СЛОВО ■ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ■
УДК 376 ББК74р
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА
Н. Ю. Борякова
Аннотация. В статье представлен опыт работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в инклюзивных условиях детского досугового центра. Рассматривается актуальность выбранной темы в контексте перестройки образовательной политики в нашей стране и изменений отношения общества к образованию и воспитанию детей с особенностями развития. Приведены результаты экспериментального исследования психологических особенностей матерей, воспитывающих детей с нарушениями познавательного и речевого развития, родительско-детских отношений в таких семьях, трудностей межличностного взаимодействия детей с ОВЗ и их родителей, проводящих совместный досуг в условиях инклюзии, а также принципы построения и отбора содержания их психолого-педагогической поддержки.
Результаты исследования подтверждают, что досуговая инклюзивная среда может являться одним из вариантов инклюзивной практики, позволяет создать благоприятные условия для социальной адаптации детей с ОВЗ, развития их коммуникативных умений, для гармонизации межличностных отношений детей с нормальным и нарушенным развитием и их родителей.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, досуговая инклюзивная среда, межличностные отношения, детско-родительские отношения.
FEATURES OF WORKING WITH PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN AN INCLUSIVE ENVIRONMENT OF CHILDREN'S LEISURE CENTER
N. Yu. Boryakova
Abstract. The article presents the experience of working with families bringing up children with disabilities (Health limitations), in an inclusive environment of children's leisure center. The relevance of the chosen topic is considered in the context of the restructuring of educational policy in our country and changes in the attitude of society towards
the education and upbringing of children with disabilities. The article presents the results of an experimental study of psychological characteristics of mothers raising children with impaired cognitive and speech development, parent-child relationships in such families, the difficulties of interpersonal interaction of children with disabilities and their parents, conducting joint leisure within inclusive conditions, as well as the principles of building and selecting the content of psychological and educational support.
The results of the study confirm that leisure inclusive environment can be one of the options for inclusive practices, allows creating favorable conditions for social adaptation of children with disabilities, development of their communication skills, for harmonization of interpersonal relations of children with normal and impaired development and their parents.
Keywords: children with disabilities, inclusive leisure environment, interpersonal relations, relations of children and parents.
В нашей стране активно развивается система инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Появляются публикации, освещающие особенности образовательного процесса в условиях инклюзии. Но остается ряд недостаточно изученных вопросов, к которым относится организация досуга детей с ОВЗ в инклюзивной среде, ведь большое число таких детей посещает различные кружки и секции совместно с нормально развивающимися детьми. Недостаточно исследованы проблемы родителей детей с ОВЗ, оказавшихся в инклюзивной среде, где могут возникать трудности межличностного взаимодействия не только у детей, но и у взрослых [1].
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью выявления, коррекции и профилактики трудностей общения и взаимодействия, возникающих у детей с ОВЗ, поступивших в инклюзивные условия детского досугового центра, и их родителей.
Целью исследования являлось изучение и определение педагогических условий гармонизации межличностных отношений детей с ОВЗ и детей с нормальным развитием и их родителей в инклюзивной среде детского досугового центра. Не менее важен поиск оптимальных педагогических условий и эффективных коррекцион-но-педагогических технологий гармонизации родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
Мы предположили, что педагогические условия детского досугового центра позволяют гармонизировать межличностные отношений детей с ОВЗ, детей с нормальным развитием и их родителей за счет: изучения и учета особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ; изучения и учета коммуникативных трудностей детей с ОВЗ; психокоррекцион-ной помощи семьям с детьми с ОВЗ; просветительской работы с семьями нормально развивающихся детей; организации совместной деятельности детей с нормальным и нарушенным развитием и их родителей.
Методы исследования: анализ специальной и методической литературы; анкетирование и тестирование родителей; наблюдение за детьми в процессе совместной деятельности; методы качественного и количественного анализа полученных данных.
Важную роль в социализации ребенка с ОВЗ играют интегративные процессы, которые выражаются в многообразии форм совместного обучения и воспитания детей с проблемами психического развития и их нормально развивающихся сверстников. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно-признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными возможностями на образование и счастливое будущее [2].
