О. В. Радкевич
(Киев,
Украина)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
В статье рассматриваются современные подходы к подготовке квалифицированных рабочих в условиях развития национальной экономики Украины, обосновывается компетентностный подход к созданию современных профессий и разработке образовательных стандартов
Глобальный системный кризис, охвативший все стороны жизни мирового сообщества, становится более масштабным и глубоким. Все последние саммиты и экономические форумы, в том числе в Давосе и Санкт-Петербурге, подтверждают этот факт на основе обнародования негативных данных практически по всем регионам мира. Это, безусловно, отразилось на увеличении количества безработных, которых, по последним исследованиям Мирового банка, насчитывается в мире более 200 млн. человек. Самая большая их часть - это молодежь.
Результаты исследований рынка труда в Украине свидетельствует о недостаточно качественном использовании трудовых ресурсов, снижении уровня квалификации работников. Так, многие из них работают не по специальности; отсутствует внутренняя мобильность кадров, как профессиональная, так и географическая; возрастает тенденция нестандартной занятости, в частности неформальной, временной, сезонной, на неполный рабочий день или неделю. В тоже время нет ожидаемой отдачи от профессионального образования - много молодых специалистов без практического опыта не могут найти работу по специальности. Большинство украинцев относятся к работе как к средству выживания, и мало кто акцентирует внимание на развитии себя как личности и, тем более, на развитии государства. Люди практически не задумываются над тем, насколько их работа социально значима и как она влияет на среду, в которой они живут и трудятся. В тоже время в расчёте на долгосрочную перспективу создание эффективных систем профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих, в которых профессиональное образование сочетается с выходом на рынок
труда, а выход - с подготовкой на рабочих местах и непрерывным обучением, - могут помочь многим странам, и в том числе Украине, поддерживать рост производительности труда и использовать его для создания большего числа качественных рабочих мест. В этой связи представляют интерес исследования, свидетельствующие, что на протяжении будущих 15 лет в мире нужно будет создать почти 600 млн. новых рабочих мест для того, чтобы сберечь занятость населения хотя бы на нынешнем уровне. Это актуально и для Украины, особенно в условиях формирования национальной инновационной системы, которая представлена совокупностью законодательных, структурных и функциональных компонентов (институтов], задействованных в создании и применении научных знаний, технологий, что определяет правовые, экономические, организационные и социальные основы обеспечения инновационных процессов в стране. К подсистемам национальной инновационной системы относятся: институты государственного регулирования; профессионально-технические учебные заведения (ПТУЗы), вузы, научнометодические центры; научно-производственные предприятия; органы управления образованием; структурные учебные подразделения предприятий, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; научные организации всех форм собственности, проводящие научные исследования и создающие новые научные знания и технологии; организации и предприятия, которые выпускают инновационную продукцию, предоставляют инновационные услуги и (или) сами являются пользователями технологических новаций [2].
В этом контексте важное значение имеет система приоритетных направлений инновационной деятельности, задекларированная Законом Украины «О приоритетных направлениях развития науки и техники» [1]. Реализация этих направлений до 2020 года будет способствовать обеспечению экономической безопасности государства, созданию высокотехнологической, конкурентоспособной и экологически чистой продукции, оказанию высококачественных услуг населению, увеличению экспортного потенциала при эффективном использовании отечественных и мировых научно-технических достижений. В этой связи обусловливается необходимость интенсивного прогресса науки, техники, технологий, организации маркетинга и менеджмента, системной мотивации трудового потенциала, повышение качества образования, в том числе профессионально-технического.
Реализации этих направлений способствует Государственная целевая программа развития профессионально-технического образования на 2011-2015 гг. В то же время в ней недостаточно раскрыты такие направления, как энергетика и энергоэффективность, рациональное использование природных ресурсов, информационные и коммуникационные технологии профилактики распространенных болезней, что, вероятно, будет негативно отражаться на качестве подготовки кадров и их социализации в современном обществе.
Инновационность развития профессионально-технического образования Украины основывается на реализации компетентност-ной парадигмы, направленной на подготовку личности будущих квалифицированных рабочих к жизни и деятельности в сфере труда с максимальной личностной, социальной и экономической пользой. В этом контексте особенно актуальной является подготовка квалифицированных рабочих, способных эффективно трудиться в инновационно-активных предприятиях, применяя в своей деятельности современные технологии и методы организации труда, приемы изготовления конкурентоспособной продукции, оказания высококачественных услуг.
