граждан
5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
^ Гражданское право и процесс
■ Права несовершеннолетних
□ Труд и занятость
2004 год
2005 год
Рис. 2. Тематика обращений в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области заявителей в 2004-2005 годах
В качестве иллюстрации приведем анализ учебной программы специальности 060800 "Экономика и управление на предприятиях пищевой промышленности", где отражено количество часов, выделяемых Государственными Стандартами высшего образования, на "повышение юридической грамотности" будущих специалистов, а также номер курса, на котором читается дисциплина: 1-2 курсы - "Правоведение" - всего 222 часа (109 часов 1-й курс + 113 часов 2-й курс);
3 курс - "Право интеллектуальной собственности" - 54 часа;
4 курс - "Хозяйственное право" - 55 часов; 4 курс - "Трудовое право" - 55 часов.
Из приведенного перечня правовых дисциплин только "Правоведение" является обязательной дисциплиной, а 3 последние - дисциплины "по выбору". Выбор спецкурса осуществляется по разным мотивам - часть студентов (меньшая) осознают потребность в правовых знаниях и осмыслено выбирают нужный спецкурс, большинство же руководствуется другими мотивами: наличие/отсутствие зачета по спецкурсу, удобство расписания и т. п.
Анализ результатов опроса студентов старших курсов и преподавателей выпускающих кафедр позволил установить следующее:
- существует положительная динамика интереса проявляемого студентами к правоведческим дисциплинам. Студенты старших курсов интересуются проблемам формирования правовой грамотности,
однако, в качестве одной из трудности получения знаний указывают на то, что зачастую в библиотеках технических вузов отсутствуют учебно-методические пособия по правовым дисциплинам, и даже отраслевые кодексы (трудовой, административный и т.д.);
- для студентов 1-2 курсов дисциплина "Правоведение" читается слишком рано, по причине того, что поступающие на первый курс технических специальностей выпускники средних школ не изучали предметов "Основы права" и "Права человека". В старших классах общеобразовательных учебных заведений преподают дисциплины "Обществознание" либо "Граждановедение", в которых небольшое количество часов отводится изучению правовых аспектов, а дисциплина "Правоведение" изобилует различной сложной латинской терминологией, непонятной новоиспеченному студенту, но встречающаяся в дальнейшем в специальных предметах;
- традиционные методы обучения в виде лекций, семинаров, контрольных работ дают невысокие результаты в формировании правовой грамотности студентов. Необходимо использовать новые, индивидуализированные методы: деловые, ролевые и имитационные игры. Проведение на семинарских занятиях деловых игр способствует лучшему усвоению данного материала. Целесообразно поручать студентам составление документов правового характера, например, исковое заявление, приказ, решение;
- специфика расчета учебной нагрузки на кафедрах, обеспечивающих правовую подготовку такова, что преподаватели (2-3 человека) вынуждены читать небольшие спецкурсы по самым разным отраслям права. Например, преподаватель кафедры политологии, права, психологии и педагогики КГТУ может в учебном году читать одновременно следующие дисциплины: "Административное право", "Трудовое право", "Экологическое Право", "Право интеллектуальной собственности", "Морское право", "Финансовое право", "Международное частное право", "Земельное право" и т.п., что требует от него огромных временных затрат на подготовку к занятиям. Одним из способов повышения качества преподаваемых спецкурсов в этом случае становится привлечение ведущих специалистов выпускающих кафедр к проведению занятий.
4. Выводы
1) Правовая грамотность - это совокупность профессионально ориентированных и граждански значимых знаний государственных законов, умений и определенных навыков руководствоваться ими в конкретной области трудовой деятельности, на основе гражданской позиции личности. Формирование правовой грамотности должно стать одной из педагогических целей профессиональной подготовки специалистов в техническом вузе.
2) В настоящее время нормативная база обучения студентов технических вузов не соответствует потребностям их будущей профессиональной деятельности в части формирования у них правовой грамотности.
3) Содержание спецкурсов должно быть практико-ориентировано, следовательно, акценты в преподавании правовых дисциплин должны быть смещены в сторону применения интерактивных методов обучения.
Литература
Агарновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., Наука, 120 с., 1988.
Голубин Д.В. Формирование информационной компетентности педагога в системе повышения
квалификации. Калининград, ГОУ ВПО РГУ им. И. Канта, 25 с., 2005. Клоков Ю.А. Формирование управленческой культуры менеджера в процессе профессиональной
подготовки. Калининград, ГОУ ВПО РГУ им. И. Канта, 21 с., 2005. Фирсов Г.А. Формирование правовой культуры в учреждениях профессионального образования.
Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - Автореф. дисс ... канд. пед. наук, М., ЦТНО ИТиИП РАО,
44 с., 2006.
Черняева Т.Н. Тренинг как средство формирования конфликтологической культуры менеджера в вузе.
Калининград, ГОУ ВПО РГУ им. И. Канта, 23 с., 2004.