Мы ознакомились с инклюзивной практикой некоторых зарубежных стран и с отечественным опытом. Вопросы, связанные
с получением образования ребенком с ОВЗ в условиях инклюзии освещены в работах С. В. Алехиной, Н. Н. Малофеева, Т. В. Воло-совец, Е. Н. Кутеповой, Н. М. Назаровой, Н. Я. Семаго и других авторов. Поскольку на первый план выступает получение образования детьми с ОВЗ, вопросы их досуга остаются в тени, являются наименее изученными, но при этом не менее важными, так как во время досуга можно решить ряд важных воспитательных и развивающих задач [3]. В настоящее время большое число детей с ОВЗ проводит досуг, посещая различные кружки и секции совместно с нормально развивающимися детьми, что является первой ступенью их социализации [4].
Исследование поводилось на базе детского досугового центра ГБУ «Клуб детей, подростков и взрослых «Парус», САО г. Москвы1. В исследовании участвовали 20 детей с ОВЗ в возрасте от 6 до 9 лет. По заключениям ПМПК, у девяти детей выявлено общее недоразвитие речи (ОНР), 1-2-й уровень речевого развития; у троих - легкая умственная отсталость; у пятерых - задержка психического развития (ЗПР), у троих - расстройства аутистического спектра (РАС). В исследовании принимали участие родители этих детей - 19 матерей и 1 бабушка, а также нормально развивающиеся дети (20 детей) и их родители (14 матерей, 2 отца и 4 бабушки).
Для проведения констатирующего эксперимента мы сконструировали диагностический комплекс, который включал:
• пассивное наблюдение за взаимодействием и общением детей с нормальным и отклоняющимся развитием;
• беседу, предложенную Н. С. Жуковой для родителей детей с речевыми нарушениями, дополненную нами;
• тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин);
• анкету, разработанную сотрудниками Института проблем инклюзивного образования, дополненную нами.
Экспериментальные данные были подвергнуты качественному и количественно-
му анализу. В силу специфики исследования преобладал качественный анализ.
В процессе первичного обследования детей с ОВЗ обращалось особое внимание на их коммуникативное поведение: способность к контакту с окружающими и концентрацию внимания на собеседнике; на способность и интерес к имитации; на понимание и использование средств невербальной коммуникации; учитывался репертуар коммуникативных намерений, которые ребенок способен выразить в различных ситуациях;
Оценивался импрессивный и экспрессивный словарь, используемые коммуникативные средства; уровень развития игры, интерес к игрушкам и занятиям.
В результате наблюдения за общением детей с нормальным и отклоняющимся развитием выявлен ряд типичных коммуникативных трудностей у детей с ОВЗ: робость, застенчивость, нерешительность, избегание вербального контакта, отсутствие инициативы в общении, неумение слушать собеседника, договариваться о чем-либо и сотрудничать. Они медленно включаются в ситуацию речевого общения, у них низкий уровень развития собственной речи. Дети неохотно включаются в совместную игру, потому что чаще всего не понимают замысла и сюжета игры, недостаточно осознают правила подвижных игр. Характер коммуникативных трудностей зависит от характера нарушений речевого и когнитивного развития каждого ребенка.
У детей с ОВЗ часто отмечались нарушения поведенческого характера: импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, агрессивность, негативизм. В большей степени коммуникативные и поведенческие проблемы характеризуют детей с РАС.
На основе наблюдений и логопедического обследования мы выделили две группы детей с ОВЗ. Первая группа - дети, у которых в первую очередь необходимо развивать собственную речь. Уровень понимания обращенной речи у них достаточный и
1 В исследовании принимала участие педагог досугового центра Д. Л. Сарапаева.
есть стремление к общению с помощью доступных вербальных и невербальных средств, они с готовностью включаются в совместную со взрослым деятельность, стремятся играть с другими детьми.
Во вторую группу включены дети, у которых более всего выражен дефицит собственно навыков коммуникации, они не только ограничены в средствах общения (в том числе невербальных), но и не проявляют коммуникативных намерений, не умеют сотрудничать со взрослыми, избегают контактов с другими детьми.