Опыт показывает, что страны, которые сочетают развитие профессиональных навыков с ростом производительности и занятости, ориентируют процесс подготовки будущих квалифицированных рабочих и повышения квалификации трудового потенциала на достижение трёх целей:
- удовлетворение спроса на профессиональные навыки с точки зрения соответствия современным требованиям и качеству;
- сокращение издержек, связанных с регулированием рынка труда;
- поддержка процесса динамического развития профессионально-технического образования.
Для реализации первой цели обеспечивается соответствие предложения квалифицированной рабочей силы спросу на неё. Для этого важно развивать у будущих квалифицированных рабочих профессиональные навыки, отвечающие современным требованиям, содействовать непрерывному обучению, обеспечивать высокий уровень знаний и достаточное число квалифицированных работников, равные возможности в отношении их доступа к системам образования и рабочим местам. В связи с этим приобретает актуальность система качества профессионально-технического образования, которая состоит из следующих подсистем:
- качества выпускников профессиональнотехнических учебных заведений, причем качество определяется наличием сформированных у них социально-правовых, культурнонравственных, профессионально-деятельностных способностей и компетентностей для реализации на необходимом и достаточном уровне целей и функций, отвечающих требованиям современного производства;
- качества образовательной системы (процесса);
- качества подсистем элементов образовательной системы (государственные стандарты, педагогические работники, средства обучения и т.д.).
При этом необходимость обеспечения качества профессионально-технического образования определяется на основе общепринятых для большинства стран мира факторов:
- во-первых, это ускорение научно-технического прогресса, которое ведет к быстрому старению знаний;
- во-вторых - поэтапный переход от индустриальной фазы развития экономики к фазе, основанной на знаниях и достижениях информационной цивилизации, что является важным условием обеспечения экономического роста, трансфера знаний между всеми экономическими субъектами;
- в-третьих - экономическая, культурная и политическая глобализация и связанная с этим интернационализация профессиональ-
ного образования, что делает отечественную систему профессионально-технического образования открытой для международного сотрудничества, а это ведет к сближению качественного уровня образовательных систем разных стран мира.
В обеспечении качества профессиональнотехнического образования важная роль принадлежит развитию взаимодействия между предприятиями и профессионально-техническими учебными заведениями в направлении согласования интересов относительно спроса и предложения квалифицированной рабочей силы. Недостаточный уровень взаимосвязи этих субъектов рынка труда приводит к росту неудовлетворённости работодателей качеством подготовки выпускников ПТУЗов, ведь на их обучение они вынуждены тратить значительные средства. По некоторым оценкам, размеры таких расходов составляют 40% стоимости обучения специалиста, тогда как за рубежом они не превышают 15%. Приведем пример по Запорожской области. Несмотря на то, что в области подготовкой будущих квалифицированных рабочих занимается 47 профессионально-технических учебных заведений, на рынке труда ощущается значительный дисбаланс между спросом на квалифицированную рабочую силу и её предложением. В частности, большой спрос на рабочих имеют крупные и средние промышленные предприятия, а также бизнес-компании, особенно с высоким уровнем профессиональной квалификации, компетентности, информационной и технологической грамотности, коммуникабельности и т.д.
Обеспечению современных потребностей отечественного рынка труда в квалифицированных рабочих необходимого объема и качества способствует переход профтехобразования от принципа максимизации первичной профессиональной подготовки к процессу непрерывного и гибкого обучения учащихся по новым, интегрированным профессиям с целью овладения значительным количеством квалификаций и компетентностей. В связи с этим актуализируется значимость компе-тентностного подхода к моделированию результатов профессионально-технического образования и представление их в виде норм качества подготовки квалифицированных рабочих. Согласно компетентностному подходу, в Украине разрабатывается новое поколение государственных стандартов профессионально-технического образования, в которых не-
обходимые для будущих квалифицированных рабочих ключевые и профессиональные компетентности структурированы в базовые блоки и учебные модули. Модульный принцип построения учебных планов и программ позволяет сформировать у будущих рабочих интегральную компетентность в определенной сфере профессиональной деятельности на основе овладения совокупностью модулей, которые, в свою очередь, проектируются с учетом содержания конкретной трудовой функции (профессиональный стандарт). Поэтому компетентностный подход трансформируется в модульно-компетентностный, согласно которому в рамках учебного модуля (логически завершенная составляющая Государственного стандарта профессиональнотехнического образования, основанного на отдельной единице профессионального стандарта) осуществляется усвоение ключевых и профессиональных компетенций определенного уровня квалификации, что в итоге обеспечивает качественное выполнение трудовых функций на рабочем месте.
