Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
144
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / ЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ / ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / БЕЗОПАСНЫЙ РАЙОН

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Калайдов Александр Николаевич, Круглов Алексей Владимирович, Окулов Андрей Александрович

В статье изложены проблемные вопросы организации и обеспечения мероприятий по защите населения в военное и мирное время. Внесены предложения по обеспечению населения средствами индивидуальной защиты, защитным сооружениям гражданской обороны и эвакуационным мероприятиям в мирное и военное время в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Калайдов Александр Николаевич, Круглов Алексей Владимирович, Окулов Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF IMPROVING CIVIL DEFENCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

PURPOSE. In the article we deal with some issues of safety management provision for protection of population in time of war and peace. METHODS. In the article we provide analysis of laws and regulations in the field of civil defense and compare them with the real situation in this sphere. FINDINGS. We have made some proposals directed at providing the population with means of personal protection, civil defense shelters and evacuation efforts in time of war and peace under modern conditions. RESEARCH APPLICATION FIELD. The results of our research can be applied in research work on improving legislation in the field of civil defense and development of measures for protection of population and territories in time of war and peace. CONCLUSIONS. The application of the proposed organizational methods and development of pertinent amendments to the legislation can make it possible to form a new image of the civil defense system.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Калайдов А. Н., Круглов А. В., Окулов А. А.

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье изложены проблемные вопросы организации и обеспечения мероприятий по защите населения в военное и мирное время. Внесены предложения по обеспечению населения средствами индивидуальной защиты, защитным сооружениям гражданской обороны и эвакуационным мероприятиям в мирное и военное время в современных условиях.

Ключевые слова: гражданская оборона, обеспечение населения средствами индивидуальной защиты, защитные сооружения гражданской обороны, эвакуация населения, безопасный район.

П оставленные в настоящей статье задачи требуют скорейшего практического решения для приведения системы гражданской обороны Российской Федерации в соответствие современному уровню опасностей военного и мирного времени.

С 1961 года отечественная система гражданской обороны создавалась в расчёте на защиту населения от поражающих факторов, в первую очередь, ядерного оружия. Современное же состояние внешних военных опасностей определено в «Военной доктрине Российской Федерации», где среди основных указаны развёртывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия, а также реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ. Изучение опыта вооружённых конфликтов последних десятилетий показывает, что указанные выше средства применяются, в первую очередь, по критически важным объектам с целью существенного снижения безопасности жизнедеятельности населения. Ядерному оружию отведена роль сдерживающего фактора и оружия последнего удара.

На необходимость совершенствования гражданской обороны указал Президент Российской Федерации. Так, в «Основах единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года» определены направления дальнейшего развития и совершенствования гражданской обороны:

- развитие нормативно-правовой базы в области гражданской обороны;

- совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Военной доктриной России, утверждённой Президентом РФ 25.12.2014 г., определены основные задачи развития военной организации, среди которых:

- совершенствование территориальной обороны и гражданской обороны Российской Федерации;

- совершенствование системы радиационной, химической и биологической защиты войск (сил) и населения.

Исходя из этого, по нашему мнению, необходимо изменить подходы к планированию и организации трёх основных способов защиты населения от военных опасностей (обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ), накопления фонда защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) и организации эвакуации населения в безопасные районы) с целью привести их в соответствие уровню угроз военного характера.

Определим роль каждого из перечисленных способов защиты, выявим проблемные зоны и рассмотрим возможные варианты их совершенствования.

обеспечение населения

средствами индивидуальной

защиты

Значение обеспечения населения СИЗ в современных военных конфликтах состоит в том, что наибольшую опасность для населения (после применения противником современных средств поражения и действий диверсионно-разведывательных групп) представляют аварии на химически опасных объектах с разливом аварийно химически опасных веществ (АХОВ), приводящие к массовому поражению людей.

Очевидно, что для защиты населения от большинства АХОВ единственным эффективным способом является использование средств индивидуальной защиты органов дыхания.

Однако применяемые организационные методы защиты населения не отвечают в полной мере современным угрозам военного характера и не позволяют обеспечить безопасность населения, проживающего вокруг потенциально опасных объектов (ПОО). Срок вывоза СИЗ на пункты выдачи для обеспечения населения и личного состава сил гражданской обороны, а также выдачи СИЗ населению крупных городов определен до 24 часов.

Но даже указанного времени может быть недостаточно ввиду того, что некоторые склады с имуществом ГО расположены на удалении до 300 км от населённых пунктов.

Пути совершенствования обеспечения населения СИЗ могут быть следующими:

- переход к снабжению СИЗ только населения, проживающего на территориях в пределах границ опасных зон, отказ от создания запасов этих средств на всё население категорированных городов;

- в целях своевременного использования населением СИЗ от АХОВ следует обеспечить их хранение в непосредственной близости от мест расположения соответствующих учреждений и жилых зданий;

- определение возможности выдачи СИЗ на ответственное хранение населению по месту жительства на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического заражения.

