УДК 355.58, 331.45
А. О. Багдасарян
кандидат исторических наук;
начальник отдела ФКУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»; e-maiL: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
Изучение истории гражданской обороны является важной составляющей в деле патриотического воспитания специалистов МЧС России, изучения основных процессов и в накоплении опыта в области защиты населения и территорий. Поэтому постоянное ведение исторической работы в МЧС России является одной из актуальнейших задач для научных и образовательных учреждений МЧС России. В настоящее время хорошо изученным периодом истории гражданской обороны является зарождение местной противовоздушной обороны и ее деятельность по защите населения в Великой Отечественной войне. В то же время освещение остальных этапов развития гражданской обороны носит описательный характер. В данной статье будут предложены наиболее перспективные направления исторических исследований в области гражданской обороны. Так, предлагаются три основных, малоизученных направления в истории отечественной системе защиты населения от опасностей военного времени: первые мероприятия местной противовоздушной обороны в годы Первой мировой войны, преобразование местной противовоздушной обороны в систему гражданской обороны и реформирование гражданской обороны на фоне переориентации ее с решения задач военного времени на мирное время.
В рамках раскрытия первого направления в статье будут рассмотрены исторические предпосылки зарождения первых мероприятий по защите населения от опасностей в мирное время в годы Первой мировой войны, а также условия их выполнения и дальнейшее влияние на зарождение системы местной противовоздушной обороны.
В целях раскрытия второго направления в статье рассматриваются условия, повлиявшие на переформирование местной противовоздушной обороны в систему гражданской обороны и ее передачу из Министерства внутренних дел в состав Министерства обороны СССР. Автор показывает наличие нескольких факторов, которые могли быть причинами такой реформы: реформа правоохранительной системы СССР и ликвидация МВД, изменение военных доктрин ведущих стран мира и появление ракетно-ядерного оружия, опыт мировых держав, приступивших к созданию систем гражданской обороны.
Третье направление раскрывает процесс проведения структурных изменений в системе гражданской обороны на фоне ее переориентации с решения задач во время на решение задач мирного времени. На сегодняшний день изменились не только военные доктрины, большую опасность для человечества стали представлять техногенные катастрофы и крупномасштабные природные бедствия. В таких условиях необходимо было создавать систему, которая могла своевременно предупреждать и реагировать на них. Эти обстоятельства потребовали коренной
перестройки системы гражданской обороны. Вместо штабов гражданской обороны были созданы главные управления. Была проведена реструктуризация войск гражданской обороны, на базе которых были созданы спасательные воинские формирования. Были ликвидированы службы гражданской обороны и гражданские организации гражданской обороны. А вместо них созданы нештатные аварийно-спасательные формирования, специальные формирования и нештатные формирования гражданской обороны. Создавалась нормативная база, регулирующая деятельность в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статья представлена широкой базой источников, в которой есть как архивные документы, так и различные исторические исследования, материалы периодической печати и мемуары.
Ключевые слова: гражданская оборона; история; исторические исследования; перспективные направления; защита населения.
A. O. Bagdasaryan
Ph.D. (History), Head of the Department Russian Agency for Disaster and Emergency Management; e-maiL: [email protected]
THE PERSPECTIVE DIRECTIONS OF HISTORICAL RESEARCHING IN CIVIL DEFENSE
The study of the history of civiL defense is an important component in the patriotic education of specialists of the EMERCOM of Russia, the study of the main processes and the accumulation of experience in the field of protection of population and territories. Therefore constant conducting of historical work in EMERCOM of Russia is one of the most urgent tasks for scientific and educational institutions of EMERCOM of Russia. Currently weU-studied period in the history of civil defense is the emergence of a LocaL anti-aircraft defence and its activities for the protection of the population in the great Patriotic war. At the same time, the coverage of the remaining stages of the development of civil defense is descriptive. This article wíLL propose the most promising areas of historical research in the field of civil defense. So there are three major and understudied areas in the history of the national system of protection of the population from the dangers of war-time: the first event of the local air defence during the First world war, the conversion of local defense in the civil defense system and reforming the civil defense against the backdrop of turnaround with the decision of tasks of wartime into peacetime.
