Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН / МЕТОДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мыхнюк Мария Ивановна

В статье обосновываются результаты развитости составляющих профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин средних профессиональных образовательных организаций, определены потребности в развитии отдельных видов культур, которые входят в содержание профессиональной культуры. Выявлены основные причины недостаточной развитости методической культуры, выполнен мониторинг потребностей в оказании методической помощи преподавателям специальных дисциплин. Определены проблемы, возникающие в процессе коммуникативного педагогического взаимодействия, а также причины, влияющие на самообразовательную деятельность педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE OF PROFESSIONAL CULTURE OF TEACHERS OF SPECIAL DISCIPLINES OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article substantiates the results of the development of the components of the professional culture of teachers of special disciplines of secondary vocational educational organizations, identifies the needs for the development of certain types of cultures that are included in the content of professional culture. The main reasons for the lack of development of methodological culture are identified, the monitoring of the needs for providing methodological assistance to teachers of special disciplines is carried out. The problems arising in the process of communicative pedagogical interaction, as well as the reasons affecting the self-educational activity of teachers are identified.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

3. Васкевич, Т.В. Адаптация национальных систем высшего образования к евроинтеграционным процессам: упования и реалии: [монография] / Т.В. Васкевич. - Кубанский государственный университет. - Москва: НИИ школьных технологий, 2019. - 365 с.

4. Галимов, А.М. Адаптивное управление инновационным развитием вуза: монография / А.М. Галимов. - Казань: Издательство Казанского университета, 2019. - 254 с.

5. Зеер, Э.Ф. Социально-ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося / Э.Ф. Зеер, М.В. Мащенко, Г.Ф. Трубина // Образование и наука. - 2017. - Т. 19, - № 6. - С. 9-32.

6. Михащенко, А.Л. Глобализация образования: учебное пособие / А.Л. Михащенко. - Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2019. - 104 с.

7. Мухаметшин А.Т. Профессиональное образование в университете: приоритеты обновления / А.Т. Мухаметшин, Д.С. Сомов // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2020: сборник материалов Всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участ.- Чебоксары: ИД «Среда», 2020. [Электронный ресурс] https://phsreda.com/e-articles/193/Action193-86009.pdf

8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 г.). - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/413.php (дата обращения 21.06. 2021)

9. Три миссии университета: образование, наука, общество: [монография: ред.кол: В.А. Садовничий и др.]. - Москва: МАКС Пресс, 2019. - 440 с. (Евразийские университеты XXI века).

10. Титаренко, Л.Г. Современные интеграционные процессы в сфере высшего образования: предпосылки, закономерности, перспективы / Л.Г. Титаренко // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. Минск: БГУ. - 2018. - № 1. - С. 82-90

Педагогика

УДК 371.378

доктор педагогических наук, доцент Мыхнюк Мария Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В статье обосновываются результаты развитости составляющих профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин средних профессиональных образовательных организаций, определены потребности в развитии отдельных видов культур, которые входят в содержание профессиональной культуры. Выявлены основные причины недостаточной развитости методической культуры, выполнен мониторинг потребностей в оказании методической помощи преподавателям специальных дисциплин. Определены проблемы, возникающие в процессе коммуникативного педагогического взаимодействия, а также причины, влияющие на самообразовательную деятельность педагогов.

Ключевые слова: профессиональная культура, преподаватели специальных дисциплин, методическая культура, педагогическое взаимодействие, самообразовательная деятельность.

Annotation. The article substantiates the results of the development of the components of the professional culture of teachers of special disciplines of secondary vocational educational organizations, identifies the needs for the development of certain types of cultures that are included in the content of professional culture. The main reasons for the lack of development of methodological culture are identified, the monitoring of the needs for providing methodological assistance to teachers of special disciplines is carried out. The problems arising in the process of communicative pedagogical interaction, as well as the reasons affecting the self-educational activity of teachers are identified.

Keywords: professional culture, teachers of special disciplines, methodological culture, pedagogical interaction, self-educational activities.

Введение. Управление процессом профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена требует от преподавателей специальных дисциплин совершенствования его профессионально-педагогической деятельности, развития профессиональных качеств и способностей, различных видов культур, которые входят в содержание профессиональной культуры педагога. Необходимость развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин обусловлена высокими требованиями к уровню профессиональной готовности к осуществлению перехода от репродуктивных форм и методов профессионального обучения к креативным, творческим, потребностью в постоянном развитии, саморазвитии и самосовершенствовании преподавателей, в том числе и специальных дисциплин.

