УДК 377:34:304
https://doi.org/10.24158/spp.2017.8.24
Ядрышников Константин Сергеевич
аспирант кафедры общей и социальной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, преподаватель Нижегородского колледжа малого бизнеса
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Yadryshnikov Konstantin Sergeyevich
PhD student,
General and Social Education Department, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Lecturer, Nizhny Novgorod College of Small Business
PROBLEMS OF FORMING LEGAL CULTURE AMONG STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Аннотация:
Статья посвящена вопросу формирования правовой культуры у российских студентов. Проанализированы особенности студентов, получающих среднее профессиональное образование неюридического профиля (возраст, профессиональная направленность образовательной деятельности, вовлеченность в правовую деятельность). Предложена авторская классификация групп проблем, с которыми сталкиваются или могут столкнуться педагоги при формировании правовой культуры у обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования (проблемы личностного осознания необходимости правовой культуры; учета специфики субъектных характеристик обучающихся при формировании правовой культуры; содержания образовательного контента исходя из специфики будущей профессии студента). Сделан вывод о том, что локализация и последующее пресечение выявленных форм правовой деформации правосознания студентов возможны в результате использования специально подобранного педагогического инструментария (например, кейс-технология) и при условии наличия у педагога профессиональной деятельностной, профессиональной социальной и индивидуальной компетенций.
Ключевые слова:
право, правовая культура, правосознание, компетенция, ФГОС, студенты, среднее профессиональное образование, правовое воспитание, деформация правосознания, правомерное поведение.
Summary:
The article is devoted to the formation of legal culture among Russian students. The study analyzes the features of students receiving a secondary non-legal vocational education (age, professional orientation of learning activities, and involvement in legal affairs). The author classifies the problems faced or likely to be faced by teachers in the process of formation of legal culture among students of secondary vocational education. They include personal awareness of the need for legal culture, the specific features of subjective characteristics in students when forming legal culture, the content of education based on peculiarities of career choice. It is concluded that the localization and the subsequent suppression in relation to the identified deformation of students' legal awareness are possible as a result of applying special pedagogical tools (for example, case technology) provided that a teacher has the professional action, professional social and personal competence.
Keywords:
law, legal culture, legal awareness, competence, Federal State Educational Standard, students, secondary vocational education, legal education, deformation of legal awareness, lawful conduct.
Правовая культура представляет собой понятие, характеризующее наличие определенного уровня правовых знаний, убеждений и правомерного поведения личности, отдельных социальных групп, всего общества. Необходимый уровень правовой культуры определяется как требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования соответствующей профессии или специальности (в части формируемых у студентов правовых компетенций), так и нормами законодательства Российской Федерации (например, «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденные поручением президента РФ от 28 апреля 2011 г. № Пр-1168).
В 2008 г. в своем послании съезду Ассоциации юристов России В.В. Путин определил приоритеты деятельности ассоциации, в числе которых обозначены укрепление правопорядка и правовой культуры в обществе и просветительская образовательная работа [1]. Безусловно, правовая культура составляет фундамент правового государства, которым, в соответствии со ст. 1 Конституции, является Российская Федерация. Основные усилия государства направлены на формирование правовой культуры в первую очередь у подрастающего поколения, молодежи, от которой зависит будущее страны.
Вопрос формирования правовой культуры имеет широкое общественное значение. В связи с этим одним из приоритетов государственной политики в сфере образования является принцип воспитания в гражданах правовой культуры личности. Данный принцип был закреплен в ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [2, с. 6].
В рамках настоящей работы освещены проблемы, с которыми сталкиваются или могут столкнуться педагоги и воспитатели при формировании правовой культуры у студентов образовательных организаций среднего профессионального образования. В статье проанализированы особенности студентов, получающих среднее профессиональное образование неюридического профиля, определены проблемы, с которыми могут столкнуться педагоги (с привлечением личного педагогического опыта автора работы), даны рекомендации по устранению выявленных проблем.
Выбор проблематики формирования правовой культуры именно у студентов среднего профессионального образования обусловлен тем, что этот уровень профессионального образования, являясь промежуточным между общеобразовательной и высшей профессиональной школой, исходя из формируемых компетенций, представляет собой фундамент будущего социально-экономического развития России, кадрового потенциала, гражданского общества в целом.
Сформированные правовые компетенции позволят обучающемуся среднего профессионального образования стать достойным гражданином, патриотом и одновременно с этим компетентным профессионалом в той или иной сфере деятельности.
Практика педагогической деятельности, в частности по формированию правовой культуры у студентов, позволяет выделить ряд особенностей контингента обучающихся образовательных организаций данного вида, которые обязательно необходимо учитывать при формировании у студентов высокого уровня правовой культуры. Говоря об особенностях, мы, разумеется, берем во внимание исключительно внешние (общие) характеристики образовательной организации среднего профессионального образования. Конечно, каждая образовательная организация имеет свои внутренние средовые, методические, кадровые, материальные особенности, анализ которых настоящая работа не предполагает.
