Т.В. Гудина ДОСУГОВОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Создание равных возможностей для инвалидов, как направление социальной политики, связано с обеспечением доступности не только образования и работы, но и различных форм культуры, культурной и досуговой деятельности. Данная деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности инвалидов, обладающая способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности.
Ключевые слова: культурно-досуговые учреждения, организация досуга, свободное время, дополнительное образование, семейный досуг, рекреация.
Процессы гуманизации общественной жизни, происходящие на современ-. ном этапе, требуют неотложного решения задачи - поиска путей повышения жизнедеятельности инвалидов. В период радикальных реформ российского общества необходимо принятие мер духовно-нравственного оздоровления, социально-экономической поддержки всех слоев населения. Но особое значение эта проблема имеет для социально уязвимых категорий населения, к которым относятся в первую очередь инвалиды.
Создание равных возможностей для инвалидов, как направление социальной политики, связано с обеспечением доступности не только образования и работы, но и различных форм культуры, культурной и досуговой деятельности.
Исследованием сложнейших вопросов досуга занимаются представители различных наук, таких как социология и искусствоведение, этнография, археология, история, антропология. Каждая из них изучает культуру досуга под углом зрения собственного предмета исследования и оперирует ею в контексте конкретно-научного подхода.
Не вдаваясь в суть научных споров, мы склонны понимать культуру досуга как многомерное социальное явление, как систему по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм, знаний, а также значений и символов.
Среди разнообразных социальных характеристик досуга наиболее важными представляются две:
- досуговая деятельность является непроизводственной деятельностью;
- досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, по собственной инициативе.
В специальных исследованиях культурно-досуговая деятельность рассматривается чаще всего как составная часть свободного времени, которая затрачивается человеком на удовлетворе-
ние социальных потребностей, в том числе физических и духовных. Виды досуговой деятельности настолько разнообразны, насколько развиты культурные интересы и потребности личности, соотносимы с искусством, коллективными и индивидуальными формами творчества, созданием художественных произведений, театрализованных представлений, игровых и конкурсных программ.
Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности инвалидов, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности.
Исходя из этого, естественным результатом реабилитационного процесса является интеграция лиц с ограниченными возможностями в окружающую их социально-культурную среду, включение в систему социокультурных отношений. Правомерно сделать вывод, что основной акцент в интеграционной политике государство и общество должно сделать на развитие активной культурно-досуговой деятельности самих инвалидов. В этом смысле интеграция существенно отличается от практики государственного патронажа над инвалидами, в которой отсутствует активное деятельное начало. В то же время досуговая деятельность помогает успешно противостоять элементам сегрегации инвалидной общности, ее обособлению, отчуждению от контактов с окружающим миром.
Досуг - синоним словосочетания «свободное время». В современных справочниках и энциклопедических словарях даются сходные определения досуга. Их анализ позволяет сформулировать более обобщенное определение. Итак, досуг - это часть внерабочего времени, которая остается у человека после выполнения обязательных непроизводственных обязанностей [1]. Интересный досуг - средство всестороннего развития личности человека.
Для детей-инвалидов особое значение имеет организация свободного времени, содержание и направленность которого во многом определяются ценностными ориентациями личности. Именно в свободном времени реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми-инвалидами. Все это обусловливает необходимость оптимизации содержательного направления свободного времени, повышения качества деятельности социокультурных институтов.
В соответствии с социально-педагогической концепцией, свободное время мы рассматриваем как абсолютную величину суточного бюджета времени, заполняемую в содержательном плане по собственному усмотрению и желанию, как время, принципиально отличающееся по мотивации, направленное на всестороннее развитие ребенка-инвалида, по характеру правового регулирования отличающееся от учебного времени, имеющего обязательный характер и регулируемого в рамках государственного образовательного стандарта.
В рамках свободного времени ребенок добровольно выбирает виды деятельности, распоряжается им по своему усмотрению. Однако при этом предполагается, что направленность интересов, потребностей и мотивации личности соотносится с общественными интересами и потребностями. Свободное время по своему содержанию имеет социально-значимый характер, способствует развитию способностей и тем самым компенсирует инвалидность, т.е. мешает врожденному или приобретенному дефекту занять центральное место в формировании и становлении личности, обеспечивает стандартными схемами поведения и взаимодействия, позволяет преодолеть или предотвратить ощущение собственной неполноценности.
