С этого, 2009-2010 года ОУ реализует экспериментальную деятельность в рамках ГЭП второго уровня, основная стратегия, которой - разработка образовательных модулей профильного обучения на основе вариативной организации содержания и дифференцированного подхода к комплектованию групп учащихся по определенным признакам интеллектуального стиля деятельности.
Используемая литература
1. Баранников А.В. Содержание общего образования. Ком-петентностный подход. - М., 2002.
2. Новиков А.М. К вопросу о построении содержания образования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. АПК и ППРО. - 2009 - № 6. - С.12 - 21.
3. Свиридова Е.М. Теоретические основы индивидуализации обучения и варианты реализации. АПК и ППРО, М., -2009.
Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения школьников. Авторы анализируют причины затруднения формирования профессионального самоопределения старших школьников и делятся опытом, как правильно организовать профориентационную работу в общеобразовательном учреждении.
Деденко Наталия Ивановна,
начальник отдела общего образования департамента образования администрации Сургутского района Эргардт Ольга Игоревна,
заместитель директора МОУ «Солнечная СОШ №1» с.п. Солнечный Сургутский район
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Как помочь учащимся 9-х классов правильно выбрать профиль обучения и будущую профессию?
Ключевые слова: профильное обучение, профессиональное самоопределение, предпрофильная подготовка, профориентационная работа, качество образования.
Возникновение профильного школьного обучения в значительной степени изменило подход к образовательному процессу, в котором акцент перешел на самостоятельность школьников, развитие у них умений добывать информацию из разнообразных источников, формирование познавательной мотивации, умений и навыков работы в информационных средах. Результаты академических знаний становятся все менее и менее главными показателями качества образования. На смену им приходят такие прогрессивные и важные для будущего ребенка показатели, как сфор-мированность устойчивой мотивации познания, сфор-мированность надпредметных способов учебной деятельности с тем, чтобы ребенок мог самостоятельно учиться всю жизнь, что входит в такой показатель, как степень развитости личности.
Новым является и само толкование термина «качество образования», как соотношения цели и ре-
зультата, как меры достижения цели при условии, что цель поставлена и спрогнозирована в зоне ближайшего развития учащегося. Качество образования в профильной школе - соответствие результатов образования сформированным требованиям личности.
Актуальным вопросом остается мотивированность обучающихся на профессию. Возросло число школьников общеобразовательных школ, не имеющих устойчивого профнамерения (по оценкам специалистов, оно составляет сейчас около 50 %). В последнее время значительная часть выпускников школ (около 67 %) испытывает существенные затруднения при выборе будущей профессии по причине неполных знаний о содержании работы специалистов, своих личностных качеств.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года главная задача российской образовательной политики - обе-
спечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В качестве основного фактора обновления образования, исходя из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Поэтому необходимо создать систему мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, что способствует организации профориентационной работы со старшими школьниками, нацеленной, с одной стороны, на удовлетворение рынка труда в кадрах в регионе, а с другой - на формирование профессионального самоопределения старших школьников.
Понятие «профессиональное самоопределение старшеклассников» рассматривается нами как сложный личностный процесс, при котором происходит построение дальнейших планов образования в зависимости от личных особенностей каждого ученика и установление личностного смысла избираемой профессиональной деятельности в условиях социальноэкономических потребностей общества.
За последние годы взгляд на профессиональное самоопределение школьников несколько изменился, и изменения эти связаны, в первую очередь, с тем, что концепция модернизации российского образования предполагает введение предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников на старшей ступени общего образования. Внедрению профильного обучения посвящены работы Э. А. Аксеновой, Л. К. Артемовой, И. С. Артюховой, Л. В. Байбродовой, С. Г. Бро-невщука, А. И. Влазнева, М. И. Губановой, П. С. Лернера, Н. В. Новожиловой, Н. Ф. Родичева, М. М. Фир-совой, А. В. Хуторского, С. Н. Чистяковой и др. Переход к профильной школе делает формирование профессионального самоопределения старших школьников многоэтапным: выбор профиля обучения, проверка правильности выбора профиля обучения и как результат - выбор профессии. Введение профильного обучения, способствуя установлению доступа к полноценному образованию разным категориям школьников в соответствии с их способностями и потребностями, оказывает положительное влияние на ориентацию учащихся в сфере будущей профессиональной деятельности и на их профессиональное самоопределение.
Можно выделить следующие особенности образовательной практики, затрудняющие формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения:
- преобладание мотивов выбора старшими школьниками профессий, которыми современный рынок труда перенасыщен;
- неумение выпускников школ свободно ориентироваться в вопросах выбора сферы будущих занятий в рамках общественно необходимого разделения труда, так как они практически не информированы о про-
фессиях, востребованных в условиях развития экономики региона;
- недостаточная готовность педагогов школ к формированию профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения;
- отсутствие у большинства старших школьников адекватной самооценки своих возможностей и способностей, отсюда - не обоснованный ими выбор профиля обучения и будущей профессии и т. д.;
- разработка и реализация педагогической модели формирования профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения, включающей цели и задачи, содержание, формы, методы, средства деятельности, критериально-оценочный аппарат;
- организация урочной и внеурочной деятельности старших школьников по формированию профессионального самоопределения в процессе профильного обучения.
