УДК / UDC 377(477)«1954/1984» Е. C. Микитенко
H. Mykytenko
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ УКРАИНЫ В 1954-1984 ГГ.
VOCATIONAL TRAINING OF SKILLED WORKERS IN TECHNICAL SCHOOLS OF UKRAINE IN 1954-1984
В статье обосновывается применение идей педагогического опыта профессиональной подготовки квалифицированных рабочих в технических училищах (1954-1984 гг) в условиях трансформации современной системы профессионально-технического образования Украины.
The article grounds the usage of ideas of pedagogical experience for vocational training of skilled workers in technical schools (1954-1984) in conditions of a transformation of modern system of vocational training of Ukraine.
Ключевые слова: педагогический опыт, профессиональная подготовка, квалифицированные рабочие, технические училища, полное среднее образование, трансформация системы профессионально-технического образования.
Keywords: pedagogical experience, vocational training, skilled workers, technical schools, general secondary education, transformation of the system of vocational training.
Глобализация украинской экономики, постоянное повышение требований работодателей к профессионально-квалификационному уровню рабочих с одной стороны и кризисные явления в социально-экономическом развитии — с другой обусловливают постоянное обновление и модернизацию содержания их профессионального образования; изучение, заимствование и внедрение инновационных технологий профессиональной подготовки молодежи.
На наш взгляд, заслуживает внимания педагогический опыт (ПО) профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с полным средним образованием в технических училищах (ТУ) в 1954-1984 гг., применение идей которого в условиях трансформации системы профессионально-технического образования (ПТО), по нашему мнению, будет способствовать модернизации ее содержания в профессиональнотехнических учебных заведениях (ПТУЗ).
Проблема профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с полным средним
образованием частично исследовалась в таких аспектах: различные этапы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих для народного хозяйства (н / х) бывшего СССР в ТУ (Г Прощарук [20] (1963), М. Абрамина [1 ] (1971), Н. Яценко [30] (1973), Е. Белкин [4] (1978), С. Ста-шейтис [22] (1978), И. Воеводский [6] (1981), А. Веселова [5] (1982)); формы и методы участия партийных организаций в управлении учебно-воспитательным процессом в ТУ (Г Смирнова [21] (1962), Г. Терещенко [24; 25] (1968; 1977), А. Новосад [14] (1971), С. Черниченко [28] (1972), Л. Баранова [2] (1979), В. Мороховский [13] (1980), С. Клапчук [11] (1981)); экономические проблемы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих для н / х бывшего СССР в ТУ (Г Прощарук [20] (1963), Т. Волкова [7] (1964), В. Белкин [3] (1972), Е. Белкин [4] (1978), Г Кушнир [12] (1980), Г Гоголь [8] (1985); содержание и средства организации профессиональной подготовки квалифицированных рабочих в ТУ (Г Смирнова [21] (1962), М. Абрамина [1] (1971), Н. Яценко [30] (1973), Э. Кайнова [9] (1978), В. Катюков [10] (1979), В. Мороховский [13] (1980), И. Воеводский [6] (1981), М. Шкодин [29] (1981), Н. Чакветадзе [27] (1982), Т. Попова [17] (2007); дидактические и методические основания обеспечения преемственности в содержании трудового обучения в СОШ и профессиональной подготовке учащихся ПТУ швейного профиля (О. Пинаева [16] (2001); проблемы управления системой методической работы в ПТУЗ (Л. Сушенцева [23] (1999).
Однако в этих исследованиях содержание профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с полным средним образованием в ТУ (1954-1984 гг.) не было предметом специального комплексного анализа.
Комплексный сравнительный анализ условий, которые стали предпосылкой профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с полным средним образованием в ТУ 1954-1984 гг. и современных ПТУЗ, позволяет
провести параллель между некоторыми их показателями (главным из которых является низкий уровень профессиональной готовности выпускников средних общеобразовательных школ (СОШ) и ПТУЗ к производственной деятельности на предприятии).
Ретроспективный анализ проблемы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с полным средним образованием в ТУ (1954-1984 гг) обеспечил обоснование положений относительно целесообразности использования идей ПО такой подготовки в условиях трансформации системы ПТО.
Так, согласно заданиям, определенным Национальным планом действий на 2013 год относительно внедрения Программы экономических реформ на 2010-2014 гг. «Обеспеченное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» [19], постановлением КМ Украины «Об утверждении Государственной целевой программы развития профессионально-технического образования на 2011-2015 гг.» [18], идеи ПО профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с полным средним образованием в ТУ (1954-1984 гг.) можно систематизировать и использовать в таких направлениях: 1) обновление нормативно-правовой базы ПТО; 2) обеспечение надлежащего качества и конкурентоспособности ПТО; 3) возобновление престижности рабочих профессий путем профориентационной работы с населением; 4) усовершенствование системы управления ПТО и его финансового обеспечения.
