Научная статья на тему 'Представления студентов о профессиональном имидже социального педагога'

Представления студентов о профессиональном имидже социального педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / КОМПОНЕНТЫ ИМИДЖА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосова И.В.

В статье обоснована роль имиджа в педагогической деятельности, акцентируется внимание на профессиональном имидже социального педагога. Описан опыт изучения представлений студентов о понятии «имидж» и «имидж педагога», их оценки значимых имиджевых качеств преподавателей. А также приводятся данные о развитии коммуникативных и организаторских способностей студентов как компонентов имиджа педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления студентов о профессиональном имидже социального педагога»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

УДК 378.1

И.В. Федосова

К.п.н., доцент Иркутский государственный университет г. Иркутск, Российская Федерация

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИМИДЖЕ СОЦИАЛЬНОГО

ПЕДАГОГА

Аннотация

В статье обоснована роль имиджа в педагогической деятельности, акцентируется внимание на профессиональном имидже социального педагога. Описан опыт изучения представлений студентов о понятии «имидж» и «имидж педагога», их оценки значимых имиджевых качеств преподавателей. А также приводятся данные о развитии коммуникативных и организаторских способностей студентов как компонентов имиджа педагога.

Ключевые слова

Имидж, профессиональный имидж, педагогический имидж, компоненты имиджа.

Каждая профессия предъявляет требования к набору способностей, проявлению эмоций и мыслей. Чем более длительное время человек занимается каким-либо видом деятельности, тем больше проявляются в нем профессиональные черты. Специфика педагогической деятельности заключается в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Это обусловлено большим объемом аналитической деятельности мозга, хроническим дефицитом времени и высоким уровнем личной мотивации педагога. Все эти особенности несут отпечаток на имидже учителя.

Имидж - это целенаправленно созданный образ какого-либо лица, явления, предмета. Он фиксирует определенные характеристики и оказывает эмоционально-психологическое воздействие на окружающих. Секрет успеха профессионального имиджа педагога прямо зависит от того, насколько удачно создан облик, который соответствует ожиданиям других людей.

Имидж, который постоянно не подкрепляется в реальности, не имеет смысла. Для педагога как профессионала важен контакт с окружающим миром. Поэтому главными составляющими его имиджа являются: педагогические способности, коммуникативные способности, способности к созданию позитивного внешнего образа себя (визуальная привлекательность).

Особенности профессиональной деятельности социального педагога отражаются и на его имидже. Социальный педагог - профессионально подготовленный специалист для работы в социуме: семье, в сельской общине, на предприятии, в общеобразовательной и профессиональной школе, в больнице, приюте, детском доме или в интернате, в исправительном учреждении для подростков и т.д.

Имидж социального педагога имеет достаточно сложную структуру и может состоять из следующих элементов:

1. Габитарный имидж - это образ человека, сформированный на основе восприятия имиджформирующей информации о его внешнем виде.

2. Овеществленный имидж - образ человека, организации, основанный на тех вещах, предметах, услугах, которые он сделал или оказывает.

3. Средовой имидж - образ человека, который создается на основе восприятия и оценки среды его обитания (кабинет, рабочий стол, приемная с секретарем, автомобиль).

4. Вербальный имидж - образ человека, который формируется на основе его вербальной продукции, а также продукции паравербальной (мимика, жесты, интонация).

5. Кинетический имидж - образ человека, возникающий на основе его кинетики - характерных для него, но обычно не осознаваемых им типичных движений или положения в пространстве частей его тела.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Особая актуальность формирования позитивного имиджа специалиста социальной работы обусловлена его функциями, среди которых [1; 2; 4; 5]:

• Экзистенциональная (бытийная представленность объекта в сознании других людей).

• Аттитюдная (формирующая установку, предраспологающая к специфическому поведению личности в определенных ситуациях).

• Отношенчески-детерминирующая (обусловленность отношений через выявление характерных признаков субъектов).

