Научная статья на тему 'Социально-культурная среда как фактор формирования коммуникативной культуры молодежи (на материале подготовки к Универсиаде-2013)'

Социально-культурная среда как фактор формирования коммуникативной культуры молодежи (на материале подготовки к Универсиаде-2013) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
800
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КОММУНИКАТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE CULTURE OF PERSONALITY / COMMUNICATION EDUCATION / COMMUNICATIVE ACTION / YOUTH / SOCIAL AND CULTURAL SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куракина Юлия Николаевна

Представлен анализ понятий «коммуникативная культура личности», «коммуникативное воспитание» в аспекте современной социокультурной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT AS FACTOR IN FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF YOUTH (BASED ON PREPARATIONS FOR UNIVERSIADE-2013)

The analysis of the concepts of “communicative culture of personality”, “communication training” in the view of contemporary socio-cultural situation is presented.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная среда как фактор формирования коммуникативной культуры молодежи (на материале подготовки к Универсиаде-2013)»

УДК 374.7

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОДГОТОВКИ К УНИВЕРСИАДЕ-2013)

© Юлия Николаевна КУРАКИНА

Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]

Представлен анализ понятий «коммуникативная культура личности», «коммуникативное воспитание» в аспекте современной социокультурной ситуации.

Ключевые слова: коммуникация; коммуникативная культура личности; коммуникативное воспитание; коммуникативная деятельность; молодежь; социально-культурная ситуация.

Проблема формирования коммуникативной культуры молодежи в современных социокультурных условиях имеет исключительную важность как для педагогической науки, так и для социально-культурной практики. Вместе с тем имеющие место противоречия, содержательная и результативная неопределенность задач формирования данного вида культуры в современных условиях указывают на то, что объективно требуется социально-педагогический анализ исследуемого феномена. Рассматриваемая проблема актуализируется и тем, что в настоящее время необходимо усиление культурообразующей роли образования: в начале XXI в. в обществе возрождается идеал образованного человека, обладающего высоким уровнем этической, эстетической, гуманитарной, профессиональной, информационной и коммуникативно-речевой культуры [1; 2].

Коммуникативная культура занимает ведущее место в общекультурном и профес-

сиональном становлении личности и, безусловно, является одной из приоритетных задач образования, рассматривается как специальный объект моделирования педагогических систем в единстве их структурных и функциональных компонентов и представляется как важнейшая составляющая гуманитарного образования.

Коммуникативная культура современного человека также является одной из важных составляющих различных сфер жизнедеятельности человека: семейной, учебной, производственной, неформальной, досуговой и пр. Она характеризуется овладением наукой и искусством общения с различными людьми, знанием норм и правил межличностного общения.

В нашей статье формирование коммуникативной культуры рассматривается в условиях социально-культурной среды. Рассмотрим некоторые точки зрения на то, что подразумевается под социально-культурной сре-

дой. Так, Р.Г. Салахутдинов считает, что социально-культурная среда является важным условием вхождения подрастающего поколения в жизнь, в активный поиск возможностей творческого развития, формирования себя как полноценного участника сообщества деятелей чего-то полезного, сообщества творцов и профессионалов. «Под социальнокультурной средой понимается категория, служащая для обозначения совокупности общественных, материальных, духовных, условий существования и деятельности человека, исторически сложившееся в конкретном социуме и успешно развивающееся при активном участии в культурно-творческом процессе всех групп населения, хозяйственных структур и администрации» [3, с. 12]. Р.Г. Салахутдинов считает, что социальнокультурная среда представляет собой ту часть общественного бытия и общественного сознания, которая окружает личность и оказывает на нее позитивное воздействие. Эффективным средством, окультуривающим среду, является исторически сложившийся культурный потенциал общества и отдельных этносов, населяющих данную местность. Поэтому целенаправленное сохранение, обновление и совершенствование социально-культурной среды является важным направлением государственной политики и повседневной деятельности каждого человека [3; 4].

Н.Ф. Хилько отмечает, что социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: 1) субъектов социо-творческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы); 2) самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах;

3) объективных условий для осуществления творчества. По мнению автора, понятие «социокультурная среда» имеет и более широкое значение, подразумевающее макросреду, в которой действуют социально обусловленные факторы и закономерности. Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения. Эта совокупность отношений (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих) влияет на творческие способности молодежи через психолого-педа-гогические механизмы, обеспечивающие эф-

фективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, моти-вационно-потребностной сферы [5].

А.В. Мосина считает, что современная социокультурная среда как совокупность условий, в которых осуществляется жизнедеятельность субъектов пространства, должна отвечать следующим требованиям:

- способствовать самореализации личности;

- способствовать удовлетворению потребностей, интересов личности;

- способствовать адаптации к социальным изменениям;

- выступать инструментом формирования ценностей и моделей поведения;

- определять перспективы развития организации.

Отечественная педагогика рекомендует рассматривать социокультурную среду в качестве важнейшего фактора, ускоряющего или сдерживающего процесс самореализации личности, и необходимого условия успешного развития этого процесса [6].

В исследовании О.Б. Ершовой рассматривается положение о специфике воздействия социально-культурной среды на формирование ценностной ориентации подростков и молодежи, которая заключается в формировании индивидуального сознания, создании культурных ценностей, развитии творческого потенциала личности в зависимости от средовых взаимодействий, педагогических условий образовательной среды, особенностей вхождения человека в социум. По ее мнению, социально-культурная среда - это реальная действительность макро- и микроусловий жизнедеятельности и развития личности, изменяемая действиями и поступками самого человека в процессе его творческого и духовного роста, приобщения к культурным ценностям, формирования нравственной и духовной культуры [7].

