Научная статья на тему 'Использование технологии социальной адаптации в работе с пожилыми людьми в геронтологических центрах'

Использование технологии социальной адаптации в работе с пожилыми людьми в геронтологических центрах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4621
779
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / TECHNOLOGY OF SOCIAL WORK / SOCIAL ADAPTATION / ELDERLY PEOPLE / GERONTOLOGICAL CENTRE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Литвак Римма Алексеевна, Калугина Татьяна Аркадьевна

Изменение социального статуса человека в старости и возникновение затруднений в адаптации к новым условиям жизни в учреждении социального обслуживания обусловливают необходимость использования различных технологий социальной работы с пожилыми людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Литвак Римма Алексеевна, Калугина Татьяна Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Employment of social adaptation technology in gerontological centres for elderly people

Changes of social status by elderly people and difficulties to adapt in modern life conditions in social service institution call for the employment of different technologies of social work with elderly people.

Текст научной работы на тему «Использование технологии социальной адаптации в работе с пожилыми людьми в геронтологических центрах»

УДК 316.31.4

Р. А. Литвак, Т. А. Калугина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ

Изменение социального статуса человека в старости и возникновение затруднений в адаптации к новым условиям жизни в учреждении социального обслуживания обусловливают необходимость использования различных технологий социальной работы с пожилыми людьми.

Ключевые слова: технология социальной работы, социальная адаптация, пожилые люди, геронтоло-гический центр

Changes of social status by elderly people and difficulties to adapt in modern life conditions in social service institution call for the employment of different technologies of social work with elderly people.

Keywords: technology of social work, social adaptation, elderly people, gerontological centre

Исследования социальной адаптации лиц пожилого возраста выявляют одну из насущных проблем современной педагогики, психологии, социальной работы, социологии, поскольку у пожилых людей возможны различные изменения, приводящие к нарушению взаимодействия их с социальной средой, последствия чего имеют огромное значение для общества в целом. Другой стороной проблемы является то, что подрастающее поколение должно научиться жить в «мире старых людей» [1, с. 2].

В социальной работе с пожилыми людьми в первую очередь нужно владеть технологией (techne - 'искусство, мастерство, умение'; logos - 'слово, понятие, учение') данного процесса. Технология социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В более широком смысле понятие технология социальной работы определяется как «совокупность приемов, методов и действий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач по социальной помощи населению» [10, с. 251].

Технология социальной работы с пожилыми людьми включает в себя:

- социальную диагностику - общий способ получения исчерпывающей информации о пожилом клиенте с целью установления социального диагноза для разработки программы социальной помощи [8, с. 53];

- социальную терапию - целенаправленный процесс оказания помощи пожилому клиенту и устранение негативных влияний, что способствует улучшению его социального здоровья [6, с. 20];

- социальное консультирование - предоставление исчерпывающей информации о вариантах оказания социальной помощи пожилому клиенту и выбора им действия, формы поведения с целью достижения оптимального решения его проблемы;

- социальную адаптацию - процесс активного приспособления пожилого клиента к новым для него социальным условиям жизнедеятельности;

- социальный контроль - механизм, с помощью которого осуществляется эффективная социальная работа с пожилым клиентом;

- социальную опеку - особая форма государственной защиты гражданских прав пожилого клиента, физически неспособного самостоятельно их решать или признанного недееспособным, осуществляемая социальным ра-

170

ботником в соответствии с федеральным и местным законодательством;

- социальный патронаж - нестационарные формы социального обслуживания пожилого клиента [10, с. 252].

Рассмотрим более подробно технологию социальной адаптации.

Технология социальной адаптации - это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента в конкретных формах организации социальной работы, обеспечивающая развитие умения объекта социальной работы преобразовывать или устранять проблемную ситуацию. Последовательность реализации процесса социальной адаптации клиента определяется следующими этапами:

1. Подготовительный этап. Он протекает до момента включения клиента в социальную группу учреждения социального обслуживания населения и связан с определением правового статуса человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, с проведением социально-личностной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями. В этом случае мы используем алгоритм процедур типовой технологии (М. В. Шакурова [9]), предполагающей: анализ поступивших документов, беседу с клиентом, наблюдение и др., постановку задач, определение уровней, показателей, критериев по устранению проблем клиента.

В пределах диагностики выявляем: специфические качества личности клиента; жизненные ситуации, в которых он оказался; деформации черт его характера; социальные и личностные связи и направленность. После обследования необходимо провести отбор данных, сделать выводы, составить программу развития, спрогнозировать дальнейшую ситуацию и определить особенности социально-педагогической деятельности с клиентом.

