Научная статья на тему 'Социально-культурное воспитание школьников посредством продуктивных игр'

Социально-культурное воспитание школьников посредством продуктивных игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бездорнова Ю. И., Мирошниченко А. В.

В статье рассматривается суть и значение социально-культурной деятельности для современного общества. На примере применения продуктивных игр в условия школы раскрывается результат социокультурного воспитания школьников и его влияние на выбор профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-культурное воспитание школьников посредством продуктивных игр»

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОДУКТИВНЫХ ИГР

© Бездорнова Ю.И., Мирошниченко А.В.

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье рассматривается суть и значение социально-культурной деятельности для современного общества. На примере применения продуктивных игр в условия школы раскрывается результат социокультурного воспитания школьников и его влияние на выбор профессии.

Социально-культурная деятельность является социально и педагогически организованным гарантом сохранения, развития и освоения культурных ценностей, создания благоприятной основы для социально-культурных инноваций и инициатив.

Характерной чертой содержания социально-культурной деятельности, является общественно-политическая направленность. Это связано с необходимостью формирования политической и экономической культуры населения России, активизации общественно-политической жизни и повышения уровня компетентности граждан в вопросах социально-политической и социально-экономической направленности.

Современная общеобразовательная школа призвана выполнять задачу государственной важности - подготовка школьников к выбору профессии, создание условий для профессионального самоопределения. В разрешении социально-значимых задач современной школы в данном ключе активную помощь оказывают социально-культурные условия, которые находят свое отражение в применении в учебно-образовательном процессе продуктивных игр.

Если обратиться к истории развития профориентации в России, то около тридцати лет по политическим причинам данная тема в науке не развивалась. По многим авторитетным оценкам, профориентация в СССР была окончательно «реабилитирована» в 70-е годы - благодаря трудам Е.А. Климова, работавшего в то время в Ленинграде в Институте профессионально-технического образования. Именно Е.А. Климов наиболее основательно занялся разработкой теоретических основ профессиографии и выбора профессии. Разработанная им классификация профессий и методика выявления профессиональных интересов в настоящее время в нашей стране широко используется.

В 70-80-е годы в русле психологических исследований в интересах практической профориентации были изучены роль и место трудовой подготовки учащихся в их профессиональном выборе (П.Р. Атутов, В.А. Поляков), особенности профессиональных предпочтений учащихся при согласованном взаимодействии школы и семьи (Л.В. Ботякова, М.С. Савина). Были изданы соответствующие пособия для студентов педагогических

вузов, которые широко использовались и специалистами консультационных пунктов Госкомтруда СССР.

В 80-е годы центры профориентации молодежи появились в большинстве крупных городов СССР. Это были специализированные межотраслевые научно-методические центры, которые управлялись и финансировались Министерством образования и Министерством труда.

Следует, однако, отметить, что все конструктивные усилия в данной сфере фактически обесценивались общей стратегией образования и политикой распределения трудовых ресурсов. Задачей «хорошей» школы негласно признавалась подготовка учащихся к поступлению в вузы, достоинство школы измерялось количеством поступивших в вузы. Обогнав весь мир по количеству представителей «интеллигентных» профессий на душу населения, мы тем самым невольно подготовили сегодняшнюю драматическую ситуацию, когда большая часть этой армии оказалась невостребованной в изменившихся экономических условиях.

Неуклюжее вхождение в рынок в 90-е годы вылилось в отказ государства от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства.

Молодой человек в сфере профессионального самоопределения оказался предоставлен сам себе. Во многих случаях родительский пример перестал быть убедительным, общественные запросы остаются расплывчатыми и неясными (кто сегодня может ответить, сколько на самом деле стране или региону требуется инженеров или учителей?).

Усложнило ситуацию катастрофическое падение престижа многих общественно значимых профессий. Для большинства молодых людей на первый план выступили не всегда адекватные реальности прагматические соображения, а также спонтанно-эмоциональный выбор по мотивам престижности.