Так, можно выделить следующие особенности.
1. Возраст. Учитывая средний возраст студентов - от 15 до 20 лет, отметим их повышенную психоэмоциональную возбудимость, частую смену настроения. Студент начинает более осмысленно и разнообразно коммуницировать, происходит его личностное и профессиональное самоопределение. В.А. Сухомлинский достаточно лаконично охарактеризовал одно из противоречий подросткового возраста: «желание самоутвердиться и неумение это сделать» [3, с. 57]. Вместе с тем студент начинает в полной мере рефлексировать, ощущает способность к саморазвитию (в том числе в профессиональном плане), социализируется (как направленно, так и ненаправленно), формируется его собственное «я».
2. Профессиональная направленность образовательной деятельности. Чувство «взрослости» порождает, помимо прочего, желание профессионально самоопределиться. Профессиональная ориентация старших школьников, проводимая педагогами как общеобразовательных, так и профессиональных образовательных организаций, побуждает не просто строить жизненные планы, но и задумываться об инструментарии для их реализации. Молодые люди получают информацию о серьезной конкуренции на рынке труда, что способствует заинтересованности их в приобретении максимального объема компетенций (в том числе правовых).
3. Вовлеченность в правоотношения. Большинство студентов на момент поступления в образовательную организацию уже обладают общей трудоспособностью, часть студентов - полностью дееспособна, отдельные студенты имеют опыт трудовой деятельности. Следовательно, значительно расширяется круг социальных коммуникаций (трудовых, семейных, административных и т. д.). Студенты вступают в гражданско-правовые отношения, являются сторонами договоров (трудовых, гражданско-правовых), осуществляют юридически значимые действия (принятие наследства, социальный наем жилого помещения, участие в голосовании на общем собрании собственников квартир в многоквартирном доме и т. д.). Для полноправного участия в данных правоотношениях обучающиеся должны обладать определенным перечнем компетенций, основными из которых являются правовые.
На основе анализа особенностей контингента студентов нами были выявлены основные проблемы, с которыми сталкивается (может столкнуться) педагог при формировании правовой культуры студентов.
1. Проблема личностного осознания необходимости правовой культуры.
Рассмотрением правовой культуры как смыслообразующей категории, формирующей личную систему ценностей, занимались многие исследователи, однако данная проблема не теряет своей актуальности.
Значительная часть студентов в достаточной мере осознает высшую власть закона. Необходимость осуществлять исключительно правомерное поведение высказывается студентами как на учебных занятиях (например, во время диспута по какой-либо правовой проблеме), так и во внеурочной деятельности (например, при работе над проектом «Моя законотворческая инициатива»). Вместе с тем стоит отметить категорию обучающихся, признающих право как жизненную безусловную ценность и при этом демонстрирующих гипертрофированное понимание его значения как для личности, так и для общества в целом. У этой категории обучающихся можно диагностировать такую форму деформации правовой культуры, как правовой идеализм (юридический фетишизм). Данный термин был введен в научный оборот профессором Н.И. Матузовым и обозначает переоценку роли права как инструмента, с помощью которого возможно решить любые социальные проблемы общества [4]. Разумеется, педагог должен разъяснить ошибочность такого понимания права и некорректность рассмотрения его как средства решения всех проблем.
Здесь же отметим правовой негативизм - отрицание обучающимся права как инструмента, регулирующего социально-экономические отношения в обществе. В этом случае педагог должен, проявив достаточно широкую эрудицию, привести в пример какую-либо отрасль общественных отношений, которая успешно регулируется правовыми нормами (например, активное регулирование государством интернета, позволяющее сделать Сеть более безопасной, и т. д.) [5].
На наш взгляд, основной проблемой формирования правовой культуры личности (в частности, студентов среднего профессионального образования 1-го курса) является правовой нигилизм (в бытовой форме) [6]. Ряд студентов подвержен правовому нигилизму, который можно охарактеризовать не отрицанием самих законов, но в большей степени неверием, что закон может решить их личные проблемы. Эта категория студентов считает, что закон всегда может быть истолкован произвольно, люди, знающие закон, могут использовать его, как им это выгодно и в ущерб для остальных членов общества. В данном случае педагог на конкретных примерах (как правило, из общественных отношений, близких студентам, например защита прав потребителей) должен показать возможности защиты своих прав и законных интересов, раскрыть механизмы защиты, подчеркнув необходимость знать закон и самому не нарушать правовые нормы.
2. Проблема учета специфики субъектных характеристик обучающихся при формировании правовой культуры.
