Научная статья на тему 'Цели развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин ПТУЗ'

Цели развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин ПТУЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ / OBJECTIVE / PROFESSIONAL CULTURE / PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / VOCATIONAL SCHOOL / BUILDING PROFILES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мыхнюк Мария Ивановна

В данной статье рассмотрены подходы к определению стратегических, тактических и операционных целей развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин профессионально-технических учебных заведений строительного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мыхнюк Мария Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVE OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CULTURE OF TEACHERS OF SPECIAL DISCIPLINES OF VOCATIONAL SCHOOLS

The article considers the approaches to the definition of strategic, tactical and operational goals of the professional culture of teachers of special subjects of vocational schools building profile.

Текст научной работы на тему «Цели развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин ПТУЗ»

MATHEMATICAL OLYMPIADS UNDER CURRENT CONDITIONS

© 2013

S.P. Zubova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Department of mathematics, natural science and methodologies of their teaching L.V. Lysogorova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Department of mathematics,

natural science and methodologies of their teaching

Samara State Academy of Social Science and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: There are objective and subjective difficulties in forming and monitoring the universal educational operating (UEO) techniques by means of the subject material. They cannot be performed separately from the content. They are manifested in unity with the specific actions. Olympiads can solve the above mentioned problems to a certain extent.

Keywords: subject Olympiads for primary schoolchildren, Olympiad tasks, universal educational operating techniques development.

УДК 377.13

ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПТУЗ

© 2013

М.И. Мыхнюк, кандидат педагогических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта и инженерных дисциплин, докторант Института профессионально-технического образования Национальной академии педагогических наук Украины

Крымский инженерно-педагогический университет, Симферополь (Украина)

Аннотация: В данной статье рассмотрены подходы к определению стратегических, тактических и операционных целей развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин профессионально-технических учебных заведений строительного профиля.

Ключевые слова: цели, профессиональная культура, профессионально-педагогическая деятельность, профессионально-техническое учебное заведение, строительный профиль.

Профессионально-педагогическая деятельность пре- ются социально-культурными потребностями общества,

подавателя специальных дисциплин профессионально-технических учебных заведений (ПТУЗ) предусматривает постоянное самосовершенствование и саморазвитие познавательных интересов и потребностей, развитие технического и технологического мышления, ориентацию педагога на общечеловеческие и профессиональные ценности. Развитие этих составляющих обеспечивается благодаря органическому единству спроектрованных целей.

Анализ последних исследований и публикаций свидетельствует, что целям подчинены все компоненты педагогической деятельности (принципы, содержание, методы, средства, формы), с целей начинается выбор компонентов и их рациональное сочетание. Определению содержания целей посвящены труды В. Безруковой, С. Гончаренко, В. Загвязинского, Н. Эргановой, Е. Коваленко, С. Крысюк, А. Марковой, Н. Никитиной, В. Радкевич, И. Рудаковой, В. Ситтарова, А. Тихомирова, А. Хуторского и др. Однако проектированию целей развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин ПТУЗ уделялось недостаточное внимание.

Целью данной статьи является выработка подходов к проектированию целей развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин профессионально-технических учебных заведений.

Определение целей является основой любой деятельности. Как философская категория цель является идеальным ожидаемым результатом деятельности и опережает отражение событий в сознании человека [5, с. 60]. Из философии она была перенесена в другие области человеческой деятельности и науки. Педагогическая цель - это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействия в форме обобщенных умственных заключений, в соответствии с которыми отбираются и соотносятся между собой все компоненты педагогического процесса [2, с. 34]. С цели начинается педагогический процесс, независимо от его сложности и продолжительности, с целей начинается и процесс самосовершенствования и саморазвития педагога.

Педагогические цели - множественные, вариативные и наполненные разнообразным пониманием их смысла. В общем виде педагогические цели и задачи определя-

которые зависят, в первую очередь, от идеологии и уровня экономического развития государства и корректируются с учетом специфики учебного процесса. Однако педагогические цели и задачи для преподавателей и учащихся - это явления разного уровня и качества, так же, как и функции их совместной деятельности, которые в учебно-воспитательном процессе тоже различны [1, с. 123].

Для развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин ПТУЗ строительного профиля необходимо целенаправленное совершенствование профессиональных, психолого-педагогических, методических и коммуникативных знаний и умений, развитие педагогического, технологического, технического и творческого мышления, профессионально-педагогических качеств и способностей специалистов, осуществление координации всех звеньев профессионально-педагогического их совершенствования. От правильной постановки конкретных целей зависит рациональный способ выбора организационных форм и методов профессионально-педагогического развития преподавателей.

