УДК 340
Иванова Владлена Владиславовна
Костромской государственный университет
Кукушкина Любовь Анатольевна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассматривается проблема правовой грамотности и правосознания молодёжи, раскрываются основные формы проявления деформированного правосознания: правовой инфантилизм и правовой нигилизм. Основное внимание акцентируется на формировании правосознания студентов неюридических направлений подготовки, которые после окончания образовательных учреждений не могут в полной мере осуществлять профессиональные обязанности, основанные на нормах права. На основании проведённых нами опроса и тестирования студентов неюридических направлений подготовки выявлены некоторые недостатки в правовом воспитании студентов и выдвинуты определённые пути их решения.
Ключевые слова: правосознание, студенты неюридических направлений подготовки, правоведческие дисциплины, формы проявления деформированного правосознания, правовой инфантилизм, правовой нигилизм, справочно-пра-вовые системы, Ассоциация юристов.
В современном мире, как никогда, человеку необходимо владеть знаниями в области права. Студентам, как будущим специалистам, это необходимо в их профессиональной деятельности. В связи с формированием правового государства и гражданского общества каждому человеку необходимо принимать участие в различных политико-правовых событиях, в частности, в выборах, массовых манифестациях, политических движениях. И самое важное состоит в том, что это участие должно быть осознанным, человек должен осознавать, что для нахождения правильных решений во множестве сложных ситуаций, ему необходимо руководствоваться нормам права.
Участие в разнообразных профессиональных и социальных правовых отношениях немыслимо без формирования правосознания студентов. В.Н. Карташов определяет правосознание как «совокупность идей, теорий, представлений, эмоций и т. п., выражающих оценку людей к ранее действовавшим, ныне существующим и желаемым юридически значимым явлениям, служащую внутренней детерминантой любой юридической деятельности (практики)» [2, с. 213]. Ещё в 2011 году Президентом РФ издан Указ об основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [7]. Однако проблема правовой грамотности и правосознания остаётся на сегодняшний день одной из важнейших для нашей страны.
Как известно, существуют основные формы проявления деформированного правосознания -это правовой инфантилизм и правовой нигилизм.
Правовой инфантилизм проявляется в низком уровне правовых знаний, неспособности принимать правильные правовые решения, в совершении ошибок при исполнении профессиональных обязанностей [3, с. 60]. Правовой нигилизм выража-
ется в негативном отношении к праву, в отрицании и игнорировании законов в качестве источников регулирования конфликтных отношений [6, с. 32].
Причиной таких проявлений деформации правосознания является недостатки в правовом образовании и воспитании студентов. Необходимо обратить внимание на то, что студенты не часто сталкиваются с ситуациями, требующими правового регулирования, по причине их возраста. Следовательно, они не до конца понимают значение права.
Проведённый нами тест-опрос студентов неюридических институтов КГУ (институт гуманитарных наук и социальных технологий, институт искусства и культуры, институт автоматизированных систем и технологий) выявил, что многие студенты данных направлений подготовки не в полном объёме уяснили тонкости принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также функции правоохранительных органов. Среди студентов присутствует в большом объёме правовой нигилизм, многие учащиеся некорректно используют знания о получении правовой информации.
Выводы ученых, проводивших исследование по проблеме повышения уровня правового сознания, подтверждают, что при надлежащем уровне правового воспитания у личности формируется высокий уровень правового сознания.
Выявленные нами недостатки требуют дополнительных путей их решения. М.В. Кручинина определяет следующие цели профессиональной подготовки студентов неюридических специальностей в области права:
1. Развитие правовых знаний будущего специалиста в конкретной сфере его профессиональной деятельности;
2. Воспитание гражданской ответственности и уважения к правам и свободам другого человека, правопорядку;
348
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
© Иванова В.В., Кукушкина Л.А., 2018
Пути повышения уровня правосознания студентов неюридических направлений подготовки
3. Усвоение системы знаний о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале;
4. Овладение умениями, необходимыми для реализации своих прав, и способами их осуществления;
5. Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному поведению в правовой сфере и к оценке событий с точки зрения соответствия закону [5, с. 18].
Осуществлению этих целей в профессиональных учебных заведениях способствует изучение дисциплины «Правоведение». Сейчас эта дисциплина, дающая основу правовых знаний, изучается на 1 курсе. Существуют некоторые ее особенности для студентов экономических, психолого-педагогических, военных и других направлений. Например, студенты психологических специальностей изучают семейное право, право в сфере образования, а студенты-программисты изучают правовые основы в области информационных технологий.
На наш взгляд, дисциплина «Правоведение» должна изучаться не только на 1 курсе, а в течение первых двух лет обучения и последнего года обучения. Как считает В. С. Романенко, при изучении общеобязательных правовых тем юридические дисциплины, связанные с профессиональной деятельностью, растворятся среди них в учебном процессе [8].
