Научная статья на тему 'Профессиональное ориентирование учащихся в условиях современной сельской школы'

Профессиональное ориентирование учащихся в условиях современной сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крохмаль В. В., Шалаева А. Д.

В статье рассматривается актуальная тема профессионального информирования сельских школьников и представлен анализ уже проведенной экспериментальной деятельности в русле искомой проблемы. На примере применения деловых и продуктивных игр раскрывается результат профессионального выбора выпускников сельских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное ориентирование учащихся в условиях современной сельской школы»

78 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

7. Рождественский Ю.В. Словарь терминов. (Общеобразовательный тезаурус): Мораль. Нравственность. Этика / Ю.В. Рождественский. - М.: Академия, 2002. - 345 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

© Крохмаль В.В.*, Шалаева А.Д.

Институт начального профессионального образования Кубанского государственного университета, г. Краснодар

В статье рассматривается актуальная тема профессионального информирования сельских школьников и представлен анализ уже проведенной экспериментальной деятельности в русле искомой проблемы. На примере применения деловых и продуктивных игр раскрывается результат профессионального выбора выпускников сельских школ.

В настоящее время количество сельских школ в России достигает 46 тыс., что составляет 70,4 % от общего количества общеобразовательных учреждений России, в которых обучается 28,8 % детей, от общего числа педагогических кадров работает 41 %. От уровня профессиональной деятельности сельского учителя во многом зависят ценностные ориентации детей и молодежи, становление их мировоззрения, нравственные установки, качество образованности, культура и многое другое.

Сельская школа, является единственным образовательным учреждением по месту жительства учащихся, где они могут получить полное или основное среднее образование. Поэтому перед учителями сельской школы стоят важные социальные задачи: способствовать сохранению и укреплению семейно-общинных форм жизни и воспитания детей, «укоренению» растущего человека в родной местности, приобщению его к традициям, ценностям отечественной истории и культуры; содействие всестороннему развитию современного сельского школьника и профессиональное ориентирование учащихся. Успех общеобразовательной школы во многом зависит от создания в ней необходимых педагогических условий для формирования и развития у сельских школьников знаний о профессиях и их выборе.

Многолетний опыт работы бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 Темрюкского района Красно-

* Научный руководитель: Крохмаль Е.В. преподаватель кафедры Технологии и предпринимательства, координатор деятельности научного студенческого общества факультета Педагогики, психологии и коммуникативистики.

дарского края по искомой проблеме исследования показал, что целесообразная, спланированная деятельность участников образовательного процесса направленная на профессиональное ориентирование старшеклассников позволяет решать многие насущные проблемы воспитания.

Проводимая нами профориентационная работа осуществляется по четырем направлениям: информационному, диагностическому, консультационному и тренинговому.

В процессе деятельности мы знакомили старшеклассников с различными профессиями. Данная деятельность осуществлялась посредствам проведения лекций, семинаров, индивидуальных консультации, встреч с представителями различных профессий, экскурсии и т.п.

Провели диагностику используя измерительные материалы А.Е. Климова, Голомштока, Голланда, Кэттелла, Миннесотского т.п., использовали специальные, групповые, игры и упражнения с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения.

Эксперимент позволил нам обратить внимание и на тот факт, что для реализации данного научного направления и достижения поставленной цели, особую роль выполняет психологическая поддержка. Благодаря слаженной работе с психологом школы, мы осуществляли профессиональное консультирование, информирование и психодиагностику.

В настоящее время данную деятельность мы осуществляем по средствам применения в учебном процесс деловы, продуктивных игр. Данную идею мы переняли у наших коллег, студентов факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета.

Деловые игры организовываются путем информирования администрации школ о том, что КубГУ предлагает встречу со старшеклассниками. Директора делают заявки. Выбирается базовая школа и в ее условия все зарегистрированные участники встречаются для обсуждения насущных проблем в форме деловых, продуктивны игр, игр с элементами профессиональной дискуссии. Участвуют учащиеся 8-10 классов, 4-5 команд по 7 человек в каждой. В начале общения ведущий проводит беседу, в которой раскрывает актуальной данной встречи, обосновывает. По времени, это занимает не более 10 минут. В этой беседе мы делаем акцент на работе нашего научного студенческого общества и показываем презентацию наших достижений. Позже, ребятам для обсуждения предлагаются три темы, например: «Уходить после девятого, или переходить в десятый», «Профессия учитель, престижно или...», «Успешен в жизни - заслуга ли правильного выбора» и многие другие. Ребята выбирают любую для обсуждения, и начинается дискуссия. По истечении 15 минут участники должны сформулировать свою позицию, и в соответствии в позицией «за» или «против» занимают отведенную часть зала. В данной деятельности старшеклассникам помогает группа игротехников и статистов. В роли игротехников выступают студенты

