любит, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства, т. к. досуг выступает как фактор становления и развития личности, усвоения ею культурных и духовных ценностей.
1. Ариарский М.А. Прикладная культурология. СПб., 2001.
2. Жарков А.Д. Теория и технология культурнодосуговой деятельности. М., 2007.
3. Русанова В.С. Детство. Отрочество. Юность: программа воспитания в сфере досуга. Челябинск, 2002.
4. Салахутдинов Р.Г. Традиционная народная культура - педагогические и досуговые технологии. Казань, 2005.
5. Гультяев И.И. Социально-культурные условия развития досуговых интересов современ-
ной семьи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.
6. Седова Н.Н. Досуговая активность граждан // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 56-68.
7. Гончарова Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Ростов н/Д, 2009.
8. Рябков В.М. Антология информационно -просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина ХХ века). Челябинск, 2007.
9. Шарковская Н.В. Феноменологические основания развития социально-культурной активности личности // Вестник МГУКИ. 2008. № 1. С. 95-98.
Поступила в редакцию 19.06.2010 г.
UDC 374
MODERN TENDENCIES OF LEISURE INTERESTS’ FORMATION OF YOUTH IN CONDITIONS OF SOCIETY TRANSFORMATION
Alsu Rustamovna Zaynutdinova, Kazan State University of Culture and Arts, Kazan, Russia, Post-graduate Student of Social and Cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The article reveals the actuality of leisure interests’ formation of youth, identifies the specifity of leisure interests, reveals the main tendencies of leisure interests formation of youth in conditions of society transformation. This article can be useful for the specialists of culture and leisure institutions of youth leisure organization.
Key words: leisure interests; youth; cultural and leisure activity; society transformation.
УДК 364.446
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НЕКОРЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
© Анна Михайловна Григорьева
Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань, Россия, преподаватель кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Статья раскрывает ресурсы социально-культурной интеграции этнических групп, оказавшихся в иной этнокультурной среде.
Ключевые слова: социальная интеграция; межэтнические взаимодействия; толерантность; ресурсы социальной интеграции; социально-культурные технологии.
Современная проблемная ситуация в сфере межэтнического взаимодействия, назревшая глобальная потребность в достижении конструктивного диалога культур и народов порождают актуальность рассмотрения социально-культурной интеграции этнических групп, оказавшихся в иной, «чужой»
им этнокультурной среде. Размышления над оптимальными условиями и механизмами социально-культурной интеграции являются актуальными как для теории, так и для практики [1-4].
Социально-культурная интеграция является онтологически сущностным механиз-
мом, оптимизирующим условия жизнедеятельности человека в единстве сохранения и изменения, традиций и новаций, социализации и инкультурации, интериоризации и самореализации. В ее основе лежит адаптационный механизм как фундаментальное свойство всех живых организмов, обеспечивающее приспособление к изменяющейся среде обитания. Содержание и формы социальнокультурной интеграции, а также острота и характер переживаемых личностью проблем во многом определяются уровнем личностного развития и спецификой национальной культуры. В содержательном плане интеграция представляет собой взаимодополняющие и взаимокомпенсирующие тенденции включения личности в социум и культуру [5].
Относительная экономическая и политическая стабильности делает Республику Татарстан привлекательным регионом для переселенцев. Именно миграционный приток объясняет рост ее населения на 3,8 % между переписями 1989 и 2004 гг. В Республике Татарстан, как и в других субъектах РФ, в 1990-х гг. на фоне роста смертности наблюдалось сокращение рождаемости, и естественный прирост в Татарстане прекратился в 1999 г. Таким образом, миграция стала важнейшим источником увеличения численности населения республики.
В ситуации, касающейся лиц некоренной национальности в республике, особое значение приобретает проблема взаимоотношения местного населения и приезжих. Как воспринимает мигрантов население? Какие имеет представления об их социально-экономическом положении, национальном составе, о правах, которыми надлежит наделять приезжих? Наконец, насколько общество толерантно к приезжим и готово принять их в свои ряды?
