УДК 364.044
DOI: 10.21685/2072-3016-2017-3-14
М. Э. Елютина, С. В. Климова
АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Аннотация.
Актуальность и цели. В свете общей тенденции постарения населения в России необходим научный анализ реабилитационной практики пожилых людей. Цель статьи - рассмотреть механизм действия организации досуга пожилых людей путем включения их в творческую деятельность в совокупности со специфическими социальными проблемами пенсионного возраста.
Материалы и методы. Авторами были использованы социологические методы сбора и анализа социальной информации при осуществлении эмпирического исследования применения арт-технологии в учреждении социального обслуживания, общенаучные методы классификации и сравнительного анализа. Положения статьи обоснованы репрезентативными социологическими исследованиями свободного времени россиян, психологическими исследованиями ментальности пожилых людей, анализом опыта реализации арт-технологии в социальном обслуживании пожилых клиентов.
Результаты. В исследовании выявлена роль свободного времени в социализации личности в позднем возрасте, представлены социальные барьеры для использования свободного времени в целях полноценного развития пожилого человека, показаны социальные компоненты арт-технологии.
Выводы. Недостаток материальных ресурсов, социальная эксклюзия и смена интерпретации институциональных ролей отрицательно влияют на социальное самочувствие в третьем и четвертом возрасте. Однако включение в творческий процесс возвращает пожилому человеку ощущение социальной полноценности.
Ключевые слова: досуг, культура, экономический статус, общение, социальное обслуживание.
M. E. Elutina, S. V. Klimova
ART-TECHNOLOGY IN SOCIAL WORK WITH THE ELDERLY: A SOCIOLOGICAL APPROACH
Abstract.
Background. In the light of the general tendency of population aging in Russia, a scientific analysis of the rehabilitation practice of the elderly is needed. The purpose of the article is to consider the mechanism of leisure organization for the elderly by engaging them in creative activity together with specific social problems of the retirement age.
Materials and methods. The authors used sociological methods of collecting and analyzing social information in the course of empirical study of the use of art technology at an institution of social services, as well as general scientific methods of classification and comparative analysis. The provisions of the article are based in representative sociological studies of leisure of Russians, psychological studies of the mentality of the elderly, an analysis of the experience of implementing art technologies in the social service for elderly clients.
Results. The study reveals the role of free time in the socialization of the personality of the elderly, presents social barriers to the use of free time for the full development of an elderly person, shows the social components of art technology.
Conclusions. The lack of material resources, social exclusion and changing interpretation of institutional roles adversely affect social health in the third and fourth age. However, the inclusion into creative and artistic processes brings back the sense of social usefulness to the elderly.
Key words: leisure, culture, economic status, communication, social services.
Социальная работа - синтетический вид деятельности, в которой в союзе с теориями социально-гуманитарного знания развиваются практические способы социальной адаптации людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Арт-терапия прочно вошла в арсенал технологий помощи страдающим от физических, душевных и социальных проблем людям. Об этом свидетельствует работа учреждений системы социального обслуживания населения и некоммерческих организаций с различными типами клиентов -пожилыми [1], инвалидами [2], родителями и детьми [3], которая обязательно включает различные способы и методы арт-терапии.
Если суммировать сведения о современных видах арт-терапии для пожилых людей, в широком смысле ее можно определить как метод социокультурной реабилитации с помощью творческого процесса. Специалисты видят пользу арт-терапии в улучшении эмоционального состояния, что вызывает лечебный эффект. Отдельные виды арт-терапии - лепка из пластилина, рисование по песку, вязание, танцы, пение и др. - полезны для тела как тренировка стареющего организма (моторики, органов дыхания и пр.) [4, с. 44-47].
