Научная статья на тему 'Интернет как элемент социокультурной динамики'

Интернет как элемент социокультурной динамики Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1039
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА / ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / INTERNET / SOCIO-CULTURAL DYNAMICS / SPIRITUAL NEED / SOCIOCULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Калимуллин Диловар Диловарович

Рассмотрены вопросы социально-культурной динамики Интернета. Предлагается взгляд на изучаемый феномен в качестве структурного элемента духовной культуры. С позиций потребностей продемонстрирована роль Интернета и замещение активного и деятельностного познания рационализацией сознания личности пользователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet as an element of socio-cultural dynamics

The article considers the issues of socio-cultural dynamics of the Internet. The view on the studied phenomenon as a structural element of spiritual culture. From the positions of the needs demonstrated the role of the Internet and the substitution of active and active knowledge of the rationalization of the personality of the user.

Текст научной работы на тему «Интернет как элемент социокультурной динамики»

УДК 1:3; 001.8:3

Калимуллин Диловар Диловарович

Казанский государственный университет культуры и искусств Россия. Казань

Интернет как элемент социокультурной динамики

Рассмотрены вопросы социально-культурной динамики Интернета. Предлагается взгляд на изучаемый феномен в качестве структурного элемента духовной культуры. С позиций потребностей продемонстрирована роль Интернета и замещение активного и деятельностного познания рационализацией сознания личности пользователя.

Ключевые слова и словосочетания: Интернет, социокультурная динамика, духовные потребности, социально-культурные ценности.

Актуальность исследования Интернета как структурного элемента культуры обусловлена причинами, среди которых назовем:

Во-первых, обострение экологических, этнокультурных [6], образовательных и научных проблем. Утрата человеком межличностных и коммуникативных способностей в настоящее время обусловливает интерес к изучению духовно-ценностной стороны творчества.

Во-вторых, количество исследований, посвященных Интернету, в области таких наук, как культурология, социология, психология, педагогика, постоянно увеличивается. Однако эти работы в силу специфики их аспекта рассматривают влияние Интернета на политику, глобализацию, межкультурную коммуникацию, социализацию, познание, потребности, рекламу, социально-стратификационный анализ, субкультурные сообщества, виртуальную коммуникацию, виртуальную реальность, киберпространство, Интернет-зависимость и не дают целостного философско-культурологического понимания данного феномена.

В-третьих, повсеместное распространение Интернета и закрепленность в культуре повседневности деформируют духовный иммунитет личности. Вхождение Интернета в потребностно-мотивационную сферу личности повышает ответственность пользователя, формируя «сетку» противодействия медиавирусам.

В-четвертых, появление процессов, получивших название Интернет-социализация, медийная интеграция, создает поле иных смыслов, противоречиво влияющих на личности в постнеклассической рациональности.

205

В-пятых, актуальным для современного философского, культурологического, антропологического знания становится изучение аксиологического тренда феномена Интернета как одного из атрибутов бытия культуры.

В-шестых, в условиях поликультурного мира, конфликтогенного по своей природе, сохранение духовных основ общества [14] (согласия, мира, добродетелей) предполагает интеграцию противоречивых ценностей в информационное поле (Интернет, телевидение).

В-седьмых, интернет как незавершенная техническая новинка, разработанная в недрах военно-промышленного комплекса, получил «прививку» в сообществе ученых и именно через этот тренд (а также лозунги) внедрялся в сознание. В конечном счете, это привело к фетишизации Интернета и отнесении его к сугубо техническому феномену. «Мы привыкли думать о микробах как об опасности, но в действительности наши отношения с этой формой жизни гораздо сложнее: фактически наши организмы живут в симбиозе с различными микроскопическими видами» [1].

Наконец, влияние ценностей Интернета и киберпротезирования1 на «трансгуманизм». Либеральная евгеника2 накладывает отпечаток на сетевые технологии на основе «открытых кодов».

