Роль социального партнерства вуза и учреждений социального обслуживания населения в подготовке будущих специалистов по социальной работе
Безенкова Татьяна Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: [email protected]
Трегубова Олеся Федоровна,
заведующий отделением психологической, социокультурной и трудовой реабилитации и абилитации ГСУ СОССЗН «Магнитогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (МДИПИ) E-mail: [email protected]
Никитина Людмила Александровна,
студент, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: [email protected]
Сенчило Никита Тимофеевич,
студент, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: [email protected]
Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов по социальной работе требует поиска новых технологий работы при реализации образовательных программ высшего образования. Большими возможностями в решении данной задачи обладают образовательные технологии, реализуемые на основе социального партнерства вуза и учреждений социальной защиты населения. Научная лаборатория, созданная в Магнитогорском доме-интернате для престарелых и инвалидов, позволяет организовать научную работу студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», более эффективно, предоставляя площадку для научных исследований в рамках выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, способствует эффективной разработке и реализации социальных студенческих проектов, прохождению практики. Важное место в социальной работе занимает социально-культурная реабилитация. Для освоения технологий социально-культурной реабилитации инвалидов и престарелых и разработке методов и форм работы в условиях интернатного учреждения нами было проведено исследование по выявлению досуговых предпочтений клиентов, которое позволило выявить ряд проблем и определить наиболее предпочитаемые формы социокультурной реабилитации. Были разработаны и внедрены программы творческих клубных объединений «Клуб виртуальных путешествий» и «Клуб любителей музыки», реализация которых оказала положительное влияние на формирование благоприятного эмоционального климата в учреждении, с одной стороны, и формирование профессиональных компетенций у студентов в области работы по социально-культурной реабилитации пожилых и инвалидов, с другой.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, высшее учебное заведение, специалист по социальной работе, социальное партнерство, социально-культурная реабилитация
Подготовка специалистов по социальной работе в вузе осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат 39.03.02 и магистратура 39.04.02 «Социальная работа». В результате освоения программ у выпускника должен быть сформирован ряд универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Решение данной задачи приводит к поиску новых путей, позволяющих от знаниевой парадигмы перейти к системно-деятельностному подходу и к стратегии социального проектирования и конструирования. Социальное партнерство профильных учреждений и образовательной организации позволяет решать данную задачу на более высоком качественном уровне.
Качество жизни инвалидов и пожилых людей -одна из острых социальных проблем и важное направление социальной работы.
Социальное партнерство кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова и Магнитогорского дома-интерната для престарелых и инвалидов стало возможным и продуктивным благодаря созданию на базе учреждения научной лаборатории отделения психологической, социокультурной и трудовой реабилитации и абилитации. Лаборатория стала площадкой для разработки и реализации научных и социальных проектов, проведения исследований, формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих специалистов по социальной работе.
Социально-педагогические технологии сопровождения и поддержки пожилых людей рассмотрены в работе Т.А. Безенковой и соавторов [1], место и роль социально-культурной реабилитации инвалидов в системе комплексной реабилитации освещена в работах А.И. Милюкова и Т.Е. Демидовой [2], С.П. Татаровой и Н.А. Затеевой [3] определен потенциал социально-культурных технологий в работе с пожилыми людьми - инвалидами. С точки зрения С.Ш. Умеркаевой и Е.А. Жариковой, досуговая деятельность является эффективным средством оптимизации социокультурного реабилитационного процесса людей пожилого возраста с инвалидностью [4].
С целью выявления проблем и предпочтений клиентов в сфере досуга, а также дальнейшей разработке методов и форм деятельности было проведено эмпирическое исследование, в кото-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ром приняли участие 52 респондента в возрасте от 27 до 85 лет. Для выявления их повседневной досуговой деятельности был задан вопрос «Как Вы проводите свободное время?». 69,8% респондентов ответили, что смотрят телепередачи, кинофильмы; 64,2% слушают музыку; 45,3% гуляют; 37,7% смотрят интересные программы в интернете; по 30,2% общаются с людьми и читают книги; 17% рисуют; 15,1% занимаются рукоделием. Лишь по 1,9% респондентов в зависимости от настроения занимаются пением, танцами, гимнастикой, читают газеты и молитвы. Далее мы узнали, какие занятия по интересам хотели бы посещать проживающие. Большее число опрошенных - 58,5% хотели бы больше прогулок на свежем воздухе, 30.2% - посещать встречи, где можно общаться с другими людьми, 26,4% - посещать клуб любителей песни и 20,8% - клуб любителей кино, а 24,5% нуждаются в специализированных занятиях по сохранению памяти и внимания, 20,8% хотят посещать беседы о здоровье и ЗОЖ. В то же время мы видим, что у 26,4% респондентов отсутствует интерес к посещению каких-либо занятий в доме. Ответы продемонстрировали большой разброс в досуговых предпочтениях, это свидетельствует о том, что значительная часть пожилых людей и инвалидов изначально ориентируется на интегрирование в нормальную социокультурную жизнь.