Целью статьи является обоснование результатов опроса преподавателей специальных дисциплин, касающегося выявления уровня развитости составляющих профессиональной культуры педагогов и выявления основных направлений совершенствования профессионально-педагогической деятельности.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная культура, по мнению В.Д. Симоненко, это соответствующая степень овладения личностью приемами и способами решения профессиональных задач [2, с. 86]. И.Ф. Исаев рассматривает профессиональную культуру как «меру и способ творческой самореализации личности преподавателя в различных видах педагогической деятельности и общения...» [1, с. 4-6]. По нашему мнению, профессиональная культура преподавателя специальных дисциплин является системой профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств, способностей и опыта, необходимых для обеспечения высоких результатов в подготовке будущих специалистов среднего звена.

С целью определения развитости профессиональной культуры у преподавателей специальных дисциплин, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов среднего звена, нами было проведено анкетирование и опрос педагогов относительно выявления их потребностей в развитии составляющих видов культур, которые входят в профессиональную культуру, выявления причин недостаточной сформированности методической культуры, анализ проблем, возникающих в процессе коммуникативного педагогического взаимодействия, мониторинг потребностей по оказанию методической помощи педагогам во внедрении инноваций в учебный процесс средних профессиональных образовательных организаций.

В результате исследования было выявлено, что треть всех опрашиваемых преподавателей специальных дисциплин нуждается в обязательной индивидуальной коррекции профессионального методического развития и индивидуального

саморазвития, содержание которого отражено в планах самообразования. Немало планов самообразовательной деятельности преподавателей специальных дисциплин является бессистемным набором участия в мероприятиях по методической работе, что их предлагают методические службы, руководители учебного заведения, они переписываются из года в год без обновления и корректировки. Именно поэтому в планах самообразования не всегда отражаются актуальные проблемы развития педагога.

К основным составляющим научного поиска отнесены исследования составляющих содержания развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин. Изучение данной проблемы развернулось в следующих направлениях: выявления структурно-логических компонентов развития профессиональной культуры и их содержания; выявления функциональных составляющих содержания профессиональной культуры, выделения основных видов культур, входящих в каждый из функциональных компонентов.

Углубленное изучение проблемы исследования выявило, что развитие профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин невозможно без целенаправленной ориентации специалистов в совершенствовании различных видов культур, необходимых для осуществления профессионально-педагогической деятельности в средних профессиональных образовательных организациях.

Сегодня средние профессиональные образовательные организации нуждаются в специалистах, обладающих не только системой инженерных и педагогических знаний, но и способны формировать глубокие знания по общей культуры, обладают высоким уровнем этической, эстетической, коммуникативной, речевой, рефлексивной, исследовательской и других культур, обеспечивающих всестороннее развитие преподавателей специальных дисциплин. Углубленное изучение данной проблемы выявило, что около 21,6% нуждались в формировании мониторинговой, а 18% - диагностической культуры; 26,3% нуждались в повышении культуры речи; 23,7% имели необходимость в совершенствовании рефлексивной культуры; совершенствование уровня методологической культуры нуждались 22,1%; 11,3% преподавателей имели потребности в формировании дидактической культуры; 28% педагогов хотели бы улучшить свои знания и умения в исследовательской деятельности; 32,4% опрашиваемых имели потребность в развитии этической культуры, а 29,9% -эстетической; около 33,6% нуждались совершенствование методической культуры; 20,1% - профессиональной; 30,4% -информационной (рис. 1).

Рисунок 1. Потребности в развитии составляющих видов культуры, входящих в профессиональную культуру

преподавателей специальных дисциплш

Таким образом, в результате исследования этого направления были сделаны выводы, что развитие профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин развивается не системно, а стихийно, и в этом видится проблема с выделения содержания основных составляющих профессиональной культуры; большинство преподавателей специальных дисциплин нуждаются в оказании конкретной и действенной помощи по развитию отдельных видов культур, составляющих фундамент профессиональной культуры, в том числе информационной; значительное количество преподавателей мало внимания уделяет исследовательской культуре, методам научного исследования, проведению педагогического эксперимента; в своей профессионально-педагогической деятельности преподаватели специальных дисциплин в основном ориентируются на психолого-педагогическое и профессиональное развитие.

Однако, как видим из диаграммы 1, преподаватели специальных дисциплин придают достаточно важное значение именно методической культуре, так как недостаточный уровень знаний и умений по методике профессионального обучения обнаружила значительное количество преподавателей специальных дисциплин с базовым и средним уровнями развития профессиональной культуры.