Степень разработанности проблемы. Имеющиеся исследования Интернета как системы содержат серьезные предпосылки для изучения структурных элементов бытия культуры. Поэтому в этом контексте в нашей работе были изучены результаты исследований Интернета в области философии, эстетики, культурологии, социологии и психологии. По мнению В.В. Мары-чева, сегодня «для современной науки свойственна мозаичная структура, в которой выкристаллизовываются новые дисциплины и междисциплинарные направления, дающие свои частные картины реальности, такие, как информационная, вероятностная, функциональная научные картины мира. Совмещая в своем составе элементы знаний различной природы, научная картина мира оказывается способной эффективно способствовать решению вопросов междисциплинарной интеграции путем учета типологической общности многообразных явлений объективного мира» [10].

Более того, Интернет отражает не только образ жизни, но и мысли современной личности в профессиональной сфере - науке, искусстве, культуре, бизнесе. Повышая академическую мобильность ученых, Интернет зачастую

1 Стремление компенсировать с помощью компьютерных симуляций отсутствие социальной реальности (см.: Д.В. Иванов, Б. Марков).

2 Евгеника как учение о «хорошем роде» обязана своим возникновением двум учениям XIX века - теории Ч. Дарвина о происхождении видов и учению Г.И. Менделя о передаче признаков по наследству. Однако сама идея усовершенствования человеческого рода имеет гораздо более древние корни. См.: [15]

206

дистанцирует студентов, учащихся от самих преподавателей, ученых и познавательного процесса (как деятельности, направленной на познание через овладение знанием, а не только информацией и ее «транслирующими» ин-струментами)1.

На современном уровне научного знания и происходящих в обществе процессов синтез как один из основных методов формирования постнеклас-сической картины мира приобретает новый нетрадиционный смысл и значение, поскольку, с одной стороны, отражает в себе тенденции общественного развития, а с другой - служит способом научного обоснования его закономерностей, отсюда правомерно введение понятия социальный синтез [10]. Мы исходим из того, что Интернет является составляющим компонентом как материальной, так и духовной культуры.

Культуру как виртуальную реальность изучал А.Я. Флиер. Исследователь выделил аспекты, по которым сделал вывод о том, что Интернет ничего «нового» не создал. Разделяя точку зрения В.С. Степина на культуру как совокупность материальных и духовных ценностей (системы кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт), мы попытаемся найти институциональные и неинституциональные формы и средства их сохранения, развития и трансляции (например, термы-учреждения культа-библиотеки).

Интернет как единое глобальное пространство общения, коммуникации, в котором в каком-то смысле выделилась, по мнению старшего научного сотрудника Института философии РАН, кандидата философский наук, доцента, академика (ПАНИ) Е.И. Ярославцевой, как особо значимая, имеющая уникальную ценность и продуктивность зона общения [17].

«Современные технологии могут как порождать отдельные потребности человека, так и отвечать уже сформировавшимся», - заявил Алексей Шмелев, доктор филологических наук и заведующий отделом культуры речи Института русского языка имени Виноградова РАН [16]. Более того, производители и маркетологи часто навязывают потенциальным покупателям новые потребности, которые удовлетворяются с приобретением новых высокотехнологичных устройств. «Популярность социальных сетей обусловлена тем, что они удовлетворяют потребности своих пользователей», - считает медиа-менеджер. Однако, по его мнению, общение в социальных сетях не заменяет реальное общение, а является достойной альтернативой одиночеству.

Говоря о проникновении технологий в жизнь современного человека, Антон Носик обратил внимание на их тесную связь с различными ритуалами. По наблюдениям блогера использование современных технологий стало

1 Студенты с таблетками и ай-падами. Колледж где нет книг и все в электронном формате.

207

частью ритуала убийства, пыток или избиения - часто подобные сцены снимаются на мобильный телефон, а получившиеся ролики впоследствии загружаются на YouTube. Пользование сервисом онлайн-перевода Google Translate, с помощью которого пользователь может переводить иноязычные тексты на понятный ему язык, А. Носик сравнил с религиозным ритуалом.