• Социокультурная (идентификация с определенными категориями поля имиджей; объективация внутренних, реальных характеристик носителя имиджа).

• Функция самопредъявления (представление своих наиболее привлекательных качеств, вызывая у людей симпатию, обращая внимание на свои профессиональные достоинства).

• Адаптивная функция (позволяющая приспособиться к изменениям окружающей среды).

Специфика имиджа социального педагога определяется, во-первых, принадлежностью профессии к

системе профессий «человек - человек», во-вторых, ценностями и целями, лежащими в основе социально-педагогической деятельности, в-третьих, спецификой структуры имиджа, где основную роль играют такие компоненты, как вербальный и овеществленный имидж, в-четвертых, тем, что основной функцией имиджа специалиста социальной работы является создание доверительных отношений с клиентом за счет умения продемонстрировать профессионализм, проявить личностные качества и умения, которые и создают репутацию социальному педагогу как профессионалу [ 3].

Формирование педагогического имиджа осуществляется продолжительное время. Начало этого пути приходится еще на студенческие годы, когда у будущих социальных педагогов активно идет процесс личностно-профессионального становления [6]. В связи с этим мы посчитали необходимым изучить представления о педагогическом имидже, его основных характеристиках у будущих представителей педагогической профессии еще в стенах вуза.

Экспериментальной базой нашего исследования стал Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет». Исследовательская работа проводилась со студентами третьего-четвертого курсов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика». В исследовании приняли участие 43 человека.

Диагностика, исходя из поставленных в работе задач, проводилась в несколько этапов:

1. На первом этапе выявлялись критерии оценки имиджа педагога студентами, на основе полученных данных разрабатывался инструментарий изучения имиджа педагога в вузе. Проводилось исследование представлений студентов о понятии «имидж» и «имидж педагога».

2. Вторым этапом стало исследование оценок студентами значимых имиджевых качеств педагогов.

3. На третьем этапе мы изучали уровень развития у студентов-старшекурсников коммуникативных и педагогических способностей как важных критериев в структуре педагогического имиджа.

Изучение представлений студентов о профессиональном имидже педагога проводилось нами в соответствии с ранее определёнными критериями: педагогические способности, коммуникативные способности, способности к созданию позитивного внешнего образа себя (визуальная привлекательность).

Выявление представлений об имидже обеспечивалось процедурой опроса. Группе испытуемых была предложена анкета, состоящая из вопросов: «Что такое имидж, по вашему мнению?», «Как Вы думаете, из чего складывается имидж преподавателя?», «Каким должен быть преподаватель, чтобы Вы посещали с интересом и удовольствием его лекции, изучали добровольно его предмет, уважали и любили?» и др.

Во-первых, нам было необходимо выявить представления студентов об имидже. Во-вторых, мы уточнили, что студенты вкладывают в понятие «имидж педагога», и, в-третьих, выявили представления студентов о профессионально значимых качествах личности педагога.

В ходе обработки анкет мы получили следующие результаты (Рис.1). Изучение представлений студентов об имидже показало фрагментарность и отрывочность их знаний о сущности данного понятия. Феномен «имидж» будущие педагоги соотносят чаще всего с внешними данными человека - визуальностью (83% опрошенных). В их ответах встречались определения типа: «обаятельность», «красота»,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

«привлекательность», «свой стиль, шарм» и др. Некоторые указали в своих определениях на такие компоненты имиджа, важные для профессии педагога, как общительность (52%), доброжелательность (23%), любовь к детям (12%), оптимизм (11%).

70% -60% 50% -40% -30% -20% -10% 0%

Рисунок 1 - Рейтинг наиболее значимых составляющих педагогического имиджа

по результатам опроса студентов.

