Научная статья на тему 'Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях Интернет-сообществ'

Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях Интернет-сообществ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ / ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ / ЛИЦА С ИНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА / ИНТЕРНЕТ-КЛУБЫ / СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ / КЛУБЫ ПО ИНТЕРЕСАМ / ГРУППЫ ТРЕНИНГА / ДОСУГОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПОТЕНЦИАЛ КОММУНИКАТИВНО-ИНТЕГРАЦИОННЫЙ / ДУХОВНАЯ ОБЩНОСТЬ / РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА / SOCIAL INTEGRATION / CULTURE INTEGRATION / DISABLED PEOPLE / INTERNET-SOCIETIES / INTERNET-CLUBS / PEDAGOGICAL BASE / INTEREST CLUBS / TRAINING GROUPS / RECREATIONAL ASSOCIATIONS / COMMUNICATIVE AND INTEGRATION POTENTIAL / THE SPIRITUAL UNITY / REFERENCE GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калимуллин Д. Д.

В статье рассматриваются многогранность форм и средств вовлечения личности в культуру и социум. В частности дана характеристика Интернет-сообществ как досуговых объединений и клубов по интересам, способствующих интеграции личности в досуговое пространство. Обоснованы педагогические возможности Интернет-сообществ как коммуникативно-интеграционного пространства Интернета. Автор стоит на позиции, что Интернет-сообщества функционируют по коммуникативным моделям клубной деятельности, обеспечивая конструктивное взаимодействие участников, их духовно-нравственное и социальное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The socio-cultural integration of handicapped people in the conditions of Internet society

The article studies the different aspects of the person's integration into culture and the society. Namely there is a characteristic of the Internet society represented by some leisure groups or clubs united by the shared interests that contribute to the integration of the personality into the leisure space. There are given the pedagogical possibilities of Internet communities as a communicative-integration space of Internet. The author shares the view that the Internet communities function according to the communicative models of club activities, providing the constructive cooperation of its members, their spiritual, moral and social development.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях Интернет-сообществ»

УДК 316.77

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ

Д.Д. Калимуллин

Калимуллин Диловар закончил в 2005 году Казанский государственный университет культуры и искусств факультеты «информационнобиблиотечный.» по специальности «прикладная информатика (социо-гуманитарная сфера) специализация «менеджмент в информационных системах» с отличием, «музыки и хореографии» специальность «народное художественное творчество» специализации «оркестр народных инструментов».

Начиная с 2002 г. работал в Национальной библиотеке республики Татарстан в информационно-библиографическом отделе.

С 2005-2009 гг. - аспирант Казанского государственного университета культуры и искусств. В 2006-2007 гг. был направлен по Гранту Правительства Республики Татарстан на стажировку в Санкт-Петербургский университет культуры и искусств. В 2009 г. защитил диссертацию на тему «Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях Интернет-сообществ».

Сегодня Д.Д. Калимуллин активно работает в русле народного художественного творчества, современной праздничной культуры, интеграции личности в социум посредством досуговых общностей.

В статье рассматриваются многогранность форм и средств вовлечения личности в культуру и социум. В частности дана характеристика Интернет-сообществ как досуговых объединений и клубов по интересам, способствующих интеграции личности в досуговое пространство. Обоснованы педагогические возможности Интернет-сообществ как коммуникативно-интеграционного пространства Интернета. Автор стоит на позиции, что Интернет-сообщества функционируют по коммуникативным моделям клубной деятельности, обеспечивая конструктивное взаимодействие участников, их духовно-нравственное и социальное развитие.

Ключевые слова: Интеграция социальная, интеграция культурная, лица с иными возможностями, Интернет-сообщества, Интернет-клубы, сопровождение педагогическое, клубы по интересам, группы тренинга, досуговые объединения, потенциал коммуникативно-интеграционный, духовная общность, референтная группа.

The socio-cultural integration of handicapped people in the conditions of Internet society Kalimullin D.D.

