Научная статья на тему 'Парадигма образования в контексте общества знаний'

Парадигма образования в контексте общества знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1330
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / PARADIGM OF EDUCATION / KNOWLEDGE SOCIETY / INTELLECTUAL POTENTIAL / SYSTEMIC ACTIVITY APPROACH / INNOVATIVE INTEGRATION PARADIGM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малинин Валерий Анатольевич

Рассматривается понятие парадигмы образования в современном обществе, основанном на знаниях. Раскрывается содержание понятия «парадигма образования» в рамках современного системно-деятельностного и инновационно-интегративного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARADIGM OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE KNOWLEDGE SOCIETY

The concept of the paradigm of education in the modern knowledge-based society is considered. The content of the concept of the paradigm of education is revealed in the framework of the modern systemic activity and innovative integration approaches.

Текст научной работы на тему «Парадигма образования в контексте общества знаний»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2 012, № 3 (1), с. 25-29

УДК 373.6, 378

ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ © 2012 г. В.А. Малинин

МОУ СОШ № 187 Н. Новгорода

tema58@bk.ru

Поступила в редакцию 03.04.2012

Рассматривается понятие парадигмы образования в современном обществе, основанном на знаниях. Раскрывается содержание понятия «парадигма образования» в рамках современного системно-деятельностного и инновационно-интегративного подходов.

Ключевые слова: образовательная парадигма, общество знаний, интеллектуальный потенциал, системно-деятельностный подход, инновационно-интегративный подход.

Образовательные парадигмы прошли долгий исторический путь своего формирования и развития. В настоящее время наблюдается активное обращение исследователей к парадигмальному подходу в целях обновления теории и практики образования.

Исследователями рассматриваются различные парадигмы образования, которые развиваются, совершенствуются, модернизируются. Их достаточно большое количество. Так, А.С. За-песоцкий выделяет следующие квалификации, которые позволяют проследить исторический путь парадигмальной эволюции образования: иррационально-эзотерическая, или интуитивнодискурсивная; бихевиористская, аналитикорациональная, прагматическая, культурно-диалогическая, гуманитарная, личностно ориентированная, критико-эмансипаторская, постмодернистская и др.

Далее рассмотрим их более подробно. Но прежде отметим, что парадигмальный подход к процессам развития образования предполагает осмысление самого понятия «парадигма». Термин «парадигма» ввел в научный оборот Т. Кун. Он трактуется как исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения в научной деятельности.

В современном толковании понятия «парадигма» мы встречаемся с различными ее трактовками. Одни называют образовательной парадигмой ведущую идею; другие - систему исходных принципов; третьи - конкретную концепцию; четвертые - общее направление преобразований и т.д.

Раскрывая содержание понятия «образовательная парадигма» в рамках современного системно-деятельностного подхода, мы обнаружили определённые связи и самостоятельность таких нормативных категорий, как «теория»,

«модель», «проблема», «образец», в составе парадигмы любой деятельности. Таким образом, говоря о парадигме в образовании, необходимо учитывать, что образование - это сложная самостоятельная, открытая система теоретической и практической деятельности, которая в различные исторические эпохи имеет свои парадигмы и свою структуру.

Парадигмальные основания, представленные идеями древних цивилизаций Египта, Вавилона, Индии, философов античности, ученых Средневековья, сформированы мистическими, магическими и религиозными представлениями; консервативные парадигмы являются порождением философии модернизма, основателем которой явился Р. Декарт. Либеральная образовательная парадигма обязана философии Нового времени

А.Н. Уайтхеда, Дж. Дьюи; радикальные парадигмы черпают свои идеи из авангардных теорий, представляющих собой любопытное смешение прагматизма, позитивизма и экзистенциализма с философскими идеями, пришедшими из таких дисциплин, как социальная психология, культурная антропология. Гуманистическое осмысление предназначения образования можно найти в трудах философов от Конфуция, Сократа, Платона, Ф. Аквинского до И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, Н.Г. Чернышевского, С.Л. Франка, Ф. Шлейермахера, М. Шелера,

Н. Гартмана. Идеи диалогической природы образовательной деятельности, взаимодействия технократической и гуманитарной составляющих обучения разрабатывались в исследованиях М.М. Бахтина, В.С. Библера, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова; психолого-культурологичес-кая парадигма образования анализировалась в трудах А.Г. Асмолова, И.С. Кона.

