УДК 316
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ МОЛОДЕЖИ1
© Марина Сергеевна ЧВАНОВА
доктор педагогических наук, профессор, руководитель Департамента программ высшей квалификации, профессор кафедры информационных систем и технологий Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского 109004, Российская Федерация, г. Москва, Земляной Вал, 73 профессор кафедры математического моделирования и информационных технологий Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: ms@tmbtsu.ru © Мария Сергеевна АНУРЬЕВА старший преподаватель кафедры математического моделирования и информационных технологий Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: ccs.tmb@ya.ru © Ирина Александровна КИСЕЛЕВА кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: irinakiselyo@yandex.ru
Постоянное присутствие в Интернете способствует его влиянию на процессы социализации молодежи. Прежние институты социализации отчасти разрушены или утрачивают свое значение. Новые институты исследованы фрагментарно и еще системно не осмыслены. Предпринята попытка понять механизмы влияния сети Интернет на социализацию молодежи. Уточнены психологические и социально-педагогические механизмы социализации и рассмотрены в контексте виртуальной социализации молодежи. К характерным психологическим механизмам социализации средствами сети Интернет отнесены экзистенциальный нажим, подражание, идентификация, рефлексия. Традиционный социально-педагогический механизм стал менее характерен даже для жителей небольших населенных пунктов, а превалирующими механизмами виртуальной социализации становятся стилизованный, институциональный, межличностный. Проанализирован ряд подходов, выделяющих этапы интернет-социализации. Сформулировано, что в связи с интенсивной информатизацией общества и значительным снижением возраста первого выхода в Интернет доинтернетный этап виртуальной социализации молодежи не актуален. Рассмотрены интернет-факторы социализации, позволяющие «сгладить» географические особенности, а именно: участие в социальных сетях, использование ресурсов облачных технологий, подписку на новости медийной интернет-среды (СМИ), использование досуговых сервисов (в том числе онлайн-игры), участие в онлайн-форумах, чатах, использование научных сетей, участие в электронных научных конференциях и форумах, видеоконференциях, подключение и участие в работе экспертных сетей, регистрацию и использование электронных библиотек, применение электронного правительства для решения профессиональных и социально-бытовых проблем, применение для перевода денежных средств онлайн-банкинга.
Ключевые слова: интернет-социализация молодежи; факторы интернет-социализации; социальные сети; влияние Интернета
DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-5(169)-23-36
Социализация обычно понимается как процесс становления личности, освоение
БЛАГОДАРНОСТИ:
1. Результаты получены при поддержке РФФИ по проекту: «Педагогические основы социализации молодежи в интернет-пространстве и их реализация в системе образования», № 17-36-00039, 2017-2019.
2. Отдельные аспекты исследованы и получены соответствующие результаты при финансовой под-
общественно-значимых социальных ролей. В настоящее время используется понятие «виртуальная социализация», под которой можно понимать «процесс вхождения пользователя Интернета в социокультурную сре-
держке РФФИ по проекту «Социологический анализ интернет-пространства как индикатора социокультурной динамики развития открытого образования», № 1606-00176, 2016-2018.
ду локальных сообществ посредством освоения технологий коммуникации, информационной культуры, социальной навигации, информационной грамотности, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований» [1]. При этом «виртуальная социализация» отличается от «традиционной» опосре-дованностью информационно-коммуникационных технологий. В первом случае они являются (средой) социализации, во втором -ее фактором (причиной, силой влияния). Цель нашего исследования - выявить факторы и направленность интернет-социализации молодежи.
Сегодня среди факторов, влияющих на интернет-социализацию молодежи, выделяют факторы, «сглаживающие» географические особенности.
Традиционные факторы социализации (государственные, религиозные и общественные организации, семейные и др.) представлены учеными в аспекте формирования личности. Виртуальные аспекты влияния на социализацию молодежи пока еще фрагментарно исследуются. Представляется актуальным уточнение положительного влияния факторов сетевого пространства на процесс социализации молодежи, который предполагает, в том числе, выяснение причин популярности виртуальной среды в обществе.
Л.В. Янковская в работе «Виртуальная социализация личности» выделяет ряд факторов и причин, «обусловливающих данный процесс и несущих в себе немало позитивных моментов: во-первых, для общения в интернет-пространстве характерна высокая степень оперативности, которая связана с возможностью преодолевать любые расстояния; во-вторых, общение, опосредованное компьютерами, носит анонимный характер, и в силу этого также имеет определенные преимущества, так как позволяет компенсировать недостатки внешности, дефекты речи субъектов этого общения, устранить возможную разницу в их социальном статусе, стирает возрастные различия; в-третьих, поскольку в современном реальном мире наблюдается перманентно возрастающая стрес-согенность факторов социализирующей среды, виртуальное пространство, представленное Интернетом и воспринимаемое человеком как «ненастоящее», не несет в своем содержании опасности, не требует обязатель-
ной ответственности за свои поступки, не создает стрессы» [2].
Обычно выделяют два этапа: первичной социализации (человек впервые соприкасается с неизведанным социальным миром, это дети раннего и школьного возраста) и вторичной социализации (человек социализируется путем приобретения личного опыта, при этом полученные ранее знания могут трансформироваться через собственную творческую и(или) профессиональную деятельность, это студенты и молодые специалисты, люди старшего возраста).