При ответе на второй вопрос «Из чего складывается имидж педагога?» студенты ставили на первое место методы обучения (диалог на лекции, активные методы, иллюстрации примерами «из жизни», новые методы) - 61%; на втором месте оказались личные качества (душевность, доброта, искренность, доброжелательность, справедливость) - 33%; на третьем месте - чувство юмора - 21 %; четвертое место в студенческом рейтинге заняли социально-перцептивные способности преподавателя (активность, заинтересованность, эмоциональность и др.) - 16%; пятая позиция - умение выстраивать партнерские отношения с аудиторией и отдельно взятым студентом - 12%; шестую позицию, по мнению студентов, занимают коммуникативные способности - 10%; седьмое место - внешний вид - 9% .

Второй этап был посвящен исследованию оценок студентами значимых имиджевых качеств преподавателей. При обработке результатов были выявлены наиболее значимые имиджевые качества: социально-перцептивные способности (54%); привлекательность (обаяние) - 43%; уверенность (связанная с активностью и умением воздействовать на аудиторию) - 38%; хорошие манеры в общении - 32%; индивидуальный стиль - 25% (Рис.2).

60% 50% -40% -30% -20% -10% 0%

54%

43%

38%

32%

25%

о

X -Q

ГО S

2 s

-О ±

X U

CD О

Ё *

* I §

I §

и О

i? Ф X I- к

S US g £

i*

и

о

X

X

ф

а

ф

CD >

Ф CQ S

Щ

ах?

О ГО VO

X § о

.0

м

N

S *

Рисунок 2. Наиболее значимые имиджевые качества преподавателя вуза по результатам опроса студентов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Анализ данных показывает, что многие показатели связаны между собой, что в контексте нашего исследования можно интерпретировать как то, что имиджевые качества образуют интегративное единство с индивидуально-личностными профессиональными качествами педагога. Указанные выше факты обогащают понятие профессиональной компетентности преподавателя еще одним важным качеством—имиджем.

Далее мы изучали уровень развития у студентов-старшекурсников коммуникативных и педагогических способностей как важных критериев в структуре педагогического имиджа. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей осуществлялась с помощью методики КОС В.В. Синявского и Б.А. Федоришина (оценка коммуникативных и организаторских склонностей).

На предложенные вопросы студенты свободно выражали свое мнение, затем подсчитывались сырые баллы и с помощью специальной формулы переводились в шкальные оценки. По шкальным оценкам определялся уровень развития у респондентов организаторских и коммуникативных способностей. Обобщенные данные по всей группе респондентов представлены на Рис.3.

3% 5%

^ГТ-^ 10%

20%

0 62%

Рисунок 3 - Обобщенные данные изучения уровня развития коммуникативных и организаторских

способностей у студентов.

Таким образом, было установлено, что 5 % студентов имеют низкий уровень развития данных способностей, 10% будущих социальных педагогов - уровень ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новом коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении новых контактов с людьми и выступая перед аудиторией в незнакомой ситуации; не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для студентов со средним уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей (62%) характерно стремление к контактам с людьми, они не ограничивают круг знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной специальной работе по развитию коммуникативных и организаторских склонностей.

К группе с высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей было отнесено 20% студентов. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомств, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных

□ низкий уровень

□ уровень ниже среднего

□ средний уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ высокий уровень

□ очень высокий уровень

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной жизненной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а по внутренним устремлениям.

В ходе диагностики обозначилась и группа студентов с очень высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей (3%). Они испытывают постоянную потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принять окружающими, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

С помощью методики «Педагогические ситуации» (С.Л. Климуха) мы выявляли уровень развития у студентов педагогических способностей. Эта методика позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций. Способность правильно решать педагогические проблемы определялась по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.

Таким образом, в результате диагностики обозначились три группы респондентов. Студенты с высоким уровнем развития педагогических способностей составили 13% от всех диагностируемых, со средним уровнем - 68% от общего числа обследуемых, с низким уровнем - 19% от всех респондентов. Педагогические способности данных ребят мы рассматриваем как слаборазвитые.