Абстрагируясь от теории целеполагания и проблем в постановке и реализации целей, для развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин строительного профиля мы проектировали такие цели: стратегические (долгосрочные цели - ориентиры), тактические цели (промежуточные желаемые результаты), оперативные (важный результат на текущий период).

Стратегические цели очерчены общими целями профессионально-технического образования. Они отражают объективные потребности общества, определяют исходные цели и конечные результаты профессионально-педагогической деятельности преподавателя специальных дисциплин, обеспечивают решение комплекса компетентностных, технологических и личностно-раз-вивающих задач, направленных на развитие профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин.

С позиции компетентностного подхода стратегические цели предусматривают совершенствование преподавателями специальных дисциплин своего общего и

профессионально-педагогического уровня, предполагают овладение ими системой ценностей, определяющих их профессиональный статус, системой профессиональных знаний по выполнению строительных работ, овладение системой профессионально-нравственных норм поведения, регулирующих отношения в ПТУЗ.

С позиции технологического подхода стратегическими целями развития профессиональной культуры является совершенствование технологической педагогической деятельности, которая включает в себя совокупность приемов и способов целостной учебно-воспитательной деятельности преподавателя специальных дисциплин, обеспечивающих процесс решения разнообразных педагогических задач, в том числе педагогического анализа задачи, конструирования и прогнозирования системы решения задач, организации и коррекции решения задачи; совершенствования коммуникативной культуры и средств профессионально-педагогической коммуникации.

С позиции личностно-развивающего подхода, стратегическими целями развития является: формирование личностного «Я-профессионала», благодаря выделению своего «Я» в профессионально-педагогической деятельности, противопоставление себя как субъекта объектам своего влияния, рефлексирование своих действий и мышления, развитие профессионального мышления, которое благодаря совокупности профессиональных и педагогических знаний, производственного и педагогического опыта обеспечивает личностный стиль профессионально-педагогической деятельности преподавателей специальных дисциплин.

Тактические цели развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин строительного профиля - это конкретизация стратегических задач в реальном профессионально-педагогическом процессе ПТУЗ, которые соответствуют тому или иному этапу стратегической задачи и направлены на совершенствование ценностной, нормативной, дидактической, методологической, этической, эстетической, коммуникативной, рефлексивной, методической и других культур, являющихся составляющими профессиональной культуры. К тактическим целям мы относим следующие: нормативную, дидактическую, ценностную, методическую, профессиональную.

Нормативная тактическая цель. В развитии профессиональной культуры нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия преподавателя специальных дисциплин с учащимися, коллегами, администрацией, родителями. Знание норм педагогической деятельности облегчает поиск путей для осуществления необходимого решения, придает уверенность в правильности своих действий [4, с. 112].

Дидактическая тактическая цель направляет деятельность преподавателя на целостное единство функций обучения, воспитания, развития и саморазвития личности. Целью образовательной функции является овладение знаниями производственных технологий и способов профессиональной деятельности, специальными умениями и навыками в соответствующей профессиональной области, опытом как репродуктивной, так и творческой педагогической деятельности. Развивающая функция направлена на развитие технического, технологического и творческого мышления, речи преподавателя, обогащение словарного запаса, развитие чувства свободы, воображения, операций, связанных с анализом и синтезом, обобщением и абстрагированием. Воспитательная функция способствует воспитанию культуры мышления, высоких нравственных норм, эстетических идеалов, работоспособности, ответственности и др. [6, с. 7].

Ценностная тактическая цель. Учитывая многогранность педагогических ценностей в системе профессиональной подготовки будущих специалистов строи-64

тельного профиля можно выделить ценности, которые раскрывают и отражают цели профессионально-педагогической деятельности преподавателя специальных дисциплин. С учетом того, что педагогические ценности являются условием и результатом профессионально-педагогической деятельности преподавателя, к ценностным тактическим целям мы отнесли следующие: развитие общечеловеческих качеств (справедливости, доброты, любви), развитие профессиональных ценностей, выступающих как один из компонентов профессионально-педагогической деятельности преподавателя специальных дисциплин, развитие личностных ценностей, необходимых преподавателю для его профессионально-педагогической деятельности. Именно личностные ценности, считает Н. Асташова, побуждают преподавателя к активной деятельности в достижении желаемых результатов. На уровне сознания личностные ценности существуют в форме ценностных ориентаций, наличие характеризует профессиональную зрелость преподавателя специальных дисциплин [1; 3].

