УДК 379.8.092.2
Безенкова Т.А., к.пед.н.
доцент
кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования
МГТУ им. Г.И. Носова Никитин С.М. студент 4 курса направление подготовки «Юриспруденция» РАНХиГС при президенте РФ филиал в г. Магнитогорске Россия, г. Магнитогорск СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация: в статье рассматривается социально-культурная деятельность как направление социальной работы. Проанализировано проведенное авторами исследование по изучению специфики организации досуга пожилых людей - клиентов социальных служб. Приведены результаты интервью со специалистами комплексного центра социального обслуживания населения. Определены перспективы решения проблем в сфере социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, досуг, пожилые люди, профессиональная подготовка, социальная работа
Bezenkova T.A., candidate of pedagogical sciences Associate Professor of the Department of Social Work and Psychological
and Pedagogical Education Nosov Magnitogorsk State Technical University
Russia, Magnitogorsk Nikitin S.M., student 4 year, direction of training "Jurisprudence" branch of RASHiGS under the President of the Russian Federation in
Magnitogorsk Russia, Magnitogorsk
SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES IN INSTITUTIONS OF SOCIAL SERVICES: PROBLEMS AND PROSPECTS
Abstract: the article deals with social and cultural activities as a direction of social work. The authors analyzed the study on the specifics of the organization of leisure of elderly people-customers of social services. The results of interviews with specialists of the complex center of social services of the population are given. The prospects of solving problems in the field of social and cultural activities.
Key words: social and cultural activity, leisure, elderly people, professional
training, social work
Социально-культурная деятельность - сложный и многоаспектный феномен. С одной стороны, это деятельность различных субъектов, связанная с потреблением, распространением, сохранением культурных ценностей. С другой стороны, это организация свободного времени человека различными социальными институтами, позволяющая не просто развлечь, но и решить различные проблемы личности и общества27.
Составной часть социально-культурной деятельности является культурно-досуговая деятельность, в которой заложены значительные социализирующие возможности, так как она способна компенсировать дефициты социализации других институтов и социально-психологических сред. В связи с этим социально-культурная и культурно-досуговая деятельность традиционно является одним из основных направлений деятельности учреждений социальной службы.
Основными формами культурно-досуговой деятельности, решающими важные задачи социальной работы, являются клубы по интересам, различные виды социальной терапии, туризм. Более подробно мы рассматриваем содержание культурно-досуговой деятельности с пожилыми людьми - клиентами учреждений социального обслуживания.
При планировании досуга и отдыха приоритет должен принадлежать развивающим технологиям, связанными с вовлечением пожилых людей в различные виды художественного, технического прикладного творчества. Существенное значение имеет психологическая мотивация пожилого человека для участия в проведении досуга, его желание и готовность активно участвовать в процессе его организации. Поэтому важно выбрать и предложить людям пожилого возраста такое интересное занятие, которое не позволяло бы им сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях.
С целью изучения специфики организации досуга нами было проведено анкетирование среди пожилых и старых людей в возрасте от 60 до 80 лет. В анкетировании принимали участие отдыхающие отделения дневного пребывания Комплексного центра социального обслуживания населения Орджоникидзевского района, г. Магнитогорска. Было опрошено 50 респондентов, из них 80% женщин и 20% мужчин. Исследование показало, что вне учреждения социального обслуживания пожилые люди не могут организовать свой досуг как среду для решения существующих проблем. Они более склонны к пассивному проведению досуга или к традиционным формам. В учреждении, под руководством грамотного специалиста, клиенты осваивают новые формы, но это лишь та часть пожилых людей, которые отличаются активностью и оптимистическим
27 Безенкова Т.А. Социально-культурные технологии в решении проблем людей с ограниченными возможностями здоровья / Т.А. Безенкова, В.М. Гайсина // Форум молодых ученых. 2017. 6 (10).
отношением к жизни. Исходя из этого встает вопрос о вовлечении пассивной части пожилых людей, сосредоточенных на своих материальных, психологических и других проблемах в культурно--досуговую деятельность, которая и выступит средством решения данных проблем.
Интервью со специалистами КЦСОН показало следующее. Сотрудники отметили, что для того, чтобы культурно-досуговая деятельность давала больше положительных результатов нужно объединить усилия, то есть требуется комплексное взаимодействие различных структур: органов социальной защиты, здравоохранения, а также негосударственных организаций. Специалисты признают значимость культурно-досуговой деятельности и видят ее потенциал в решении проблем своих клиентов. В работе в большей мере используются традиционные, давно известные методы и формы работы. Специалисты хотели бы внедрять новые, эффективные методы и формы в организации досуга пожилых людей.
Исходя из теоретического анализа проблемы, определения возможностей культурно-досуговой деятельности в решении социальных проблем, обобщения опыта работы и результатов проведенного эмпирического исследования мы изложили свое видение перспектив развития культурно-досуговой деятельности в учреждениях социального обслуживания.
Первое направление, которое обосновано результатами проведенного интервью со специалистами учреждений социального обслуживания и результатами анкетирования клиентов социальных служб, это профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе к организации культурно-досуговой деятельности. Поскольку в настоящее время такая подготовка состоит лишь в изучении одной учебной дисциплины «Организация социально-культурной деятельности в учреждениях социальной службы», находящейся в вариативной части учебного плана и длящейся всего один семестр, у студентов не могут быть в полной мере сформированы компетенции, позволяющие эффективно проводить работу по организации досуга клиентов. Кроме изучения теоретических основ культурно-досуговой деятельности студент должен уметь многое «делать руками». Для этого он должен попробовать сам, например, создавать изделия из бумаги (бумагопластика), обучиться популярному в наше время рисованию на песке, знать основы различных искусств, чтобы вести киноклуб, литературную гостиную и др. Понимая, что изменение содержания подготовки является задачей трудновыполнимой, предлагаем использовать другие ресурсы в решении данной задачи.
1. В программы учебной и производственной практик включать задания по организации досуга клиентов учреждений социального обслуживания.
2. Использовать потенциал внеучебной воспитательной работы в вузе, которая позволит закрепить навыки организации культурно-досуговой деятельности.
Второе направление - работа по повышению квалификации работников учреждений социального обслуживания в сфере организации досуга клиентов. Данная работа может встраиваться содержательным блоком в те курсы повышения квалификации, которые проводятся регулярно для специалистов социальной сферы. Кроме этого может быть разработан специальный курс, который целиком будет посвящен рассматриваемой нами проблеме. С нашей точки зрения, полезными будут также организация и проведение методических семинаров, круглых столов, мастер классов, на которых специалисты будут обмениваться опытом, получать новые знания и, что весьма важно, получать мотивацию к данному виду работы.
Третье направление - разработка методического сопровождения для студентов и сотрудников учреждений социального обслуживания, в которых будут представлены различные материалы, способствующие организации интересного и эффективного досуга клиентов учреждения. Как показывает практика, пособий такого рода представлено среди профессиональной литературы немного.
Говоря о перспективах развития, нельзя не сказать и о необходимости улучшения уровня технического оснащения. Помещения, в которых проводятся занятия, должны быть оснащены мультимедийной аппаратурой, компьютерами, современными акустическими системами, приборами для проведения различного рода мероприятий (устройства для рисования песком, театральные ширмы, микрофоны и др.).