Научная статья на тему 'Имидж как механизм успеха профессиональной педагогической деятельности'

Имидж как механизм успеха профессиональной педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко А. В.

В статье дается теоретический анализ исследуемой проблемы. Рассматривается определение понятия «имидж» и его влияние на профессиональное становление начинающего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имидж как механизм успеха профессиональной педагогической деятельности»

онные) занятия, но и в обычные занятия по физической культуре и динамические паузы в течение дня.

В дальнейшем работа по данной теме будет продолжена. Для проверки полученных результатов будет выполнена математико-статистическая обработка для выявления достоверности различий по критерию ф(фи) - угловое преобразование Фишера для связанных выборок.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Собр.соч.: в 6 т. Т.5. - М., 1983.

2. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Теория и практика физической культуры. -1988. - № 7. - С. 2-7.

ИМИДЖ КАК МЕХАНИЗМ УСПЕХА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Кравченко А.В.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье дается теоретический анализ исследуемой проблемы. Рассматривается определение понятия «имидж» и его влияние на профессиональное становление начинающего педагога.

«Имидж» - французское слово. В переводе с французского - это «образ». Это, то, как мы выглядим в глазах других. Термин «имидж» вошел в обиход Россиян в конце 80-х годов и стал основой и непременным условием успешной профессиональной деятельности и профессионального развития.

Проводимые исследования имиджа подтвердили тот факт, что 65 % до 80 % информации о человеке идет через невербальные каналы восприятия. Впечатление от первой встречи формируется в течение первых десяти секунд знакомства и первых десяти секунд беседы. Именно первое впечатление оказывает решающее влияние на дальнейшую судьбу человека и определяет успех в работе. Как писал А.А. Бодалев: «Первое впечатление ученика о преподавателе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности».

Изучение практики педагогической деятельности позволило выделить ряд противоречий, главное из которых заключается в том, что в современ-

* Кафедра Технологии и предпринимательства. Научный руководитель: Крохмаль Е.В., преподаватель кафедры Технологии и предпринимательства, координатор деятельности научного студенческого общества факультета Педагогики, психологии и коммуникативистики.

ном, обществе педагогическая профессия утратила былые высоты, но несмотря на этот факт требования к учителям, педагогам, преподавателям набирают обороты. Уделяет достаточно внимания вопросам повышения квалификации педагогических работников их профессиональной компетентности, но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой и развитой «Я-концепцией», часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений, тогда как последнее часто становится детерминантом формирования успешной профессиональной деятельности.

Педагогический имидж - это характеристика, которая включает в себя совокупность внешних и внутренних личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, которая способствует эффективности его педагогической деятельности. Достижение такой гармоничной совокупности качеств требует от преподавателя осознанности действий, педагогу необходимо знать какие требования предъявляет ему ученическая аудитория и коллеги.

Как показывает практика, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и - о, чудо! - вы успешны и привлекательны, все просто счастливы, иметь с вами дело. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши «хитрости». Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена «невидимыми чувствительными волосками».

Мы являемся сторонниками того, чтобы педагогический работник должен следить за своим внешним видом и манерами, но имидж - это всегда единство внутреннего и внешнего.

Успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. Как нам представляется, в качестве таковых могут выступать принципы гармонии визуального образа, коммуникативности, саморегуляции и речевого воздействия.

Формирование имиджа педагога должно осуществляться через формирование Я-концепции, как способа поведения и оценки его самого себя самим.

Я-концепция - комплекс форм поведения, система отношений человека к себе. Это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений о себе, сложившихся на основе постоянного общения с окружающими. Я-кон-цепция является динамичным психологическим образованием. Ее развитие и изменения обусловлены внутренними и внешними факторами, при этом социальная среда оказывает особое влияние на ее формирование. В зависимости от ситуации педагог формирует собственный образ и реагирует на

него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность личности влияет на результативность профессиональной деятельности учителя. Позитивная Я-концепция учителя обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя.

В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя. Для плодотворной профессиональной деятельности в направлении сотрудничества учителя с учениками педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал у учеников. Все это вместе составляет имидж учителя. Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощенных в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства педагога.

Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимается человек каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется в нем профессиональный отпечаток.

Специфика педагогической деятельности - в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Основная нагрузка приходится на головной мозг, который, находясь в напряжении, подчиняет себе все ресурсы организма. Напряжение испытывает высшая нервная деятельность, так как она постоянно подвергается воздействию таких факторов, как большой объем деятельности мозга, хронический дефицит времени и высокий уровень личной мотивации.