Наиболее востребованными культурными учреждениями для посещения 41,5% респондентов выбрали концертный зал, 32,1% - театр, 30,2% -картинную галерею, 5,7% - посещение музея и кинотеатра, 3,8% - цирк и зоопарк, и свободный выход. В то же время 32,1% жителей не хотят посещать никакие учреждения культуры, а 1,9% затрудняются ответить. Данные результаты говорят о том, что опрошенные хотят больше посещать различные культурно-досуговые организации и учреждения. В процессе анкетирования мы выяснили, что пожилые граждане и инвалиды готовы вступить в контакт с организаторами культурно-досуговых мероприятий в городе и принимать активное участие в подготовке выездных мероприятий. Таким образом, есть необходимость во внедрении и реализации интегративно-комплексных форм организации досуга для пожилых граждан и инвалидов. Результаты исследования показали, что подавляющее большинство респондентов хотят общаться с новыми людьми, что вполне объяснимо. Социальная изоляция - одна из проблем интернатных учреждения, которая требует решения. При этом мы выявили, что существует потребность в обновлении подходов, программ и форматов социально-культурной деятельности в учреждении для повышения эффективности реабилитационной работы.
Одним из путей решения данной задачи мы ви-° дим работу любительских творческих объедине-" ний, содержание которых разработано на осно-^ ве выявления досуговых предпочтений получате-^ лей социальных услуг, а форма предоставления -Ц на основе учета их физических и психического
здоровья, то есть принципа учета физических, психических и социальных особенностей клиента.
Активное участие в разработке занятий творческих объединений принимают студенты вуза, что позволяет одновременно решать и задачу качественной профессиональной подготовки.
Деятельность творческого объединения «Клуб виртуальных путешествий» является частью культурно-досуговой работы и компонентом социокультурной реабилитации в учреждении, направленной на получение новых знаний, улучшение психологического состояния получателей социальных услуг, создания в учреждении благоприятного психологического климата, повышение мотивации к активности и развитие стремления к самореализации. Цель программы - расширение социокультурного пространства получателей социальных услуг средствами виртуальных экскурсий. Цель может быть достигнута через решение ряда задач, среди которых: стимулирование повышения интереса получателей социальных услуг к изучению природы, истории и культуры России и зарубежных стран; создание условий для гармоничного развития получателей социальных услуг и их творческого самовыражения; развитие эстетических чувств и художественного вкуса; формирование эстетических потребностей; создание положительной эмоциональной среды; развитие коммуникативных навыков; развитие социальной активности. Среди предпочитаемых форм работы видеопутешествия, викторины, конкурсы, беседы, праздники.
В связи со спецификой отделений Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Магнитогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (общее, психоневрологическое, отделение «Милосердия» занятия проводятся в групповой или индивидуальной формах. Программа включает следующие разделы: «Многоликая Россия», «Жизнь и культура народов мира», «Флора и фауна нашей планеты». Все разделы Программы осваиваются последовательно через рассмотрение конкретных тем.
Одним из любимых объединений является в учреждении клубов «Клуб любителей песни». Пение - неотъемлемая часть жизни человека на протяжении всего периода существования человечества. В любой культуре жанр песни занимает важное место и дает представление об особенностях менталитета, образа жизни и нравах. Песня - это жанр, который доступен любому человеку, независимо от состояния физического и психического здоровья, уровня образования и культуры.
