Научная статья на тему 'Интернет-сообщества лиц с ограниченными возможностями как дополнительный ресурс социализации'

Интернет-сообщества лиц с ограниченными возможностями как дополнительный ресурс социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
286
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА / КОММУНИКАТИВНАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / DISABLED PERSONS / INTERNET-COMMUNITY / COMMUNICATIVE VIRTUAL REALITY / SUBCULTURE / LEISURE TIME

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калимуллин Диловар Диловарович

В статье освещаются вопросы социализации лиц с ограниченными возможностями (ЛОВ) посредством Интернет-сообществ. Рассматриваются ресурсы социализации и механизмы активизации пользователей. Благодаря коммуникативной виртуальной реальности общение в Интернет-сообществах предлагается рассматривать как социально-психологическую среду. Коммуникативно-интеграционный потенциал социально-психологической Интернет-среды определяется дополнительными возможностями, позволяющими создавать новые коммуникативные линии интерактивного диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet-community disabled persons as a complementary resort of socialization

The base of my investigation is culture and leisure centers of Kazan and Tatarstan. The purpose of my work is to study and investigate same problems connected with the entry of Internet into the life of great number of people, especially of the disabled persons. One of these problems is a lake of special Internet technologies which may help to solve problems connected with acquiring of social and cultural information. Internet-community may involve disabled person because this is work, immersion, and connections that it represents. Thus, while the communitarian source of the Internet culture is highly diverse in its content, it does specify the Internet as a technological medium for horizontal communication, and as a new form of free speech. It also lays the foundation for self-directed networking as a tool for organization, collective action, and the construction of meaning.

Текст научной работы на тему «Интернет-сообщества лиц с ограниченными возможностями как дополнительный ресурс социализации»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

УДК 376.20047+379.8.091.4 Д. Д. КАЛИМУЛЛИН

Казанский государственный университет культуры и искусств

ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС СОЦИАЛИЗАЦИИ________________________________________________

В статье освещаются вопросы социализации лиц с ограниченными возможностями (ЛОВ) посредством Интернет-сообществ. Рассматриваются ресурсы социализации и механизмы активизации пользователей. Благодаря коммуникативной виртуальной реальности общение в Интернет-сообществах предлагается рассматривать как социально-психологическую среду. Коммуникативно-интеграционный потенциал социально-психологической Интернет-среды определяется дополнительными возможностями, позволяющими создавать новые коммуникативные линии интерактивного диалога.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями, Интернет-сообщества, коммуникативная виртуальная реальность.

Люди с ограниченными возможностями (ЛОВ) во всем мире относятся к группам риска. Это одна из тех категорий населения, которые особо остро ощущают проявление неравенства в экономическом, культурном, моральном и политическом аспектах вследствие имеющихся у них нарушений и ограничений жизнедеятельности. Данное положение усугубляет тот факт, что доступность традиционных центров досуга прямо пропорциональна инфраструктуре города и является слаборазвитой для ЛОВ.

В то же время данная категория населения должна иметь возможность жить полноправной жизнью в культурном, социальном, экономическом и психическом отношении благодаря особым мероприятиям, повышающим их относительные физические, социальные и экономические возможности. Деятельность по формированию культуры досуга должна быть направлена на обеспечение ЛОВ равных возможностей, улучшение их положения в обществе, создание для людей с ограниченными функциями условий для повышения качества жизни и доступности учреждений культуры.

В нашем Отечестве от идей физического уничтожения, неприязни и изоляции был совершен переход сначала к концепции привлечения к труду «неполноценных» членов общества, а в дальнейшем — к пониманию необходимости реинтеграции* в общество лиц со стойкими нарушениями здоровья и психосоциальными изменениями.

На наш взгляд, социально-культурную интеграцию личности можно существенно усилить за счет новых возможностей, предоставляемых Интернет. Данное обстоятельство базируется на следующих «китах»:

1. Самоорганизующиеся Интернет-сообщества благодаря компьютерно-опосредованной коммуникации расширяют спектр социальных взаимодейс-

твий, что способствует укреплению социальных структур.

