/SC Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 2 (44) УДК 614.8.01
Проблемы развития Гражданской обороны Российской Федерации
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2015
Б.Г. Нарышкин
Аннотация
Кратко проанализированы этапы становления и развития Гражданской обороны (ГО) страны, изначально предназначенной для защиты населения и объектов в военное время. Рассмотрены периоды роста возможностей страны по защите населения в военное время и причины ослабления внимания к гражданской обороне. Приведены обоснования важности и своевременности создания и развития в рамках ГО единой системы защиты населения и территорий РФ в мирное время от ЧС (РСЧС). Показана необходимость перенацелить усилия единой системы ГО и РСЧС на развитие ГО РФ — общегосударственной системы защиты населения и объектов страны в военное время.
Ключевые слова: защита населения; МПВО; гражданская оборона; МЧС России; РСЧС; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Problems of Civil Defense of the Russian Federation
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2015
V. Naryshkin
Abstract
Briefly reviewed the stages of formation and development of civil defense, which was originally designed to protect people and objects in time of war. Considered periods of growth opportunities of the country to protect the population in time of war and the reasons for the weakening of attention to civil defense. The substantiation of the importance and timeliness of the creation and development of the unified system of civil defense of population and territories of the Russian Federation in peacetime from emergencies. The necessity to refocus the efforts of a unified system of civil defense and emergency management for the development of Defense of the Russian Federation - the national system of protection of population and country in wartime.
Key words: protection of the population; local anti-air defense; civil protection; EMERCOM of Russia; a unified system of protection of the population and territories of the Russian Federation in peacetime; emergencies of natural and technogenic character.
Целью данной статьи является: проследить проблемы, возникающие в области ГО, в различные исторические периоды существования нашего государства, с момента создания системы ГО, до ее нынешнего состояния. И на этой основе — обосновать необходимость перехода к новому этапу развития системы ГО в условиях создавшегося противостояния по линии Запад — Россия, в ходе которого Силы ГО необходимо усиливать.
Результаты проведенного исторического анализа за весь более чем 80-летний период существования ГО кратко можно свести к следующему.
Необходимость защиты населения городов от ударов авиации противника возникла в первой четверти XX века. Гражданская оборона страны, как система защиты населения в военное время в СССР, была создана позже и в своем развитии прошла несколько преобразований.
За дату создания Гражданской обороны принято считать 4 октября 1932 г. — начало формирования местной противовоздушной обороны (МПВО) СССР. Благодаря эффективным мерам по строительству МПВО в предвоенный период, эта система в годы Великой Отечественной войны полностью выполнила свое предназначение.
«За период войны способам защиты от воздушного и химического нападения обучено свыше 100 млн человек. К началу 1944 года только в прифронтовой полосе действовало 16 инженерно-противохимических полков и батальонов, 136 горных батальонов, 23 отдельные роты, 228 участковых формирований из приписного состава, 565 аварийно-восстановительных батальонов на железнодорожном транспорте, 1735 аварийно-восстановительных бригад и отрядов, 1896 сандружин, 2469 отрядов первой медицинской помощи и др. подразделений МПВО общей численностью 6 млн чел. Войска МПВО имели общую численность 220 тыс. чел.» [6].
В конце 50-х гг. XX века в связи с накоплением в ряде стран ядерных боеприпасов, средств их доставки, а также планами по их применению, встал вопрос о возможности развязывания агрессорами ядерной войны против Советского Союза. Поэтому в 1961 году МПВО трансформировалась в Гражданскую оборону СССР (ГО СССР), которая к середине 80-х годов составляла мощную общегосударственную систему обеспечения безопасности населения и объектов страны в военное время.
В ГО СССР за основу был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В мирное время строились убежища и создавались запасы средств индивидуальной защиты для работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время. Остальная часть населения городов подлежала эвакуации в загородную зону. На гражданскую оборону в случае войны возлагались три важнейшие функции: обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная); сохранение мобилизационных людских ре-
сурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная); сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).
В годы «перестройки»укрепились мнения о невозможности ядерной войны.«Запасы ядерного оружия и по мощности и по количеству могли в случае его применения привести к тотальной гибели человечества» [4].
Последующие события: всеобщий кризис в стране, «перестройка» ее жизни на капиталистический лад; роспуск оборонительного союза стран Варшавского Договора, распад СССР и заявления Запада о победоносном завершении «холодной войны», привели к выводу об отсутствии опасности развязывания крупномасштабной войны против России. К тому же тогда у России были ослаблены экономические возможности для укрепления обороноспособности и, тем более, для развития системы гражданской обороны.
В апреле 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС, которая вынудила иначе взглянуть на проблему защиты населения (рис. 1).
Рис. 1. Чернобыльская АЭС в ходе ликвидации последствий аварии
К ликвидации последствий ЧС были привлечены около 600 тысяч военнослужащих, в том числе соединения и части Минобороны СССР, войск ГО и мобилизационного резерва.
Затем случилось катастрофическое землетрясение в Армении (рис 2).
