Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА В СССР И РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА В СССР И РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1165
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНАЯ ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Заворотный Александр Григорьевич, Калайдов Александр Николаевич, Заворотная Светлана Васильевна

В статье поэтапно рассмотрена история гражданской обороны в СССР и России, обозначены перспективы её развития в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE RUSSIAN CIVIL DEFENSE AND A LOOK INTO THE FUTURE

The article describes the history of the development, establishment and improvement of the Russian civil defense; the factors affecting the development of a unified state system of prevention and elimination of emergency situations and civil defense, as well as views on the future of civil defense.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА В СССР И РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Заворотный А. Г., Калайдов А. Н., Заворотная С. В.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА В СССР И РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье поэтапно рассмотрена история гражданской обороны в СССР и России, обозначены перспективы её развития в современном мире.

Ключевые слова: местная противовоздушная оборона, гражданская оборона, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Zavorotnyy A., Kalaydov A., Zavorotnаyа S.

HISTORY OF THE RUSSIAN CIVIL DEFENSE AND A LOOK INTO THE FUTURE

The article describes the history of the development, establishment and improvement of the Russian civil defense; the factors affecting the development of a unified state system of prevention and elimination of emergency situations and civil defense, as well as views on the future of civil defense.

Keywords: local air defense, civil defensive, single state system of warning and elimination of emergencies.

Система МПВО (местная противовоздушная оборона) - ГО (гражданская оборона) - РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) имеет многолетнюю историю, за которую накоплен значительный опыт по планированию и организации мероприятий по защите населения и территорий от опасностей в мирное и военное время.

Впервые опасность дезорганизации тыла возникла в годы Первой мировой войны 1914-1918 годов, когда боевая авиация стала наносить удары по населённым пунктам в тылу противника. Это вызвало необходимость организации защиты крупных городов от ударов с воздуха. Наряду с противовоздушной обороной к участию в защите населения и промышленных предприятий от нападе-

ния с воздуха и ликвидации последствий авиационных налётов стало привлекаться население. Возникла местная противовоздушная оборона, опирающаяся на мирное население городов.

В СССР был издан ряд постановлений по созданию и укреплению противовоздушной обороны страны:

- «О мерах противовоздушной обороны при постройках в 500-километровой приграничной полосе» (1925 г.). В пределах этой зоны, обусловленной радиусом действий боевой авиации того времени, предписывалось осуществлять инженерно-технические мероприятия по защите населения и объектов народного хозяйства;

- постановление, обязывающее проводить мероприятия по противовоздушной обороне на железных дорогах в пределах угрожаемой зоны (1926 г.). При железнодорожных станциях должны были строиться убежища и создаваться специальные формирования противовоздушной и противохимической защиты;

- «Об организации воздушно-химической обороны территории Союза ССР» (1927 г.). Территория страны была разделена на приграничную (угрожаемую) зону и тыл. Все города в приграничной зоне стали именоваться городами-пунктами ПВО. Общее руководство мероприятиями ПВО было возложено на Наркомат по военным и морским делам, который организовал специальные курсы по подготовке руководящих кадров воздушно-химической обороны для нужд гражданских наркоматов в Москве, Ленинграде, Баку, Киеве и Минске.

- «Положение о противовоздушной обороне СССР» (1928 г.), в котором указано, что противовоздушная оборона

Из истории гражданской обороны: отработка сигналов подачи тревоги на марше при преодолении заражённых участков местности

имеет целью защиту СССР от воздушных нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как военному, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным оборонным организациям.

Обучением населения защите от воздушного и химического нападения занимались главным образом Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству (Осоавиахим) и Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП), в обучении были задействованы сотни тысяч активистов местной противовоздушной обороны. Массовая подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите позволила создать к 1932 году свыше 3 тысяч добровольных формирований МПВО. Более 3,5 миллионов человек было обеспечено противогазами; для укрытия населения в угрожаемой зоне подготовлено несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ. Проводились

мероприятия по светомаскировке городов в угрожаемой зоне и по созданию быстродействующей системы оповещения населения об угрозе нападения. Таким образом, необходимые организационные и материальные предпосылки для создания единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране к 1932 году были созданы.

МПВО В 1932-1941 ГОДАХ

4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории СССР», согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть системы противовоздушной обороны СССР. Эту дату принято считать началом существования общесоюзной МПВО, преемницей которой стала Гражданская оборона СССР.

