Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / СОЦИАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЦЕЛЕВОЙ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ / СТРУКТУРНЫЙ И РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ПОДХОДА / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметшин Александр Тагирович

В статье охарактеризованы сущность, структура и содержание социально-интегративного подхода, определяющего возможности совершенствования качества образованности выпускников с позиции автора-исследователя. Рассмотрены специфика и потенциал деятельности университета как центра образования, культуры и общества, лидирующего в иерархии вузов. Раскрыты основные аспекты компонентов социально-интегративного подхода, своеобразно влияющие на обновление и реализацию образовательного процесса в рамках открытой для разного вида взаимодействия и сотрудничества среды, для создания совместных программ и проектов в сфере науки и образования во благо прогресса общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-INTEGRATED APPROACH AS A FACTOR IN THE IMPROVEMENT OF HIGHER UNIVERSITY EDUCATION

The article describes the essence, structure and content of the socio-integrative approach, which determines the possibilities of improving the quality of education of graduates from the standpoint of the author-researcher. The specificity and potential of the university as a center of education, culture and society, leading in the hierarchy of universities, are considered. The main aspects of the components of the socio-integrative approach are revealed, which in a peculiar way affect the renewal and implementation of the educational process within the framework of an environment open for various types of interaction and cooperation, for the creation of joint programs and projects in the field of science and education for the benefit of the progress of society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Мухаметшин Александр Тагирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» (г. Гжельск)

СОЦИАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕГО

УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье охарактеризованы сущность, структура и содержание социально-интегративного подхода, определяющего возможности совершенствования качества образованности выпускников с позиции автора-исследователя. Рассмотрены специфика и потенциал деятельности университета как центра образования, культуры и общества, лидирующего в иерархии вузов. Раскрыты основные аспекты компонентов социально-интегративного подхода, своеобразно влияющие на обновление и реализацию образовательного процесса в рамках открытой для разного вида взаимодействия и сотрудничества среды, для создания совместных программ и проектов в сфере науки и образования во благо прогресса общества.

Ключевые слова: высшее образование, университет, социально-интегрированный подход, целевой, содержательный, структурный и результативный компоненты подхода, сотрудничество.

Annоtation. The article describes the essence, structure and content of the socio-integrative approach, which determines the possibilities of improving the quality of education of graduates from the standpoint of the author-researcher. The specificity and potential of the university as a center of education, culture and society, leading in the hierarchy of universities, are considered. The main aspects of the components of the socio-integrative approach are revealed, which in a peculiar way affect the renewal and implementation of the educational process within the framework of an environment open for various types of interaction and cooperation, for the creation of joint programs and projects in the field of science and education for the benefit of the progress of society.

Keywords: higher education, university, socially integrated approach, target, meaningful, structural and effective components of the approach, cooperation.

Введение. Высшее университетское образование переживает сложные времена совершенствования и трансформации, что обостряет поиск адекватных подходов и технологий для его обновления. Университеты исторически имеют особый статус и самоценность в развитии общественного прогресса, являясь базисным центром образования, науки, культуры. Кардинально повышается значимость университетского образования в наше время, когда происходят новационные изменения в технике и технологиях, усиливается приоритетность информатизации и цифровизации, возникают новые направления и отрасли науки, происходит переосмысление общепризнанных ориентиров и закономерностей социального становления человека и его жизнедеятельности в мире и отдельных странах.

Обостряется необходимость соответствовать новым задачам совершенствования системы университетского образования с позиций своей триединой миссии: служить образованию, науке и развитию общества с учетом времени перемен. Востребовано своевременно актуализированное обществом глобальное понятие целостности и подвижности системы высшего образования.

Среди множества негативно влияющих на качество образования подготовки современных выпускников университетов, в будущем квалифицированных специалистов высшего уровня, обратим внимание на социально окрашенные причины, обнаруженные исследователями. Среди них названы:

- неопределенность состояния социальной и экономической среды общества, находящихся в поиске новых целевых ориентиров и новационных моделей развития;

- несоответствие существующих механизмов обновления системы высшего образования в сложившихся социально-экономических условиях;

- слабая обновляемость профессорско-преподавательского состава университетов и недостаточный уровень пополнения молодыми научно-педагогическими работниками и учеными нового поколения;

- снижение объемов научно-исследовательских работ в коллективах университета, значительное ослабление научно-творческого потенциала в деятельности вузов за последние десятилетие;

- наличие очевидного спада внимания к прогрессивным мировым и общеевропейским тенденциям и лучшим достижениям из опыта отечественных и зарубежных вузов-лидеров [1; 8; 10].