Обзор деятельности центров социального обслуживания населения показывает, что в работе с пожилыми клиентами арт-терапия является эффективным методом реабилитации. Однако акценты в ее репрезентации в основном психологические, между тем как социологическая теория имеет большое значение в объяснении того, почему люди третьего и четвертого возраста нуждаются в креативных формах досуговой деятельности. В статье предлагается комплекс теоретических аргументов и примеры из практики работы с пожилыми клиентами, обосновывающие приоритет социологического анализа арт-терапии.
Арт-технология как механизм творческого освоения геронтологического этапа жизни
Вхождение в пожилой возраст, прекращение трудовой деятельности сопровождаются изменением темпоральной структуры повседневности. Социальная заданность ритма, давление, нагрузки, говоря иначе, жизнь по расписанию, связанная с трудовой деятельностью, деловыми контактами и сетями, заменяется относительно устойчивым уровнем личностного функционирования, что позволяет воспринимать повседневные события как стабильные. Процесс структурных изменений инициирует необходимость переформатирования старых и выработку новых жизненных правил и стратегий выстраивания жизни по своему распорядку дня, а не по чужому. На геронто-логическом этапе можно говорить о новом способе экзистирования, суть которого в освоении расширяющегося пространства свободного времени. Этот
способ предполагает ситуацию выбора, определения жизненных ориентиров, представленных для каждого индивидуально в форме бинарной оппозиции смыслов «потеря - приобретение». Нередко он сопровождается спонтанной иллюзией, что стоит только сбросить оковы социальной заданности жизни и наступит благоденствие. В действительности переход к данному способу эк-зистирования создает напряжение, связанное с поиском ответных практических действий на новые вызовы, источником которых служит человеческая субъективность, выраженная в смысле жизни и способах его поиска и обретения. Необходима переоценка, которая требует переосмысления эвристических перспектив жизни. Понятие освоения свободного времени амбивалентно, поскольку соотносится как с чужим, так и своим временем. Поэтому характер и способ овладения свободным временем колеблется между гетерономным полюсом полного приспособления к социально одобряемым форматам свободного времени и автономным полюсом суверенного его определения. Освоение свободного времени на геронтологическом этапе жизни - это особая форма опыта, когда надо найти ответы на вопросы. Для чего время свободно? Как им правильно распорядиться? Как избежать дезориентацион-ных и ситуативно обусловленных экспрессивных действий? Для него характерны следующие признаки: самоконтроль (указывает на то, что пожилой человек сам управляет свободным временем посредством предоставленной ему расширенной автономии) и саморационализация (фиксирует направленность на успешное использование материальных, физических, символических и иных ресурсов в рамках жизненной ситуации). Не претендуя на полноту перечисления, выделим несколько вариантов овладения свободным временем на геронтологическом этапе жизненного пути.
Во-первых, свободное время воспринимается как вместилище нужд, инстинктов, потребностей. Оно может ассоциироваться с пустотой, бессодержательностью, что ведет к пассивности, страдательности, претензиям на повышенное внимание со стороны социальных институтов, членов семьи, знакомых. Свободное время может восприниматься и как приобретение полной свободы, свободы от всех и всяческих обязанностей, в том числе и по отношению к собственным детям и внукам. Реальными проявлениями такой установки становятся поступки, совершаемые с ориентацией на свою пользу, удовольствие, объективный эффект. В этих случаях правильнее было бы говорить об овладении чужим временем, о влиянии на темпоральность других людей. Во-вторых, свободное время представляется как его экзистенциальная инверсия, которая становится источником тотального переживания прошлого. «Длинная тень прошлого» (А. Ассман) увеличивает плотность мемориальных воспоминаний на единицу времени, растворяя настоящее, фабрикуя параллельную реальность, что ведет к сокращению опций и понижению конкурентоспособности на данном возрастном этапе. Во всех указанных случаях существует реальная угроза обособления, источник конфликтов, разрушения ценностей. Свободное время превращается во враждебное, «пустое» со всеми вытекающими из этого негативными последствиями, проявляющимися в форме комплексов, коммуникативных барьеров, «воскресных неврозов».