Основными задачами МПВО являлись:

- предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы;

- осуществление маскировки населённых пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки);

- ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ;

- подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения;

- организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха;

- оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным;

- поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в районах, находящихся под угрозой.

Выполнение этих задач возлагалось на местные органы власти и объекты народного хозяйства. Штабы, службы и формирования МПВО создавались в тех городах и на тех промышленных объек-

Знак члена Осоавиахима «Готов к ПВХО»

первой (слева) и второй степеней. На знаке второй степени стоит цифра «2» (нужно было сдать усложнённые нормативы)

тах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. Общее руководство МПВО осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам (с 1934 года - Наркомат обороны СССР), а в границах военных округов - их командованием.

Создавались воинские части МПВО и добровольные формирования МПВО -в городских районах (участковые команды), на предприятиях (объектовые команды), при домоуправлениях (группы самозащиты). Формирования МПВО создавались из расчёта 15 человек на 1 00300 рабочих и служащих на предприятиях и на 200-500 жителей при домоуправлениях. Участковые команды состояли из различных специальных формирований, а группы самозащиты, как правило, из шести подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного и обслуживания убежищ.

В 1935 году были установлены нормативы сдачи «Готов к ПВХО» - противовоздушной и противохимической обороне, подготовкой к которой занимался Осо-авиахим. Также были введены нормативы комплекса «Готов к санитарной обороне» (ГСО) для взрослых и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО) для школьников; их внедрением занимались комитеты Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

7 октября 1940 года руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО.

МПВО В 1941-1945 ГОДАХ

22 июня 1941 года все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевую готовность. Согласно постановлению СНК СССР от 2 июля 1941 года «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне», советские

граждане в возрасте от 16 до 60 лет должны были овладеть знаниями по МПВО и состоять в группах самозащиты (женщины - от 18 до 50 лет). 3 июля 1941 года МВД СССР утвердило «Положение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и предприятий».

В годы войны численность формирований МПВО превысила 6 млн человек; участковые формирования были реорганизованы в городские воинские части МПВО, а количество инженерно-противохимических воинских частей значительно возросло. Силы МПВО обезвредили около 40 тысяч зажигательных бомб, потушили 2 700 пожаров, ликвидировали более трёх тысяч крупных аварий. Таким образом, система защиты населения позволила сохранить жизни тысячам мирных граждан.

МПВО В 1945-1961 ГОДАХ

В послевоенный период, с учётом опыта в военные годы, было введено в действие новое положение о местной противовоздушной обороне. В связи с появлением ядерного оружия организация МПВО была пересмотрена в 1956 году. Она была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надёжность работы объектов народного хозяйства при возможном нападении с воздуха, и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие не называлось, основные усилия системы МПВО были направлены на защиту именно от него.

На МПВО возлагалась ответственность за организацию подготовки населения страны по противовоздушной, противоатомной, противохимической и противобактериологической защите. Начальником МПВО оставался министр внутренних дел СССР. Наиболее

В очаге поражения. Учения на Арзамасском машиностроительном заводе (1974 г.)

массовыми силами были формирования республиканских, краевых, областных и районных служб МПВО - отряды, бригады, команды и т. д. В жилых массивах городов и поселков по-прежнему предусматривалось создание групп самозащиты.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА В 1961-1991 ГОДАХ

В1961 году было утверждено «Положение о Гражданской обороне СССР», в котором закреплялся территориально-производственный принцип её строительства. Согласно положению, территориальная и объектовая МПВО была преобразована в Гражданскую оборону под руководством органов государственной власти соответствующего уровня, а войсковая МПВО министерства обороны - в Местную оборону с подчинением главнокомандующему сухопутными войсками (с 1967 года - генеральному штабу вооружённых сил СССР).

Гражданская оборона стала преемницей МПВО. Гражданская оборона в СССР была не только частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, но и всенародным делом. Каждый советский гражданин должен был активно участвовать в проведении мероприятий ГО.

С 1972 года акцент был сделан на накопление фонда защитных сооружений. Ежегодно в стране возводилось убежищ на 1 млн человек, противорадиационных укрытий - на 3-4 млн человек. Под защитные сооружения были приспособлены станции метрополитенов, горные выработки.

