Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ'

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ / ПЕНТАКЛЬ-МОДЕЛЬ / УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калайдов Александр Николаевич, Заворотный Александр Григорьевич

В статье раскрываются исторические аспекты создания и развития учебно-научного комплекса гражданской обороны, защиты населения и территорий Академии Государственной противопожарной службы МЧС России и образовательной деятельности преподавателей на основе современных тенденций научно-технического прогресса, развития педагогической науки и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калайдов Александр Николаевич, Заворотный Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-HISTORICAL ASPECTS OF CREATING AND DEVELOPING THE EDUCATIONAL-RESEARCH COMPLEX OF CIVIL DEFENSE, PROTECTION OF POPULATION AND TERRITORIES

The article reveals historical aspects of creating and developing of the educational-research complex of civil defense, protection of population and territories of State Fire Academy of EMERCOM of Russia, and the educational activity of teachers based on modern trends in scientific and technical progress, development of pedagogical science, and practice.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE

УДК 94(470):351.862

DOI 10.25257/KB.2023.2.89-100

Социально-исторические аспекты создания и развития учебно-научного комплекса гражданской обороны, защиты населения и территорий

Social-historical aspects of creating and developing the educational-research complex of civil defense, protection of population and territories

В статье раскрываются исторические аспекты создания и развития учебно-научного комплекса гражданской обороны, защиты населения и территорий Академии Государственной противопожарной службы МЧС России и образовательной деятельности преподавателей на основе современных тенденций научно-технического прогресса, развития педагогической науки и практики.

Ключевые слова: пожарная безопасность, общественные отношения, гражданская оборона, научно-технический прогресс, стили обучения, пентакль-модель, учебно-научный комплекс

Abstract: The article reveals historical aspects of creating and developing of the educational-research complex of civil defense, protection of population and territories of State Fire Academy of EMERCOM of Russia, and the educational activity of teachers based on modern trends in scientific and technical progress, development of pedagogical science, and practice.

Key words: fire safety, social relations, civil defense, scientific and technical progress, learning styles, pentacle model, educational-research complex

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение пожарной безопасности на допустимом уровне риска во все времена являлось залогом стабильного существования и устойчивого развития как отдельной личности, так и семьи, рода, в целом общества и государства.

Современные реалии появления, существования и развития противопожарных мероприятий на научном уровне диктуют необходимость подготовки высококвалифицированных кадров в области пожарной

А. Н. КАЛАЙДОВ1, А. Г. ЗАВОРОТНЫЙ1

1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

A.N. KALAYDOV1, A.G. ZAVOROTNY1

1State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

безопасности, способных соотносить различные стороны этого многогранного, трудоемкого, широко распространенного процесса, с целью обеспечения недопущения возникновения пожарной опасности, превышающей уровень, приемлемый на данном этапе и при данных условиях развития современного общества, как в социально-экономическом, так и в морально-психологическом аспекте.

Решение проблем пожарной безопасности лежит в научной, а подготовка специалистов -

в образовательной плоскости рассматриваемой сферы деятельности. При этом обе плоскости называются так лишь условно и имеют между собой значительное количество пересечений, так как дополняют друг друга, и, более того, являются необходимым условием взаимного развития во всем многообразном спектре их составных частей.

В СССР была создана эффективно функционирующая система подготовки кадров для решения профилактических и оперативных задач по борьбе с огнем, а также система подготовки научно-педагогических кадров, причем эти системы дополняли и обогащали друг друга за счет внедрения в практику научных достижений, с одной стороны, и наработки практических результатов для дальнейшего развития пожарной науки - с другой [1].