В настоящее время необходимо говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий. Секрет успеха вашего профессионального имиджа будет напрямую зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.

Имидж педагога - это его внешние и внутренние характеристики, которые играют важную роль в его профессиональной деятельности. Он должен обладать привлекательной внешностью, хорошим вкусом, личным обаянием. Внешний вид преподавателя служит его ученикам примером для подражания.

Родители учащихся обращают внимание на то, как выглядят педагогический работник, как общается с детьми, с коллегами, с родителями. Если говорить о профессиональном имидже, то здесь внешние характеристики должны подкрепиться внутренними личностными качествами.

В качестве важных условий создания привлекательного профессионального имиджа выделяют духовность, нравственность, а его основой счи-

таются деловые и лидерские качества, умение разрешать конфликты, устанавливать партнёрские отношения, коммуникативные способности, убедительность, адаптивность, оптимизм, доброжелательность.

Особенности профессионального имиджа в том, чтобы уметь гармонизировать интересы организации и сотрудников, быть принципиальным, внимательным к нуждам и запросам людей, быть безупречным, порядочным, надёжным, честным, благородным, дисциплинированным и пр.

Публичные профессии, в том числе и педагогическая профессия, связаны с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладевать технологией формирования и корректировки своего имиджа. Особенно это полезно преподавателям, у кого общение и личное воздействие на людей - важный инструмент профессиональной деятельности.

Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает как снег на весеннем солнышке. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются: высокая самооценка, уверенность в себе; вера в доброжелательность и вера в доброго человека; социальная и личная ответственность («я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни»); желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

Изменить жизненную установку, изменить свой имидж - и вас ждет профессиональный успех!

Список литературы:

1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для вузов / И.П. Андриади. - М.: Академия,1999. - 160 с.

2. Андриенко Е.В. Профессиональное развитие эффективного учителя в условиях современной образовательной системы / Е.В. Андриенко // Труды Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика высшей школы: ценностные ориентиры обновления содержания образования», 29-30 марта 2001 г. - М., 2001. - Ч. 1. - С. 87-103.

3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

4. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. Введенский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.

5. Лифинцева Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя / Н.И. Лифинцева; Моск. пед. гос. ун-т, Кур. гос. пед. ун-т. - М.: Изд-во МГПУ; Курск: Изд-во КГПУ, 2000. - 202, [4] c. - Библи-огр.: С. 188-202. - ISBN 5-88313-254-5.

6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

7. Рождественский Ю.В. Словарь терминов. (Общеобразовательный тезаурус): Мораль. Нравственность. Этика / Ю.В. Рождественский. - М.: Академия, 2002. - 345 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

© Крохмаль В.В.*, Шалаева А.Д.

Институт начального профессионального образования Кубанского государственного университета, г. Краснодар

В статье рассматривается актуальная тема профессионального информирования сельских школьников и представлен анализ уже проведенной экспериментальной деятельности в русле искомой проблемы. На примере применения деловых и продуктивных игр раскрывается результат профессионального выбора выпускников сельских школ.

В настоящее время количество сельских школ в России достигает 46 тыс., что составляет 70,4 % от общего количества общеобразовательных учреждений России, в которых обучается 28,8 % детей, от общего числа педагогических кадров работает 41 %. От уровня профессиональной деятельности сельского учителя во многом зависят ценностные ориентации детей и молодежи, становление их мировоззрения, нравственные установки, качество образованности, культура и многое другое.

Сельская школа, является единственным образовательным учреждением по месту жительства учащихся, где они могут получить полное или основное среднее образование. Поэтому перед учителями сельской школы стоят важные социальные задачи: способствовать сохранению и укреплению семейно-общинных форм жизни и воспитания детей, «укоренению» растущего человека в родной местности, приобщению его к традициям, ценностям отечественной истории и культуры; содействие всестороннему развитию современного сельского школьника и профессиональное ориентирование учащихся. Успех общеобразовательной школы во многом зависит от создания в ней необходимых педагогических условий для формирования и развития у сельских школьников знаний о профессиях и их выборе.

Многолетний опыт работы бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 Темрюкского района Красно-

* Научный руководитель: Крохмаль Е.В. преподаватель кафедры Технологии и предпринимательства, координатор деятельности научного студенческого общества факультета Педагогики, психологии и коммуникативистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.