В геронтологическом пространстве России конструируется новый социальный смысл свободного времени, включающий в себя умение выработать целый ряд разнообразных смыслов и отношений, актуализировать цели,
постоянно находиться в творческом состоянии движения, создать своего рода проект примирения между потерей и приобретением, тонкого их соединения. Очевидно, что чем выше уровень культуры как личности, так и общества, тем больше альтернативных поведенческих вариантов, тем больше шансов избежать крайних оппозиционных смыслов, заводящих пожилого человека в биографический тупик. Креативной формой освоения свободного времени на геронтологическом этапе становится творчество. Не случайно складывается новый тренд, который можно условно назвать «Сделай то, что желал, но не успел». Свободное время выступает как ресурс развития, совершенствования, восстановления жизненных сил. Творческая сущность свободного времени реализуется с помощью различного рода программ геронтологического образования, креативных занятий, направленных на создание и накопление ценностей, а также на увеличение событийной насыщенности повседневной жизни пожилых людей. Помимо субъективных устремлений, выделим основные социальные факторы, которые маркируют оси напряжения в ситуации освоения свободного времени в пожилом возрасте. Речь идет о тех структурных факторах, которые препятствуют реализации креативного способа освоения свободного времени пожилым человеком в контексте сохраняющегося неравенства. Отметим, по нашему мнению, основные моменты:
1. Дефицитарный уровень жизни значительной части населения старшей возрастной группы, инициирующий поиск и реализацию различных практик совладания с неблагоприятными обстоятельствами жизни: продолжение трудовой деятельности, выполнение разовых поручений за вознаграждение, реализация традиционной функции заботы о внуках, что приводит к значительному увеличению трудовой нагрузки на пенсионеров и ухудшению условий отдыха. Необходимость решения повседневных проблем значительно сокращает возможности использования свободного времени пенсионерами, снижает удовлетворенность его объемом и проведением.
2. Устойчивость традиционных геронтологических стереотипов в отношении ресурсных возможностей представителей старшего возраста, в том числе представление о неизбежном выветривании с возрастом желаний и устремлений, связанных с творчеством, которое рассматривается в качестве прерогативы молодого возраста. В качестве ограниченного, замкнутого в себе самом пожилой человек противопоставляется истинной жизни, творческим порывам, присущим молодым людям. В лучшем случае пожилой возраст воспринимается как остановка на определенном уровне развития, ограничивающем процессы творения и инновации. Представление об обеднении и иссушении сценариев жизни в старшем возрасте превращает пожилого человека в краевую фигуру творческого процесса.
3. Сеть формальных предписаний, коммерциализация учреждений до-суговых услуг - «индустрия досуга» - приводит к недосягаемости, виртуальности престижных моделей освоения свободного времени, порождает у пожилых людей чувство неуверенности в собственных силах, блокирует использование досуга для реализации творческого потенциала. Многие формы досуга - посещение кино, театров, музеев, выставок, занятия непрофессиональным творчеством, физкультурой и спортом - оказываются за пределами досягаемости для пожилых людей. Невелики возможности и тех представителей геронтологической группы, кто сохранил приверженность печатной
книге и привычку приобретать ее в книжном магазине. Кроме того, принципы организации досуговой сферы исключают ориентацию на возрастные особенности людей. В целом прокатчики предлагают зрителям фильмы, рассчитанные в первую очередь на подростков и молодежь. Именно этих зрителей в кинотеатрах становится все больше, а представителей других возрастных групп - все меньше. Аналогичная ситуация сложилась и в организации отдыха пожилых людей, предоставлении возможных туристических маршрутов.
4. Низкая информированность пожилых людей о различных видах досуга, низкая осведомленность о конкретных местах, где возможно их участие в различных видах активного отдыха. В качестве участников досуговых мероприятий приглашаются, как правило, представители молодежной группы, так как большое количество видов активного отдыха подразумевает значительные материальные затраты, хорошую физическую подготовку и специальные навыки.