Интегративные процессы в общественных отношениях, отражаемые в образовании и науке, проявившиеся в середине двадцатого века, затронули и Высшую инженерную пожарно-техническую школу МВД СССР, проявляясь в появлении в цикле преподаваемых учебных дисциплин, напрямую не связанных с организацией профилактики и тушения пожаров, однако так или иначе изучающих порядок организации и действий формирований пожарной охраны [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

К числу таких процессов с полным основанием можно отнести внедрение в образовательный процесс прикладных учебных дисциплин, направленных на изучение отдельных задач, возлагаемых на них, в частности, «Противопожарная служба гражданской обороны» и «Мобилизационная работа», которые в ВИПТШ МВД СССР были закреплены за вновь созданной кафедрой гражданской обороны и мобилизационной работы (май 1980 г.). Руководство этой кафедрой было возложено на полковника внутренней службы Василия Дмитриевича Ледовских [3]. Кроме него в состав кафедры

вошли Петр Николаевич Попов, Виктор Георгиевич Варлаташвили, Борис Анатольевич Кудяков и Евгений Константинович Горин. Позже, в феврале 1985 г., сотрудником кафедры стал Владимир Петрович Подставков, который до этого (1981-1984 гг.) был адъюнктом данной кафедры.

В этот период времени действия гражданской обороны рассматривались, главным образом, в условиях военного времени, а именно, при ликвидации последствий ядерного взрыва. С учетом этой специфики строились учебные программы по преподаваемым учебным дисциплинам на специальной кафедре. Малочисленным коллективом (штатная численность составляла 6 единиц) пришлось решать нелегкие задачи: ремонт и оборудование выделенных помещений под учебный кабинет, преподавательскую и кабинет начальника кафедры; разработка учебно-методических материалов и написание учебников и учебных пособий по преподаваемым дисциплинам; решать общественные задачи (В. Д. Ледовских избирался секретарем партийной организации тактико-технических кафедр, а позднее был назначен председателем товарищеского суда части старшего начальствующего состава) [1].

Брежнев Анатолий Артемович,

начальник кафедры аварийно-спасательных работ

и гражданской обороны в 1992-1994 гг.

В дальнейшем, следуя общеисторическому закону общественного развития определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, руководители ВИПТШ МВД СССР предпринимали действия по реорганизации кафедры, а также дисциплин, преподаваемых ее преподавателями, пока в 1994 году она, носившая на тот момент название кафедры аварийно-спасательных работ и гражданской обороны, начальником которой в то время являлся полковник внутренней службы Анатолий Артемович Брежнев, не была ликвидирована. Будучи начальником отдела службы и подготовки Управления пожарной охраны г. Москвы А. А. Брежнев был награжден орденом «Красная Звезда» «за проявленные мужество и отвагу при спасении людей и ликвидации

пожара в гостинице «Россия» в городе Москве» (февраль 1977 г.).

В состав кафедры также вошли Гаяз Ха-рисович Харисов, Владимир Петрович Под-ставков, Владимир Матвеевич Мельничук, Алексей Викторович Худяков, Александр Иванович Попов, Сергей Николаевич Корниенко. Подставков В. П. во время тушения пожара в гостинице «Россия» в городе Москве (февраль 1977 г.) был назначен начальником боевого участка, и «за проявленные мужество и отвагу при спасении людей и ликвидации пожара» был награжден медалью «За отвагу на пожаре». Преподаваемыми дисциплинами на кафедре были «Аварийно-спасательные работы», «Противопожарная служба гражданской обороны» и «Мобилизационная работа». В марте 1994 г. кафедра аварийно-спасательных работ и гражданской обороны была ликвидирована. Дисциплина «Аварийно-спасательные работы» передана на кафедру пожарной тактики и службы, а в марте 1996 г. обучение по ней было завершено. Дисциплины «Противопожарная служба гражданской обороны» и «Мобилизационная работа» были переданы на кафедру боевой и физической подготовки [8].