Выше нами были отмечены основные характеристики студентов. Педагогическая деятельность преподавателя невозможна без учета возрастных, профессиональных (специальность (профессия), по которой студент обучается) особенностей, требований федеральных государственных образовательных стандартов и т. д. Однако именно при формировании у обучающихся правовой культуры педагог может столкнуться с такими вытекающими из вышеперечисленных особенностей проблемами, как правовой инфантилизм и правовой эгоцентризм. Последнее подразумевает использование права исключительно в своекорыстных целях, пренебрегая возможным нарушением прав других лиц. Данная деформация правосознания может быть следствием непреодоленного детского эгоизма и превратиться в черту характера. В этом случае студентом могут игнорироваться и не приниматься беседы о необходимости соблюдать баланс интересов всех членов общества. Практика показывает, что наиболее действенно информирование студента о возможных негативных последствиях (санкциях), которые могут последовать за пренебрежение и нарушение чужих прав и законных интересов в угоду своим.
3. Проблема содержания образовательного контента исходя из специфики будущей профессии студента.
Пункт 3.2.13 ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» определяет понятие «образовательный контент» как «структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе». Применительно к проблеме формирования правовой культуры студентов отметим, что педагоги достаточно часто используют такие универсальные педагогические методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский и т. д., однако они не всегда способны в полной мере учесть правовую специфику будущей профессии студента. В итоге правовые компетенции выпускника, полученные им не в полном объеме или не полученные вообще, могут не только отрицательно сказаться на профессионализме молодого специалиста, но и в принципе лишить его возможности претендовать на вакантную должность (на собеседовании, как правило, затрагиваются вопросы правовой компетенции соискателя вакансии).
Автор настоящей работы (преподаватель правовых дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования) с целью преодоления данной проблемы в своей педагогической деятельности использует кейс-технологию. Правовые кейсы составлены таким образом, что изучаются правовые проблемы именно той профессиональной области, по которой студент обучается. В данном случае студент получает необходимые правовые знания и
правовое воспитание. Также преподаватель при необходимости может использовать кейсы как диагностический аппарат сформированности у студентов тех или иных правовых компетенций.
Подводя итог, отметим, что формирование правовой культуры студентов в образовательных организациях среднего профессионального образования - это довольно сложный процесс. Педагог должен обладать всем комплексом педагогических компетенций для преодоления возникающих при этом проблем, а именно:
1) профессиональной деятельностной компетенцией, предполагающей наличие специальных юридических знаний и навыков правоприменения, что позволит без искажений транслировать студентам правовые знания, знакомить их с примерным алгоритмом действий в той или иной правовой ситуации;
2) профессиональной социальной компетенцией, которая позволит педагогу, руководствуясь профессиональной этикой общения со студентами, раскрывать ту или иную правовую проблематику, не навязывая им при этом собственного мнения (например, при обсуждении необходимости введения моратория на смертную казнь в России), с учетом приведенных выше возрастных особенностей студентов;
3) индивидуальной компетенцией, предполагающей профессиональное совершенствование педагога. Помимо систематического повышения квалификации, постоянно изменяющееся законодательство России, судебная практика по резонансным делам (в том числе за пределами России) требуют от педагога еженедельного мониторинга правовой информации. Временные издержки при этом неизбежны, и педагог должен быть к этому готов.
В работе была предпринята попытка определенной систематизации проблем по группам с указанием наиболее часто встречающихся в практике автора форм правовой деформации правосознания студентов и возможностей их локализации и последующего пресечения. Это возможно в результате использования специально подобранного педагогического инструментария (например, кейс-технология) и при условии наличия у педагога указанных выше компетенций.
Представляется, что описанный опыт может быть полезен и использован в иных образовательных организациях (например, высшего профессионального образования) с целью формирования у студентов правовой культуры высокого уровня.
Ссылки:
1. Кузьмин В. Как юрист юристам [Электронный ресурс] // Российская газета. 2008. 31 янв. URL: https://rg.ru/2008/01/31/urist.html (дата обращения: 06.08.2017).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. М., 2015. 160 с. (Законы и кодексы).
3. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 2016. 346 с.
4. Матузов Н.И. Правовой идеализм как оборотная сторона правового нигилизма // Государство и право. 2013. № 10. С. 5-12.
5. Марченя П.П. Правовой нигилизм в России: мифы и реалии // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 2. С. 28-31.
6. Осмонова А.А. Пути преодоления правового нигилизма // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2015. Т. 15, № 2. С. 139-141.
References:
Kuzmin, V 2008, 'The message from a lawyer to lawyers', Rossiyskaya gazeta, January 31, viewed 06 August 2017, <https://rg.ru/2008/01/31/urist.html>, (in Russian).
Marchenya, PP 2016, 'Legal nihilism in Russia: myths and realities', Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, no. 2, pp. 28-31, (in Russian).
Matuzov, NI 2013, 'Legal idealism as the flip side of legal nihilism', Gosudarstvo i pravo, no. 10, pp. 5-12, (in Russian). Osmonova, AA 2015, 'Ways of overcoming legal nihilism', Vestnik Kyrgyzsko-Rossiyskogo slavyanskogo universiteta, vol. 15, no. 2, pp. 139-141, (in Russian).
Sukhomlinsky, VA 2016, The birth of a citizen, Moscow, 346 p., (in Russian).