Музыка играет важную роль в жизни людей, нередко становится возможностью выразить себя. Песня - не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение на протяжении многих тысячелетий является неотъемлемой частью жизни человека. и принадлежит к основным видам исполнительства. Песня -самый понятный и доступный жанр, который может быть освоен в той или иной мере любым челове-
ком, независимо от его физического и психического состояния. Занятия пением приносят не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на психику и способствует нравственно - эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства. Важной формой самовыражения является коллективное пение. Данная программа разработана и адаптирована для пожилых и инвалидов, проживающих в стационарном учреждении и реализуется с учетом состояния их физического и психического здоровья. Программа представляет собой систему занятий, предназначенную для социально-культурной адаптации и реабилитации человека, находящегося в условиях стационарного учреждения. Цель деятельности клуба -
Таблица 1. Тематическое планирование «Клуба любителей песни»
социально-культурная реабилитация средствами художественного творчества и искусства. В результате занятий происходит развитие эстетических чувств и художественного вкуса; формирование эстетических потребностей; развитие артикуляционного аппарата, улучшение дикционного произношения, не только при пении, но и при повседневном общении; развитие умения управлять своим голосовым аппаратом; укрепление дыхательного аппарата; создание положительной эмоциональной среды; формирование коммуникативных навыков; формирование социальной активности посредством участия в мероприятиях учреждения.
Все направления программы осваиваются через рассмотрение конкретных тем, которые более подробно представлены в таблице 1.
Номер занятия Тема занятий Практическая деятельность Месяц Кол час
1. Музыка в нашей жизни Беседа о влиянии музыки на физическое и эмоциональное состояние человека. Просмотр и обсуждение видеозаписей музыкальных произведений и песен. январь 2
2. Искусство пения - искусство дыхания Обучение правильному дыханию во время пения. Исполнение песен. Беседа о любимых песнях. январь 2
3. Песни нашего детства, молодости Исполнение песен разных десятилетий февраль 2
4. Песни о войне Песни о войне и защитниках отечества. Конкурс на лучшее исполнение военно-патриотической песни февраль 2
5. Русские посиделки «Завалинка» Беседа о русской песенной культуре. Исполнение русских народных песен март 2
6. Музыка кино Исполнение песен из кинофильмов. Беседа о композиторах и исполнителях март 2
7. Музыкальный вечер «Согреем ладони, разгладим морщинки» Беседа о влиянии музыки на настроение человека. Исполнение шуточных песен. Частушка в жизни русского человека апрель 2
8. Своя игра «Песни России» Проведение игры-соревнования в форме шоу «Своя игра». Тема песни России» апрель 2
9. Песни о женщине и любви Исполнение песен. Беседа о теме любви в музыке апрель 1
10. Нам дороги эти позабыть нельзя Разучивание и исполнение песен о Великой Отечественной войне май 2
11. Музыка кино Исполнение песен из кинофильмов. Беседа о композиторах и исполнителях май 2
12. Мы за чаем не скучаем Песни русского застолья. караоке июнь 2
13. Шумовой оркестр Обучение игре на шумовых инструментах. Развитие чувства ритма. июнь 2
14. Родной земли многоголосье Песни народов России. Исполнение песен июль 2
15. Отдыхаем и поем Разучивание песен, исполнение караоке июль 2
16. Поем в ансамбле Беседа о правилах пения в ансамбле «Поем в унисон». Ансамблевое исполнение песен июль 1
17. Когда мы были детьми Исполнение детских песен 20 века август 2
18. Ретро-вечер «Споемте, друзья!» Подготовка в ретро-вечеру Исполнение песен разных лет август 2
19. Отдыхаем и поем Разучивание песен, исполнение караоке сентябрь 2
Окончание
Номер занятия Тема занятий Практическая деятельность Месяц Кол час
20. Активное долголетие Разучивание песен. Подготовка к концерту сентябрь 2
21. Активное долголетие Разучивание песен. Подготовка к концерту сентябрь 1
22. День пожилого человека Проведение концерта октябрь 2
23. Есть еще порох! Разучивание современных песен, исполнение караоке октябрь 2
24. У природы нет плохой погоды Исполнение песен о природе ноябрь 2
25. Песни о матери Разучивание песен ноябрь 2
26. Скоро Новый год Исполнение новогодних песен. Подготовка к концерту. декабрь 2
27. Скоро Новый год Исполнение новогодних песен. Подготовка к концерту. декабрь 2
Занятия в клубе по интересам расширяют социально-культурную среду учреждения, создают благоприятный психологический климат, формируют коммуникативные навыки и повышают уровень удовлетворенности у получателей социальных услуг. Участие в работе объединений студентов - будущих специалистов по социальной работе - решает задачи профессиональной подготовки. Таким образом, социальное партнерство вуза и учреждения системы социальной защиты населения позволяет решать важные задачи в сфере социального обслуживания населения, с одной стороны, и повышения качества высшего профессионального образования, с другой.