Начало нового периода деятельности кафедры было связано с переходом противопожарной службы из МВД России в МЧС России и, соответственно, расширением выполняемых задач пожарной охраной. В соответствии с приказами МЧС России от 05.04.2002 № 173 «О концепции образовательной деятельности и подготовки кадров для Государственной противопожарной службы МЧС России» и начальника Академии ГПС МЧС России от 27.08.2003 № 352 в целях подготовки слушателей и курсантов Академии по вопросам ведения гражданской обороны, а также проведения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера была создана кафедра гражданской защиты. С точки зрения диалектического материализма, этот акт можно рассматривать через призму действия закона двойного социального отрицания: каждый последую-

Харисов Гаяз Харисович, начальник кафедры гражданской защиты в 2003-2010 гг.

щий период развития социальной системы становится отрицаемым, как и предыдущий; в социальной страте это, например, происходит с социальным утверждением каждого нового поколения.

Начальником кафедры был назначен полковник внутренней службы, доктор технических наук, профессор, заслуженный изобретатель РФ, академик Национальной Академии наук пожарной безопасности, член Ядерного общества России Гаяз Харисович Харисов. В 1985 г. он был награжден Всесоюзным обществом изобретателей и рационализаторов СССР нагрудным знаком «Изобретатель СССР» за внедрение изобретений в практику, а в 1987 г. - серебряной медалью ВДНХ СССР.

Начиная с 2010-х гг. в системе образования, следуя тенденциям развития научно-технического прогресса, формируется концепция Education 3.0, отражающая новый подход к организации образовательного процесса, обучению и представлению образовательного контента. Концепция основана на новом подходе к организации образовательного процесса и созданию образовательной

среды на основе интеграции традиционных и цифровых технологий [4]. В 2010 г. было реализовано решение о создании учебно-научного комплекса (УНК) гражданской защиты (ГЗ), который возглавил кандидат военных наук, доцент, полковник внутренней службы А. Н. Калайдов. В его состав вошли: кафедра гражданской защиты, кафедра защиты населения и территорий (создана в 2006 г. и существовала до 2010 г., как самостоятельное структурное подразделение, заведующим которой был доктор технических наук, профессор Седнев Владимир Анатольевич) и научно-исследовательская группа (НИГ) безопасности в ЧС.

Личный состав УНК ГЗ с энтузиазмом и инициативой подошел к решению возложенных на него задач в части выполнения учебной, методической, научной и воспитательной работы.

В частности, была организована разработка новых учебных пособий, учебников (в том числе электронных), монографий, были оборудованы и введены в учебный процесс три учебных интерактивных компьютерных класса, позволяющих не только проводить все виды учебных занятий, но и

моделировать некоторые виды чрезвычайных ситуаций в учебных, исследовательских и научных целях, проведены научно-исследовательские работы, результаты которых были внедрены как в образовательный процесс, так и в ряд научных разработок и в практику деятельности подразделений пожарной охраны.

Квинтэссенцией деятельности УНК ГЗ в период 2010-2017 гг. является:

- оснащение и научно-методическое обеспечение деятельности учебного центра управления в кризисных ситуациях Академии, в том числе работы на его базе центра поддержки принятия решений в целях оказания помощи территориальным органам МЧС России в различных чрезвычайных ситуациях;

- разработка и внедрение в систему подготовки слушателей факультета руководящих кадров двухуровневого командно-штабного учения на тему «Организация защиты населения и территории субъекта Российской Федерации от природных пожаров»;

- организация подготовки слушателей вновь созданного факультета «Высшая академия управления» по разработанным в оперативном порядке дисциплинам: «Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации», «Национальная безопасность России», «Управление силами РСЧС и ГО в условиях ЧС», «Организация радиационной, химической и биологической защиты» [5];

- участие в работе нештатного подразделения спасения (с 2013 г. - аэромобильной группировки Академии), в том числе обучение, подготовка, оснащение, научно-методическое и практико-ориентирован-ное сопровождение командно-штабных и тактико-специальных учений, проводимых центральным аппаратом МЧС России и руководством Академии.