In the framework of the disclosure, the first direction this article describes the historicaL background of the origin of the first measures to protect the popuLation from dangers in time of peace during the First worLd war, as weLL as the conditions for their impLementation, the conditions for their impLementation, as weLL as further influence on the emergence of the system of local air defense.
For the purpose of disclosure of the second direction in article the conditions influencing reorganization of local antiaircraft defense in system of civil defense and its transfer from the Ministry of internal Affairs to structure of the Ministry of defence
of the USSR are considered. The author shows the existence of several, factors that couLd be the causes of such reform: the reform of the Law enforcement system of the USSR and the elimination of the interior Ministry, the change in miLitary doctrines of the Leading countries of the worLd and the emergence of nucLear weapons, the experience of the worLd powers that began to create civiL defense systems.
The third area reveaLs the process of structuraL change in the system of civiL defense in the background of its reorientation with the soLution of tasks during the decision of tasks in peacetime. Today, not onLy miLitary doctrines have changed, man-made disasters and Large-scaLe naturaL disasters have become a great danger to humanity. In such circumstances, it was necessary to create a system that couLd timeLy warn and respond to them. These circumstances required a fundamentaL restructuring of the civiL defence system. Instead of headquarters of civiL defense was created more important than management. The restructuring of the civiL defense forces was carried out, on the basis of which rescue miLitary units were created. CiviL defence services and civiL defence organizations have been dismantLed. And instead set up emergency rescue teams, speciaL teams and emergency teams of civiL defense. The normative base reguLating activity in the fieLd of civiL defense and protection of the popuLation from emergency situations was created.
The articLe is represented by a wide source base, among which there are archivaL documents and various historicaL studies, periodicaLs and memoirs.
Key words: civiL defense; history; historicaL researching; perspective directions; protection of popuLation.
История гражданской обороны России является одним из актуальнейших направлений в деле изучения становления и совершенствования отечественной системы защиты населения и территорий от опасностей военного времени. Ее изучение играет важную роль в деле распространения положительного опыта деятельности МПВО-ГО-РСЧС, раскрытия закономерностей и тенденций развития защиты населения и территорий от различных чрезвычайных ситуаций, опасностей военного времени, а также профессионального воспитания сотрудников МЧС России и специалистов гражданской обороны.
Вопросы ведения исторической работы в Министерстве определены Концепцией совершенствования и развития исторической работы в системе МЧС России до 2020 г., которые включают в себя и проведение различного рода исторических исследований в области истории гражданской обороны1.
1 Приказ МЧС России от 3 мая 2011 г. № 216 «Об утверждении концепции совершенствования и развития исторической работы в системе МЧС России до 2020 года».
На сегодняшний день благодаря появлению новых материалов возникла необходимость определить перспективные направления по проведению исследовательской работы в области истории гражданской обороны.
Одним из актуальнейших направлений исторического исследования по гражданской обороне является изучение вопросов защиты населения от воздушного нападения и химического оружия в годы Первой мировой войны, когда впервые стали широко применяться воздушные бомбардировки на тыловые города противника и химические атаки. В то время попытки разрушить экономику и систему государственного управления, деморализовать войска и население воздушными налетами оказались перспективными [Беляев 1985].
Уже с первых месяцев и в течение всей войны воздушному нападению противника подвергались Млава, Лодзь, Варшава, Рига, Брест, Двинск, Белосток, Гродно, Вильно, Минск и др. С моря германские, а на Черном море - турецкие, боевые корабли обстреливали Либаву, Одессу, Севастополь, Феодосию и Новороссийск.Имели место и случаи гибели среди мирного населения от газовых атак [Обзор действий Чрезвычайной следственной комиссии ... 1916].
Все эти события потребовали немедленного проведения мероприятий по противовоздушной и противохимической защите населения в России.