Университеты имеют огромный опыт в формировании национального самосознания в условиях постоянно изменяющегося мира. Вместе с тем, они всегда стремились укреплять и развивать общее образовательное и научное пространство, понимая, что служить прогрессу стран и народов лучше в ходе объединения социальных усилий для совместной деятельности при решении ключевых проблем образования и науки, при выработке общих подходов, создании нового качества международных связей.

Изложение основного материала статьи. Все вышесказанное привело нас к исследованию возможностей интеграционных процессов, выдвигающих социально-интегративный подход, как наиболее очевидный фактор совершенствования системы высшего образования. Мы исходили из анализа понятийного аппарата, представленного в философских, социологических и психолого-педагогических научных трудах. В частности, оригинальна трактовка различий в понятии интегрирования и интеграции, где подчеркивается, что механическое объединение или комбинация различных элементов дает интегрированный процесс или комплекс из звеньев, составляющих элементов; а интегративный процесс -это эффективный результат объединения элементов путем или посредством их взаимодействия, которое порождает появление новых свойств, которых не было у этих объединенных звеньев, по отдельности [9; 10].

Относительно рассматриваемого нами социально-интегративного подхода это доказывает, что интеграция в высшем образовании в полной мере происходит не на уровне внешних проявлений объединенности образовательных организаций и учреждений, или социальных явлений и ситуаций в общую систему, а на уровне ее сущности.

Анализ методологии и методики различных вариантов моделирования и конструирования сотворчества университетов, других субъектов образования и социальной сферы в современном им социуме позволил сделать вывод о том, что не существует единого алгоритма их совместной деятельности во благо объявленной миссии университетского уровня: наука, образование, общество. Повышение уровня интегративности проявляется не в формальных показателях, игнорирующих все многообразие социальных связей, отношений и обстоятельств, в которых может оказаться образование, оно зависит от лидирующей функции университетов, порождающих новационные свойства результата общего взаимодействия [7].

В ходе реализации социально-интегративного подхода в рамках социального взаимодействия образовательных учреждений и университета необходимо использование совокупности ряда основополагающих принципов, среди которых: принцип целостности и системности, принцип добровольности, принцип адекватности, принцип вариативности, принцип интеграции и дифференции, а также принцип мотивации и стимулирования.

С точки зрения концепции совершенствования высшего университетского образования в соответствии с его возможностями и преимуществами, и учетом реальных социальных обстоятельств окружающей действительности в целях повышается гарантированность создания единого информационно-образовательного поля для стимулирования качества образованности выпускников [5].

В данном контексте данных изменений рассмотрим панораму характеристик социально - интегративного подхода как фактора осуществления устойчивого целенаправленного развития университетского образования, гарантированно отвечающего вызовам современного социума.

Целевой компонент подхода позволяет задать ориентиры жизнедеятельности университета, представляющей собой такую целостность, которая соответствует задачам взаимообусловленных внутренних и внешних планов взаимодействия всех участников системы высшего университетского образования. С данных позиций, студент выступает как субъект саморазвития собственных личностных смыслов и установок и одновременно участвует в процессах социализации, обогащающей его мировоззренческие принципы, способности и компетентности с учетом постоянно изменяющихся векторов государственного, хозяйственно-экономического и общественного жизнеустройства [3; 6]

Содержательное наполнение характеризуемого подхода связано, с одной стороны, с преобразованием характера множества социальных, личностных и педагогических коммуникаций, составляющих сущность взаимодействия всех участников образовательного процесса во имя повышения качества результативности высшего образования, его многогранности и поливариативности, имеющих важнейшее значение для дальнейшей судьбы выпускников.

С другой стороны, в университете содержательно обеспечены должны быть потребности обучающихся, касающиеся их жизненного и профессионального самоопределения, базирующегося на получении социального опыта и практик профессионального становления будущего компетентного специалиста, с осознанной гражданской позицией и необходимыми профессиональными знаниями по выбору.