Интернет охватывает все перечисленные этапы социализации:
- современные школьники (13-18 лет) используют средства информационно-коммуникационных технологий для познания социального мира, пользуются сетевыми электронными учебниками, осуществляют поиск дополнительной литературы в Интернете, создают виртуальные группы по интересам, ведут видеоблоги и др.;
- на следующем возрастном этапе (1935 лет) взаимодействие молодых людей с различными факторами и агентами социализации также связаны с Интернетом. Так, анализ холдинга «Ромир» показывает, что количество пользователей социальными сетями среди молодежи доходит до 98 % и снижается до 86 % среди россиян 45-50 лет [3]. Молодые люди активно используют интернет-сервисы и ресурсы для решения повседневных и профессиональных задач, распространяют собственный положительный опыт путем ведения интерактивных публичных страниц.
Обобщение научных источников позволяет уточнить психологические и социально-педагогические механизмы социализации. Рассмотрим их в контексте виртуальной социализации молодежи.
К психологическим механизмам социализации относят:
- импринтинг (запечатление, фиксация индивидом особенностей воздействующих на него объектов) - он характерен преимущественно в младшем дошкольном возрасте и не способствует виртуальной социализации;
- экзистенциальный нажим (овладение языком и усвоение норм общественного поведения) - виртуальная социализация способствует формированию собственной элек-
тронной культуры, где возможно выделение элементов: язык, нормы и традиции. Языковая адаптация в виртуальном мире характеризуется примитивизацией (или оптимизацией) языка через использование упрощенных языковых форм;
- подражание (копирование примеров и образцов поведения окружающих людей) и идентификацию (отождествление с другим человеком, некоторым образцом) - сами по себе механизмы подражания и идентификации присущи реальной жизни индивида. Зачастую такие образцы для подражания и отожествления молодые люди находят именно в виртуальной среде. Стали популярны публичные интернет-страницы знаменитостей, блоги кулинаров, фитнес-инструкторов, дизайнеров интерьеров, стилистов, фотографов, астрологов, путешественников и других интересных людей, которые, в том числе, предоставляют коммерческие неформальные авторские образовательные курсы;
- рефлексию как психологический механизм внутреннего диалога человека формирует и изменяет индивида в результате осознания реальности, в которой он существует, и лишь косвенно может быть механизмом виртуальной социализации.
Виртуальная социализация человека происходит и с помощью социально-педагогических механизмов. Традиционно для крупных населенных пунктов особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для малых городов, поселков, в малообразованных семьях характерен традиционный механизм социализации. С проникновением Интернета во все точки мира характерные для разных групп населения особенности постепенно сглаживаются. Традиционный механизм стал менее характерен даже для жителей небольших населенных пунктов, а превалирующими механизмами виртуальной социализации становятся стилизованный, институциональный, межличностный.
А.В. Мудрик определяет, что «киберсо-циализация - новый и очень существенный механизм социализации, который, с одной стороны, функционирует наряду с традиционным, стилизованным и институциональным механизмами. С другой стороны, он пронизывает их, включается в их структуру...» [4].
Существует ряд исследований, выделяющих этапы интернет-социализации. С. Моско-вичи выделяет два этапа. Первый происходит до выхода человека в интернет-пространство и характеризуется формированием представлений у человека о роли Интернета в его жизни. Второй этап начинается после первого выхода в сеть и связан формированием у личности мотивов к использованию Интернета, соответствующих его представлениям и развитию творческого потенциала.
А.И. Лучинкина выделяет три этапа. Представление о первом этапе полностью совпадает с вышерассмотренной точкой зрения (доинтернетный этап). На втором - начальном этапе интернет-социализации -пользователь достаточно мотивирован для того, чтобы повысить собственную инструментальную компетентность, у него возникают мотивы в пределах коммуникативных, деловых, рекреационных и игровых, познавательных, которые легче удовлетворить в интернет-пространстве, чем в реальной среде. Третий, основной этап интернет-социализации, связан с тем, что человек выступает не только потребителем, но и производителем информации, развлечений, услуг. При этом в рамках уже существующих мотивов у пользователя возникают новые мотивы, требующие творческой формы реализации, повышается его инструментальная компетентность [5].
С.В. Бондаренко выделяет два этапа интернет-социализации: социализация в оф-флайне и социализация в киберпространстве [6; 7]. Первый этап также проходит до выхода в Интернет (архетипический этап), на котором происходит формирование субъективной реальности киберпространства посредством коммуникации в группах членства. Момент первого выхода в интернет-пространство есть момент перехода от архетипического этапа киберсоциализации к инструментально-когнитивному (социализация в киберпро-странстве). На этом этапе индивид социализируется в двух измерениях одновременно:
1) в социальной общности киберпро-странства (обучение электронной грамотности, навыкам навигации и т. п.);
2) в сетевом социуме, с которым взаимодействует интернет-пользователь (усвоение структуры ролей и ценностей того или иного интернет-общества).
В то же время интенсивная информатизация общества приводит к повсеместному бытовому использованию информационных технологий, в том числе сети Интернет. Вследствие чего за последнее десятилетие возраст первого знакомства с Всемирной паутиной значительно снизился. На сегодняшний день в Сети обширно представлен массив востребованных интернет-ресурсов и приложений (игровых, развивающих и т. п.), ориентированных на детей раннего возраста (1-3 года). Современные подростки уже не помнят себя вне сетевого цифрового пространства. Таким образом, формирование представлений у молодежи о роли Интернета в его жизни «оффлайн» (так называемый до-интернетный период) уже не происходит в связи со значительным снижением возраста первого выхода детей в Интернет. Следует отметить, что вывод о том, что доинтернет-ный период виртуальной социализации не характерен на сегодняшнем этапе развития информационного общества, является особенностью переодизации социализации лишь для современной молодежи и еще актуален для взрослого населения.