Внедряя научные и методические наработки в образовательный процесс, профессорско-преподавательский состав УНК ГЗ, по сути, следовал современным тенденциям педагогической науки и практики,

заключающимся в том, что процесс обучения - это не дискретный, а итеративный поэтапный процесс. При этом различные этапы обучения перетекают друг в друга, являются замкнутым циклом, и цикл может начинаться с любого этапа [5].

В центре модели мы можем поместить способы, с помощью которых человек воспринимает окружающий мир и информацию, как он думает, а также способы работы с информацией, как учится и действует. Цикл обучения представляет собой последовательную спиральную итерацию стадий обучения: личный непосредственный опыт формирует личные ощущения, на основе которых

человек наблюдает, обдумывает полученный опыт. Затем эти размышления ассимилируются, то есть преобразуются в некие абстрактные концепции, которые затем человек может применить на практике, получив новый опыт. Отсюда выделяются 4 стиля обучения: отстраненный (используется при получении непосредственного опыта и наблюдении), ассимилирование (при наблюдении и ассимиляции), конвергенция (при стадии ассимиляции, формировании концепций, активном экспериментировании) и стиль «приспособление», адаптация полученных знаний и опыта, сформированных абстрактных концепций (рис. 1) [6-8].

Конкретный опыт - новый опыт или ситуация либо переосмысление уже существующего

Аккомодационный стиль (ощущение и действие)

Активное экспериментирование -

учащиеся применяют идею (идеи) к окружающему миру и наблюдают за происходящим

Конвергентный стиль (размышление и действие)

Дивергентный стиль (ощущение и наблюдение)

Мысленные наблюдения за новым опытом - здесь особенно важны несоответствия между опытом и пониманием

Ассимилирующий стиль (размышление и наблюдение)

Абстрактная концептуализация - новая идея или видоизменение уже существующей абстрактной концепции (человек извлекает уроки из своего опыта)

Рисунок 1. Цикл и стили обучения по Колбу

Современный этап развития УНК ГЗ можно ориентировочно датировать с 2017 г., когда его руководителем стал кандидат технических наук, доцент, член Ядерного общества России полковник внутренней службы А. Г. Заворотный.

Подводя краткий итог деятельности и развития учебно-научного комплекса

гражданской обороны, защиты населения и территорий (УНК ГО, ЗНиТ) приведем наиболее значимые факты за десятилетний период его существования.

- сборная Академии на олимпиаде «Надзорная деятельность» по разделам «Государственный надзор в области гражданской обороны» и «Государственный надзор

в области защиты населения и территорий от ЧС» в 2010-2017 гг. занимала I место [5, 9];

- при участии сотрудников УНК издается закрытый научно-технический сборник публикация соискателей, докторантов и адъюнктов Академии, включенный в перечень ВАК;

- организовано ежегодное проведение академического командно-штабного учения на тему «Организация защиты населения и территорий субъекта Российской Федерации от природных пожаров» [10];

- начиная с 2017 года проводится Международная научно-практическая конференция, посвященная Всемирному дню гражданской обороны (1 марта) с изданием сборника материалов конференции, включенного в Российский индекс научного цитирования;

- подготовлено и защищено 4 диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук и 6 на соискание ученой степени кандидата технических наук;

- профессорско-преподавательским составом разработаны: 20 учебников с грифом МЧС России, 100 учебных и учебно-методических пособий, 30 из которых - с грифом

МЧС России, 18 монографий, получено 15 патентов на изобретения и полезные модели, а также 26 авторских свидетельств; 3 свидетельства на регистрацию программы для ЭВМ, опубликовано свыше 850 научных статей;

- организована работа двух научных кружков. Научный кружок - одна из форм научной деятельности слушателей, курсантов и студентов Академии, направленная на расширение научного потенциала и формирование навыков научно-исследовательской деятельности у обучающихся в области гражданской обороны и защиты населения;

- сотрудники УНК в сентябре 2021 года и в апреле 2023 года приняли участие в Межведомственных опытно-исследовательских учениях в Арктической зоне. На учебно-научный комплекс возложена ответственная миссия по научно-методическому обоснованию и оснащению одного из арктических аварийно-спасательных центров;