2. Благодаря интерактивности технологий и свободе контактов, их регулярности Интернет-сообщества оказывают колоссальное воздействие на все слои населения и на формирование диалога культур за счет воздействия поликультурной среды. Единицами культурной эволюции становятся сетевые гибридные сообщества, состоящие из людей и программных агентов.

3. Сервисы социального обеспечения, такие как блоги, народные классификаторы и ВикиВики, радикально упростили процесс сетевого творчества.

Следовательно, в творческом процессе все чаще возникают ситуации, когда над общим проектом параллельно работают множество учеников — соавторов. Таким образом, для ЛОВ среда Интернет может выступить площадкой по реализации творческих инициатив, совместной деятельности и общения.

Общеизвестно, что «всеобщим выражением ментальной жизни является речь: сообщение собственных ощущений, желаний и всевозможного интеллектуального опыта людям или, в безгласном размышлении, самому себе» [1; с.149].

С другой стороны, многие исследования (У.Эко, И.В. Розина и др.) подтверждают гипотезу о влиянии экстралингвистических факторов на социальные, культурные, языковые, коммуникативные особенности компьютерно-опосредованной коммуникации. Благодаря взаимосвязи с предшествующей информацией можно говорить о педагогической эффективности Интернет-сообществ.

Потребность в Интернет-сообществах для ЛОВ привела к объединению различных субкультур данной категории населения в лице одиночек-энтузиас-тов; установлению контактов между медицинскими

* Реинтеграция (от лат. ге — приставка, означающая возобновление, + интеграция) — процесс возвращения в общество в роли активного и независимого члена, участника общей социальной жизни человека, который болен (путем полного или частичного излечения) или плохо приспособлен к окружающим условиям (путем полного или частичного переобучения). Словарь по социальной педагогике: уч. пос. для студ. высш. учеб. заведений ; авт.-сост. Л.В. Мардахаев. — М. : Академия, 2002. - С.108.

работниками, юристами, с одной стороны, и ЛОВ - с другой; нахождению клубов по интересам и благотворительных организаций для ЛОВ. Жизнеспособность и эффективность Интернет-сообществ, на наш взгляд, определяется активностью «ядра коллектива», проблемами вовлеченности в компьютерно-опосредованную коммуникацию, формированием социальной активности пользователей ЛОВ. Механизмами активизации пользователей могут стать повышение ценности, актуальности распространяемого материала, использование простых и доступных инструментальных средств, проведение локальных инициатив — региональных социокультурных, культурно-творческих мероприятий (фестивалей).

Стратегия развития Интернет-сообществ, в том числе субкультурных Интернет-сообществ, направлена не только на дальнейшее развитие информационной и коммуникационной культуры, обогащение инструментов компьютерно-опосредованной коммуникации, но и на привитие креативности, толерантности в силу взаимодействия с поликультурной средой. Данное обстоятельство может привести к расширению целевой аудитории, в том числе привлечению «здоровых» людей в виртуальный коллектив ЛОВ.

Надо отметить, что, как для ЛОВ, так и для общности здоровых, характерно неоптимальное функционирование государственных и общественных институтов, ответственных за самореализацию личности, эффективное использование его интерактивных технологий в образовании и развитии.

Нельзя не отметить и того, что различие здоровых и ЛОВ в основном обеспечивается разными интеллектуальными возможностями, что заставляет выстраивать собственные образовательные аттракторы (индивидуальные образовательные траектории) для каждой из названных групп. Мы полагаем, что адекватное образование является решающим для адаптации всех групп в современное общество. Нужно также отметить, что по мере развития и получения личностно-ориентированного образования в таких группах существует миграция его членов к норме, они становятся полноценными участниками созидательных процессов общества. При таком подходе проявляются интеллектуальные и творческие способности учащихся инвалидной группы, решаются вопросы социализации, интеграции и адаптации.

В задачах поддержки и развития групп здоровых и ЛОВ особую роль занимает формирование соответствующих сообществ, где лица с ограничениями — «норма» (субкультуры), где они чувствуют себя «как рыба в воде», где возможно психо-эмоциональное раскрепощение и, как следствие, — нормальное и адекватное развитие.

В сознании таких сообществ усилена роль новых информационных технологий, которые позволяют участникам раскрыть иные грани личности. Это могут быть взаимодействие по интересам, знакомства, совместное общее дело и так далее. Такие Интернет-сообщества позволяют более полно реализовывать потребности личности.