З.Н. Ичин-Норбу рассматривает социокультурную среду как реальную действительность (моно- и поликультура), которая через общественные, материальные и духовные отношения школьников, подростков и юношей служит психологическим условием для развития обучающейся (самообразовы-

вающейся) личности в рамках школьного образования [8].

Н.Н. Лавринова отмечает, что социально-культурная среда отражает сущностные связи человека с социокультурным окружением. Она имеет набор устойчивых элементов (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые требуют анализа в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы жизнедеятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно самостоятельные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями. Автор приходит к выводу, что в рамках социокультурной среды, т. е. предмета деятельности человека и сферы активности человека, можно выделить определенные компоненты - поля жизнедеятельности, которые одновременно могут выступать областями проектной деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного проектирования. Эта классификация происходит в зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело:

- культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности);

- художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни;

- социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей -их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения);

- духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интесубъективном уровне - как внутри-личностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);

- политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);

- экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире) [9].

В нашей статье мы предлагаем следующее авторское определение: «социально-

культурная среда - это среда обитания человека, связанная с системой материальных, общественных и духовных условий, направленных на приобщение личности к культурным ценностям, удовлетворение ее потребностей и интересов, обеспечивающая соответствующие формы ее активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной, социальной, материальной и духовной культуры».

Можно сделать вывод, что высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих личностных качеств:

- эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;

- доброжелательность - уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других;

- аутентичность - способность быть самим собой в контактах с другими людьми;

- конкретность - умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;

- инициативность - способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;

- непосредственность - умение говорить и действовать напрямую;

- открытость - готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность.

В нашей статье социально-культурная среда выступает как фактор формирования коммуникативной культуры молодежи в условиях подготовки к Универсиаде-2013. Социокультурная среда имеет сложный противоречивый аксиологический характер, в ней присутствуют глобальные и локальные, традиционные и инновационные процессы

функционирования ценностей культуры, неоднозначные по своей направленности.

Социально-культурная среда г. Казани может рассматриваться как совокупность материальных, духовных и социально-культурных компонентов, направленных на подготовку к Универсиаде-2013 и задействованных в ней.

Целенаправленный социально-педагогический системный подход в организации социально-культурной деятельности молодежи в условиях подготовки к Универсиаде-2013 может опираться на социальный, аксиологический аспект воспитания в свободное от учебы время, способен актуализировать педагогические возможности досуговых составляющих социокультурной среды, что способствует формированию гуманистических ценностей наших участников. Это происходит за счет наполнения социальнокультурной среды г. Казани позитивными, эмоционально привлекательными формами активной культуротворческой деятельности и предоставления возможности участия молодежи в социально значимых событиях подготовки Универсиады-2013.

Сущностью организации социальнокультурной среды г. Казани в условиях подготовки к Универсиаде-2013 является реализация основной функции культуры - передача ценностей традиций региона в условиях преемственности, способности к развитию, модернизации, изменений. В условиях подготовки к Универсиаде-2013 можно также говорить о глобализации социальных и культурных процессов, когда формируется единая система культуры в рамках городской социально-культурной среды.

Основными функциями социальнокультурной среды в условиях подготовки к Универсиаде-2013 являются:

1) познавательная - накопление новых знаний, информации, образцов поведения, инновационных способов деятельности проведения Универсиады-2013 и планетарного мышления;

2) практически-преобразовательная -формирование и реализация определенных способов взаимодействия с окружающей средой с целью удовлетворения общественных потребностей: это связано со строительством новых объектов, дорожных развязок и другой коммуникационной системы города;

Непосредственность

г----------------------

Открытость

Рис. 1. Личностные качества коммуникативной культуры

3) трансляция социального опыта - передача от поколения к поколению накопленных знаний и социального опыта: в идее фестивалей, праздников, инновационных форм -черлидинга, например, и др.

4) регулятивная - на основе существующих ценностей и определение способов поведения и деятельности в условиях подготовки к Универсиаде-2013 и контроль за их соблюдением;

5) социализация - воспитание, образование новых поколений и включение их в социокультурный процесс подготовки к Универсиаде-2013.

1. Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативной культуры современного учителя в процессе вузовской подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2008.

2. Молчанова Н.В. Формирование коммуникативной культуры подростков в процессе деятельности клубов туристической направленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2008.

3. Салахутдинов Р.Г. Традиционная народная культура - педагогические и досуговые технологии. Казань, 2005.

4. Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник Омского университета. 2005. Вып. 3. С. 109-114.

5. Хилько Н.Ф. Социокультурная среда как фактор развития творческой деятельности молодежи // Культурологические исследования в Сибири. Омск, 1999. Вып. 1.

6. Мосина А.В. Характеристика социокультурной среды вуза. иКЬ: http://www.schoolkey. onego.ru/p03-08.html1. Загл. с экрана.

7. Ершова О.Б. Социально-культурная среда как фактор формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007.

8. Ичин-Норбу З.Н. Социокультурная среда как психологическое условие преемственности в развивающем обучении. иКЬ: http://www. mirrabot.com/work/work_19790.html. Загл. с экрана.

9. Лавринова Н.Н. Аналитика социокультурной ситуации // Аналитика культурологии. иКЬ: http://analiculturolog.ru/. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 15.1Q.2Q12 г.

UDC 374.7

SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT AS FACTOR IN FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF YOUTH (BASED ON PREPARATIONS FOR UNIVERSIADE-2013)

Yuliya Nikolayevna KURAKINA, Kazan State University of Culture and Arts, Kazan, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

The analysis of the concepts of “communicative culture of personality”, “communication training” in the view of contemporary socio-cultural situation is presented.

Key words: communication; communicative culture of personality; communication education; communicative action; youth; social and cultural situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.