Для формирования готовности к ответственному поведению в своей будущей деятельности необходимо и на завершающем курсе изучать практикоориентированные вопросы, связанные с выполнением профессиональных обязанностей и осуществлением защиты своих прав. Итоговый курс дисциплины «Правоведение» предполагает увеличение практических занятий по тем отраслям права, которые регулируют их сферу деятельности. Необходимо способствовать развитию интереса у студентов к данному предмету путём бесед с представителями правоохранительных и судебных органов, особое внимание уделить проектной деятельности, работе в командах по решению интеллектуально-правовых задач, которые включали бы в себя вопросы по правовым аспектам действующего законодательств РФ и отражали бы их связь с профессиональной деятельностью студентов.
Одним из важных вопросов является проблема источника получения правовой информации. Студентов-юристов обучают пользованию спра-вочно-правовыми «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс». Нынешнему студенту более привычно и комфортно чувствовать себя в интернет-среде, нежели с книгой в руках. На наш взгляд, необходимо научить пользоваться этими ресурсами не только студентов-юристов, но и студентов других направлений подготовки, поскольку актуальная и достоверная правовая информацию нужна и им.
Для преодоления правового нигилизма и инфантилизма необходимо шире использовать различные формы просвещения. При реализации совместной проектной деятельности студентов разных направлений подготовки осуществляется работа в команде над проектом, таким образом, происходит обмен информации в определённой области знаний данных студентов. Студенты-юристы старших курсов могут проводить для студентов неюридических направлений подготовки во внеаудиторной деятельности факультатив по оказанию правовых консультаций по процедуре защиты своих прав. Ещё Марк Туллий Цицерон говорил: «Обязанность юриста - просвещать собственный народ». В просвещении граждан существенную роль может сыграть Ассоциация юристов, поскольку одной из её задач является юридическое обучение граждан и разъяснение им действующего законодательства. Большую помощь в выборе модели поведения или того или иного решения оказывают обывателям юридические клиники, осуществляющие работу по оказанию правовой помощи гражданам.
Таким образом, в целях повышения уровня правосознания студентов неюридических направлений подготовки необходимо, во-первых, учебным организациям скорректировать учебные планы и ввести на старших курсах правовую дисциплину с учётом особенностей их будущей профессиональной деятельности, во-вторых, шире использовать внеаудиторные формы работы по разъяснению правовых вопросов и преодолению правового инфантилизма и нигилизма. На наш взгляд, это позволит студентам в дальнейшем достаточно хорошо ориентироваться в правовых вопросах их профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: учеб. пособие. - Волгоград: ВГУ, 2000. -52 с.
2. Карташов В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавров. - Ярославль: ЯрГУ 2012. - 274 с.
3. Киселёва Л.А. Правовой инфантилизм и правовой нигилизм // Российская повседневность: история, современное состояние и перспективы развития. - Екатеринбург: УГЛТУ - 2013. - С. 59-61.
4. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Кейс-технологии в профессионально-правовой подготовке студентов вуза в условиях информатизации образования // Приволжский научный журнал. -2010. - № 1. - С. 206-212.
5. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Моделирование процесса формирования профессионального правосознания студентов неюридических специальностей в высшем образовании // Вестник Нижегородского Университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 3(1). С. 17- 24.
6. Лагун Д.А. Кризис и деформация правосознания // Право и демократия: сб. науч. трудов. -Вып. 26. - Минск. -2015. - С. 22-37.
7. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. № Пр-1168) // Российская газета. - 2011. - 14 июля.
8. Романенко В.С. Правоведение и другие дисциплины: методика преподавания в рамках учебной программы специальности «Таможенное дело» // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 4-9.
References
1. Voplenko N.N. Pravosoznanie i pravovaya kul'tura [Tekst] : ucheb. posobie. - Volgograd: VGU, 2000. - 52 s.
2. Kartashov V.N. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnoe posobie dlya bakalavrov. - YAroslavl': YArGU, 2012. - 274 s.
3. Kiselyova L.A. Pravovoj infantilizm i pravovoj nigilizm // Rossijskaya povsednevnost': istoriya, sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. -Ekaterinburg: UGLTU. - 2013. - S. 59-61.
4. Kruchinin M.V., Kruchinina G.A. Kejs-tekhnologii v professional'no-pravovoj podgotovke studentov vuza v usloviyah informatizacii obrazovaniya // Privolzhskij nauchnyj zhurnal. -2010. - № 1. - S. 206-212.
5. Kruchinin M.V., Kruchinina G.A. Modelirovanie processa formirovaniya professional'nogo pravosoznaniya studentov neyuridicheskih special'nostej v vysshem obrazovanii // Vestnik Nizhegorodskogo Universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - 2012. - № 3(1). S.17- 24.
6. Lagun D.A. Krizis i deformaciya pravosoznaniya // Pravo i demokratiya: sb. nauch. trudov. - Vyp. 26. - Minsk. -2015. - S. 22-37.
7. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v sfere razvitiya pravovoj gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan (utv. Prezidentom Rossijskoj Federacii 28 aprelya 2011 g. № Pr-1168) // Rossijskaya gazeta. - 2011. - 14 iyulya.
8. Romanenko V.S. Pravovedenie i drugie discipliny: metodika prepodavaniya v ramkah uchebnoj programmy special'nosti «Tamozhennoe delo» // Vestnik Biyanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № 1. - S. 4-9.