Научная статья на тему 'Развитие личностных ресурсов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной адаптации ребенка в инклюзивной среде'

Развитие личностных ресурсов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной адаптации ребенка в инклюзивной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1156
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / АДАПТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / РОДИТЕЛИ / ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PERSONAL RESOURCES / ADAPTIVE POTENTIAL OF A PERSON / PARENTS RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хайрудинова Резеда Иршатовна

В статье анализируются особенности детско-родительских отношений и личностные особенности (самооценка, механизмы психологической защиты) как основа для наращивания адаптационных ресурсов родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. У таких родителей снижена самооценка; они используют противоречивый стиль воспитания; активизирован незрелый тип защитных механизмов. Психологическая помощь должна быть направлена на поиск внутриличностных ресурсов, снижение эмоционального напряжения, отработку конструктивных способов поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хайрудинова Резеда Иршатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of personal resources of parents raising children with disabilities as a factor of successful adaptation of a child in the inclusive environment

The article analyses the features of parent-child relations and personal characteristics (self-esteem, psychological defense mechanisms) as a basis of enhancing adaptive resources of parents raising children with disabilities in the context of inclusive education. Such parents have low self-esteem and immature defense mechanisms, they use a controversial style of parenting. Psychological assistance should be aimed at finding intrapersonal resources, relieve of emotional stress, practicing constructive ways of behaviour.

Текст научной работы на тему «Развитие личностных ресурсов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной адаптации ребенка в инклюзивной среде»

УДК 159.922.76

Хайрудинова Резеда Иршатовна

старший преподаватель, ведущий психолог кафедры психологии и педагогики Ульяновского государственного университета

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ [1]

Khayrudinova Rezeda Irshatovna

Senior Lecturer, Leading Psychologist, Psychology and Education Science Department, Ulyanovsk State University

DEVELOPMENT OF PERSONAL RESOURCES OF PARENTS RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES AS A FACTOR OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF A CHILD IN THE INCLUSIVE ENVIRONMENT [1]

Аннотация:

В статье анализируются особенности детско-родительских отношений и личностные особенности (самооценка, механизмы психологической защиты) как основа для наращивания адаптационных ресурсов родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. У таких родителей снижена самооценка; они используют противоречивый стиль воспитания; активизирован незрелый тип защитных механизмов. Психологическая помощь должна быть направлена на поиск внутриличностных ресурсов, снижение эмоционального напряжения, отработку конструктивных способов поведения.

Summary:

The article analyses the features of parent-child relations and personal characteristics (self-esteem, psychological defense mechanisms) as a basis of enhancing adaptive resources of parents raising children with disabilities in the context of inclusive education. Such parents have low self-esteem and immature defense mechanisms, they use a controversial style of parenting. Psychological assistance should be aimed at finding intrapersonal resources, relieve of emotional stress, practicing constructive ways of behaviour.

Ключевые слова:

личностные ресурсы, адаптивный потенциал личности, родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Keywords:

personal resources, adaptive potential of a person, parents raising children with disabilities.

На современном этапе развития педагогической психологии актуальным является вопрос о реализации инклюзивного образования. В связи с этим появляется много работ, посвященных вопросам психологической помощи педагогам и учащимся в условиях инклюзивного образования, особенностей интеграции и успешности их адаптации [2]. Недостаточно разработанными остаются вопросы об особенностях психологической поддержки в данных условиях родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), о повышении их социальной компетенции и развитии адаптивных ресурсов. Как показывают исследования И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой, Т.Г. Горячевой, И.А. Солнцевой, рождение «особого» ребенка представляет собой трудную жизненную ситуацию для самих родителей и создает угрозу риска их социальной дезадаптации [3]. Так, к примеру, в исследованиях личностных особенностей матерей детей с ограниченными возможностями Л.М. Шипицыной показано, что им нередко свойствен пессимистический взгляд на жизнь, избирательность контактов, колебание самооценки, существует деформация жизненных ценностей, снижение регулирующего самоконтроля [4].