В ходе анализа влияния Интернета на социализацию молодежи были выделены следующие интернет-факторы и направленность их воздействия (табл. 1).
На сегодняшний день наибольшее распространение среди молодежи приобретают интернет-технологии социальных сетей. Такие сервисы на современном этапе развития информатизации общества стали неотъемлемой частью жизни молодого поколения, они активно используются со школьного возраста для поиска разнообразной информации (процент пользователей социальных сетей среди молодого поколения составляет 98 %). Социальные сети представляют собой интернет-сервис, позволяющий организовать некую систему связей участников Сети по определенным интересам. Фактически социальная сеть в Интернет представляет собой круг знакомых (реальных или виртуальных), где сам человек представляет собой центр этой социальной сети, а его знакомые образуют ее ветки.
Социальные сети, представляя собой социальную площадку, являются сферой трансформации традиционных форм социализации и социальных отношений, где ста-
новится возможным расширение коммуникативного пространства. Участники социальных сервисов Интернет (такие как Вконтак-те, Одноклассники, Фейсбук, Инстарграм, Вайбер и др.) используют их, прежде всего, для общения как вида досуговой занятости или общения с целью размещения образовательных материалов и объявлений. Очевидно, что социальная сеть, выполняя коммуникативную функцию, предоставляет обширные возможности для межличностного взаимодействия за счет новых виртуальных связей, фактически стирая все географические границы. Социальные сети (включающие сервисы мгновенных сообщений, форумы, чаты) дают возможность обмениваться информацией по различной тематике и направленности, тем самым реализовывая развивающее воздействие на интеллектуальные способности и мотивационную сферу в целом. Общение средствами Интернета зачастую обладает свойством анонимности, и, как следствие, обогащает возможность самопрезентации собственной личности, позволяет конструировать собственную идентичность по выбору. Однако анонимность в Сети может привести к «размыванию» реальной личности, побуждая к созданию личного идеального образа для полного соответствия виртуальному.
В рассмотрении вопросов социализирующей роли социальных сетей актуальным представляется рассмотреть организацию и функционирование интернет-сообществ, соответствующих интересам и ценностям молодежной группы. В процессе такой предметно-ориентированной коммуникации молодежь имеет возможность обсудить с людьми разных поколений волнующие темы.
При этом киберпространство предлагает широкие возможности для реализации творческого потенциала и личностного самоопределения молодых людей. Успешность личностного самоопределения во многом зависит от способности человека к рефлексии. Интернет-среда предоставляет большие возможности для развития рефлексии благодаря блогам, авторским дневникам, записям, публикуемым на страницах интернет-сообществ в социальных сетях. Развитие рефлексии происходит за счет возможности планирования, продумывания текста в процессе кибер-коммуникации [8].
Таблица 1
Интернет-факторы социализации
Интернет- факторы социализации Интернет-ресурсы Педагогические аспекты социализации Положительные аспекты социализации Отрицательные аспекты социализации
1 2 3 4 5
Участие в социальных сетях Социальная сеть Вконтакге (https://vk.com); Социальная сеть Одноклассники (https://ok.ru); Социальная сеть Фейсбук (https://www.fa-cebook.com/); Сервис обмена фотографиями с элементами социальной сети Инстаграм (https://www.msta-gram.com/); Социальная сеть для публичного обмена короткими сообщениями (https://twitter.com/); Сервис публичных и анонимных вопросов от пользователей с элементами социальной сети Аск (https://ask.fm/); Международная социальная сеть знакомств (https://badoo.com/); Социальная сеть путешественников (https://wel-cometravel.ru/) организация непрерывного обучения (в рамках формального, информального и неформального образования); организация педагогических сообществ и сообществ обучающихся; совместное планирование и наполнение учебного контента; создание электронных образовательных ресурсов; управление образовательным процессом; организация образовательных видеоконференций; интерактивный контроль знаний; развитие познавательного интереса; развитие критического мышления; поиск, хранение, передача информации; обмен опытом расширенное пространство коммуникации; организация досуга; самоорганизация; образование; воспитание уход от реальности; развитие «клипового» мышления; интернет-зависимость; манипулирование сознанием и действиями пользователя; нежелательный контент; воздействие на систему деструктивных программ; фишинг
Использование ресурсов облачных технологий Облачное хранилище Yandex Диск (https://disk.yandex.ru/); Облачное хранилище Google Диск (https://www.google.ru/drive/); Облачное хранилище Dropbox (https: //www. dropbox. com/); Облачное хранилище 4Sync (https://ru.4sync.com/); Сетевое хранилище Copy (https://copy.com/); Облачное хранилище Mail (https://cloud.mail.ru/) хранение, передача информации; совместное планирование и наполнение учебного контента; создание электронных образовательных ресурсов; интерактивный контроль знаний самоорганизация; организация досуга; образование воздействие на систему деструктивных программ; фишинг
Подписка на новости медийной интернет-среды (СМИ) Федеральные порталы с новостными лентами (https://ria.ru/; http://tass.ru/; https://lenta.ru/, http://www.newsru.com/) Региональные порталы с новостными лентами (http://vtambove.ru/; http://www.onlinetambov.ru/) Онлайн видео-сервисы (https://www.youtu- be.com/; https://rutube.ru/) активизация познавательной деятельности; развитие творческих способностей; развитие критического мышления; поиск информации образование; воспитание; организация досуга манипулирование сознанием и действиями пользователя; нежелательный контент
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5