5. Низкое качество подготовки кадров, нехватка профессионалов, работающих в учреждениях, организующих внепроизводственную жизнь, способных обеспечить необходимые взаимодействия, направленные на удовлетворение специфических социальных потребностей пожилых людей. Полную непричастность к творчеству пожилой человек переживает как лишение и деградацию, чувствует себя при этом выключенным из нормального хода вещей. Главные мотивы обращения к творчеству - потребность в отдыхе, в познании и самосовершенствовании, в положительных эмоциях, вызванных переживанием творческой деятельности или восприятием искусства, в совместной коллективной деятельности, в выстраивании коммуникативной среды. Самореализация в творческом процессе в значительной степени гасит психологическую реакцию отчаяния, помогает возвысить уязвленное достоинство старшего поколения. Творчество в данном контексте представляет собой квант переживаемого знания о мире, соединяющий в себе индивидуально-личностные и культурно-групповые смыслы. Оно проявляется в различных репрезентативных практиках и возобновляет жизнь в изменившихся условиях. Существующие значительные социальные перепады в отношении реализации креативного способа овладения свободным временем обусловлены наличием или отсутствием определенных социальных технологий, которые не только смягчат социальные противоречия для отдельных пожилых людей, но и смогут создать системы социальной адаптации. С этой точки зрения арт-технология выступает досуговым проектом, реализующим творческие устремления пожилого человека. Эта распространенная сегодня в учреждениях социального обслуживания социальная технология обладает весьма ощутимым влиянием на идентификационные, репрезентативные, коммуникативные стратегии пожилых людей. Она направлена на созидание личности вне приоритетов уникальности, что вытесняет вопрос о «пользе» занятия каким-либо видом художественного, музыкального, прикладного творчества на второй план.
Социальные причины специализированной организации досуга пожилых людей
Помимо индивидуальных особенностей характера, темперамента и ментальности клиентов, с которыми работают специалисты центров социального обслуживания, возраст является мощным социальным фактором, про-
ецирующим общие особенности на всю когорту старшего поколения. Возрастной статус также связан с другими социальными причинами, стимулирующими пожилых людей обращаться в учреждения социального обслуживания, в том числе для проведения досуга.
Во-первых, к таким социальным проблемам относится одиночество [5]. Число социальных ролей пожилых людей вынужденно уменьшается, обрываются их социальные связи и контакты, поэтому в третьем возрасте происходит кризис социальной идентичности. Вместе с обрывом трудовых связей, потерей близких, ухудшением здоровья сокращаются семейные и дружеские контакты. В этом возрасте жизнь требует от человека изменения содержания своих социальных отношений. В условиях исключения человека из трудовой деятельности межпоколенческое общение может быть скорее травмирующим фактором, чем реабилитирующим. Социальная ситуация, вызванная деформацией общения, в сокращенном наборе социальных ролей порождает дефицит общения. Даже если в течение жизни человек был благополучным в трудовой деятельности и семейной жизни, в пожилом возрасте он сталкивается с проблемой социального одиночества, неизбежно ухудшающем его социальное самочувствие.
Во-вторых, понижение экономического статуса людей старшего поколения в связи с выходом на пенсию и прекращение трудовой занятости порождает массовую бедность среди них. Методологическое значение имеют результаты эмпирических исследований, проведенных по федеральным репрезентативным выборкам населения в области социологии культурно-досу-говой деятельности, которые в последние два десятилетия фиксируют экономические причины досугового поведения россиян. Коммерциализация досу-говой сферы в рыночных условиях привела к тому, что досуг россиян стал прямо зависеть от материального положения человека [6]. Поэтому в структуре свободного времени в современном российском обществе преобладают формы пассивного досуга, и более всего - просмотр телевизора. Пенсионеры, как депривированная по экономическому параметру группа населения, значительно больше времени по сравнению с представителями остальных возрастных групп проводят время «у телеящика».