И здесь для научно-педагогического коллектива возникают специфические задачи встраивания в процессы профессиональной социализации и самоопределения профессионально направленных образовательных программ нового поколения, на основе согласования современных возможностей и востребованности от работодателей, от актуального состояния экономики и рынка труда.

Структурный аспект социально-интегрированного подхода состоит в необходимости создания обогащающей и развивающей среды университетского образования, направленной на заполнение всех возможных и доступных для студентов информационно открытых каналов, влияющих на повышение их мотивации и способностей к обучению при получении престижных специальностей, требующих высокого уровня университетских знаний и мастерства.

Опыт показывает, что эффективность взаимодействия ученых по принципу межнаучной кооперации в рамках отдельных научных сфер значительно повышается, обеспечивая новое качество целостности программ исследований. Важен также первичный профессионально-практический опыт, полученный в совместной работе студентов с учеными и с высококвалифицированными преподавателями как возможности для развития и реализации обучающимися своего жизненного потенциала.

В этой же связи часто вступает в силу механизм эффективного сетевого взаимодействия, предусматривающий поддержку и объединение всех усилий специалистов муниципальных, региональных, республиканских организаций и учреждений, имеющих отношение к образованию, социальной защите, охране прав граждан и народонаселения любых стран мира [2; 5]

Результативный компонент подхода отражает достижение комплекса поставленных в рамках высшего университетского образования целей. Процессы глобализации и интеграции и противоречивые тенденции при трансформации современного социума требуют усиления роли высшего гуманитарного образования, оказывающего определяющее влияние на воспитание ценностно-смысловой сферы личности выпускников и на будущее общества в целом. И потому призвание и признание университета не может состоять в том, что он занимается только узкопрофессиональным обучением, даже очень успешным и качественным, подготовкой выпускников к будущей профессии. Университеты традиционно возглавляют иерархию в системе высшего образования, потому что высоко несут знамя науки и образования во имя высоких идеалов динамики прогресса и влияния на успешное благосостояние стран и народов, уважая государственный суверенитет.

Качество высшего образования наиболее четко выражено в компетентности выпускников как совокупности социально значимых общекультурных, мировоззренческих, творческих и информационно-коммуникационных способностей, позволяющих им успешно включиться в современный социум, грамотно проектировать стратегию и практику своего поведения, верно и мобильно определять перспективы собственной жизнедеятельности в социуме, окружающем мире [4; 9].

Выводы. Таким образом, проанализировав спектр основных требований к высшему университетскому образованию, мы можем подтвердить, что существенным в данный период является факт, когда есть необходимость соответствовать глобальным тенденциям, и, одновременно, воспроизводить национальные основы систем образования адекватно уровню прогресса общества.

Социально-интегративный подход, реализуемый в условиях высшего университетского образования, по его целеполаганию, содержанию, структуре и результатам, активно содействует решению современных образовательных задач, стоящих перед миром, и по своей природе требует и сетевого, и межотраслевого, и междисциплинарного взаимодействия университетов и социума - в области науки, в сфере образования, в непростых условиях рынка профессионального труда и диверсификации профессий.

При этом становится очевидным, что в иерархии системы образования именно университеты способны решать задачи повышенного уровня сложности. Ведь их главной отличительной чертой является наличие и действенность весомого вклада арсенала и ресурсов науки и образования в прогрессивное развитие общества. Благодаря этому, как центры науки, культуры и экономики в регионах и мире они не только претендуют, но занимают лидирующие позиции в каждую новую эпоху.

Литература:

1. Андреев, А.Ю. «Национальная модель» университетского образования: возникновение и развитие / А.Ю. Андреев // Высшее образование в России. - 2005. - № 1. - С. 156-169

2. Анищенко, В.А. Проектирование образовательной системы "колледж-вуз" в условиях университетского комплекса: монография / В.А. Анищенко. - Москва: Дом педагогики, 2006. - 257 с.

3. Васкевич, Т.В. Адаптация национальных систем высшего образования к евроинтеграционным процессам: упования и реалии: [монография] / Т.В. Васкевич. - Кубанский государственный университет. - Москва: НИИ школьных технологий, 2019. - 365 с.

4. Галимов, А.М. Адаптивное управление инновационным развитием вуза: монография / А.М. Галимов. - Казань: Издательство Казанского университета, 2019. - 254 с.

5. Зеер, Э.Ф. Социально-ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося / Э.Ф. Зеер, М.В. Мащенко, Г.Ф. Трубина // Образование и наука. - 2017. - Т. 19, - № 6. - С. 9-32.