Обеспечение качества профессионального обучения в значительной степени определяется качеством педагогических работников. Это предопределяет необходимость наличия у них сформированных информационной, аналитической, технологической культур, функциональной готовности к управленческой деятельности на основе маркетинга и мониторинга, способности к созданию средств обучения, в том числе электронных учебников и контент-библиотек.
Компетентностная основа создания профессиональных и образовательных стандартов есть ответ на глобализационные вызовы экономической деятельности, связанной с развитием экономики ведущих стран мира на основе аутсорсинга. Такой характер глобализации требует унификации многих трудовых функций, в частности ведения деловой документации, администрирования, бухгалтерского учёта, выполнения технологических процессов, контроля качества изготовленной продукции, а также перехода к подготовке кадров для единой мировой экономики. В этой связи на работодателей ложится большая ответственность за реализацию Национальной рамки квалификаций, разработку отраслевых рамок квалификаций, а также профессиональных стандартов как основы для создания нового поколения образовательных стандартов. Принятие Кабинетом
Таблица
Спрос предприятий на квалифицированных рабочих, тыс. чел. *
Перерабатывающая промышленность 12,1
Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий 5
Транспорт и связь 4,1
Строительство 3,1
Сельское хозяйство 3
Производство и распределение электроэнергии 1,6
Добывающая промышленность 1,3
* Потребность предприятий в работниках - всего 78,3 тыс. чел., из них 37,3 тыс. чел. квалифицированные рабочие.
министров Украины в 2011 году этого стратегически важного для сферы труда и образования документа даст возможность личности самостоятельно выбирать траекторию обучения и разрабатывать план построения карьеры, без препятствий переходить с одного квалификационного уровня на другой (сегодня утверждено 9 уровней плюс нулевой уровень] [4].
Для реализации второй цели - сокращения издержек, связанных с регулированием рынка труда в Украине - проводится его реорганизация в соответствии с новыми потребностями и технологиями. Это, безусловно, приводит к тому, что отдельные профессиональные навыки и специальности становятся невостребованными. Кроме того, в условиях увеличения уровня интеллектуальной составляющей рынка труда в Украине уменьшается спрос на работников низкой квалификации.
Например, из общего количества свободных рабочих мест на начало IV квартала 2012 года потребность предприятий в работниках составляла 78,3 тыс. человек. Наибольшим спросом предприятий пользовались квалифицированные рабочие с инструментом, работников по обслуживанию, эксплуатации и контролированию за работой технологически сложного оборудования и приспособлений и т.д. Кроме того, вырос спрос на универсальных работников, владеющих многими навыками и квалификациями (см. табл.].
В связи с этим большое значение приобретает Концепция подготовки «гибкого» работника, цель которой - обучение не по одной, а по двум, трём и более профессиям с последующим повышением квалификации на про-
тяжении всей трудовой деятельности. Эти идеи служат научным сотрудникам Института профессионально-технического образования Национальной академии педагогических наук Украины теоретической основой создания новых профессий, например, «механик технических систем помещений», «мастер по диагностированию и наладке электронного оборудования автомобильных средств», «монтажник строительный» и других на основе интеграции и укрупнения имеющихся в Национальном классификаторе профессий и видов работ с учётом современных и перспективных квалификационных требований, целей сферы деятельности и полей профессий.
Практика свидетельствует, что подготовка квалифицированных рабочих по новым, в том числе интегрированным профессиям, по сравнению с монопрофессиями экономически и педагогически рентабельнее. Кроме того, овладение этими профессиями дает возможность будущим рабочим получить широкий спектр квалификаций, компетентностей и, как следствие, повысить уровень профессиональной мобильности, а также адаптации к сложным условиям профессиональной деятельности.
В условиях перехода к глобальной экономике с низким уровнем выброса углеродов возрастает потребность в создании множества новых рабочих мест в новых, так называемых «зелёных» (например, возобновляемая энергия] и в традиционных отраслях (например, строительство зданий с низким уровнем энергопотребления). Только в странах Европейского Союза к 2020 году предусматривается создание трёх миллионов «зелёных» рабочих мест. В связи с этим в будущем акту-
альными будут такие компетенции, как экологическая осведомлённость, системное мышление, творческий потенциал, грамотность в вопросах энергетики, сокращения потребления воды и топлива. Поэтому особое значение в ПТУЗах Украины приобретает внедрение в подготовку будущих квалифицированных рабочих учебного курса «Основы энергоэффективности» [3].
