Социально-культурное образование
как гарант комплексного развития регионов россии
УДК 332.142:351.858 Т. В . Ку знецов а
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье даётся анализ социально-культурного образования, которое понимается как профессиональная подготовка специалистов в сфере культуры и искусств по художественному, культурологическому, библиотечно-информационному, управленческому направлениям. В широком смысле социально-культурное образование включает не только подготовку и переподготовку специалистов в области социально-культурной деятельности, но и просвещение и воспитание людей, формирование их духовно-нравственной культуры, организацию культурного досуга. Автор обосновывает тезис о том, что социально-культурное образование способно результативно решать социально-культурные, этнонациональные, экологические, демографические проблемы регионов, а также успешно влиять на их экономическое развитие. При этом выделяются следующие направления: сохранение историко-культурной самобытности территории; организация художественной жизни региона и обеспечение художественного развития личности; сохранение самобытных национальных культур этнических групп и духовно-нравственное возрождение региона; предоставление населению широкого набора культурных услуг; организация рекреативно-развлекательного и интеллектуального досуга, интеллектуально-просветительская деятельность. Особо подчёркивается миссия вузов культуры и искусств в обеспечении качественного социально-культурного образования, способного обеспечить динамическое развитие регионов России.
Ключевые слова: регион, региональная культурная политика, социально-культурное образование, вузы культуры и искусств.
T. V. Kuznetsova
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
SOCIO-CULTURAL EDUCATION AS A GUARANTOR OF COMPLEX DEVELOPMENT OF REGIONS OF RUSSIA
In article the analysis of welfare formation as special vocational training of experts in sphere of culture and arts in art, cultural urological, bibliotechno-information, administrative directions is given. In a broad sense welfare formation includes not only preparation and retraining of experts in the field of welfare activity, but also education and education of people, formation of their spiritually-moral culture, the organisation of cultural leisure. The author proves the thesis that welfare formation is capable to solve productively welfare, ethnonational, ecological, demographic problems of regions, and also successfully to influence their economic development. Following directions are thus allocated: preservation of historical and cultural originality of territory; the organisation of art life of region and maintenance of art development of the person; Preservation of original national cultures of ethnic groups and spiritually-moral revival region; granting to the population of a wide set of cultural services; the organisation of rekreativno-entertaining and intellectual leisure, is intellectual-educational activity. It is especially underlined mission of high schools of culture and arts in maintenance of the qualitative welfare formation, capable to provide dynamic development of regions of Russia.
Keywords: region, the regional cultural policy, welfare formation, high schools of culture and arts.
КУЗНЕЦОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА — и.о. ректора Московского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник 10 высшего профессионального образования РФ
KUZNETSOVA TAT'YANA VIKTOROVNA — the acting rector of Moscow state University of culture and arts, Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, honored worker of higher professional education of the Russian Federation
e-mail: rector@mguki.ru © Кузнецова Т. В., 2014
Комплексное развитие регионов России является гарантом стабильной жизни современного социума. Перспективы развития регионов обусловлены целым рядом факторов. Это обеспеченность природными ресурсами, выгодность географического положения, плотность населения, развитость инфраструктуры и социальных институтов, человеческий капитал и многое другое.
Совершенно очевидно, что каждый регион России стремится попасть в число лучших. Однако удаётся это далеко не всем. Упрямая статистика свидетельствует, что многие регионы России остаются дотационными, а донорами становятся преимущественно те, где основной доходной статьёй бюджета являются природные богатства. Конечно, каждый регион старается разработать стратегию выхода из тяжёлого материального положения, используя локальные возможности и собственный потенциал. Между тем совершенно очевидна важность определения общих факторов регионального развития, которые не будут зависеть ни от географического положения территории, ни от природных богатств или экономического статуса региона.
Таким фактором способно стать одно из направлений современного высшего гуманитарного образования, а именно социально-культурное образование. Прежде всего коротко остановлюсь на том, что мы вкладываем сегодня в понятие «социально-культурное образование». Социально-культурное образование — это социально-гуманитарная, естественнонаучная и профессиональная подготовка специалистов в сфере культуры и искусств по художественному, культурологическому, библиотечно-инфор-мационному, управленческому направлениям. Обеспечивая потребности отрасли культуры и искусств, этот вид российского высшего образования выполняет сегодня важную миссию — формирование активной и творческой личности как высшей ценности общества, удовлетворение потребностей
граждан в образовании и духовном развитии, сохранение сложившейся в России уникальной системы подготовки творческих кадров. В широком смысле социально-культурное образование включает не только подготовку и переподготовку специалистов в области социально-культурной деятельности, но и просвещение и воспитание людей, формирование их духовно-нравственной культуры, организацию культурного досуга и многое другое.