Организация социального обслуживания выступает учреждением, предоставляющим досуговые услуги по очень низким ценам. Например, в комплексном центре социального обслуживания населения Энгельсского района одно занятие по обучению живописи в течение полутора часов стоит 6 рублей 50 копеек для тех клиентов, пенсия которых больше десяти тысяч рублей. Для остальных неработающих пенсионеров все занятия разными видами творчества в клубах центра проводятся бесплатно.
В-третьих, возрастной статус является определяющей причиной эстетических вкусов. Это происходит не в силу физиологических различий молодости и старости, а по причине особенности социального опыта. В менталь-ности пожилых людей большое значение имеют воспоминания, обстоятельства жизни переосмысляются ими ушедшими сюжетами молодости [7, с. 29]. Наряду с общими традициями культуры определенного этноса и территории, люди были включены в течение жизни в разные стилевые контексты культуры. Социальная обусловленность проявляется в тех предпочтениях, которые пожилые люди проявляют в выборе песен, стихов, танцев, стилей живописи, жанров литературы и кино.
Социальные индикаторы процесса арт-технологии
На базе государственного автономного учреждения Саратовской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Энгельсского района» досуговая работа с пожилыми людьми реализуется в масштабе крупного районного города. В центре клиенты вовлекаются в различные виды творческой деятельности в плане социокультурной реабилитации как в стационарной, так и в полустационарной форме обслуживания. С клиентами работают специалисты, профессиональный опыт которых по применению арт-технологии в досуговой работе составляет более 15 лет. Они были выбраны в качестве экспертов для опроса, проведенного С. В. Климовой методом свободного интервью в январе 2017 г.
В центрах социального обслуживания арт-терапия с пожилыми людьми проводится в формах культурно-досуговой работы, которые наполняются разнообразными по содержанию практиками контакта с продуктами творчества (музыкой, поэзией, живописью, танцами, театром и пр.) или самостоятельного творческого процесса. Психологические компоненты арт-терапии присутствуют на «входе» и на «выходе» работы специалиста с клиентом. Для работы с пожилыми людьми специалисту важно создать с ними психологический контакт, основанный на эмпатии и доброжелательности. В итоге творческая работа должна «переплавить» отрицательные эмоции клиентов.
Однако данные интервью свидетельствуют о том, что терапевтический эффект занятий творчеством определяется в большей степени социальным фактором - групповой формой занятий. Во время занятий важен не только индивидуальный творческий процесс, но и социальное содержание контакта в группе. «Индивидуальный подход обязателен, но и групповое общение тоже. Никто из присутствующих не чувствует себя изгоем. Важно мнение других. Если у кого-то что-то получилось - общая радость. Она должна проникнуть в каждого. Эта радость создает энергетический подъем, будит новые способности. Вот эта общая радость и есть главное в нашей работе, я думаю» (из интервью с экспертом).
Важной также является оценка продукта творчества - групповая или внешняя. С помощью нее человек получает доказательство своей реализации, выходит из оболочки одиночества «в мир», поэтому арт-технология обязательно сопровождается выставками арт-продуктов. «У нас организуются выставки работ наших клиентов. Картины висят по месяцу. Люди выходят из своей скорлупы. Выход "в люди" лишает изоляции пожилого человека, а здесь можно культурным способом избавиться от изоляции, продемонстрировав другим людям свой креативный продукт» (из интервью с экспертом).
Исследование также свидетельствует о том, что досуговый стереотип советского периода - культурно-массовые мероприятия - являются весьма эффективной формой арт-технологий для улучшения социального самочувствия пожилого человека, избавления от самоидентификации одинокого и ненужного в обществе.