Использование досуговых сервисов (в том числе компьютерные игры) Интернет-энциклопедии (http: //die. academic. ru/; http://megabook.ru/; http://www.encyclopedia.ru/) Веб-камеры (http://webcams.ru/; http://www.glaz.tv/online-webcams/; https://www.geocam.ru/; http://tambov.camera/); Виртуальные музеи, 3D панорамы (https://www.culttxre.ru/museums/virtual/; http://tours.kremlin.ru/; http: //whitehousemuseum. org/); Компьютерные онлайн-игры и тренажеры и т. д. (https://games.mail.ru/; http://www.typingstudy.com/ru; http://kid-mama.ru/category/matematika/) медийное сопровождение формального и информального образования; формирование культурно-досуговой среды; активизация познавательной деятельности; развитие творческих способностей; поиск информации организация досуга; образование уход от реальности; формирование «клипового» мышления; интернет-зависимость; манипулирование сознанием и действиями пользователя; нежелательный контент
Участие в онлайн-форумах, чатах Портал проектов нормативно-правовых актов (http://regulation.gov.ru/); форумы по различным тематикам: образование, политика, автомобили, совместные покупки ИТ. д. организация непрерывного образования; развитие критического мышления; поиск информации, обмен опытом расширенное пространство коммуникации манипулирование сознанием и действиями пользователя; нежелательный контент
Использование научных сетей, участие в электронных научных конференциях и форумах, видеоконференциях «Информационные технологии в образовании» (https://ito.edu.ru); «Студенческий научный форум» (https://science-forum.ru); Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки» (https://nauch-forum.ru/conf/tech); Международная заочная научно-практическая конференция. «Научная дискуссия: инновации в современном мире» (https://www.internauka.org); Национальная нанотехнологическая сеть России (http://www.rusnanonet.ru) организация проектной и научной деятельности; организация непрерывного образования; организация образовательных форумов, вебинаров; поиск информации, обмен опытом развитие познавательного интереса; актуализация знаний; научная коммуникация; повышение уровня образованности нежелательный контент
Окончание таблицы 1
1 2 3 4 5
Подключение и участие в работе экспертных сетей Экспертная сеть по вопросам государственного управления ГосБук (http://gosbook.ru/); Федеральная экспертная сеть Клуб регионов (http://club-rf.ru/); Федеральная экспертная сеть Вектор-евразия (https: // vector-eurasia. org/); Профессиональная есть оценщиков (https: //ocenschiki-i-eksperty.ru/) экспертное сопровождение профильного образования, самообразования; коллективное планирование и наполнение учебного контента; коллективное/индивидуальное создание электронных образовательных ресурсов; управление образовательным процессом; развитие элементов инновационной инфраструктуры образовательной организации; организация образовательных форумов, вебинаров; поиск, хранение и передача узкоспециализированной информации; обмен опытом актуализация знаний; научная коммуникация; повышение уровня образованности нежелательный контент
Регистрация и использование электронных библиотек Научная электронная библиотека (https://elibrary.ru/); электронная библиотека РГБ (http://www.rsl.ru/); президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина (http://www.prlib.ru/); онлайн-библиотекой «Либерейя» (http://www. libereya.com); электронная библиотека (http://rubooks.org/) организация проектной и научной деятельности; организация непрерывного образования; поиск информации, обмен опытом актуализация знаний; повышение уровня образованности; воспитание
Применение электронного правительства для решения профессиональных и социально-бытовых проблем Портал государственных услуг РФ (https://www.gosuslugi.ru/); единая система межведомственного электронного взаимодействия (https://www.eos.ru); единая система идентификации и аутентификации, официальные и неофициальные сайты и сообщества взаимодействия населения, бизнеса и правительства (http://www.kremlin.ru/; http:// www.pismo-prezidentu. info .ru/; https://www. gov.ru/; http://www.premier.gov.ru/; http://www.tambov.gov.ru/) сопровождение исполнения административных задач образовательного процесса взаимодействие общества и государства; межведомственный электронный документооборот воздействие на систему деструктивных программ; фишинг
Применение для перевода денежных средств онлайн-банкинга Сбербанк Онлайн (http://www.online.sberbank.ru); Электронный кошелек Яндекс-деньги (http://www.money.yandex.ru); QIWI Кошелек (http://www.QIWI.com); Система расчетов онлайн WebMoney (http://www.webmoney.ru) сопровождение исполнения административных и экономических задач образовательного процесса взаимодействие участников денежных отношений воздействие на систему деструктивных программ; фишинг
В связи с тем, что популярность социальных сетей среди молодежи только увеличивается, становится целесообразным педагогическое освоение социальных сетей и сервисов для осуществления предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети Интернет. С помощью подобных сервисов каждый преподаватель имеет более широкие и оперативные возможности при осуществлении учебного и воспитательного процесса. Так, упрощаются процедуры информирования обучающихся, доведения до сведения дополнительных инструкций, предоставления им методических пособий, а также приема выполненных работ в электронном виде для проверки.
С другой стороны, развитие педагогических сообществ и интерактивных методических кабинетов в социальных сетях ведет к непрерывному формальному или неформальному образованию за счет возможности интерактивного взаимодействия педагогов друг с другом в удобное для каждого время, что, несомненно, приводит к повышению уровня профессиональной культуры. Такие сервисы позволяют выстроить особую образовательную систему, включающую в себя организацию дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса, в том числе профессиональные консультации, мастер-классы, презентации, экспертизу материалов, авторские курсы повышения квалификации и т. п. На сегодняшний день успешно функционируют многочисленные интернет-площадки, являющиеся сетевыми педагогическими сообществами: «Пед-совет.о^», «Сеть творческих учителей», «Открытый класс», «Интернет-государство учителей», «Образовательный портал Ucheba.com», «Портал МИНОБР.ОРГ», «Сетевое сообщество Соцобраз» и др.
