УДК 323.1(470.41)
ББК 66.3(2),5
А. Х. Зарипов
Развитие национально-этнических организаций как направление этнонациональной политики РФ (на примере Республики Татарстан)
A. Kh. Zaripov
Development of Ethnic Organizations as a Part of RF Ethnic Policy: the Republic of Tatarstan Case Study
Обосновывается важность проведения последовательной национальной политики на уровне регионов Российской Федерации. Анализ процесса развития этнонациональной политики осуществляется на примере Республики Татарстан (РТ). Рассматривается история этнонациональной политики в этой республике. Анализируется межнациональная ситуация в республике, дается характеристика современного состояния национальной политики, раскрывается нормативно-правовая база этнонациональной политики в Татарстане. Характеризуется процесс становления национально-культурного движения, в частности, развитие межнациональной организации РТ — Ассамблеи народов Татарстана. Приводятся основные направления деятельности национально-этнических организаций. Определяются государственные органы, занимающиеся вопросами этноконфессиональных отношений. Дается анализ взаимодействию государственных и общественно-национальных культурных организаций в реализации национальной политики республики. Кроме того, характеризуется национально-этническая политика в вопросах, касающихся молодежи. Перечислены достигнутые результаты в области национально-этнической политики, в том числе в области урегулирования миграционных вопросов. Ключевые слова: государственное управление, этнона-циональная политика, национально-этническая организация, Республика Татарстан.
DOI 10.14258/izvasu(2013)4.2-53
В связи с событиями начала 1990-х гг. и последующим ростом миграционного движения на территории Российской Федерации одним из важнейших направлений государственного управления становится этнонациональная политика, которая представляет собой разновидность государственной политики, направленной на регулирование межэтнических и межнациональных отношений.
В этом плане интересным представляется опыт реализации данной политики в Республике Татарстан, поскольку сама республика имела противоречивую историю межэтнических отношений в первое деся-
The article emphasizes the importance of a coherent national policy at the local level in the Russian Federation. The analysis of the development of ethnic policy in the Republic of Tatarstan is provided. The history of ethnic policy in the Republic of Tatarstan is discussed. The ethnic situation in the Republic is analyzed. The article gives characteristics of the current situation of the nationalities policy. The legal basis of ethnic policy in the Republic of Tatarstan is revealed. The process of ethnic cultural organizations building, in particular, the development of ethnic organization of the Republic of Tatarstan such as the Assembly of Peoples of Tatarstan is characterized. The focus areas of ethnic organizations activity are given. The state bodies dealing with issues of ethno-confessional relations are determined. The article examines of the cooperation of state and social and ethnic cultural organizations in implementing the ethnic policy of Tatarstan. In addition, ethnic policy of the Republic of Tatarstan in youth-related matters is characterized. The achievements in the republican ethnic policy, including successful migration management are listed.
Key words: government, ethnic policy, ethnic organization, the Republic of Tatarstan.
тилетие после распада СССР, а также одной из первых стала в 2000-е гг. эффективно развивать систему национально-этнических отношений через создание специальных организаций.
Этнонациональная политика в Республике Татарстан в 1990-е гг. характеризуется известным типом политики, которая осуществляется в новых независимых государствах, реассимиляцией, но проводится здесь мягче. Ее суть заключалась в попытке возрождения этнической культуры, создании для нее режима наибольшего благоприятствования.
ПОЛИТОЛОГИЯ
В 2000-х гг. этнонациональная политика меняется под давлением федерального центра. В целом вектор этих изменений — усиление централизации. Изменилась законодательная база — законы республики теперь должны быть приняты в соответствии с законами РФ и не противоречить им, что существенно сузило рамки для проведения прежней политики реассимиляции.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., межнациональная ситуация Республики Татарстан выглядит следующим образом: татары составляют 53,2 % населения, русские — 39,7 %, чуваши — 3,1 %, удмурты — 0,6 %, мордва, марийцы, украинцы — по 0,5%, башкиры — 0,3%, азербайджанцы, узбеки, армяне, таджики — по 0,2%, белорусы, евреи, немцы — по 0,1%, казахи — 0,05%, грузины — 0,04%, киргизы — 0,03%, другие национальности — 0,3%, не указавшие национальность —
0,15% [1, с. 49]. Как видно из приведенных данных, Республика Татарстан имеет многонациональный и полиэтнический состав, что требует проведения политики в области межнационального и межэтнического регулирования.
Основополагающие принципы, регулирующие вопросы межнациональных и межконфесси-ональных отношений, заложены в Конституции Республики Татарстан, в Законе РТ «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», в Государственной программе Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 гг., в Законе РТ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Законе РТ «О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан», Программе «Комплексная помощь мигрантам в Республике Татарстан», Комплексной программе по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2007-2010 гг.
Развитие национально-культурного движения в Татарстане имеет свое начало в мае 1992 г., когда состоялся I Съезд народов Татарстана. На нем было провозглашено, что Татарстан — многонациональная республика, представители различных национальностей имеют право на сохранение и развитие своей культурной самобытности. Татарстан, избрав курс на самостоятельность в проведении социально-экономических реформ, стал первопроходцем в освоении и развитии договорной практики, отстаивании принципов федерализма и межэтнической толерантности.
На II Съезде в 2007 г. бывшая Ассоциация национально-культурных объединений Республики Татарстан была преобразована в Ассамблею народов Татарстана, и ее возглавил председатель Государственного Совета Республики Татарстан Ф. Х. Мухаметшин. Также на Съезде на-
родов Татарстана был рассмотрен проект Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан, а уже в 2008 г. Концепция была утверждена указом президента РТ [2, с. 1]. Концепция определяет цель, задачи и основные направления государственной национальной политики Республики Татарстан в сфере межнациональных отношений, в создании оптимальных условий для удовлетворения этнокультурных потребностей представителей каждого народа, проживающего на территории республики. Важным нововведением стало то, что диаспоры в республике теперь были зарегистрированы как юридические лица.
