УДК 314.7
Э.А. САГДИЕВА
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭТНИЧЕСКОЙ МИГРАНТСКОЙ СРЕДЕ (на примере Республики Татарстан)*
Ключевые слова: трудовые мигранты, ресурсы адаптации, этнические общины, этнические сети, интеграция.
Раскрыты особенности адаптационных процессов в этнических группах трудовых мигрантов. Рассмотрены два ресурса адаптации: этнические общины и ми-грантские этнические сети. Сделан вывод, что этничность является важным социальным капиталом, который с той или иной степенью активности используется в этнических группах приезжих в целях решения экономических задач.
E.A. SAGDIEVA
PECULIARITIES OF ADAPTATION PROCESSES AMONG ETHNIC MIGRANTS (A CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)
Key words: labour migrants, resources of adaptation, ethnic communities, ethnic nets, integration.
The article is devoted to the peculiarities of adaptation processes among ethnic groups of labour migrants. Two resources of adaptation are examined: ethnic communities and ethnic nets among migrants. The author of the article comes to conclusion that ethnicity is an important capital which is more or less actively used by ethnic groups of migrants to solve their economical problems.
При анализе механизмов адаптаций и стратегий трудовых мигрантов в Республике Татарстан наиболее ярко выделяются два ресурса адаптации мигрантов: это этнические общины, которые являются посредниками между приезжими мигрантами и принимающим населением, и мигрантские этнические сети, с помощью которых приезжие могут решить ряд своих социальных проблем.
Этнические общины, как правило, существуют на официальном уровне, имеют соответствующую документацию и регистрацию в государственных органах. Чаще объединение членов этнической группы осуществляется через национально-культурные автономии, которые являются составляющей более крупного объединения всех автономий народов, проживающих на данной тер-
* Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 08-03-00087а. Эмпирической базой являются материалы диссертационного исследования «Социальная адаптация трудовых мигрантов в Республике Татарстан» (2006-2009 гг.) и гранта РГНФ «Экономические практики народов в рыночных условиях: этнокультурный базис и стратегии целеполагания» (2007-2012 гг.), в ходе которых были проведены полуформализованные интервью с трудовыми мигрантами, работодателями, экспертами - руководителями автономий и центров помощи мигрантам. Методом полуформализованного интервью были опрошены представители 4 этнических групп мигрантов: узбеков, таджиков, чувашей и марийцев. Всего было опрошено 60 человек. Отбор респондентов осуществлялся методом «снежного кома». Выбор этнических групп был обусловлен двумя обстоятельствами. Во-первых, численным доминированием этнических групп в миграционном потоке. По данным официальной статистики таджики и узбеки на протяжении последних лет демонстрируют высокие показатели миграционного прироста. И хотя по данным государственных органов поволжские народы имеют невысокие официальные показатели миграционной активности, мы считаем, что представители этих этнических групп не только активно участвуют в трудовой миграции в РТ, но и численно преобладают среди потоков трудовых мигрантов. Для этих этнических групп нет большой необходимости заявлять о своем присутствии в государственных учреждениях, поскольку все они граждане РФ и хорошо ориентируются. Во-вторых, дистанцией с принимающим сообществом: близки географически и по культуре населению Татарстана чуваши и марийцы; узбеки и таджики обладают единой с татарами религией и близкой культурой. Для нас важно было понять роль культурной дистанции в характере адаптации приезжающих этнических групп.
ритории. В Татарстане - это «Ассамблея представителей народов, проживающих на территории Республики Татарстан», в состав которой входят общественные объединения, являющиеся юридическими лицами.
Инициатором создания автономии или объединения выступает представитель этнической группы, который приехал в Республику Татарстан в советское время (обычно на учебу или по распределению), либо недавно приехавший, но достаточно активный и деятельный мигрант, способный объединить вокруг себя единомышленников. Мотивом к объединению членов этнической группы обычно служит тоска по Родине, своим традициям, обычаям, духовным ценностям и все те трудности, с которыми сталкиваются трудовые мигранты в регионе приема.
Как показало наше исследование, деятельность разных автономий в Республике Татарстан имеет свои особенности. Так, деятельность Чувашской национально-культурной автономии можно оценить как эффективную и достаточно обширную и нацеленную на постоянных жителей Республики Татарстан чувашской национальности, которые, находясь вне Чувашии, имеют возможность быть включенными в ауру родной республики. К сожалению, такая обширная этнокультурная жизнь Чувашской автономии не затрагивает явление, характерное для сегодняшнего времени - значительный пласт сезонных трудовых мигрантов-чувашей, прибывающих на сезонные заработки в Республику Татарстан из поволжских регионов. Из всех опрошенных нами трудовых мигрантов-чувашей, ни один не воспользовался помощью автономии. Из результатов беседы с заместителем председателя общины стало известно, что в планах работы автономии было создание агентства по трудоустройству для мигрантов из Чувашии, но его реализация пока не состоялась.