Рассмотрим детально каждое из вышеназванных направлений.
Обновление нормативно-правовой базы ПТО
На наш взгляд, в современных условиях целесообразным является обращение к нормативно-правовому обеспечению профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с полным средним образованием, что было весомым вкладом органов государственной власти и управления в области ПТО, определяло правовые, организационные и финансовые основания ее осуществления (особенно условия материального и льготного обеспечения учащихся ТУ и их работников; обеспечение инженерно-педагогических работников училищ необходимыми условиями труда и быта; организация сотрудничества ТУ с базовыми предприятиями относительно профессиональной подготовки учащихся).
Одной из необходимых составляющих этого направления является внесение изменений в Государственный перечень профессий по подготовке квалифицированных рабочих в ПТУЗ. Так, если в течение 1978 / 79 уч. г. профессиональная подготовка квалифицированных рабочих только в ТУ Украины осуществлялась по 1297 профессиям и специальностям [15, с. 61], из них для легкой промышленности (л / п) — по 63 профессиям и специальностям [26, с. 4-27], то к началу 2013 г. согласно Перечню профессий, по которым обучаются учащиеся, слушатели в профессионально-технических учебных заведениях Министерства образования и науки Украины, количество всех профессий составляло 478, из них для легкой промышленности — всего 18 (преимущественно швейное производство).
Обеспечение надлежащего качества и конкурентоспособности ПТО
В задачи государственной политики в области ПТО относительно реализации этого направления входит переориентация учебных планов ПТУЗ на увеличение части практического обучения.
Так, доля производственного обучения (п/о) в предметной структуре учебных планов ТУ в течение 1954-1984 гг. составляла от 60,6 до 79,2 % общего учебного времени, в то время как в других ПТУЗ на него отводилось максимум 67 % учебного времени.
Учитывая ПО профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с полным средним образованием, в теоретическом обучении современных ПТУЗ необходимо совершенствовать: а) формы проведения занятий (лекции, семинары, лекционно-семинарская система преподавания; проведение диспутов, конференций, выставок, встреч с известными людьми в отрасли и передовиками производства); б) типы занятий (прослушивание телевизионных лекций, кинолекции; семинары-обсуждения нового материала, семинары комплексного изучения теоретического и производственного материала, семинары-диспуты; уроки по применению справочной и технической литературы; доклады учащихся на заданную тему; самостоятельная работа учащихся с новой технической литературой; уроки самостоятельной работы с деталями машин; уроки программированного обучения; киноуроки; уроки конструирования; уроки-беседы с использованием проблемных ситуаций; уроки-экскурсии (на предприятия, фабрики, ателье, цехи; посещение музеев, выставок); уроки
общественного смотра знаний; контрольно-проверочные уроки и др.); в) методы и методические приемы — методы организации и осуществления деятельности учащихся (самостоятельное выполнение учащимися заданий по составлению карт технологических процессов и производственных графиков; межпредметные связи; обучение трудовым навыкам с помощью тренажеров; бригадный метод организации труда; активные методы обучения — проблемное обучение и внеклассная работа.
В проведении внеклассной работы с учащимися, на наш взгляд, целесообразным будет использование таких форм, как циклы лекций по новой технике и технологиям производства; привлечение учащихся к составлению и выступлению с рефератами и докладами по новой технике и передовым методам труда на технических конференциях учащихся; систематические встречи учащихся с известными деятелями науки и техники, работниками-новаторами и т. д.
При прохождении различных форм профессионально-практической подготовки квалифицированных рабочих с полным средним образованием целесообразно применять: а) типы занятий (уроки по выполнению комплексных работ — в учебных мастерских училищ; конференции, конкурсы на выполнение сложнейшей операции, выставки технического творчества, выставки-смотры моделей учащихся, производственные экскурсии, практикумы, консультации и другое в учебных цехах училищ; обучение бригадами, включение учащихся в состав бригад квалифицированных рабочих, обучение на самостоятельных участках, обучение на штатных рабочих местах—в цехах предприятий). Предвы-пускную производственную практику учащимся желательно проходить на своих рабочих местах; б) методы организации п/о (упражнения, самостоятельные наблюдения учащихся); «активные» методы п/о: личный показ, организация специальных упражнений учащихся по отработке передовых приемов на своих рабочих местах, использование технологических карт — в учебных мастерских училищ; показ приемов трудовых действий (операций), упражнения в учебных цехах училищ и в предвыпускной производственной практике на рабочих местах).