Наблюдения показали, что нормально развивающиеся дети неохотно принимают в свою игру «особого» ребенка. Можно выделить такие особенности межличностных взаимоотношений, как: непринятие и игнорирование детей с ОВЗ; негативная оценка их поведения, неготовность помочь ребенку, отстающему в развитии; предпочтение общения с детьми, близкими по уровню развития.
Беседа с родителями детей с ОВЗ показала, что они сталкиваются с рядом трудностей в воспитании: не знают, как помочь ребенку в общении и в обучении, во взаимодействии со сверстниками и с педагогами. Родители даже в досуговой инклюзивной среде испытывают фрустрацию, беспокойство за благополучие своих детей. Однако многие из них хотят, чтобы их детям были доступны все возможности получения образования и проведения досуга, какие доступны нормально развивающимся детям.
По результатам проведенного опроса по ОРО А. Я. Варги, В. В. Столина, выявлены такие варианты родительско-детских отношений, как «Принятие - отвержение» - 6 случаев, в 4 случаях «Симбиоз», а в остальных 10 случаях - «Маленький неудачник».
В тех случаях, когда детско-родитель-ские отношения складываются по типу «Маленький неудачник», родители беспокоятся, что их ребенок ничего не достигнет в жизни, что его дефект непреодолим и будет мешать в дальнейшем, а это означает, что многие опрошенные нами родители детей
с ОВЗ испытывают дискомфорт во взаимоотношениях со своим ребенком, тревожатся о том, как к нему будут относиться окружающие, как он будет жить в социуме. Такая родительская позиция непродуктивна и не позволяет адекватно взаимодействовать с ребенком.
По результатам анкетирования родителей нормально развивающихся детей, также выявлен ряд проблем: большинство отметило, что испытывает трудности при общении с людьми с ОВЗ, считает, что такие дети должны обучаться в специальных школах и детских садах (указывая, что это необходимо в их же интересах). Большинство опрошенных не видят положительных моментов в инклюзивном образовании. Лишь некоторые родители указали, что выступают за общение своих детей с детьми с ОВЗ, но вне образовательного процесса.
Беседы с педагогами, организующими инклюзивный досуг для детей, показали, что им необходимы дополнительные сведения об особенностях работы с детьми, имеющими различные нарушения развития, и их родителями.
На основании результатов исследования сделан вывод о необходимости оказания психолого-педагогической помощи и поддержки детям с нормальным и нарушенным развитием и их родителям, пребывающим в совместной инклюзивной среде детского досугового центра.
Мы определили направления и содержание просветительской работы с педагогами и родителями, психокоррекционной работы с родителями детей с ОВЗ, коррек-ционно-развивающей работы с этими детьми. При этом мы опирались на методические рекомендации Т. В. Александровой, С. В. Алехиной, Н. Ю. Боряковой, Т. В. Воло-совец, Е. Е. Дмитриевой, В. В.Ткачевой и др. Работа проводилась по следующим направлениям:
• Просветительская работа с педагогическим составом досугового центра по повышению информированности об особенностях работы с детьми с ОВЗ и их родителями.
• Психолого-педагогическое консультирование родителей детей с ОВЗ, направленное на снижение степени фрустрирую-щего воздействия, возникшего в связи с психотравмирующей ситуацией совместного пребывания их детей с нормально развивающимися детьми.
• Работа с родителями нормально развивающихся детей по повышению толерантности по отношению к детям с ОВЗ.
• Совместная работа с обеими категориями семей и детьми, воспитывающимися в этих семьях, по созданию гармоничной и комфортной атмосферы на занятиях и при проведении совместных досуговых мероприятий.
Занятия и мероприятия проводились в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме. Продолжительность их была различной: от 5-10 минут в ходе проведения занятия или физкультурной разминки до нескольких часов (проведение совместных мероприятий, например «Семейных стартов») или даже целого дня (при проведении однодневных походов).