Несмотря на толерантное отношение та-тарстанцев к переселенцам, следует отметить, что каждый четвертый среди местного населения и 21 % опрошенных студентов относятся отрицательно к мигрантам. Почти две трети респондентов (65,4 % взрослого населения и 63,0 % студентов) не видят ничего положительного в приезде мигрантов. Необходимо учитывать и тех, кто входит в группу колеблющихся: 28,0 % опрошенных среди местного населения и 36,0 % студенчества не задумывались о своем отношении к
переселенцам (а в отношении «плюсов» от приезда новых людей в родной город каждый пятый среди студентов и 15,0 % местного населения затруднились определить свою позицию). Есть основания полагать, что при определенных условиях воздействия социальных институтов этот значительный слой общества может пополнить группу непримиримых. Лишь 11,2 % среди взрослого населения и 7,0 % студентов готовы помочь приезжающим. Поэтому можно сделать вывод, что население республики характеризуется достаточно высоким уровнем интолерантно-сти по отношению к мигрантам [6].
Противники миграции считают, что переселенцы являются источником преступности (30,8 % среди местного населения и 44,0 % среди студентов), заболеваний (34,6 % и 39,0 %, соответственно), появления некачественных товаров и продуктов (37,4 и 53,0 %). Достаточно распространено среди местного населения ощущение обострения конкуренции на рынке труда в связи с приездом мигрантов: 35,5 % постоянных жителей и 41,0 % студентов считают, что переселенцы занимают рабочие места, снижают уровень зарплаты (29,9 и 32,0 %). Каждый пятый «заботится» о сохранности городского бюджета.
Рассмотрим отношение жителей города Казани к представителям различных национальностей. В ходе опроса задавались вопросы с целью выяснить, к мигрантам каких национальностей респонденты испытывают сочувствие, желание помочь, а какие мигранты вызывают опасение и тревогу.
Чуть менее половины 47,7 % всех опрошенных не испытывает сочувствия к лицам ни одной из национальностей, несколько более одной пятой затруднились ответить (22,4 %), 8,4 % сочувствуют всем, столько же указали, что их желание помочь мигрантам не зависит от их национальности и они сочувствуют беженцам, женщинам и детям. Сочувствие вызывают люди, вынужденные бежать с прежнего места жительства из-за природных катаклизмов и военных конфликтов. Среди представителей, достойных сострадания, назывались татары и русские, поскольку они представители местных народов и их легче понять.
Одной из главных причин низкого уровня толерантности местного населения являются искаженные представления о масшта-
бах и характере миграции в республике. Не соответствуют действительности и представления постоянного населения о причинах миграции
Для решения проблем, связанных с мигрантами, используется ряд социальнокультурных технологий, осуществляемых по следующим основным направлениям.
1. Трудовая и профессиональная адаптация. Реализация этого направления деятельности предполагает использование трудового и профессионального потенциала мигрантов на новом месте жительства и в новых условиях. Эта деятельность может и должна включать в себя такие элементы, как трудоустройство мигрантов с учетом имеющейся у них квалификации и потребностей рынка труда в месте их нового пребывания, создание новых рабочих мест, которые могут быть предложены мигрантам, развитие системы самозанятости и организация системы профессиональной подготовки и переподготовки мигрантов.
2. Решение проблем материальной компенсации понесенного мигрантами ущерба. Это направление деятельности предполагает работу по предоставлению мигрантам какого-либо жилья, оказание необходимой медицинской помощи, установление размеров понесенного ими ущерба, назначение и выплату установленных законом пособий и создание первичных условий для последующей социально-психологической и социально-трудовой адаптации и реабилитации.
3. Формирование и последующее развитие гармоничной системы взаимоотношений мигрантов с местным населением. Как показывает опыт нашей страны и многих стран мира, это одно из самых сложных и болезненных направлений работы по социальной поддержке мигрантов. Резкий наплыв мигрантов в регион создает для живущих в нем людей серьезные проблемы, связанные с напряжением, которое испытывает инфраструктура с обострением конкуренции на рынке труда, с возникновением социокультурных конфликтов и т. п. Однако если эти проблемы своевременно не решаются, то ситуация в регионе пребывания мигрантов существенно обостряется. Вместе с тем, реализация данного направления деятельности предполагает, что значительные усилия по преодолению негативной реакции со сторо-
ны местного населения должны предпринимать и сами мигранты, принимая те правила, традиции и образ жизни, которые характерны для него.