Например, «Интеллектуальная паутинка» позволяет через свою систему сформировать виртуальную социокультурную среду для образования и развития здоровых и ЛОВ. В частности, она может предложить специальные программы для ЛОВ — для слабослышащих, для слабовидящих и др. [2]

Действительно, люди живут в сообществе благодаря тому общему (деятельность, коммуникация), что есть между ними, а общение — это тот способ, благодаря которому они обретают это общее. Отдельные

люди не образуют общества, чисто пространственно находясь рядом друг с другом; равно как человек не перестает испытывать влияния общества, удалившись на сколько-то футов или миль от других людей. Интерес к фильму, книге, исполнителю может создать более тесную связь между людьми, разделенными огромным расстоянием, чем та, что порой существует между живущими под одной крышей.

До появления сети Интернет можно было говорить, что два человека из одной общины могли жить в одном городе и не встречаться. Общины имели четко определенные границы и находились под суверенным верховенством местного самоуправления. Однако с приходом Интернет появились на свет новые типы сообщества, называемые виртуальными или Интернет-сообществами. Виртуальные сообщества как традиционные общины состоят из людей, но отличны в том, что люди не встречаются друг с другом лицом к лицу, нет фактических физических границ, которые определяют виртуальные сообщества как территорию или помещение.

Следовательно, активное использование глобальных сетей позволяет говорить и о сетевых сообществах. За счет многообразия Интернет-сообществ социально-культурную интеграцию личности можно существенно усилить благодаря использованию новых возможностей, предоставляемых Интернет. Для выработки и корректировки его приоритетов необходимо изучить особенности и проблемы пользователей; дать характеристику субкультурным Интернет-сообществам как совокупности условий социокультурного развития (возможности государственных и общественных формирований) с последующим анализом их возможностей кооперации информационных ресурсов, координации социальнокультурных и культурно-досуговых программ в области образования, медицины, права, отдыха, культуры по наиболее актуальным для данного региона вопросам. В системе институтов социально-культурной интеграции личности особую роль играет культурнодосуговая деятельность, которая выступает средством самореализации и социализации личности.

Рассматривая роль социально-культурной деятельности в социализации и интеграции ЛОВ необходимо акцентировать внимание на социальнопедагогических условиях, которые ориентированы на корпоративный характер мотивации участников, коммуникативную природу клубных форм совместной деятельности, многообразие видов социальнокультурной практики клубной общности, использование интерактивных методов организации совместной деятельности. Базовым условием реализации выступает программно-целевой принцип формирования социально-ориентированных проектов. Данные социально-педагогические условия включают:

а) стимулирование мотивации участия в толерантной деятельности путем позиционирования данного вида социального творчества как формы и способа удовлетворения высших духовных потребностей личности в социальных контактах, признании, самоуважении, самореализации;

б) деятельностное многообразие работы досуговой общности: обеспечение широкого выбора объектов и видов «культуры милосердия» (толерантной деятельности), возможностей участия в мероприятиях коммуникативного, творческого, познавательного, ценностно-ориентационного и культурно-просветительного характера, в совокупности обеспечивающих самореализацию и признание личности со стороны значимого окружения;

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

в) формирование нравственной ответственности участников Интернет-сообществ, воспитание «культуры милосердия» путем расширения социального контекста толерантной и культурно-досуговой деятельности, стимулирования социально значимых инициатив, направленных на поддержку социально-ослабленных категорий и групп населения.

Социально-культурные условия таковы:

а) повышение социального статуса и популярности толерантной деятельности путем формирования благоприятного общественного мнения по отношению к толерантной деятельности, утверждения в молодежном общественном сознании толерантности как эффективного способа развития личности, престижной формы досуга и важнейшей составляющей жизни человека информационного общества;

б) обеспечение референтной роли лидеров всевозможных Интернет-сообществ в молодежной среде путем их целенаправленного социального позиционирования как успешных и социально-статусных личностей, пользующихся авторитетом, уважением и доверием;

в) повышение общественной значимости деятельности молодежных объединений за счет расширения системы внешней коммуникации, совершенствования социально-психологической и маркетинговой культуры выстраивания взаимовыгодных отношений с внешней средой, развития различных форм социального партнерства (со средствами массовой информации, смежными субкультурами, органами государственной власти), привлечения участников объединений к экспертной и аналитической практике [3].