Директор департамента развития и коммуникаций Российской венчурной компании Евгений Кузнецов поделился своими соображениями о разнице в восприятии современных технологий. По его словам, технологии могут быть полезными, как, например, телефон, или иметь исключительно развлекательные функции. В качестве примера второго типа технологий по этой классификации Кузнецов привел компьютерные игры.

«Примерно через десять лет особенно актуальными станут «пограничные» технологии, используя которые потребитель будет одновременно развлекаться и делать что-то полезное», - заключил топ-менеджер РВК.

Однако знание как оно есть - это непосредственный отпечаток окружающего мира на субъект познания без участия в процессе познания потока мыслей субъекта, предшествующих процессу познания и искажающих этот отпечаток, т.е. способ освоения действительности, в котором «сопутствующий фон» не отвлекает от сущности предмета или явления - некое рафинированное, свободное от вспомогательной информации познания. Причем субъектно-объектная оппозиция снимается в коммуникации, в которой разворачивается бытие; а сущность мира, его структура высвечиваются в понимании языка [12].

Для нас особый интерес представили работы по психологии Е.П. Белинской, Ю.М. Кузнецовой, Н.В. Чудовой. В них на основе изучения он-лайн дневниковых порталов (блогов), Интернет-коммуникации ученым удалось выявить следующие закономерности:

1. Формирование моделей поведения в неопределенных социальных ситуациях и конструирование элементов образа социального мира, закономерности формирования идентичности и стратегий самопрезентации детерминируются анонимностью «виртуального бытия», соответствующего общему кризису рационализма, утверждению иррациональности социального бытия, утрате социальной реальностью своей определенности и устойчивости [3]:

- построение по принципу гипертекста виртуального пространства, множественного «Я» во многом напоминает множественную реальность постмодерна, которая требует от человека постоянных ролевых и поведенческих переключений в различных социальных ситуациях (апгрейда);

- социально необходимой остается инсценировка своей индивидуальности, в результате чего личность проявляет себя лишь через «фасады Я»

208

(как следствие, постоянство реальности самопрезентации, а «Я» как регулирующая и смыслообразующая структура становится избыточной);

- виртуальная реальность предлагает человеку максимум возможностей для любого рода конструирования: как средств коммуникации - в конструировании образа партнера по коммуникации, как сообществ - норм взаимодействия. Следовательно, в силу риска потери социальных ориентиров возрастает необходимость конструирования социальных отношений и собственной идентичности.

2. Киберантропология рассматривает компьютер как отражение Я. В Интернете создаются новые возможности для актуализации личности, что, в свою очередь, способствует проявлению в поведении индивидуальных различий. Проявление индивидуальности в Интернете другие исследователи предлагают рассматривать как особенности, влияющие на сетевую активность и ее параметры. При этом на самопрезентацию в Интернете воздействуют четыре фактора: опыт взаимодействия с компьютером и опосредованного компьютером общения (зеркала, посредника коммуникации, «третьего»); аудитория (сообщества); степень самосознания владельца; идентификация с определенной социальной группой/категорией пользователей компьютера (социальные идентичности). Причем, по мнению А. Жичкиной, в особенностях «виртуальных личностей» отражаются особенности, связанные с протеканием процессов самоопределения, самоверификации, изменения структуры идентичности человека, выражающие тенденции к множественности идентичности [8]. Человек строит отношения со своей перспективой, опекает как возможную линию собственного развития, стимулируя в себе способности к диалогу. Более того, увлеченность будущим - своеобразное виртуальное состояние, которое выводит человека на новый уровень ориентации, к открытым горизонтам (Е.И. Ярославцева).