Этот факт подтверждает опыт использования арт-терапии с пожилыми клиентами других учреждений. В практических исследованиях отмечается очевидная эффективность группового подхода в арт-терапии [8]. Благодаря коммуникационному процессу, в группе возникает обмен чувствами и на-
блюдениями в процессе творчества. Участник занятий, который трудится над собственным арт-продуктом, тем не менее является соучастником общего дела, что способствует атмосфере сплоченности, доброжелательности, эмоциональной поддержке друг друга. Наблюдения специалистов показывают, что социальное взаимодействие в коллективе «творцов» обусловливает снижение дискомфортных психологических явлений - тревожности и депрес-сивности.
Через клубную деятельность осуществляется социализация людей пожилого возраста. Клубы по интересам способствуют формированию новой социальной идентичности человека после выхода на пенсию: помогают найти новые цели в жизни, мотивы для приобретения новых знаний, продлить активную жизнь. Вовлекаясь в творческий процесс, многие люди впервые обретают себя.
Любые групповые занятия творчеством в центре социального обслуживания - обучение прикладному искусству, живописи, пение, танцы - можно номинировать как технологию, которая развивает у пожилых людей совла-дающие с одиночеством жизненные стратегии. При проведении досуга в центре приобретаются новые знакомства. Совместная деятельность искусством объединяет людей. «Важно отметить, что пожилые люди, которые приходят к нам, большей частью одиноки. И посещение мероприятий расширяет их круг общения, что для них очень ценно. Они остаются после мероприятия, чтобы его обсудить, общаются, знакомятся между собой» (из интервью с экспертом).
Скорее социальным, а не психологическим фактором являются профессиональная компетенция специалиста, его креативные способности, личная увлеченность искусством, благодаря которым он способен создать психологический эффект - «заразить» клиентов собственной увлеченностью, преобразованной в положительные эмоции. Профессиональная квалификация -часть трудового потенциала личности, который, в свою очередь, является ее социальной характеристикой. Для специалиста по социальной работе, занимающегося организацией досуга пожилых людей, в профессиональную компетенцию включаются как личное знание культуры, владение каким-либо видом искусства, так и профессиональный стиль общения с пожилыми клиентами. «Люди эти к нам приезжают много лет. Мы при встречах уже обнимаемся, целуемся. Они к нам относятся как к родственникам, чувствуя наше к ним искренне и доброе отношение. При встрече говорят: "Как мы по вас соскучились!". Люди нуждаются в добре и ласке, их они недополучают от своих детей. Дети очень загружены, заняты. Дети на пяти работах: времени
на своих родителей не хватает» (из интервью с экспертом).
***
Социологический анализ досуга старших поколений в современном российском обществе выявляет доминанту социально-экономических и социокультурных оснований для рассмотрения практических вопросов его организации в системе социального обслуживания. Психологические факторы высвечиваются в виде социально-психологических компонентов социального процесса адаптации личности к условиям конкретной экономической ситуации и культурного контекста, в которых протекает жизнь пожилого человека.
Творческая деятельность способна реабилитировать пожилого человека в сложной жизненной ситуации. Она помогает ему в условиях возрастной утраты многих социальных ресурсов и позиций приобрести новые умения и навыки, пополняя его человеческий и культурный капитал. В результате повышается социальная самооценка личности, вызывая улучшение ее психологического состояния.
Библиографический список
1. Энциклопедия социальных практик поддержки пожилых людей в Российской Федерации / под ред. проф. Е. И. Холостовой, проф. Г. И. Климантовой. - М. : Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 552 с.
2. Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации / под ред. проф. Е. И. Холостовой, проф. Г. И. Климантовой. - М. : Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 824 с.
3. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации / под ред. проф. Е. И. Холостовой, проф. Г. И. Климантовой. - М. : Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 752 с.
4. Российская энциклопедия социальной работы / под общ. ред. д-ра ист. наук, проф. Е. И. Холостовой. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. -С. 44-47.
