Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка профессионально самоопределания старшеклассников в процессе изучения различных предметных дисциплин'

Педагогическая поддержка профессионально самоопределания старшеклассников в процессе изучения различных предметных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошниченко В. П., Борисова Л. В.

В настоящее время, профессиональная ориентация в школе приобретает новое качество. Она является важнейшим компонентом образования, его приоритетной целью. В статье подчеркивает актуальность профессионального самоопределения школьников. Раскрывается смысл педагогической поддержки совестной деятельности учителя и учащегося (в процессе преподавания различных учебных предметов) направленной на успешное профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка профессионально самоопределания старшеклассников в процессе изучения различных предметных дисциплин»

Продолжение табл. 1

Уровни сформированности субъектных способностей.

низкий средний высокий

3. ТВОРЧЕСКИМ КРЕАТИВНЫМ ПОТЕНЦИАЛ.

4. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Успешен в самообразовании и

Может выполнять задания на репродуктивном уровне. Самостоятельные навыки на низком уровне. Требуется контроль преподавателя в самостоятельной работе. Успешен в самообразовании, не всегда самостоятельно на творческом уровне выполняет домашнюю работу. Общеученые умения развиты слабо. активен в познавательной деятельности, самостоятельно на творческом уровне выполняет домашнюю работу, умеет сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.

Примечание: Аналогичная таблица выдается для ежемесячного заполнения и подведения результатов профориентационной работы в УДО.

Специфика субьектно-развивающего образования в УДО, на наш взгляд, выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. В субъектно-развивающем подходе основными принципами психологического анализа являются принципы субъектности и развития, которые позволяют использовать теоретические положения, методы, методики и технологии изучения и развития субъекта, выявить особенности, механизмы и закономерности развития субъекта на разных этапах его жизнедеятельности.

Список литературы:

1. Левин К. Динамическая психология. - М.: Смысл, 2001.

2. Куликова Л.Н. Проблема саморазвития личности. - 2-ое издание. -Благовещенск, 2006.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО САМООПРЕДЕЛАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ДИСЦИПЛИН

© Мирошниченко В.П., Борисова Л.В.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В настоящее время, профессиональная ориентация в школе приобретает новое качество. Она является важнейшим компонентом образова-

* Учитель физики МОУ СОШ № 70 (г. Краснодар).

ния, его приоритетной целью. В статье подчеркивает актуальность профессионального самоопределения школьников. Раскрывается смысл педагогической поддержки совестной деятельности учителя и учащегося (в процессе преподавания различных учебных предметов) направленной на успешное профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ.

В постановлении Правительства РФ о концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. среди приоритетов образовательной политики, наряду с введением единого государственного экзамена, стандартов образования и др. подчеркнуто, что одновременно отрабатывается и реализуется система специализированной подготовки - профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

В настоящем документе речь идет об отработке гибкой системы профилей, их кооперации с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, усилении роли учебных дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся и их включение в трудовые отношения, профессиональную подготовку.

Не оспорим тот факт, что профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и является ее логическим завершением.

Полноценную помощь школьнику в выборе профессии может оказать не только социальная служба школы, но и учителя предметники. Каждый из них в процессе обучения детей пропагандирует различные профессии. Например, в процесс изучения физики школьники не только получают предметные знания, но и знакомятся с такими профессиями как: учитель, лаборант, технолог, научный сотрудник, инженер, специалист в области нефтяной и газовой промышленности и т.д. Учащийся проявляя заинтересованность к определенному ремеслу особенно зыбко начинает относится к изучаемому предмету. Это помогает им только организовать учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьный предмет, которые могут ему пригодиться в трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия родителям, близким, учителям и самому себе в отношении к своему будущему Оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни.

Исследования, проведенные нами в начальной школы показали, что в настоящее время младших школьников привлекают такие профессии, как: модель, директор (не имеет значения какой отрасли), киллер, домохозяйка (рассматривается девочками как профессия), певица, артист, бизнесмен, банкир. Ребят не интересует содержание этих профессий, их привлекает известность и материальная сторона.

Этот профессиональный выбор связан с тем, что современная молодежь не видит необходимости в выборе той профессии, которая не приносит хороших доходов, известности, признательности, а трудиться без этого, просто так, не имеет никакого смысла. Лучше уж совсем не работать. Такой профессиональный выбор делает школьник не потому, что молодое поколение ленится, а чаще всего причина имеет бытовой характер.

Не все родители уделяют должное внимание детям по различным причинам, но чаще всего по причине трудовой занятости. Не все могут приобрести своим малышам самое необходимое или, то, что необходимо только ребенку и т.д. Замечая это в реальной жизни, дети находят выход из сложившейся бытовой проблемы в СМИ, где чаще всего показывается «красивая жизнь», хозяевами которой являются представители вышеперечисленных профессий, а учителя, научные сотрудники, военные, медики, библиотекари и т.д. и т.п. на фоне некой «профессиональной элиты» выглядят значительно скромнее.