Одним из основных способов защиты населения и объектов тыла стало проведение светомаскировки. Так, некоторыми начальниками военных гарнизонов, крепостей и главами прифронтовых городов были выработаны требования для населения о тушении освещения на улицах и в домах при угрозе налета вражеской авиации. Жители городов обязаны были закрывать окна светонепроницаемыми шторами, уличные фонари окрашивались специальной краской [Первая мировая война 1914-1918 годов, Т. 3 ... 2015]. В некоторых городах была организована целая система по осуществлению светомаскировки. Например, в Петрограде она начиналась с момента получения штабом воздушной обороны телеграммы с условным сигналом «Петроград -Воздух», на основании которого в течение 15 минут отключалось всё уличное освещение, электрические станции города прекращали свою работу, останавливалось движение трамваев и работа заводов [100 лет Военно-воздушным силам России (1912-2012 гг.) ... 2012].
Не менее важным мероприятием было своевременное оповещение населения о воздушном нападении и доведение до их сведения правил поведения в случае налета. Оповещение осуществлялось полицейскими патрулями, колокольным набатом, холостыми выстрелами из орудий или подачей звукового сигнала с помощью установленных сирен [Беларусь в годы Первой мировой войны (1914-1918)... 2014; Черепица ... 2006]. Информацию о порядке действий при воздушном нападении и подачи сигнала тревоги жители узнавали из специально расклеенных афиш и объявлений в газетах [Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 13126. Оп.1. Д.1077.].
В рамках защиты населения от химического оружия в ряде городов было организовано производство и заготовка противогазовых повязок [Белосток ... 1915].
Одновременно с этим прорабатывались вопросы тушения пожаров, оказания медицинской помощи раненым и разминирование неразорвавшихся снарядов и бомб.
Все эти мероприятия проводились в Петрограде, Одессе, Николаеве, Варшаве, Ревеле, Минске, Гродно, Белостоке, Двинске, Либа-ве, Риге и других городах, оказавшихся в зоне досягаемости авиации противника.
Несмотря на признание того факта, что первые мероприятия гражданской обороны стали проводиться в годы Первой мировой войны, до сих пор нет полного исследования данного направления. Не изучены исторические предпосылки необходимости их выполнения, порядок разработки и реализации, не определена их эффективность и влияние на дальнейшее развитие отечественной системы защиты населения и территорий.
Другим немаловажным направлением в области исторических исследований по гражданской обороне является изучение периода послевоенного строительства системы МПВО в 1945-1961 гг. и преобразование ее в гражданскую оборону в 1961-1971 гг.
После окончания Великой Отечественной войны все усилия МПВО были направлены на ликвидацию последствий войны: разминирование, восстановление объектов экономики и т. п. Кроме того, подразделения МПВО привлекались к решению ряда несвойственных для них задач. Например, к ликвидации бандформирований [Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-9478, Оп. 1, Д. 642].
Помимо выполнения этих задач система МПВО продолжала совершенствоваться. 31 октября 1949 г. Постановлением Совета министров СССР №4959-1908 сс было утверждено новое «Положение о местной ПВО Союза ССР», которое уточняло организационную структуру системы, роль и место войск, формирований МПВО и групп самозащиты. Определялись особые обязанности министерств, ведомств и организаций по МПВО городов СССР, а также порядок подготовки кадров в системе МПВО. Предусматривались меры по созданию мобилизационных фондов для развертывания системы МПВО на военное время.
В результате появления ракетно-ядерного оружия в середине 50-х гг. прошлого века новым Положением о МПВО СССР от 14 апреля 1956 г. за МПВО была закреплена задача по всеобщему обязательному обучению населения мерам защиты от средств массового уничтожения. Впервые отмечалось, что «МПВО является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от атомного оружия и других средств массового поражения, создания условий для обеспечения устойчивой работы предприятий в военное время, проведения спасательных работ, оказания помощи пострадавшим, выполнения неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения».