Национально-культурная автономия марийцев активно пропагандирует в Татарстане этнические ценности марийского народа. Автономия ежегодно отмечает национальные праздники марийцев, активисты принимают участие в фестивалях, завоевывая призовые места. Как нам удалось выяснить из беседы с председателем автономии, проблемами трудовых мигрантов марийцев автономия также не занимается.
Национально-культурные автономии узбеков и таджиков были образованы этническими активистами и функционируют для объединения членов этнической группы. В отличие от взаимоотношений национально-культурных автономий и трудовых мигрантов из Марий Эл и Чувашии ситуация в азиатских этнических обществах складывается совершенно иначе.
Так, национально-культурная автономия узбеков в Казани функционирует как республиканская организация. Помимо образовательной и культурной жизни община сейчас активно занимается и третьим направлением - помощью сезонным трудовым мигрантам - узбекам. На данный момент руководство общины старается структурировать процесс трудовой миграции. Автономия старается максимально пропустить этнический миграционный поток через свою организацию для облегчения адаптации соплеменников. Последние, по мнению наших экспертов, имеют низкую правовую грамотность и зачастую подвергаются произволу правоохранительных органов.
Руководство автономии узбеков поддерживает связь со всеми ими трудоустроенными рабочими и предлагает им работать по следующей схеме: среди группы работников выделить активиста - старосту, который и будет решать все вопросы группы с администрацией автономии. Таким образом, мы имеем дело не со стихийной массой, а с организованным и контролируемым сообществом. Но, к сожалению, этого нельзя сказать обо всех приезжих
узбеках. Многие приезжие, не будучи оформленными и не имея официальное разрешение на работу, продолжают вести нелегальный или полулегальный образ жизни в Республике Татарстан, соответственно не поддаются статистическому учету. Исходя из личных бесед с такими работниками, можно сказать, что практически каждый из них сталкивался с определенными трудностями (при столкновении с милицией, при получении зарплаты от работодателей).
Несмотря на самый молодой (по длительности существования) возраст среди четырех рассматриваемых нами групп, таджикскую общину можно считать самой деятельной. Помимо традиционных дней национальных культур, смотров и фестивалей народного искусства, различных выставок и празднеств, атономия с первых дней активно занимается проблемами мигрантов, находя пути их решения, вопросами координации деятельности, взаимодействия с государственными органами власти, правоохранительными органами и работодателями.
Большую роль в адаптации трудовых мигрантов играют Республиканское агентство занятости и правовой помощи иммигрантам и Центр социальноправовой помощи иностранным гражданам. Задачами этих организаций являются: привлечение в Республику Татарстан квалифицированных иностранных работников по заявкам работодателей, оказание содействия иностранным гражданам, прибывшим из СНГ, в жилищных вопросах и трудоустройстве на территории Татарстана, а также проведение профилактической работы среди приезжих по недопущению совершения ими преступлений и административных правонарушений. Последним направлением деятельности этих структур стала организация для приезжих обучающих курсов по изучению русского языка и предоставления юридических консультаций.
Деятельность Республиканского агентства занятости и правовой помощи иммигрантам и Центра социально-правовой помощи иностранным гражданам заключается в работе с приезжими трудовыми мигрантами из стран Средней Азии. Работу с приезжими из республик Поволжья они не проводят. Руководители обоих центров отмечают ежегодный прирост граждан, обращающихся за решением тех или иных проблем.
Рассмотрим схему работы агентства. Обратившемуся иностранному гражданину, не позднее трех дней после прибытия, агентство предоставляет жилье на срок до одного месяца, которое является собственностью агентства или арендовано им. В качестве стороны, принимающей иностранного гражданина, оно предоставляет уведомление о прибытии мигранта в органы миграционного учета. Далее на основе составленного договора сотрудники агентства проводят с приезжими консультации, готовят документы, необходимые для получения официального разрешения на работу, и предоставляют их (на основе нотариально заверенной доверенности) в Миграционную службу Республики Татарстан. После оформления всех необходимых документов агентство помогает мигранту трудоустроиться по имеющимся заявкам от работодателей.
Республиканское агентство и Центр социально-правовой помощи активно поддерживают контакты с исторической родиной мигрантов. Следует отметить, что руководителем агентства является этнический таджик, что является большим плюсом при налаживании связей с Республикой Таджикистан; среди граждан, обращающихся в данное агентство, значительное большинство составляют лица таджикской национальности. Тем не менее география деятельности центра и агентства обширна и охватывает почти все крупные республики Средней Азии (Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан). Следует отметить, что Туркменистан в силу особенностей политического режима является закрытым для мигра-
ций, а Казахстан, который считается экономически благополучным регионом, сам является страной, принимающей трудовых мигрантов (в большей степени из Узбекистана). Республиканское агентство и Центр социально-правовой помощи ведут работу с официальными органами, государственными учреждениями в республиках, отдающих мигрантов (В Таджикистане - это ООО «Таджиквнештруд», в Узбекистане - Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан).