3. Познание в метаперсонифицирующей среде способствует приобретению личностью таких свойств, как активность, целенаправленность и произвольность. Интернет предоставляет субъекту возможность осмысления мотивационных ориентиров собственной деятельности и свойств идеального Я, в связи с чем складываются условия для осознания «составных частей» своей личности и приобретения навыков управления им. Предполагается, что множественность и изменчивость идентичности в виртуальной коммуникации отражают развертывание структуры собственной личности и исследование породивших ее потребностей. Киберсообщество обладает своей собственной мифологией, языком, набором этических норм и ценностей, эстетических установок, потребностей, вкусов, предпочтений, стандартов, символов, усваиваемых отдельными пользователями.

209

Рабочая гипотеза состоит в том, что Интернет, взятый как элемент материальной и духовной культуры, влияет на познавательные характеристики личности (наряду с образованием, искусством, наукой, техникой, традицией, правом, политикой, нравственностью).

В потребностях (по пирамиде А. Маслоу) Интернет удовлетворяет не только базовые потребности: физиологические (заказ еды и товаров на дом), потребность в безопасности и защищенности (детский Интернет, безопасный интернет), но и потребности в принадлежности к группе, причастности, поддержке (многочисленные Интернет-сообщества и субкультурные досуговые общности), в уважении и признании (Ы±р://Ьоот-starter.ru, http://planeta.ru, http://fixmyride.ru/) [4], а также потребность в самовыражении, или потребность в личностном росте (включает три уровня: познание, эстетические, самоактуализация. Французские блоггеры определили место новых медиа в интернет-пирамиде Маслоу 2.0 версии 2010: 1) уровень выживаемости (поиск информации и почта); 2) уровень защищенности (защита информации); 3) уровень социализации (форумы, социальные сети); 4) уровень оценивания (блоги, личные странички); 5) уровень самореализации (совместная работа) [11]. Потребности всегда осознаются человеком, им оказывается конкретная смысловая окраска, связано со своеобразием интересов данного человека, его физическими и психологическими особенностями и вкусами.

Применительно к новым медиапирамида А. Маслоу выглядит таким образом, что потребность в поиске информации резко смещается вниз, а на самом верху пирамиды, на пятом уровне, размещается совместная работа! Во Франции под новыми медиа понимают те из них, которые появились на основе последних информационных и телекоммуникационных технологий (веб-ТО, Podcast, рекламные интерактивные сайты и т.д.). Так, исследователь киберкультуры профессор Пьер Леви выделяет следующие особенности новых медиа: 1) цифровая основа - сообщения, получаемые и передаваемые пользователем, кодируются с помощью цифровой базы данных (0/1); 2) их взаимосвязанность, проявляющаяся в подключении к сети (это может быть мобильный телефон, КПК, компьютер, МР3-плейер, цифровая камера и т.д.); возможности ввода-вывода информации из киберпространства; 3) интерактивность - информация (звуки, изображения, текст, гипердокументы, игры) в новых медиа может быть считана в режиме реального времени и представлена пользователю в удобной для него форме.

«Сущность истины - в содержащейся в ней идее-норме, регулирующей процесс приведения знаний к истинности и достоверности, к их общезначимости, практической и иной полезности; а сознания субъекта в состоянии убежденности в качестве этого знания; Истина как идея обладает

210

всеобщностью, абстрактностью, абсолютностью, в то время как явления человеку в виде истинного - единичностью, конкретностью, относительностью» [9].

Следовательно, философия обретает нужность как «душа культуры», но уже современной, базирующейся на многогранном коммуникативном пространстве с одновременной фрагментацией восприятия культуры отдельным человеком (спектры, фракталы) [5].

По мнению Г.П. Бакулева, с точки зрения структурно-функционального анализа могут выжить и процветать только те технологии, которые удовлетворяют потребности общества в стабильности, интеграции и эффективном производстве. С точки зрения эволюционной парадигмы развиться в новые медиасистемы больше шансов у тех технологий, которые лучше всего служат возникающим в обществе потребностям к адаптации. Поскольку общество становится более сложным, все труднее поддерживать его монолитность с помощью традиционных способов межличностной и массовой коммуникации. Поэтому нужно создавать новые системы СМК, которые смогут утвердиться, например, благодаря содействию решению проблем, возникающих во время крайне важного перехода к экономике информационного обслуживания или из-за столь же важных изменений в мировом экономическом порядке. В результате могут появиться системы международной коммуникации и обмена, необходимые для благополучия усложняющегося мира, в котором выживание становится проблематичным из-за оружия массового уничтожения, истощения природных ресурсов и сокращения общения между людьми [2].