В Положении обращалось внимание на то, что местная противовоздушная оборона должна организовываться на всей территории страны. В городах и на предприятиях развернулось строительство противоатомных убежищ, в загородной зоне - противорадиационных укрытий. За короткий период был создан значительный фонд защитных сооружений.
Прорабатывались и вопросы эвакуации. Создавались постоянно действующие республиканские, краевые, областные, городские и районные эвакокомиссии, разрабатывались планы эвакуации населения. Впервые были поставлены вопросы о повышении устойчивости работы предприятий всех отраслей народного хозяйства в условиях современной войны. Особое внимание уделялось организации своевременного оповещения персонала объектов народного хозяйства и населения.
В июне 1955 г. в целях повышения готовности МПВО к защите населения и территорий от атомного оружия был создан штаб МПВО
страны при МВД СССР. В административно-территориальных звеньях также были созданы областные, краевые, республиканские штабы МПВО [Степанов ... 2017].
В середине XX в. в результате изменения военных доктрин ведущих стран мира, где основная роль отводилась превентивному нанесению ядерного удара, появилась острая необходимость перестройки существующей системы защиты населения и территорий.
В 1961 г. было принято решение преобразовать МПВО в систему гражданской обороны и закрепить ее за Министерством обороны.
Стоит отметить, что это тенденция была характерна не только для Советского Союза. В 1950 г. в США был принят Федеральный закон о гражданской обороне, а в 1961 г. ответственность за ее состояние и совершенствование была возложена на министра обороны. Аналогичные реформы систем гражданской обороны стали проводиться в других зарубежных странах [Основы организации и ведения гражданской обороны . 2005].
Другим фактором, повлиявшим на решение возложить задачи по защите населения на Министерство обороны, стала начавшаяся в 50-х гг. прошлого века реформа правоохранительной системы СССР.
13 января 1960 г. МВД СССР было упразднено, а его функции переданы министерствам внутренних дел союзных республик. 25 января Приказом МВД СССР была создана специальная комиссия по передаче Министерству обороны СССР Штата МПВО страны, Управления войск, инженерно-противохимических войск МПВО, Государственного научно-исследовательского института МПВО, а также всех штабов МПВО, командных пунктов, узлов связи, химических лабораторий и курсов МПВО. 1 апреля 1960 г. МПВО была передана в состав Министерства обороны СССР [Лубянка ... 1997].
Последующее десятилетие также представляет собой интерес, так как этот период характеризуется определением основного пути развития системы гражданской обороны.
В 1961 г. было принято Положение о гражданской обороне СССР, а начальником гражданской обороны назначен командующий Сухопутными войсками СССР маршал В. И. Чуйков. Именно ему предстояло определить дальнейший облик отечественной системы защиты населения и территорий.
Основными приоритетными направлениями его деятельности стали: организационное и кадровое укрепление ГО, совершенствование всей системы управления гражданской обороны, организация обучения всего населения страны способам защиты от оружия массового поражения, расширение и углубление пропаганды знаний по гражданской обороне, развертывание работы по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства, совершенствование материально-технической базы гражданской обороны.
Согласно принятому Положению «О гражданской обороне СССР» гражданская оборона являлась системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и строилась по территориально-производственному принципу.
В ходе преобразований 1961-1972 гг. стало заметно, что система гражданской обороны превратилась в самостоятельную государственную службу. Поэтому исключительно важное значение для того времени стало определение пути, по которому должна была пойти Гражданская оборона как государственная организация. Была высказана идея о необходимости создания Государственного комитета по гражданской обороне. Назревала необходимость принятия закона о гражданской обороне и переведении ее в самостоятельную структуру. Министерство обороны было за такой подход, однако ЦК КПСС считало целесообразным включить гражданскую оборону в состав Министерства обороны, что и было организационно завершено к 1971 г. [Кор-зун ... 2012].
Среди существующих исследований данный период освещен с целью показать преемственность между системами МПВО и ГО. В то же время его изучение имеет важное значение для понимания основной тенденции исторического развития гражданской обороны и ее влияния на современный облик отечественной системы защиты населения и территорий.
