Научная статья на тему 'Пути повышения уровня правосознания студентов неюридических направлений подготовки'

Пути повышения уровня правосознания студентов неюридических направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
342
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / LEGAL AWARENESS / СТУДЕНТЫ НЕЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ / STUDENTS OF NON-LAW DEPARTMENTS / ПРАВОВЕДЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / JURISPRUDENTIAL DISCIPLINES / ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕФОРМИРОВАННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ / ПРАВОВОЙ ИНФАНТИЛИЗМ / LEGAL INFANTILITY / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / LEGAL NIHILISM / СПРАВОЧНО-ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ / АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ / FORMS OF DISTORTED LEGAL COMPETENCE MANIFESTATION / LEGAL INFORMATION SYSTEMS / LAW SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Владлена Владиславовна, Кукушкина Любовь Анатольевна

В статье рассматривается проблема правовой грамотности и правосознания молодёжи, раскрываются основные формы проявления деформированного правосознания: правовой инфантилизм и правовой нигилизм. Основное внимание акцентируется на формировании правосознания студентов неюридических направлений подготовки, которые после окончания образовательных учреждений не могут в полной мере осуществлять профессиональные обязанности, основанные на нормах права. На основании проведённых нами опроса и тестирования студентов неюридических направлений подготовки выявлены некоторые недостатки в правовом воспитании студентов и выдвинуты определённые пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванова Владлена Владиславовна, Кукушкина Любовь Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to raise legal awareness among students of non-law departments

The article deals with the issue of legal competence and legal awareness of the young people. This issue arouses interest and a wide discussion in the university community and in general public. Youth forums and workshops aimed at improvement of economic and legal awareness among the young people are held in Russia annually. The article reveals the main forms of distorted legal competence manifestation: legal infantility and legal nihilism. The article focuses on the formation of legal awareness among undergraduates of non-law departments who face up difficulties performing their professional responsibilities which involve legal knowledge. The survey conducted among the students of Kostroma State University reveals some gaps in their legal competence and the article proposes the ways to solve a problem.

Текст научной работы на тему «Пути повышения уровня правосознания студентов неюридических направлений подготовки»

УДК 340

Иванова Владлена Владиславовна

Костромской государственный университет

iavnova98@bk.ru

Кукушкина Любовь Анатольевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет

lub-kuku@mail.ru

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматривается проблема правовой грамотности и правосознания молодёжи, раскрываются основные формы проявления деформированного правосознания: правовой инфантилизм и правовой нигилизм. Основное внимание акцентируется на формировании правосознания студентов неюридических направлений подготовки, которые после окончания образовательных учреждений не могут в полной мере осуществлять профессиональные обязанности, основанные на нормах права. На основании проведённых нами опроса и тестирования студентов неюридических направлений подготовки выявлены некоторые недостатки в правовом воспитании студентов и выдвинуты определённые пути их решения.

Ключевые слова: правосознание, студенты неюридических направлений подготовки, правоведческие дисциплины, формы проявления деформированного правосознания, правовой инфантилизм, правовой нигилизм, справочно-пра-вовые системы, Ассоциация юристов.

В современном мире, как никогда, человеку необходимо владеть знаниями в области права. Студентам, как будущим специалистам, это необходимо в их профессиональной деятельности. В связи с формированием правового государства и гражданского общества каждому человеку необходимо принимать участие в различных политико-правовых событиях, в частности, в выборах, массовых манифестациях, политических движениях. И самое важное состоит в том, что это участие должно быть осознанным, человек должен осознавать, что для нахождения правильных решений во множестве сложных ситуаций, ему необходимо руководствоваться нормам права.

Участие в разнообразных профессиональных и социальных правовых отношениях немыслимо без формирования правосознания студентов. В.Н. Карташов определяет правосознание как «совокупность идей, теорий, представлений, эмоций и т. п., выражающих оценку людей к ранее действовавшим, ныне существующим и желаемым юридически значимым явлениям, служащую внутренней детерминантой любой юридической деятельности (практики)» [2, с. 213]. Ещё в 2011 году Президентом РФ издан Указ об основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [7]. Однако проблема правовой грамотности и правосознания остаётся на сегодняшний день одной из важнейших для нашей страны.

