Научная статья на тему 'Экономический подход к проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций'

Экономический подход к проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
918
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / МЧС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Королюк Людмила Викторовна

Рассмотрены вопросы экономического подхода к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предлагается рассматривать каждую чрезвычайную ситуацию с экономической точки зрения (разрабатывать экономические модели предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также минимизации потерь), что обосновано отсутствием у МЧС России подобной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Королюк Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economic approach to the Emergency Prevention and Response problems

The problem of financial economy calculation for the Emergency Prevention and Response measures without a detriment to people and State is absent in the list of EMERCOM's problems. So, we see the lack of financialy-economic scheme in the State Unifed Emergency Prevention and Response System, which is to calculate the economic losses and make the analysis for their minimization. Now, it is important to consider emergences from economic point of view, to develop economic models of Emergency Prevention situations and minimize the losses.

Текст научной работы на тему «Экономический подход к проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

УДК 338.2: 614.8 (045)

Л.В. Королюк

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Рассмотрены вопросы экономического подхода к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предлагается рассматривать каждую чрезвычайную ситуацию с экономической точки зрения (разрабатывать экономические модели предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также минимизации потерь), что обосновано отсутствием у МЧС России подобной задачи.

Ключевые слова: экономические модели, чрезвычайные ситуации, МЧС.

В настоящее время на планете Земля возникают глобальные катастрофы, которые требуют объединения усилий как отдельных государств, так и всего человечества в целом.

В России (СССР) всегда уделялось пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне. Прежде всего, такая необходимость возникла при ведении военных действий уже в ходе первой мировой войны. В то время авиация получила бурное развитие и стала способна наносить удары по тылам противника.

Бурное развитие авиации, рост ее мощи обусловили образование в СССР в 1932 г. местной противовоздушной обороны (МПВО). 4 октября 1932 г., дату принятия Советом Народных Комиссаров СССР «Положения о противовоздушной обороне территории СССР», принято считать днем рождения МПВО.

Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.

В связи с появлением ракетно-ядерного оружия созданная структура уже не могла выполнять в полной мере защиту населения и территорий, как того требовало время. Стала необходима новая структура, которая могла выполнять функции, спецификой которых являлась защита от ядерного оружия, снижение потерь и последствий в случае его применения. Таким образом, наша страна вынуждена была сделать в 1961 г. следующий кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий от военных опасностей: МПВО СССР была преобразована в Гражданскую оборону СССР.

Данная структура, поддерживаемая государством, получила значительное развитие и в 60-70-е годы ХХ в. была одним из сдерживающих факторов развязывания ядерной войны со стороны вероятных противников СССР.

Вместе с тем ориентация гражданской обороны в основном только на решение задач военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гра-

жданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Именно Чернобыльская катастрофа подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на государственном уровне, а Спитакская трагедия ускорила принятие решения по данному вопросу.

Примечательно то, что наше государство вследствие сложившихся обстоятельств, пережитых потрясений от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций раньше и острее многих других стран осознало опасность указанных выше тенденций и подняло проблему защиты человека, общества и государства от нарастающей угрозы природных и техногенных катастроф на уровень государственной политики.

Во второй половине 80-х гг. ХХ в. угроза глобальной войны, тем более с применением оружия массового поражения, стала ослабевать. На фоне мирной обстановки ужасно выглядели потери, наносимые государству авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. Анализ показывал, что ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций организуется и выполняется неэффективно. Важнейшей причиной тому было отсутствие специальной системы, предназначенной для реагирования на чрезвычайные ситуации в мирное время.

В определенной мере ее функции выполняла существовавшая система гражданской обороны, но она была ориентирована на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций военного времени. Хотя эта система и принимала активное участие в ликвидации последствий крупномасштабных аварий, катастроф и стихийных бедствий, справиться с данной работой в полной мере, в силу своей специфики, она не могла.