Привлечение резервов социокультурного образования способно результативно решать образовательные, социально-культурные, этнонациональные, экологические, демографические проблемы регионов, а также успешно влиять на их экономическое развитие.
Мы считаем, что социально-культурное образование способно стать системообразующим фактором социально-культурного и> в определённой мере, экономического развития региона.
Начнём с проблемы сохранения историко-культурной самобытности территории. Ни для кого не секрет, что сегодняшняя ситуация, в некоторой степени, характеризуется ощущением утраты духовной самобытности российской культуры и истории; нигилизмом по отношению к историческому прошлому (в том числе и ближайшему); отсутствием интереса населения к культурному наследию, равнодушием к истории своей «малой Родины», к национальным формам культурного творчества. Всё это с неизбежностью приводит к ухудшению знания родного языка, истории, традиций. Разрушение памятников истории и культуры, в том числе в связи с отсутствием средств на реставрационные работы, использование памятников истории и культуры не по назначению, а порой и откровенный вандализм по отношению к ним приводят к утрате историко-культурного своеобразия и уникальности территорий.
Современная подготовка специалистов в области народного художественного твор-
чества, культурологии и музееведения позволяет актуализировать изучение истории и культуры города, края, выявить и сохранить их историко-культурное своеобразие; включить в этот процесс различные группы населения; воспитать у них чувство гордости за свой город, любовь и уважение к его истории, традициям; привлечь жителей к пропаганде исторического наследия среди гостей города; поддержать общественные инициативы историко-краеведческой и патриотической направленности. Так, представители вузовского направления «Музеоло-гия», в рамках своей непосредственной деятельности, сберегают объекты природного и культурного наследия, организуют новые экспозиции и выставки, занимаются краеведческой деятельностью.
Подготовка и проведение массовых региональных и городских праздников также не обходится без наших студентов и выпускников режиссуры театрализованных представлений и праздников, социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.
Нашим специалистам по силам восстановить преемственность в передаче культурных традиций, ремёсел, обрядов, праздников, бытовых форм культуры. Выпускники направления «Народная художественная культура» способны организовать работу этнокультурных объединений и центров фольклорно-исследовательской направленности, ориентированных на изучение художественных традиций края, обычаев, обрядов, выявление и восстановление «уходящих» технологий и ремёсел. Наши специалисты способны развивать на региональном уровне исторические технологии декоративно-прикладного творчества, зодчества и др. и применять их в сувенирном производстве. Именно эти традиционные технологические особенности во многом определяют не только самобытность того или иного производства, но и всероссийскую специализацию региона. Примером могут служить жостовские подносы, хохломская
роспись по дереву, гжельская керамика, дымковская игрушка, вологодские кружева и т.п. Сохранение исторических технологий — не только важнейшее условие возрождения традиционных школ живописи, народных ремёсел (гончарство, ткачество, искусство краснодеревщиков и др.), но и существенный вклад в экономику региона. Большинство исторических технологий (например, использование растительных красителей для тканей, натуральных композиций для традиционной обработки древесины) является экологически чистыми, что, безусловно, привлекательно на рынке строительства и дизайна.
Таким образом, аспект сохранения социально-культурной самобытности территории важен не только для духовно-нравственного и патриотического воспитания населения, но и для экономического развития региона. Восстановленные и сохранённые для потомков объекты историко-культурных территорий: исторические города, усадебные и монастырские комплексы, поля исторических сражений, исторические пути и дороги, исторические производственные территории и пр., благодаря усилиям квалифицированных кадров, способны определить будущую хозяйственную специализацию региона, его социально-экономическое развитие — за счёт туристической привлекательности. Таким образом, историко-культурное наследие становится специфическим ресурсом территории, его отличительным конкурентным преимуществом и выступает как новое активное явление экономической жизни. Мировой опыт свидетельствует, что в условиях модернизации развитие так называемых культурных, или креативных, индустрий охраняемых территорий, создаваемые ими продукты и услуги способны давать серьёзный социально-экономический эффект: создавать новые рабочие места, стимулировать развитие торговли и туристической сферы.
Не менее существенным фактором социально-экономического региона может стать
грамотное использование природных, тури-стско-рекреационных ресурсов территории. К природным ресурсам региона относятся: лечебно-оздоровительные свойства местности, природно-климатические и ландшафтные особенности и т.д. Использование территории в туристско-рекреационных целях, для отдыха, оздоровления и культурного развития потребует развития гостиничного бизнеса, баз отдыха, учреждений для санаторно-курортного лечения, развития транспортной сферы, что, в свою очередь, станет гарантом поступательного развития региона. Кадровым ресурсом развития турист-ско-рекреационного комплекса региона могут стать выпускаемые нами специалисты в области международного и внутреннего туризма.