The article studies the different aspects of the person’s integration into culture and the society. Namely there is a characteristic of the Internet society represented by some leisure groups or clubs united by the shared interests that contribute to the integration of the personality into the leisure space. There are given the pedagogical possibilities of Internet communities as a communicative-integration space of Internet. The author shares the view that the Internet communities function according to the communicative models of club activities, providing the constructive cooperation of its members, their spiritual, moral and social development.

Key words: social integration, culture integration, disabled people, Internet-societies, Internet-clubs, pedagogical base, interest clubs, training groups, recreational associations, communicative and integration potential, the spiritual unity, reference group

В последние годы расширяется социальная база людей, сталкивающихся с трудностями вхождения в социум и культуру и нуждающихся в дополнительных условиях, оптимизирующих социально-культурную среду обитания. Лица с ограниченными возможностями, мигранты, безработные и обычное население не может в ценностном и статусно-ролевом отношении адаптироваться к изменившимся в кризисный период развития общества реалиям жизни. Потеря культурных и территориальных связей, чувства духовной, этнокультурной и профессиональнокорпоративной общности, трудности в самоидентификации и самореализации личности на фоне неоптимального функционирования государственных и общественных институтов, ответственных за решение этой проблемы, приводят к кризису личной идентичности, к росту социальной напряженности и личностной неудовлетворенности в основных сферах жизнедеятельности человека. Значительный социально-интеграционный потенциал имеет культурно-досуговая деятельность, которая способна компенсировать средства и формы социализации и инкультурации, реабилитационной и интеграционной деятельности.

Особую актуальность проблема социально-культурной интеграции обретает в связи с положением лиц с ограниченными возможностями (ЛОВ). В России, как и во всем мире, также наблюдается рост числа инвалидов, превращение их во все более значительную в количественном отношении социальную группу. Проводимые в рамках государственных федеральных программ мероприятия по улучшению условий жизни, медицинскому обслуживанию, повышению качества образования, профессиональной подготовки не решают всего комплекса социальных, экономических, медицинских и психолого-педагогических проблем. Положение ЛОВ существенно ухудшается в кризисные периоды развития общества - дефицит социальнокультурных условий интеграции обостряет чувство зависимости, неустроенности, ущербности, а социальная коммуникация нередко становится дополнительным источником социального напряжения.

Дополнительные условия социально-культурной интеграции ЛОВ обеспечивала культурно-досуговая деятельность, ресурсы которой к настоящему времени существенно исчерпаны - как в инфраструктурном, так и педагогическом плане. Возникает необходимость оптимизации условий социально-культурной интеграции за счет использования новых возможностей, предоставляемых Интернет. Коммуникативно-интеграционные возможности Интернет определяются: позитивным вовлечением личности в социальные Интернет-сообщества и виртуальные Фан-клубы, клубы по интересам способствующие раскрепощению личности и раскрытию ее многогранности; неограниченностью коммуникации в пространственно-временных рамках и независимостью общения от территориальных, языковых условностей; возможностью получения дополнительного образования; высокой степенью информативности и скоростью обработки информации; усилением темпов культурного обмена и активизацией межкультурной коммуникации, способствующей инкультурации и воспитанию толерантности. Для Интернета характерна высокая скорость коммуникационных процессов, среда сети Интернет имеет многокомпонентную структуру, выступающую фактором формирования информационной модели общественного мироустройства за счет освоения пространства и проведения виртуальных экскурсий музеями, библиотеками, высшими учебными заведениями, развития поисковых систем информации; создания правовых, библиотечных поисковых систем (информационнопросветительских порталов), она способствует стиранию граней между трудовой деятельностью и досугом, создает условия для признания художественных, поэтических и иных инициатив пользователей.