Как известно, существуют основные формы проявления деформированного правосознания -это правовой инфантилизм и правовой нигилизм.

Правовой инфантилизм проявляется в низком уровне правовых знаний, неспособности принимать правильные правовые решения, в совершении ошибок при исполнении профессиональных обязанностей [3, с. 60]. Правовой нигилизм выража-

ется в негативном отношении к праву, в отрицании и игнорировании законов в качестве источников регулирования конфликтных отношений [6, с. 32].

Причиной таких проявлений деформации правосознания является недостатки в правовом образовании и воспитании студентов. Необходимо обратить внимание на то, что студенты не часто сталкиваются с ситуациями, требующими правового регулирования, по причине их возраста. Следовательно, они не до конца понимают значение права.

Проведённый нами тест-опрос студентов неюридических институтов КГУ (институт гуманитарных наук и социальных технологий, институт искусства и культуры, институт автоматизированных систем и технологий) выявил, что многие студенты данных направлений подготовки не в полном объёме уяснили тонкости принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также функции правоохранительных органов. Среди студентов присутствует в большом объёме правовой нигилизм, многие учащиеся некорректно используют знания о получении правовой информации.

Выводы ученых, проводивших исследование по проблеме повышения уровня правового сознания, подтверждают, что при надлежащем уровне правового воспитания у личности формируется высокий уровень правового сознания.

Выявленные нами недостатки требуют дополнительных путей их решения. М.В. Кручинина определяет следующие цели профессиональной подготовки студентов неюридических специальностей в области права:

1. Развитие правовых знаний будущего специалиста в конкретной сфере его профессиональной деятельности;

2. Воспитание гражданской ответственности и уважения к правам и свободам другого человека, правопорядку;

348

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

© Иванова В.В., Кукушкина Л.А., 2018

Пути повышения уровня правосознания студентов неюридических направлений подготовки

3. Усвоение системы знаний о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале;

4. Овладение умениями, необходимыми для реализации своих прав, и способами их осуществления;

5. Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному поведению в правовой сфере и к оценке событий с точки зрения соответствия закону [5, с. 18].

Осуществлению этих целей в профессиональных учебных заведениях способствует изучение дисциплины «Правоведение». Сейчас эта дисциплина, дающая основу правовых знаний, изучается на 1 курсе. Существуют некоторые ее особенности для студентов экономических, психолого-педагогических, военных и других направлений. Например, студенты психологических специальностей изучают семейное право, право в сфере образования, а студенты-программисты изучают правовые основы в области информационных технологий.

На наш взгляд, дисциплина «Правоведение» должна изучаться не только на 1 курсе, а в течение первых двух лет обучения и последнего года обучения. Как считает В. С. Романенко, при изучении общеобязательных правовых тем юридические дисциплины, связанные с профессиональной деятельностью, растворятся среди них в учебном процессе [8].

Для формирования готовности к ответственному поведению в своей будущей деятельности необходимо и на завершающем курсе изучать практикоориентированные вопросы, связанные с выполнением профессиональных обязанностей и осуществлением защиты своих прав. Итоговый курс дисциплины «Правоведение» предполагает увеличение практических занятий по тем отраслям права, которые регулируют их сферу деятельности. Необходимо способствовать развитию интереса у студентов к данному предмету путём бесед с представителями правоохранительных и судебных органов, особое внимание уделить проектной деятельности, работе в командах по решению интеллектуально-правовых задач, которые включали бы в себя вопросы по правовым аспектам действующего законодательств РФ и отражали бы их связь с профессиональной деятельностью студентов.

Одним из важных вопросов является проблема источника получения правовой информации. Студентов-юристов обучают пользованию спра-вочно-правовыми «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс». Нынешнему студенту более привычно и комфортно чувствовать себя в интернет-среде, нежели с книгой в руках. На наш взгляд, необходимо научить пользоваться этими ресурсами не только студентов-юристов, но и студентов других направлений подготовки, поскольку актуальная и достоверная правовая информацию нужна и им.