Кроме того, в настоящее время для расчётов возможных зон химического заражения, радиационного загрязнения, последствий возможных ЧС на химически и радиационно опасных объектах различными организациями, министерствами и ведомствами используются разнообразные расчётные программы. Однако результаты проведённых расчётов зачастую значительно отличаются. Представляется целесообразным разработать и обеспечить всех заинтересованных участников единым программным комплексом по расчёту вышеуказанных задач.

Практическое внедрение представленных предложений позволит:

- повысить эффективность защиты населения в зонах возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения;

- снизить количество создаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ запасов (резервов) СИЗ, тем самым сократив расходы;

- обеспечить проведение мероприятий по своевременному освежению и утилизации СИЗ [1].

обеспечение населения убежищами и укрытиями

Накопление фонда ЗС ГО является важным элементом защиты населения от последствий применения противником современных средств поражения и аварий на ПОО. Однако результаты проведённой в 2013-2014 годах инвентаризации защитных сооружений показали, что подавляющее большинство не соответствует предъявляемым требованиям, не говоря уже о готовности к приёму укрываемых. Система инженерной защиты населения от угроз военного характера

Рисунок 1. Старение отделки и конструкций ЗС ГО

не обеспечивает эту защиту в современных условиях [2].

Например, по результатам инвентаризации ЗС ГО в Приволжском федеральном округе установлено, что из всех убежищ готовы к приёму укрываемых только 26 %, а из всех противорадиационных укрытий (ПРУ) - только 19 %.

При этом 17 % убежищ и 50 % ПРУ предлагается снять с учёта по следующим причинам:

- старение и разрушение строительных конструкций (рис. 1,2);

- разрушение инженерных систем (рис. 3);

- затопление грунтовыми водами (рис. 4) [3].

Представляется, что совершенствование данного способа защиты целесо-

Рисунок 3. Разрушение инженерных систем ЗС ГО

Рисунок 2. Разрушение убежищ

образно осуществлять по следующим направлениям:

- потребность в создании фонда ПРУ в условиях снижения угрозы применения противником ядерного оружия сохраняется только в зоне возможного опасного радиоактивного загрязнения вокруг ради-ационно опасных объектов, за пределами зон возможных разрушений и возможных сильных разрушений;

- разработка и обоснование требований к защитным свойствам укрытий от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

Крупные города, где потребность в укрытиях неоспорима вследствие высокой

Рисунок 4. Затопление убежищ грунтовыми водами

плотности населения, располагают обширным подземным фондом. В число объектов подземного пространства входят заглубленные части жилых зданий, спортивных и развлекательных сооружений, учреждений здравоохранения, научно-образовательных учреждений и учреждений культуры, административных и офисных зданий, зданий и сооружений сферы обслуживания и торговли, гаражи и автостоянки (паркинги), сооружения транспортной инфраструктуры, которые при определённой подготовке могут быть использованы для укрытия населения от поражающих факторов, характерных для конкретной территории. Необходимость организации укрытия населения показали события на востоке Украины, когда людям приходилось располагаться в неподготовленных помещениях (рис. 5, 6).

Предлагаемый комплекс мероприятий направлен на оптимизацию расходов на содержание ЗС ГО, снижение избыточных требований к их эксплуатации. При этом внедрение новых подходов позволит значительно повысить эффективность инженерной защиты населения.

Н

эвакуация населения

а основе анализа обобщённых данных по эвакуации населения в ходе Великой Отечественной войны, после аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Спитаке, эвакуации беженцев из Грозного и из восточных регионов Украины установлено, что данный способ является в настоящее время самым эффективным способом для предотвращения гуманитарных катастроф [4].

Однако проведение массовой эвакуации населения требует слаженной, взаимосвязанной работы многих организаций различной ведомственной принадлежности, участия тысяч людей, сотен единиц техники.

Также требует решения проблема транспортного обеспечения эвакоме-

Рисунок 5. Старение отделки и конструкций ЗС ГО

роприятий: на общем фоне социально-экономических преобразований осуществление перевозок при эвакуации весьма затруднительно. Основная причина - резкое сокращение количества государственного грузового и пассажирского автотранспорта и одновременное увеличение коммерческого и частного, ослабление управления по вертикали. Правовая основа для привлечения коммерческого и частного транспорта к выполнению эвакомеро-приятий в настоящее время отсутствует. Требуется разработка на правительственном уровне механизма организованного объединения транспортных средств, а также средств ремонта и технического обслуживания на административных территориях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Рисунок 6. Разрушение убежищ

Авторы предлагают следующее направление совершенствования эвакуации населения: в условиях применения противником современных средств поражения решение задачи эвакуации населения должно сводиться к отказу от всеобщей эвакуации по признаку возможной угрозы применения оружия площадного поражения (оружия массового поражения) и переходу к принципам эвакуации из зон потенциальной опасности. Предлагаемый подход предусматривает значительное уменьшение территории, в пределах которой предстоит осуществлять эвакуационные мероприятия. Соответственно, понятие «безопасный район» также подлежит корректировке: при данном подходе «безопасный район» уже не только часть «загородной зоны», но и часть территории категорированного населённого пункта вне зон возможной опасности.