Наличие значительных коммуникативно-интеграционных ресурсов сети позволяет рассматривать Интернет-сообщества в качестве социально-педагогической системы, способной решать важнейшие задачи, связанные с социально-культурной интеграцией личности. Однако в реальной практике педагогические возможности Интернет использованы не полностью, что обусловлено теоретической неразработанностью проблемы, а также отсутствием институциональных механизмов и регулирующих технологий, способных придать Интернет-общению социально-педагогический характер.

Изучение состояния проблемы исследований возможностей Интернет-сообществ как средства социокультурной интеграции личности лиц с ограниченными возможностями позволяют обозначить следующие противоречия между:

- потребностью общества в разработке специальных Интернет-технологий, ориентированных на решение задач социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями и отсутствием теоретической разработанности данной проблемы и ее технологического обеспечения;

- эффективным социально-педагогическим потенциалом Интернет-сообществ и необходимостью разработки программ социально-культурной интеграции для лиц с ограниченными возможностями;

- необходимостью внедрения социокультурных и педагогических условий реализации потенциала Интернет-сообществ и отсутствием в реальной практике использования возможностей Интернет как институционального механизма, позволяющего решать задачи социокультурной интеграции личности с ограниченными возможностями.

В исследовании выдвигается гипотеза о том, что реализация социокультурных и педагогических условий работы Интернет-сообществ как средства социокультурной интеграции

лиц с ограниченными возможностями будет эффективно если:

- оптимальной формой социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями, способной полно реализовать коммуникативный потенциал Интернет, выступят Интернет-сообщества клубного типа, реализующие неограниченные коммуникации в пространственно-временных рамках; способные преодолевать социально-психологические и межкультурные барьеры; создающие новые коммуникативные линии сущностного диалога; обладающие социально-ролевой универсальностью для самореализации личности, диалогичностью и конструктивностью по отношению к широкому спектру личностных проявлений лиц с ограниченными возможностями;

- реализуются социально-педагогические возможности Интернет-сообществ, предполагающие:

а) педагогическое сопровождение деятельности клубов общения;

б) стимулирование межличностных коммуникаций участников путем организации обратной связи, обмена мнением по поводу информации;

в) повышение социальной значимости совместной деятельности ЛОВ путем включения в культурно-творческую и культурно-досуговую деятельность;

- будет разработана и внедрена программа организации Интернет-клуба для лиц с

ограниченными возможностями, направленная на раскрытие личности субъекта, снятие

психологических барьеров, вызванных противоречиями и проблемами предшествующего его опыта социально-культурной интеграции.

Проверка выдвинутой гипотезы потребовала решения ряда взаимосвязанных задач:

1. Теоретически обосновать сущность социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями

2. Выявить коммуникативно-интеграционный потенциал субкультурных Интернет-сообществ для лиц с ограниченными возможностями

4. Разработать структуру и содержание программы организации Интернет-клуба для лиц с ограниченными возможностями

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить социокультурные и педагогические условия реализации потенциала Интернет-сообществ как средства социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем:

Первое. Теоретически обоснован процесс социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями средствами Интернет, состоящий в стремлении личности к приобщению в определенное ограниченное сообщество, что позволяет осваивать определенный тип поведения; реализации потребности в межличностном общении и освоении культурных ценностей в ходе которого реализуются интеграционный потенциал виртуальных форм общения, выступающих формой психологической поддержки; социокультурный интеграционный потенциал Интернет-среды; позволивший разработать практико-ориентированную концепцию реализацию педагогического потенциала Интернет-сообществ как фактора социально-культурной интеграции ЛОВ.

развиваются социально-культурные формы Интернет-сообществ как коммуникативноинтеграционной микросреды, позволяющей создать многогранные условия для вовлечения ЛОВ в социум и культуру.