Сотрудник НИУ ВШЭ К. Мартынов считает, что увеличение числа информационных сообщений обостряет их внутривидовое соперничество. «Человеческий вид столкнулся с новым очень активным вирусов, носящим не генетическую, а меметическую природу» [1]. Поэтому ответом на информационные вирусы становится дальнейший прогресс нашей культуры, формирование Homo digitus, цифрового человека.

Сложность описания современной социокультурной ситуации состоит в том, что создание моделей функционирования национальной культуры вступает в противоречие с практикой конкретного бытия, обусловленной наличием сложных связей между отдельными социальными или этническими группами, их притяжением-отталкиванием, общностью и различием исторических судеб, разнонаправленностью ценностных ориентаций.

Культура является творением человека, и сегодня создается впечатление, что жизнеобеспечение перестает быть ведущей задачей. «... человек расширил рамки своих интересов и стал заниматься вопросами удовлетво-

211

рения более сложных, духовных потребностей. Он совершает меньше ошибок, затрачивает меньше ресурсов при достижении цели» [17].

Вместе с тем, по мнению Е.Н. Молодцова, мы имеем дело с нарушением «экологии» человека, с неправильностью установленных человеком отношений с его внешним машинным окружением. В результате машины действительно начинают превосходить человека, диктуя ему стиль жизни и формируя его потребности. Возникает ситуация, при которой хвост вертит собакой, а экология природы, в свою очередь превращается в пустыню [13]1. Современные технические приборы все более усложняются, требуя от пользователя аккуратного и точного оперирования. Действительно ли использование Интернета в быту ведет к структурным изменениям не только психики, но и направления развития способностей субъекта? Более того воспринимаемая информация из физического мира и Интернета имеет разную природу. Технологии меняют коммуникативную среду человека, расширяя ее и открывая возможности получения нового опыта, ранее недоступного. О.В. Красноярова выделяет факторы, проецирующие возможности для коммуникации с помощью медийных средств: пространственное расширение/сжатие, временная трансгрессия, трансцендентирование опыта [7]. Видимо действительно медиа - самостоятельное и единственное онтологическое условие существования современного человека. Временная трансгрессия - это эффект перехода от «всегда уже» / «вот-вот, еще только» к «всегда сейчас». Трансцендентирование расширяет опыт вовне, средство коммуникации делает возможным выход за пределы ограничений.

Скажем, скорость, с которой подавались новости 25 лет назад, сейчас изменилась. Мозг не всегда успевает откликаться на подобные ускорения. Формируется модель человека информационного общества, которого нужно всегда «апгрейживать» (обновлять).

Мы полагаем, в зависимости от эволюции Интернета он будет выхватывать, как магнит, ценности объективного мира и влиять на них. В конечном счете, Интернет, выступая структурным элементом духовной культуры, является фактором и средством социальных изменений. Следовательно, как структурный элемент духовной культуры он вызывает культурные изменения и служит причиной трансформации культурных феноменов (образование, наука, техника). Потребность в результатах этих исследований имеет место во всех сферах социальной жизни. Резкие перемены, происходящие в обществе, необходимость управления этими сложными процессами (не только собственно культурными, но и политическими, эконо-

1 Развивая компьютеры, мы теряем человека, передавая его функции машине. Функция, которой не пользуются, теряется. 212

мическими, технико-технологическими и др.), их прогнозирование и проектирование вывели проблему трансформации и динамики общества на новый уровень актуализации ее осмысления. Культуры зарождаются, распространяются, разрушаются, с ними происходит множество всевозможных метаморфоз, именно поэтому изучение динамики культуры имеет огромное значение для понимания постоянно происходящих в обществе изменений.