Одновременно с увеличением коммуникационных, образовательных и других потенциалов социальных сетей, открывающих возможности для успешной социализации и саморазвития, повышаются потенциальные риски личной и общественной информационной безопасности, в том числе манипулирование сознанием и поведением со стороны третьих лиц, воздействие на личностное развитие нежелательного и незаконного контента, воздействие на систему деструктивных программ; распространение сетевого мошен-
ничества. Глобальная сеть Интернет помимо полезного контента содержит большое количество ресурсов, демонстрирующих и пропагандирующих различные формы насилия, порнографического содержания, расизм, сек-сизм, популяризирующих различные методы манипуляции сознанием и т. д.
Помимо вышеперечисленных угроз виртуальная реальность, в том числе и социальные сети, способствует абстрагированию от проблем реального окружающего мира, полный или частичный переход личности в ки-берпространство, способствующие кардинальному изменению традиционных ценностей. Система ценностных ориентаций выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивы его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности [9]. В реальной жизни наиболее ценными для молодого поколения являются семейные ценности, далее здоровье и дружба. Результаты анализа ценностей в виртуальном мире показали, что они не совпадают. В виртуальном мире тройку лидеров ценностей открывает информация, дружба, социальный статус.
Таким образом, масштабные социальные интернет-проекты представляют собой мощные коммуникативные среды, объединяющие широкий круг молодых людей, позволяющие преодолеть коммуникационный дефицит, расширить круг общения, повысить уровень образованности, и, как следствие, способствуют успешной социализации, в том числе самоорганизации социальных групп. В то же время, с другой стороны, широкие коммуникативные возможности социальных сервисов порождают информационные риски, связанные с психологическими, социальными, общественными, экономическими угрозами.
Наряду с популярными социальными сетями можно выделить облачные технологии как фактор интернет-социализации. Облачные технологии представляют собой универсальный способ получения информационных ресурсов из глобальной сети Интернет: предоставление информации или услуги, выполнение различного рода запросов, совместное редактирование документов и т. п. На сегодняшний день облачные технологии активно и продуктивно используют в образовательной деятельности (личные кабинеты
учеников и преподавателей, электронные журналы, книги), в бизнесе (совместные документы, редактирование, хранение, передача данных), для сопровождения различных общественных мероприятий (в том числе для самоорганизации населения).
Процесс самоорганизации населения средствами интернет-технологий будем определять как новое направление социализации молодежи, которое способствует повышению эффективности процессов социализации через потребление населением социальных услуг.
Сегодня общество готово активно использовать сетевые сервисы для решения собственных бытовых проблем. Так, жители Санкт-Петербурга после чрезвычайного происшествия в метро 3 апреля 2017 г., столкнувшись с трудностями передвижения по городу после закрытия некоторых станций метрополитена города, создали таблицу в облачном сервисе Google.Docs с возможностью всеобщего редактирования. В такой таблице водители и нуждающиеся в передвижении по городу оставляли свои контакты и кооперировались в группы, чтобы совместно уехать домой. В таблице Google.Docs присутствовали два основных блока: в первом водители указывали собственный маршрут следования и возможное количество попутчиков, во втором - пешеходы оставляли свои контакты и точки отправления и назначения. Совместный всеобщий доступ к документу облачного сервиса позволил таблице обновляться в режиме реального времени, успешно помогая коммуникации людей, нуждающихся в помощи, и людей, готовых эту помощь оказать. Одновременно с таблицей в Google.Docs в социальной сети «ВКонтакте» была организована официальная группа «#Домой», направленная на решение проблемы передвижений по маршрутам, также интерактивно в режиме реального времени позволяющая общаться заинтересованным участникам. Сетевые сервисы популярных служб такси в Санкт-Петербурге также приняли участие в осуществлении бесплатного перевоза жителей, принимая заказы через мобильные приложения.
Помимо решения транспортных проблем в городе, социальные сети предложили сервис, который позволил распространить информацию о собственной безопасности. Ра-
нее при чрезвычайных происшествиях в других странах Фейсбук включил кнопку «Я в безопасности», позже российские социальные сети Вконтакте и Одноклассники включили аналогичную функцию, с помощью которой появилась возможность установить необходимый статус или удостовериться в безопасности близких. Таким образом, интернет-сервисы способствуют самоорганизации крупных социальных групп для решения общественных проблем в течение нескольких часов, что не представляется возможным в условиях отсутствия сети Интернет.
Аналогичный пример был описан в статье «Человек в информационном обществе: новые возможности и перспективы», когда во время лесных пожаров в 2010 г. в России появились интернет-ресурсы, когда сами граждане участвовали в обработке и предоставлении информации, связанной с этим бедствием [10]. Это в какой-то степени заменяло собой соответствующие функции государства. Пример самоорганизации или так называемого синергетического эффекта - налицо. Вообще синергизм в информационном социуме, видимо, будет проявляться все сильнее. Общество в принятии решений переходит на качественно иной уровень мышления и технологий, на качественно иной уровень понимания проблем и выбора путей их решения. Этот уровень обусловлен использованием коллективного разума.
Следующим ИКТ-фактором, способствующим процессам социализации молодежных групп населения, нами выделена медийная интернет-среда. Исследования воздействий медийной среды на формирование социального образа в молодежной группе показывают, что образ себя у современных подростков в значительной степени формируется под воздействием информационной и медийной среды, объединенной в пространстве интернет-коммуникации [11]. Прослеживается тенденция взаимопроникновения реального и виртуального образов: характеристики поведения и деятельности в сети Интернет закрепляются в актуальном представлении о себе, интересы и качества личности презентуются в сетевом взаимодействии. При этом формируется область самосознания, которая включает в себя характеристики, проявляемые молодежью как в предметно-социальной, так и в виртуальной среде, причем некоторые из
них изначально формируются в виртуальном коммуникационном пространстве.