Второе. Выявлен комплекс социокультурных и педагогических условий, направленных на интеграцию и взаимодействие в общности, в ходе реализации которых социально-культурная интеграция ЛОВ в Интернет-сообществах носит максимальный эффект;

Третье. Разработана программа деятельности Интернет-клуба для лиц с ограниченными возможностями, с учетом:

а) социально-психологических особенностей и проблем участников виртуального объединения, для которых характерно противоречие между общей интровертированной направленностью личности и высокой потребностью в общении, эмоциональной закрытостью и готовностью к сотрудничеству;

б) включающей принципы взаимодействия Интернет—сообщества - добровольности, инициативы, интереса, диалогичности, самодеятельности, коллективности, органического

сочетания управления и самоуправления, вариативности и идентификации;

в) предполагающей сочетание двух методологических и технологически оснащенных направлений педагогических усилий: гармонизацию виртуальной социально-психологической среды личностной коммуникации путем участия в формах совместной коммуникации и стимулирования реальных форм совместной коммуникации и стимулирования персональной презентации участников; стимулирование реальных форм диалога через создание «спутников» Интернет-сообществ (досуговых объединений, групп тренинга и т.д.)

Теоретические выводы позволяют расширить представления о социально-педагогической сущности культурно-досуговой деятельности, ее ресурсах социализации, инкультурации и самореализации личности. Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются теоретико-методологической обоснованностью исходных положений, системным использованием эмпирических и теоретических методов, целенаправленным анализом реальной педагогической практики, комплексным и продолжительным характером экспериментальной работы.

Практическая ценность исследования выражается в том, что его результаты дают возможность анализа педагогических условий реализации социокультурного интеграционного потенциала Интернет-сообществ для лиц с ограниченными возможностями; предлагается единый алгоритм педагогического проектирования социально-культурной интеграции личности посредством Интернет-сообществ; сформулированы методические рекомендации по дальнейшему применению программы в культурно-досуговых учреждениях, системе дополнительного профессионального образования и реабилитационных центрах.

Междисциплинарный подход к исследованию феномена социально-культурной интеграции включает:

- философские и психолого - педагогические концепции о социально-культурной интеграции личности;

- концепция информационного общества;

- исследования, посвященные коррекционной и социальной педагогике;

- исследования, посвященные личностно-ориентированной и гуманистической педагогике;

- исследования процесса формирования Интернет-сообществ в единстве принципов атомизации и массификации;

- исследования, посвященные социально-культурной деятельности и педагогике досуга.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений,

включающих:

а) выступления на научных конференциях и семинарах: «Молодежь - наука - культура:

прогностическая парадигма» (18 апреля 2006г.), «Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы» (17-18 апреля 2008г.), «Культура и коммуникация» (январь 2008), Социокультурная интеграция молодежи как культурологическая и педагогическая проблема (2008), Тюрко-славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность (2009), Современные проблемы безопасности

жизнедеятельности: опыт, проблемы, поиски решения (2010), на заседании круглого стола «Социально-культурная интеграция личности с ограниченными возможностями» (ноябрь 2007), www.evarussia.ru (30 нояб. -2 дек. 2009 г.) и т.д.

б) публикацию материалов исследования - в общей сложности опубликовано 17 работ, в том числе в трех журналах реферируемых ВАК.

в) практическую деятельность автора в качестве преподавателя кафедры социальнокультурной деятельности КГУКИ, в процессе которой была разработана и апробирована программа Интернет-клуба «Преодоление».

г) экспериментальную работу по внедрению разработанной программы в рамках подготовки фестиваля «Вместе дружная семья» совместно с реабилитационным центром «Восхождение» (Казань) и школой-интернатом №616 «Динамик» (Санкт-Петербург).

Марков А.П.

Доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор.