- с 2021 года в Академии организуется и проводится работа объектовой аттестационной комиссии МЧС России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, на право ведения аварийно-спасательных работ, а именно - аттестация переменного и постоянного состава Академии на поисково-спасательные работы и аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожара с присвоением квалификаций «спасатель», «спасатель 3 класса» и «спасатель 2 класса»;

- сотрудники учебно-научного комплекса принимали участие в создании учебно-тренировочного комплекса Академии, где оборудованы места для подготовки спасателей (тренажеры «Лабиринт», «Вскрытие двери жилого здания», «Вскрытие автомобильных дверей», «Оператор БПЛА», гидравлический аварийно-спасательный инструмент (в том числе, аккумуляторный), бензорез, бензопила, комплект снаряжения для промышленного альпинизма, прибор поиска, газоанализатор и другие средства и оборудование) [9].

Одним из важных этапов развития УНК как составной части образовательного

Коллектив учебно-научного комплекса гражданской обороны, защиты населения и территорий

процесса Академии с полным основанием можно полагать реализацию обучения по направлению подготовки «Государственное муниципальное управление», профиль «Государственное управление и национальная безопасность». При непосредственном участии сотрудников УНК были разработаны рабочие программы дисциплин для всех видов занятий со слушателями факультета «Высшая академия управления» (ВАУ). Преподаватели практически осуществили переход от триальной модели образования, при которой мы видим возрастающую роль научно-педагогического состава в проведении научных изысканий, подготовке новых научных кадров и обучении специалистов, призванных решать задачи по предназначению с применением достижений науки и техники, к квадратичной модели, в которой в полной мере отражается производственная практика. В частности, к последней с полным основанием можно отнести стажировки слушателей факультета ВАУ в территориальных

органах, центральном аппарате МЧС России, а также в штаб-квартире Международной организации гражданской обороны МОГО. Преподаватели, предвидя и прогнозируя необходимость влияния руководящих работников, лиц, принимающих решение на внедрение передовых образцов науки и техники в деятельность пожарно-спасатель-ных и аварийно-спасательных подразделений и формирований, в ходе проведения занятий предпринимали все усилия по внедрению в сознание обучающихся устойчивой парадигмы, направленной на непрерывное образование лично себя, своих подчиненных, внедрение новых техники и технологий, применение опережающих методов развития, в соответствии с требованиями веления времени и руководства Министерства и страны. Исходя из сказанного, можно уверенно говорить об овладении преподавателями следующего вида модели реализации образовательных программ: «пентакль-модели» (рис. 2) [5].

вызовы и угрозы современного мира

Руководитель ^ наука

образование

Рисунок 2. Пентакль-модель современного образования

Принципы пентакль-модели, обозначенные выше, воплощены в современной форме обучения в рамках переподготовки по дополнительной образовательной программе [11-13].

Кроме того, профессорско-преподавательский состав успешно реализует их при подготовке и проведении ежегодных командно-штабных учений МЧС России, в том числе

проводимых в Арктической зоне Российской Федерации; тактико-специальных учений с личным составом аэромобильного подразделения спасения; работы в составе ведомственных и межведомственных рабочих групп по развитию системы управления МЧС России; совершенствованию гражданской обороны РФ, защиты населения и территорий, научно-исследовательских работ, и применения полученных знаний для повышения качества проведения учебных занятий [14-15].

ВЫВОДЫ

В качестве резюме можно сказать, что научно-преподавательский состав УНК ГО, ЗНиТ неизменно составляет форпост научной мысли, воплощенной в реальные дела предупреждения, профилактики, спасения, борьбы с пожарами (в том числе возникших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов), пропаганды безопасности жизнедеятельности и непрерывного развития научного мышления и методического мастерства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ледовских В. Д. Мои воспоминания: основные этапы жизненного пути. М.: Академия ГПС МЧС России, 2017. 70 с.

