Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
124
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна, Олейник Елена Викторовна

Распространение новой коронавирусной инфекции в России показало, что традиционных мер, таких как социальное обслуживание и материальная помощь, недостаточно для поддержки пожилых людей. В сложившихся условиях стало понятно, что есть потребность в социально-психолого-педагогическом сопровождении данной возрастной категории. Для разработки проекта, направленного на решение проблемы одиночества пожилых людей, улучшения их эмоционального состояния, в условиях вынужденной изоляции, вызванной распространением COVID-19, использовались теоретические и эмпирические методы (опрос, тестирование, наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта). Предлагается методика работы с пожилыми людьми, проживающими в интернатном учреждении, направленная на формирование у них коммуникативных компетенций посредством обучения использования сети Интернет; развитие личностных качеств, способствующих нивелированию негативных факторов, возникших в условиях пандемии; создание социально-культурной среды, оказывающей терапевтическое воздействие; формирование интереса к различным видам досуга. Реализация современных образовательных технологий позволяет актуализировать потенциальные творческие, психические и физические возможности пожилых людей, удовлетворить их духовные потребности, решить проблему дефицита общения, снизить уровень тревожности, повысить социально-психологическую устойчивость, а в целом, обеспечить повышение качества жизни и успешно решить проблему адекватного преодоления социальной эксклюзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна, Олейник Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES WHEN WORKING WITH ELDERLY PEOPLE IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

The spread of the new coronavirus infection in Russia has shown that traditional measures, such as social services and financial assistance, are not enough to support the elderly. In the current conditions, it became clear that there is a need for social, psychological and pedagogical support for this age group. To develop a project aimed at solving the problem of loneliness of older people, improving their emotional state, in conditions of forced isolation caused by the spread of COVID-19, theoretical and empirical methods were used (survey, testing, observation, study and generalization of pedagogical experience). The article offers a methodology for working with elderly people living in a residential institution, aimed at developing their communicative competencies through training in the use of the Internet; the development of personal qualities that contribute to the leveling of negative factors that have arisen in the context of the pandemic; the creation of a socio-cultural environment that has a therapeutic effect; the formation of interest in various types of leisure. The implementation of modern educational technologies makes it possible to actualize the potential creative, mental and physical capabilities of older people, to meet their spiritual needs, to solve the problem of communication deficit, to reduce the level of anxiety, to increase socio-psychological stability, and in general, to improve the quality of life and successfully solve the problem of adequate overcoming of social exclusion.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

VTTK" 1 —V I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■> А14 • |(сс) Сз? This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1003-0001 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 3820-8444 AuthorID: 516485 ORCID: 0000-0002-3490-1849 ScopusID: 57205333311

АНДРИЕНКО Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и

педагогики

Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: andrienko-oa@mail.ru)

SPIN: 5657-5624 AuthorID: 547916 ORCID: 0000-0002-0932-9828 ScopusID: 57194243355

БЕЗЕНКОВА Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и

психолого-педагогического образования

SPIN: 3550-1107 AuthorID: 399923 ORCID: 0000-0002-9727-4651 ScopusID: 57195104730

ОЛЕЙНИК Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455000, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина 38, e-mail: oleynik.ev@mail.ru) Аннотация. Распространение новой коронавирусной инфекции в России показало, что традиционных мер, таких как социальное обслуживание и материальная помощь, недостаточно для поддержки пожилых людей. В сложившихся условиях стало понятно, что есть потребность в социально-психолого-педагогическом сопровождении данной возрастной категории. Для разработки проекта, направленного на решение проблемы одиночества пожилых людей, улучшения их эмоционального состояния, в условиях вынужденной изоляции, вызванной распространением COVID-19, использовались теоретические и эмпирические методы (опрос, тестирование, наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта). Предлагается методика работы с пожилыми людьми, проживающими в интернатном учреждении, направленная на формирование у них коммуникативных компетенций посредством обучения использования сети Интернет; развитие личностных качеств, способствующих нивелированию негативных факторов, возникших в условиях пандемии; создание социально-культурной среды, оказывающей терапевтическое воздействие; формирование интереса к различным видам досуга. Реализация современных образовательных технологий позволяет актуализировать потенциальные творческие, психические и физические возможности пожилых людей, удовлетворить их духовные потребности, решить проблему дефицита общения, снизить уровень тревожности, повысить социально-психологическую устойчивость, а в целом, обеспечить повышение качества жизни и успешно решить проблему адекватного преодоления социальной эксклюзии.

