Научная статья на тему 'Социальное проектирование в культурно-досуговой деятельности подростков в учреждении дополнительного образования'

Социальное проектирование в культурно-досуговой деятельности подростков в учреждении дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1304
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРОСТОК / SOCIAL DESIGN / PROJECT / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / ADOLESCENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейник Елена Викторовна, Испулова Светлана Николаевна, Безенкова Татьяна Александровна

Существует явное противоречие между востребованностью среди подростков новых направлений культурно-досуговой деятельности, отвечающих их потребностям в самореализации и отсутствием данных направлений в учреждениях дополнительного образования. Авторы акцентируют внимание на особенностях реализации технологии социального проектирования в условиях учреждения дополнительного образования. Рассмотрена специфика досуга современных подростков. Определена роль культурно-досуговой деятельности в становлении личности подростков. Сформулирована основная исследовательская проблема, которая заключается в поиске и научном обосновании средств и методов культурно-досуговой деятельности подростков, отвечающих их предпочтениям. Составлена обобщенная социально-психологическая характеристика особенностей подростков и их потребностей. Представлены данные проведенного авторами эмпирического исследования на базе подросткового клуба «Ровесник» г. Учалы Республики Башкортостан, посвященного изучению культурно-досуговых интересов и потребностей подростков. Объем целевой выборки составил 75 респондентов. Авторами был разработан и реализован проект, целью которого стало активное вовлечение воспитанников клуба по месту жительства в культурно-досуговую деятельность для их самореализации, личностного развития посредством технологии социального проектирования. Основным результатом реализации проекта стала сформированная проектная группа, которая выступила инициатором организации кружка по социальному проектированию для подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олейник Елена Викторовна, Испулова Светлана Николаевна, Безенкова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social design in the cultural and leisure activities of adolescents in the institution of additional education

There is a clear contradiction between the demand among adolescents of new areas of cultural and leisure activities that meet their needs for self-fulfilment and the lack of these areas in institutions of additional education. The authors focus on the features of the implementation of social design technology in the context of the institution of further education. The specifics of modern adolescents' leisure is considered. The role of cultural and leisure activities in the formation of the personality of adolescents is determined. The main research problem is formulated, which consists in the search and scientific substantiation of the means and methods of cultural and leisure activities of adolescents that meet their preferences. A generalized socio-psychological nature of the adolescents' characteristics and their needs is complied. The data of the empirical research conducted by the authors on the basis of the teenage club “Rovesnik” of Uchaly, the Republic of Bashkortostan, devoted to the study of cultural and leisure interests and needs of adolescents are presented. The target sample size was 75 respondents. The authors developed and implemented a project, the purpose of which was the active involvement of the pupils of the club at the place of residence in cultural and leisure activities for their self-fulfilment, personal development through social design technology. The main result of the project was a formed project team, which initiated the organization of a social design club for adolescents.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование в культурно-досуговой деятельности подростков в учреждении дополнительного образования»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-04/ Дата публикации: 31.08.2019 УДК 379.8; 053.6

Е. В. ОлЕЙник, С. Н. ИспуловА, Т. А. Безенкова

Социальное проектирование в культурно-досуговой деятельности подростков в учреждении дополнительного образования

Существует явное противоречие между востребованностью среди подростков новых направлений культурно-досуговой деятельности, отвечающих их потребностям в самореализации и отсутствием данных направлений в учреждениях дополнительного образования. Авторы акцентируют внимание на особенностях реализации технологии социального проектирования в условиях учреждения дополнительного образования. Рассмотрена специфика досуга современных подростков. Определена роль культурно-досуговой деятельности в становлении личности подростков. Сформулирована основная исследовательская проблема, которая заключается в поиске и научном обосновании средств и методов культурно-досуговой деятельности подростков, отвечающих их предпочтениям. Составлена обобщенная социально-психологическая характеристика особенностей подростков и их потребностей. Представлены данные проведенного авторами эмпирического исследования на базе подросткового клуба «Ровесник» г. Учалы Республики Башкортостан, посвященного изучению культурно-досуговых интересов и потребностей подростков. Объем целевой выборки составил 75 респондентов. Авторами был разработан и реализован проект, целью которого стало активное вовлечение воспитанников клуба по месту жительства в культурно-досуговую деятельность для их самореализации, личностного развития посредством технологии социального проектирования. Основным результатом реализации проекта стала сформированная проектная группа, которая выступила инициатором организации кружка по социальному проектированию для подростков.