Тема исследования Д.Д. Калимуллина представляется чрезвычайно актуальной как в теоретическом плане, так и практической плоскости. Прежде всего заслуживает всяческой

поддержки смелость автора в его попытке обосновать педагогические возможности «виртуальных» сообществ в оптимизации социально-культурной интеграции личности. Особенно актуальной является проблема совершенствования условий социально-культурной интеграции инвалидов. К сожалению, традиционная педагогика не направлена на решение данной группы проблем. В то же время сложившаяся практика подготовки специалистов в области коррекционной педагогики также не всегда отвечает современному представлению о принципах, подходах и методах решения проблем инвалидов - традиционный реабилитационный подход не исчерпывает всю полноту проблем данной социальной группы, ибо он отражает преимущественно негативный пласт видения социальной сущности человека с ограниченными возможностями. Проблема же инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Данное исследование вносит существенный вклад в расширение «проблемного поля» педагогики досуга. Дело в том, что традиционная научно-исследовательская проблематика специальности 13.00.05 в последнее время испытывала определенный дефицит идей и проблем. Кроме того, произошло сужение самого пространства исследовательской деятельности. В частности, нет теперь того практического поля, на котором формировались и защищались работы по культурно-просветительной проблематике. Существенно сократился феномен самодеятельного творчества и т.д.

В свое время новый исследовательский импульс был дан диссертационными работами М.А.Ариарского, Г.М.Бирженюка, Л.Г.Брылевой, Д.В.Шамсутдиновой и других моих коллег, в которых был обоснован концептуальный характер процессов и закономерностей, связанных с инкультурацией, самореализацией, социально-культурной интеграцией личности. Это направление открыло новые грани и педагогические возможности феномена социальнокультурной деятельности.

Исследование Д.Д. Калимуллина, выполненное в рамках данной методологии, является еще одним шагом в расширении проблематики социально-культурной деятельности, в обосновании новых педагогических средств, которые появляются на базе ресурсов Интернет-коммуникаций.

Научная новизна работы проявляется уже на этапе постановки проблемы. Д.Д. Калимуллин в качестве ресурса оптимизации социальной интеграции инвалидов рассматривает коммуникативное пространство Интернета, социально-интеграционные возможности которого обусловлены прежде всего компенсаторной природой виртуальных клубных сообществ - их способностью решать социально-психологические проблемы одиночества, создавать дополнительные возможности для самореализации и признания. Важно подчеркнуть, что теоретические выводы данной работы существенно обогащают представление о социальнопедагогической сущности культурно-досуговой деятельности в рамках Интернет-сообществ, ее социально-интеграционных ресурсах.

Отдельно необходимо сказать о методологии исследования, которая выстраивается на пересечении нескольких социально-психологических и педагогических парадигм: концепции личностно-ориентированной и гуманистической педагогики; психологических теорий развития личности; исследований, вскрывающих роль социальной среды в становлении и развитии индивидуальности; основных положений коррекционной и социальной педагогики; теории социально-культурной деятельности. Процесс реабилитации в контексте задач социальнокультурной интеграции инвалидов рассматривается как развитие личности и определение ее места в социуме, как процесс, целью которого является повышение общего уровня жизнедеятельности человека. В содержательном плане социально-культурная интеграция рассматривается как система взаимодополняющих и взаимокомпенсирующих форм и методов включения личности в социум и культуру. Последовательная реализация комплексной методологии позволила: во-первых,

обосновать и увязать в единый концептуальный узел всю совокупность проблем, обусловленных затруднениями в процессе социальной интеграции, социализации, реабилитации и самореализации личности инвалида; во-вторых, выйти на систему условий успешной социально-культурной интеграции на базе ресурсов Интернет, которые рассматриваются в качестве предмета педагогической поддержки.

Достоинством работы является обоснование социально-интеграционной сущности

Интернет-сообществ, которые функционируют по коммуникативным моделям клубной деятельности, обеспечивая конструктивное взаимодействие участников, их духовно-нравственное и социальное развитие. В культурологическом и педагогическом плане интересна идея взаимодополнения образцов реальной жизни и интерактивных порождений виртуальной среды -качественно различаясь, они могут взаимно компенсировать дефициты социально-культурной интеграции личности. Интернет-среда предоставляет участникам свободу: стилей жизни, образов и стереотипов проведения, условия для любых экспериментов с вариантами презентации и личностной идентичности. Этот срез исследования выполнен на высоком теоретическом уровне и на базе соответствующего категориального аппарата, в составе которого использовались такие категории как коммуникация, социальная интеграция, культурная адаптация, социализация, инкультурация, самореализация.

