Научная статья на тему 'Организация досуга обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в отдалённых районах Алтайского края'

Организация досуга обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в отдалённых районах Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / LEISURE / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / LEARNING WITH DISABILITIES / ФУНКЦИИ ОРГАНИЗОВАННОГО ДОСУГА / FUNCTIONS OF ORGANIZED LEISURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мжельская Н. В., Чуешева Н. А.

В статье раскрывается развивающий и воспитательный потенциал организованного досуга обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Уточняется содержание понятия «досуг», обозначены функции досуга, показана перспектива организованного досуга в работе с обучающимися с ОВЗ. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Аналитическое осмысление роли, место и реституции досуга обучающихся необходимо рассматривать с позиций проблем юридических основ детства как слагаемых свободы и культуры школьника. Наше рассмотрение этого вопроса ориентировано, прежде всего, на правовое толкование досуговой деятельности как неотъемлемой части воспитания и развития школьника, как субъекта миротворческого процесса в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF LEISURE FOR STUDENTS WITH DISABILITIES LIVING IN REMOTE AREAS OF THE ALTAI KRAI

The article reveals the developing and educational potential of organized leisure for students with disabilities (HIA). The contents of the concept “leisure” are specified, the functions of leisure are indicated, the perspective of organized leisure in work with students with HIA is shown. The acquisition of additional education by children with disabilities and children with disabilities in the community of peers and adults is their inalienable statutory right and the fundamental condition for successful socialization. Analytical understanding of the role, place and restitution of leisure of students should be considered from the perspective of the problems of the legal foundations of childhood as components of the student's freedom and culture. Our consideration of this issue is focused, first of all, on the legal interpretation of leisure activities as an integral part of the upbringing and development of the schoolchild as a subject of the peacekeeping process as a whole.

Текст научной работы на тему «Организация досуга обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в отдалённых районах Алтайского края»

УДК 376.(571.15)

Mzhelskaya N.V., senior lecturer, Department of Special Pedagogy and Psychology, Altai State Pedagogical University (Barnaul,

Russia), E-mail: [email protected]

Chuesheva N.A., Cand. of Sciences (Рsychology), senior lecturer, Department of Special Pedagogy and Psychology, Altai State

Pedagogical University (Barnaul. Russia), E-mail: [email protected]

THE ORGANIZATION OF LEISURE FOR STUDENTS WITH DISABILITIES LIVING IN REMOTE AREAS OF THE ALTAI KRAI.

The article reveals the developing and educational potential of organized leisure for students with disabilities (HIA). The contents of the concept "leisure" are specified, the functions of leisure are indicated, the perspective of organized leisure in work with students with HIA is shown. The acquisition of additional education by children with disabilities and children with disabilities in the community of peers and adults is their inalienable statutory right and the fundamental condition for successful socialization. Analytical understanding of the role, place and restitution of leisure of students should be considered from the perspective of the problems of the legal foundations of childhood as components of the student's freedom and culture. Our consideration of this issue is focused, first of all, on the legal interpretation of leisure activities as an integral part of the upbringing and development of the schoolchild as a subject of the peacekeeping process as a whole.

Key words: leisure, learning with disabilities, functions of organized leisure.

Н.В. Мжельская, ст. преп. каф. специальной педагогики и психологии, Алтайский государственный педагогический

университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

Н.А. Чуешева, канд. психол. наук, доц. каф. специальной педагогики и психологии, Алтайский государственный

педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОТДАЛЁННЫХ РАЙОНАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Работа проводится при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках проекта № 16-16-22012.

В статье раскрывается развивающий и воспитательный потенциал организованного досуга обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Уточняется содержание понятия «досуг», обозначены функции досуга, показана перспектива организованного досуга в работе с обучающимися с ОВЗ. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Аналитическое осмысление роли, место и реституции досуга обучающихся необходимо рассматривать с позиций проблем юридических основ детства как слагаемых свободы и культуры школьника. Наше рассмотрение этого вопроса ориентировано, прежде всего, на правовое толкование досуговой деятельности как неотъемлемой части воспитания и развития школьника, как субъекта миротворческого процесса в целом.

Ключевые слова: досуг, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, функции организованного досуга.