2. Этап включения в социальную группу. Состоит из ознакомления с ценностями, традициями, социальными нормами, помогающими новому участнику выделить референтную группу, отвечающую его интересам и

потребностям. Второй этап является одним из сложных, так как не все пожилые люди могут быть открытыми для общения. У некоторых возникает ореол социальной славы (связанный с прошлым в биографии или профессией), другие таят обиду на родственников и пр., что приводит их к различным синдромам: усталости, вечной обиды, недовольства и т. д. Социальный работник проводит совместно с медицинским работником и другими специалистами реабилитацию и коррекцию поведения клиентов, организацию жизнедеятельности в новых условиях, используя следующие технологии: социальной реабилитации, индивидуального консультирования, профилактики и преодоления конфликтов. В структуре названных технологий ученые выделяют: ресоциализацию (восстановление утраченных социальных навыков общения, переориентация пожилых людей на социальные установки, референтные ориентации путем включения в положительно ориентированные группы пожилых людей с высоким уровнем развития эмоциональной зоны, умения выстраивать положительные, позитивные, добрые отношения, создавать вокруг себя здоровую в психологическом плане обстановку); стимулирующую и компенсирующую технологии, направляющие на компенсацию утраченных связей, на привитие интереса к творческой деятельности и увлечение любимым делом: спорт, музыка, пение и т. д. [2]. В этом случае широко используются методы: поощрения, одобрения, убеждения, упражнения и др., реабилитация (предполагает комплекс медицинских, восстановительных, профессиональных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций, социального отклонения, устранение дефектов). Применение таких технологий требует длительного наблюдения за изменением в поведении клиента, обобщения и анализа полученных данных, а в итоге разработку комплексной программы (т. е. совместно с другими специалистами и по различным направлениям их осуществления) реабилитации. Указанная технология предполагает:

171

• организацию наблюдения и контроля за созданием новых условий для клиентов;

• осуществление поддержки тем клиентам, которые испытывают затруднения в сре-довой адаптации;

• координацию отношений в группе пожилых людей;

• психопрофилактику (смена обстановки, расширение социокультурной среды, встречи с интересными людьми, коллективами и реализация социально-профессионального и личностного потенциала клиента).

3. Этап устойчивой социально-психологической адаптированности. Характеризуется способностью клиента разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды, а также умением самому предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку [7, с. 88]. Современные ученые придают огромное значение понятию адаптация и реализации положений теории адаптации в практике с различными категориями людей, в том числе и пожилыми. Первоначально адаптация рассматривалась как приспособление человека к условиям среды. Однако в области социальной педагогики дополняют это понятие новым видением, характеризуя как гармоничное взаимодействие личности и среды, вкладывая в него не пассивную роль человека в среде, а творческое преобразование ее [5]. По мнению Р. А. Литвак, И. В. Резано-вич, «необходимо активное включение пожилых людей в социокультурную деятельность, что может проявляться в выборе до-суговых занятий, участии в "клубной жизни" самодеятельном творчестве и т. д. Все это позволяет пожилым людям стать активными участниками проводимых мероприятий...» [3].

В этом случае используется технология первичной адаптации клиента:

• определение внутренних ресурсов в организации жизнедеятельности клиента в новых, изменившихся условиях (индивидуальные особенности, проявление активности, ориентация на ценности и др.);

• накопление информации о среде, которую выбирает клиент для формирования адаптационных механизмов;

• включение клиента в творчески преобразующую деятельность в среде (написание эссе, организация выставки творческих работ, подготовка и проведение встреч с родными и близкими людьми в центре и др.).

Если процесс первичной адаптации прошел затруднительно или на низком уровне, то используется технология вторичной адаптации клиента:

• закрепление освоенных социальных ролей, умений адаптироваться в социальной среде;

• поиск инновационных методов и форм творческого преобразования среды;

• прогнозирование и постановка новых целей и задач в устойчивой, развивающейся социально-психологической адаптации.

Основная функция социального работника - поддерживать и стимулировать пожилых клиентов, помогать им справляться со своими проблемами самостоятельно. Социальный работник помогает восполнить недостающие социальные связи, в то же время быть терпеливым собеседником, с которым пожилой человек хотел бы поддерживать дружеские взаимоотношения, желал бы получить совет и совместно разрешать тревожащие его проблемы.

Однако стационарные учреждения социального обслуживания все еще рассматриваются как заведения для больных и беспомощных людей, в которых основная роль отводится медицинскому персоналу. До сих пор в их штатном расписании не предусмотрены специалисты по социальной работе, социальные педагоги, организаторы культурно-массовых мероприятий. Анализ кадрового обеспечения Челябинского геронтологического центра показал следующую укомплектованность сотрудниками, специализирующимися на оказании всесторонней помощи пожилым людям: социальной реабилитации, включении их в различные виды общественно ценной деятельности, организации досуга (см. табл.).