2. Заворотный А. Г., Сарычев В. В. Повышение уровня образования путём совершенствования методического мастерства преподавателя // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2013. № 4. С. 60-63.

3. Калайдов А. Н, Седых Н. И., Лысенко И. А., Заворотный А. Г., Тетерина Н. В. Юбилейный сборник, посвященный 5-летию создания учебно-научного комплекса гражданской защиты, 25-летию МЧС России и 70-летию победы в Великой Отечественной войне. М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. 110 с.

4. Калайдов А. Н, Резниченко С. А., Подкосов С. В. Об оценке качества образования в Академии ГПС МЧС России // Технологии техносферной безопасности. 2017. Вып. 3 (73). Режим доступа: http://agps-2006.nar0d.ru/ ttb/20i7-3/22-03-i7.ttb.pdf (дата обращения 23.02.2023).

5. Калайдов А. Н. Опыт подготовки высококвалифицированных кадров для высшего начальствующего состава в Академии ГПС МЧС России // Сборник материалов научно-практической конференции «Проблемы противодействия техногенным, биогенным, социокультурным угрозам и пути их решения». М.: ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2022. С. 38-43.

6. Калайдов А.Н., Рюкина А. А. Бально-рейтинговая система оценивания знаний в контексте национально-ориентированного подхода

в обучении иностранных слушателей инженерных специальностей // Научно-педагогическое обозрение. 2021. Вып. 4 (38). С. 99-108. DOI:l0.2395l/2307-6l27-202l-4-99-l07

7. SkШbox. Образование 4.0. Стили обучения по Колбу: какие бывают и стоит ли на них опираться [Электронный ресурс] // Режим Доступа: https://skШbox.ru/media/education/stШ-obucheniya-po-kolbu-kakie-byvayut-i-stoit-li-na-nikh-opiratsya/ (дата обращения 17.03.2023).

8. Заворотный А. Г., Калайдов А. Н, Фирсов А. В. и др. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию создания учебно-научного комплекса гражданской защиты, 30-летию МЧС России и 75-летию победы в Великой Отечественной войне. М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. 231 с.

9. Заворотный А. Г., Фирсов А. В., Калайдов А. Н. и др. Государственный надзор в области гражданской обороны: учебник. М.: Академия ГПС МЧС России, 2021. 335 с.

10. Калайдов А. Н, Бедило М. В., Неровных А. Н. О формировании профессиональных компетенций на командно-штабных учениях // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2016. № 2. С. 32-36.

11. Сарычев В. В., Заворотный А. Г. О системе рейтинговых оценок деятельности учебных подразделений вузов и их сотрудников // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2015. № 2. С. 55-59. DOI:l0.25257/FE.20l5.2.55-59

12. Калайдов А. Н, Рюкина А. А. К проблеме оценивания информационной культуры педагога (риск-ориентированный подход) // Вестник государственного гуманитарно-технического университета. 2022. № 3. С. 103-110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Калайдов А. Н, Подкосов С. В., Заворотный А. Г., Мануйло О. Л., Неровных А. Н. Формирование профессиональных специальных компетенций в образовательных организация высшего образования пожарно-технического профиля: монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. 65 с.

14. Безопасность в чрезвычайных ситуациях // Научно-технический сборник № 1 результатов научных исследований профессорско-преподавательского состава, соискателей, докторантов и адъюнктов учебно-научного комплекса гражданской защиты Академии ГПС МЧС России. М.: Академия ГПС МЧС России, 2011. 273 с.

15. Заворотный А. Г., Калайдов А. Н, Заворотная С. В. Гражданская оборона в СССР и России: история и современность // Пожары

и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2012. № 3. С. 15-25.

REFERENCES

1. Ledovskikh V.D. Moi vospominaniia: osnovnye etapy zhiznennogoputi [My memories: the main stages of life]. Moscow, State Fire Academy

of EMERCOM of Russia Publ., 2017. 70 p. (in Russ.).