В процессе исследования были выявлены причины, по которым не было обеспечено необходимое методическое развитие преподавателей специальных дисциплин, в том числе: недостаточный уровень знаний, касающихся методической деятельности педагога, видов методической работы (34,5%); недостаточная осведомленность специалистов в разработке учебно-планирующей документации (23,1%); недостаточная осведомленность преподавателей специальных дисциплин с психологическим обеспечением, методикой профессионального обучения (мотивации, восприятия учебной информации и ее понимания) (41%); недостаточная осведомленность по конструированию технологии учебных занятий различных типов (36,4%); недостаточно сформированные умения, касающиеся осуществления методического и психологического анализа

занятий теоретического обучения (26,9%); недостаточная осведомленность с методикой конструирования опорных конспектов, инструктивной и технологической документации, разработки мета-планов (31,4%) (рис. 2).

Дополнительные беседы с респондентами относительно недостаточного уровня развитости знаний и умений объясняют тем, что в процессе обучения в высшем техническом учебном заведении дисциплина «Методика профессионального обучения», не изучалась. Формирование отдельных методических приемов, способов преподавания специальных дисциплин осуществлялось в процессе взаимопосещения занятий теоретического обучения у опытных преподавателей, а также в процессе участия в различных методических мероприятиях, проводимых методическими службами СПО.

недостаточный уровень сформированное™ методических знаний в целом, видам методической работы

недостаточная осведомленность, специалистов по разработке учебно-планирующей и методической документации

недостаточная осведомленность, преподавателей специ альн ы к ди сци пли н с пси хологи чески м обеспечен!! е м професси он альн ого обучен ия

недостаточное знание технологии конструирования учебных занятий различныхтппов

недостаточно сформированнык умения по осуществлению методического и психологического анализа учебных занятой

недостаточная осведо мленн ость, с методи кой конструирования опорных конспектов, инструктивной и технологической документацией, разработкой мета-планов

41%

Рисунок 2. Причины недостаточной сформированности методической культуры преподавателей специальных

дисциплин

Респонденты указали на наиболее действенные средства, которые способствовали совершенствованию методических умений и навыков преподавателей специальных дисциплин, в частности: обсуждение эффективности разработанного комплексно-методического обеспечения; подходов к выбору рациональных методов и организационных форм теоретического обучения, в зависимости от этапа профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена; участие в дискуссиях о сущности и эффективности внедрения в учебный процесс профессионального инновационного опыта работы педагогов; обсуждение методов и способов формирования познавательной активности обучающихся, развития их технического и технологического мышления, способов применения мультимедийных технологий обучения; коллективное обсуждение позитивных и негативных факторов проведенных учебных занятий; выработка умений анализа и самоанализа уроков специальных дисциплин.

В процессе исследования было выявлено, что не все преподаватели специальных дисциплин ориентированы на субъект-субъектную взаимодействие в образовательном процессе и не учитывают то, что современная культура - это культура диалога, в процессе которого формируется и развивается творческая личность. К основным направлениям, которые способствуют эффективному развитию диалогового общения, С.А. Сысоева относит следующие: ознакомление педагогов с психологическими особенностями процесса межличностного общения и технологиями урегулирования конфликтов; этикет речевого общения; этикет и общая культура личности, культура визитов и внешнего вида [3, с. 230].

Недостаточное соблюдение этих норм коммуникативного педагогического взаимодействия отображает и результаты опроса педагогических работников СПО, позволяют выявить ряд проблем. К основным из них преподаватели специальных дисциплин относят: неостаточную информированность о процессах межличностного общения (11,3%); недостаточный уровень сформированности умений и навыков, лежащих в основе профессионально-педагогической коммуникации (20%); недостаточное владение коллективными и групповыми формами коммуникации (24,6%); недостаточное владение приемами риторики (21,7%); неумение отстаивать собственную точку зрения (16,5%). При этом около 5,9% преподавателей специальных дисциплин не смогли определить проблемы, возникающие в процессе субъект-субъектного взаимодействия (рис. 3).

10

20

30

педоааючпое владение коллскшвпыми V I рупповыми формами псдагогичсского...

модос1аючман осведомлен мое 1ь о процессам меж л ич нос 1 ног о общения

НС СМОГЛИ определи1Ьпроблему

неумение 01ааива1ь свою ючу зреми»-

педоааючюе владение приемами ршорику

псдос1аючиое владение умениями и навыками педагогического ззаимодейстия

Рисунок 3. Проблемы, которые возникают в процессе коммуникативной педагогического взаимодействия

Результаты исследования выявили, что в процессе развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин больше внимания необходимо уделять коммуникативным и групповым формам коммуникативных отношений, основным приемам и способам субъект-субъектного взаимодействия.