172

Таблица

Название службы учреждения Название должности Укомплектованность (%)

Организационно-методическое отделение Заведующая отделением Психологи Методисты 100 100 0

Отделение социально-трудовой реабилитации Воспитатель Психологи Библиотекарь 0 40 100

В Челябинском геронтологическом центре открыто три отделения: «Активное долголетие», «Милосердие» и «Реабилитационное отделение».

Отделение «Активное долголетие» направлено на предоставление социального обслуживания гражданам старших возрастных групп, его целью является продление активного долголетия и сохранение удовлетворительного жизненного потенциала указанной категории граждан.

Отделение «Милосердие» предназначено для обслуживания престарелых граждан, инвалидов I и II групп, находящихся на постельном режиме (81 человек) или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью (постоянное, временное - на срок от 2 до 6 месяцев и пятидневное в неделю проживание).

Отделение социально-трудовой реабилитации создано для проведения реабилитации инвалидов молодого возраста, проживающих в геронтологическом центре.

Численность граждан пожилого возраста и инвалидов 176 человек, из них:

мужчин всего 64 человека, в том числе в возрасте 18-59 лет - 18 чел., 60-74 - 23 чел., 75-79 - 9 чел., 80-89 - 11 чел., 90 и более -3 чел.;

женщин всего 112 человек, в том числе в возрасте 18-54 лет - 14 чел., 55-59 - 1 чел., 60-74 - 17 чел., 75-79 - 12 чел., 80-89 -56 чел., 90 и более - 12.

По мере необходимости психологами ге-ронтологического центра проводятся индиви-

дуальные психологические консультации. Большая часть клиентов отмечают положительное воздействие индивидуального консультирования на свое эмоциональное состояние. За 2012 г. для клиентов пожилого возраста было проведено 37 групповых занятий с элементами тренинга, для клиентов отделения реабилитации - 30, организованы культурно-досуговые мероприятия: просмотр кинофильма, «День Нептуна», шашечный турнир, фотоконкурс, концерт, фестиваль «Радуга Урала», День именинника и др. В среднем количество клиентов геронтологического центра, участвующих в вышеназванных мероприятиях, составляет от 15 до 20 человек [4, с. 12]. Это связано с тем, что в учреждении отсутствует система подготовки и проведения мероприятий, направленных на социально-культурную адаптацию пожилых людей. Не предусмотрено активное участие в организации культурно-массовых мероприятий самих клиентов герон-тологического центра.

Таким образом, можно сделать вывод, что в данном случае недостаточно развит процесс активного включения клиента в социальную среду путем технологии социальной адаптации. В учреждении необходимо создать стабильную среду, обеспечивающую преодоление трудных жизненных ситуаций, которая будет направлена на восстановление социальных навыков общения; освоение социальных ролей в деятельности учреждения, организуемой специалистами; формирование культуры отношений сотрудников учреждения: проявление дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждом человеке; создание активной здоровой общности клиентов, способствующей положительному микроклимату, проявлению индивидуальности клиента; обеспечение признания окружением клиента достигаемых им результатов и внешнее выражение данного признания.

1. Герасимова, Н. В. Социальная адаптация пожилых людей в современной ситуации: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Н. В. Герасимова. - Саранск, 2001. - 12 с.

2. Кочетов, А. И. Как заниматься самовоспитанием / А. И. Кочетов. - Минск, 1991. - 112 с.

173

3. Литвак, Р. А. Организация досуговой деятельности пожилых людей в фитнес-клубе / Р. А. Литвак, И. В. Резанович // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. - С. 177-179.

4. Отчет о деятельности за 2012 год государственного стационарного учреждения социального обслуживания «Челябинский геронтологический центр». - Челябинск, 2012. - 15 с.

5. Семенов, В. Д. Педагогика среды / В. Д. Семенов. - Екатеринбург: УРГППУ, 2001. - 89 с.

6. Словарь-справочник по социальной геронтологии / под ред. Б. Тукумцева. - Самара, 2003. - 208 с.

7. Социальная работа: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2011. - 364 с.

8. Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

9. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. - М.: Академия, 2004. - 272 с.

10. Яцемирская, Р. С. Социальная геронтология (лекции): учеб. пособие для вузов / Р. С. Яцемирская. - М.: Акад. проект, 2006. - 320 с.

Сдано 23.09.2013

174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.