Концептуально обоснованной предстает сама модель социально-культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями, в которой прописаны два вектора: во-первых, изменение социальной среды и форм социальной организации, с другой - саморазвитие и саморегуляция личности, ее ценностей, целей, мотивов деятельности. Личность не только адаптируется к существующим структурам, но и создает новые социально-коммуникативные способы оптимизации своих социальных связей. Здесь автор опирается на педагогические исследования, в которых раскрыта роль личностной активности как ведущего условия достижения соответствия человека и среды. Это позволило в итоге обосновать компенсаторные, коррекционноразвивающие и интеграционные потенциалы виртуальных клубов, разработать концепцию социально-культурной интеграции как механизма, оптимизирующего условия жизнедеятельности инвалида в единстве социализации и инкультурации, интериоризации и самореализации.

Еще одно достоинство исследования - естественный выход культурологической проблематики анализа среды Интернет как компонента виртуальной действительности на социально-педагогический уровень. Именно органическая связь разных уровней обусловила конструктивный характер всего исследования, позволила обосновать интеграционные и реабилитационные ресурсы культуротворческой деятельности личности в рамках Интернет-сообщества.

Основная идея исследования состоит в выявлении потенциалов и ресурсов Интернет-сообществ как средства социокультурной интеграции личности инвалида. Автор раскрывает интеграционный потенциал субкультурных Интернет-сообществ как формы межличностной коммуникации, определяет принципы формирования субкультурных Интернет-сообществ, и уже на этой основе выстраивает педагогический эксперимент, смысл которого состоит в опытноэкспериментальной проверке эффективности социально-культурной интеграции личности участника субкультурных Интернет-сообществ.

Программа деятельности Интернет-клуба разработана с учетом социальнопсихологических особенностей и проблем участников виртуального объединения. Она включает характеристику социально-культурных проблем и особенностей инвалидов, обоснование принципов взаимодействия Интернет-сообщества, методологически обеспеченные и технологически оснащенные педагогические действия, направленные на гармонизацию как виртуальной, так и реальной социально-психологической среды личностной коммуникации, стимулирование реальных форм диалога через создание на базе Интернет-сообществ досуговых объединений и групп тренинга. Эксперимент подтвердил высокую эффективность предложенной методики, показав значительную динамику уровня социокультурной активности личности и общего культурного развития. По результатам эксперимента автор формулирует систему условий реализации интеграционно-коммуникативного потенциала Интернет-сообществ, включающих расширение проблемного поля Интернет-коммуникаций и формирование позитивного общественного мнения, активизацию организационно-пропагандистской деятельности и стимулирование общественных добровольных инициатив.

Подводя итог вышесказанному в целом, можно сделать вывод о том, что исследование Д.Д. Калимуллина представляет собой перспективное направление СКД и обладает высоким научным потенциалом, что предопределено междисциплинарным подходом к исследованию феномена социально-культурной интеграции инвалидов в рамках Интернет-сообщества, анализом данного механизма в единстве с процессами социализации и самореализации личности.

Г ильмеева Р.Х.

доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией педагогического образования и гуманитарной подготовки Института педагогики и психологии профессионального образования РАО (Республика Татарстан).

Актуальность исследуемой Д. Д. Калимуллиным проблемы социоинтеграционной сущности Интернета и его ресурсов как основы формирующихся Интернет-сообществ в России, в том числе и тех, социальную базу которых составляют ЛОВ не вызывает сомнения, так как она обусловлена рядом противоречий социально-педагогического, социокультурного, а также психолого-педагогического плана.

Разрешение данных противоречий автор усматривает в необходимости раскрытия сущности социально-культурной интеграции и педагогические аспекты ее проявления в условиях развития информационного общества, характеристики механизма социально-культурной интеграции ЛОВ в условиях досуга, развивающиеся в реальной и виртуальной действительности, выявление интеграционного потенциала субкультурных Интернет-сообществ, определение принципов и особенностей формирования субкультурных Интернет-сообществ для ЛОВ.