4. Формирование и развитие системы правовой защиты мигрантов, пресечение и недопущение всех форм их дискриминации. При этом собственно правовые пути и способы решения этой задачи должны дополняться другими: образовательными, просветительскими, информационными, социокультурными и т. п.
5. Психологическая адаптация и реабилитация мигрантов. В этом случае речь идет о профессиональной деятельности таких специалистов, как психологи и психотерапевты, психиатры и психологи-консультанты. Эта работа должна быть направлена на преодоление негативных психических и психологических последствий причин, побудивших человека оставить прежнее место жительства, создание условий и возможностей для последующей активной и полноценной жизни.
6. Создание условий, необходимых для
успешной интеграции мигрантов в новое для них общество. Это направление деятельности предполагает принятие мер для достижения реального социального равенства мигрантов и местного населения, создание системы межкультурных коммуникаций, оказание необходимой помощи для включения мигрантов в новую социальную и культурную среду: образовательные услуги, развитие
системы социальной защиты, поддержка языка и культуры мигрантов и т. п. [7].
Говоря об интеграции личности в социум, нельзя не сказать о государственной политике в сфере культуры на современном этапе, которая должна строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве. На региональном уровне ее задача состоит в том, чтобы ориентировать национально-культурные общества, землячества и движения на диалог и консолидацию, обеспечить необходимые условия для национально-культурного развития человека в соответствии с его этнокультурной идентичностью. Государственные организации (воспитательные, образовательные, информационно-просветительные) обязаны воспитывать
уважение граждан к культуре своего народа, ее истории, традициям, национальным языкам, формировать представление о месте национальной культуры в духовном наследии человечества, ее вкладе в сокровищницу мировой культуры [5].
Для достижения межнационального мира и согласия в Татарстане традиционно делалось всегда очень много. Однако предметом особого внимания и заботы эти вопросы становятся с начала 1990-х гг. Первый съезд народов Татарстана, состоявшийся в мае 1992 г., сыграл исключительную роль в жизни народов республики. На Первом съезде народов Татарстана было принято решение о создании Ассоциации национально-культурных обществ Республики Татарстан (АНКО РТ), в 2004 г. переименованной в Ассоциацию национально-культурных объединений, а в 2007 преобразованной в Ассамблею представителей народов, проживающих на территории Республики Татарстан (Ассамблею народов Татарстана).
Культурно-досуговая деятельность имеет существенные ресурсы оптимизации процессов социальной интеграции личности - в силу того, что она выступает одновременно и как социальное, и как культурное явление. Во-первых, в социальной перспективе она создает дополнительные по отношению к другим институтам условия для социальной интеграции личности; во-вторых, обеспечивает гармонизацию процессов инкультура-ции и самореализации личности за счет свободного и личностно-детерминированного потребления и создания культурных благ [5].
Основным направлением деятельности АНКО РТ стало сохранение и развитие национальной культуры народов республики, этнокультуры Татарстана. С этой целью проводилось большое количество мероприятий: фестивали и концерты, национальные праздники, литературно-музыкальные вечера и встречи с творческими людьми, выставки, презентации, семинары, конференции, «круглые столы» и др. Ввиду того, что инициативы их проведения рождаются в недрах национальных общин, сами мероприятия проводятся не формально, а с активным и заинтересованным участием всей общины и с широким привлечением представителей других общин.
Ассоциация национально-культурных
объединений Республики Татарстан за время своего существования налаживала и поддерживала тесные контакты и связи с другими региональными и федеральными этнокультурными организациями. Также особое внимание уделялось взаимодействию с Ассамблеей народов России, именно во взаимодействии с Ассамблеей народов России осознается как опыт регионов, так и негативный опыт нерешенности этих проблем на уровне федеральных властей.