Появление гуманистической образовательной парадигмы связано с возникновением пер-

вых предпосылок создания новой светской культуры, основанной на принципах гуманизма. В ее рамках были определены функции структурных составляющих образования. Гуманистические ценности, гуманитарное знание обеспечили развитие гуманитарной парадигмы современного образования, которая в условиях глобальных перемен как нельзя лучше определяет векторы его развития на перспективу.

В современных условиях формируются и развиваются такие парадигмы, как парадигма проектирования, моделирования, экологического управления, компетентностная парадигма, которые, по мнению исследователей В.В. Краевско-го, О.Е. Лебедева, В.А. Сластенина, А.П. Тряпи-циной и др., наиболее востребованы в мире образования. В частности, компетентностная парадигма явилась основой для разработки новых ФГОС. При этом исследователи делают акцент на способности использовать знания, умения, навыки для разрешения проблем, с которыми сталкивается растущий человек в жизни.

Исследование показало, что существовавшая ранее знаниевая парадигма образования сегодня вступила в противоречие с новыми парадигмами, которые рассматривают человека в его целостном, культурном и индивидуальном отношении. Сегодня стало очевидно, что будущее не только личности, но и общества, государства, зависит не только от количества и качества знаний, но и от способности человека ориентироваться в трудных жизненных ситуациях. Неслучайно В. Иноземцев подчеркивает, что сегодня «ни естественные ресурсы, ни дешевый труд не способны стать основой прорыва к постиндустриальным рубежам, поскольку обеспечиваемое ими ускоренное накопление имеет естественный предел и не носит самоподдерживающего характера... Единственным источником стабильного процветания страны является. лишь интеллектуальный потенциал нации и раскрепощенность ее граждан» [1].

Знания сегодня становятся не только основным товаром и важнейшим экономическим ресурсом, но и духовной категорией. Именно это позволило Таичи Сакайя дать определение «общества знаний», акцентировав внимание на качественном скачке - превращении знаний в высшую ценность [2].

Под влиянием новой роли знаний в обществе значительно изменяется мировоззрение народа. Так, по мнению отечественных и зарубежных специалистов, знания и концепции, «которые люди держат в своих головах, и качества доступной им информации определяют успех или неудачу предприятия» [3].

Говоря о роли знаний в обществе, Д. Белл подчеркивает, что основным производственным ресурсом станут знания, интеллект, а целью производства - не количество материальных благ, а их качество. Уровень жизни окажется таким, что на первый план выйдет качество жизни. В работе «Грядущее постиндустриальное общество» он раскрыл структуру и проблемы современного общества знаний, которые мы сегодня наблюдаем на примере различных стран [4]. При этом основными институтами становятся университеты, академические институты и исследовательские организации, а основным ресурсом - человеческий капитал.

Современные исследователи, раскрывая роль и значение общества знаний, опираются на теорию деятельности, разработанную отечественными психологами Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Д.И. Фельдштейном, А.Н. Леонтьевым и другими. При этом отметим, что существуют особенности знаний, которые тесно связаны с педагогическим трудом. Сам педагогический труд является творческим трудом, который совершенствует педагогическую деятельность. Так, М.Б. Алексеева выделяет такие классические формы педагогической деятельности, как обучение и научение [5]. Исследователь подчеркивает, что обучение - это передача готового знания, общественных норм поведения и их усвоение в «предметной» форме. Научение -передача личного знания преподавателя, опыта практической деятельности. Кроме того, выделяется еще одна универсальная категория «учение» - форма индивидуальной интеллектуальной деятельности по системному восприятию учебной информации.

Известно, что результат педагогического процесса зависит не только от педагога, но и от обучающегося. Как показывает практика, в современных условиях степень подготовленности работника, широта его кругозора, наличие специальных навыков и способностей фактически определяют его будущее социальное положение. При этом целью получения все более высокого уровня образования становится не только стремление к более высокому уровню благосостояния, но и стремление к приобщению к более насыщенной и интересной жизни. В результате мировоззрение образованных людей включает в себя все более сильные потребности в самореализации личности, получении признания со стороны окружающих, наращивании интеллектуального потенциала и его максимальном раскрытии в общественно значимой деятельности.