Убедить ребят в том, что все работы хороши, в настоящее время учителю и родителям становится очень сложно. Безусловно, на выборе профессии школьников сказался социальный, политический, экономический кризис нашей страны. Это отмечают в своих исследованиях многие ученые.

Молодой человек в сфере профессионального самоопределения на сегодняшний день оказался одиноким. Родительский пример перестает быть для них убедительным, общественные запросы остаются расплывчатыми и неясными. Катастрофическое падение престижа многих общественно значимых профессий отразилось на спонтанно-эмоциональном выборе мотивам профессионального престижности. Проблема профессионального выбора, а именно профессионального самоопределения приобретает значительную актуальности.

Профориентация, как педагогическая деятельность, предполагает системную работу многих специалистов. Смысл этой системы заключается в том, что сотрудничая с различными социальными институтами, работа учителя должна быть направленной на решение общей задачи - формирование полноценных граждан своей страны.

Полноценная система профориентационной помощи со стороны школьного учителя, должна включать следующие социальные институты: школу, различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), клубы и дома технического творчества, профессиональные учебные заведения, предприятия, медицинские учреждения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации, местные органы власти и т.д. Но координатором такой работы должна быть именно школа, а главным инициатором («возмутителем спокойствия») организации профориентационного взаимодействия должны быть школьные учителя и психологи, социальные работники и социаль-

ные педагоги. При этом профориентационная работа должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит»... Настоящая профориентация должна включать в себя: курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив; работу с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где в интимной обстановке обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения; индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания.

Методы работы учителя должны чередоваться и взаимодополнять друг друга. Здесь уже в психолого-педагогической практике накоплен определенный опыт использования тестов и опросников, профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы (специально организованных дискуссий по наиболее острым вопросам, карточных консультационных методов, бланковых технологий, различных схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.).

Профориентационная работа (педагогическая поддержка этой деятельности) это системная работа. Она включает в себя следующие направления: профинформацию (знакомство школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда); диагностику (в идеале - помощь подростку в самопознании, где важно выявить не только его личностные недостатки, но и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей); коррекцию личностного развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (такая работа выполняется совместно с учителями-предметниками); оценку возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления; морально-эмоциональную поддержку самоопределяющихся подростков: в сознание старшеклассников важно вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему (а настоящий оптимизм - это убежденность человека в том, что даже в самой нехорошей ситуации он не потеряет своего достоинства); помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив.

Необходимо помнить, что работа учителя по профессиональному самоопределению учащихся должна строиться на обязательной добровольной основе. Но, переводить всю профориентацию на добровольную основу нельзя, т.к. есть риски в том, что не каждый педагог может увлечь школьников, чтобы они занимались профориентацией. Это педагогический талант, помочь школьнику относиться к профориентации серьезно, а именно -включить некоторые занятия по профориентации в расписание, регламентировать действия учеников, педагогов и администрации школы.

В работе с учащимися по профессиональному самоопределению используется большое количество тематических тестов. В условии МОУ СОШ №70 г. Краснодара мы провели следующую диагностику деятельность.

На тематическом классом часе, старшеклассникам предлагалось обсудить социальную значимость таких профессий как: учитель, уборщица в школе, бармен и оплату их труда. Обсуждение должно было основываться на следующих критериях: образование, продолжительность рабочего дня, наличие вредных факторов, востребованность, престижность, эмоциональная нагрузка, юридическая ответственность, материальная ответственность, техническое оснащение, квалификация, условия труда, объем работы, физические нагрузки. Каждый из критериев оценивался по десятибалльной шкале.

Предварительно, перед индивидуальным оцениванием, каждый критерий со школьниками подробно обсуждался с учителем, после чего ребятами выставляется балл от одного до десяти.

Результаты данного общения позволили участникам эксперимента выявить очевидный факт социальной несправедливости связанной с квалификационным, эмоциональным и денежным вознаграждением профессии «учитель».

Исправить эту несправедливость времени было предложено респондентам. Ребята расставили баллы не так, как указывает на то реальность, а с позиции идеала. Безусловно, профессия учитель лидировала, а за ней бармен и уборщица в школе. Но, несмотря на то, что денежная иллюзия бала приятна взгляду респондентов из 27 участников эксперимента лишь 3 человека сделали выбор в сторону педагогической профессии.

Ребятами был отмечен и тот факт, что на выбор их профессии оказывают влияние не только родители, ближайшие родственники и учителя, но и друзья, СМИ. В большей степени - это родители.