Исходя из концепции профильного обучения, пред-профильная подготовка учащихся осуществляется в 9-х классах. Формирование профессионального самоопределения старших школьников достигается в том случае, если в целостном процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения школьникам оказывается психолого-педагогическая помощь со стороны педагогического коллектива, компетентного в данных вопросах. Но учителям-предметникам не всегда известны те профессии, в которых нуждаются предприятия региона, по которым высшие учебные заведения готовят специалистов. Кроме этого у них нет полной информации о профилях обучения, которые желали бы выбрать учащиеся. Выбор профиля обучения, как правило, определяется в школе из возможностей школы, а не из желания школьников. Это, естественно, негативно отражается на характере предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников.
Особенностями образовательной практики, затрудняющими формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения, являются: отсутствие учета потребностей региона в специалистах при формировании профессионального самоопределения старших школьников; преобладание мотивов выбора старшими школьниками профессий, которыми современный рынок труда региона перенасыщен; неумение выпускников школ свободно ориентироваться в вопросах выбора сферы будущих занятий в рамках общественно необходимого разделения труда, так как они практически не информированы о профессиях, востребованных в условиях развития экономики региона; недостаточная готовность педагогов школ к формированию профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения; отсутствие у большинства старшеклассников адекватной самооценки возможностей и способностей, отсюда - не обоснованный ими выбор профиля обучения и будущей профессии и др.
В рамках повышения качества школьного образования проблема формирования профессионального самоопределения старших школьников не является
новой. В решении этой проблемы важное место занимает школа, которая способствует социализации старших школьников, развитию их склонностей, способностей и интересов, формированию профессионального самоопределения. Взаимосвязь профильного обучения и профессионального самоопределения старших школьников имеет большое значение для современной школы. Введение предпрофильной подготовки способствует адекватному выбору профиля обучения в старших классах учащимися общеобразовательной школы, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на ориентацию учащихся в сфере будущей профессиональной деятельности и профессиональное самоопределение старших школьников.
Основным назначением предпрофильной подготовки является создание образовательного пространства, способствующего дальнейшему сознательному самоопределению учащихся 9-х классов через организацию курсов по выбору, информационную работу, профильную ориентацию. Предпрофильная подготовка начинается за один - два года до проведения отбора в профильные классы и имеет цель формирование у каждого школьника мотивации к профильному обучению и объективной оценки им своих способностей и возможностей для обучения в том или ином профильном классе.
Выбирая профессию, старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.
Подростки слабо апеллируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирает профессию, не прибегая к самооценке, а если и делает это, то весьма поверхностно. Представления подростков о самих себе неглубоки, приблизительны, планы и намерения динамичны. Сама проблема выбора профессии серьезно их не волнует.
Длястаршекпассников-выпускниковвыборпрофес-сии - серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно нашим старшеклассникам.
Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии в конце концов приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.
Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки:
Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.
Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.
Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно.
Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности - одна из задач профессиональной ориентации.
В 9-11 классах предметом внимания учащихся должны быть профессионально значимые качества. Необходимо практиковать в школе активные формы и методы работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся о психологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности, темперамент, черты характера.
Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей - все это будет способствовать формированию объективной самооценки
Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения рассматривается как целостный, долговременный процесс определения позиций личности в профессиональной деятельности на основе собственного волеизъявления, включающий в себя избирательно-положительное отношение личности к определенному профилю обучения и направленный на самореализацию личности в единстве общенаучных, учебных, профильных и профессиональных интересов. При рассмотрении понятия «качество образования» следует учитывать ряд моментов. Под «качеством» в обобщенном смысле понимается степень соответствия присущих объекту (продукции или услуге) характеристик установленным требованиям. Особенностью образования является более сложная структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают как сами обучающиеся, так и их родители, предприятия-работодатели и, наконец, общество и государство в целом, которые будут эффективно (или неэффективно) использовать потенциал выпускников ОУ. В связи с этим качество образования можно определить как сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов и всей си-
стемы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам), которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом.
Список литературы:
1. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии, 1988. № 1.-С. 77-82.
2. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии, 1988. № 2.
3. Ермаков Д. Профильное обучение: проблемы и перспективы // Народное образование. - 2004. - № 7. - С.101 -107.
4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
5. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. -М.; Флинт, 1998. 179 с.
6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
Данная статья посвящена проблемам формирования мотивации учащихся на старшем этапе обучения. В статье автор определяет мотивационный комплекс личности, как основной компонент педагогической деятельности учителя.
Ульянова Наталия Анатольевна,
учитель «МОУ Солнечная СОШ №1» Сургутский р-он, п.Солнечный
ВАЖНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Необходимо ли формировать профессиональную мотивацию учащихся в школе?
Ключевые слова: профессиональная мотивация, мотивационный комплекс, способности, самосознание, профориентационная работа.
Для старшеклассников основной школы выбор профиля обучения является самым главным и важным вопросом их образовательного развития. Его решение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования и определиться с будущей сферой их профессиональной деятельности. Отсюда старший школьный возраст, сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Предстоящий осознанный выбор будущей профессии заставляет школьников достаточно серьезно подходить к изучению дисциплин связанных с их будущим профессиональным выбором [3]. Поэтому, для того чтобы возникающие противоречия имели позитивный характер и были профессионально направлены, учителю предстоит много работы в области профессиональной мотивации старшеклассников.
В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, харак-
терные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного "Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированное™ которых можно судить об уровне сформированное™ личности.
Актуальность темы заключается в том, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобрела особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение. На фоне профильного обучения на плечи учителя ложится не только формирование мотивации, направленной на изучение школьного предмета, преподаваемого данным учителем, но и формирование профильной направленности старшеклассника через изучаемый предмет, даже если данный предмет не является профилирующим в выбранном старшеклассником профиле. Следовательно, одними из важнейших компонентов педагогической деятельности является