В итоге диагностической работы мы установили, что у достаточно значимой выборки испытуемых по разным критериям и показателям отмечены низкие уровни. Это и проблемы когнитивного аспекта, например, многие студенты недостаточно адекватно понимают сущность понятий «имидж» и «педагогический имидж», знания их отрывочны и бессистемны. Представления студентов о профессионально значимых качествах личности педагога размыты и неконкретны. У многих выпускников обозначились проблемы в развитии коммуникативных и организаторских способностей, а также низкий уровень развития педагогических способностей (на деятельностном уровне их применения).

Всё это обуславливает необходимость организации специальной работы с будущими педагогами по формированию педагогического имиджа. Формирование имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда, является одним из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности. Сущность имиджа педагога, его роль, условия формирования требуют особого рассмотрения, разработки способов его диагностики, стимулирования его проявления, превращения в полноценный фактор педагогического процесса.

Работа педагога альтруистична, а значит, имидж педагога - это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота педагога о своем имидже - немаловажная задача педагогической деятельности. Обучение, воспитание, развитие детей - это сущность педагогического труда. Следовательно, забота педагога о своем имидже - это также профессиональное требование.

Итак, формирование личного обаяния сопровождается огромной работой над собой, но приносит хорошие результаты: формирует позитивные установки по отношению к педагогу у окружающих, делает общение с ним приятным и комфортным. И чем точнее создан его образ, тем легче людям общаться с ним и тем меньше сил потребуется ему, чтобы найти общий язык с учениками. Список использованной литературы:

1. Горчакова В.Г. Имидж. Искусство и реальность. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

2. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя//Имидж. - 2008. - №5. - С.46-52.

3. Капустина З.Я. Имидж социального педагога http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Stati/Kapustina.html

4. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии. - М.: Омега-Л, 2007.

5. Ушакова Н.В., Стрижова А.Ф. Имиджелогия. - М: Дашков и К, 2010.

6. Федосова И.В. Профессиональный имидж педагога в контексте личностно-профессиональной

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

ISSN 2410-6070

№1/2016

подготовки будущего специалиста сферы образования// Психология в экономике и управлении. - 2014. -№1(11). - С.117-120.

© И.В. Федосова, 2016

УДК 37

Л.П. Феталиева К.ф. н., ст. препод. ФГБОУ ВПО «ДГПУ» г.Махачкала, Российская Федерация С.Х. Шихалиева Доктор ф. н., вед. научный сотрудник Отдела грамматических исследований, ФГБУН «ДНЦ РАН»

г.Махачкала, Российская Федерация

С.А. Караева К.п. н., доцент ФГБОУ ВПО «ДГПУ» г.Махачкала, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье представлены наиболее эффективные формы работы по формированию толерантного отношения учащихся, педагогов и родителей к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании; варианты проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры.

Ключевые слова

дети с ОВЗ, инклюзивное образование, ребёнок-инвалид, школьное пространство, младший школьник, толерантность, педагогическая толерантность, толерантное отношение.

Инклюзивное образование сегодня в научно-педагогической литературе рассматривается как процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных школах. [2]

Инклюзивное образование - это целая философия взглядов и уместить её в одну фразу невозможно.[4] Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение.

В настоящее время национальная образовательная политика в нашей стране нацелена на создание оптимальных условий, для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения, развитие инклюзивного образования. Это нашло отражение в законе «Об образовании РФ», федеральной целевой программе «Доступная среда» (2011-2015 гг.) [8]

Минздравсоцразвития России в рамках программы «Доступная среда» (2011—2015 г.) осуществил коммуникационную кампанию «Люди так не делятся» (2011 г.).

Главная цель государственной программы «Доступная среда» — это формирование толерантного отношения к инвалидам в коммуникационном аспекте. В 2011 г. Минздравсоцразвитием России был проведен первый этап кампании. В рамках программы прошли мероприятия, связанные с обустройством городов и рабочих мест.

В данной программе прописаны текстом: «Люди бывают пунктуальные, романтичные, аккуратные, ранимые. Но их нельзя разделить на инвалидов и не инвалидов, потому что люди так не делятся».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.