Ключевые слова: социальное проектирование, проект, культурно-досуговая деятельность, подросток

Ссылка для цитирования:

Олейник Е. В., Испулова С. Н., Безенкова Т. А. Социальное проектирование в культурно-досуговой деятельности подростков в учреждении дополнительного образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 215-224. сЬк 10.32744/pse.2019.4.18

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-04/ Accepted: 12 June 2019 Published: 31 August 2019

E. V. Oleynik, S. N. IspuLOVA, T. A. Bezenkova

Social design in the cultural and leisure activities of adolescents in the institution of additional education

There is a clear contradiction between the demand among adolescents of new areas of cultural and leisure activities that meet their needs for self-fulfilment and the lack of these areas in institutions of additional education. The authors focus on the features of the implementation of social design technology in the context of the institution of further education. The specifics of modern adolescents' leisure is considered. The role of cultural and leisure activities in the formation of the personality of adolescents is determined. The main research problem is formulated, which consists in the search and scientific substantiation of the means and methods of cultural and leisure activities of adolescents that meet their preferences. A generalized socio-psychological nature of the adolescents' characteristics and their needs is complied. The data of the empirical research conducted by the authors on the basis of the teenage club "Rovesnik" of Uchaly, the Republic of Bashkortostan, devoted to the study of cultural and leisure interests and needs of adolescents are presented. The target sample size was 75 respondents. The authors developed and implemented a project, the purpose of which was the active involvement of the pupils of the club at the place of residence in cultural and leisure activities for their self-fulfilment, personal development through social design technology. The main result of the project was a formed project team, which initiated the organization of a social design club for adolescents.

Key words: social design, project, cultural and leisure activities, adolescent

For Reference:

Oleynik, E. V., Ispulova, S. N., & Bezenkova, T. A. (2019). Social design in the cultural and leisure activities of adolescents in the institution of additional education. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 40 (4), 215-224. doi: 10.32744/pse.2019.4.18

Введение

одростки много времени проводят перед экранами телевизоров и компьютеров, что отрицательно сказывается на позитивной социализации и ведет к возникновению интернет-зависимости [1, с. 23]. Без сомнений, интернет способствует самообразованию личности, если он используется как образовательное средство. Но часто Интернет относят к сфере досуга.

По данным первого общероссийского научного исследования цифровой компетентности подростков и родителей детей подросткового возраста, проводившегося в 2016 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google в России ежедневно пользуются интернетом 89 % подростков 12-17 лет. Как оказалось, почти треть опрошенных подростков считают, что интернет лишен каких-либо недостатков, а у каждого десятого вызвал затруднения сам вопрос о «минусах» интернета. Онлайн-игры и мобильные игры популярны для 33 % детей подросткового возраста. 92 % исследуемых для общения используют социальные сети, заменяя реальное общение виртуальным. Из-за увлечения интернет-сленгом подростки допускают в письменной речи множество фонетических, орфографических, лексических ошибок, а в устной речи наблюдается бедность словаря, при общении и в повседневной жизни употребляются нецензурные слова [2, с. 97-101].

Актуальность проблемы исследования вызвана социокультурной ситуацией России в настоящее время. Она характеризуется множеством негативных факторов, таких как утрата нравственных ценностей, отчуждение подрастающего поколения от культуры и бесцельное провождение досуга [3, с. 16]. Проблема организации культурно-до-суговой деятельности подростков становится социально важной и актуальной. Досуг выполняет функцию самовоспитания и самореализации личности, становясь необходимым звеном для вхождения подростка в сферу культуры.