Модернизация образования и введение Федеральных государственных образовательных стандартов регламентирует обязательное наличие в основной общеобразовательной программе и в адаптированной основной образовательной программе наличие программ дополнительного образования, из которых на дополнительное образование отводится не более 5 часов в неделю, направленное на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в интеллектуальном, духовно-нравственном совершенствовании.

Дополнительное образование сегодня структурно вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования, дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом.

Под дополнительным образованием детей допустимо понимать образование, обеспечивающее:

- удовлетворение образовательных запросов детей, обусловленных определённой ситуацией, и значимых для них потребностей в оценке достигнутых успехов;

- создание условий для использования свободного время в позитивных для развития личности целях, прибавления новых достижений к уже имеющимся;

- исполнение заказов детей и заполнение имеющихся у них дефицитов (информации, знаний, ресурсов и т.д.) за счёт наполнения их жизни новыми возможностями;

- разрешение противоречий и расширение представлений детей о себе и окружающем мире;

- оптимизацию процесса получения и продуктивного использования новой (дополнительной) информации;

- параллельное освоение разных учебных материалов, учебных курсов, образовательных программ.

Согласно концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р необходима «разработка и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей».

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273.

Согласно пункту 1 статьи 24 ратифицированной в России в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов, «государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме».

Одним из значимых аспектов социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов является создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей - инвалидов на участие в программах дополнительного образования

является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.

Именно в учреждениях дополнительного образования может быть создана образовательная среда, которая вовлекает детей с ограниченными возможностями здоровья в активное социокультурное пространство, где каждый ребенок имеет возможность и средства для самовыражения и, следовательно, приобретения социального опыта. Нельзя недооценивать и существенный потенциал дополнительного образования в профессиональной ориентации лиц с ОВЗ, а также в их подготовке к последующему профессиональному обучению.

Проведенное исследование по изучению особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, проживающих в отдаленных районах Алтайского края выявило ряд проблем, касающихся организации дополнительного образования. Алтайский край - сельскохозяйственный регион и на его территории находится более 600 сельских поселений, которые неравномерно рассредоточены как по территории, так и по численности населения в них. Достаточно большое количество населенных пунктов удалены от крупных муниципалитетов. В связи с этим, при организации дополнительного образования возникает ряд организационных и методических проблем. Однако именно через досуговую деятельность возможно организовать дополнительную специализированную помощь обучающимся с ОВЗ и их родителям.

Для определения специфики и потенциала досуговой деятельности необходимо обратиться определению содержания понятия «досуг». И в первую очередь, мы настаиваем на том, что досуг должен быть организованным, а не стихийным.

Проведенный глубокий теоретический анализ по данному вопросу, дает основания следующее построение развития термина «досуг»:

- смысловое значение - достижение чего-либо;

- объективно свободное время;

- многомерная деятельность в свободное время;

- высшая деятельность в пространстве свободного времени;

- место дообразовательных занятий, воспитательной деятельности и самообразования.

Таким образом, термином «досуг» обучающихся мы обозначаем широкое и противоречивое свободное время и среду (пространство) за пределами учебной, общественной и бытовой работы, в которых осуществляются рекреативная и релаксационная деятельность, удовлетворяющая и развивающая интересы, способности детей, их свободное общение со значимыми для них людьми. Таким образом, досуг - важнейшая часть духовного уклада жизни обучающихся.

Позитивные назначения досуга, выявленные нами у ряда отечественных и зарубежных ученых, можно обозначить следующим образом:

- досуг является восстанавливающей силой или, по крайней мере, предоставляет возможность для восстановления сил;

- через развлечение, независимо от того разрешено оно или запрещено обществом, досуг открывает новые миры, как реальные, так и воображаемые. Куда индивидуум может ускользнуть от рутины, необходимости выполнения набора лимитированных ежедневных задач;

- досуг выполняет все базовые функции, т.е. удовлетворяет многие человеческие потребности.

Таким образом, досуг - мощное средство социализации обучающихся, в том числе с ОВЗ. Цель процесса социализации средствами досуга - гармоническое вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы норм и ценностей общества, позволяющих ему успешно функционировать в качестве его члена. Социализация обучающегося в сфере досуга служит развитию самосознания, в процессе которого ребенок вырабатывает собственные ценности и ориентации, приводящие к личностному выбору профессиональной деятельности и образа духовной жизни.