Ключевые слова: образовательные технологии, социально-педагогические технологии, социально-культурная деятельность, культурно-досуговая деятельность, социально-культурная среда, социально-педагогическая работа с пожилыми людьми.

IMPLEMENTATION OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES WHEN WORKING WITH ELDERLY PEOPLE IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

© The Author(s) 2021

ANDRIENKO Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics

Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: andrienko-oa@mail.ru) BEZENKOVA Tatyana Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of social work and

psychological and pedagogical education OLEYNIK Elena Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of

social work and psychological and pedagogical education Nosov Magnitogorsk State Technical University (455000, Russia, Magnitogorsk, Lenin street, 38, e-mail: oleynik.ev@mail.ru) Abstract. The spread of the new coronavirus infection in Russia has shown that traditional measures, such as social services and financial assistance, are not enough to support the elderly. In the current conditions, it became clear that there is a need for social, psychological and pedagogical support for this age group. To develop a project aimed at solving the problem of loneliness of older people, improving their emotional state, in conditions of forced isolation caused by the spread of COVID-19, theoretical and empirical methods were used (survey, testing, observation, study and generalization of pedagogical experience). The article offers a methodology for working with elderly people living in a residential institution, aimed at developing their communicative competencies through training in the use of the Internet; the development of personal qualities that contribute to the leveling of negative factors that have arisen in the context of the pandemic; the creation of a socio-cultural environment that has a therapeutic effect; the formation of interest in various types of leisure. The implementation of modern educational technologies makes it possible to actualize the potential creative, mental and physical capabilities of older people, to meet their spiritual needs, to solve the problem of communication deficit, to reduce the level of anxiety, to increase socio-psychological stability, and in general, to improve the quality of life and successfully solve the problem of adequate overcoming of social exclusion.

Keywords: educational technologies, socio-pedagogical technologies, socio-cultural activities, cultural and leisure activities, socio-cultural environment, socio-pedagogical work with the elderly

ANDRIENKO Oksana Aleksandrovna and other IMPLEMENTATION OF MODERN EDUCATIONAL .

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последние десятилетия в России существенно увеличилась доля пожилых людей в общей численности населения. По данным статистики ежемесячно свыше 1 млн. человек в мире переступают порог 60-летия. На середину 2020 года население мира в возрасте 65 лет и старше насчитывало 728 миллионов человек, что в 2,2 раза больше, чем в 1990 году (328 миллионов человек). К 2030 году численность населения 65 лет и старше превысит 997 миллионов человек, а к 2050 году достигнет 1549 миллионов человек [1]. В нашей стране общая численность пенсионеров на 2020 год составила 46198 тыс. человек [2]. Важным является то, что определенная часть этих граждан нуждается в посторонней помощи и постоянно проживают в стационарных и специализированных учреждениях. Число стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ - 1249, в которых проживают 261 тыс. человек [2; 3].

Необходимо отметить, что характерными признаками современной культуры являются динамичность, ориентация человека на успех, прагматизм, размывание устоев и традиций. Данные тенденции привели к тому, что старшее поколение зачастую чувствует себя ненужным, не способным адаптироваться к новым условиям. Пожилые люди в большей мере, чем другие категории населения нуждаются в социальной помощи и поддержке. Наиболее острой и актуальной проблемой пожилых граждан принято считать малообеспеченность, однако, не менее важной и значимой проблемой является их эмоционально-психологическое состояние, которое, в том числе, усугубилось еще и в период пандемии и изоляции. Следовательно, поиск новых путей обеспечения благополучия пожилых людей является важной социальной, психологической и педагогической задачей.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Различные аспекты проблемы реализации образовательных технологий при работе с пожилыми людьми представили в своих трудах О.А. Андриенко [4], Т.И. Боровкова [5], А.Н. Джуринский [6], Е.И. Зритнева, Н.А. Тимошенко [7], Л.И. Ильчук [8], Е.Г. Коваленко [9], Е.В. Левина [10], Е.В. Малеко [11], Л.В. Мардахаев [12], О.А. Мосина, Б.К. Джабатырова [13], Е.В. Олейник, С.Н. Испулова [14; 15], Л. Попова и Е. Зорина [16], Hanwen Zhang, Chunyan Yang, Mei Yin Seiko [17], O. Seiko [18], I. Wieczorek [19], K. Kamalova [20] и др. [21-23].