В связи с этим 27 декабря 1990 г. был образован Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Эта дата и принята за начальную точку отсчета истории Чрезвычайной службы России, предназначенной для решения проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными задачами МЧС России являются:

> разработка предложений по проведению государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого назначения, мобилизационной подготовки народного хозяйства;

> руководство гражданской обороной Российской Федерации, Войсками гражданской обороны Российской Федерации и Поисково-спасательной службой (ПСС) МЧС России;

> обеспечение функционирования и дальнейшего развития Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

> организация и осуществление государственного надзора за готовностью к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнени-

ем мероприятий по их предупреждению;

> руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

> создание и обеспечение готовности сил и средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

> организация разработки и реализации федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на проведение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, защиту населения, территории страны, а также на повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;

> координация работ по созданию и использованию системы чрезвычайных резервных фондов для проведения первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль целевого расходования средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

> организация обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирования гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;

> организация международного сотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию министерства. [1]

Пятнадцать лет МЧС выполняет вышеуказанные задачи по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, которые, к сожалению, не обходят стороной ни один регион России. И в этом смысле предназначение службы спасения - научить своих сограждан быть готовыми ко всем бедствиям, которые преподносит нам современный мир. В трудную минуту человечество с благодарностью вверяло свою судьбу представителям этой благородной профессии, которые были, есть и остаются последней надеждой попавших в беду граждан. Цена профессионализма сотрудников МЧС - это тысячи спасенных жизней.

Поэтому без преувеличения можно сказать, что мир и благополучие жителей России зависит от людей, обеспечивающих предупреждение чрезвычайных ситуаций и безопасность на территории государства, готовых в любую минуту прийти на помощь пострадавшим.

Каждая чрезвычайная ситуация сама по себе индивидуальна. Нигде невозможно прописать то, что готовит нам пусть даже неоднократно повторяющаяся по своему типу чрезвычайная ситуация. Но надо учиться своевременно реагировать, ориентироваться в сложившейся обстановке, просчитывать основные моменты и принимать единственно верное решение. Поэтому в МЧС созданы структуры, призванные обучать население и повышать образование уже опытных работников данной системы.

Как показал опыт, чрезвычайные ситуации мирного и военного времени значительно различаются между собой по многим факторам, а именно:

> по времени возникновения и длительности воздействия;

> по поражающимся факторам;

> по масштабам и последствиям;

> по подходам к их ликвидации;

> по привлекаемым для этого органам управления и силам;

> по способам защиты населения;

> по морально-психологическому состоянию населения;

> по содержанию подготовки сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и обучению населения.

МЧС России подходит к решению проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций учитывая именно эти факторы, при этом абсолютно не учитывается экономическая составляющая как предупреждения, так и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сотрудники МЧС России человеческую жизнь ставят выше любых затрат на ее спасение, что само по себе оправданно, вместе с тем финансово-экономическая составляющая является одной из основных в любом государстве, и не обращать на нее внимания недопустимо.

Правительством Российской Федерации определен перечень сил и средств РСЧС. Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарно-эпидемиологической обстановкой и другими сферами жизни и деятельности человека, вторая - для ликвидаций чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля состоят:

> из служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

> из формирований санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения и социальной защиты населения России; ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

> из служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля качества пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия России;

> из геофизической службы Российской академии наук;

> из оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

> из подразделений Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

> из учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны [2].

Помимо названных выше сил и средств в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций входят силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:

> военизированных и невоенизированных противопожарных, поиско-

вых, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-

технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

> формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;

> формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

> военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

> формирований гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;

> специально подготовленных сил и средств Войск гражданской обороны Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

> аварийно-технических центров Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

> служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

> восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения Российской Федерации;

> аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательнокоординационный центр и спасательно-координационные центры регионов), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти [2].

Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:

> сводные мобильные отряды соединений и воинских частей Войск гражданской обороны Российской Федерации;

> Г осударственная противопожарная служба МЧС России;

> Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) МЧС России;

> Поисково-спасательная служба МЧС России;

> Центр по проведению спасательных операций особого риска - «Лидер» МЧС России;

> авиация МЧС России [3].