Деятельность Ассамблеи преемственна всему позитивному опыту Ассоциации национально-культурных объединений Республики Татарстан. На сегодняшний день в республике зарегистрировано более 70 национально-культурных общественных организаций. 67 объединений являются членами Ассамблеи. Руководители 40 из них вошли в состав Совета Ассамблеи народов Татарстана. Возглавил Ассамблею председатель Государственного совета РТ Фарид Хайрулло-вич Мухаметшин, что подчеркивает тот факт, что государственные власти республики придают национальной политике крайне важное значение. Необходимо отметить, что Татарстан значительно увеличил сумму финансирования деятельности Ассамблеи, созданной в конце 2007 г. В Ассамблее предполагается членство не только юридических лиц - общественных организаций, но и физических лиц из числа жителей республики. В основном это руководители министерств и ведомств, представители органов государственной и муниципальной власти. Это позволило усилить взаимодействие Ассамблеи с этими структурами. Для решения возникающих проблем Ассамблея может обращаться к властям любого уровня, и те обязаны соответствующим образом реагировать на обращения. Под патронажем Ассамблеи работают Центр образования «Многонациональная воскресная школа», Республиканское агентство занятости и правовой помощи иммигрантам, Дом Дружбы народов Татарстана [8].
Основным направлением деятельности Ассамблеи остается сохранение и развитие национальных культур. Без участия и поддержки Ассамблеи не проходит ни один республиканский или городской национальный праздник, ни одно мероприятие общин -членов Ассамблеи. Многие из организаций,
входящих в состав Ассамблеи, имеют коллективы художественной самодеятельности. С фольклорными номерами они выступают как на мероприятиях Ассамблеи, так и на общегородских и республиканских концертах, праздниках, благотворительных акциях. Многие из коллективов и артистов общин -лауреаты всевозможных республиканских и всероссийских конкурсов и фестивалей.
В настоящее время перед Ассамблеей народов Татарстана стоит задача более эффективной реализации потенциала этнокультурного движения республики, расширения его полномочий. Станет шире география национального движения - в него включится весь Татарстан. Появляется реальная возможность услышать запросы представителей абсолютно всех этнических групп республики, независимо от их численности. Уже созданы 2 филиала и 4 представительства Ассамблеи в городах и районах Татарстана [8].
Работа Ассамблеи - это большой вклад в мирный, толерантный процесс социальноэкономического развития республики. Только сообща мы сможем сохранить мир, нашу богатую историю, уникальную культуру, сформировать мощное государство с достойным уровнем жизни.
Реализация ресурсов досуга как средства социально-культурной интеграции предполагает создание организационно-педагоги-
ческой модели досуговой деятельности, основанной на идее взаимодополняемости процессов социализации, инкультурации и само-
реализации личности. В рамках такой модели успешная социально-культурная интеграция субъекта будет обеспечиваться условиями, способствующими включению человека в систему межличностных отношений и культуру общности и одновременно позволяющими минимизировать личностные проблемы и реализовать собственную сущность в процессе совместной деятельности.
1. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., 2000.
2. Развитие и взаимодействие этнокультур в Республике Татарстан / Габдрахманов Г.А., Осипова Г.Х., Сагбиева Н.А., Чекмарева Т.С. Казань, 2007.
3. Авксентьев А.В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993.
4. Габдрахманова Г.Х. Роль миграции в преобразовании этнической структуры Татарстана // Социс. 2004. № 6.
5. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. Казань, 2001.
6. Габдрахманова Г.Х., Мусина Г., Шумилова Е. Толерантность к мигрантам в Татарстане: дискурс в СМИ и стереотипы населения г. Казани // Миграция и наука. Казань, 2004.
7. Кузнецова Л.П. Основы технологии социальной работы. Владивосток, 2002.
8. иКЬ: [email protected]
Поступила в редакцию 3.06.2010 г.
UDC 364.446
TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND CULTURAL INTEGRATION OF NON-INDIGENOUS PEOPLE OF REPUBLIC OF TATARSTAN
Anna Mikhailovna Grigoryeva, Kazan State University of Culture and Arts, Kazan, Russia, Lecturer of Social and Cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The article reveals the recourses of social and cultural integration of ethnic groups, which find themselves in other ethnocultural sphere.
Key words: social integration; interethnical interactions; tolerance; social integration resources; social and cultural technologies.