УДК 159.922.76
Хайрудинова Резеда Иршатовна
старший преподаватель, ведущий психолог кафедры психологии и педагогики Ульяновского государственного университета
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ [1]
Khayrudinova Rezeda Irshatovna
Senior Lecturer, Leading Psychologist, Psychology and Education Science Department, Ulyanovsk State University
DEVELOPMENT OF PERSONAL RESOURCES OF PARENTS RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES AS A FACTOR OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF A CHILD IN THE INCLUSIVE ENVIRONMENT [1]
Аннотация:
В статье анализируются особенности детско-родительских отношений и личностные особенности (самооценка, механизмы психологической защиты) как основа для наращивания адаптационных ресурсов родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. У таких родителей снижена самооценка; они используют противоречивый стиль воспитания; активизирован незрелый тип защитных механизмов. Психологическая помощь должна быть направлена на поиск внутриличностных ресурсов, снижение эмоционального напряжения, отработку конструктивных способов поведения.
Summary:
The article analyses the features of parent-child relations and personal characteristics (self-esteem, psychological defense mechanisms) as a basis of enhancing adaptive resources of parents raising children with disabilities in the context of inclusive education. Such parents have low self-esteem and immature defense mechanisms, they use a controversial style of parenting. Psychological assistance should be aimed at finding intrapersonal resources, relieve of emotional stress, practicing constructive ways of behaviour.
Ключевые слова:
личностные ресурсы, адаптивный потенциал личности, родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Keywords:
personal resources, adaptive potential of a person, parents raising children with disabilities.
На современном этапе развития педагогической психологии актуальным является вопрос о реализации инклюзивного образования. В связи с этим появляется много работ, посвященных вопросам психологической помощи педагогам и учащимся в условиях инклюзивного образования, особенностей интеграции и успешности их адаптации [2]. Недостаточно разработанными остаются вопросы об особенностях психологической поддержки в данных условиях родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), о повышении их социальной компетенции и развитии адаптивных ресурсов. Как показывают исследования И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой, Т.Г. Горячевой, И.А. Солнцевой, рождение «особого» ребенка представляет собой трудную жизненную ситуацию для самих родителей и создает угрозу риска их социальной дезадаптации [3]. Так, к примеру, в исследованиях личностных особенностей матерей детей с ограниченными возможностями Л.М. Шипицыной показано, что им нередко свойствен пессимистический взгляд на жизнь, избирательность контактов, колебание самооценки, существует деформация жизненных ценностей, снижение регулирующего самоконтроля [4].
Эффективность реализации инклюзивного образования зависит от создания условий пребывания детей в образовательном пространстве, в том числе психологического климата и готовности всех участников образовательного процесса, включая родителей, к нововведению. Одним из факторов успешной адаптации ребенка с ОВЗ является благоприятная внутрисемейная среда, способности родителей преодолевать трудные ситуации, основанные на ресурсах личности. В связи с этим следует отметить необходимость своевременной комплексной психолого-педагогической поддержки родителей в условиях реализации инклюзивного образования, имеющих детей с ОВЗ.
С целью определения основных направлений психологической помощи данной категории мы провели исследование трудностей и особенностей личностной сферы родителей детей с ОВЗ.
В исследовании приняли участие 100 человек: 50 родителей здоровых детей, 50 родителей детей с ОВЗ. Применялись методы исследования: анкетирование, наблюдение, методика исследования самооценки Дембо - Рубинштейн, тест-опросник механизмов психологической защиты
«Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте, в адаптации - Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников), опросник детско-родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Анализ трудностей родителей детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной среде, позволил выделить следующее: 48 % родителей испытывают тревогу и страх, что их ребенок будет ограничен в общении со сверстниками и станет изгоем в классе, 35 % родителей признают свою социальную изолированность, снижение социальных контактов (общение с друзьями, знакомыми, посещение мероприятий и т. д.), 36 % отмечают у себя отсутствие знаний о навыках выстраивания взаимоотношений между ребенком с ОВЗ и здоровым ребенком.
Результаты исследования стилей воспитания показали, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья применяют стиль «кооперация». Это свидетельствует о проявлении интереса к своему ребенку, сопереживании, оказании эмоциональной поддержки. В то же время в группе исследуемых родителей выявились высокие показатели по шкале «принятие -отвержение» относительно полюса «отвержения», по сравнению с родителями здоровых детей. Это говорит о восприятии ребенка как неприспособленного, менее удачливого, со сниженными способностями в отличие от здоровых детей. Исходя из этого, мы делаем вывод, что родители детей с ОВЗ на эмоциональном уровне испытывают к ребенку негативно окрашенные чувства, такие как досада, раздражение, обида за неоправданные ожидания, скрывая это за видимым проявлением заботы, внимания, заинтересованности. Данные результаты дают основание говорить о противоречивом и искаженном стиле воспитания в данных семьях. Состояние родителей, которое можно отметить как дисгармоничное, может спровоцировать внутриличностные конфликты, повышение эмоциональной напряженности, формирование чувства беспомощности и, как следствие, повышение риска социальной дезадаптации.
Результаты исследования самооценки свидетельствуют о заниженной самооценке у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим шкалам: счастье, уверенность в себе, удовлетворенность статусом и стрессоустойчивость. Родители теряют чувство собственного достоинства, у них преобладает пессимистический взгляд на жизнь, снижается стрессоустойчивость, отсюда снижение адаптивных возможностей.