2. Zavorotnyi A.G., Sarychev V.V. Education level increased by improvement of methodical skill of the teacher. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya - Fire and Emergencies: Prevention, Elimination. 2013, no. 4, pp. 60-63 (in Russ.).

3. Kalaidov A.N., Sedykh N.I., Lysenko I.A., Zavorotnyi A.G., Teterina N.V. Iubileinyi sbornik, posviashchennyi 5-letiiu sozdaniia uchebno-nauchnogo kompleksa grazhdanskoi zashchity, 25-letiiu MChS Rossii i 70-letiiu pobedy v Velikoi Otechestvennoi voine [Anniversary collection dedicated to the 5th anniversary of the creation of the educational and scientific complex of civil protection, the 25th anniversary of the EMERCOM of Russia and the 70th

anniversary of victory in the Great Patriotic War.]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2015. 110 p. (in Russ.).

4. Reznichenko S.A., Khalidov A.N., Podkosov C.V. About assessment of quality of educational activities in academy of state fire service of Emercom of Russia. Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti - Technology of technosphere safety. Available at: http://agps-2006.narod.ru/ttb/2017-3/22-03-17.ttb.pdf (accessed February 23, 2023) (in Russ.).

5. Kalaidov A.N. Experience in training highly qualified personnel for senior management staff at the Academy of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia. In: Sbornik materialov nauchno-prakticheskoi konferentsii «Problemy protivodeistviia tekhnogennym, biogennym, sotsiokul'turnym ugrozam iputi ikh resheniia» [Collection of materials of the scientific and practical conference "Problems of countering man-made, biogenic, socio-cultural threats and ways to solve them"]. Moscow, All-Russia Scientific Research Institute on Problems of Civil Defense and Emergency Situations Publ., 2022, pp. 38-43 (in Russ.).

6. Kalaydov A.N., Ryukina A.A. Point-rating system of knowledge assessment in the context of a national-oriented approach to teaching foreign students engineering specialties. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie -Pedagogical Review. 2021, iss. 4 (38), pp. 99-108 (in Russ.). DOI:10.23951/2307-6127-2021-4-99-107

7. Skillbox. Obrazovanie 4.0. Stili obucheniia po Kolbu: kakie byvaiut i stoit li na nikh opirat'sia [Skillbox. Education 4.0. Flask learning styles: what are there and is it worth relying on them]. Available at: https://skillbox.ru/media/ education/stili-obucheniya-po-kolbu-kakie-byvayut-i-stoit-li-na-nikh-opiratsya (accessed March 17, 2023) (in Russ.).

8. Zavorotnyi A.G., Kalaidov A.N., Firsov A.V. et al. Iubileinyi sbornik, posviashchennyi 10-letiiu sozdaniia uchebno-nauchnogo kompleksa grazhdanskoi zashchity, 30-letiiu MChS Rossii i 75-letiiu pobedy v Velikoi Otechestvennoi voine [Anniversary collection dedicated to the 10th anniversary

of the creation of the educational and scientific complex of civil protection, the 30th anniversary of the EMERCOM of Russia and the 75th anniversary of victory in the Great Patriotic War]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ.,

2020. 231 p. (in Russ.).

9. Zavorotny A.G., Firsov A.V., Kalaidov A.N., et al. Gosudarstvennyi nadzor v oblasti grazhdanskoi oborony [State supervision in the field of civil defense].

2021. 335 p. (in Russ.).

10. Kalaidov A.N, Bedilo M.V., Nerovnykh A.N On the formation of professional competences at command staff exercises. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya - Fire and Emergencies: Prevention, Elimination. 2016, no. 2, pp. 32-36 (in Russ.).