Интернет, включая сетевые мультимедийные технологии, сегодня берет на себя функции традиционных медийных институтов и выполняет заказ общества и отдельных социальных групп. Все больше молодых людей реализуют свои медийные потребности посредством информационно-коммуникационных технологий, в том числе осуществляя медиаобразование. Медиаобразование способствует формированию творческих и коммуникативных способностей, умений полноценного восприятия и критического мышления, интерпретации, анализа и оценки предоставляемых материалов. Социализирующая роль медийной интернет-среды заключается в общественном и политическом образовании, а также в формировании системы неформального образования и просвещения населения. Широкое использование ресурсов медийного Интернета порождает аналогичные социальным ресурсам информационные риски. Прежде всего, это интернет-зависимость и манипулятивное воздействие на сознание личности. Манипулятивные технологии в сети Интернет сегодня активно используют с целью тайного психологического, экономического, политического и другого принуждения.
Среди прочих факторов социализации в интернет-пространстве особое место занимают досуговые сервисы, в том числе компьютерные онлайн-игры. В настоящий момент проведен ряд исследований, рассматривающих различные области психологических феноменов компьютерной игры, в том числе реализации компьютерного потенциала в рамках виртуальной социализации, а также образовательной деятельности. Очевидно, что социально-психологические факторы, механизмы компьютерных игр имеют влияние на формирование содержательных и структурных компонентов личности, при этом увеличивается роль игры в процессе взаимодействия личности и социального мира, а социально-психологические особенности личности изменяются по мере возрастания вовлеченности индивида в игровой процесс. При этом педагогическое освоение он-лайн-игр позволяет в увлекательной форме осваивать знания, формировать умения и работать с современными технологиями. Одна-
ко онлайн-игры, наряду с социальными сетями, предполагают высокие риски формирования интернет-зависимости, в меньшей степени - манипулирование сознанием и действиями пользователя. Зачастую досуговые сервисы могут содержать нежелательный или незаконный контент.
В то же время исследователи отмечают фрагментарность научных разработок в психологии компьютерной игры и ее влиянии на социализацию, а также «необходимость согласования уже накопленных методов в педагогической психологии, направленных на восприятие новой «киберсоциальной» среды, а также разработки теоретико-методологической базы изучения психологии компьютерной игры» [12].
Электронные и видеоконференции, форумы, вебинары на современном этапе развития науки, культуры и бизнеса играют важнейшую роль в деятельности научно-исследовательских и творческих сообществ, организаций, а также жизнедеятельности общества в целом. Заочные конференции с использованием ИКТ позволяют упростить трудоемкий и финансово затратный процесс организации конференции. При этом охват аудитории приобретает массовый характер и не зависит от географической удаленности докладчиков и слушателей: участникам всего лишь необходимо иметь компьютер с выходом в Интернет.
Внедрение в информационно-библиотечную деятельность современных компьютерных технологий способствовало появлению электронных библиотек с возможностью массового доступа для широких кругов населения. Электронные библиотеки делают возможным формирование комфортной среды для выбора информационно-библиотечного продукта, обусловливающей социальный выбор личности, формирования и удовлетворения различных потребностей и интересов пользователей. Информационные учреждения средствами электронных библиотек, выполняя социализирующую и социально-интегрирующую функции, успешно используют новейшие достижения компьютерных технологий, расширяя социализирующие возможности литературы.
С целью реализации задач социальной политики получает развитие и система электронного документооборота государственно-
го управления, так называемое электронное правительство. Оно включает в себя информационную открытость всех государственных органов и органов местного самоуправления на основе применения ИКТ с охватом всех ветвей государственной власти. Инфраструктура электронного правительства обеспечивает удаленное взаимодействие участников системы межведомственного электронного обмена, создавая комфортную среду взаимодействия населения с необходимыми структурами. Появляются новые роли правительства (на основе более тесной коммуникации с гражданами посредством сетей), развивается конструктивное восприятие госслужбами работы с гражданами, осуществляется предоставление широкого доступа к правительственной информации: организационной, правовой, финансовой, географической, транспортной и т. д. [13].
В работе «Хаос и порядок в Интернете. Основы сетевой самоорганизации. Онтологическое исследование» Р.М. Масленников, проводя социально-философский анализ сети Интернет и его пользователей, приходит к выводу, что Всемирная паутина «уравнивает в правах» участников сетевого общества: от обычного человека до органов государственной и муниципальной власти [14]. Через виртуальные приемные и системы электронного правительства Интернет вынуждает «бюрократию» демократизироваться, сокращая ресурсы закрытости иерархической власти. В то же время Интернет стал для человека доступным средством самовыражения, а свобода самовыражения стала важнейшей ценностью интернет-сообществ, способствуя продвижению России к гражданскому обществу и трансформации власти.
Онлайн-банкинг, в том числе платежные системы становятся повседневной реальностью. Крупные фирмы предлагают оплату своих услуг и товаров через электронные расчеты, экономя время потребителя. Активное использование систем электронного правительства, платежных систем позволяет экономить социальное время за счет доступности отдаленных объектов.
Таким образом, Интернет играет существенную роль в социализации пользователей. Положительный характер роли Интернета в социализации человека связан с нарастающими ресурсами Сети, способными обеспе-
чить возросшие социальные потребности населения, дающие высокую степень свободы и самореализации личности.