Анализируя данные исследования типов психологических защит, мы установили, что в группе родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, преобладающим типом психологической защиты является отрицание. Данные подверглись корреляционному анализу, в ходе которого было установлено, что общий эмоциональный фон оптимизируется, а фрустрирующий стрессовый фактор нейтрализуется у этих родителей посредством активизации указанного защитного механизма.
Результаты исследования трудностей, испытываемых родителями детей с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды, и их психологических личностных особенностей позволяют сделать вывод о низком уровне адаптационного потенциала личности данной категории, отсутствии готовности преодоления трудных жизненных ситуаций. Большинство родителей имеют искаженное, некритичное восприятие действительности, неадекватный уровень самооценки, противоречивые отношения с детьми, риск развития внутриличностного конфликта, приводящего к невротизации личности, что негативным образом сказывается на развитии ребенка.
Исходя из этого, мы определили цель психологической поддержки родителей, а именно наращивание адаптивных ресурсов, выработка конструктивных копингов поведения, позволяющих справиться с жизненными трудностями.
Полученные результаты исследования позволяют предложить направления психолого-педагогической поддержки родителей ребенка с ОВЗ, обучающегося в инклюзивной образовательной среде: развитие внутренних ресурсов личности родителей, стабилизация их психического состояния и гармонизация взаимоотношений с ребенком, закрепление конструктивных паттернов поведения, формирование их жизнестойкости, развитие способности преодолевать трудности путем наращивания личностных ресурсов [5].
Основными задачами являются изменение установки неразрешимости проблемы на формирование убеждений о возможности преодоления данных трудностей и снижение эмоционального стресса. Это возможно при вовлеченности родителей в процесс обучения их ребенка в инклюзивной образовательной среде, приобщении к коррекционной работе с ребенком, при котором родители принимают личное участие в формировании его будущего. В ходе такой деятельности происходит переключение, а затем и вытеснение из сознания родителей тяжелых негативных переживаний, что способствует нейтрализации эмоционального состояния и неконструктивных форм поведения. Практический психолог, организуя работу с родителями, обучает их специальным методическим воспитательным приемам взаимодействия с ребенком в процессе обучения его в инклюзивном образовательном пространстве, постепенно происходит смена позиции защиты позицией взаимодействия.
На наш взгляд, психологическая работа должна проводиться в рамках организации клуба родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Эффективность работы в клубе заключается не только в решении личностных проблем, но и выработке социальных навыков преодоления трудностей. В рамках деятельности психологической службы можно выделить следующие этапы:
1. Диагностический. На данном этапе проводится психодиагностика личностных особенностей родителей, трудностей, с которыми они сталкиваются при организации воспитательного и образовательного процесса.
2. Информационный. Содержание данного этапа предполагает информационную поддержку родителей и просветительскую деятельность по вопросам выстраивания образовательного процесса.
3. Практический (коррекционный). Основной этап, на котором в ходе коррекционного воздействия и активного участия родителей и детей происходят изменения в личностных структурах, самосознании, особенностях взаимоотношений, развитие потенциала личности.
4. Аналитический.
Занятия следует выстраивать на принципе тесного взаимодействия родителей с детьми, проводить в форме консультаций, коррекционных игр, тренингов, круглых столов, психорелаксационных сеансов и т. д.
Реализация психолого-педагогической поддержки предполагает следующие результаты:
- выявление потребностей, формирование представлений об особенностях личностных установок родителей детей с ОВЗ, интегрируемых в инклюзивную образовательную среду;
- стабилизация эмоционального фона родителей, укрепление адекватности самооценки;
- оказание содействия развитию личности родителей, формированию навыков социальной конструктивности;
- совместные занятия родителей и детей позволяют сформировать адекватную оценку возможностей у детей с ОВЗ;
- получение и накопление дефектологических и психологических знаний у родителей. Психологическая поддержка, направленная на развитие личностных ресурсов родителей в
условиях внедрения инклюзивного образования, позволит снизить степень выраженности воздействия эмоционального стресса, что обеспечит принятие дефекта ребенка, а это в свою очередь повлечет успешную адаптацию ребенка в социуме.
Ссылки и примечания:
1. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-06-00143.
2. Калинина Н.В., Дмитриева Ю.Н., Артемова А.О. Развитие адаптационных ресурсов младших школьников в инклюзивной школе : метод. пособие / под общ. ред. Н.В. Калининой. Ульяновск, 2015. 60 с.
3. Горячева Т.Г., Солнцева И.А. Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения // Психология семьи и больной ребенок : учебное пособие : хрестоматия. СПб., 2007.
4. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2005.
5. Хайрудинова Р.И. Личностные особенности и адаптивные ресурсы родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22744 (дата обращения: 12.11.2016).
References:
Goryacheva, TG & Solntseva, IA 2007, 'Personality characteristics of the child's mother with developmental disabilities and their impact on the parent-child relationship', Psikhologiya sem'i ibol'noy rebenok : manual: reader, St. Petersburg, (in Russian).
Hayrudinova, RI 2015, 'Personality characteristics and adaptive resources of parents with children with disabilities under the implementation of inclusive education', Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, no. 6, viewed 12 November 2016, <http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22744>, (in Russian).
Kalinina, NV, Dmitrieva, YN & Artemova, AO 2015, Development of adaptation resources younger students in inclusive schools: manual, Ulyanovsk, p. 60, (in Russian).
Shipitsyna, LM 2005, Unteachable child in the family and society. Socialization of children with intellectual disabilities, 2nd ed., St. Petersburg, (in Russian).