Социологи А.И Вишняк и В.И Тарасенко, рассматривая досуг как активную деятельность, подразделяют его на реальный и мнимый. Реальный досуг воплощает в жизнь личностные и общественные цели, включает в себя время на самореализацию, развлечения, а также на полезную общественную деятельность. Мнимый досуг, а именно бесцельное времяпровождение ведет к деградации личности, совершению асоциальных поступков и, в конечном счете, причинению ущерба обществу [4, с. 68]. В таких условиях на подростковую культуру оказывают негативное влияние такие тенденции, как рост девиантного поведения, употребление психоактивных веществ, наркомания, пьянство, кризис нравственных ценностей, нарастание суицидальных настроений, усиление безнадзорности, рост инфантильности в поведении молодого поколения [5, с. 489].

Анализ научной литературы показал, что в настоящее время имеется значительное количество научных трудов по изучению социально-психологических особенностей подростков, объясняющих трудности подросткового возраста, разработаны различные подходы к определению границ подросткового возраста. Вместе с тем, понятие «досуг» активно изучается с 80-х гг. ХХ века и имеет статус научной проблемы.

В рамах нашего исследования мы изучили следующие вопросы:

- роль культурно-досуговой деятельности в становлении личности подростков;

- социальное проектирование в культурно-досуговой деятельности;

- усвоение подростком социальных ролей, удовлетворение им своих потребностей в общественно-полезной деятельности;

- самореализация личности через участие в социально-значимой практической деятельности.

Основной потребностью подросткового возраста является потребность в самореализации. В федеральной целевой программе образования на 2016-2020 годы имеется подпрограмма «Вовлечение молодежи в социальную практику», целью которой является создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Министерство по молодежной политике, спорту и туризму Республики Башкортостан ставит задачу привлечения молодежи к участию в социально-значимых проектах, ориентированных на Концепцию развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи [6; 7].

_Материалы и методы

Несмотря на то, что имеется значительный фундамент теоретических наработок, полностью не изучена проблема социального проектирования культурно-досуговой деятельности подростков. Для ее решения в данной работе задач использовались общенаучные и специальные методы исследования.

Для исследования проблемы организации культурно-досуговой деятельности мы используем метод традиционного анализа документов. Именно посредством этого метода возможно оценить содержание того или иного социального процесса.

Авторы используют инструментарий социологической науки: интервьюирование, беседа, опрос, проектирование, моделирование, без которого невозможно изучение социальных проблем современного общества.

Метод сравнительного анализа авторами используется для выявления сходства и различия в оценках экспертов по ряду вопросов, а именно: качество организации куль-турно-досуговой деятельности в условиях учреждения дополнительного образования, вариативность предоставляемых занятий в учрежениях рассматриваемого типа, возможности и потенциальные последствия внедрения социального проектирования в культурно-досуговую деятельность подростков.

Метод эксперимента позволяет количественно и качественно оценить внедрение предложенных авторами новшеств в процесс организации и реализации культурно-досуговой деятельности в условиях учреждения дополнительного образования.

_Результаты

Понятие «досуг» широко изучается многими общественными науками и представляет интерес для многих исследователей. Есть разные трактовки данного понятия, обобщим имеющиеся значения слова «досуг» [8]:

• досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта, оценивается эффективность деятельности;

• досуг как деятельность, не связанная с работой, направленная на самореализацию;

• досуг как свободное время, время выбора;

• досуг, как все вышеперечисленное.

Лисовский В.Т. считает, что на становление личности подростка влияют такие факторы, как целенаправленное воздействие общества, социальная среда, в которой развивается и формируется личность, активность самого подростка, умение анализировать, сопоставлять и классифицировать полученную информацию, активное участие в практической преобразовательной деятельности. По мнению социолога, современным подросткам именно этого качества и не хватает [9, с. 108].