В течение пятнадцати лет функционирования МЧС, конечно, приобрело бесценный опыт действия в чрезвычайных ситуациях. Были созданы структуры, обучающие население, научно-исследовательские институты, призванные анализировать чрезвычайные ситуации, разрабатывать тактику и стратегию действия в тех или иных условиях, органы управления в городах и рай-

онах, спасательные формирования и т. д.

На самом высоком уровне зачитываются доклады об успехах и положительных результатах работы МЧС, о тысячах спасенных жизней и в некоторых случаях даже предупреждении катастроф. Но никто и нигде не рассматривал чрезвычайную ситуацию с точки зрения экономики. В докладах чаще всего звучат цифры ущерба, подсчитанные арифметическим действием сложения. То есть произошла чрезвычайная ситуация, нанесла определенный ущерб, ликвидировали последствия и подсчитали убытки.

В перечне задач МЧС России нет экономической составляющей, например задачи расчета экономии финансовых средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, разумеется, без ущерба для населения, объектов экономики и государства в целом. В перечне структур, входящих в состав сил РСЧС, нет ни одной финансово-экономической, которая была бы призвана просчитывать экономические потери и соответственно делать анализ для их минимизации.

В настоящее время МЧС России основным направлением экономического регулирования вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций видит в институте страхования и проводит работу в трех основных направлениях:

> разработка проекта федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта»;

> координация деятельности по разработке программ страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в субъектах Российской Федерации;

> создание инфраструктуры страхового рынка, обеспечивающей защиту прав страхователей, повышение качества страховых услуг и соответственно повышение спроса на страховые услуги [4].

Экономические отношения страхования возникли как форма удовлетворения потребностей человека в защите от случайных опасностей. Для создания надежной основы перехода Российской Федерации к устойчивому развитию необходимо предпринимать более интенсивные усилия в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. Одним из таких механизмов в рыночной экономике и является система страхования, которая выполняет ряд важных функций: защита предпринимателей от экономических потерь, защита экономических интересов граждан, социальная защита (инициируемые государством программы социального обеспечения ликвидации последствий стихийных бедствий и др.), концентрация инвестиционных ресурсов [5].

Вместе с тем возможности страхования не беспредельны. При чрезвычайной ситуации глобального масштаба средства страховых компаний не в

состоянии покрыть материальные убытки и моральный ущерб как населению, так и объектам экономики.

Поэтому в настоящее время возникает необходимость рассмотрения каждой чрезвычайной ситуации с экономической точки зрения. Необходимо разрабатывать экономические модели предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также минимизации потерь (в том числе затрат на ликвидацию), если все-таки чрезвычайная ситуация произошла.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента РФ от 21.09.2002 г. № 1011 «Вопросы МЧС России. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

3. Приказ МЧС России от 22.09.1999 г. №510 «Структура МЧС России и задачи, возложенные на структурные подразделения центрального аппарата».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.1999 г. № 1098 «Федеральная целевая программа “Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2004 г.”».

5. Новиков В.Д. Экономические механизмы смягчения последствий катастроф: Сборник лекций для руководящего состава МЧС России. М., 2004. Кн. 2.

Поступила в редакцию 14.01.06

L. V. Koroluk

The economic approach to the Emergency Prevention and Response problems

The problem of financial economy calculation for the Emergency Prevention and Response measures without a detriment to people and State is absent in the list of EMERCOM’s problems.

So, we see the lack of financialy-economic scheme in the State Unifed Emergency Prevention and Response System, which is to calculate the economic losses and make the analysis for their minimization. Now, it is important to consider emergences from economic point of view, to develop economic models of Emergency Prevention situations and minimize the losses.

Королюк Людмила Викторовна

Институт экономики и управления ГОУ ВПО «УдГУ»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 4. fax: (3412)711363 Е-mail: fgz@udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.