Социально-педагогическая технология - это технология помощи человеку, находящемуся в сложной жизненной ситуации, в разрешении его социальных проблем в процессе обучения и воспитания [14].

По мнению многих исследователей, в том числе Е.И. Зритневой, Н.А. Тимошенко, опыт внедрения технологий социально-педагогической работы в рамках оказания социальной помощи пожилым гражданам свидетельствует о том, что эти технологии должны быть многопрофильными, ориентированными на исполнение гарантированных социальных обязательств, отвечать интересам клиента [7]. Так обучение пожилых граждан, проживающих в доме-интернате, является одним их инструментов реализации социально-педагогической технологии в решении проблем этой категории граждан.

Так, О.А. Мосина и Б.К. Джабатырова определяют социально-педагогическую технологию как технологию способствующую: формированию субъект-субъектных отношений внутри группы пожилых; созданию атмосферы доверия; вовлечению в социально полезную деятельность.

Теоретический анализ показал, что в качестве ориентиров, которые лежат в основе реализации социально-16

педагогических технологий в работе с пожилыми людьми, являются: а) приоритет потребностей пожилых; б) организация непрерывности и системности обучения; в) учет групповых интересов обучающихся [13].

В качестве основных методов реализации социально-педагогических технологий в работе с пожилыми людьми выступают: 1) диагностика (анкетирование, тестирование, наблюдение), предназначенная для определения интересов, потребностей и запросов пожилых граждан о предмете изучения; 2) консультирование и беседа, используемые для обсуждения и реализации логических рассуждений в рамках обучающих занятий; 3) информационная лекция (лекция-беседа, лекция-дискуссия), направленная на изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами;4) семинар-дискуссия, применяемый для коллективного обсуждения какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявления мнений в группе (межгрупповой диалог, дискуссия как спор-диалог) [6].

Также важно, что одним из направлений содержания реализации образовательных технологий является досуговое направление, которое позволяет повышать социальную активность посредством участия в культурно-массовых мероприятиях, концертах, литературных гостиных, объединениях по интересам и т.д. А это способствует решению проблем, свойственных пожилым: одиночество, отсутствие интереса к жизни, нежелание жить, апатия, стресс и т.п.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что педагогические традиции в области образования пожилых людей направлены не столько на их вовлечение в образовательную деятельность, сколько на удовлетворение внутренних потребностей в новых знаниях, получении новой информации и решении проблем эмоционально-психологического характера, присущих пожилым гражданам, в том числе в условиях пандемии.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Описание реализации современных образовательных технологий при работе с людьми пожилого возраста в условиях пандемии.

Постановка задания. Разработка и реализация проекта, позволяющего осуществить образовательную социально-психолого-педагогическую деятельность с пожилыми людьми в учреждениях стационарного типа.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Для разработки проекта, направленного на решение проблемы одиночества пожилых людей, улучшения их эмоционального состояния, в условиях вынужденной изоляции, вызванной распространением СОУГО-19, использовались теоретические и эмпирические методы (опрос, тестирование, наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В исследовании приняли участие 107 человек в возрасте от 65 до 90 лет - жители дома «Ветеран» БФ «Металлург» г. Магнитогорска (76 человек), получатели услуг Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения» в г. Орске.

Для выявления интересов пожилых людей нами было проведено анкетирование, а для изучения уровня их одиночества и тревожности использовались следующие методики: 1. «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела, М. Фергюсона. 2. «Субъективная оценка ситуационной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.

В ходе проведения анкетирования, были получены следующие результаты.

Значимыми проблемами для опрошенных пожилых людей являются здоровье (97,7%), дефицит общения (67,3%), сложное материальное положение (22,4%), проведение свободного времени (16,8%), отношения с

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

родственниками (7,5%), трудности в самообслуживании (2,8%).