Организация свободного времени детей с проблемами в развитии может осуществляться разнообразными социальными институтами, в инфраструктуре которых особое место занимают культурно-досуговые учреждения: клубные объединения, студии, кружки и т.д.
Культурно-досуговые учреждения непосредственно ориентированы на содержательное заполнение свободного времени ребенка. Такая направленность деятельности, по мнению И.В. Дарманской, Т.А. Зреловой, А.П. Коноваловой, Н.Г. Минько, А.Б. Фоминой, обусловлена рядом факторов [3; 4; 5].
Во-первых, именно культурно-досуговые учреждения могут принять на себя компенсаторные функции развития личности.
Во-вторых, культурно-досуговые учреждения располагают значительными возможностями для развития и активизации познавательной мотивации ребенка, раскрытию творческого потенциала личности в сфере свободного времени.
В-третьих, рассматриваемые учреждения демократичны в большей мере, чем другие социальные институты, ибо именно они реализуют на практике идеи свободного образования, образования по выбору, предоставляя детям и их семьям услуги такого типа, при котором образовательный путь ребенка гармонизуется с детской природой, интересами, потребностями и способностями каждого из них индивидуально. Органичное сочетание видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности сокращает пространство девиантного поведения, решает проблемы занятости детей.
В-четвертых, культурно-досуговые учреждения, находясь вне рамок образовательных стандартов, дополняют в сфере свободного времени основное образование, т.е. образование стандартизированное (общее + дополнительное). «Рождение» личности ребенка-инвалида связано с превращением из сравнительно пассивного элемента в активного и созидательного субъекта взаимоотношений с окружающей средой (Н.Г. Минько).
В-пятых, управление социально-педагогической деятельностью культурно-досуговых учреждений существенно отличается от других подсистем образования. Им не присущи жесткая регламентация содержательных видов деятельности при составлении программ, алгоритмов, планов. Система управления нацелена в них на индивидуальный характер воспитания, раскрытие уникальности, неповторимости каждого ребенка и поэтому включает элементы культуры и искусства, обучения и научения, воспитания и развития, а в отношении детей-инвалидов имеет реабилитационную, социально-адаптационную и рекреативную направленность.
Наибольший удельный вес в организации свободного времени детей занимает образовательно-развивающая деятельность социальных институтов, имеющая коррекционную направленность.
Образовательно-развивающая деятельность опирается на богатый арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, умений и навы-
ков, позволяющих углубить, дополнить и продолжить информацию, полученную в общеобразовательных учреждениях, а также вместе с родителями помочь ребенку в выборе профессии. Непростой ситуации нарастания тенденций к вытеснению инвалидов из производственной сферы на рынке труда необходимо противопоставить достаточно эффективную и реальную альтернативу. К таковой, по нашему мнению, с полным правом можно отнести и социально-культурную сферу.
Цель и задачи образовательно-развивающей деятельности, реализуемой культурно-досуговыми учреждениями, заключается в том, чтобы дать детям конкретные знания и привить интерес к предмету познания; быть направленной на реализацию разнообразных потребностей, на социальную защиту детей, оздоровление, рекреацию, адаптацию и интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников; позволить приобрести новый социальный опыт. Кроме того, удовлетворяются индивидуальные интересы, поскольку внеучебные объединения создаются на основе единства увлечений и склонностей детей.
Во внеучебных объединениях реализуется одна из главных потребностей - потребность в общении, которая является важным фактором развития личности, помогает найти свое место в коллективе, раскрыть индивидуальные возможности. Активизация социальной коммуникации обеспечивает уменьшение социально-культурных ограничений, формирует стереотипы поведения, ценностные ориентации, а также способы социализации и инкультурации, определяющие инвалидов как особую социокультурную группу.
Проблему коммуникации инвалидов следует рассматривать с нескольких позиций:
- как возможность свободного передвижения человека в пространстве;
- как средство доступа к публичным местам и рекреационным объектам;
- как форму участия в обменах культурной информацией.
Для решения вопросов культурной коммуникации инвалидов в связи с их интеграцией в обычную социокультурную жизнь на уровне культурной политики могут быть предложены следующие меры: организация групп общения при ассоциациях инвалидов; формирование консультативных и тренинговых служб в рамках структур местного управления, медицинского обслуживания, социального обеспечения, общественных
организаций и т.п.; разработка учебных программ, ориентированных на развитие у инвалидов способностей и навыков общения в стандартных социокультурных ситуациях; подготовка специалистов в области культурной коммуникации, разработка соответствующих учебных пособий и программ.