Как видим, современная социогуманитарная мысль сосредоточивает свое внимание на объяснении сложных процессов исторической эволюции социокультурных систем, пытаясь определить механизмы, которые обусловливают тесно взаимосвязанные количественные и качественные преобразования, определяющие сущность развития всей мировой культуры.

Следовательно, культурное развитие связано с понятием «культурное изменение», под которым подразумеваются всякое движение и взаимодействие, любые трансформации в культуре, в том числе и те, которые лишены целостности и не имеют ярко выраженной направленности. Когда же идет речь не просто о «культурных изменениях», а об изменениях, в которых осуществляется целостность и направленность, когда можно проследить определенные закономерности, тогда говорят о «динамике культуры». Таким образом, динамику культуры характеризуют изменение и модификация черт культуры, которые протекают во времени и пространстве и для которых характерен холизм, наличие упорядоченных тенденций и направленный характер.

1. Homo digitus. Кирилл Мартынов о цифровом человечестве [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fom.ru/science/10025.

2. Бакулев, Г.П. Компьютерная коммуникация: расшатывание основ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2009/06/-17/750/.

3. Белинская, Е.П. Психология Интернет-коммуникации. - М.: МПСУ, 2013.

4. Интернет-пользователи скинулись на видеогид по Свердловску [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2013/06/20/reg-urfo/videogid.-html.

5. Калимуллина, Г.Х. Интернет как источник рационализации сознания человека. Многомерность и целостность человека в философии, науке и религии / Г.Х. Калимуллина, Д.Д. Калимуллин / Материалы международной научно-образовательной конференции. 20-21 апреля 2012 г. - Казань: Изд-во КГУ, 2012. - С. 320-325.

6. Каргин, А.С. К вопросу об исследовании Интернет-творчества / А.С. Каргин // Folk-art-net: новые горизонты творчества: сб. ст. - М.:

213

Государственный республиканский центр русского фольклора, 2007. -200 с.

7. Красноярова, О.В. Медиа как среда современного человека / О.В. Красноярова // Изв. ИГЭА. - 2010. - №6 (74). - С. 160.

8. Кузнецова, Ю.М. Психология жителей Интернета / Ю.М. Кузнецова, Чудова, 2007. - С. 72-74.

9. Марченко, Е.А. Судьба человека: философско-антропологический подход: дис. ... филос. наук / Е.А. Марченко. - Ставрополь, 2004. -С.125.

10. Марычев, В.В. Научная картина мира в культуре современного общества: дис. ... филос. наук / В.В. Марычев. - Ставрополь, 2004. -С.100-101.

11. Медиатека школы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://biblio-media.blogspot.ru/2010/05/blog-post_04.html

12. Миннулин, А.Н. Понимание как коммуникативное событие / А.Н. Миннулин, Э.Б. Миннулина // Многомерность и целостность человека в философии, науке и религии: материалы междунар. науч.-образовательной конф. 20-21 апреля 2012 г. - Казань: Изд-во КГУ, 2012.- С. 126-127.

13. Молодцова, Е.Н. Проекции в будущее или человек потерянный / Е.Н. Молодцова // Философские науки. - 2004. - №2. - С. 59-74.

14. Франкл, С.Л. Духовные основы общества [Электронный ресурс] / С.Л. Франкл. - М.: Директ-Медиа, 2008. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=7381.

15. Хен, Ю.В. Евгенический проект: «pro» и «contra». - М.: ИФ РАН, 2003 [Электронный ресурс] / Ю.В. Хен. Режим доступа: http://iph.ras.ru/page49630979.htm.

16. Эксперты: маркетологи навязывают покупателям техники новые потребности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://digit.rU/technology/20110216/381086293.html#ixzz2rWFBwYEF.

17. Ярославцева, Е.И. Интерактивный человек в пространстве современных межкультурных коммуникаций / Е.И. Ярославцева // Библиотечное дело XXI век. - 2008. - №1. - С. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.