С распространением коронавирусной инфекции проблем стало больше, основными из них являются, по мнению респондентов, - страх заразиться и заболеть (68,2%), недостаток контактов с окружающими людьми (54,2%), отсутствие мероприятий (40,2%), уменьшение поездок за город (29,9%).

Мы выяснили, знакомы ли респондентам появившиеся в последние годы такие понятия, как «интерактивная экскурсия», «онлайн-экскурсия», «дистанционное занятие»? На данный вопрос положительно ответили всего 12,1% опрошенных, но при этом хотели бы в рамках проекта, с соблюдением всех мер предосторожности в условиях распространения коронавирусной инфекции, принять участие в интерактивных «экскурсиях-путешествиях во времени и пространстве» 92,5% пожилых людей. Наиболее интересными темами выступают: «Самые красивые места Урала», «Самые красивые города мира», «Красивые места России», «По местам боевой славы», «Как начинался Магнитогорск (Орск)», «Путешествия в разные страны», «Путешествие по самым экзотическим местам планеты», «Святые места», «Карелия», «Золотое кольцо России», «Лучшие фильмы XX века», «Культура оттепели» и др.

Совершить онлайн-экскурсии в музеи, картинные галереи не против 94,4% опрошенных. Наибольший интерес у пожилых людей вызывают Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Екатерининский дворец, Лувр, Петергоф, Ватикан, Дрезден, Кунцкамера.

Посещение театров, концертных залов в онлайн формате также привлекает респондентов (89,7%). Они хотели бы послушать песни военных лет, М. Магомаева, Н. Баскова, Н. Кадышевой, А. Баяновой, Л. Лещенко, А. Малинина, Н. Бабкиной, С. Михайлова, С. Ротару. У пожилых людей также вызывают интерес «Ансамбль песни и танца им. Александрова», «Кубанский казачий хор», симфонические концерты П.И. Чайковского и др.

В рамках нашего проекта предусмотрено участие людей пожилого возраста в социльно-психологических занятиях и психологических тренингах. Мы выяснили, какие вопросы им хотелось бы обсудить вместе с квалифицированными психологами: проблема одиночества (33,63%), влияние здоровья на эмоциональное состояние человека (32,7%), улучшение памяти (13,9%), сохранение активности (11,2%), негативные мысли и состояния (10,9%) и др.

Итак, для наибольшего числа опрошенных пожилых людей актуальной проблемой является здоровье, страх заразиться коронавирусом, а также дефицит общения и контактов с людьми. Подавляющее число респондентов желают посетить экскурсии, концерты, театральные постановки в онлайн-формате, пообщаться с психологами и обсудить вопросы, связанные с проблемой одиночества, негативного эмоционального состояния.

Данные, полученные при обработке результатов тестирования по методике Д. Рассела и М. Фергюсона, показывают, что у пожилых людей выявлено три уровня одиночества из четырех возможных: высокий, средний и низкий.

Люди пожилого возраста с высоким уровнем одиночества (54,2%) склонны избегать социальных контактов, изолировать себя от других людей, испытывать затруднения при коммуникациях. У них проявляются чувство тоски, беспомощности, страха, подавленности, внутренней опустошенности, отчужденности. Пожилые люди со средней степенью одиночества (24,3%) более продуктивно строят свои отношения с окружающими. Они менее замкнуты, устанавливают и поддерживают определенное количество социальных контактов. Испытуемые с низким уровнем по изучаемому показателю (21,5%), как правило, не ощущают себя одинокими, они успешны в общении, не испытывают проблем и трудностей во взаимодействии с другими людьми, способны к установ-

лению с окружающими межличностных отношений.

Данные, полученные с помощью методики Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, показывают, что у 42,1% испытуемых повышенный уровень тревожности. 34,6% респондентов имеют средний уровень тревожности; 23,3% пожилых людей обладают низким уровнем тревожности.

Таким образом, в ходе диагностики обнаружено, что у значительной части испытуемых присутствуют чувство одиночества, тревоги, они испытывают дефицит общения. Все это подтверждает необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на решение проблемы одиночества пожилых людей, улучшения их эмоционального состояния, в условиях вынужденной изоляции, вызванной распространением СОУГО-19.