Мы убедились, что работа с детьми с ОВЗ в инклюзивной группе требует особого подхода. Необходимо соблюдать следующие условия:
• Занятия с неговорящими детьми начинаются с подражания взрослому, его действиям, движениям и словам и не могут строиться на основе объяснений, бесед, внушений.
• Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные совместные игры со взрослым, постепенно привлекая к таким играм детей без особенностей развития.
• Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного, в том числе в домашней обстановке с помощью родителей.
• Содержание материала для занятий требует от педагога серьезного и вдумчивого отбора и должно соответствовать особенностям развития каждого ребенка с ОВЗ.
• Материал должен быть доступен для ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно.
• Во время занятий необходимо гибко варьировать длительность игр и упражнений, в зависимости от ситуации, возможностей ребенка и его поведения.
• Каждое занятие должно иметь четкую структуру. Необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения - отдельные части можно сократить или расширить, ввести новый, не запланированный ранее элемент.
• Чтобы знания, умения, навыки закреплялись, необходимо их использовать в самых разных коммуникативных ситуациях и в предметно-практической деятельности.
• Необходим эмоциональный контакт между педагогом и ребенком. Многое зависит от того, насколько интересно организованы игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен.
• При организации занятий следует принимать во внимание некоторые особенности психофизического развития детей: повышенную утомляемость, невнимательность, сниженную активность, негативизм, агрессивное поведение.
• Групповые занятия следует проводить вместе с детьми и их родителями.
• Игры и занятия, объединяющие детей с ОВЗ и их сверстников без ограничений по здоровью, следует проводить на знакомом для детей с ОВЗ материале.
Основными факторами, оптимизирующими взаимодействие специалистов с родителями, являются позитивное отношение ко всем детям со стороны педагогов, демонстрация способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка. Важно побуждать родителей эмоционально включаться в игры, лепку, рисование, упражнения, пение, танцы, которыми наполняется занятие. При этом взрослые не только помогают своим детям, но и сами получают эмоциональную разрядку, получают новый опыт общения с ребенком.
В процессе организации и реализации групповых занятий мы пришли к необходимости использования следующих приемов и технологий: в работе психолога - сказко-
терапия, практика психологических тренингов; в работе логопеда - «пальчиковые игры», тематическое обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи; развитие речевого дыхания, чувства ритма, фонематического слуха; работа над звукопроизношением; в работе дефектолога - создание развивающей среды в процессе свободной игровой деятельности индивидуальных коррекционно-раз-вивающих занятий; в работе арт-терапевта -организация творческой деятельности; музыкального работника - проведение музыкальной части занятия, организация тематических праздников.
Для оценки эффективности проведенной коррекционной работы было проведено повторное обследование по тем же методикам, что и на этапе констатирующего эксперимента. По его результатам из 20 детей с ОВЗ большинство продемонстрировало положительные изменения в поведении, только 3 ребенка с РАС мало изменили свое поведение, но изменилось отношение сверстников к ним.
Большинство детей с ОВЗ стали принимать участие в совместных играх, чаще выступать инициаторами общения. Логопедическая работа тоже дала значительные результаты - у большинства детей расширился активный словарь, они стали пользоваться фразовой речью, повысилась их коммуникативная активность.
Был проведен контрольный опрос родителей нормально развивающихся детей. У подавляющего большинства выявлено изменение отношения к детям с ОВЗ, они не испытывают прежних опасений по поводу их совместного пребывания вместе со своими детьми. Изменилось отношение к инклюзивному досугу и инклюзивному образованию: все опрошенные ответили, что многое зависит от недуга, которым страдает ребенок, и от тяжести нарушений в развитии. Родители увидели положительные черты в совместном пребывании детей: дети без особенностей развития вырастут толерантными, научатся помогать другим.
С целью гармонизации обстановки на досуговых занятиях, снятия эмоционального напряжения внимание всех родителей привлекалось к содержательной стороне мероприятий. Матери детей с ОВЗ получили возможность ознакомиться с новыми способами взаимодействия со своими детьми, а также взять на вооружение ряд игр и видов деятельности для совместного времяпрепровождения в домашних условиях. Позитивное отношение к детям с ОВЗ со стороны окружающих явились основой для снятия у их матерей эмоционального напряжения, формирования доверительного отношения к педагогам и другим членам досугового сообщества.