Выявлены ИКТ-факторы социализации, позволяющие «сгладить» географические особенности, а именно: участие в социальных сетях, использование ресурсов облачных технологий, подписка на новости медийной интернет-среды (СМИ), использование досу-говых сервисов (в том числе онлайн-игры), участие в онлайн-форумах, чатах, использование научных сетей, участие в электронных научных конференциях и форумах, видеоконференциях, подключение и участие в работе экспертных сетей, регистрация и использование электронных библиотек, применение электронного правительства для решения профессиональных и социально-бытовых проблем, применение для перевода денежных средств онлайн-банкинга.
Список литературы
1. Чистяков А.В. Социализация личности в обществе интернет-коммуникаций: социокультурный анализ: дис. ... д-ра соц. наук. Ростов н/Д, 2006. 278 с.
2. Янковская Л.В. Виртуальная социализация личности // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. Новополоцк, 2012. № 7. С. 169-176.
3. Исследования. Социально-сетевая жизнь. URL: http://romir.ru/studies/670_1432155600 (дата обращения: 14.03.2017).
4. Интервью с членом-корреспондентом РАО, д. п. н., профессором Анатолием Викторовичем Мудриком. URL: http://homocyberus.ru/ mudrik_intervyu (дата обращения: 14.03.2017).
5. Лучинкина А.И. Модель интернет-социализации личности. URL: http://sci-article.ru/ stat.php?i=1410699460 (дата обращения: 14.03.2017).
6. Бондаренко С.В. Модель социализации пользователей в киберпространстве // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды 6 Всерос. объед. конф. СПб., 2003. С. 5-7.
7. Бондаренко С.В. Социальная система кибер-пространства как новая социальная общность // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2002. № 12 (38). С. 32-39.
8. Плешаков В.А., Обидина Т.В. Развитие рефлексии в процессе киберсоциализации юношества // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1559.
9. Арламов А.А., Исаджанян А.Н. Социальные сети как фактор социализации подростков:
особенность влияния и риски // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам 27 Между-нар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2013. C. 41-46.
10. Юрьев В.М., Чванова М.С. Человек в информационном обществе: новые возможности и перспективы // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Тамбов, 2014. № 2 (24). С. 13-24.
11. Королева Н.Н., Богдановская И.М., Луговая
B.Ф. Воздействие современной информационной и медиасреды на «Образ Я» подростков // Universum: Вестник Герценовского университета. СПб., 2014. Вып. 2. С. 87-94.
12. Полутина Н.С. Актуальные направления исследования в психологии компьютерной игры // Интеграция образования. Саранск, 2010. № 4. С. 93-97.
13. Чванова М.С., Храмова М.В., Слетков И.А., Киселева И.А., Молчанов А.А., Котова Н.А. Исследование влияния Интернета на социальные потребности пользователей // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 12 (164).
C. 7-25. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-7-25.
14. Масленников Р.М. Хаос и порядок в Интернете. Основы сетевой самоорганизации. Онтологическое исследование. URL: https://www. litres.ru/roman-maslennikov/haos-i-poryadok-v-internete-osnovy-setevoy-samoorganizacii-ontologicheskoe-issledovanie/chitat-onlayn/ (дата обращения: 14.03.2017).
References
1. Chistyakov A.V. Sotsializatsiya lichnosti v obshchestve internet-kommunikatsiy: sotsio-kul'turnyy analiz. Diss. ... d-ra sots. nauk [Socialization of Personality in Society of Internet-Communications: Social-Cultural Analysis. Dr. soc. sci. diss.]. Rostov-on-Don, 2006, 278 p. (In Russian).
2. Yankovskaya L.V. Virtual'naya sotsializatsiya lichnosti [Virtual socialization of an individual].
Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriya E: Pedagogicheskie nauki -Vestnik of Polotsk State University. Part E. Pedagogic Sciences, 2012, no. 7, pp. 169-176. (In Russian).
3. Issledovaniya. Sotsial'no-setevaya zhizn' [Investigations. Social media life]. (In Russian). Available at: http:// romir.ru/studies/670_1432155600 (accessed 14.03.2017).
4. Interv'yu s chlenom-korrespondentom RAO, d. p. n., professorom Anatoliem Viktorovichem Mudrikom [An interview with corresponding-member of Russian Academy of Education,
Doctor of Pedagogy, Professor Anatoliy Viktorovich Mudrik]. (In Russian). Available at: http://homocyberus.ru/mudrik_intervyu (accessed 14.03.2017).
5. Luchinkina A.I. Model' internet-sotsializatsii lichnosti [A Model of the Internet-socialization of personality]. (In Russian). Available at: http://sci-article.ru/stat.php?i=1410699460 (accessed 14.03.2017).
6. Bondarenko S.V. Model' sotsializatsii pol'zovateley v kiberprostranstve [The model of users' socialization in cyber space]. Trudy 6 Vserossiyskoy ob"edinennoy konferentsii «Tekhnologii informatsionnogo obshchestva -Internet i sovremennoe obshchestvo» [Proceedings of the 6th All-Russian United Conference "Technologies of Information Society - the Internet and Modern Society"]. St. Petersburg, 2003, pp. 5-7. (In Russian).
7. Bondarenko S.V. Sotsial'naya sistema kiberprostranstva kak novaya sotsial'naya obshchnost' [Social system of cyber space as new social community]. Nauchnaya mysl' Kavkaza. Prilozhenie [Scientific Thought of Caucasus. Supplement], 2002, no. 12 (38), pp. 32-39. (In Russian).