Поскольку центр и агентство являются коммерческими организациями, соответственно, порядок оплаты услуг стоит на первом месте. Здесь можно выделить два варианта: первый - все расходы, связанные с легализацией пребывания и трудоустройства в Республике Татарстан приезжий трудовой мигрант берет на себя, что, соответственно, вынуждает его приезжать с крупной суммой денег, и второй - предприятие (или организация), в котором мигрант начинает работать, берет всю сумму расходов на себя с последующим удержанием из заработной платы. Последний вариант предпочитают только крупные компании, которые нуждаются в большом количестве работников.
Помимо трудоустройства - второе крупное направление в деятельности Центров - помощь в организации жилья. Для мигрантов предпочтительна возможность работать на крупных предприятиях, которые могут содержат на своем балансе общежития. Съемное жилье является дорогим для приезжающих и не для всех доступным. Как нам удалось выяснить, рабочие, занятые в строительной сфере живут, как правило, на самой базе стройки в специализированных или самодельных вагончиках и бытовках, причем некоторые из них оплачивают и такое жилье. Работающие на рынках в основном снимают квартиру.
Третье направление работы центра и агентства в соответствии с поставленными задачами - профилактическая работа среди приезжих по недопущению совершения ими преступлений и административных правонарушений. Так, представителями агентства и автономий регулярно проводятся встречи, разъяснительные беседы в разных города республики. Республиканское агентство совместно с УФМС России по Республике Татарстан и МВД по Республике Татарстан принимало участие в мероприятиях по предотвращению незаконной деятельности лиц, оказывающих посреднические услуги, способствующих распространению нелегальных поддельных документов, миграционных карт, разрешений на работу и регистраций среди приезжих трудовых мигрантов. Эта работа способствовала снижению спроса на данные услуги, что соответственно отразилось на уровне преступности и нелегальной миграции среди приезжающих.
Таким образом, проанализировав деятельность национально-культурных автономий, Центра социально-правовой помощи иностранным гражданам и Республиканского агентства занятости и правовой помощи иммигрантам, можно отметить, что поставленные ими цели и решаемые задачи положительно влияют на адаптацию трудовых мигрантов. У каждой из изучаемых нами организаций имеется своя специализация деятельности: агентство и центр решают правовые проблемы приезжающих соплеменников, автономии стремятся удовлетворить национально-культурные потребности иностранных граждан.
Основная проблема национальных общин - особенно в крупных городах -слабая информированность мигрантов. Как правило, мигранты едут на заработки по рекомендациям, советам, рассказам знакомых, родственников, соседей в конкретные места (города, районы, поселки), иногда к конкретному работодателю. Такая ситуация свидетельствует о существовании мигрант-ских этнических сетей.
Выстраивание таких сетей происходит по принципу «снежного кома» - одна группа знает другую, те еще кого-то и так вырабатывается теневая матрица каналов трудоустройства. Здесь следует отметить, что сети могут выстраиваться по разным критериям, что соответственно будет влиять на размер, важность и степень известности данной сети. Основными характеристиками сети являются: место исхода (кишлак, район, город), род деятельности, статус (этнический предприниматель, наемный рабочий). В основном сети формируются по принципу родства и землячества. С помощью сетей трудовые мигранты находят жилье, работу, оформляют регистрацию и разрешение на работу. Зачастую работодатели предпочитают нанимать мигрантов определенных национальностей, объясняя это психологическими особенностями тех или иных этнических групп мигрантов к сложившейся специализации. Все это приводит к формированию этнических сегментов рынка труда в современной экономике Республики Татарстан, в которых задействованы приезжие. В целом этническая сеть как структурная организация не существует, и ее реальные масштабы определить зачастую невозможно, так как индивиды не обязательно связаны личным знакомством.
Таким образом, проанализировав роль и значение национально-культурных автономий и коммерческих центров помощи мигрантам, а также эффективное функционирование этнических сетей, можно сделать вывод, что они играют важную роль для успешной интеграции иноэтничных приезжих в местное сообщество, способствуют облегчению их адаптации и легализации в Республике Татарстан.
САГДИЕВА ЭЛЬВИНА АЗАДОВНА - младший научный сотрудник отдела этнологии, Институт Истории Академии наук Республики Татарстан, Россия, Казань ([email protected]).
SAGDIEVA ELVINA AZADOVNA - younger scientific worker, Institute of History of Academy of Science of the Republic Tatarstan, Russia, Kazan.