Изучение научной литературы по вопросам работы с пожилыми людьми [15; 17] позволяет определить ее как комплексный процесс оказания социально-психолого-педагогической помощи, направленной на обеспечение адаптации и эффективной социализации пожилых людей, формирования у них умений и навыков, позволяющих нивелировать негативные последствия социальной изоляции.

В связи с этим нами был разработан и реализован проект, позволяющий осуществить образовательную социально-психолого-педагогическую деятельность в учреждениях стационарного типа, поскольку именно одинокие пожилые люди являются группой риска формирования последствий социальной изоляции.

Предложенная нами система дополнительных мер включает в себя создание социально-культурной среды и разработку цикла образовательных, психологических и социально-культурных мероприятий, реализуемых на протяжении одного года.

Работа с пожилыми людьми в условиях пандемии выстраивалась с учетом нескольких педагогических принципов: возрастной сообразности, личностной сообразности, адаптивности, виртуальной социализации.

Основными задачами социально-педагогической работы с пожилыми людьми, проживающими в интернатном учреждении, выступали: 1) формирование у пожилого человека коммуникативных компетенций посредством обучения использования сети Интернет; 2) развитие личностных качеств пожилого человека, способных нивелировать негативные факторы, возникшие в условиях пандемии; 3) создание социально-культурной среды, оказывающей терапевтическое воздействие, включающей пропаганду здорового образа жизни, развитие социальной активности; 4) формирование интереса к различным видам досуга.

Работа реализовывалась в несколько этапов. Первым этапом была подготовка волонтеров из числа студентов 1-2 курсов, обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» ФГБОУ ВО МГТУ им. Г.И. Носова, которые в последующем реализовывали социально-педагогическую, профилактическую и кор-рекционную работу с пожилыми людьми. Данная подготовка была организована в рамках изучения дисциплин «Социально-педагогическая работа в учреждениях социальной защиты», «Организация социально-культурной деятельности в учреждениях социальной службы». На занятиях студенты изучали возрастные особенности пожилых людей, их проблемы, социально-педагогические технологии работы с данной категорией граждан, в том числе специфику работы с одинокими пожилыми, проживающими в учреждении интернатного типа.

Особое внимание было уделено общению, поэтому для студентов были организованы тренинги, направленные на формирование умений и навыков продуктивного общения. Кураторами данной работы выступили магистранты, обучающиеся по направлению 39.04.02 «Социальная работа».

На занятиях по дисциплине «Организация социально-культурной деятельности в учреждениях социальной службы» были определены темы и разработаны занятия,

ANDRIENKO Oksana Aleksandrovna and other IMPLEMENTATION OF MODERN EDUCATIONAL .

ядром которых явились виртуальные экскурсии. В целях осуществления комплексного подхода для решения всех поставленных задач были разработаны формы, позволяющие реализовать такие технологии, как музыкотерапия, вокалотерапия, фильмотерапия, терапия воспоминаниями и другие. Для этого были подобраны фрагменты из фильмов, концертов, караоке-версия любимых песен, составлены вопросы для беседы и проработаны приемы активизации пожилых людей.

На втором этапе работы студентами-волонтерами, с помощью педагогов и магистрантов, были организованы и реализованы мероприятия для жителей дома «Ветеран» БФ «Металлург» г. Магнитогорска (76 человек).

Дом «Ветеран» - 14-этажный дом, в котором имеется 131 однокомнатная квартира улучшенной планировки, предназначен для проживания одиноких пенсионеров с оказанием им социально-бытовых и медицинских услуг. На первом этаже дома расположены административные и служебные помещения: диспетчерский пункт, прачечная, медицинский пункт, конференц-зал, комната отдыха, домовая часовня. Все квартиры оборудованы до-мофонной связью с диспетчерской [24]. Создание таких комфортных условий, безусловно, ценно и важно, однако они не могут способствовать решению всех проблем, возникающих у данной категории граждан.

В рамках проекта нами были определены четыре группы пожилых людей (по 10 человек каждая), которые посещали занятия в специально оборудованном зале, а остальные участники (36 человек) - это маломобильные граждане, получавшие социально-психолого-педагогическую помощь в своей квартире.