Семья является важным фактором социальнокультурной адаптации, реабилитации и интеграции ребенка-инвалида. Совместная досуговая деятельность семьи в рамках специально организованных социально-культурных программ способствует решению многогранных воспитательнокоррекционных задач, помогает детям вступать в позитивное общение с широким кругом сверстников, преодолевать психологические трудности.
Исследования М.Н. Гусловой показали, что совместно проводимый досуг ребенка с родителями в первую очередь заключается в еженедельном просмотре телепередач (62,5%), чтении художественной литературы, газет и журналов (по 25%). Совместные походы на природу, в кино, театры бывают не регулярно у части семей (от 2,5% до 50%) [2].
Некоторые семьи с ребенком, имеющим инвалидность, почти не выходят из дома, предпочитают изолироваться. Это говорит о том, что социальная среда, в которую вступает молодой инвалид, часто враждебно встречает его. Наше общество почти не принимает людей, которые иначе выглядят, неадекватно ведут себя. Семье нужно иметь большое мужество и умение, чтобы не порвать с окружающим миром, не изолировать ребенка от глаз любопытствующих и равнодушных.
Однако сами семьи с ребенком-инвалидом чаще всего нуждаются в психокоррекционной работе. У родителей велико чувство вины, которое не дает им жить полноценной жизнью. А для больного ребенка важен хороший психологический климат в семье.
Для многих родителей (63%) важным является встречаться с другими аналогичными семьями. «Одиночество, чувство брошенности преследует родителей детей-инвалидов» [2]. Один из возможных вариантов таких встреч, ухода от одиночества - совместно проводимый культурный досуг, экскурсионные поездки семей в другие города, походы в лес, совместное посещение театров, музеев и т. д.
Досуговая деятельность, как и любая другая, подчиняется закону физической и социальной не-
обходимости. Поэтому досуг предстает в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.д.
Под рекреацией понимаются процессы восстановления жизненных сил и здоровья людей, которые частично утрачиваются в процессе труда и выполнения повседневных функций. Понятие рекреации тесно связано с представлениями о свободном времени и досуговых формах культурной активности.
Проблема рекреации инвалидов имеет несколько аспектов:
- формы рекреации связаны с культурной деятельностью (посещение театров и кинотеатров, музеев, концертных залов, развлекательные теле- и радиопередачи, массовые досуговые мероприятия и т.п.). Все они используются в массовом масштабе, в том числе и инвалидами. Проблема заключается в недоступности и несоответствии этих культурных форм запросам лиц с ограниченными возможностями и социальной необходимостью;
- формы рекреации для инвалидов ассоциируются преимущественно с развлекательными мероприятиями. Кроме того, у групп инвалидов с различными типами дефектов существуют барьеры, мешающие им принимать участие в обычных развлечениях. Отсутствуют специфические для инвалидов развивающие и адаптирующие рекреационные формы. Поэтому необходима квалифицированная разработка моделей и программ (образовательных, спортивных, ролевых, арттера-певтических и т.д.), специально предназначенных для решения личностных проблем, обусловленных дефектом и способных компенсировать его.
При решении проблем такого рода особое внимание следует уделять соотношению сегрегационных и общекультурных форм досуговой активности инвалидов. Необходимо разрабатывать специальные программы социокультурной адаптации инвалидов, принимая во внимание возможности культурно-досуговой деятельности, носящей как интеграционный, так и изоляционный, сегрегационный характер.
