Научная статья на тему 'Процессы интеграции социальных наук в глобальные коммуникации как мезофакторы киберсоциализации: системный подход'

Процессы интеграции социальных наук в глобальные коммуникации как мезофакторы киберсоциализации: системный подход Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
187
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ / ИНТЕРНЕТ / КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / SOCIAL SCIENCES / INTERNET / CULTURE / TECHNOLOGY / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Калимуллин Д. Д., Калимуллина Г. Х.

Статья посвящена рассмотрению вопросов виртуализации образования и академическим сообществам. Интернет рассматривается как средство познания многообразия культуры мира, что трансформирует социально-культурную среду. Транснационализм интернета и академических сайтов подчеркивает интернациональный характер науки. Рассмотрены противоречивые влияния указанной тенденции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Processes of integration of social sciences in global communications as cybersocialization mesofactors: system approach

The present article discusses issues virtualization education and academic communities. Internet is considered as a means of understanding the diversity of cultures of the world that transforms the socio-cultural environment. Transnationalism and academic Internet sites emphasizes the international character of science. The article considered the conflicting influences of this trend

Текст научной работы на тему «Процессы интеграции социальных наук в глобальные коммуникации как мезофакторы киберсоциализации: системный подход»

УДК 008:002.6 + 1:002.6

Д.Д.Калимуллин, Г.Х.Калимуллина

ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК В ГЛОБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК МЕЗОФАКТОРЫ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.

Статья посвящена рассмотрению вопросов виртуализации образования и академическим сообществам. Интернет рассматривается как средство познания многообразия культуры мира, что трансформирует социально-культурную среду. Транснационализм интернета и академических сайтов подчеркивает интернациональный характер науки. Рассмотрены противоречивые влияния указанной тенденции.

Ключевые слова: социальные науки, интернет, культура, технологии, модернизация.

D.D.Kalivullin, G.H.Kalivullina PROCESSES OF INTEGRATION OF SOCIAL SCIENCES IN GLOBAL COMMUNICATIONS AS CYBERSOCIALIZATION MESOFACTORS: SYSTEM APPROACH

The present article discusses issues virtualization éducation and academic communities. Internet is considered as a means of understanding the diversity of cultures of the world that transforms the socio-cultural environment Transnationalism and academic Internet sites emphasizes the international character of science. The article considered the conflicting influences of this trend.

Key words: social sciences, internet, culture, technology, modernization.

Культура, по сути, - это свод нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности, один из ключевых символов российской государственности и исторической преемственности, то, что объединяет нас с другими странами и народами мира. Конечно же, все мы - государство, общество - несём ответственность за судьбы отечественной культуры, за её современное состояние и перспективы. Нельзя потерять свои культурные корни, то, что формировалось веками, складывалось многими поколениями представителей разных национальностей и разных религий и не раз на самых трудных поворотах истории государства российского сберегало его для будущих поколений [5].

Исходя из характеристик индустриального и постиндустриального обществ, данного Т.Н.Лукиных [7], главной ценностью последнего является использование новых информационных технологий (удовлетворение культурных и личностных потребностей). Объектом организации являлись знания (практические и теоретические), а источником стоимости являлась информация. Более того, система образования строилось на основе традиционной педагогики, а сейчас - информационная педагогика, информационных технологии. Названный автор акцентирует внимание на общей, профессиональной, информационной культурой, где цементирующими компонентами являются:

1. Знания= право, нравственные принципы, наука, традиции, интернет, политика, искусство.

2. Язык= традиции, фольклор; профессиональное искусство, нравственность, образование, информация, наука, и т.д.

Подобно тому, как электричество изменило ночной и дневной ритм человеческой жизни, дав новый источник света, «промышленное производство информации» приводит к переоценке ценностей - главным является информация (нематериальный, духовный ресурс).

Интернет рассматривается как социально-культурная среда по развитию коммуникативной культуры личности. Коммуникативная культура пользователя как доминантный элемент общей культуры личности и интегральная характеристика, определяется духовными потребностями человека, проявляющимися в его ценностных ориентациях в области общения, что реализуется в системе личностных качеств и способностей, позволяющих адаптироваться в современном коммуникативном пространстве (виртуальной реальности) и реализовать направленность личности на культуру ее жизненного самоопределения.