Одним из актуальнейших направлений исследования истории гражданской обороны, требующих особого внимания со стороны историков, является проводимая со второй половины 80-х гг. XX в.
реформа по переориентации гражданской обороны с задач военного времени на решение задач защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени. Причинами необходимости реформирования гражданской обороны стали существующие системные ошибки, проявившиеся во время ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы 1986 г. и Спитакского землетрясения 1988 г.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №866213 от 30 июля 1987 г. «О мерах коренной перестройки системы гражданской обороны» на гражданскую оборону были возложены задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного периода [От МПВО к гражданской защите ... 1998]. Были предприняты конкретные меры по повышению эффективности и оперативности работы штабов гражданской обороны. Так, одним из важнейших было решение отрабатывать в штабах гражданской обороны два оперативных плана гражданской обороны: на военное время и на случай возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с возникновением стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф мирного времени [Мудрагеля, Лебедев 2000].
Штабы гражданской обороны в республиках, областях, краях, на территории которых размещались объекты опасного атомного, химического производства, должны были иметь усиленную структуру, позволявшую оперативно и эффективно реагировать на возможные техногенные риски. Постепенно осуществлялась переориентация системы гражданской обороны на деятельность преимущественно в условиях мирного времени, направленную на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и спасение населения в условиях техногенных и природных катастроф.
Новый виток в своем развитии отечественная гражданская оборона получила после распада Советского Союза во время формирования новых органов власти в Российской Федерации.
30 июля 1991 г. был создан Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, преобразованный из Российского корпуса спасателей. 14 ноября 1991 г. было принято решение Государственного Совета СССР о передаче военных органов управления и войск гражданской обороны в ведение суверенных республик, и уже 19 ноября Указом Президента РСФСР Б. Н. Ельцина был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР. Через месяц 18 декабря Указом Президента РСФСР было поручено Министерству обороны передать в ГКЧС РСФСР органы управления, соединения, воинские части и подразделения, учреждения и учебные заведения гражданской обороны СССР, дислоцирующиеся на территории РСФСР, со всем личным составом, вооружением. Были образованы региональные центры [Степанов 2013].
8 мая 1993 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал Указ «О гражданской обороне», в соответствии с которым общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации возлагалось на Председателя Правительства Российской Федерации, который стал начальником гражданской обороны страны. Первым заместителем премьер-министра - начальника гражданской обороны РФ становился председатель ГКЧС. По этой же схеме была организована система гражданской обороны и на региональном уровне, на предприятиях и в учреждениях.
10 января 1994 г. Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В начале 1998 г. вступил в действие Федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом. Это дало возможность приступить к дальнейшей реорганизации гражданской обороны страны в целях повышения ее готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время.
В ходе реорганизации были упразднены штабы гражданской обороны, а вместо них были образованы органы повседневного управления и постоянно действующие органы управления - Главные управления МЧС России в субъектах Российской Федерации [Нарышкин 2017]. В муниципальных образованиях, в том числе и категориро-ванных городах, задачи гражданской обороны были возложены
на специально уполномоченные органы, создаваемые органами местного самоуправления. Были ликвидированы службы гражданской обороны. На объектах экономики были созданы нештатные аварийно-спасательные формирования, задача которых ликвидация чрезвычайных ситуаций мирного времени, кроме того, они организационно входят в состав сил гражданской обороны.
В рамках реформирования гражданской обороны шла и реорганизация Войск ГО. Она осуществлялась с учетом перехода от принципа их использования для прикрытия отдельных объектов к принципу прикрытия территорий. На базе войск ГО началось создание специализированной группировки сил мирного времени, состоящей из спасательных центров, рационально дислоцированных на всей территории страны. В дальнейшем в 2011 г. войска гражданской обороны были преобразованы в спасательные воинские формирования [Лебедев 2014].