Исходя из этого, общество знания мы рассматриваем как новое пространство социально-

го бытия, в котором первостепенное значение имеет интеллектуальный потенциал человека, формирование которого происходит в контексте самообучения и саморазвития. Общество знания представляет собой качественно новый этап развития информационного общества: как и в предыдущие эпохи, современное знание вбирает в себя знания из различных областей - науки, искусства, религии и т.д., но приоритет остается за научным знанием, и именно наука предоставляет оптимальный способ получения нового знания в современном обществе.

Таким образом, в контексте общества знаний развитие системы образования приобретает наиважнейшую роль для обеспечения успешного развития страны. Современная парадигма образования предполагает создание динамично развивающейся системы образования, использующей современные технологии и обеспечивающей достижение целей будущего.

Особенности общества знаний применительно к сфере образования заключаются в радикальном изменении роли образования и знаний, влекущем необходимость развития творческого потенциала подрастающего поколения посредством создания национальных и региональных инновационных систем в основе развития университетских комплексов, комплексов «вуз - школа», результатами функционирования которых являются: разработка различного рода инноваций и объектов интеллектуальной собственности, подготовка специалистов для инновационной сферы, формирование личности обучающейся молодежи.

В настоящее время со вступлением общества в постиндустриальную эпоху развития, когда самым ценным товаром становится информация, а главным результатом образования, по мнению разработчиков нового стандарта общего среднего образования, выступает «компетенция к обновлению компетентностей» (А.Г. Ас-молов, А.М. Кондаков и др.), все более возрастает роль образовательных учреждений, и в частности общеобразовательной школы, которая, по мнению многих исследователей в области управления инновационными процессами в образовании (М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.), сейчас сталкивается с трудностями, «оставшимися в наследство» от прежней системы образования и мешающими ее нормальному функционированию и развитию. Среди этих трудностей назовем:

- необеспеченность таких свойств управления, как целенаправленность, системность, про-гностичность и т.д.;

- некачественное исполнение какого-либо или всех управленческих действий (планирования, организации, мотивации, контроля);

- несовершенство в определении функций управления (содержания управления);

- недостаточная гибкость и подвижность школьной организационной структуры;

- неоптимальность организационного механизма управления;

- недостаточность финансирования;

- недостаточная квалификация управленческих кадров;

- недостаточное выявление и осознание образовательных потребностей населения;

- отсутствие продуманных моделей выпускников;

- недостаток информационного обеспечения;

- недостаток научно-методического, концептуального обеспечения управленческой деятельности, управленческого образования и т.д.

Несмотря на все трудности и сложности, происходящие изменения в социально-экономической и политической жизни страны, существенно меняется деятельность образовательных учреждений: появились большие возможности в проявлении инициативы, творчества; возросла восприимчивость к нововведениям; усиливается ориентация образовательного процесса на развитие уникальных возможностей и особенностей учащихся.

Сегодня в большинстве школ в том или ином виде осуществляется инновационная деятельность: разрабатываются и реализуются программы развития школ, ведется экспериментальная работа, осваиваются новые образовательные программы и технологии. В школах России получили распространение инновационные образовательные модели Д.Б. Эльконина -

В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Ш.А. Амонашви-ли, организационно-управленческие концепции, разработанные определенным автором или авторским коллективом (М.А. Балабан, Е.М. Еремина, Н.П. Гузик, Д.А. Лебедев, А.Н. Тубель-ский, И.Ф. Гончаров, В.А. Караковский, Е.А. Ямбург и др.).

Главные задачи современной школы четко определены в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы ученики были инициативными, способными мыслить, уметь выбирать профессию, самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их, находить нестандартные решения в разных жизненных ситуациях.

Новая российская школа - это современная система оценки качества образования, результатом которого являются не только знания. Ученик современной школы должен овладеть целостным социально ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

В идеях Болонского соглашения, к которому присоединилась Россия, находят отражение и потребности современного общества: на первое место сегодня выходит не столько содержание образования, сколько компетентность выпускника, формируемая за счет его активной образовательной позиции.

С 2003 года СОШ №187 совместно с ННГУ им. Н.И. Лобачевского проводили исследования в рамках городской экспериментальной площадки по теме «Отработка сетевого взаимодействия школа - вуз в контексте проектирования модели образовательного учреждения «школа -комплекс инновационного образования» [6]. Данная работа была отмечена премией г. Нижнего Новгорода в 2009 г.