11. Sarychev V.V., Zavorotnyi A.G., About the rating assessment system of the higher educational establishment units and their staff activities. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya -

Fire and Emergencies: Prevention, Elimination. 2015, no. 2, pp. 55-59 (in Russ.). DOI:10.25257/FE.2015.2.55-59

12. Kalaydov A.N., Ryukina A.A. To the problem of assessing the information culture of a teacher (risk-oriented approach). Vestnik gosudarstvennogo gumanitarno-tekhnicheskogo universiteta - Vestnik of State University

of Humanities and Technology. 2022, no. 3, pp. 103-110 (in Russ.).

13. Kalaidov A.N., Podkosov S.V., Zavorotny A.G., Manuilo O.L., Nerovnykh A.N. Formirovanie professional'nykh spetsial'nykh kompetentsii v obrazovatel'nykh organizatsiia vysshego obrazovaniia pozharno-tekhnicheskogo profilia [Formation of professional special competencies

in educational organizations of higher education of fire-technical profile]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2019. 65 p. (in Russ.).

14. Safety in emergency situations. Nauchno-tekhnicheskii sbornik № 1 rezul'tatov nauchnykh issledovaniiprofessorsko-prepodavatel'skogo sostava, soiskatelei, doktorantov i ad"iunktov uchebno-nauchnogo kompleksa grazhdanskoi zashchity Akademii GPS MChS Rossii [Scientific and technical collection No. 1 of the results of scientific research of the teaching staff, applicants, doctoral students and adjuncts

of the educational and scientific complex of civil protection of the Academy of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2011. 273 p. (in Russ.).

15. Zavorotny A.G., Kalaydov A.N., Zavorotnaya S.V. History of the Russian civil defense and a look into the future. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya - Fire and Emergencies: Prevention, Elimination. 2012, no. 3., pp. 15-25 (in Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Александр Николаевич КАЛАЙДОВ

Кандидат военных наук, доцент,

профессор кафедры гражданской обороны,

защиты населения и территорий

(в составе учебно-научного комплекса гражданской

обороны, защиты населения и территорий)

Академия ГПС МЧС России,

Москва, Российская Федерация

SPIN-код: 9093-0059

Author ID: 754298

ORCID ID: 0000-0003-0358-4286

И 79851170994@yandex.ru

Александр Григорьевич ЗАВОРОТНЫЙИ

Кандидат технических наук, доцент,

начальник учебно-научного комплекса гражданской

обороны, защиты населения и территорий

Академия ГПС МЧС России,

Москва, Российская Федерация

SPIN-код: 5667-1953

Author ID: 70318

ORCID ID: 0000-0002-1601-2132

И zavorotnyi_agz@mail.ru

Поступила в редакцию 09.01.2023 Принята к публикации 30.01.2023

Для цитирования:

Калайдов А. Н., Заворотный А. Г. Социально-исторические аспекты создания и развития учебно-научного комплекса гражданской обороны, защиты населения и территорий // Культура и безопасность. 2023. № 2. С. 89-100. D0I:10.25257/KB.2023.2.89-100

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Alexander N. KALAYDOV

PhD in Military Sciences, Associate Professor,

Professor of the Department of Civil Defense,

Protection of Population and Territories

(as part of the Educational-Research Complex of Civil Defense,

Protection of Population and Territories)

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-Kog: 9093-0059

Author ID: 754298

ORCID ID: 0000-0003-0358-4286

H 79851170994@yandex.ru

Aleksander G. ZAVOROTNYYH

PhD in Engineering, Associate Professor,

Head of the Educational-Research Complex of Civil Defense,

Protection of Population and Territories

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-Kog: 5667-1953

Author ID: 70318

ORCID ID: 0000-0002-1601-2132

H zavorotnyi_agz@mail.ru

Received 09.01.2023 Accepted 30.01.2023

For citation:

KalaydovA.N.,ZavorotnyA.G. Social-historical aspects of creating and developing the educational-research complex of civil defense, protection of population and territories. Kultura i bezopasnost - Culture and safety. 2023, no. 2, pp. 89-100. DOI:10.25257/KB.2023.2.89-100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.