К основным личностным ценностям преподавателя специальных дисциплин А. Деркач относит: креативность - стремление внести элемент творчества в свою профессионально-педагогическую деятельность, разнообразив ее; активные социальные контакты - создание доброжелательной атмосферы педагогического взаимодействия; саморазвитие - стремление реализовать свои способности в профессиональной деятельности; достижения - стремление достичь конкретных результатов в своей деятельности [3, с. 591].

Методическая тактическая цель. В связи с тем, что методическая работа в ПТУЗ направлена на непрерывное профессиональное и методическое совершенствование, то к основным целям, способствующим профес-сиональнопедагогическом росту преподавателей, в том числе и развитию их профессиональной культуры, мы относим следующие: выявление актуальных потребностей преподавателей в методической помощи, связанной с управлением учебным процессом в ПТУЗ; создание необходимых условий для развития профессионально-педагогического мастерства преподавателей; обеспечение интеграции учебно-производственного процесса, науки и практики; изучение, обобщение, распространение и применение передового инновационного опыта в практику профессионально-педагогической деятельности ПТУЗ; внедрение результатов научных исследований; предоставление методической помощи для проведения экспериментальной работы по использованию в учебно-воспитательном процессе инновационных форм, методов и средств обучения и воспитания учащихся.

Реализация методических целей осуществляется через способность к проектированию взаимодействия преподавателя и учащихся. Этап создания такого проекта и является методической деятельностью, которая обеспечивает способность преподавателя реализовать свой замысел, активность, понимание и интерес учащихся, уровень сформированных знаний. Этот проект должен гарантировать достижение поставленных целей.

Поскольку предмет деятельности преподавателя специальных дисциплин направлен на создание проекта обучения, типичными для этой деятельности являются следующие задачи: анализ профессионально-педагогической деятельности преподавателя на основе нормативно-правовых документов ПТО и функциональной структуры деятельности; анализ содержания профессиональной подготовки будущих специалистов и разработка учебных программ по профессиональным дисциплинам; анализ комплексного учебно-методического обеспечения предметов и разработка паспорта комплексно-методического обеспечения; выбор материально-технического обеспечения для каждой учебной темы; обоснование способов мотивации и активной познавательной деятельности учащихся; проектирование системы межпредметных и внутрипредметных связей; отбор Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4)

и структурирование содержания для каждой из учебных тем; разработка опорных конспектов; проектирование системы контроля за учебными достижениями учащихся.

Профессиональная тактическая цель обеспечивает непрерывное повышение профессионально-теоретического уровня преподавателей специальных дисциплин строительного профиля. Данная цель предполагает такой уровень усвоения теоретических знаний и выработки практических умений, который предоставляет возможность не только овладевать современными строительными технологиями, но и постоянно наращивать их для выполнения современных строительных сложных операций и процессов, а на этой основе разрабатывать дидактическое обеспечение учебного процесса.

К основным задачам, способствующим профессиональному росту преподавателей специальных дисциплин, мы отнесли: знание свойств современных материалов, необходимых для выполнения общестроительных и отделочных работ, видов современного оборудования, механизмов и инструментов, применяемых ведущими строительными фирмами, способов выполнения технологических процессов, связанных с внедрением в практику строительных работ современных материалов.

Реализация поставленных целей и задач осуществляется благодаря самообразовательной деятельности преподавателей, участия их в работе предметных комиссий, семинаров-практикумов, мастер-классов, профессиональных тренингов и т.д.

Оперативные цели реализуются преподавателем специальных дисциплин на каждом теоретическом занятии, а также в процессе внеклассных мероприятий. Дидактически правильно сформированные образовательные, развивающие и воспитательные цели теоретического обучения повышают у будущих строителей мотивацию к учебному процессу и их познавательную активность, способствуют выработке творческого подхода к решению проблемных ситуаций и задач в процессе урока. Как отмечает В. Скакун, «цели - это фокус, вокруг которого организуется весь урок, это характеристика его конечного результата, его контролирующая сила, направляющая деятельность преподавателя и учащихся» [7, с. 133].