По мнению О.В.Краснояровой, технологии меняют не просто коммуникативную среду человека, расширяя ее и открывая возможности получения нового опыта, ранее недоступного, но они так же очевидно определенным образом меняют и самого человека [5].

Интернет позволяет использовать уникальную возможность познавать все многообразие культуры мира с различных позиций - визуальных, познавательных, интеллектуальных. Интернет-технологии при выполнении поиска различных заданий позволяют расширить границы эмоционально-эстетического восприятия личности.

Социально-культурная среда, по мнению Ю.Н. Куракиной, - среда обитания человека, связанная с системой материальных, общественных и духовных условий, направленных на приобщение личности к культурным ценностям, удовлетворение ее потребностей и интересов, обеспечивающая соответствующие формы ее активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной, социальной, материальной и духовной культуры [6].

Современное образование характеризуется виртуализацией исходя из следующих проблем: эрозия знания (образвлечение), обесценивание культурного опыта («культурных практик»), иллюзорная интерактивность, преобладание информации над знанием (возвышение маргинальных знаний) [2].

Анализируя модернизационные процессы, происходящие в образовании (высшей школы) и коммуникацию в академических интернет-сообществах необходимо отметить, что ученые идентифицируются в символическом пространстве своего рода занятий более через компьютер, чем через традиционные печатные издания.

Более того новый тип сегодняшней рациональности присваивает функцию культурной регуляции:

отчуждение человека от малых групп, автономизация индивида (общество превращается в бездушный и унифицирующий механизм), отказ от рока в пользу альтернативности свободного выбора, секуляризация (отказ Модерна от религиозного трансцендентного измерения) [3].

Новые формы коммуникации приводят к трансформации в общественном сознании восприятия времени и пространства. Еще в эпоху модерна произошло изменение связи между временем и пространством, а постмодерн, благодаря электронным медиа и процессам глобализации, только ускорил этот процесс.

Поскольку мобильные телефоны относятся к артефактам культуры мобильности, телефонная коммуникация - это не только деятельность человека в области связи, но соревнование в социальном пространстве с другими индивидами за социальный статус и престиж [2, с.114].

Однако в круговороте разнообразных политических, экономических, социальных идей и форм общественной жизни общими для абсолютного большинства политических систем и сообществ остаются интеллектуальные и институциональные скрепты Модерна - автономия личности, демократия, капитализм, либерализм, концепция прав и свобод человека, общественный договор [3].

Другой автор отмечает, что качество времени, проводимого человеком в киберпространстве интернет-среды становится одним из ведущих параметров оценки успешности жизнедеятельности личности. Более того, его можно повышать за счет увеличения активности жизнедеятельности, развития интеллекта, эмоций и чувств, социально-позитивных качеств (в т.ч. профессионально-значимых) личности средствами киберпространства социализирующей интернет-среды [10, с.33].

Фактор Интернета сказывается на социальной организации науки, формах воспроизводства научного знания1. Жесткую иерархию устоявшихся институтов вытесняет неформальная коммуникация виртуальных «невидимых колледжей», члены которых используют свою технологическую мобильность, профессиональные навыки и технические средства в качестве инструмента для перераспределения трансэпистемических ресурсов, в первую очередь капиталовложений в научно-исследовательскую деятельность и регулирования финансовых потоков. Виртуальность подобных компьютерных коллективов, образующихся в результате сетевых интеракций, характеризуется прежде всего скоростью информационного обмена: сообщение, посланное по электронной почте или на интерактивную страницу web-сайта, практически мгновенно достигает своего адресата2. Для российской социальной науки вхождение в глобальное академическое пространство имеет особое значение. Представители книжных по своей сути дисциплин, «социальные ученые» всегда находились в прямой зависимости от информационных ресурсов - первоисточников, библиографических указателей, каталогов, реферативно-аналитических изданий, объем и степень доступности которых в российских библиотеках и информационных центрах, особенно в регионах, были недостаточными и редко соответствовали запросам потребителей. Интернет с его декларационно безграничным объемом самых разнообразных по форме и содержанию открытых сетевых ресурсов, казалось, должен был удовлетворить информационный голод российского академического сообщества, расширить круг чтения за счет привлечения актуальных и ретроспективных зарубежных источников, способствовать росту научной коммуникации, адаптации к новым условиям и форматам научной деятельности, и в конечном итоге повышению качества производимых продуктов, в первую очередь публикаций. Предположение это неочевидно несмотря на интенсивный рост как технологических ресурсов - телекоммуникационных узлов и ШШШ-серверов Рунета, так и наполнения информационных носителей - ШШШ-сайтов и страниц. Вхождение отечественной науки в универсальное информационное пространство глобальных коммуникаций происходит неравномерно и оценивается неоднозначно [1].