Главной особенностью развития МПВО-ГО до 1986 года является планирование и подготовка к выполнению мероприятий по защите населения и территорий только в условиях военного времени или в период военной угрозы. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера в мирное время как задача перед ГО не ставилась. Однако крупнейшие аварии и катастрофы техногенного и природного характера - катастрофа на Чернобыльской АЭС (Украина) в 1986 году и землетрясение в Спитаке (Армения) в 1988 году - заставили по-новому взглянуть на готовность государства к предупреждению и ликвидации ЧС, происходящих в мирное время, а вместе с этим, на роль и место ГО, её силы, средства и возможности. Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР № 886-213 от 30 июля 1987 года «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны», на ГО были допол-

Санитарные дружины (Дзержинск, февраль 1988 г.)

нительно возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф в мирное время.

МЧС РОССИИ И ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА С 1991 ГОДА

27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формировании единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». В 1991 году прошли первые съезды российского корпуса спасателей, который вскоре был преобразован в ассоциацию спасательных формирований России. 17 апреля 1991 года С. К. Шойгу назначен председателем российского корпуса спасателей.

30 июля корпус спасателей преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям. 19 ноября 1991 года создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР. Были созданы штаб войск гражданской обороны РСФСР и 9 региональных центров (РЦ) по делам ГОЧС в городах Москва (Центральный РЦ), Санкт-Петербург (Северо-Западный РЦ), Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский РЦ), Самара (Приволжский РЦ), Екатеринбург (Уральский РЦ), Новосибирск (ЗападноСибирский РЦ), Красноярск (ВосточноСибирский РЦ), Чита (Забайкальский РЦ) и Хабаровск (Дальневосточный РЦ).

18 апреля 1992 года правительство Российской Федерации приняло постановление № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)», которым

Ликвидация последствий железнодорожной аварии (п. Касторное, 1997 г.)

утвердило «Положение об РСЧС». В соответствии с этим постановлением на всех уровнях государственного управления были воссозданы территориальные и отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям или органы, выполняющие их функции, разработан план приведения ГКЧС России к действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, установлены режимы функционирования РСЧС, её подсистем и звеньев. Одновременно за ГО была сохранена функция государственной структуры, осуществляющей планирование, организацию и выполнение мероприятий по защите населения и территорий при угрозе и в случае нападения противника, предупреждению и ликвидации ЧС военного времени. К концу 1993 года территориальные подсистемы РСЧС существовали во всех регионах за исключением Чеченской и Ингушской республик.

В указе президента РФ «О гражданской обороне» от 8 мая 1993 года подтверждена правопреемственность нормативной базы СССР в этой области, определена необходимость иметь для работы по ГО специальные подразделения, дано право комплектования войск ГО военнослужащими на добровольной основе - по контракту, что позволило увеличить укомплектованность войск. Штабы ГО получили новое название -

штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (штабы ГОЧС); тем самым подчеркивалось, что проблемы защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, их предупреждения и ликвидации наравне с проблемами ГО становятся главными задачами этих штабов.

В мае 1993 года Российская Федерация вступила в Международную организацию гражданской обороны (МОГО).

10 января 1994 года указом президента ГКЧС России преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Министерству были переданы функции госкомитета по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, и комитета по проведению подводных работ особого назначения.

В 1994 году создаётся Центр специального назначения (г. Москва), предназначенный для повышения оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации, для обеспечения автономности работы оперативных групп МЧС России и других министерств и ведомств, привлекаемых

Работа группы разминирования по обезвреживанию 500-килограммовой бомбы времён Великой Отечественной войны (Саратовская область, 1998 г.)

к проведению мероприятий в районах чрезвычайных ситуаций, в том числе для экстренного выполнения аварийно-спасательных и инженерных работ особой сложности в труднодоступной местности с десантированием спасателей и грузов.

Для обеспечения организации оперативного дежурства, сбора, обработки и отображения информации, информационной поддержки принимаемых решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декабре 1994 года Центр управления МЧС России преобразуется в Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) с обеспечивающими подразделениями и комплексом технических средств автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС. Также принято решение об организации единой всероссийской службы медицины катастроф как одного из важных звеньев РСЧС.

21 декабря 1994 года принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. После принятия данного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года № 1113 Российская система предупреждения и действий в ЧС была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций -РСЧС. Она объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

14 июля 1995 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот закон определил

общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В 1995 году была принята федеральная целевая программа «Создание единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО) на территории Российской Федерации».

В 1998 году впервые в истории гражданской обороны нашей страны был принят Федеральный закон «О гражданской обороне» (от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ), который установил, что «гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий».

Развёртывание пункта выдачи средств индивидуальной защиты работникам МУП «Горавтотранс» (Саров, апрель 2012 г.)