Разрешение данной проблемы во многом ложится на плечи школьных учителей и психологов. По данным опросов учителей, учащихся и их родителей, именно от школы современные школьники ждут помощи. Современный рынок труда требует не только специфических способностей и склонностей, но и немалой личностной зрелости. В наши дни жизненный успех определяется не столько усвоенными навыками, сколько личностной позицией.

Безусловно, не является секретом, что профессия учитель притерпивает крушение с позиции ее выбора. В педагоги идут единицы. Не смотря на то, что наш факультет ежегодно делает набор студентов, замечено, что абитуриенты с низкими баллами к нам не поступают, но желание по окончанию Кубанского государственного университета (КубГУ) осуществлять педагогическую деятельность притупляются.

С ноября 2009 года на базе МОУ СОШ № 70, г. Краснодара нами был запущен педагогический эксперимент по искомой проблеме.

В условиях Кубанского государственного университета факультета педагогики, психологии и коммуникативистики была разработана методика осуществления профориентационной деятельности направленной на про-

фессиональное самоопределения учащихся предпрофильных и профильных классов, а также была продумана и разработана педагогическая технология. Останавливать на реализации педагогической технологии мы не будем, а уделим внимание той форме, по средствам чего осуществляется профориентационная деятельность, а именно на деловой и продуктивной игре.

Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Если обратиться к истории вопроса, то истоки деловой игры (ДИ) восходят к магическим обрядам древнего человека, к ритуальным танцам охотников, воспроизводившим процесс охоты до ее начала и выполнявшим не только магические, но и учебные функции. Непосредственный предшественник ДИ - военная игра, зародившаяся в XVII в. «Потешные полки» юного Петра I и их военные забавы - предтечи маневров, ставших деловыми учебными играми в армии. Первая ДИ, названная организационно-производственным испытанием, была разработана и проведена в 1932 г. в г. Ленинграде, но по ряду социально-исторических причин она была забыта в СССР и возродилась в 1957 г. в США с использованием ЭВМ. Сегодня ДИ широко используются в учебном процессе за рубежом. В советской педагогической науке проблема ДИ стала активно разрабатываться начиная с 60-х гг. В настоящее время ДИ используются в учебном процессе институтов повышения квалификации, на научно-методических конференциях и в учебном процессе, как в высших, так и средних специальных учебных заведениях, технических и гуманитарных.

ДИ активизируют мыслительную деятельность, развивают творческие способности. Их ценность состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией.

В основу разработанной нами модели положен элемент дискуссии, что позволяет участникам игры высказывать свое мнение, не боясь резкой оценки со стороны старшего поколения. Стремление непринужденно, в игровой форме, но, в то же время, с акцентом на необходимость осознанного выбора, активизировать стремление учащихся к профессиональному самоопределению - один из основных принципов данной технологии.

Анализ литературных источников по данной проблеме позволил сделать вывод, что подготовка к самостоятельному выбору профессии должна опираться на следующее: ориентирование на самовоспитание; определение преобладающего типа личности (Дж. Холанду); определение склонности к группе профессий (Е.А. Климову); обзор всего многообразия про-

фессий и выделение наиболее востребованных с учетом желания и возможностей учащегося.