По мнению О.В. Краснояровой сознание человека эпохи интернета не просто оперирует информацией как определенным инструментом, необходимым для познания действительности, сама медийная информация - тоже действительность, бытие, а не форма отражения [5].

Видимо действительно, развитие культуры привело к тому, что человеческое сознание потеряло способность отделять себя от информационной среды, в которой находится, т.е. сознание отождествляется с информационной средой, а значит, технологии, которыми оперирует информационная среда, глубоко пронизывают уже не просто материальную сторону жизни, но и ее духовную составляющую. Эти изменения пронизывают и всю социальную структуру общества.

Как видим, происходит трансформация материальной культуры, созданной индустриальной революцией, породившей технологии производства и распределения энергии и материальных продуктов в «информационную культуру», где доминантным элементом являются знания. В индустриальной революции главную роль играли наука, информация и знания, а в информационно-технологической революции ведущее значение имеют наука и технологии, с помощью которых знания и информация генерируются. Опора на технологии коммуникации и

1 В глобальной Сети стираются различия между отдельными отраслями знания, создаются междисциплинарные «анклавы», изменяется тематический репертуар научной деятельности, возникают новые направления и целые исследовательские области.

2 В природе телекоммуникационного сообщества заложен социальный конфликт, противоречие, отчетливо проявляющееся в процессе его формирования и эволюции: с одной стороны, делаются попытки стабилизации этого социального образования через вторжение в сферу власти и борьбу за распределение ресурсов, что в итоге должно привести как раз к институционализации такой структуры. С другой стороны, сама форма этого «социума», определяемая мгновенностью компьютерных коммуникаций и обменом разноплановой диверсифицированной информацией, заимствованной из множественных источников, со множеством адресатов, не способствует укреплению социальных уз внутри коллектива и является фактором хрупкости и недолговечности сообщества.

обработки информации позволило использовать в самом процессе обучения этим технологиям и овладения ими.

Однако медиатизация, по мнению Д.В.Галкина приводит к антропологической реверсии: приспо-сабливаясь к новым техно-органам, человек сам становится сервисным механизмом, обслуживающим воспроизводство и развитие технологической машины. Человек мутирует, становясь «половым органом машинного мира» [2].

Если медиа-технологии выполняют фундаментальную культурную функцию трансляции («медиа как трансляторы»), переводя опыт в эксплицитные формы, а технология — это эксплицитность (Маклюэн), то в мире электронной информации мы все больше обретаем собственную эксплицитность за счет перевода себя в различные форматы данных. Технология, следовательно, всегда предполагает трансформацию социального опыта, переход границы прежнего опыта, трансгрессию.