Воспитание как планомерное явление подчинено социализации, которая охватывает и социально-контролируемые организованные процессы, подчиненные установленным в обществе идеалам, и стихийные процессы, возникающие в жизни. Досуг, в сущности, стихиен. Он возникает в социокультурной среде как некий антипод обязательной воспитывающей деятельности с ее естественной принудительностью, как сфера реабилитационного и компенсаторного самовоспитания. Но его появление объясняется также тем, что индивид входит в новое для него поле деятельностной культуры, в новое открытие еще одного пласта

жизни, где процесс самореализации и самоутверждения имеет новые, ранее неизведанные грани, привлекающие индивида. Это явление обычно рассматривается в контексте возрастной стратификации общества, к примеру, потребность в интимном общении, творческом самовыражении, соревнований и т. п.

Воспитание как профессиональная деятельность и как функция общества есть организация самовоспитания через организацию воспитывающих условий (среды), воспитывающей жизни (вся жизнедеятельность), воспитывающей разнообразной и многоролевой развивающей деятельности и воспитывающих взаимоотношений учащихся в жизни и деятельности. Становление ребенка как личности обуславливается широким социально-культурным контекстом всех аспектов процесса воспитания, в том числе в досугообщении и досугодеятельности, обеспечивающих самоосуществление личности в жизни.

Досуг входит органической и закономерной частью в контекст воспитания как фактор «социально наполненной жизни» (Ж. Дюмазедье) [1], как поиск удовлетворённости жизнью. Являясь объективно частью воспитательной системы российского общества (воспитания как «изменения»), досуг обеспечивает:

- изменение - развитие физических, психических функций, интеллектуальных и эмоциональных способностей школьника;

- изменение отношения к самому себе - взрослеющему индивиду, становление самосознания (формирование «образа -Я», «Я-концепции»);

- изменение отношения к миру - формирование сознания, мировоззрения, жизненной позиции.

Воспитание в сфере досуга и средствами досуга есть «самоизменение» личности обучающегося, самостроительство личности [2].

Досуг активно поддерживает личностнообразующие потребности обучающегося, независимо от уровня его психофиическо-го развития по логике: потребности - поведение - воспитание. Перечень ведущих человеческих потребностей исследовали и определяли К. Маркс, А. Маслоу, Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, Ф. Фейербах, Ф. Энгельс и др.

С изменением возраста школьника меняются его ведущие потребности, формирующие мотивы его поведения. Досуг среди иных факторов воспитания обеспечивает механизм самостроительства и самоосуществления личности через цели развития (потребность в самоутверждении, смысле жизни, в самореализации и др.); средства развития (потребность в деятельности, врождённую активность); условия (потребность в защищенности, в поддержке, в любви, уважении) и даже внутренние стимулы (потребность в удовольствии, в радости и как апогей в счастье).

Из огромного количества человеческих влечений потребностей, которые являются базовыми для личности, мы выделяем следующие:

- потребность в творческой деятельности;

- потребность в защищенности;

- потребность в достижении, в определенном социальном статусе;

- потребность в самореализации;

- потребность в удовольствии, наслаждении;

- потребность быть личностью;

- потребность в смысле жизни;

- потребность в педагогической поддержке.

Если образование - деятельностный процесс, ориентированный на образ человека, то досуг закономерная часть образовательного процесса, которая также влияет на формирование образа жизни индивида, под которым понимается «совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни [3].

Досуговая модель (эталон, образец) завершенного (сложившегося) типа у конкретных индивидов представляет собой образ, либо возникший спонтанно, либо разработанный как символ, если участники досуга открывают в нём ценность символа. Досуг как образ важен тем, что способен повторяться там и тогда, где свободно проявляется детская творческая фантазия. В этом плане образ досуга - это конгломерат культурообразующих ценностей, важных для настоящей и будущей жизни, но представляющих глубоко личный выбор. Высокая мера ответственности такого выбора связана с осознанием жизненной необходимости выбираемого досуга и нравственными корнями культуры, которые обеспечивают личностный рост индивида.