Результаты повторного опроса с помощью методики ОРО показали, что в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, стали складываться более благоприятные типы детско-ро-дительских отношений, появился тип «Кооперация» (8 случаев). Мы убедились, что целенаправленная психокоррекционная работа позволяет оптимизировать родительско-дет-ские отношения, улучшать воспитательские позиции родителей по отношению к детям с ОВЗ, положительно сказывается на установлении и поддержании контактов детей с близким взрослыми и позволяет преодолевать проблемы на пути социализации.
Эффективность проведенной работы была оценена и по субъективным критериям: положительным отзывам родителей о проведенных занятиях и их содержании; увеличении числа желающих посещать групповые занятия в досуговом центре, обратившихся по рекомендациям участников занятий. Мы наблюдали появившуюся сплоченность в детских группах, а также сложившиеся дружеские отношения между отдельными участниками исследования (как детьми, так и родителями и даже семьями).
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что гармонизация межличностных отношений детей с ОВЗ, детей с нормальным развитием и их родителей возможна за счет следующих условий:
• учет индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и детско-родительских отношений в их семьях;
• организация специальной психо-коррекционной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ;
• просветительская работа с родителями как детей, не имеющих нарушений в развитии, так и детей с ОВЗ;
• организация совместной деятельности детей с нормальным и нарушенным развитием и их родителей.
Проведенное небольшое исследование показало, что досуговая инклюзивная среда может являться одним из вариантов инклюзивной практики, которая позволяет создать благоприятные условия для социальной адаптации детей с ОВЗ, развития их коммуникативных умений, гармонизации межличностных отношений детей с нормальным и нарушенным развитием и их родителей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бутенко В. Н. Межличностные отношения детей в инклюзивных группах детского сада // Психология обучения. - 2010. - № 10. - С. 46-56.
2. Алехина С. В., Семаго М. М. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: метод. пособие. -М.: МГППУ, 2012. - 156 с.
3. Дорохова Е. С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - № 1. - С. 27-33.
4. Борякова Н. Ю., Сарапаева Д. С. Работа с родителями детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного детского сада: материалы III науч.-практ. конф. молодых ученых МГГУ им. М. А. Шолохова / под ред. О. С. Орловой, Н. Ю. Боряковой. - М.: Спутник+, 2014. - С. 65-68.
REFERENCES
1. Butenko V. N. Mezhlichnostnye otnosh-eniya detey v inklyuzivnykh gruppakh detskogo sada. Psikhologiya obucheniya. 2010, No. 10, pp. 46-56.
2. Alekhina S. V., Semago M. M. Sozdanie i aprobatsiya modeli psikhologo-peda-gogicheskogo soprovozhdeniya inklyuz-ivnoy praktiki: metod. posobie. Moscow: MGPPU, 2012. 156 p.
3. Dorokhova E. S. Organizatsiya inklyuz-ivnogo obrazovaniya v sisteme DOD. Dopolnitelnoe obrazovanie i vospitanie. 2010, No. 1, pp. 27-33.
4. Boryakova N. Yu., Sarapaeva D. S. Rabota s roditelyami detey doshkolnogo vozrasta v usloviyakh inklyuzivnogo detskogo sada. In: Orlova O. S., Bo-ryakova N. Yu. (eds.) Proceedings of the III scientific-practical conference of young scientists MGGU n.a. M. A. Sholokhov. Moscow: Sputnik+, 2014. Pp. 65-68.
Борякова Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Специальное дефектологическое образование» факультета «Клиническая и специальная психология» Московского государственного психолого-педагогического университета e-mail: [email protected]
Boryakova Natalia Yu., PhD in Psychology, Associate Professor, Special Defectological Education Department, Clinical and Special Psychology Faculty, Moscow State Psychological and Pedagogical University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.01.2019 The article was received on 29.01.2019