Применение новых подходов позволит при организации планирования эвакуации подбирать для размещения населения наиболее подготовленные к приёму, размещению и жизнеобеспечению безопасные районы. А в целом реализация вышеуказанных предложений позволит в рамках минимальной переработки нормативной правовой базы федерального

уровня реализовать новые подходы к защите населения.

Применение различных способов защиты от угроз военного характера на территории субъекта Российской Федерации должно планироваться комплексно и в оптимальных комбинациях, в соответствии с результатами анализа возможной обстановки после воздействия противника. Указанные способы защиты необходимо применять в оптимальных сочетаниях, обеспечивающих гарантированную защиту населения от возникающих угроз.

Применение предлагаемых в настоящей статье новых организационных методов и подготовка и внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты, регулирующие применение способов защиты, позволит сформировать новый облик системы гражданской обороны, повысить эффективность проведения её мероприятий, управления силами и средствами гражданской обороны для достижения главной цели - снижения количества пострадавшего населения, повышения устойчивости экономики, снижения материального и финансового ущерба в случае нападения противника, а также при чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

литература

1. Махутов Н. А, Таранов Р. А, Качанов С. А. Оптимизация мероприятий по повышению защищённости критически важных для национальной безопасности объектов Российской Федерации и населения от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений // Технологии гражданской безопасности. - 2010. - Т. 7. - № 1-2. - С. 83-88.

2. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

3. Калайдов А. Н., Круглое А. В. К вопросу об организации государственного надзора в об-

ласти гражданской обороны в Российской Федерации // Материалы научно-практической конференции «Органы государственной власти и местного самоуправления в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций». - М., 2014. - С. 257-263.

4. Заворотный А. Г., Калайдов А. Н., За-воротная С. В. Гражданская оборона в СССР и России: история и современность // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2012. - № 3. - С. 15-25.

Kalaydov A., Kruglov A., Okulov A.

WAYS OF IMPROVING CIVIL DEFENCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

abstract

Purpose. In the article we deal with some issues of safety management provision for protection of population in time of war and peace.

Methods. In the article we provide analysis of laws and regulations in the field of civil defense and compare them with the real situation in this sphere.

Findings. We have made some proposals directed at providing the population with means of personal protection, civil defense shelters and evacuation efforts in time of war and peace under modern conditions.

Research application field. The results of our research can be applied in research work on

improving legislation in the field of civil defense and development of measures for protection of population and territories in time of war and peace.

Conclusions. The application of the proposed organizational methods and development of pertinent amendments to the legislation can make it possible to form a new image of the civil defense system.

Key words: civil defense, provision of population with individual protective equipment, civil defense shelters, evacuation, safe area.

REFERENCES

1. Makhutov N.A., Taranov R.A., Kachanov S.A. Optimization of measures to improve the security of critical national security bodies of the Russian Federation and the population from threats of technogenic, natural character and acts of terrorism. Tekhnologii grazhdanskoi bezopasnosti. 2010, vol. 7, no. 1-2, pp. 83-88.

2. Federal law on February 12, 1998, No. 28 "On civil defense". (in Russ.).

3. Kalaidov A.N., Kruglov A.V. To the question of the organization of state supervision in the field of civil defence in the Russian Federation. Mat-Iy nauch.-prakt. konf.

"Organy gosudarstvennoi vlasti i mestnogo samoupravleniia v preduprezhdenii i likvidatsii chrezvychainykh situatsU' [Proc. sci.-pract. conf. "The bodies of state power and local self-government in prevention and liquidation of emergency situations"]. - M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniia pri Pravitel'stve RF Publ. 2014, pp. 257-263.

4. Zavorotnyi A.G., Zavorotnaia S.V., Kalaidov A.N. The history of the Russian civil defense and a look into the future. Pozhary i chrezvychainye situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiia. 2012, no. 3, pp. 25-31.

Aleksander Kalaydov Alekseí Kruglov Andreí Okulov

Candidate of Military Sciences, Associate Professor State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Volga regional center of EMERCOM of Russia, Nizhny Novgorod, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.