Досуг как широкое пространство и время жизнедеятельности обучающихся за пределами учебной работы называют рек-

реативной зоной, то есть зоной отдыха, зоной восстановления физических и духовных сил, зоной развития способностей и интересов, свободного общения со значительными людьми, зоной, которая обладает огромным воспитательным потенциалом. Данный факт, еще раз подчеркивает значимость и перспективность организованного досуга в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

В организованном досуге заложена социальная память традиций культуры, историческая память предшествующих поколений молодёжи и взрослых. Досуг вообще «замешан» на духовной преемственности традиций, разрушение которых означает конец культуры досуга. Досуг молодёжи, их свободное время оказывают огромное влияние на все важнейшие стороны жизнедеятельности современного общества на политику, экономику, культура, мораль и др.

Организованный досуг создает событийность жизни обучающихся, которые обогащают духовные ресурсы личности. По данным исследований, не менее 60-70% учащихся выбирают жизненный путь, исходя из тех знаний, умений, которые они получили во внеурочной, досуговой деятельности в школе и вне школы.

Шкалу ценностей организованного досуга обучающихся можно свести к простым определениям: гуманизм сущности досуга; его защитно-реабилитационный характер; соотношение коллективности и индивидуальности проявлений в досуговой деятельности; патриотизм, народность, менталитетность, национально-самобытный характер досуга; интеллектуализация содержания, резервы познания мира; резервы социальной активности индивида в досуге: самоорганизации, самовыражение, самоутверждение, самоактуализация и т д.

К критериям социальной значимости педагогически организованного досуга мы относим следующие положения.

1. Досуговая деятельность основывается на теории культуры и охватывает широкую область социально-культурной практики школьников. Досуг есть часть культуры, которая обеспечивает обучающихся ценностными ориентациями. Формируемый образ досуга влияет на образ жизни и противостоит социальным, антикультурным проявлениям.

2. Сфера досуговой практики - средство познания жизни. Из жизненного материала школьники воссоздают образы (прообразы) жизни в соответствии со своими представлениями о ней, расширяют знания о жизни.

3. Организованный досуг должен включать обучающегося в систему разнообразных социальных ролей, положений и отношений, обладать коммуникативной заряженностью, обеспечивать межвозрастным партнерством, значит, и опытом разных социальных сил, победами дружеского сознания. Досуг примиряет «непримиримых», снимает или укорачивает дистанции взаимодействия. Коммуникативная роль досуга обучающихся имеет огромное воспитательное значение. В этом плане, совместный досуг детей, имеющих норму психического развития и детей с ОВЗ, выступает перспективной формой работы, способствующей формированию эмпатии и толерантного отношения, что способствует развитию инклюзивной культуры.

4. Сфера досуга создает предпосылки самопознания, проверки себя, так как предоставляет обучающимся огромное пространство для самовыражения, самодиагностики. Досуг наиболее реально дает школьнику осмысление того, что он в нём приобрёл, чтобы далее знать или хотя бы представлять, как дальше жить с людьми; досуговая деятельность, в которой участвуют школьники, порождает социально значимые для них выводы, и тем самым способствует социализации детей с ОВЗ.

5. Досуг способен обеспечить атмосферу истинной демократии и свободы, он ориентирует индивида на правильное использование своей свободы, культуры свободы.

Досуг как огромная часть культуры имеет ряд принципиальных аспектов.

1. Аспект теоретический. Данный аспект включает в себя различные подходы, через призму которых рассмотрены представления о развивающихся возможностях и воспитательном потенциале организованного досуга.

2. Аспект юридический. Международное и региональное сотрудничество людей, отвечающих за качество досуговой деятельности детей и молодёжи, должна устойчиво опираться на правовой фундамент. В этой связи, следует поставить вопрос о формировании своего рода досугового правового пространства со своими специфическими основополагающими принципами и развивающими нормами, критериями и стандартами.

Аналитическое осмысление роли, место и реституции досуга обучающихся необходимо рассматривать с позиций проблем юридических основ детства как слагаемых свободы и культуры школьника. Наше рассмотрение этого вопроса ориентировано, прежде всего, на правовое толкование досуговой деятельности как неотъемлемой части воспитания и развития школьника, как субъекта миротворческого процесса в целом.

3. Аспект организационно-управленческий. Он заключается в существовании конкретных общественных и личных условий, создающих реальность досуга.

Рассмотрим функциональность досуга, которая вытекает из запроса в социальной практике, связана с психофизиологическими потребностями и возможностями растущего человека и редуцирования им человеческой деятельности. У каждого вида досуговой деятельности своя полезность, свои «высшие, нравственные достижения, которые завтра станут его средним уровнем, его привычной моралью» [4].