Автором обстоятельно исследованы теоретико-методологическое основы, среди которых особое место занимают культурологический, компетентностный и личностно-ориентированный подходы.

Научная новизна исследования обусловлена комплексным, многоаспектным, интердисциплинарным исследованием Интернет-сообществ, что позволило: обосновать

социально-педагогическую сущность субкультурных Интернет-сообществ в системе факторов социально-культурной интеграции ЛОВ, которая определяется способностью виртуальной коммуникации функционально и содержательно дополнять и компенсировать дефицит условий социальной адаптации, самореализации и признания; раскрыть виртуальные формы социальнокультурной коммуникации ЛОВ в качестве специфического субкультурного сообщества, выступающего носителем особой системы ценностей и соответствующих коммуникативных и интеграционных практик, что существенно расширило представление о природе, сущности и педагогических потенциалах данного культурного феномена; охарактеризовать коммуникативноинтеграционный потенциал Интернет-среды, который определяется вербальной и семантической свободой и креативностью, демократичностью и способностью к саморазвитию, диалогичностью и конструктивностью общения, социально-ролевой универсальностью и неограниченностью коммуникации пространственно-временными рамками.

Бирженюк Г.М.

доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор.

Актуальность темы исследования трудно переоценить. В современной социокультурной ситуации необходимость интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум приобретает особое значение.

Автором сформулированы и достаточно полно охарактеризованы ресурсы социальнокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями в условиях Интернет-сообществ и определены педагогические аспекты их реализации. Коммуникативно-интеграционные ресурсы глобальной сети позволяют рассматривать формируемые в ней Интернет-сообщества в качестве социально-педагогической системы, способной решать важнейшие задачи, связанные с социальнокультурной интеграцией личности. Данное обстоятельство придает Интернет-сообществам, формируемым на базе реабилитационных центров и клубов по интересам, характер социальнопедагогической (клубной) системы. Данная общность позволит ЛОВ в дальнейшем органично «вписаться» в стремительно меняющееся социокультурной пространство с максимальной пользой для общества.

Теоретическую и практическую значимость имеют анализ субкультурных Интернет-сообществ как многофункциональной социально-культурной и педагогической системы: как субъекта социально-культурной коммуникации, уникального социально-культурного посредника, открывающего новые возможности взаимопонимания и сотрудничества; как социальнопсихологической среды и педагогической системы, предоставляющей лицам с ограниченными возможностями дополнительное пространство для социально-культурных контактов; как механизма социально-культурной интеграции ЛОВ в условиях досуга.

Автором обстоятельно исследованы теоретико-методологическое основы, среди которых особое место занимают теории и положения формирования и развития информационного общества; концепции гуманистической, социально, коррекционной педагогики и педагогики досуга; психологические теории развития личности; работы в которых раскрыт интеграционный потенциал социально-культурной деятельности.

Научная новизна исследования обусловлена комплексным, многоаспектным, интердисциплинарным исследованием Интернет-сообществ, что позволило: обосновать

социально-педагогическую сущность субкультурных Интернет-сообществ в системе факторов социально-культурной интеграции ЛОВ, которая определяется способностью виртуальной коммуникации функционально и содержательно дополнять и компенсировать дефицит условий социальной адаптации, самореализации и признания; раскрыть виртуальные формы социальнокультурной коммуникации ЛОВ в качестве специфического субкультурного сообщества, выступающего носителем особой системы ценностей и соответствующих коммуникативных и интеграционных практик, что существенно расширило представление о природе, сущности и педагогических потенциалах данного культурного феномена; охарактеризовать коммуникативноинтеграционный потенциал Интернет-среды, который определяется вербальной и семантической свободой и креативностью, демократичностью и способностью к саморазвитию, диалогичностью и конструктивностью общения, социально-ролевой универсальностью и неограниченностью коммуникации пространственно-временными рамками.