Результаты исследования показали, что в настоящее время недостаточно обеспечить обучающихся определенной суммой знаний, образовательный процесс должен быть нацелен на то, чтобы выпускники были способны самостоятельно, активно принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, действовать, учиться в течение всей жизни.

Исходя из этого, в исследовании сделаны попытки найти новые парадигмальные ориентации, которые раскроют взаимодействия современной школы и вуза. Такой парадигмаль-ной ориентацией для нас выступает интегративно-инновационная деятельность в системе «вуз - школа». Реализация данной парадигмы позволяет решить задачу формирования научного мировоззрения школьников и студентов, воспитания их духовно-нравственных ценностей, подготовки конкурентоспособного специалиста в современном обществе знаний. При этом очень важно, что современная концепция высшего профессионального образования, которая базируется на так называемом «треугольнике знаний», отражает взаимодействие между образованием, научными исследованиями и инновациями, в совокупности являющимися основной движущей силой экономики, основанной на знаниях. То новое, что отличает современную концепцию от «гумбольдтовского университета», заключается в термине «инновации», обозначающем новый функционал высшей школы, который она должна реализовать, не только не снижая, но и наращивая усилия по

ведению образовательной и научной деятельности. Инновация - это применение результатов интеллектуальной деятельности для создания новых продуктов, процессов, услуг [1]. Другими словами, одна из задач высшей школы - не только давать людям «знания ради знаний», но и предлагать их как полезный товар на высокотехнологичном рынке.

Следует учитывать, что традиционное взаимодействие университет - школа всегда основывалось на идее отбора и подготовки талантливых учеников, способных к научной деятельности, развитии у них научного мировоззрения. Эта задача не только не утратила своей актуальности, но и требует своего решения на новой основе с учетом современных высокотехнологичных подходов к исследованиям и разработкам. Однако в современных условиях этого недостаточно. Отраженная в Национальной инициативе стратегическая задача России - модернизация и инновационное развитие как единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам, - требует от взаимодействия вуз -школа большего. Именно этому способствует новая инновационно-интегративная парадигма образования, которая позволяет разрабатывать и внедрять новые формы и методики обучения учащихся, студентов, развивать их активность, инициативность, креативность, коммуникабельность, умение учиться всю жизнь. Инновационный университет, черпающий знания о современных тенденциях развития образовательных технологий из опыта мирового образовательного сообщества, должен поделиться ими со школой, не только для общего блага, но и с целью подготовки абитуриентов, способных в будущем стать основой нового корпуса научнопедагогических кадров.

Таким образом, именно инновационноинтегративный подход к обучению и воспитанию является той характеристикой, через которую можно анализировать одновременно особенности обучения как в школе, так и в вузе. Развитие инновационно-интегративных отношений между школой и вузом обусловливает общий ход развития образования в России.

Список литературы

1. Грудзинский А.О., Малинин В.А. и др. Новые направления взаимодействия университета и школы в конкурентном обществе знаний // Тез. конференций «Наша новая школа», Н. Новгород, 15-16 марта 2011 г. С. 17-18.

2. Иноземцев В.Л. Пределы догоняющего развития. М., 2000. С. 49-50.

3. Повшедная Ф.В., Малинин В.А. Формирование научного мировоззрения старшеклассников. Н. Новгород, 2006. 100 с.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999. 520 с.

5. Алексеева М.Б. Аналитическая оценка теоретических положений экономики образования. М., 1995. С. 17.

6. Грудзинский А.О., Малинин В.А. и др. Проектирование инновационной модели образовательно-

го учреждения социально-экономического направления как базовой школы ННГУ им. Н.И. Лобачевского // Сборник статей «Наша новая школа». Н. Новгород, 2009.

7. Выготский Л.С. Проблемы сознания // Собр. соч. в 8 т. Т. 1. М.: Просвещение. С. 227.

8. Sakaya T. The Knowledge-Value Revolution or a History of the Future. NY.; L., 1991.

9. Stonier T. The Wealth of Information. A Profile of the Postindustrial Economy. L., 1983. P. 26.

10. http: // standart.edu.ru

THE PARADIGM OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE KNOWLEDGE SOCIETY

V.A Malinin

The concept of the paradigm of education in the modem knowledge-based society is considered. The content of the concept of the paradigm of education is revealed in the framework of the modern systemic activity and innovative integration approaches.

Keywords: paradigm of education, knowledge society, intellectual potential, systemic activity approach, innovative integration paradigm of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.