Эффективность реализации инклюзивного образования зависит от создания условий пребывания детей в образовательном пространстве, в том числе психологического климата и готовности всех участников образовательного процесса, включая родителей, к нововведению. Одним из факторов успешной адаптации ребенка с ОВЗ является благоприятная внутрисемейная среда, способности родителей преодолевать трудные ситуации, основанные на ресурсах личности. В связи с этим следует отметить необходимость своевременной комплексной психолого-педагогической поддержки родителей в условиях реализации инклюзивного образования, имеющих детей с ОВЗ.

С целью определения основных направлений психологической помощи данной категории мы провели исследование трудностей и особенностей личностной сферы родителей детей с ОВЗ.

В исследовании приняли участие 100 человек: 50 родителей здоровых детей, 50 родителей детей с ОВЗ. Применялись методы исследования: анкетирование, наблюдение, методика исследования самооценки Дембо - Рубинштейн, тест-опросник механизмов психологической защиты

«Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте, в адаптации - Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников), опросник детско-родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Анализ трудностей родителей детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной среде, позволил выделить следующее: 48 % родителей испытывают тревогу и страх, что их ребенок будет ограничен в общении со сверстниками и станет изгоем в классе, 35 % родителей признают свою социальную изолированность, снижение социальных контактов (общение с друзьями, знакомыми, посещение мероприятий и т. д.), 36 % отмечают у себя отсутствие знаний о навыках выстраивания взаимоотношений между ребенком с ОВЗ и здоровым ребенком.

Результаты исследования стилей воспитания показали, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья применяют стиль «кооперация». Это свидетельствует о проявлении интереса к своему ребенку, сопереживании, оказании эмоциональной поддержки. В то же время в группе исследуемых родителей выявились высокие показатели по шкале «принятие -отвержение» относительно полюса «отвержения», по сравнению с родителями здоровых детей. Это говорит о восприятии ребенка как неприспособленного, менее удачливого, со сниженными способностями в отличие от здоровых детей. Исходя из этого, мы делаем вывод, что родители детей с ОВЗ на эмоциональном уровне испытывают к ребенку негативно окрашенные чувства, такие как досада, раздражение, обида за неоправданные ожидания, скрывая это за видимым проявлением заботы, внимания, заинтересованности. Данные результаты дают основание говорить о противоречивом и искаженном стиле воспитания в данных семьях. Состояние родителей, которое можно отметить как дисгармоничное, может спровоцировать внутриличностные конфликты, повышение эмоциональной напряженности, формирование чувства беспомощности и, как следствие, повышение риска социальной дезадаптации.

Результаты исследования самооценки свидетельствуют о заниженной самооценке у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим шкалам: счастье, уверенность в себе, удовлетворенность статусом и стрессоустойчивость. Родители теряют чувство собственного достоинства, у них преобладает пессимистический взгляд на жизнь, снижается стрессоустойчивость, отсюда снижение адаптивных возможностей.

Анализируя данные исследования типов психологических защит, мы установили, что в группе родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, преобладающим типом психологической защиты является отрицание. Данные подверглись корреляционному анализу, в ходе которого было установлено, что общий эмоциональный фон оптимизируется, а фрустрирующий стрессовый фактор нейтрализуется у этих родителей посредством активизации указанного защитного механизма.

Результаты исследования трудностей, испытываемых родителями детей с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды, и их психологических личностных особенностей позволяют сделать вывод о низком уровне адаптационного потенциала личности данной категории, отсутствии готовности преодоления трудных жизненных ситуаций. Большинство родителей имеют искаженное, некритичное восприятие действительности, неадекватный уровень самооценки, противоречивые отношения с детьми, риск развития внутриличностного конфликта, приводящего к невротизации личности, что негативным образом сказывается на развитии ребенка.

Исходя из этого, мы определили цель психологической поддержки родителей, а именно наращивание адаптивных ресурсов, выработка конструктивных копингов поведения, позволяющих справиться с жизненными трудностями.

Полученные результаты исследования позволяют предложить направления психолого-педагогической поддержки родителей ребенка с ОВЗ, обучающегося в инклюзивной образовательной среде: развитие внутренних ресурсов личности родителей, стабилизация их психического состояния и гармонизация взаимоотношений с ребенком, закрепление конструктивных паттернов поведения, формирование их жизнестойкости, развитие способности преодолевать трудности путем наращивания личностных ресурсов [5].