Основные результаты исследования опубликованы в шести печатных работах и направлены на обогащение и дополнение существующей методики руководства самодеятельной общностью за счет обогащения форм межличностной коммуникации новыми Интернет-технологиями.

Латыпов Д.Н.

доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор

Исследование Д.Д.Калимуллина посвящено обоснованию и реализации процесса приобщения лиц с ограниченными возможностями к социуму и культуре в условиях Интернет-сообществ. Формулировка темы работы предполагает изучение, анализ и проектирование оптимальных путей организации процесса формирования у ЛОВ социально-культурной интеграции посредством клубных общностей размещенных в сети Интернет. Анализ содержания работы позволяет сказать, что автор затрагивает актуальную область педагогики досуга. Более того, постановка проблемы формирования информационной культуры ЛОВ является важной и значимой как для теории социально-культурной деятельности, так и для практики.

Изучение проблемы на основе теоретического анализа литературы и осмысления полученных данных позволило автору четко сформулировать цель, описать объект и предмет исследования, выдвинуть гипотезу. Содержание работы свидетельствует о научно-обоснованном подходе соискателя к организации исследования. Результаты исследования способствуют дальнейшему осмыслению проблемы формирования информационной культуры лиц с ограниченными возможностями в условиях социокультурной трансформации российского общества.

В экспериментальной части исследования представлены материалы, доказывающие гипотезу, которая заключается в предположении, что оптимальной формой социально-культурной интеграции ЛОВ, способной максимально полно реализовать коммуникативный потенциал Интернета, являются субкультурные Интернет-сообщества клубного типа, которые позволяют стимулировать межличностные коммуникации участников путем организации обратной связи, обмена мнением по поводу информации. Несомненна научная новизна исследования, так как в работе раскрыты виртуальные формы социально-культурной коммуникации ЛОВ в качестве специфического субкультурного сообщества, выступающего носителем особой системы ценностей и соответствующих коммуникативных и интеграционных практик, что существенно расширило представление о природе, сущности и педагогических потенциалах данного культурного феномена. Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия социально-культурной интеграции ЛОВ в социум посредством Интернет-сообществ.

Сукало А.А.

доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор поставил перед собой цель выявить ресурсы социально-культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями (ЛОВ) в условиях Интернет-сообществ и определить педагогические условия (аспекты) их реализации. Как показывает исследование, цель успешно реализована.

Исследователю удалось четко определить задачи исследования, объект и предмет, сформулировать гипотезу, а также подобрать валидные методы исследования.

Автором правомерно использовались следующие методы: теоретический анализ

философской, педагогической, психологической, социокультурной, социологической литературы и нормативной документации; изучение педагогического и социокультурного опыта; методы сбора эмпирической информации (анкетирование, с помощью которого выявлялась потребность ЛОВ в дополнительных условиях вхождения в социум и культуру с целью повышения их досуговой культуры, стандартизированное интервью), опытно-экспериментальная работа др.

В теоретической части работы автор обстоятельно изучил современные подходы к изучению социально-культурной интеграции ЛОВ в информационном обществе в отечественной и зарубежной литературе, что позволило обосновать теоретические предпосылки и выявить ключевую составляющую досуга применительно к ЛОВ (таковыми являются отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество, рекреация).

В своей работе Д.Д. Калимуллин убедительно доказывает, что механизм социальнокультурной интеграции ЛОВ в условиях досуга основывается на функциях духовно-креативного, физического восстановления сил и развития, диагностики и самодиагностики, развлечения, формирования социальной активности и самодеятельности, коммуникативного общения и межнациональной коммуникации, педагогической поддержки.

Предпринятый исследователем широкий анализ различных подходов к исследуемой проблеме позволил достаточно убедительно доказать необходимость использования потенциала Интернета в социально-культурной интеграции ЛОВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.