80 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

специальности «Психология и педагогика», а роли статистов студенты специальности «Социальная педагогика». Ребята не только выполняют свою миссию, но и оказывают консультационную помощь. Затем, участникам продуктивной игры дается дополнительное время для общения в избранной группе (примерно 10 минут), а по истечении времени для обсуждения выносится командное мнение по обсуждаемому вопросу. Тема раскрыта. После чего игроки переходят к обсуждению еще двух тем. Обычно, за время игры участниками обсуждается 2-3 темы. Итогом, является определение тематики последующей встречи и награждение участников сертификатами и грамотами.

Такие игры мы провели две. Одну в конце 2010-2011 учебного года, а другую в этом учебном году. Отклики были самые разнообразные, но все они больше в положительные. В настоящее время для старшеклассников предложен и подготавливается выезд в Кубанскую столицу, наш институт начального среднего профессионального образования, для участие в краевой игре по данной тематике.

Каковы будут профессиональные предпочтения мы можем проследить только после того как ребята окончат школу. Но, уже знаем, что каждый из выпускников экспериментальной школы определился со своим профессиональным выбором.

Список литературы:

1. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Педагогика, 1991.

2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1988.

3. Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М.: Просвещение, 1984.

4. Крохмаль Е.В. Деятельность студенческого научного общества как педагогическое средство развития самостоятельности студента-будущего исследователя / Е.В. Крохмаль // Вестник Института им. Россинского: ежегодно науч. и инф. журнал. - Краснодар: Изд-во Ин-та им. Россинского. -Вып. 26 7(7): Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 1-30 мая 2010 г. «Современные проблемы процесса обучения, воспитания и развития личности в учреждениях среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования», Краснодар, 1-30 мая 2010. - С. 198-201.

5. Крохмаль Е.В., Бездорнова Ю.И., Чумакова А. Научно-исследовательская деятельность студента педагогического факультета как фактор формирования конкурентоспособного специалиста (из опыта работы студенческого научного общества факультета педагогики, психологии и комму-никативистики Кубанского государственного университета) / Е.В. Крохмаль, Ю.И. Бездорнова, А. Чумакова // Вестник Института им. Россинско-

го: ежегодный науч. и инф. журнал. - Краснодар: Изд-во Ин-та им. Рос-синского. - Вып. 30 2(5): материалы международной очно-заочной научно-практической конференции с 7-14 апреля 2011 г. «Современные проблемы обучения, воспитания и развития личности в условиях среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования», Краснодар, 7-14 апреля 2011 г. - С. 42-46.

6. Крохмаль Е.В., Козлова Т.П. Социализация учащихся сельской общеобразовательной школы средствами детской общественной организации / Е.В. Крохмаль, Т.П. Козлова // «Наука. Образование. Молодежь»: VII Международная научная конференция молодых ученых, посвященная 70-летию Адыгейского государственного университета. - Майкоп, 2010. - С. 334-336.

7. Крохмаль Е.В., Шляхов Ю.В. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях средней и высшей школы / Е.В. Крохмаль, Ю.В. Шляхов // «Наука. Образование. Молодежь»: VII Международная научная конференция молодых ученых, посвященная 70-летию Адыгейского государственного университета. - Майкоп, 2010. - С. 232-233.

8. Симоненко В.Д., Суровицкая Т.Б. Профессиональное самоопределение школьников. - М., 1995.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© Крохмаль Е.В.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье рассматривается вопрос организации социально-культурной деятельности учащихся сельских школ. Школьная детская организация выступает в данном случае как условие, в котором учащиеся приобретаю необходимый социальный опыт, формируют нормативное поведение школьников, успешно взаимодействуют со всеми участниками образовательного процесса, развивают лидерские качества и т.д. В статье также, представлен анализ психолого-педагогических особенностей построения программы социально культурной деятельности сельских школьников.

Процесс социально-культурного воспитания личности, как и любой вариант и компонент образовательного процесса, не может функциониро-

* Магистрант кафедры Педагогики. Научный руководитель: Рослякова Н.И., заведующий кафедрой Дошкольной педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор, академик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.