Основными задачами являются изменение установки неразрешимости проблемы на формирование убеждений о возможности преодоления данных трудностей и снижение эмоционального стресса. Это возможно при вовлеченности родителей в процесс обучения их ребенка в инклюзивной образовательной среде, приобщении к коррекционной работе с ребенком, при котором родители принимают личное участие в формировании его будущего. В ходе такой деятельности происходит переключение, а затем и вытеснение из сознания родителей тяжелых негативных переживаний, что способствует нейтрализации эмоционального состояния и неконструктивных форм поведения. Практический психолог, организуя работу с родителями, обучает их специальным методическим воспитательным приемам взаимодействия с ребенком в процессе обучения его в инклюзивном образовательном пространстве, постепенно происходит смена позиции защиты позицией взаимодействия.

На наш взгляд, психологическая работа должна проводиться в рамках организации клуба родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Эффективность работы в клубе заключается не только в решении личностных проблем, но и выработке социальных навыков преодоления трудностей. В рамках деятельности психологической службы можно выделить следующие этапы:

1. Диагностический. На данном этапе проводится психодиагностика личностных особенностей родителей, трудностей, с которыми они сталкиваются при организации воспитательного и образовательного процесса.

2. Информационный. Содержание данного этапа предполагает информационную поддержку родителей и просветительскую деятельность по вопросам выстраивания образовательного процесса.

3. Практический (коррекционный). Основной этап, на котором в ходе коррекционного воздействия и активного участия родителей и детей происходят изменения в личностных структурах, самосознании, особенностях взаимоотношений, развитие потенциала личности.

4. Аналитический.

Занятия следует выстраивать на принципе тесного взаимодействия родителей с детьми, проводить в форме консультаций, коррекционных игр, тренингов, круглых столов, психорелаксационных сеансов и т. д.

Реализация психолого-педагогической поддержки предполагает следующие результаты:

- выявление потребностей, формирование представлений об особенностях личностных установок родителей детей с ОВЗ, интегрируемых в инклюзивную образовательную среду;

- стабилизация эмоционального фона родителей, укрепление адекватности самооценки;

- оказание содействия развитию личности родителей, формированию навыков социальной конструктивности;

- совместные занятия родителей и детей позволяют сформировать адекватную оценку возможностей у детей с ОВЗ;

- получение и накопление дефектологических и психологических знаний у родителей. Психологическая поддержка, направленная на развитие личностных ресурсов родителей в

условиях внедрения инклюзивного образования, позволит снизить степень выраженности воздействия эмоционального стресса, что обеспечит принятие дефекта ребенка, а это в свою очередь повлечет успешную адаптацию ребенка в социуме.

Ссылки и примечания:

1. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-06-00143.

2. Калинина Н.В., Дмитриева Ю.Н., Артемова А.О. Развитие адаптационных ресурсов младших школьников в инклюзивной школе : метод. пособие / под общ. ред. Н.В. Калининой. Ульяновск, 2015. 60 с.

3. Горячева Т.Г., Солнцева И.А. Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения // Психология семьи и больной ребенок : учебное пособие : хрестоматия. СПб., 2007.

4. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2005.

5. Хайрудинова Р.И. Личностные особенности и адаптивные ресурсы родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22744 (дата обращения: 12.11.2016).

References:

Goryacheva, TG & Solntseva, IA 2007, 'Personality characteristics of the child's mother with developmental disabilities and their impact on the parent-child relationship', Psikhologiya sem'i ibol'noy rebenok : manual: reader, St. Petersburg, (in Russian).

Hayrudinova, RI 2015, 'Personality characteristics and adaptive resources of parents with children with disabilities under the implementation of inclusive education', Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, no. 6, viewed 12 November 2016, <http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22744>, (in Russian).

Kalinina, NV, Dmitrieva, YN & Artemova, AO 2015, Development of adaptation resources younger students in inclusive schools: manual, Ulyanovsk, p. 60, (in Russian).

Shipitsyna, LM 2005, Unteachable child in the family and society. Socialization of children with intellectual disabilities, 2nd ed., St. Petersburg, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.