В настоящее время данный вид профессионального информирования школьников мы осуществляем в форме деловой и продуктивных игры. Игры организовываются путем информирования администрации школ о том, что КубГУ предлагает встречу со старшеклассниками. Директора делают заявки. Выбирается базовая школа и в ее условия все зарегистрированные участники встречаются для обсуждения насущных проблем в форме деловых, продуктивны игр, игр с элементами профессиональной дискуссии. Участвуют учащиеся 8-10 классов, 4-5 команд по 7 человек в каждой. В начале общения ведущий проводит беседу, в которой раскрывает актуальной данной встречи, обосновывает. По времени, это занимает не более 10 минут. В этой беседе мы делаем акцент на работе нашего научного студенческого общества и показываем презентацию наших достижений. Позже, ребятам для обсуждения предлагаются три темы, например: «Уходить после девятого, или переходить в десятый», «Профессия учитель, престижно или...», «Успешен в жизни - заслуга ли правильного выбора» и многие другие. Ребята выбирают любую для обсуждения, и начинается дискуссия. По истечении 15 минут участники должны сформулировать свою позицию, и в соответствии в позицией «за» или «против» занимают отведенную часть зала. В данной деятельности старшеклассникам помогает группа игротехников и статистов. В роли игротехников выступают студенты специальности «Психология и педагогика», а роли статистов студенты специальности «Социальная педагогика». Ребята не только выполняют свою миссию, но и оказывают консультационную помощь. Затем, участникам продуктивной игры дается дополнительное время для общения в избранной группе (примерно 10 минут), а по истечении времени для обсуждения выносится командное мнение по обсуждаемому вопросу. Тема раскрыта. После чего игроки переходят к обсуждению еще двух тем. Обычно, за время игры участниками обсуждается 2-3 темы. Итогом, является определение тематики последующей встречи и награждение участников сертификатами и грамотами.

В течение прошлого учебного года (2010-2011) мы провели 7 встреч со старшеклассниками г. Краснодара и Краснодарского края. В них приняли участие 11 школ, 97 учащихся. 26 старшеклассников проявили интерес к педагогической профессии и в сентябре этого года 24 стали студентами нашего университета и института начального среднего профессионального образования.

В настоящее время на факультете педагогики, психологии и коммуни-кативистики Кубанского государственного университета запланировано 9 встреч со старшеклассниками и объявлен конкурс на лучшую инновационную педагогическую форму для осуществления профессионального ориентирования молодежи. Результаты конкурса и новых встреч с учащимися 8-10 классов нами будут освящены в последующих статьях.

Список литературы:

1. Агапова Г.Г. Помочь найти себя // Школа и производство. - М.: Педагогика, 1987. - № 5. - С. 15-16.

2. Бездорнова Ю.И., Крохмаль Е.В. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи как фактор жизненного успеха // Наука. Образование. Молодежь: Материалы VII Международной научной конференции молодых ученых (10-11 февраля 2011 года). - Майкоп,2011. - Т. I. - 138 с.

3. Борисова Е.М. Индивидуальность и выбор профессии // Школа и производство. - М.: Педагогика, 1989. - № 4. - С. 27-34.

4. Киселева Т.Т., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: уч. пособие. - М.: МГУК, 1995.

5. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: уч. пособие. - М.: МГУК, 1993.

6. Крохмаль Е.В. Социально-культурное воспитание сельских школьников средствами детской организации / Е.В. Крохмаль // Вестник Института им. Россинского: ежегодный науч. и инф. журнал. - Краснодар: Изд-во Ин-та им. Россинского Вып. 30 2(5) материалы международной очнозаочной научно-практической конференции с 7-14 апреля 2011 г. «Современные проблемы обучения, воспитания и развития личности в условиях среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования», Краснодар, 7-14 апреля 2011 г. - С. 32-39.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ © Крохмаль Е.В.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье обозначена значимость создания в условиях сельской школы детской организации способствующей повышению уровня социально-культурной воспитанности школьников. Представлены этапы проектирования процесса социализации учащихся сельских школ. Обоснованы возможности влияния детской организации на развитие личности.

Перед современной сельской школой стоят важные задачи, связанные с демократизацией воспитательного процесса, поисками различных форм самоуправления, поддержкой творческой инициативы педагогов и учащихся, организация психолого-педагогических условий для развития уровня социально-культурного воспитания учащейся молодежи. Безусловно, разрешение этих задач требуют диалектического учета опыта мировой педагогической практики и науки в целом.

* Преподаватель кафедры Технологии и предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.