Одной из важных причин, не способствующих оптимальному развитию профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин, является неподготовленность к применению инновационных педагогических и производственных технологий. В процессе исследования было выяснено, что 31,3% преподавателей специальных дисциплин были не готовы к внедрению современных производственных технологий в профессиональную подготовку будущих специалистов среднего звена, что негативно влияло на качество подготовки; 26,3% преподавателей высказали мнение о недостаточном учебном и учебно-методическом обеспечении применения современных производственных технологий; 18,9% нуждались в материально-техническом обеспечении (инструмент, устройства, механизмы; 19,2% преподавателей высказали потребность в методике применения современных педагогических технологий обучения; 8,3% опрошенных не указали на существующие проблемы (рис. 4).

Рисунок 4. Мониторинг потребностей по оказанию методической помощи преподавателей специальных дисциплин во внедрении современных педагогических и производственных технологий в учебно-производственный

процесс

Поэтому дальнейшей разработки потребовало учебно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания специальных дисциплин с учетом динамических изменений в определенной профессиональной отрасли.

Было обнаружено, что около 26,9% преподавателей специальных дисциплин, а это в основном малоопытные специалисты, затруднились в осуществлении интеграции отдельных технологических операций и отдельных технологических процессов, которые подобны технологий смежных профессий.

Рассматривая готовность преподавателей специальных дисциплин к самообразовательной деятельности, нами было установлено, что самообразование не занимало важное значение в развитии профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин. Так, 19,1% преподавателей высказали мнение о том, что данному виду деятельности они не

уделяли внимания из-за нерационального построения своего трудового дня; 18,7% лиц указали причину большой перегрузки на работе; 25,1% педагогов не имели навыков работы с компьютером, 25,6% преподавателей специальных дисциплин считали, что этой проблеме мало внимания уделяли методические службы; 9,2% опрашиваемых указали на неумение организации самообразовательной деятельности (рис. 5).

большая перегрузка на работе

нерациональное построение своего дня

недостаточное внимание к этой проблеме состороны методических служб

не указали причину

отсутствие навыков работы с компьютером

неумение организовывать самообразовательную деятельность

Рисунок 5. Причины, негативно влияющие на самообразовательную деятельность преподавателей специальных

дисциплин

Все это указывает на то, что данной проблеме развития преподавателей специальных дисциплин методические службы СПО уделяли мало внимания.

По этой причине нами была поставлена цель разработки программы развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин. Следовательно, выделен ряд задач, которые способствовали этому развитию, а именно: овладение высоким уровнем профессионально-педагогического мастерства; развитие творческого потенциала преподавателя; выработка индивидуального стиля профессионально-педагогической деятельности; формирование умений по профессиональному самообразованию и научно-педагогическому развитию; формирование умений педагогического анализа педагогической рефлексии.

Данные задачи должны обеспечить развитие таких профессионально-педагогических умений: умение выявлять актуальные проблемы учебно-воспитательной деятельности в учреждениях профессионально-технического образования; умение воспринимать и применять инновационные педагогические и производственные технологии в профессионально-педагогической деятельности; умение переосмысливать ценностные основы научного и методического поиска в решении нестандартных педагогических задач; умение прогнозировать сложные педагогические ситуации в профессионально-педагогической деятельности; умения владеть методами и методическими приемами по творческому развитию обучающихся; умение воспроизводить и поддерживать высокий уровень педагогического взаимодействия как в коллективе, так и среди коллег.

Выводы. Таким образом, анализ исследуемой проблемы свидетельствует о необходимости существенного улучшения развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин, которое должно основываться на совершенствовании отдельных видов культур, которые входят в целостную систему профессиональной культуры, совершенствование способов внедрения в учебно-воспитательный процесс СПО современных педагогических и производственных технологий, системы совершенствования, самосовершенствования, развития и саморазвития педагогов.

Литература:

1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Илья Федорович Исаев. - М.: Академия, 2002. - 208 с.

2. Общая и профессиональная педагогка: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2 кн. Кн. 1 / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - 174 с.

3. Сисоева С.О. Основи педагопчно! творчостг тдруч. для студ. вищ. пед. навч. закл. / Св^лана Олександрiвна Сисоева. - К.: Мшешум, 2006. - 346 с.

Педагогика

УДК 37.013

заместитель начальника кафедры огневой и физической подготовки Пахомов Алексей Николаевич

Волгодонский филиал Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский юридический институт МВД России» (г. Волгодонск)

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности вузовской среды образования в формировании компетентности студентов в области здоровьесбережения; анализируется аспект данной компетентности; раскрываются основные направления и тенденции развития ценностно-смысловой, знаниевой и деятельностной составляющих компетентности в области здоровьесбережения; обосновывается необходимость подготовки студентов к самостоятельному осуществлению здоровьесберегающей деятельности на протяжении всего периода обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.