В воспитательной работе при осуществлении профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с полным средним образованием в ПТУЗ необходимо использовать: а] направления — культурно-воспитательное (трудовое, моральное и эстетическое); правовое (умственное, трудовое, моральное); внеклассное
(трудовое, правовое, морально-эстетическое и физическое); б) формы и типы занятий (вечера КВН; молодежные вечера отдыха (музыкальные, литературные и тематические); викторины; читательские конференции; недели профориентации; циклы ежемесячных передач «Голосую за профессию»; всеукраинские и областные недели музыки в дни украинской литературы и всеукраинские конкурсы аматорских кинофильмов; научно-популярные и документальнотехнические кинофильмы; театральные спектакли; организацию и проведение экскурсий на предприятия и за город — в культурно-воспитательной работе; беседы и лекции; диспуты на морально-правовые темы; школы правовых дисциплин; постоянно действующие лектории, занятия в которых дополняют учебную программу; регулярные встречи работников юстиции с учащимися; вечера вопросов и ответов; факультативную и внеклассную работу — в правовом воспитании; уроки-семинары; систематические встречи учащихся с выдающимися деятелями науки и техники, работниками-нова-торами; вечера ответов и вопросов; спортивные соревнования по различным видам спорта между учебными группами; туристические походы и т. д. — во внеклассной воспитательной работе в предметных кружках; в) методы: методы формирования сознания учащихся (чтение лекций и докладов по научно-техническим и общественным темам — в культурно-воспитательной работе; лекции и беседы по правовой тематике; диспуты на морально-правовые темы — в правовом воспитании; лекции и беседы; привлечение учащихся к выступлению с докладами; составление рефератов и т. д. — во внеклассной работе); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (создание проблемных ситуаций на уроках; ответы на поставленные вопросы; выполнение контрольных работ; подготовка сообщений к семинарским занятиям; анализ фактов антиобщественного поведения отдельных учащихся) и методы стимулирования учебной деятельности (проживание слабых учащихся вместе с сильными; привлечение всех учащихся к посещению библиотеки) — во внеклассной работе.
Возобновление престижности рабочих профессий путем
профориентационной работы с населением
Для реализации этого задания государственным органам исполнительной власти целесообразно: а) организовать профориента-
ционную работу(проведение массовой разъяснительной работы среди учащихся 11-х классов СОШ относительно имеющихся возможностей получения производственной квалификации в ПТУЗ; встречи с ветеранами труда, передовиками и новаторами производства; чтение лекций и докладов; демонстрация кинофильмов с рассказами про профессии; проведение на предприятиях дней открытых дверей; публикация в прессе агитационных статей); б) материально поощрять учащихся ПТУЗ (кроме выплат 50 % доходов, полученных ПТУЗ за работы, выполненные учащимися во время п/о и производственной практики, осуществлять доплату к стипендии обучающихся по сложным профессиям до уровня тарифной ставки рабочего 1-го разряда).
Усовершенствование системы управления ПТО и его финансового обеспечения
При организации методической работы как составляющей государственного управления системой ПТО в ПТУЗ будет полезным использование:
а) направлений — усовершенствование методики проведения уроков теоретического и п/о; усовершенствование внеклассной работы с учащимися; организация и проведение конкурсов среди учащихся на лучшее освоение профессии; разработка перспективно-тематических планов теоретического и п/о; оформление спец- и педкабинетов;
б) форм:
— коллективных (методкомиссии; методсо-вещания; семинары и семинары-практикумы по вопросам методики обучения; чтение лекций и докладов для учащихся и работников по научно-техническим темам; технические и предметные конференции; экскурсии на предприятия и другие организации; школы новаторов производства; курсы повышения квалификации педагогических работников училищ); научнопрактические и педагогические конференции; лекции; школы передового опыта и молодых специалистов (посещение слушателями уроков руководителя школы и их анализ; посещение руководителем школы уроков слушателей; общая разработка методики и организации проведения занятий по отдельным темам; изучение современного оборудования и передовых приемов работы на нем, высокопродуктивных инструментов, устройств, новых материалов и способов их обработки); проблемные и постоянно действующие семинары; групповые
консультации; методпрактикумы; предметные и методические недели; педчтения; курсы повышения квалификации; конкурсы-смотры предметных и педкабинетов, учебных хозяйств).