Рис. 2. Спитак, Армения, 7 декабря 1988 года
Становилось очевидным, что ГО страны не должна ограничивать свою деятельность рамками военно-
/82 ^П SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 2 (44)
го времени. Поэтому 19 ноября 1991 г. был образован ГКЧС России — Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который существовал до образования МЧС России в 1994 г.
Принятый 21 декабря 1994 года Федеральный закон Российской Федерации № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» завершил формирование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В развитии системы защиты населения в РФ начался новый этап — сосредоточения основных усилий на решении задач по предназначению в мирное время. Два с небольшим десятка лет, несмотря на экономические трудности и сложные условия обстановки, система МЧС России развивалась упреждающими темпами. Успехи МЧС России в деле предупреждения и ликвидации ЧС нашли всемирное признание.
Таким образом, в разные периоды исторического развития страны, под влиянием объективной обстановки, и порой, субъективных оценок опасностей и угроз, изменялись цели, предназначение, темпы строительства и состояние системы защиты населения (рис. 3).
^^ МПВО СССР —для защиты населения от ударов противника с воздуха ГО СССР — для защиты населения в войне с применением ОМП (оружия массового поражения) и возможностью использования сил для
ликвидации ЧС
МЧС России — для защиты населения в 1 ЕТ^Я мирное время (РСЧС), ' Шк Нщ^Н МинГЗ России — для защиты населения в военное время и мирное время и единая система РСГЗ
Рис. 3.Изменения в содержании этапов развития системы ГО РФ
С момента создания МЧС России проделана огромная организаторская работа по формированию сил РСЧС постоянной готовности.
В 1995 году зародилась авиация МЧС России, которая уже насчитывает более 50 воздушных судов и за время своего существования приняла участие примерно в 500 спасательных операциях в России и за рубежом.
Позднее в МЧС России влилась Государственная противопожарная служба (ГПС), обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой. В боевом расчете подразделений ГПС находятся около 250 тыс.чел. и 17 тыс. ед. пожарной техники. Современные технологии, используемые в пожаротушении, позволяют эффективно решать задачи тушения пожаров.
Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) МЧС России, исполняющая функцию по спасению людей на воде, надзору на водных объектах за пользованием маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок и иными объектами
(пляжи, переправы и наплавные мосты), была передана в состав МЧС России в феврале 2004 года.
В мае 2010 г. на МЧС России возложено руководство деятельностью военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ), в состав которых входят 25 горноспасательных отрядов общей численностью более 4 тыс. чел. и 750 ед. техники, на обслуживании которых находится около 1150 опасных производственных объектов.
К 2011 году были упразднены войска ГО, состоявшие, главным образом, из соединений и воинских частей ГО сокращенного состава и кадра, а на их базе созданы спасательные воинские формирования МЧС России (СВФ МЧС России), имеющие единую организационно-штатную структуру на мирное и военное время. Указом Президента РФ от 30.09.2011 года № 1265 установлены их структура, состав и штатная численность, уменьшенная до 7230 военнослужащих и 17220 единиц гражданского персонала.
Сейчас СВФ МЧС России оснащаются все более эффективными средствами спасения и, несмотря на существенное снижение численного состава, потенциал формирований растет, а на приведение их в готовность к применению требуется не более 3-х часов.
Отмечая успехи, достигнутые в развитии системы защиты населения страны, Владимир Андреевич Пучков в своем интервью к 80-летию Гражданской обороны отметил: «Гражданская оборона на современном этапе является важнейшей государственной системой, решающей задачи по обеспечению безопасности государства от угроз и вызовов, в первую очередь, в мирное время при ЧС природного и техногенного характера» [4].
Оперативная оценка изменений в темпах развития составляющих системы защиты населения (ГО и ЧС) за период ее существования показана на рис. 4.
1932 г. 1941г. 1943г. 1945 г. 1950 г. 1961г. 1985 г. 1991г. 2011г. 2015 г.
^ГО — чс
Рис. 4. Оперативная оценка изменений в темпах развития составляющих системы защиты населения (ГО и ЧС) за период ее существования
По полному наименованию:«Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», оно, в первую очередь, предназначено для ГО.В связи с этим, правомерно утверждать, что подготовка к защите и защита населения страны в военное время — вот главная цель развития системы ГО и нашего Министерства.
Наиболее четко это выражено в статье 1 (ред. от 28.12.2013 г.) Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»:
«Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1].
В связи с этим, хотелось бы обратить внимание на то, что сокращенное наименование нашего Министерства не соответствует его основному предназначению. МЧС России даже в средствах массовой информации стали называть «Министерством по чрезвычайным ситуациям». Всем понятно, что название чего-либо должно выражать его основное предназначение. МЧС России, по-видимому, было бы целесообразно переименовать в «Министерство гражданской обороны РФ», сокращенно — «МинГО России».
Рост возможностей по ликвидации ЧС, конечно, имеет большое значение и для решения задач ГО в военное время. В этом заключается положительная роль проходящего этапа строительства ГО, создавшего РСЧС. Но следует учитывать, что в мирное время потребность в силах ГО не столь велика, поскольку они действуют в зонах ЧС периодически и на отдельных территориях. Для ликвидации крупных ЧС кроме сил ГО приходится привлекать значительные силы Минобороны, МВД России и др.