Подростковый возраст считается периодом становления личности, изучения окружающего мира. В этот период у подростка закладываются основы мировоззрения, нравственности, социальных установок, системы оценочных суждений, формируется тип личности [10, с. 7]. Социальное самосознание является главным новообразованием подросткового возраста, которое зависит от культурно-досуговой деятельности. Досуг подростков значительно отличается от досуга других категорий и возрастных групп из-за характерных социально-психологических особенностей подростков и их потребностей. Напомним, что такими особенностями являются повышенная эмоциональность, частая смена настроения, физическая подвижность и интеллектуальная и восприимчивость, интерес к неизведанному [11, с. 512].

Эффективным средством организации активной культурно-досуговой деятельности выступает социальное проектирование. Основы социального проектирования в этой сфере разработали доктор культурологии, доктор педагогических наук А. П. Марков и доктор культурологии Г. М. Бирженюк. Социальное проектирование культур-но-досуговой деятельности И это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей [12, с. 752].

Разработкой научных исследований в области социального проектирования в культурно-досуговой деятельности занимались многие ученые. В современной ситуации проектированием занимается практически каждое учреждение культуры, стремящееся улучшить качество жизни в социуме и для реализации своей проектной идеи получить финансирование из госбюджета, от спонсора [13; 14].

На современном этапе развития культурно-досуговой деятельности многие исследователи выделяют социальное проектирование как продуктивное средство организации досуговой деятельности, способствующее самореализации молодежи [13, с. 908]. Само социальное проектирование это уже особая технология развития социальной активности молодежи, организации эффективной работы с молодежью в досуговой среде. В самом общем виде социальное проектирование представляет собой конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам [13; 14]. Выделяют необходимость создания условий для успешной организации досуга в процессе общения, творческого взаимодействия, коллективной творческой деятельности, совместной проектной деятельности.

В настоящее время из социальных проектов в культурно-досуговой деятельности можно выделить проект «Всероссийский волонтерский корпус 70-летия Победы в ВОВ 1941-1945 гг.», «Республиканская академия волонтерского мастерства», проект по организации социального обслуживания населения на дому (в том числе досуговые услуги) и другие. Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она

сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования [7; 16].

Эмпирическое исследование проходило на базе подросткового клуба «Ровесник» г. Учалы и было направлено на изучение культурно-досуговых интересов и потребностей подростков, и проведено посредством анкетирования. Было определено, какие кружки подростки предпочитают посещать, чем хотели бы занять свое свободное время, как его организуют на данном этапе. Объем целевой выборки составил 75 респондентов - детей и подростков в возрасте до 16 лет.

Анализ первичных данных показал, что в среднем у воспитанников в день есть 3 часа свободного времени, когда они могут быть вовлечены в жизнь клуба. У большинства из них свободное время совпадает с графиком работы клуба.

В досуговой деятельности подростков хобби занимает важное место. В соответствии с рисунком, велик процент подростков, считающих своим любимым занятием компьютер. Мы можем использовать эту привычку в нужном русле, и применить компьютер для обработки фотографий, создания текстов подростками. Дети, которым нравится рисовать, смогут показать свои таланты, оформляя стенгазеты, танцоры и певцы смогут выделиться на праздничных мероприятиях своими выступлениями.

32%

24%

20% 1

8%

4% 4% ■ 4%

и и ■

Рисование Танцы, пение Компьютер Спорт Ведущий Шахматы Чтение

Рисунок Хобби подростков

В ходе исследования, мы также узнали, чему хотят научиться дети и подростки: выступать перед публикой, играть на сцене (36%); петь (16%); рисовать (16%); танцевать (16%); профессионально фотографировать (12%); играть в футбол и теннис (4%).

В современных условиях организация культурно-досуговой деятельности подростков вышла на новый уровень: опираясь на традиционные виды, разрабатываются новые модели организации досуга, в моду входят различные акции, флеш-мобы, приветствуется деятельность волонтерских организаций. Такой продуктивный досуг позволяет заниматься молодому поколению социально-значимыми делами. По нашему мнению, эффективным средством привлечения подростков к активной досуговой деятельности является социальное проектирование.