8. Pleshakov V.A., Obidina T.V. Razvitie refleksii v protsesse kibersotsializatsii yunoshestva [Development of the reflection in the context of cybersocialization of youth]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 6. (In Russian).
9. Arlamov A.A., Isadzhanyan A.N. Sotsial'nye seti kak faktor sotsializatsii podrostkov: osobennost' vliyaniya i riski [Social networks as a factor of socialization of teenagers: peculiarities of influence and risks]. Sbornik stateypo materialam 27 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy koferentsii «Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii» [Proceedings of the 27th International Scientific-Practical Conference "Personality, Family and Society: Issues of Pedagogy and Psychology"]. Novosibirsk, 2013, pp. 41-46. (In Russian).
10. Yurev V.M., Chvanova M.S. Chelovek v informatsionnom obshchestve: novye vozmozhnosti i perspektivy [Man in the information society: new opportunities and prospects] . Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus - Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2014, no. 2 (24), pp. 13-24. (In Russian).
11. Koroleva N.N., Bogdanovskaya I.M., Lugo-vaya V.F. Vozdeystvie sovremennoy informatsionnoy i mediasredy na «Obraz Ya» podrostkov [the influence of modern information and media environment on the "I-image" of teenagers]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo
universiteta [Universum: A Herald of Herzen University], 2014, no. 2, pp. 87-94. (In Russian).
12. Polutina N.S. Aktual'nye napravleniya issledovaniya v psikhologii komp'yuternoy igry [Relevant directions of research in psychology of computer game]. Integratsiya obrazovaniya [Education Integration]. Saransk, 2010, no. 4, pp. 93-97. (In Russian).
13. Chvanova M.S., Khramova M.V., Sletkov I.A., Kiseleva I.A., Molchanov A.A., Kotova N.A. Issledovanie vliyaniya interneta na sotsial'nye potrebnosti pol'zovateley [The research of the Internet influence on social needs of users]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 12
(164), pp. 7-25. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-7-25. (In Russian).
14. Maslennikov R.M. Khaos i poryadok v Internete. Osnovy setevoy samoorganizatsii. Ontolo-gicheskoe issledovanie [Chaos and order in the Internet. Network self-organization basements. Ontology research]. (In Russian). Available at: https://www.litres.ru/roman-maslennikov/ haos-i-poryadok-v-internete-osnovy-setevoy-samoor-ganizacii-ontologicheskoe-issledovanie/chitat-onlayn/ (accessed 14.03.2017).
nocTynnna B pega^nro 28.06.2017 r. Received 28 June 2017
UDC 316
THE INFLUENCE OF THE INTERNET ON THE SOCIALIZATION OF YOUTH Marina Sergeevna CHVANOVA
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Higher Qualifications Programs Department, Professor of Information Systems and Technologies Department
Moscow State University of Technology and Management
73 Zemlyanoy Val, Moscow, Russian Federation, 109004
Professor of Mathematical Simulation and Information Technologies Department
Tambov State University named after G.R. Derzhavin
33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000
E-mail: ms@tmbtsu.ru
Mariya Sergeevna ANUREVA
Senior Lecturer of Mathematical Simulation and Information Technologies Department
Tambov State University named after G.R. Derzhavin
E-mail: ccs.tmb@ya.ru
Irina Aleksandrovna KISELEVA
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Mathematical Simulation and Information Technologies Department
Tambov State University named after G.R. Derzhavin E-mail: irinakiselyo@yandex.ru
A constant presence in the Internet contributes to its influence on the processes of socialization of young people. The former institutions of socialization are partly destroyed or lose their significance. New institutions have been studied frag-mentarily and are not yet systematically comprehended. An attempt to understand the mechanisms of the Internet influence on the socialization of youth is made. The psychological and socio-pedagogical mechanisms of socialization, as well as considered in the context of virtual socialization of young people are specified. To the characteristic psychological mechanisms of socialization by means of the Internet network are referred existential pressure, imitation, identification, reflection. The traditional socio-pedagogical mechanism has become less characteristic even for residents of small settlements, and the prevailing mechanisms of virtual socialization are stylized, institutional, and interpersonal. A number of approaches highlighting the stages of Internet socialization are analyzed. It is stated that in connection with the intensive informatization of society and a significant decrease in the age of the first access to the Internet, the pre-Internet stage of virtual socialization of young people is not relevant. The Internet factors of socialization, allowing to "smooth out" geographical features, namely: social networks, cloud technologies, media Internet environment, leisure services, online forums and chats, electronic scientific conferences and forums, expert networks, digital libraries, resources of "E-government" for professional and social problems decision, the use of online banking.
Key words: Internet socialization of youth; factors of Internet socialization; social networks; the influence of the Internet ACKNOWLEDGEMENTS:
1. The results are achieved under support of Russian Fund of Fundamental Research according to the project: "Pedagogical basements of youth's socialization in the Internet space and their realization in the system of education", no. 17-3600039, 2017-2019.
2. Some aspects are researched and relevant results are achieved under financial support of Russian Fund of Fundamental Research according to the project "Sociological analysis of the Internet space as an indicator of social-cultural dynamics of open education development", no. 16-06-00176, 2016-2018.
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-23-36
Для цитирования: Чванова М.С., Анурьева М.С., Киселева И.А. Влияние Интернета на социализацию молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 23-36. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-23-36.
For citation: Chvanova M.S., Anureva M.S., Kiseleva I.A. Vliyanie Interneta na sotsializatsiyu molodezhi [The influence of the Internet on the socialization of youth]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 5 (169), pp. 23-36. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-23-36. (In Russian).