В случае войны потребность в силах ГО мгновенно возрастет в десятки и даже сотни раз, а задачи по защите граждан придется решать непрерывно на значительной части территории страны. При этом в военное время не уменьшится и количество ЧС природного и техногенного характера.
На любом этапе развития системы: МПВО; ГО; ГО и РСЧС цель мероприятий должна быть неизменной — защита населения в военное время (в первую очередь) и мирное время (во вторую очередь), рис.5.
ярш 193?г" 1961 II. -- МПВО - система мероприятий, проводимых органами власти под руководством военных организаций в целях защиты населения и объектов народного хозяйства на территории СССР от нападения с воздуха.
Гражданская оборона (ГО СССР) - государственная система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории СССР от опасностей, возникающих в военное время. /Не исключалась возможность использования войск ГО для ликвидации ЧС/
: -Щ-г. ЙЙЗЗШИЙ* - - ^ *• - - • РСЧС и ГО - системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ при угрозе и возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Предлагаете^ Гражданская оборона (ГО РФ) - общегосударственная система обеспечения безопасности населения и объектов страны в военное и мирное время (единая система ГО и РСЧС)
Рис. 5. Основные этапы развития системы гражданской защиты страны
В современных условиях роль ГО возрастает в связи с усиливающимся стремлением руководства США, а также ряда Европейских государств — участ-
ников НАТО, воспрепятствовать возрождающейся мощи РФ. Делаются попытки расшатать Россию как извне, так и изнутри, подкармливая оппозицию и ан-тироссийски настроенные правительства отдельных государств бывшего СССР (например, Грузии, Латвии и Литвы). Особые надежды в этом плане западные «партнеры» возлагают на Украину.
За 24-летний период существования Украины, как самостоятельного государства, Западу, не без помощи центральной власти Киева, удалось разбудить «дремлющих» (притихших) украинских националистов (УНА), приверженцев и сторонников «украинской повстанческой армии»(УПА). Их антироссийские настроения удалось распространить в среде молодежи и перенести на центральные районы Украины, внедрить во властные структуры, организовать «Майдан» и осуществить государственный переворот.
Последующие действия нового руководства Украины, управляемого из Вашингтона, при одобрении Запада, привели к беспрецедентной гражданской войне против Донецкой и Луганской республик, проголосовавших за свою самостоятельность. Применяемые виды вооружений, формы и способы военных действий были направлены на уничтожение инфраструктуры и мирных жителей этих территорий. Очевидно, что, одобряя эти действия, США рассчитывали втянуть Россию в этот вооруженный конфликт.
Искусственно организованный кризис на Украине не завершен.Не отменены и введенные Западом санкции против РФ, несмотря на то, что они наносят ущерб и самим организаторам этих санкций. Перспектива на изменение внешнеполитического курса США и НАТО в отношении России пока не просматривается. Россия же в свою очередь продолжает наращивать свой экономический и оборонный потенциал.
В этой обстановке рост возможностей ГО РФ — общегосударственной системы защиты населения в военное время — приобретает важное значение для страны и первостепенное для МЧС России.
Вывод
Таким образом, рассмотрение проблем, возникающих в области ГО в различные исторические периоды существования нашего государства с момента создания системы ГО до ее нынешнего состояния, убеждает, что начался переход к новому этапу развития системы ГО в условиях создавшегося противостояния по линии Запад — Россия, в ходе которого Силы ГО необходимо преумножать. При этом они, безусловно, без всяких ограничений должны применяться для защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а РСЧС должна оставаться частью Гражданской обороны — общегосударственной системы обеспечения безопасности населения и объектов страны в военное время.
Кроме того, основные усилия МЧС России, по-видимому, важно сосредоточивать на подготовке системы ГО РФ к функционированию в особый период и в
/84 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 2 (44)
условиях войны, а также на обеспечении ее способности и готовности к защите населения и объектов в военное время. Одновременно с этим единые органы управления ГО надо перестраивать для удобства работы в особый период и военное время. В этом состоит основной принцип организации системы управления любого силового министерства.
Литература
1. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.)«О гражданской обороне».
2. Федеральный закон от 21.12.1994 г № 68-ФЗ (ред. от 29.12.2010 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3. «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 79 (с изменениями и дополнениями от 15.02.2014 г.).
4. Пучков В.А. Интервью в канун 80-летия гражданской обороны страны. 2012.
5. Буренок В.М. Угрозы военной безопасности России и направления развития технического базиса войн. 46 ЦНИИ МО РФ, 2011.
6. Энциклопедический словарь «Гражданская защита». 2009.
Сведения об авторе
Нарышкин Владимир Геннадьевич: к. воен. н., ФГБУ
ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 216-42-41.
SPIN-код — 2124-9274.
Information about authors
Naryshkin Vladimir G.: Candidate of Military Sciences, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Leading Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 216-42-41. SPIN-scientific — 2124-9274.