6. Михащенко, А.Л. Глобализация образования: учебное пособие / А.Л. Михащенко. - Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2019. - 104 с.

7. Мухаметшин А.Т. Профессиональное образование в университете: приоритеты обновления / А.Т. Мухаметшин, Д.С. Сомов // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2020: сборник материалов Всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участ.- Чебоксары: ИД «Среда», 2020. [Электронный ресурс] https://phsreda.com/e-articles/193/Action193-86009.pdf

8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 г.). - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/413.php (дата обращения 21.06. 2021)

9. Три миссии университета: образование, наука, общество: [монография: ред.кол: В.А. Садовничий и др.]. - Москва: МАКС Пресс, 2019. - 440 с. (Евразийские университеты XXI века).

10. Титаренко, Л.Г. Современные интеграционные процессы в сфере высшего образования: предпосылки, закономерности, перспективы / Л.Г. Титаренко // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. Минск: БГУ. - 2018. - № 1. - С. 82-90

Педагогика

УДК 371.378

доктор педагогических наук, доцент Мыхнюк Мария Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В статье обосновываются результаты развитости составляющих профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин средних профессиональных образовательных организаций, определены потребности в развитии отдельных видов культур, которые входят в содержание профессиональной культуры. Выявлены основные причины недостаточной развитости методической культуры, выполнен мониторинг потребностей в оказании методической помощи преподавателям специальных дисциплин. Определены проблемы, возникающие в процессе коммуникативного педагогического взаимодействия, а также причины, влияющие на самообразовательную деятельность педагогов.

Ключевые слова: профессиональная культура, преподаватели специальных дисциплин, методическая культура, педагогическое взаимодействие, самообразовательная деятельность.

Annotation. The article substantiates the results of the development of the components of the professional culture of teachers of special disciplines of secondary vocational educational organizations, identifies the needs for the development of certain types of cultures that are included in the content of professional culture. The main reasons for the lack of development of methodological culture are identified, the monitoring of the needs for providing methodological assistance to teachers of special disciplines is carried out. The problems arising in the process of communicative pedagogical interaction, as well as the reasons affecting the self-educational activity of teachers are identified.

Keywords: professional culture, teachers of special disciplines, methodological culture, pedagogical interaction, self-educational activities.

Введение. Управление процессом профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена требует от преподавателей специальных дисциплин совершенствования его профессионально-педагогической деятельности, развития профессиональных качеств и способностей, различных видов культур, которые входят в содержание профессиональной культуры педагога. Необходимость развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин обусловлена высокими требованиями к уровню профессиональной готовности к осуществлению перехода от репродуктивных форм и методов профессионального обучения к креативным, творческим, потребностью в постоянном развитии, саморазвитии и самосовершенствовании преподавателей, в том числе и специальных дисциплин.

Целью статьи является обоснование результатов опроса преподавателей специальных дисциплин, касающегося выявления уровня развитости составляющих профессиональной культуры педагогов и выявления основных направлений совершенствования профессионально-педагогической деятельности.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная культура, по мнению В.Д. Симоненко, это соответствующая степень овладения личностью приемами и способами решения профессиональных задач [2, с. 86]. И.Ф. Исаев рассматривает профессиональную культуру как «меру и способ творческой самореализации личности преподавателя в различных видах педагогической деятельности и общения...» [1, с. 4-6]. По нашему мнению, профессиональная культура преподавателя специальных дисциплин является системой профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств, способностей и опыта, необходимых для обеспечения высоких результатов в подготовке будущих специалистов среднего звена.

С целью определения развитости профессиональной культуры у преподавателей специальных дисциплин, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов среднего звена, нами было проведено анкетирование и опрос педагогов относительно выявления их потребностей в развитии составляющих видов культур, которые входят в профессиональную культуру, выявления причин недостаточной сформированности методической культуры, анализ проблем, возникающих в процессе коммуникативного педагогического взаимодействия, мониторинг потребностей по оказанию методической помощи педагогам во внедрении инноваций в учебный процесс средних профессиональных образовательных организаций.

В результате исследования было выявлено, что треть всех опрашиваемых преподавателей специальных дисциплин нуждается в обязательной индивидуальной коррекции профессионального методического развития и индивидуального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.