Под дидактической целью учебного занятия В. Радкевич понимает предварительно предсказуемые результаты, которых должны достичь учащиеся в процессе познания, изучения и усвоения учебного материала. Образовательная цель теоретического обучения является продуктом обучения, ожидаемым результатом этого процесса [8, с. 356]. Разрабатывая цели уроков, преподаватель специальных дисциплин должен учитывать результаты достижения целей предыдущих уроков и анализа реальных условий учебного процесса. Результативность каждого урока значительно возрастет, если он продумает не только задачи по формированию знаний и умений учащихся, но и развитие соответствующих качеств: мышления, потребностей, воли, эмоций [7, с. 133].

Планируя учебную цель, преподаватель, в первую очередь, должен определить и структурировать содержание, соответствующее запланированной цели, а именно: конкретизировать требования к результатам обучения на основе проведения анализа программ специальных и общетехнических дисциплин для выявления межпредметных связей [9]; отобрать основное содержание учебного материала на основе логики выполнения технологических процессов; выявить смысловые информационные единицы усвоения, каждая из которых определяет отдельную технологическую операцию [10, 11]; подобрать дополнительную информацию, способствующую формированию взглядов на развитие строительной отрасли, в том числе совершенствование строительных процессов, экономических и экологических факторов строительства; конкретизировать общую и частные про-

блемы, которые необходимо раскрыть на уроке; осуществить структурно-логическое построение содержания учебного материала; продумать содержание заданий для проведения самостоятельной работы на уроке; разработать проект организации учебно-познавательной деятельности по формированию знаний и умений учащихся по определенной учебной теме.

Реализация операционных целей прослеживается и при разработке структуры урока теоретического обучения: в определении этапов урока и способов организации каждого из них, при выборе методов обучения и методических приемов, материально-технического и дидактического обеспечения, способствующих наиболее эффективному выполнению поставленной цели, педагогической задумке преподавателя. Не менее важным этапом реализации поставленных целей является продумывание рациональной организации умственного поиска для решения проблемных ситуаций, эффективного использования технических средств обучения, результативности проведения самостоятельных работ, качественного выполнения демонстрационных экспериментов.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно отметить, что реализация стратегических, тактических и оперативных целей основывается на комплексном подходе к углублению и совершенствованию знаний и умений преподавателей по осуществлению профессионально-педагогической деятельности в ПТУЗ строительного профиля, которая будет обеспечивать качественную профессиональную подготовку конкурентоспособных специалистов строительной отрасли.

Дальнейшее исследование будет направлено на обоснование принципов развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин профессионально - технических учебных заведений строительного профиля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асташова Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / А. Н. Асташова. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 272 с.

2. Безрукова В. С. Проективная педагогика : учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / Безрукова В. С. - Екатеринбург : Издательство «Деловая книга», 1996. - 344 с.

3. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионалов / А. А. Деркач. - М. : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2004. - 752 с.

4. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

5. Никитина Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности : Уч. пособие для студентов среднего проф. образ. / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. - М. : Мастерство, 2002. - 288 с.

6. Ситтаров В. А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.

7. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / В.А. Скакун. - М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2008. -208 с.

8. Радкевич В. О. Теоретичш i методичш засади професшного навчання у закладах профтехосвгги ху-дожнього профшю : монографiя / В. О. Радкевич ; за ред. Н. Г. Ничкало. - К. : Укр1НТЕЛ. - 424 с.

9. Ярыгин А.Н. Профессиональная мобильность специалиста в контексте межпредметных связей экономических дисциплин // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 59-64.

10. Осадченко И.И. Общая структурная характеристика технологии обучения в подготовке будущих учи-

телей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 57-60.

11. Коростелева Е.Ю. Обеспечение подготовки и результативности профессиональной деятельности педагогов в условиях технологизации образовательного процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного

университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 347-349.

12. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов / Андрей Викторович Хуторской. - СПб : Питер, 2001. - 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

OBJECTIVE OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CULTURE OF TEACHERS OF SPECIAL DISCIPLINES OF VOCATIONAL SCHOOLS

© 2013

M.I. Myhnyuk, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of automobile transport and engineering disciplines, doctoral student of Institute of Vocational Education of National

Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine

Crimean Engineer-Pedagogical University, Simferopol (Ukraine)

Annotation: The article considers the approaches to the definition of strategic, tactical and operational goals of the professional culture of teachers of special subjects of vocational schools building profile.

Keywords: objective, professional culture, professional and educational activities, vocational school, building profiles.

УДК 821.161.1.

ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО СЮЖЕТОСТРОЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ПРОЗЫ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ)

© 2013

И.В. Некрасова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской, зарубежной литературы

и методики преподавания литературы

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия).

Аннотация: в статье на примере произведений новейшей русской литературы рассматриваются наиболее заметные на сегодняшний день приёмы и способы сюжетостроения. С этой точки зрения анализируются романы и повести Л. Улицкой, Д. Рубиной, В. Аксенова, Е. Чижовой, Э.Кочергина и др., наиболее репрезентативные в плане сюжетообразования.

Ключевые слова: сюжет, сюжетостроение, новейшая литература, жанровые модели, повествовательные стратегии, хронотоп, автобиографизм.

Категория «сюжет» - диалектическая, «формо-содержательная», занимающая срединное, ключевое место в художественной структуре. Она непременно включает в свой состав т.н. «стилевые массы» (термин Ю.Н.Тынянова). «Введение в сферу сюжета «стилевых масс» чрезвычайно перспективно. Прежде всего, оно позволяет считать достоянием сюжета все описания, монологи, диалоги и полилоги, принадлежащие персонажам и событиями не являющиеся. Во-вторых, в состав «стилевых масс» входит весь речевой строй...» [1, с. 32]. Такое - несколько расширительное - представление о сюжетике, на мой взгляд, необходимо при анализе произведений новейшей литературы, которая использует при построении сюжетов не только традиционные, классические приёмы, но и некоторые новаторские подходы. В данной статье обозначу некоторые способы сюжето-строения в русской литературе последних лет.

Можно с уверенностью говорить, что сюжетообразу-ющие функции сегодня выполняют, в частности, хронотоп (в произведениях Л. Улицкой, В. Пелевина, С. Василенко), новые - авторские - жанровые модели (в прозе А. Слаповского, Л. Улицкой, А. Кабакова), интертекст (у Евг. Попова, Ю. Вознесенской, В. Пелевина, М. Осипова). Актуальным в современном сюжетострое-нии становится использование разных повествовательных стратегий, продвигающих сюжет.

Роман Л. Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» (2006) подчёркнуто мозаичен. Перед нами тот случай полифонического дискурса, когда «авторское высказывание строится не как целое одного (авторского) сознания, а как диалог разных равноправных сознаний (и героев, и автора)» [2, с. 102]. Улицкая здесь открыто демонстрирует приёмы и способы организации художественного мира, формирования того целостного авторского высказывания, каким и является текст произведения. Она признается, дописав вторую часть, что решает «безумной сложности монтажные задачи. Весь огромный материал толпится, все просят слова (выделено мной - И. Н.), и мне трудно решать, кого выпускать

на поверхность, с кем подождать, а кого и вообще попросить помолчать» [3, с. 241].

В русле восприятия подобного «коллажного» текста как отдельного высказывания важно понять, что же именно способствует созданию его единства. В заглавии дано имя центрального персонажа. Его судьба и станет основой сюжетостроения. О Даниэле Штайне говорят много и многие. И при рассмотрении способов повествования и их влияния на движение сюжета в романе определённая трудность может возникнуть лишь в связи с многоголосием повествующих субъектов. Перед нами - фрагментарный (фрагментированный) принцип тек-стопостроения. Разные сегменты художественного текста, будучи самостоятельными в содержательном плане, все же соотносятся друг с другом по ассоциативным признакам. Рассказанная многими людьми история жизни Даниэля Штайна при этом становится более цельной и значительной. С другой стороны, подчас и сам центральный персонаж уточняет чужие истории, выявляет свою точку зрения.

Другой важной особенностью повествования в романе Л. Улицкой становится диалогизм. Весь текст (согласно концепции М. М. Бахтина) представляет собой бесконечно длящийся диалог: героев друг с другом, автора и персонажей, читателя и героев. Эту диалогич-ность предопределяют, в том числе, и повествовательные формы, используемые в романе: письма, беседы, докладные записки, проповеди. Кроме этого, взгляд на одну и ту же ситуацию разных повествующих субъектов также представляет собой своеобразный диалог.

Можно утверждать, что современная проза открыто разрушает своеобразную «четвертую стену», открывает читателю дверь в авторский кабинет, обнажает приёмы. Так, например, в анализируемом романе Л.Улицкой в композиционном и смысловом плане выделяются письма писательницы к Елене Костюкович, которые, в отличие от других личных и официальных писем, помещённых в художественный текст, раскрывают процесс работы автора над книгой. В этих письмах Улицкая открыто

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.