Таким образом, в соответствии с обозначенными выше проблемами можно сформулировать задачи культурной политики, связанные с организацией досуга инвалидов:
- создание специальных институциональных структур, ответственных за рекреацию инвали-
дов, по возможности в форме специализированных ответвлений социокультурных институтов: отделений структур местного управления (отделов культуры, образования, здравоохранения), объединений при учреждениях культуры (библиотеках, музеях театрах и т.д.) и т.п.;
- разработка программ, стимулирующих инвалидов к активным формам рекреации и преследующих цель расширить круг возможного участия инвалидов в социокультурной жизни;
- создание системы материального, правового, психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения широкой доступности культурно-досуговой деятельности для лиц с ограниченными возможностями, государственных гарантий защиты от коммерциализации культуры и нарушения принципа социальной справедливости, стимулирования свободы творчества;
- перестройка дополнительного образования в сфере культуры и досуга, перевода его в новое качество, отвечающее требованиям культурного, социального и духовного развития инвалидов;
- более полное использование социализирующих и реабилитирующих компонентов в структуре форм и методов организации культурно-досуговой деятельности (обучающих, информирующих, компенсирующих, развивающих аспектов);
- подготовка специалистов для сферы досуга, сочетающих медицинские и педагогические знания и навыки с профессиональным социологическим и культурологическим опытом.
В соответствии с задачами можно обозначить и институциональные социокультурные интегративные структуры, на базе которых могут быть реализованы (и в определенной мере реализуются сегодня) программы организации досуга инвалидов:
- образовательные учреждения (медицинские, педагогические), в функции которых входит подготовка специалистов по организации досуга детей-инвалидов. Необходима разработка специальных образовательных программ, базирующихся на современных научных и практических знаниях (арттерапии, психодрамы, теории коммуникации, семантики, техники работы с различными материалами, интерпретации культурных феноменов и т.п.). Целесообразно создание на их базе соответствующих обучающих и исследовательских центров;
- общества инвалидов. Согласно их уставам и планам деятельности на региональном и локальном уровнях предусматривается организация
технической, художественной, ремесленнической самодеятельности: выставок, конкурсов, фестивалей, вечером отдыха; спортивных состязаний; встреч с деятелями культуры и т.п. Формы самодеятельности ориентировать на прямое использование полученных навыков и результатов в обыденной жизни, более развивающих, направленных на конкретную поэтапную деятельность;
- социокультурные реабилитационные центры как учреждения культуры, в функции которых могут быть включены все вышеотмеченные механизмы, направления и формы. Данные центры также могут в наибольшей мере интегрировать субъекты реабилитационного процесса: родителей - детей - медицинских специалистов -работников социокультурной сферы - социальных служащих.
Таким образом, культурно-досуговая деятельность, являясь одним из видов деятельности в свободное время для детей-инвалидов, отвечает их социальным и индивидуальным потребностям, обеспечивает организацию содержательного досуга, развивает творческие способности и тем самым компенсирует инвалидность.
Активное использование ресурсов культурнодосуговой деятельности позволяет успешно решать основные социальные и социально-психологичес-
кие проблемы детей с ограниченными возможностями, способствует их становлению в качестве полноценных субъектов общественных отношений.
Библиографический список
1. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - С. 5.
2. ГусловаМ.Н. Внедрение социально-культурных технологий в процесс психолого-педагоги-ческого сопровождения ребенка-инвалида, его семьи // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. - М.: МГУКИ, 2001. - С. 119-130.
3. Зрелова Т.А. Культурно-досуговая деятельность как средство социальной интеграции детей-инвалидов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 20 с.
4. Коновалова А.П. Социально-педагогическая защита детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2002. - 20 с.
5. ФоминаА.Б. Теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000. - 46 с.
УДК 37.013
О.Б. Даутова ИННОВАЦИИ В УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлены результаты исследования учебно-познавательной деятельности современного школьника, а также поиска и разработки продуктивных моделей обучения школьника как субъекта учения. Автор описывает такие инновационные модели, как модель дистанционного обучения, модель средового обучения, модель полипозиционного обучения. Данные модели апробированы в ходе локальных экспериментов.
Ключевые слова: инновация, учебно-познавательная деятельность, субъект учения, модель дистанционного обучения, модель средового обучения, модель полипозиционного обучения.
Ассоциация инновационных школ и центров определяет педагогическую инновацию следующим образом: «Под педагогической инновацией понимается образовательная деятельность, связанная с иной, чем в массовой практике и в культурной традиции концепцией процесса становления личности ребенка, с иным взглядом и подходом к образовательному процессу» [2, с. 7].
По мнению В.И. Загвязинского, новое в педагогике - это не только идеи, подходы, методы, тех-
нологии, которые еще не использовались, но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи образования [1, с. 17].
Мы придерживаемся точки зрения, что современные педагогические инновации предполагают субъектно-деятельностный подход, что составляет специфику педагогических нововведений: их ориентацию на целостного человека, т.е. они име-