Целью нашего проекта стало активное вовлечение воспитанников клуба по месту жительства в культурно-досуговую деятельность для их самореализации, личностного развития. Новизна заключается в том, что нами была создана не просто система проведения досуговых мероприятияй для подростков, но усовершенствована практика их вовлечения в проектную деятельность. Были выбраны новые направления работы с

подростками, сформулированы рекомендации по реализации проекта. В ходе разработки проекта мы ориентировались на такие ожидаемые результаты:

• введение новых направлений культурно-досуговой деятельности;

• формирование постоянно действующей группы добровольцев при клубе по месту жительства для оказания помощи в культурно-досуговых мероприятиях;

• создание новой методической базы для работы с подростками;

• получение специалистами клуба опыта проектной деятельности;

• инициатива участников по продолжению проекта.

В целевую группу вошли активные воспитанники клуба (команда проекта), которые с сентября 2016 года до мая 2017 года участвовали в организации и проведении мероприятий различного характера, а также во всех конкурсах, проводимых клубом. В летнее время (с июня по июль), в работу были включены несовершеннолетние, состоящие на учете в Отделе по делам несовершеннолетних (ОДН) и Комиссии по делам несовершеннолетних (КДНиЗТ). До этого периода они были участниками всех мероприятий, что помогло им адаптироваться к рабочим условиям и научиться у актива клуба взаимодействию со всеми участниками проекта.

Наш проект состоял из трех этапов: предварительного, основного и заключительного. Первый этап - подготовка информационно-методической базы проекта, разработка сценариев, положений для проведения мероприятий, планирование расходов, составление смет. Второй этап - проведение основных мероприятий, начиная от различных акций, заканчивая социально-бытовой помощью и развлекательными мероприятиями. Именно на этом этапе воспитанники активно вошли в жизнь клуба, помогали организаторам проводить конкурсные программы, предлагали свои идеи. На заключительном этапе - активно проявили себя подростки, которые состоят на учете в КДНиЗП и ОДН, что способствовало их включению в коллектив и успешной самореализации.

Наш проект включал в себя 47 мероприятий: акции, социально-бытовую помощь ветеранам, праздничные и развлекательные культурно-досуговые мероприятия, круглые столы, встречи с психологами, инспекторами ОДН, социальными педагогами школ. Проектная команда оказывала помощь в составлении положения конкурса, наборе текста, распечатывания экземпляров, составления красочного объявления, их распространение по городу. Чтобы команда не чувствовала себя некомфортно и стеснительно, младших подростков мы вовлекли в организацию мероприятий для первого класса, а старших - для своих сверстников. Таким образом, мы создали ситуацию успеха для каждого участника проектной команды. Одни помогали с подготовкой реквизитов для мероприятий, другие оформляли зал, остальные работали непосредственно с информационной частью - с объявлениями. В марте один из участников проектной команды, Артем, сам организовал и провел мероприятие вне проекта, посвященное празднованию Международного женского дня 8 марта.

_Обсуждение результатов

В ходе вовлечения подростков в проектную деятельность мы выявили немаловажные моменты. Подростки отлично справились с экономической частью проекта. Ими самостоятельно было проведено два мероприятия вне проекта и в обоих случаях они их организовали таким образом, что не потребовалось никаких денежных вложений.

Подростки очень сообразительны, они легко налаживают связи, если необходимы дополнительные реквизиты, игрушки, костюмы, они без труда находили их у сверстников или у старших знакомых. Подростки ищут наиболее оптимальные пути решения проблемы. Они быстро собирают аудиторию, ищут каналы (социальные сети), по которым можно быстро передать информацию или сделать объявление о планируемом мероприятии. Когда мероприятие ведут подростки, к ним тянутся, они умеют вести себя с детьми наравне, общаться на их языке. Подростки - самый лучший способ узнать предпочтения данного контингента, они, опираясь на свое мировоззрение, придумывают инновационные формы и методы проведения досуга, которые будут интересны для других подростков и детей.