В ходе эксперимента ребята написали мини-эссе «Я, и моё будущее», где учащиеся написали о том, какое образовательное учреждение они хотели бы закончить, какую профессию освоить и почему именно эту профессию, какие учебные дисциплины им необходимо изучить для успешного достижения поставленных профессиональных целей. Респонденты проанализировали положительные и отрицательные стороны своей профессии, оценили карьерный рост. Остановились и на таком риске, как «Что я буду делать, если не поступлю в ВУЗ или техникум?».

Такое же задание получили родители наших респондентов. Они написали эссе «Профессиональное будущее моего ребенка». Сравнение двух работ показало многочисленное совпадения профессиональных желаний двух поколений.

На данном этапе наша работа не закончилась. Мы продолжаем изучать проблему профессионального самоопределения. Но, отметим, что благодаря проводимому эксперименту нашли активных помощников - родителей.

Подведем итог. Задача современного состоит в том, чтобы помочь учащимся найти себя в этом сложном мире. Научить приспосабливаться к сложившимся социальным условиям (уметь смериться с неудачей и стать неудачником), а находить оптимальные, верные пути достижения поставленных целей.

Безусловно, в рамках данного исследования, невозможно осветить все аспекты, связанные с профессиональным самоопределением школьников, так как теория и практика профессиональной ориентации имеет примерно столетнюю историю, и в настоящее время не прекращается научный и практический поиск в данном направлении.

По мнению большинства специалистов и нашему мнению, работа учителя с учащимися по профессиональному самоопределению позволит не только расширить профессиональный кругозор, но и поможет быть успешными и счастливыми.

Список литературы:

1. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Педагогика, 1991.

2. Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М.: Просвещение, 1984.

3. Казакевич В.М., Марченко А.В. Оценка качества подготовки выпускников основной школы. - М.: Дрофа, 2000.

4. Крохмаль Е.В., Шляхов Ю.В. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях средней и высшей школы / Е.В. Крохмаль, Ю.В. Шляхов // «Наука. Образование. Молодежь» VII Международная научная конференция молодых ученых, посвященная 70-летию Адыгейского государственного университета. - Майкоп, 2010. - С. 232-233.

5. Павлютенко Е.М. Управление профессиональной ориентацией в общеобразовательных школах. - М.: Педагогика, 1989.

6. Пысанко С.Н., Крохмаль Е.В. Организация профориентационной работы в условиях общеобразовательной системы / С.Н. Пысанко, Е.В. Крохмаль // Вестник Института Россинского: ежегодно науч. и инф. журнал. -Краснодар: Изд-во Ин-та им. Россинского Вып. 28 4(12) Материалы международной очно-заочной научно-практической конференции с 10-31 декабря 2010 г. «Инновационная деятельность как фактор современного качества профессионального образования», Краснодар, 10-31 декабря 2010 г. - 2010. - С. 132-133.

7. Симоненко В.Д., Суровицкая Т.Б. Профессиональное самоопределение школьников. - М., 1995.

8. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. - М.: Педагогика, 1987.

9. Профессиональная ориентация старших школьников в процессе трудового обучения / Под редакцией кандидата педагогических наук В.А. Полякова. - М.: Просвещение, 1972.

10. Профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.Д. Сазонова. - М.: Просвещение, 1988.

11. Шляхов Ю.В., Крохмаль Е.В. Профессиональное самоопределение молодежи: историко-педагогический анализ / Ю.В. Шляхов, Е.В. Крохмаль // Вестник Института Россинского: ежегодно науч. и инф. журнал. - Краснодар: Изд-во Ин-та им. Россинского Вып. 28 4 (12) Материалы международной очно-заочной научно-практической конференции с 10-31 декабря 2010 г. «Инновационная деятельность как фактор современного качества профессионального образования», Краснодар, 10-31 декабря 2010 г. - 2010. - С. 205-206.

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

© Мирошниченко Л.В., Косюга Э.Е.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье представлен теоретический анализ проблемы формирования технологической культуры молодого поколения. Обоснована актуальность. Рассмотрены компоненты технологической культуры и необходимость ее развития у участников образовательного процесса.

Жизнедеятельность человека подчиняется, с одной стороны, биологическим закономерностям, а с другой - условиям его существования в социокультурном мире. В настоящее время современное общество переживает переход от индустриального этапа научно-технического прогресса к технологическому этапу общественно-экономического развития. В связи с этим историческим фактом технология проникает во все сферы жизнедеятельности человека: в производство, быт, образование, досуг и т.д. На основании этого необратимого процесса современная молодежь под руководством учителя должна овладеть основами технологической культуры, с целью подготовки к успешной преобразовательной деятельности. Вне сомнения, решающую роль в этом процессе играет учитель.

Свои первые шаги технологическая культура делала в форме мифа и магии.

Дальнейшее развитие технологической культуры шло в двух направлениях. С одной стороны, рос объем знаний и умений, что вело к отделению их от мифологии и магии.

* Учитель музыки МОУ СОШ № 70 (г. Краснодар).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.