Тема первого занятия была определена с учетом предпочтений пожилых людей - «Зову тебя Россией, единственной зову...». Основная часть занятия - знакомство с природой различных регионов России. Среди них Долина гейзеров Камчатки, озеро Эльтон в Волгоградской области, Чарские пески в Забайкальском крае, Кунгурская Ледяная и Ординская пещеры на Урале, Мань-Пупу-Нёр в республике Коми, Авачинская бухта в Камчатском крае, озеро Кезеной-Ам на Кавказе, Ленские столбы в Якутии. Логическим продолжением разговора о природе России стало обращение к ее культуре: просмотр выступления хора им. Пятницкого и исполнение песен о России. Закончилось занятие обсуждением увиденного и обменом впечатлениями.

Встреча «Самые удивительные места нашей планеты» состоялась в декабре 2020, поэтому помимо виртуальной экскурсии по самым удивительным местам планеты были проведены викторины «Угадай страну по мелодии», «Как встречают новый год в разных странах», организованы новогоднее поздравление Деда-Мороза и Снегурочки (студенты-волонтеры) и исполнение новогодних песен.

В рамках занятия «Мир вокруг меня: природа и культура Урала» состоялось знакомство с художественной культурой Урала: просмотр видеосюжетов 50-х годов, путешествие в концертный зал - выступление Уральского государственного академического русского народного хора (хореографическая композиция «Народы Урала, народные песни), виртуальное путешествие по самым красивым местам Урала. Далее предлагалось исполнение песен, которые пели и поют на Урале. Воспоминания о том, где и когда они звучали. По традиции, закончилось занятие обменом впечатлениями.

Встреча «По местам боевой славы» - это виртуальная экскурсия по городам-героям Сталинграду, Смоленску, Севастополю, Керчи и другим. Во время второй мировой войны эти города имели большое стратегическое значение и, как следствие, наиболее трагичную историю. Участники виртуальной экскурсии прогулялись по современным весенним улицам городов-героев, посмотрели на монументы и скульптурные композиции, посвященные событиям Великой Отечественной войны и героизму защитников Отечества. Кроме того 18

демонстрирован фрагмент документального фильма о работе поискового отряда из Магнитогорска, который и по сей день занимается поиском останков погибших солдат, выполняя очень значимое дело по сохранению исторической памяти. Также для создания эмоционально благоприятного фона были продемонстрированы видеофрагменты из художественных фильмов о войне, где звучат известные и любимые всеми песни: «От героев былых времен», «Десятый батальон», «Нас не нужно жалеть», а также хореографический номер в исполнении Академического ансамбля песни и пляски войск Национальной гвардии.

Поскольку большой интерес был проявлен к онлайн-экскурсиям в концертные залы и театры, студенты-волонтеры осуществили подборку театральных постановок и концертов, интересных для пожилых людей, и предлагали их просмотр, работая индивидуально с каждым.

В ходе реализации представленного проекта с пожилыми людьми проводилась психологическая работа, которая включала в себя элементы тренинга, направленного на преодоление чувства одиночества, снятие тревожности, беспокойства, вызванные распространением СОУГО-19, в тоже время, она способствовала устранению дефицита общения у пожилых людей.

Таким образом, представленная работа по социально-психолого-педагогической работе с пожилыми людьми в условиях пандемии включала в себя следующие компоненты.

1. Образовательный компонент: получение знаний об использовании информационных технологий в повседневной жизни (регистрации и использование социальных сетей «Вконтакте» и «Одноклассники», использование мессенджеров УШег и Watsapp для общения с родственниками и знакомыми, поиск информации на интересующие темы в сети Интернет).

2. Психолого-педагогический компонент: формирование положительного эмоционального состояния и благоприятного климата в группе.

3. Социальный компонент: формирование социально активной личности путем вовлечения в творческую деятельность, в психологические тренинги.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

Исследование О.В. Галиулиной показало, что качество жизни пожилых людей формируется с позиции озабоченности своим здоровьем [25]. В.Г. Доброхлеб в своей работе указывает на рост социальной изоляции пожилых людей в период пандемии [26]. Эти особенности также были выявлены и нами.

Исследование, проведенное В.Н. Келасьевым и И.Л. Первовой, показало, что пожилые петербуржцы сложно адаптируются к требованиям коронавирусной среды города, испытывают трудности в связи с возникшей изоляцией. Авторы говорят о необходимости реализации технологий обучения пожилых людей рациональному поведению в новых условиях [27], что и представлено в нашей работе.