Как социально-педагогическая категория досуг характеризуется рядом функции.

Функция социокультурного смысла досуга, духовно-креативного восстановления сил и развития учащихся.

Досуг - сильнейшее средство социализации обучающихся, включающая в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоения детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или конкретной общности, или группы сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование школьника.

Досуговая культура многомерна и вбирает в себя разные пласты культуры: игровую, музыкальную, танцевальную, театральную «экранную», «читательскую» и т.д. Досуговая культура объединяет в себе богатейшие ресурсы свободного времяпрепровождения обучающегося, ресурсы. Организованный полнокровный досуг обеспечивает обучающихся следующими альтернативными проекциями.

Во-первых, досуговое время - время духовного обогащения, позволяет заниматься деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразно применении.

Во-вторых, досуг - сфера, в которой особенно ярко и полнокровно раскрываются их естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

В-третьих, досуг - особая социальная сфера, где школьники удовлетворяют личностные потребности самопроверки, самооценки собственного я. Школьному возрастному периоду свойственны такие социально-психологические черты как рост самопознания, поиск новых ценностей, романтичность восприятия мира, творческая инициатива. Суверенный мир досуга обеспечивает детей деятельностью, в которой эти черты находят возможность активного применения, тем самым снижая уровень тревожности обучающихся с ОВЗ и способствуя формированию навыков социальной адаптации и интеграции в общество.

В-четвертых, досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая личностные интересы, потребности в контактах.

В-пятых, обучающиеся в сфере досуга более открытой для взаимодействия и влияния самых различных общественных институтов и организаций, созданных обществом.

Функция духовно креативного восстановления и развития обеспечивает обучающихся творческой самореализацией, поскольку досуг - своего рода эталон культуры, контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытное в людях, психологический склад народов, национальностей, традиции сублимации.

Функция восстановления физических сил ребенка означает буквально отдых, восстановление израсходованных сил в процессе труда или учение. В этой связи, данная функция особо актуальна в отношении организованного досуга обучающихся с ОВЗ, поскольку в данном случае мы имеет все возможности в естественной форме актуализировать их потенциальные (компенсаторные) возможности.

Диагностическая функция досуга. Досуг, в сравнении с другими видами деятельности, обладает диагностическим потенциалом, поскольку, во-первых, индивид ведет себя в нём на максимальности проявлений (физические силы, интеллект, творчество), во-вторых, досуг сам по себе особое «поле самовыражения», он убедительно раскрывает в детях истинно детское, личностное, свидетельствует о том, что они могут быть неблагоразумны, шумливы, озорны, конфликтны, дерзки и т.п. Ребенок

в досуговой деятельности проверяет (самодиагностирует) свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя.

Довольно большое количество разнообразных видов и форм досуга, специально инструментованных и организованных могут выполнять функцию диагностических методов (игры, интеллектуальные развлечения, конкурсы и соревнования, спортивные упражнения и тесты и др.), дающих достаточно реалистическую информацию об учащихся.

Функция формирования социальной активности самодеятельности. Основа досуга - социальная, духовная, творческая активность личности. Сам досуг создается избыточностью поведения, которая выражается в потребности, в самоощущении что-то узнать, чему-то научиться, с кем-то поделиться. Но избыточность поведение может быть ориентирована только на самого себя как самоидентификация, как самоощущение себя личностью, со своими личными координатами - интересами, потребностями, это и есть ориентация на свою активность, но и сопричастность с другими.

Функция коммуникативного общения и межнациональные коммуникации. Очевидно, общение следует рассматривать и как основной энергетический источник развития. В общении нуждаются все, независимо от уровня его развития. Досуг - деятельность коммуникативная, она вводит обучающихся в реальный контекст сложных человеческих отношений и переживаний.