Отработка действий при радиационном загрязнении и химическом заражении (Нижний Новгород, сентябрь 2012 г.)

В 2001 году Государственная противопожарная служба МВД России (указом президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309), в 2003 году - Государственная инспекция по маломерным судам Российской Федерации, а в 2010 году - военизированные горноспасательные части (ВГСЧ) были переданы в ведение МЧС России.

На протяжении десятилетия шла концентрация функций по защите населения и территорий от ЧС и бедствий в едином органе государственного управления, что позволило упростить решение этой задачи, сконцентрировать силы и средства, повысить оперативность реагирования на возникающие бедствия.

В Федеральном законе Российской Федерации № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года уточняется понятие «гражданская оборона»: это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В последние десятилетия войска гражданской обороны всё чаще привлекаются к эвакуации населения, его первоочередному жизнеобеспечению, восстановлению пострадавших объектов и коммуникаций, сопровождению гуманитарных грузов, охране особо важных объектов, а также локализации и тушению крупных очагов лесных и торфяных пожаров.

Подразделения войск гражданской обороны работали в зонах вооружённых конфликтов в Южной и Северной Осетии, Абхазии, Грузии, Приднестровье, Югославии, Таджикистане, Чечне, Афганистане. Они обеспечивали людей питьевой водой и продуктами питания, проводили эвакуацию раненых и доставку почты. Во время крупных эпидемий медики совместно с войсками ГО эвакуировали больных, обеспечивали людей предметами первой необходимости.

Войска гражданской обороны стали и частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - РСЧС. Они составляют основу сил быстрого реагирования «чрезвычайного» ведомства и решают специальные задачи мирного и военного времени. Главными из них являются аварийно-спасательные работы в зонах крупных аварий и катастроф, обнаружение и обозначение районов радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения), а также специальные мероприятия по защите людей и обеззараживанию техники, зданий и территорий. Войска гражданской обороны сегодня обеспечены современной специальной и инженерной техникой, спасательными инструментами, приборами поиска пострадавших, средствами жизнеобеспечения населения. Для обеспечения постоянной готовности к выполнению задач в мирное и военное время министром МЧС России была утверждена директива от 22 сентября 2009 года № 55-24-3 «О реформировании войск ГО». С 1 января 2011 года войска

ГО стали называться спасательными воинскими формированиями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного решать задачи в области гражданской обороны. Данное реформирование позволило сделать их более мобильными и эффективными, а также улучшить специальную подготовку, систему управления и материально-технического обеспечения.

3 сентября 2011 года утверждены «Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года», которые определяют основные направления развития в области гражданской обороны:

- развитие нормативно-правовой базы в области ГО;

- совершенствование системы управления ГО;

- совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- развитие сил ГО;

- сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- развитие международного сотрудничества в области ГО.

РСЧС И ГО: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В современных условиях задачи ГО продолжают оставаться актуальными, а по некоторым направлениям приобретают большую значимость. Вероятность ЧС природного и техногенного характера в России остаётся высокой. Ущерб от ЧС растёт, санитарные и безвозвратные потери людей остаются высокими, наносится вред природе.

Как отмечено в «Концепции национальной безопасности», угроза прямой агрессии против Российской Федерации на современном этапе уменьшилась. Однако военная опасность продолжает сохраняться и при определённых условиях может перерасти в военный конфликт. В последние годы угрозу для России начинает приобретать международный и внутренний терроризм.

Несмотря на то, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций довольно молодая, уже назрела необходимость её совершенствования. Так сложилось, что МЧС России руководит двумя смежными системами - РСЧС, выполняющей функции по защите населения и территорий от природных и техногенных опасностей в мирное время, и гражданской обороной, обеспечивающей защиту населения в военное время. А как показывает опыт, риски мирного и военного времени в значительной степени схожи, методы защиты населения почти одинаковы. Это сходство наводит на мысль о целесообразности и возможности решения задач мирного и военного времени в рамках одной системы.

Поэтому представляется необходимым сформировать унифицированную, на единых принципах построенную систему, способную решать весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время. Такую систему назвали Российской системой гражданской защиты (РСГЗ). На этом пути ещё есть трудности. Например, вопросы ГО являются предметом федерального ведения, а защита населения от чрезвычайных ситуаций в мирное время - совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Опираясь на одни и те же органы управления, силы и организации, РСЧС и ГО не имеют единой правовой базы.