Ю.В. Кобзев, В.В. Ким, В.Н. Петрова, рассматривая социальные проблемы лиц пожилого и старческого возраста, проживающих в домах интернатах, приходят к выводу о том, что необходимо: а) организовывать социально-психологическую помощь, направленную на снятие эмоционального напряжения, адаптацию пожилых людей к новым условиям; б) создавать условия для досуга; в) вовлекать в трудовую деятельность [28].

Я.В. Шимановская и А.С. Сарычев [29], П.А. Гуцко [30] рассматривают меры по социально-педагогической поддержке пожилых людей в условиях пандемии СОУГО-19: сопровождение подопечного (за покупками, к врачу); помощь в покупке и доставке продуктов питания/ лекарств; помощь по дому; организация коммуникативного пространства; организация онлайн коммуникаций с подопечным, а также общения по телефону. Отметим, что в

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-00бб; ISSN online: 2712-97S0

нашем проекте волонтеры еще и обучали пожилых людей использованию информационных технологий в повседневной жизни.

Одним из направлений содержания реализации образовательных технологий с пожилыми гражданами является досуговое направление. Так, у А.Е. Криворучко организация досуга представлена как способ борьбы с одиночеством [31], у О.В. Ладыковой как одно из направлений социализации людей пожилого возраста [32], у Е.Г. Черниковой как профилактическое и терапевтическое воздействие, расширение культурного кругозора пожилых, способ преодоления чувства одиночества, отчуждения от общества [33].

В ходе реализации нашего проекта эти моменты также нашли свое отражение. Также нами было отмечено стремление пожилых людей к получению новых знаний, их реальная готовность к обучению, что подтверждается и другими авторами [16].

Необходимо сказать, что в психолого-педагогической литературе еще недостаточно представлено проектов, направленных на работу с пожилыми людьми в условиях вынужденной изоляции, вызванной распространением COVID-19.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. В результате проведенной диагностики обнаружено, что у значительной части испытуемых присутствуют чувство одиночества, тревоги, они испытывают дефицит общения. Реализуемый нами проект с пожилыми людьми в условиях вынужденной изоляции, вызванной распространением COVID-19, позволил актуализировать потенциальные творческие, психические и физические возможности, удовлетворить духовные потребности пожилых людей, решить проблему дефицита общения, снизить уровень тревожности и одиночества, повысить их социально-психологическую устойчивость.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Дальнейшие перспективы решения представленной проблемы заключаются в разработке социальных проектов, направленных на обеспечение повышения качества жизни пожилых людей и решение вопросов адекватного преодоления социальной эксклюзии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Демографический еженедельник «Демоскоп Wekly» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.demoscope.ru/ weekly/2020/0879/barom02.php. — (дата обращения 20.04.2021).

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru. — (дата обращения 20.04.2021).

3. ЕМИС. Государственная статистика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.fedstat.ru/. — (дата обращения 20.04.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Андриенко О.А. Проблемы и перспективы образования взрослых (на примере людей предпенсионного возраста) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 16-19.

5. Боровкова Т.И. К новой ступени многоуровнего непрерывного образования — образованию пожилых людей / В сборнике: Materials digest of the XXXI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in pedagogical and psychological sciences, the II stage of the Championship in philological sciences. (London, August 31 - September 06, 2012). Chief editor - Pavlov V. V., London, 2012. С. 73-75.

6. Джуринский А.Н. Образование в «третьем возрасте» в России // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 10. С. 156-175.

7. Зритнева Е.И., Тимошенко Н.А. Технологии социально-педагогической работы с пожилыми гражданами в современных учреждениях социального обслуживания //Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 165-168.

8.1льчукЛ.1. Оцтка системи, ресурав таризишв при впровадженнi амейних форм влаштування оаб похилого вту та оаб з iнвалiднiстю // The Scientific Heritage. 2020. № 51-4 (51). С. 59-65.

9. Коваленко Е.Г. Влияние уровня образования пожилого человека на его психологические особенности //Modern Science - Moderni Veda. 2014. Т. 1. № 1. С. 74-82.