Любая досуговая общность, объединение (кратковременное и долговременное) - коллектив, выступающий применительно к каждому члену общего досуга как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей. В досуговой деятельности, сходятся быстро, и любой участник (даже с ОВЗ) интегрирует опыт, полученный от всех партнеров. Вступая в досуговую общность, школьник берёт на себя ряд моральных обязательств, которые заложены в содержании досуговой деятельности и отражаются в характере общения. Это общение включает в себя специфические формы поведения: сыгранность и независимость, общность интересов и личные пристрастия, взаимопонимание и способность самому принимать решения, уступки и эмоциональную контрастность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развлекательная функция досуга. Объективно - это одна из основных функций досуга. Развлечь - означает, во-первых, доставить удовольствие, удовлетворить стремление индивида к каким-либо потребностям, опосредованно приобретенным индивидуальным опытом; развлечь - это, во-вторых, организовать проведение веселого, приятного времени (времяпрепровождение), в-третьих, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, завладеть чьими-то чувствами, мыслями, вывести индивида на

Библиографический список

занятия, которая способны захватить его целиком. Поскольку влечение - психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, развлекательная функция досуга связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизация личности, реализация уровней ее притязаний.

Досуг способствует яркости ощущения пространства времени и территории жизни, он стимулирует вкусы, «запахи» материальности мира, звуки и созвучия, даже невнятицы слов, их «блаженность и бессмысленность» (Б. Пастернак).

Функция педагогической поддержки. Поддержка обучающихся - основа гуманистического воспитания. Сам по себе духовно богатый, разнообразный досуг является действенным средством в педагогической поддержки. Поддержка - это нахождение адекватных каждому школьнику способов помощи в решении его проблем.

Педагогическая поддержка в сфере досуга складывается из следующего:

- индивидуальное педагогическое консультирование при включении в досуговую деятельность;

- самовключение в досуг, воодушевление на досуговую деятельность (прямое и косвенное);

- обеспечение учащихся ролями, соответствующими их возможностям, интересам, задачи индивидуальной работы;

- одобрение ребенка, оценка его успехов, поощрение отличившихся;

- создание условий безопасности в сфере досуга, психологического комфорта, посредничество в конкурсных досугах;

- выявление причин затруднений в общении, взаимодействие партнеров по совместному досугу на итоговых обсуждениях результата досуговой деятельности;

- вывод учащихся, помощь в процессе способов самостоятельного решения собственных проблем.

Исходя из этого, предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, цели, возможности и пути преодоления проблем, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, общении, образе жизни.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что организованный досуг с учетом выделенных развивающих и воспитательных возможностей может выступать в качестве одной из организационных форм работы с обучающимися с ОВЗ, и обеспечивающей их специальной (коррекционной) поддержкой, направленной на удовлетворение их особых образовательных потребностей.

1. Дюмазедье Ж. Планирование досуга и культурное развитие. Образование взрослых и досуг в современной Европе. Прага: «Обрис», 1966: 86 - 92.

2. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности Проблемы дефектологии. Москва, 1995: 28 - 32.

3. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность. Москва: МГУКИ, 2004.

4. Ариарский М.А. Прикладная культурология. Санкт-Петербург: Эго, 2001.

References

1. Dyumazed'e Zh. Planirovanie dosuga i kul'turnoe razvitie. Obrazovanie vzroslyh i dosug v sovremennoj Evrope. Praga: «Obris», 1966: 86 - 92.

2. Vygotskij L.S. K psihologii i pedagogike detskoj defektivnosti Problemy defektologii. Moskva, 1995: 28 - 32.

3. Kiseleva T.G. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moskva: MGUKI, 2004.

4. Ariarskij M.A. Prikladnaya kul'turologiya. Sankt-Peterburg: 'Ego, 2001.

Статья поступила в редакцию 25.03.18

УДК 372.8:78:004.032.6

Denisenko Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

THEORETICAL BASICS OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN MUSIC CLASS AT GENERAL EDUCATION SCHOOL. The paper discloses what the basis of using multimedia technologies in lessons of music at a modern regular school is. The author considers progress of information technologies in modern society that causes some changes in pedagogical process organized at a general education school, especially the development of new educational technologies, implementation more effective educational methods and tools; at the present days, one of them is multimedia devices. The utilization efficiency of multimedia as an instructional method of forming of a student's learning activity depends on structure of music classes that content elements of multimedia according with a selected educational process model. The paper names some differences of multimedia resources from non-multimedia ones. The adduced information led the author to conclude that using multimedia technologies during lessons of music at a general educational school is an effective way to a teacher to reach purpose of training.

Key words: multimedia technologies, multimedia, education, computerization, process of technologizing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.