Бесспорным социо-культурным фактом является и то, что новые медиа совершили переворот в развлекательной (популярной) культуре (от домашних и сетевых компьютерных игр до гигантской фабрики кино и видео спецэффектов - империи виртуальных удовольствий Джорджа Лукаса) и способствовали ее глобальному распространению и усилению ее доминирующей роли. Институциональные проблемы функционирования индустрии культуры в жестких рамках техно-экономического детерминизма приобретают иной ракурс в мире повседневной жизни. В культуриндустрии происходит реверсия технологии и культурных практик: технологические средства развлечений проникают в мир повседневного опыта (дома, бары и кафе, развлекательные центры), который, в свою очередь, накладывает ограничения и регулирует социализацию технологий - так технология трансформируется в культуру и социальные практики. Таким образом, изменяется ландшафт опыта в целом: техники удовольствий все более сливаются с дискурсивным моделированием досуга и развлечений, а использование знания превращается в использование удовольствий с помощью знания, производящего удовольствия (знания как удоволь-ствия). Возникает особая точка приложения дискурса новых медиа - мир развлечений, «знание/ удовольствие», «популярная культура», созданная технологической машиной производства удовольствий.

Литература

1. Арефьев П.Г. Российские интеллектуалы элиты в компьютерных сетях: проблемы интеграции в структуру глобального взаимодействия /Социальные науки в постсоветской России. Антология. Академ. Проект, 2005. С. 262-301.

2. Бондаренко С.В. Культура мобильных телекоммуникаций. Ростов н/Д.: ЗАО Книга, 2007.- 352с.

3. Галкин Д.В. Техно-логика новых медиа: к проблеме генезиса цифровой культуры [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://huminf.tsu.rU / e-jurnal/magazine/3/gal.htm

4. Градосельская Г. Сетевые коммуникации в профессиональном сообществе /Социальные науки в постсоветской России. Антология. Академ. Проект, 2005. С.228-261.

5. Заседание Совета при Президенте РФ по культуре и искусству от 2 октября 2013 г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: / / www.kremlin.ru/ news/19353

6. Красноярова О.В. Медиа как среда современного человека //Известия ИГЭА 2010. №6. С.159-163

7. Куракина Ю.Н. Педагогический потенциал социально-культурной среды как фактора формирования коммуникативной культуры молодежи. Казань, 2013. 49с.

8. Лукиных Т.Н. Информационные революции и их роль в развитии общества [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://huminf.tsu.ru/iurnal/vol2/ltn mgv inf revolucii/

9. Мартьянов В.С. Модерн продолжается? //Полис. 2012. №3. С.108-121

10. Плешаков В.А Киберсоциализация человека. Монография. М.: МПГУ, «Прометей», 2012. - 212с.

1. Aref'ev P.G. Rossijskie intellektualy jelity v komp'juternyh setjah: problemy integracii v strukturu global'nogo vzaimodejstvija /Social'nye nauki v postsovetskoj Rossii. Antologija. Akadem. Proekt, 2005. S. 262-301.

2. Bondarenko S.V. Kul'tura mobil'nyh telekommunikacij. Rostov n/D.: ZAO Kniga, 2007.- 352s.

3. Galkin D.V. Tehno-logika novyh media: k probleme genezisa cifrovoj kul'tury [Jelektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: http://huminf.tsu.rU/e-jurnal/magazine/3/gal.htm

4. Gradosel'skaja G. Setevye kommunikacii v professional'nom soobshhestve /Social'nye nauki v postsovetskoj Rossii. Antologija. Akadem. Proekt, 2005. S.228-261.

5. Zasedanie Soveta pri Prezidente RF po kul'ture i iskusstvu ot 2 oktjabrja 2013 g. [Jelektronnyj resurs].-Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/news/19353

6. Krasnojarova O.V. Media kak sreda sovremennogo cheloveka //Izvestija IGJeA. 2010. №6. S.159-163

7. Kurakina Ju.N. Pedagogicheskij potencial social'no-kul'turnoj sredy kak faktora formirovanija kommunikativnoj kul'tury molodezhi. Kazan', 2013. 49s.

8. Lukinyh T.N. Informacionnye revoljucii i ih rol' v razvitii obshhestva [Jelektronnyj resurs].- Rezhim dostupa:

http: //huminf.tsu.ru/jurnal/vol2/ltn_mgv_inf_revolucii/

9. Mart'janov V.S. Modern prodolzhaetsja? //Polis. 2012. №3. S.108-121

10. Pleshakov V.A. Kibersocializacija cheloveka. Monografija. M.: MPGU, «Prometej», 2012. - 212s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.