10. Левина Е.В. Проблема включения инновационных технологий в социальную работу с пожилыми людьми и инвалидами // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-4. С. 114117.

11. Кулешова А.В., Малеко Е.В. Особенности создания модели организации досуговой деятельности // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного раз-

вития России. 2017. № 2 (12). С. 20-22.

12. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации //Педагогическое образование и наука. 2010. № 6. С. 4-10.

13. Мосина О.А., Джабатырова Б.К. Инновационные социально-педагогические технологии в условиях современного геронтообразова-ния // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 32.

14. Олейник Е.В., Ишмухаметов Б.Н. Компьютерная грамотность пожилых людей как условие социального сопровождения в современном информационном обществе /В книге: Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 76-й международной научно-технической конференции. 2018. С. 383-384.

15. Ispulova S.N., Oleinik E.V., Potrikeeva O.L., Suprunenko G.A Development of state and non-governmental gerontological social practices: the experience of Magnitogorsk city. Man in India. 2017. Т. 97. № 21. С. 287-300.

16. Popova L., Zorina E. Issues of resource potential implementation elderly people in educationЧасопис економiчних реформ. // 2020. № 2 (38). С. 89-97.

17. Hanwen Zhang, Chunyan Yang, Mei Yin. The problem of the elderly protection in the elderly care institutions during COVID-19 pandemic // Russian Family Doctor. 2020. T. 24. № 2. С. 39-44.

18. Seiko O. Lifelong Learning and demographics: a Japanese perspective // International Journal of Lifelong Education. 2005. Vol. 24. July-August. P. 354.

19. Wieczorek I. Senior education — chosen aspects /1. Wieczorek // Podstawy ksztaicenia ustawicznego od A do Z. 2010. Pp. 181-200.

20. Kamalova Kh.S. The quality of life of older people as an object of regional social policy // Colloquium-journal. 2019. № 28-5 (52). С. 36-38.

21. Татаринов К.А., Куликова О.В. Аспекты образования пожилых людей //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 139-142.

22. Черникова Е.Г. Неформальное образование граждан старшего поколения в сфере досуга //Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 18-20.

23. Ромашкина Ю.В., Морозов А.А. Местные сообщества районов карелии в восприятии вопроса занятости пожилых людей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 262-265.

24. Специализированный дом «Ветеран» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fondmetallurg.ru/aboutfond/strukt/org/dom-veteran.html. — (дата обращения 21.04.2021).

25. Галиулина О.В. Пилотное исследование влияния пандемии COVID-19 на качество жизни лиц пожилого и старческого возраста // Уральский медицинский журнал. 2020. № 11 (194). С. 57-60.

26. Доброхлеб В.Г.Современная пандемия и риск роста социальной изоляции пожилых людей //Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2020. № 3. С. 166-173.

27. Келасьев В.Н., Первова И.Л. Адаптация пожилых петербуржцев к ситуации пандемии коронавируса // Успехи геронтологии. 2020. Т. 33. № 6. С. 1016-1026.

28. Кобзев Ю.В., Ким В.В., Петрова В.Н. Актуальные медико-социальные проблемы лиц пожилого и старческого возраста, проживающих в домах интернатах / В сборнике: Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 166-170.

29. Шимановская Я.В., Сарычев А.С. Социальная и социально-педагогическая поддержка пожилых людей в период пандемии COVID-19 //ЦИТИСЭ. 2021. № 1 (27). С. 346-359.

30. Гуцко П.А. Меры социальной поддержки граждан в условиях пандемии COVID-19 // Трудовое и социальное право. 2020. № 4 (36). С. 23-27.

31. Криворучко А.Е. Организация досуга пожилых людей как способ борьбы с одиночеством //Научная палитра. 2020. № 2 (28). С. 7.

32. Ладыкова О.В. Организация различных форм культурного досуга как одно из направлений социализации людей пожилого возраста / В сборнике: Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе. Сборник статей участников VI Международной научно-практической конференции. Научные редакторы С.П. Акутина, Т.Т. Щелина. 2019. С. 113-116.

33. Черникова Е.Г. Неформальное образование граждан старшего поколения в сфере досуга //Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 18-20.

Статья поступила в редакцию 22.06.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.