Научная статья на тему 'Результаты исследования особенностей социальных установок студентов о профессиональных качествах преподавателя'

Результаты исследования особенностей социальных установок студентов о профессиональных качествах преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукшина Л.В.

В статье представлены результаты исследования социальных установок студентов о профессиональных качествах преподавателя. Было определено, что содержание социальных установок студентов о профессиональных качествах преподавателя определяется идеальным имиджем педагога, сформированным под воздействием стереотипов социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования особенностей социальных установок студентов о профессиональных качествах преподавателя»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

5. The Mechanisms of social illusions and theis development // Shukshina L.V. Mizonova O.V., Motchalov E.V., Eldin M.D. Review of European Studies, 2015. Т.7. - №6. - С. 282-288.

© Шукшина Л. В., 2016

УДК 316.6-057.87

Л. В. Шукшина

Д.ф.н., профессор МГУ им. Н. П. Огарева, г. Саранск, РФ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования социальных установок студентов о профессиональных качествах преподавателя. Было определено, что содержание социальных установок студентов о профессиональных качествах преподавателя определяется идеальным имиджем педагога, сформированным под воздействием стереотипов социума.

Ключевые слова

Социальные установки, профессиональные качества, профессиональный выбор, личность

На первом этапе исследования студентам было предложено в порядке убывания перечислить те качества педагога, которые можно отнести к профессиональным, и пояснить, что они вкладывают в содержание каждого из них. Им была предложена анкета-шкала, предполагающая не просто выделение наиболее значимых для студентов профессиональных качеств педагога, по которым можно было бы сделать заключение об его профессионализме или непрофессионализме, но и возможность их ранжирования в зависимости от степени значимости каждой из них.

Данные анкеты были заполнены 48 испытуемыми. В результате проведения анкетирования нами были выявлены основные профессиональные качества, наиболее значимые, по мнению студентов, для педагога современной высшей школы:

1) умение заинтересовать учащихся, эмоциональность, экспрессия в поведении; данное качество как наиболее значимое было отмечено 35 учащимся (73% от общего числа испытуемых);

2) грамотная речь, отражающая уровень научной подготовки педагога; данное качество как наиболее значимое было отмечено 33 учащимися (67% от общего числа испытуемых);

3) опрятный, ухоженный внешний вид (аккуратная прическа, дорогая одежда, подтянутость, бодрость и т. п.); данное качество как наиболее значимое было отмечено 31 учащимися (65% от общего числа испытуемых);

4) строгость, умение поддерживать дисциплину среди студенческой аудитории; данное качество как наиболее значимое было отмечено 30 учащимися (63% от общего числа испытуемых);

5) четкое и логичное изложение учебного материала; данное качество как наиболее значимое было отмечено 29 учащимися (60% от общего числа испытуемых);

6) оптимизм, доброжелательность в общении, коммуникабельность; данное качество как наиболее значимое было отмечено 28 учащимися (58% от общего числа испытуемых);

7) стремление адаптировать учебный материал к особенностям восприятия учащихся, разнообразить его интересными фактами, примерами; данное качество как наиболее значимое было отмечено 25 учащимися (52% от общего числа испытуемых);

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

8) внимательность к самочувствию студентов на занятиях; данное качество как наиболее значимое было отмечено 20 учащимися (42% от общего числа испытуемых);

9) развитое чувство юмора, самоирония и самокритичность; данное качество как наиболее значимое было отмечено 17 учащимися (35% от общего числа испытуемых);

10) развитое чувство эмпатии; данное качество как наиболее значимое было отмечено 15 учащимися (31% от общего числа испытуемых).

Как видим, качества, отнесенные опрошенными студентами к профессионально значимым для преподавателя, лишь в некоторой степени соответствуют его профессиограмме. Такие важные стороны педагогической деятельности, как прочная научная основа лекционного материала, разнообразие учебных заданий на семинарах и в домашней работе, стимулирование самостоятельной исследовательской деятельности, проблемное изложение учебное информации, ее наглядность, креативность, формирование практических навыков ее применения, творческие работы студентов, указаны испытуемыми не были. Внимание студентов было сосредоточено прежде всего на внешнем облике преподавателя, его коммуникативных способностях, умении заинтересовать учащихся и внимательном отношении к ним [1, с. 137].

Можно заключить, что содержанием социальных установок студентов о профессиональных качествах преподавателя является идеальный имидж педагога, сформированный под воздействием стереотипов современной молодежной культуры, основу которого составляют хорошие внешние данные, аккуратность, опрятность, коммуникабельность, оптимистичность, экстраверсия, эмпатия, умение интересно и просто преподнести учебный материал. Как отмечают современные исследователи, именно внешний облик преподавателя является в настоящее время наиболее значимым показателем его профессионализма, т. к. свидетельствует об успешности, талантливости педагога. В основе содержания данной социальной установки находится формула: «Если Вы хорошо выглядите, значит, Вы успешны; следовательно, если мы хотим быть такими же успешными и так же хорошо выглядеть, то должны изучать Ваш предмет» [2, с. 139].

Однако интересен тот факт, что представления современных студентов об «идеальном имидже» педагога высшей школы как профессионала своего дела имеют много общего со взглядами классика советской педагогики А.С. Макаренко. Ученый рассматривал создание обаятельного образа как «проектирование» человеческой личности, включение в единый процесс воспитания и развития. Личность педагога здесь на первом месте. В бессмертной «Педагогической поэме» читаем: «В этот момент буквально при каждом своем движении, даже на слабом блеске моего пояса я ощущал широко разлитый педагогический долг: надо этим хлопцам нравиться, надо, чтобы их забирала за сердце непобедимая, соблазнительная симпатия, и в то же время до зарезу нужна их глубочайшая уверенность, что мне на их симпатию наплевать, пусть даже обижаются и кроют матом, и скрежещут зубами» [3, с. 87]. А вот строки относительно управления: «Идеал не квартирант, а хороший администратор, он уважает соседский труд, он заботится о ремонте, об отоплении, у него всем удобно и приятно работать» [4, с. 282].

Список использованной литературы:

1. Макаренко А. С. Избранные работы - М.: Просвещение, 1966. - 295 с.

2. Мизонова О. В. Группа как субъект самовосприятия // Современные исследования социальных проблем. -2013. - №1 (13). - С. 137-140.

3. Шукшина Л. В. Человек в мире социальных иллюзий // Психология человека в современном мире. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной, 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. - М. : Институт психологии РАН, 2009. - С. 85-91.

4. The Mechanisms of social illusions and theis development // Shukshina L.V. Mizonova O.V., Motchalov E.V., Eldin M.D. Review of European Studies, 2015. Т.7. - №6. - С. 282-288.

© Шукшина Л. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.