В конце XX - начале XXI вв. развитие систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны предопределили необходимость их объединения в единую систему гражданской защиты, которая, несмотря на свою актуальность, так и не реализована [Костров 2017].
Несмотря на то, что эти события происходили недавно, историческое исследование периода преобразований гражданской обороны с 90-х гг. XX в. по настоящее время необходимо для понимания процесса развития отечественной системы защиты населения и территорий.
Подводя итоги рассмотрения перспективных направлений по проведению исторических исследований по гражданской обороне, можно сказать, что изучение этих вопросов, которые на сегодняшний день представляют собой «белые пятна» в истории гражданской обороны, помогут нам лучше выявить исторические закономерности тех или иных событий, учитывать опыт работы гражданской обороны по защите населения и успешно применять его в своей деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Беларусь в годы Первой мировой войны (1914-1918) : сборник документов /
сост.: В. В. Врублевский. Минск : Беларусь, 2014. 356 с. Белосток // Виленские новости. 1915. № 162. 14 июня. С. 3. Беляев А. Н. Местная противовоздушная оборона страны в Великой Отечественной войне 1941-1945. М. : Военное издательство, 1985. 232 с.
Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-9478. Главное управление по борьбе с бандитизмом (ГУББ) Министерства внутренних дел СССР. Оп. 1, Д. 642, Л. 96-97.
Корзун Л. Работа в гражданской обороне была интересной. // Гражданская защита. 2012. № 4 (440). С. 18-21.
Костров А. В. Интеграция понятия «гражданская оборона» с понятием «гражданская защита» // Технологии гражданской безопасности. 2017. Т. 14. № 1 (51). С. 84-89.
Лебедев А. В. Спасательное дело в России / под ред. В. А. Пучкова. М. : ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014. 252 с.
Лубянка. ВЧК - ОГПУ - НКВД - НКГБ - МГБ - МВД - КГБ. 1917-1960 : справочник. М. : Издание МФД, 1997. 352 с.
Мудрагеля А. С., Лебедев А. В. История гражданской защиты России. (История создания, развития и применения МПВО-ГО-РСЧС) : Альбом схем. Новогорск : Академия гражданской защиты, 2000. 72 с.
Нарышкин В. Об органах управления гражданской обороны // Гражданская защита. 2017. № 3 (499). С. 38-40.
Обзор действий Чрезвычайной следственной комиссии / Россия. Чрезвычайная следственная комиссия для расследования нарушений законов и обычаев войны австро-венгерскими и германскими войсками. Т. 1: с 29 апреля 1915 г. по 1 января 1916 г. Пг., 1916. 503 с.
Основы организации и ведения гражданской обороны в современных условиях / под общ. ред. С. К. Шойгу. М. : Деловой экспресс, 2005. 520 с.
От МПВО к гражданской защите. Исторический очерк / под ред. С. К. Шойгу. М. : УРСС, 1998. 336 с.
Первая мировая война 1914-1918 годов : в 6 т. Т. 3. Военные действия на сухопутных театрах войны (1916-1918 годы). М. : Кучково поле, 2015. 864 с.
Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 13126. Брест-Литовская крепость и подчиненные ей войсковые части и учреждения. Оп.1. Д.1077. Л.323, 324, 326, 326 об.
Степанов В. Я. Чрезвычайная спасательная служба в лицах: Историко-художественный публицистический сборник. М. : ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013. 312 с.
Степанов В. Я. Гражданская оборона - дело всенародное: Историко-художественный публицистический сборник. М. : ФАУ «ИЦ ОКСИОН», 2017. 328 с.
Черепица В. Н. Город-крепость Гродно в годы Первой мировой войны: мероприятия гражданских и военных властей по обеспечению обороноспособности и жизнедеятельности: монография. Гродно : ГрГУ, 2006. 356 с.
100лет Военно-воздушным силам России (1912-2012 годы) / [Лашков А. Ю., Голотюк В. Л.] ; под общ. ред. В. Н. Бондарева. М. : Фонд «Русские Витязи», 2012. 792 с.