В современной ситуации назрела необходимость более активного влияния государства на управление рисками. Для этого разрабатываются принципиально

новые положения, соответствующие международным стандартам, где главная роль принадлежит предупреждению ЧС, снижению рисков их возникновения. Решению этой задачи служит федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года».

За период действия программы планируется достичь следующих показателей (по отношению к показателям 2010 года):

- снижение количества погибших людей на 12,15 %;

- снижение количества пострадавшего населения на 7,91 %;

- увеличение предотвращённого экономического ущерба на 36,1 %;

- повышение эффективности информационного обеспечения системы мониторинга и прогнозирования ЧС, а также оповещения населения в местах массового пребывания на 25,9 %.

В последние годы в ряде зарубежных стран (США, Германия, Франция) происходит трансформация взглядов на ГО. Так, в США считается, что силы и средства ГО должны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько к умению эффективно решать задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этом особое внимание мобилизационному планированию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возникла необходимость внесения изменений в теорию и практику ГО и в нашей стране. До настоящего времени продолжают использоваться теоретические положения, разработанные в период 1962-1976 годов.

Коренные изменения в характере военных конфликтов, средствах вооружения, социально-экономической обстановке требуют нового, более обстоятельного и всеобъемлющего отношения к защитным мероприятиям.

Гражданская оборона будущего будет существенно отличаться от современной. Во-первых, должен измениться её статус: утрачивая былое стратегическое значе-

ние и сугубо военно-оборонную сущность, ГО приобретает социальную направленность; основной целевой установкой становится не столько участие в достижении военного стратегического успеха, сколько сохранение жизни человека и среды его обитания. В силу этого ГО, видимо, постепенно отойдёт от военной организации и приобретёт самостоятельность.

Во-вторых, настаёт время постепенно отказываться от военных элементов в её организации, в том числе, и от услуг военнослужащих. Это, в частности, согласуется с одним из направлений военной реформы России.

В-третьих, значительно повышается роль и значимость мобилизационной готовности ГО. При угрозе применения ядерного оружия мероприятия по защите населения должны осуществляться повсеместно, на территории всей страны, в массовом порядке, с привлечением всех людских и материальных ресурсов.

В-четвертых, ГО в XXI веке будет становиться всё более значимой структурой для общества не только в военное, но и в мирное время.

В-пятых, она должна стать менее затратной для государства, чем раньше. Например, вместо строительства защитных сооружений в мирное время, как это было ранее, осваивать подземные пространства городов, приспосабливать для этих целей подвальные и другие заглублённые сооружения.

В-шестых, вызывает сомнение и целесообразность массовой эвакуации населения из крупных городов. Возможна только частичная эвакуация (отселение) населения из прогнозируемых зон поражения и заражения (загрязнения), когда другие способы защиты невозможны. Массовая эвакуация будет рассматриваться как исключительный вариант.

В-седьмых, видимо, отпадёт необходимость накапливать и хранить средства индивидуальной защиты для всего населения страны. Они потребуются в первую очередь для личного состава

формирований, участвующих в аварийно-спасательных и других неотложных работах, а также персоналу радиационно и химически опасных объектов и населению, проживающему в зонах вероятного заражения (загрязнения).

В обозримом будущем ГО, как и вся оборона страны, будет строиться по принципу стратегической мобильности: промышленность, сельское хозяйство, органы управления будут готовы к быстрому переходу на работу по планам военного времени. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащённых сил, способных прикрывать не только отдельные города и объекты, а целые территории; наличие мобильных

резервов средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения. В перспективе ГО, видимо, примет характер скорее территориальный, нежели ведомственный (производственный). Каждый регион станет более самостоятельным и будет решать задачи, как правило, своими силами.

Основные тенденции развития ГО можно обозначить так: сохранение имеющегося потенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическим условиям, создание возможностей для последовательного оперативного развёртывания сил и средств в короткие сроки и до необходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменения обстановки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2011 году». - М.: МЧС России; ВНИИ ГОЧС, 2012.

2. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций // Инф. сборник ЦСИ ГЗ МЧС России. - 2001. - № 9.

3. Современные войны и гражданская оборона / Под общ. ред. С. К. Шойгу; МЧС России. -М., 2008.

4. Современная стратегия гражданской защиты / Под общ. ред. В. А. Пучкова; МЧС России. - М., 2008.

5. Алексеев И. Гражданская оборона и время // Гражданская защита. - 2011. - № 10. -С. 6-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.