5. Елютина, М. Э. Одинокое проживание и переживание одиночества в позднем возрасте / М. Э. Елютина, О. А. Трофимова // Журнал исследований социальной политики. - 2017. - Т. 15, № 1. - С. 37-50.
6. Сколько свободного времени у россиян и как они его проводят? // Фонд общественного мнения. - URL: http://fom.ru/0braz-zhizni/10880/ (дата обращения: 21.04.2017).
7. Шатохина, В. А. Ментальность человека старшего возраста / В. А. Шатохи-на. - М. : Социальное обслуживание, 2016.
8. Пчелина, И. А. Применение арт-технологии в коррекционной работе с пожилыми людьми и инвалидами в доме-интернате для престарелых и инвалидов / И. А. Пчелина, М. Н. Сукочева // Социальное обслуживание. - 2015. - № 6. -С. 12-23.
References
1. Entsiklopediya sotsial'nykh praktikpodderzhki pozhilykh lyudey v Rossiyskoy Federatsii [The encyclopedia of social practices to support the elderly in the Russian Federation]. Eds. prof. E. I. Kholostova, prof. G. I. Klimantova. Moscow: Izdatel'sko-torgovaya kor-poratsiya «Dashkov i K», 2015, 552 p.
2. Entsiklopediya sotsial'nykh praktik podderzhki invalidov v Rossiyskoy Federatsii [The encyclopedia of social practices to support the handicapped in the Russian Federation]. Eds. prof. E. I. Kholostova, prof. G. I. Klimantova. Moscow: Izdatel'sko-torgovaya kor-poratsiya «Dashkov i K», 2015, 824 p.
3. Entsiklopediya sotsial'nykh praktik podderzhki sem'i i detstva v Rossiyskoy Federatsii [The encyclopedia of social practices to support the family and childhood in the Russian Federation]. Eds. prof. E. I. Kholostova, prof. G. I. Klimantova. Moscow: Izdatel'sko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K», 2015, 752 p.
4. Rossiyskaya entsiklopediya sotsial'noy raboty [The Russian encyclopedia of social work]. Ed. E. I. Kholostova. Moscow: Izdatel'sko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K», 2016, pp. 44-47.
5. Elyutina M. E., Trofimova O. A. Zhurnal issledovaniy sotsial'noy politiki [The journal of sociopolitical research]. 2017, vol. 15, no. 1, pp. 37-50.
6. Fond obshchestvennogo mneniya [The public opinion foundation]. Available at: http:// fom.ru/0braz-zhizni/10880/ (accessed April 21, 2017).
7. Shatokhina V. A. Mental'nost' cheloveka starshego vozrasta [Elderly person's mentality]. Moscow: Sotsial'noe obsluzhivanie, 2016.
8. Pchelina I. A., Sukocheva M. N. Sotsial'noe obsluzhivanie [Social servicing]. 2015, no. 6, pp. 12-23.
Елютина Марина Эдуардовна доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии социальной работы, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 120, корп. 7)
E-mail: [email protected]
Elutina Marina Eduardovna Doctor of sociological sciences, professor, head of sub-department of sociology of social work, Saratov State University (building 7, 120 Bolshaya Kazachya street, Saratov, Russia)
Климова Светлана Владимировна
доктор социологических наук, профессор, специалист по социальной работе организационно-методического отделения, государственное автономное учреждение Саратовской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Энгельсского района» (Россия, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Брянская, 8)
E-mail: [email protected]
Klimova Svetlana Vladimirovna Doctor of sociological sciences, professor, social work specialist, organizational-methodical department, State Autonomous Institution of Saratov region "Comprehensive Center for Social Services for the Population of Engels District" (8 Bryanskaya street, Engels, Saratov region, Russia)
УДК 364.044 Елютина, М. Э.
Арт-технология в социальной работе с пожилыми людьми: социологическое измерение / М. Э. Елютина, С. В. Климова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2017. -№ 3 (43). - С. 128-137. БОТ: 10.21685/2072-3016-2017-3-14