Реализация третьей цели - поддержка процесса динамического развития профессионально-технического образования - предусматривает стратегическую роль политики в области профессионального образования и обучения на производстве, которая состоит в инициировании и непрерывном стимулировании технологических изменений, внутренних и иностранных инвестиций, диверсификации и конкурентоспособности. В первую очередь требует модернизации материальнотехническая база ПТУЗов Украины, так как за последние 16 лет практически не происходит обновления основных фондов за счёт государственного бюджета. Соответственно, 9698% учебного оборудования и техники устарели и не могут полноценно эксплуатироваться. В тоже время в Белоруссии на обновление материально - технической базы ПТУЗов за последние 5 лет направлено около 400 млн. руб. из различных источников, в том числе 307 млн. руб. из республиканского бюджета. Кроме того, в Белоруссии более высокие бюджетные расходы на содержание и подготовку учащихся ПТУЗов - около 17 тыс. руб. Поскольку модернизировать материально-техническую базу всех ПТУЗов сложно, своевременным является создание производственно-образовательных кластеров, обеспечивающих уникальную основу для привлечения разного рода инвестиций для обучения широкого круга работников, предпринимателей, повышения гибкости и мобильности предприятий, расширения спектра сетевых структур.
Создание такого рода кластеров в регионах Украины будет способствовать эффективному использованию материально-технической базы, внедрению гибких технологий обучения, профессиональному совершенствованию кадрового потенциала предприятий и профессиональных учебных заведений разного уровня аккредитации для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Кроме того, в условиях производственно-образовательных кластеров стают реаль-
ными координация образовательной деятельности профессиональных учебных заведений, рациональное использование средств, выделенных на подготовку кадров, организация стажировки педагогов на производстве, обеспечение учащихся и студентов базами практик и рабочими местами, недопущение финансирования неэффективных или дублирующих учебных программ.
В тоже время кластеры выступают и как форум, в рамках которого ведётся диалог между партнёрами (деловыми, государственными, научными) в контексте повышения качества профессиональной подготовки будущих работников и уровня конкурентоспособности предприятий. Объединение в кластеры лучше всего отвечает характеру современной конкуренции, поскольку они способны оптимально определять специфические требования заказчиков и конечной продукции или услуг, эффективнее обеспечивать внедрение современных производственных технологий, маркетинга и т.д.
Что касается диверсификационных процессов в профессиональном образовании, то они должны способствовать развитию новых образовательных структур, систем, альтернативных учебных программ разного содержания и уровня с учётом реструктуризации и регионализации экономики. Реализация принципа диверсификации будет способствовать оптимизации сети профессиональных учебных заведений, созданию на базе лучших ПТУЗов Украины профессиональных колледжей с целью обеспечения преемственности учебных программ по подготовке квалифицированных рабочих и младших специалистов. В свою очередь, профессиональные учебные заведения как субъекты рыночных отношений должны быстрее реагировать на вызовы рынка труда, ориентироваться на потребности конкретных заказчиков рабочих кадров, а также на технико-технологические изменения в отраслях экономики, появление новых квалификаций, компетенций, что будет способствовать повышению качества подготовки выпускников ПТУЗов.
В связи с этим возрастает роль методических служб ПТО, функции которых сегодня уже не отвечают современной стратегии развития профессионально-технического образования. Повышение роли областных методических служб в формировании современного трудового потенциала с максимальным учётом требований регионального рынка труда
видится в реформировании их в областные институты развития профессионального образования, задачами которых должны стать: проведение научных исследований по актуальным проблемам профессиональной подготовки будущих квалифицированных рабочих и младших специалистов с учетом требований рынка труда, разработка профессиональ-
ных и образовательных стандартов, инновационных педагогических и производственных технологий, эффективных методик обучения и оценивания результатов формального и неформального профессионального образования, а также повышение квалификации педагогических работников ПТУЗов.
Литература
1. Закон України «Про пріоритетні напрями розвитку науки і техніки» [Электронный ресурс]. - URL:http://search.Hgazakon.ua/ l_doc2.nsf/link1/T102519.html (на укр. яз.)
2. Концепція розвитку національної інноваційної системи [Электронный ресурс]. - URL: http://in.ukrproject.gov.ua/index. php?get=226&id=1533 (на укр. яз.)
3. Радкевич В. О. Методичні рекомендації щодо організації занять з енергоефективності : метод. реком. / В. О. Радкевич, А. М. Михайличенко, В. М. Аніщенко. - Харків : Компанія СМІТ, 2009. - 55 с.
4. Постановление Кабинета министров Украины «Про утверждение Национальной рамки квалификаций [Электронный ресурс]. - URL: http://document.ua/pro-zatverdzhennja-nacionalnoyi-ramki-kvalifikacii-doc81930.html (на укр. яз.)