Подростки освоили основные принципы культурно-досуговой деятельности, об этом свидетельствует тот факт, что к середине реализации программы начали импровизировать при проведении мероприятий и подготовке реквизитов. Два успешно проведенных мероприятия вне плана укрепили уверенность подростков в возможности продолжить проектную деятельность. Итог: инициатива по продолжению проекта была озвучина самими подростками, появилась мысль создать кружок социального проектирования для новых участников и проведены мастер-классы проектной работы. Эту идею подкрепила инициатива подростков по разработке своих программ и проектов.

Заключение

Культурно-досуговая деятельность способствует передаче культурных ценностей между поколениями, обеспечивает право каждого на удовлетворение духовных потребностей, создает условия для развивающего досуга населения, дает право на организацию любительских кружков, способствует повышению культуры каждого индивида, стимулирует развитие общественной инициативы и активности, использует дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами, реализуя его интеллектуальный и творческий потенциал. Грамотная организация досуговой занятости рассматривается сегодня как одна из составляющих большой работы по профилактике асоциального поведения подростков. Проектные решения в сфере досуговой деятельности позволяют совершенствовать деятельность учреждений в соответствии с сегодняшними задачами социокультурной политики и потребностями клиентов.

Проектная деятельность в сфере досуга относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

В рамках реализации проекта изначально было задумано вовлечь подростков в культурно-досуговую деятельность, организованную на проектной основе, в лице участников и исполнителей. По окончанию проекта участники проявили инициативу продолжения проектной деятельности и выразили желание обучаться социальному проектированию. Подростками было реализовано и разработано 6 мини-проектов. После реализации данных мини-проектов сформировалась группа для разработки и реализации командного проекта. Так начал работу кружок по социальному проектированию для подростков.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Гагай В.В., Быкова Ю.Н. Компьютерная зависимость подростков как социально-психологическая проблема современности: монография. Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 159 с.

2. Солдатова Г.У. Цифровая компетентность подростков и родителей: монография. Москва: Фонд развития Интернет, 2013. 144 с.

3. Белова А.И. Сравнительное исследование досуговых предпочтений подростков. Проблемы современной науки. 2013. №10-1. С. 16-21.

4. Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга: монография. Киев: Высшая школа, 2009. 210 с.

5. Potrikeeva O.L., Suprun N.G., Ispulova S.N., Oleynik E.V., Slepukhina G.V., Degtyarev A.A. Social rehabilitation of drug addicts in Russia: Problems of organization at the current stage and prospects for further development. Man In India. 2017. 97 (11): рр. 489-500.

6. О концепции развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи. 26.09.2006 г. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/935113004 / (дата обращения: 11.08.2019).

7. О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.: федер. закон от 29.12.2014 г. № 2765-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677 / (дата обращения: 11.08.2019).

8. Любушкина Л.А., Павлов А.Ф. Досуговая деятельность как средство социализации подростков. Достижения современной науки: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции, 1 июля 2016 г. Москва, 2016. С. 465-475.

9. Лисовский В.Т. Социология молодежи: монография. СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 361 с.

10. Сайко Э.В., Фельдштейн Д.И. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения // Мир психологии. 2007. № 4. С. 3-10.

11. Культура и воспитание подростков в современном мире: коллективная монография / Под. редакцией В.А Березиной. М.: Агентство «Мегаполис». 2015. 488 с.

12. Исмагилова Г.Д. Разработка социального проекта по организации культурно-досуговой деятельности подростков. Наука и общество в эпоху перемен: материалы III Международной научно-практической конференции, Уфа, 15-16 октября 2017 г. Уфа, 2017. С. 69-72.

13. Пешков В.А. Степень научной разработанности социокультурного проектирования в организации досуга студенческой молодежи // Молодой ученый. 2016. № 21. С. 908-910.

14. Рашковецкая Н.С. Социальное проектирование в формировании и реализации региональной молодежной политики // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 5. С. 137-138.

15. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/ files/ceFXleNUqOU.pdf/ (дата обращения: 11.08.2019).