Новое поколение специалистов способно формировать позитивный имидж регионов с учётом региональной культуры. Сегодня города и посёлки не только с древней культурой, сохранёнными историческими традициями и объектами культурного наследия, но и с развитым современным новаторским искусством наиболее привлекательны для туристов. Наши воспитанники способны творить чудеса, когда заходит речь о развитии культурного имиджа малых городов России. Приведём в качестве примера небольшой городок Мышкин в Ярославской области. Он насчитывает примерно 6 тысяч человек населения и не может похвастаться сколько-нибудь значимыми объектами культурного наследия. Однако город примечателен тем, что здесь создано больше десятка музеев, среди которых единственный в мире музей Мыши. Музей насчитывает несколько тысяч экспонатов. Город ежедневно посещают сотни туристов, увозя с собой забавные сувениры символа города. Добавим, что в городе функционируют и другие необычные музеи: музей «Русские валенки» и музей изобретателя русской водки. Остаётся восхититься находчивостью и хозяйственной сметке организаторов культурной жизни маленького провинциального город-
ка, обеспечивших его процветание в нелёгких экономических условиях региона. И таких примеров молено привести немало! Так, при минимуме культурно-исторических традиций, а то и при их отсутствии, можно создать высокий уровень современного социокультурного фона.
Ещё одним вектором социально-культурного развития региона является организация его художественной жизни, художественного развития личности. И в этом направлении выпускаемые нами специалисты способны сделать немало. Мы готовим квалифицированных руководителей кружков, студий, коллективов всех видов художественной самодеятельности (хореографической, театральной, музыкальной) как для традиционных учреждений образования, культуры, досуга, так и для новых структур, способных осуществлять сочетание различных видов социокультурной деятельности: Домов ремёсел, Центров песенного фольклора, Центров эстетического развития, Фольклорно-этнографических центров, специализированных школ, мастерских народного творчества, специализированных фольклорно-этнографических центров. Таким образом решается проблема наметившегося в последнее десятилетие снижения уровня художественного развития взрослых, детей и подростков; складываются условия для художественного развития и дальнейшего профессионального самоопределения одарённых детей, подростков, молодёжи и др.
Сохранение самобытных национальных культур этнических групп, населяющих территорию региона, — насущная проблема каждого многонационального региона. Процессы урбанизации и глобализации, сближающие национальные культуры, зачастую приводят к утрате этнической самобытности народов. Возникает опасность поглощения одними этническими культурами других. Всё это ведёт к повышению конфликтности между культурами различных этнических групп населения. Непонима-
ние друг друга и неприятие этнокультурных различий, неуважение к культурным ценностям и святыням других народов провоцируют межнациональные конфликты, усиливающие социальную напряжённость в регионе.
Как свидетельствует практика, оптимальным способом и формой организации культурно-досуговой жизни для лиц некоренной национальности является национально-культурный центр. Вузы культуры и искусств готовят квалифицированных специалистов по руководству этнокультурными центрами. Центры реализуют культурные программы, направленные на консолидацию общественных сил, активизацию народной инициативы, широкое международное и межнациональное сотрудничество.
Решению социально-культурных проблем национальных меньшинств и этнических групп способствует создание на базе международных факультетов вузов культуры и искусств и досуговых учреждений учебных центров и различных групп по интересам: кружков по изучению языка, фольклорных коллективов, просветительских объединений по пропаганде национальной символики, архитектуры, праздников, обрядов.
Наиболее важной, на наш взгляд, является проблема духовно-нравственного возрождения региона. Сегодня много говорят о кризисе духовно-нравственных ценностей, который вызван непониманием специфики отечественной культуры, некритичным заимствованием ценностей, образа жизни и стереотипов, характерных для западного типа культуры, падением общественной нравственности. Следствием это становится утрата смысла жизни, духовный кризис у значительной части населения. В бедственном положении находится сегодня система нравственного воспитания школьников и молодёжи. Разрушен духовно-нравственного климат семьи, дети зачастую утрачивают чувство долга по отношению к своим родителям. Происходит деградация морально-
нравственного облика определённой части населения (проституция, наркотики, алкоголь, противоправные формы поведения), криминализация населения, растёт преступность. Для современного общества характерны рост агрессивности, ожесточённости по отношению к другому человеку, равнодушие к инвалидам, больным, одиноким, лицам, нуждающимся в защите и помощи.
Переосмысление современных ценностных ориентаций, обогащение их остающимися во все времена высокими человеческими ценностями, такими как любовь, человечность, сострадание, нравственность, вера, доброта, справедливость, забота, красота, культура поведения, и воспитание и внедрение их в общественное сознание — главные задачи профессиональной деятельности наших студентов.