Литература
1. Безенкова Т.А. Социально-педагогические технологии сопровождения и поддержки пожилых людей (на примере города Магнитогорска) / Безенкова Т.А., Испулова С.Н., Олей-ник Е.В., Потрикеева О.Л., Супруненко Г.А., Андрусяк Н.Ю. Современные наукоемкие технологии. 2018. № 8. С. 176-180.
2. Милюков А.И., Демидова Т.Е. Современные социально-инновационные технологии в работе с пожилыми и инвалидами в России и за рубежом / Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 11 (63). С. 239-244.
3. Татарова С.П., Затеева Н.А. Применение социально-культурных технологий в процессе реабилитации пожилых людей, имеющих нарушения слуха. Педагогический имидж. 2021. Т. 15. № 1 (50). С. 38-48.
4. Умеркаева С.Ш., Жарикова Е.А. Социально-культурная реабилитация пожилых инвалидов: к постановке проблемы. Образование и наука в современных условиях. 2016. № 2-1 (7). С. 214-216.
о с
U
см см о см
THE ROLE OF SOCIAL PARTNERSHIP BETWEEN INSTITUTIONS OF SOCIAL SERVICES FOR THE POPULATION AND THE UNIVERSITY IN THE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN SOCIAL WORK
Bezenkova T.A., Tregubova O.F., Nikitina L.A., Senchilo N.T.
Nosov Magnitogorsk State Technical University; Magnitogorsk Boarding Home for the Elderly and Disabled
The formation of professional competencies of future social work specialists requires the search for new work technologies in the implementation of educational programs of higher education. Great opportunities in solving this problem have educational technologies implemented on the basis of social partnership of the university and institutions of social protection of the population. The scientific laboratory, created in the Magnitogorsk nursing home for the elderly and disabled, makes it possible to organize the scientific work of students studying in the field of study "Social work", more efficiently, providing a platform for scientific research as part of term papers and final qualifying works, contributes to effective development and implementation of social student projects, internships. An important place in social work is occupied by socio-cultural rehabilitation. In order to master the technologies of socio-cultural rehabilitation of the disabled and the elderly and to develop methods and forms of work in a residential institution, we conducted a study to identify the leisure preferences of clients, which made it possible to identify a number of problems and determine the most preferred forms of socio-cultural rehabilitation. Were the programs of creative club associations "Virtual Travel Club" and "Music Lovers Club" developed and implemented, the implementation of which had a positive impact on the formation of a favorable emotional climate in the institution, on the one hand, and the formation of professional competencies among students in the field of social work? -cultural rehabilitation of the elderly and disabled, on the other.
Keywords: vocational training, higher educational institution, social work specialist, social partnership, social and cultural rehabilitation
References
1. Bezenkova T.A. Socio-pedagogical technologies for accompanying and supporting the elderly (on the example of the city of Magnitogorsk) / Bezenkova T.A., Ispulova S.N., Oleinik E.V., Potrikeeva O.L., Suprunenko G.A., Andrusyak N. Yu. Modern science-intensive technologies. 2018. No. 8. S. 176-180.
2. Milyukov A.I., Demidova T.E. Modern social and innovative technologies in work with the elderly and disabled in Russia and abroad / Skif. Issues of student science. 2021. No. 11 (63). pp. 239-244.
3. Tatarova S.P., Zateeva N.A. The use of socio-cultural technologies in the process of rehabilitation of elderly people with hearing impairments. pedagogical image. 2021. V. 15. No. 1 (50). pp. 38-48.
4. Umerkaeva S. Sh., Zharikova E.A. Socio-cultural rehabilitation of elderly disabled people: to the formulation of the problem. Education and science in modern conditions. 2016. No. 2-1 (7). pp. 214-216.