16. Опыт Республики Башкортостан по передаче полномочий по оказанию социальных услуг в негосударственный сектор: пилотный проект по организации соц. обслуживании на дому от 03.07.2016г. № 349-0 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://saratov.gov.ru/gov/auth/mineconom/NKO/NKO_Bashkiria.pdf/ (дата обращения: 11.08.2019).

ЛИТЕРАТУРА

1. Gagay V.V., Bykova Yu.N. Computer addiction of adolescents as a socio-psychological problem of our time: a monograph. Surgut, RIO SurGPU Publ., 2014. 159 p. (in Russ.)

2. Soldatova G.U. Digital competence of adolescents and parents: a monograph. Moscow, Internet Development Fund Publ., 2013. 144 p. (in Russ.)

3. Belova A.I. Comparative study of leisure preferences of adolescents. Problems of modern science. 2013. No. 10-1. S. 16-21. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Vishnyak A.I., Tarasenko V.I. Culture of youth leisure: a monograph. Kiev: Higher School, 2009.210 p. (in Russ.)

5. Potrikeeva O.L., Suprun N.G., Ispulova S.N., Oleynik E.V., Slepukhina G.V., Degtyarev A.A. Social rehabilitation of drug addicts in Russia: Problems of organization at the current stage and prospects for further development. Man in India, 2017, vol. 97 (11), pp. 489-500.

6. On the concept of the development of spiritual and moral culture and civic activity of children, adolescents and youth. September 26, 2006 [Electronic resource]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/935113004 / (accessed 11 August 2019). (in Russ.)

7. On the concept of the Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020: federal. Law of December 29, 2014 No. 2765-p. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677 / (accessed 11 August 2019). (in Russ.)

8. Lyubushkina L.A., Pavlov A.F. Leisure activities as a means of socialization of adolescents. Achievements of modern science: a collection of materials of the XVIII International Scientific and Practical Conference, July 1, 2016, Moscow, 2016. pp. 465-475. (in Russ.)

9. Lisovsky V.T. Sociology of youth: a monograph. Saint-Petersburg, Publishing House of St. Petersburg University, 1996. 361 p. (in Russ.)

10. Saiko E.V., Feldstein D.I. A teenager at a distance of growing up and in the space of its definition. World of Psychology. 2007, no. 4, pp. 3-10. (in Russ.)

11. Culture and education of adolescents in the modern world: a collective monograph / Under. edited by V.A. Berezina. Moscow, Megapolis Agency Publ., 2015. 488 p. (in Russ.)

12. Ismagilova G.D. Development of a social project for the organization of cultural and leisure activities of adolescents. Science and society in an era of change: proceedings of the III International Scientific and Practical Conference, Ufa, October 15-16, 2017, pp. 69-72. (in Russ.)

13. Peshkov V.A. The degree of scientific development of socio-cultural design in the organization of leisure of student youth. Young scientist, 2016, no. 21, pp. 908-910. (in Russ.)

14. Rashkovetskaya N.S. Social design in the formation and implementation of regional youth policy. Historical and socio-educational thought, 2011, no. 5, pp. 137-138. (in Russ.)

15. Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period until 2025: Order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 No. 2403-r [Electronic resource]. Available at: http://static. government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf/ (accessed 11 August 2019). (in Russ.)

16. The experience of the Republic of Bashkortostan in transferring powers to provide social services to the private sector: a pilot project to organize social services. service at home from 07/03/2016. No. 349-0 [Electronic resource]. Available at: http://saratov.gov.ru/gov/auth/mineconom/NKO/NKO_Bashkiria.pdf/ (accessed 11 August 2019). (in Russ.)

Информация об авторах Олейник Елена Викторовна

(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]

Information about the authors Elena V. Oleynik

(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Head of the Department of Social Work and Psychological and Pedagogical Education

Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

Испулова Светлана Николаевна

(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: sispulova@ mail.ru ORCID ID: 0000-0003-2197-1204

Svetlana N. Ispulova

(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Work and Psychological and Pedagogical Education Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-2197-1204

Безенкова Татьяна Александровна

(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]

Tatyana A. Bezenkova

(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor,

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Work and Psychological and

Pedagogical Education

Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.