Средства массовой коммуникации в настоящее время все интенсивнее внедряются в жизнь российского общества, приобретают все большее значение, свидетельством чего является осознание масс-медиа «четвертой властью», кардинальным образом влияющей на всю общественную практику в условиях глобализации. Информационные и компьютернотелекоммуникационные технологии способствуют упрочению открытости российского общества, его либерализации, делая необратимыми те демократические реформы, которые происходили в России в последние годы, поистине «информация — ключ к демократии» (А.Сови).

За модель оптимизации условий духовно-нравственного воспитания молодежи можно принять рекомендации Р.С. Гарифуллиной, которая обращает внимание на:

— гармонизацию социально-культурной и образовательной среды жизнедеятельности личности — пространства «ближайшего развития», что весьма важно, так как педагогический потенциал определяется морально насыщенной межличностной коммуникацией, уровнем концентрации в нем духовной энергии и атмосферы. В рамках нашего исследования существенным является тезис автора о содержательном многообразии досуга, который выступает в структуре жизненного пространства эффективной средой социализации и важнейшим средством творческой самореализации личности;

— «одухотворение» социально-культурного пространства жизнедеятельности молодежи субъективно значимыми образами и символами (игра в героев), представляющими персонификацию этического идеала отечественной культуры, идентификация с которыми обеспечит духовный рост и самоосуществле-ние человека, определит приоритеты саморазвития и

самосовершенствования личности. В нашем случае, говоря об Интернет-сообществах для ЛОВ, на наш взгляд, важна роль лидера — человека, который смог бы повести за собой;

— инициирование и поддержку молодежных толерантных инициатив и объединений, создающих дополнительные возможности личностной самореализации и компенсирующего дефициты условий духовно-нравственного воспитания других социально-культурных институтов. [3]

Как известно, социализацией ЛОВ занимаются специализированные учреждения, такие как Реабилитационные центры, Всероссийское общество слабовидящих (и всевозможные общества ЛОВ), библиотеки, культурно-досуговые учреждения и др. На наш взгляд, именно Интернет-сообщества для ЛОВ могут выступить дополнительным ресурсом их социализации и интеграции в общество.

Данные инновационные социальные структуры не только укрепляют существующие структуры, но и выступают координирующим звеном между реабилитационными центрами и традиционными досуговыми общностями.

Как видим, развитие Интернета, информационный прорыв в целом повлекли за собой изменение облика культуры, интенсификацию социальных изменений, создание информационного общества, расширение границ виртуального мира, способствовали увеличению объема информации и ее психологического воздействия на человека. Виртуальная действительность предлагает предпочтительный набор моделей поведения и деятельности, определяет стандарты в самых различных областях жизни, включая, например, стандарты общественного потребления.

Характеристика коммуникативно-интеграционного потенциала социально-психологической Интернет-среды определяется вербальной и семантической свободой и креативностью, позволяющей преодолевать социально-психологические и межкультурные барьеры и легкостью создавать новые коммуникативные линии сущностного диалога.

Мы предполагаем, что Интернет-сообщества могут выступить условием социально-культурной интеграции ЛОВ, обеспечивая дополнительные ресурсы для их возвращения, либо максимального приближения к полноценной общественной жизни.

Библиографический список

1. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / Ф. Тённис. — «Владимир-Даль», 2002. — 452 с.

2. Альминдеров, В. В. Особенности использования компьютерных и Интернет-технологий в поддержке одаренных детей и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья / В.В. Альминдеров, А.В. Альминдерова ИИр://шшш. relarn.ru/conf/conf2003/section4/4_02.html

3. Гарифуллина, Р. С. Технологии социально-культурной деятельности молодежи (духовно-нравственный ресурс воспитания) / Р.С. Гарифуллина. —Казань : КГУ, 2007. — 288 с.

КАЛИМУЛЛИН Диловар Диловарович, аспирант и преподаватель кафедры социально-культурной деятельности.

E-mail: yearsaoby@narod.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 18.02.2009 г.

© Калимуллин Д.Д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.