Вузы культуры и искусств готовят квалифицированных социальных педагогов, профессионалов «милосердия». Те из них, кто ещё не покинул студенческую скамью, возглавляют работу (с привлечением студентов других направлений) по кураторству над учащимися из спецшкол и интернатов; создают группы социально-психологического тренинга для детей-инвалидов; проводят рейды милосердия в больницах, детских домах и домах престарелых; организуют студенческие социально-педагогические отряды помощи одиноким, старикам и инвалидам; проводят социальную реабилитацию инвалидов средствами культуры и искусства, устраивая для них бесплатные концерты и спектакли.
Значимым направлением социально-культурного развития региона является предоставление культурных услуг населению, организация рекре ативно-развлекательно-го и интеллектуального досуга. На первый взгляд может показаться, что проблема организации досуга несущественна по сравнению с такими глобальными региональными проблемами, как, например, развитие производственной инфраструктуры терри-
тории. Но это не так. В 2010 году ВЦИОМ провёл масштабное социологическое исследование, в ходе которого изучались установки, мотивы, настроения и ожидания сельской молодёжи. Исследование выявило катастрофическую нехватку молодых специалистов на селе, которые предпочитают уезжать в города и создавать свои семьи там. По сути, вымирают целые деревни, пустеют значительные территории. Особенно пугающе это звучит, памятуя о том, что в сельской местности проживает более четверти всего населения страны! Так вот, в качестве главных доводов переезда из периферийных территорий, после фактора безработицы на селе, молодёжь (18,5%) назвала отсутствие организованного досуга.
Наши специалисты способны обеспечить жителям современный качественный досуг, заполняющий их свободное время, приобщающий людей к подлинным ценностям, создающий праздничную атмосферу, формирующий позитивное самочувствие. Инновационной формой организации досуга населения становятся сегодня многофункциональные культурно-досугового центры, в которых объединены кинотеатр, библиотека, спортивно-оздоровительный комплекс, компьютерный клуб, предприятия общественного питания, салоны красоты, торговые галереи и многое другое.
Традиционной функцией специалистов в области культуры и искусств является интеллектуально-просветительская деятельность. Именно сегодня она востребована как никогда. Интеллектуальный досуг, как один из важнейших ресурсов формирования мировоззрения человека, направленный на мотивацию к здоровому образу жизни, помогает развитию инновационной среды обитания. Клубные учреждения должны стать местом, где люди будут иметь возможность развивать свои познавательные и интеллектуальные способности, художественные умения и навыки во всём многообразии досуговых предложений. Не случайно под руководством Министерства
культуры РФ сегодня реализуется инновационный проект ДНК-центров (домов новой культуры) — центров науки, культуры и современных технологий, в которых у молодёжи будет много возможностей в реализации своих творческих идей на благо своего города и региона, и одновременно — это решение ряда социальных проблем: например, снижение социальной напряжённости в регионе, городе, селе; закрепление населения на территории, обладающей не только развитой инфраструктурой, но и развитым рекреационным потенциалом.
Ещё одним важным фактором регионального развития является интеллектуализация среды региона. Ей может способствовать приток в регионы высокообразованных специалистов социокультурного профиля. Подготовка таких специалистов по целевым программам будет способствовать закреп-ляемости молодых специалистов на местах. Это действенный путь уменьшения драматических диспропорций в концентрации интеллектуального потенциала в крупных городах столичных регионов и его минимальных показателей для некоторых регионов России (Сибирь, Дальний Восток), а также периферийных территорий.
Эти меры способны поднять качество жизни в регионе, повысить стартовые возможности и жизненные шансы людей, проживающих на территории региона.
Таким образом, вузы культуры и искусств, выполняя свою миссию по обеспечению качественного социально-культурного образования, способны обеспечить динамическое развитие региона.
Московский государственный университет культуры и искусств открыт для всех форм образовательного сотрудничества с региональными администрациями с целью обеспечения подготовки специалистов по всем направлениям социокультурного профиля. Университет организует различные виды социокультурной подготовки и переподготовки работников в соответствии с возрастающим спросом на эти профес-
сии. Для школьников наш университет может предложить сеть профильных классов и школ и предпрофильную подготовку по основным вузовским специальностям. С каждым годом увеличивается приём на целевые места, доля которых составляет порядка 20% от общего числа бюджетных мест вуза. Направлять на обучение в вузы абитуриентов по целевому набору могут орга-
ны государственного и местного управления. Таким образом, регионы создают себе надёжный кадровый резерв специалистов социально-культурного профиля. И вновь приобретает необычайную актуальность лозунг «Кадры решают всё!», но уже не в борьбе за власть, а в борьбе за социально-культурное и экономическое развитие регионов.