Филиалы Ассамблеи открыты в таких крупных городах, как Набережные Челны, Нижнекамск. Представительства имеются в Альметьевске, Бугульме, Елабуге, Зеленодольске, Лениногорске.
Главными направлениями деятельности Ассамблеи народов Татарстана являются: сохранение и развитие языков народов Татарстана; сохранение и развитие наследия народов Татарстана; участие в решении миграционных проблем; развитие межрегионального и международного сотрудничества; формирование и развитие молодежного движения в рамках Ассамблеи народов Татарстана; сотрудничество с научными центрами.
Ассамблея народов Татарстана играет важную роль в сохранении межэтнического и межконфессионально-го мира и согласия в республике, способствует расширению международных связей Татарстана. При этом Ассамблея народов Татарстана тесно взаимодействует с государственными органами республики, занимающимися вопросами этноконфессиональных отношений. К ним относятся: Государственный Совет РТ, Управление по реализации национальной политики при Департаменте по вопросам внутренней политики президента РТ, Кабинет Министров РТ, Совет по делам религий при Кабинете Министров РТ и действующая при нём Комиссия по вопросам государственно-конфессиональных отношений, Министерство культуры РТ, Министерство образования и науки РТ, Министерство по делам молодёжи, спорту и туризму РТ и ряд других. Таким образом, обеспечивается общественно-политическая стабильность в республике.
Долгое время проблемой в развитии межнациональных отношений было отсутствие специального органа по межнациональным проблемам. В 2013 г. удалось решить эту проблему путем создания Совета при Президенте Республики Татарстан по межнациональным и межконфессиональным отношениям, в который вошли представители органов государственной власти, национальных общественных объединений в составе Ассамблеи народов Татарстана, религиозных организаций.
Таким образом, организация построения многонационального движения в Татарстане имеет общегосударственный характер. Национально-этническая по-
литика построена на конструктивном взаимодействии государственных и общественно-национальных культурных организаций, что является очень хорошим примером построения элементов гражданского общества.
В области национально-этнической политики Республики Татарстан есть положительные результаты. Создана мощная материальная база — Дом Дружбы народов Татарстана в Казани. Дом Дружбы народов был открыт в 1999 г. с целью оказания государственной поддержки общественным национально-культурным организациям, входящим в состав Ассоциации национально-культурных обществ РТ (ныне Ассамблеи народов Татарстана), по возрождению, сохранению и развитию культур народов Республики Татарстан. В 2005 г. президентом РТ М. Ш. Шаймиевым был подписан Указ «О Доме Дружбы народов Татарстана», согласно которому Дом Дружбы становился самостоятельной республиканской организацией, финансируемой из бюджета республики. Все общины получили свои помещения и возможность эффективно осуществлять свою этнокультурную деятельность.
Национально-этническая политика республики также затрагивает вопросы молодежи. При поддержке мэрии города Казани иностранные студенты вузов создали Ассоциацию иностранных студентов, объединившую студентов из разных стран и помогающую впервые приехавшим. Также на базе Ассамблеи народов Татарстана активно функционирует молодежное крыло, которое работает не только со студентами, но и со всей иностранной молодежью, создавая сплачивающие их проекты.
В сфере образования детей национально-этническая политика включает в себя две ступени. Первой ступенью являются воскресные школы, второй — школы с этнокультурной компонентой.
Хорошим элементом в развитии межнациональных отношений является работа многонациональных воскресных школ, в которых около 40 отделений, где обучают родным языкам. В связи с этим успешно решается вопрос сохранения языков, детям разных национальностей прививается толерантность к другим народам.
Следующим этапом развития этнонациональ-ной политики в сфере образования детей становится создание школ с этнокультурной компонентой. База для этого есть, однако существует проблема с неготовностью многих общин к созданию таких школ. Сейчас в Казани есть только одно образовательное учреждение такого типа — еврейская школа.
Есть определенные достижения в области национально-этнической культуры. В частности, проводятся фестивали культуры, национальные праздники коренных народов, которые впоследствии превратились в государственные праздники. Положительным примером также стала организация выпуска журнала «Наш дом — Татарстан», в котором освещена жизнь многонационального сообщества республики.
Многонациональное сообщество республики также активно участвует в решении правоохранительных и миграционных проблем. В соответствии с многосторонними соглашениями с 2000 г. между Ассоциацией национально-культурных обществ РТ, с одной стороны, и Министерством внутренних дел по Республике Татарстан и Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан — другой, достигнуты серьезные результаты в области урегулирования миграционных вопросов и проблем правоохранительного характера.
В настоящее время традиции дружбы народов, которые были в СССР, где этим занимались целенаправленно, стали забываться. Поэтому на сегодняшнем этапе необходимо активно стремиться к гармонизации отношений между культурами. Необходимо и сейчас прививать элементы такой гармонизации: уважение к культуре, традициям, обычаям других народов, укрепление дружбы народов.
Однако нельзя не отметить, что благодаря принятым политико-правовым актам и практическим мерам по сохранению стабильности в Республике Татарстан в последние годы удалось заметно продвинуть решение этнических проблем не только татарского и русского народов, но и других народов Татарстана. Несомненно, опыт республики является важным и реализуемым для всех регионов Российской Федерации.
Библиографический список
1. Республика Татарстан: статистический ежегод- зидента Республики Татарстан №УП-312 от 03.07.2008
ник. — Барнаул, 2011. // Республика Татарстан: Приложение. — 2008. — № 135
2. Об утверждении Концепции государственной на- (26252). циональной политики Республики Татарстан: Указ Пре-