Для преодоления правового нигилизма и инфантилизма необходимо шире использовать различные формы просвещения. При реализации совместной проектной деятельности студентов разных направлений подготовки осуществляется работа в команде над проектом, таким образом, происходит обмен информации в определённой области знаний данных студентов. Студенты-юристы старших курсов могут проводить для студентов неюридических направлений подготовки во внеаудиторной деятельности факультатив по оказанию правовых консультаций по процедуре защиты своих прав. Ещё Марк Туллий Цицерон говорил: «Обязанность юриста - просвещать собственный народ». В просвещении граждан существенную роль может сыграть Ассоциация юристов, поскольку одной из её задач является юридическое обучение граждан и разъяснение им действующего законодательства. Большую помощь в выборе модели поведения или того или иного решения оказывают обывателям юридические клиники, осуществляющие работу по оказанию правовой помощи гражданам.

Таким образом, в целях повышения уровня правосознания студентов неюридических направлений подготовки необходимо, во-первых, учебным организациям скорректировать учебные планы и ввести на старших курсах правовую дисциплину с учётом особенностей их будущей профессиональной деятельности, во-вторых, шире использовать внеаудиторные формы работы по разъяснению правовых вопросов и преодолению правового инфантилизма и нигилизма. На наш взгляд, это позволит студентам в дальнейшем достаточно хорошо ориентироваться в правовых вопросах их профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: учеб. пособие. - Волгоград: ВГУ, 2000. -52 с.

2. Карташов В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавров. - Ярославль: ЯрГУ 2012. - 274 с.

3. Киселёва Л.А. Правовой инфантилизм и правовой нигилизм // Российская повседневность: история, современное состояние и перспективы развития. - Екатеринбург: УГЛТУ - 2013. - С. 59-61.

4. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Кейс-технологии в профессионально-правовой подготовке студентов вуза в условиях информатизации образования // Приволжский научный журнал. -2010. - № 1. - С. 206-212.

5. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Моделирование процесса формирования профессионального правосознания студентов неюридических специальностей в высшем образовании // Вестник Нижегородского Университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 3(1). С. 17- 24.

6. Лагун Д.А. Кризис и деформация правосознания // Право и демократия: сб. науч. трудов. -Вып. 26. - Минск. -2015. - С. 22-37.

7. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. № Пр-1168) // Российская газета. - 2011. - 14 июля.

8. Романенко В.С. Правоведение и другие дисциплины: методика преподавания в рамках учебной программы специальности «Таможенное дело» // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 4-9.

References

1. Voplenko N.N. Pravosoznanie i pravovaya kul'tura [Tekst] : ucheb. posobie. - Volgograd: VGU, 2000. - 52 s.

2. Kartashov V.N. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnoe posobie dlya bakalavrov. - YAroslavl': YArGU, 2012. - 274 s.

3. Kiselyova L.A. Pravovoj infantilizm i pravovoj nigilizm // Rossijskaya povsednevnost': istoriya, sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. -Ekaterinburg: UGLTU. - 2013. - S. 59-61.

4. Kruchinin M.V., Kruchinina G.A. Kejs-tekhnologii v professional'no-pravovoj podgotovke studentov vuza v usloviyah informatizacii obrazovaniya // Privolzhskij nauchnyj zhurnal. -2010. - № 1. - S. 206-212.

5. Kruchinin M.V., Kruchinina G.A. Modelirovanie processa formirovaniya professional'nogo pravosoznaniya studentov neyuridicheskih special'nostej v vysshem obrazovanii // Vestnik Nizhegorodskogo Universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - 2012. - № 3(1). S.17- 24.

6. Lagun D.A. Krizis i deformaciya pravosoznaniya // Pravo i demokratiya: sb. nauch. trudov. - Vyp. 26. - Minsk. -2015. - S. 22-37.

7. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v sfere razvitiya pravovoj gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan (utv. Prezidentom Rossijskoj Federacii 28 aprelya 2011 g. № Pr-1168) // Rossijskaya gazeta. - 2011. - 14 iyulya.

8. Romanenko V.S. Pravovedenie i drugie discipliny: metodika prepodavaniya v ramkah uchebnoj programmy special'nosti «Tamozhennoe delo» // Vestnik Biyanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № 1. - S. 4-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.