— Индивидуальных (самостоятельная работа руководителей, преподавателей, мастеров п/о и воспитателей училищ по повышению своих знаний в методике обучения и воспитания учащихся; изучение педагогической, методической, технической литературы и опыта педрабо-ты (по предмету); изучение новой техники, технологии производства и высокопродуктивных методов труда; описание опыта своей педра-боты; составление методразработок по отдельным темам программы; организация и проведение лабораторных работ; внедрение в учебный процесс методов труда новаторов производства и т. д.; подготовка и проведение открытых уроков; индивидуальная методработа директора, его заместителя по учебно-производственной работе, помощника по культурно-воспитательной работе и старшего мастера с преподавателями, мастерами п/о и воспитателями: проведение с инженерно-педагогическими работниками ПТУЗ бесед относительно проведенных уроков; оказание им помощи в распределении учебного материала по урокам и учебным периодам, в определении методов обучения и подготовке учебно-материальной базы занятий; инструктирование по вопросам дальнейшего улучшения качества учебных занятий и профессиональной подготовки учащихся; помощь преподавателям и мастерам п/о в составлении индивидуальных планов работы);
в) методов — изучение, научное обоснование, обобщение и внедрение в учебный процесс отечественного и зарубежного ПО ПТО (взаи-мопосещение уроков теоретического и п/о преподавателями и мастерами п/о; проведение открытых уроков и их обсуждение; изучение передовых методов труда новаторов производства; составление методразработок и дидактических средств обучения).
Для усовершенствования финансового обеспечения ПТО органам государственной власти целесообразно совершенствовать порядок формирования и размещения государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих.
1. Абрамина М. Н. Подготовка квалифицированных рабочих для промышленности в профессионально-технических училищах Белорусской ССР (1959-1967 гг.): ав-тореф. дис. ... канд. ист. наук / М. Н. Абрамина. — Минск, 1971. — 25 с.
2. Баранова Л. П. Деятельность Коммунистической партии Украины по подготовке и воспитанию квалифицированных кадров рабочих в системе профтехобразования (1966-1971 гг.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01. — Киев, 1979. — 214 с.
3. Белкин В. Б. Экономические проблемы подготовки рабочих кадров в СССР: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: спец. 08.00.07. — Л., 1972. — 30 с.
4. Белкин Е. В. Проблемы подготовки и переподготовки рабочих кадров в условиях научно-технического прогресса (на примере промышленности СССР): автореф. дис. ... канд. экон. наук: спец. 08.00.07. — М., 1978. — 23 с.
5. Веселова А. М. Подготовка и воспитание квалифицированных кадров рабочего класса в системе профтехобразования Украинской ССР (1966-1970 гг.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. — Киев, 1982. — 186 с.
6. Воеводский И. К. Профессионально-техническая подготовка специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих для тяжелой индустрии СССР (1917-1980 гг.): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: спец.
13.00.01. — Казань, 1981. — 34 с.
7. Волкова Т. Д. Особенности формирования рабочих кадров промышленности в период перехода к коммунизму: автореф. дис. . канд. экон. наук. — Свердловск, 1964. — 15 с.
8. Гоголь Г. П. Подготовка и использование квалифицированных рабочих кадров (на примере предприятий машиностроения): автореф. дис. . канд. экон. наук: спец.
08.00.21. — Львов, 1985. — 18 с.
9. Кайнова Э. Б. Дидактические вопросы совершенствования подготовки квалифицированных рабочих в технических училищах (на примере подготовки квалифицированных рабочих для нефтехимической промышленности): автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Теория и история педагогики». — М., 1978. — 24 с.
10. Катюков В. Г. Совершенствование методики обучения электротехники в технических училищах на основе взаимосвязи с физикой и предметами специального цикла (на примере электротехнических профессий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.02. — М., 1979. — 21 с.
11. Клапчук С. Н. Партийное руководство подготовкой и воспитанием кадров рабочего класса в условиях зрелого социализма: дис. ... д-ра ист. наук: 07.0.01. — Киев, 1981. — 449 с.
12. Кушнир Г. И. Совершенствование организации подготовки квалифицированных рабочих кадров как фактор повышения эффективности промышленного производства (на мат-лах Молдавской ССР): автореф. дис. . канд. экон. наук: спец. 08.00.05. — М., 1980. — 21 с.
13. Мороховский В. П. Деятельность партийных организаций Украины по подготовке кадров для народного хозяйства через систему профтехобразования (1966-1971 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук: спец.
07.00.01. — Львов, 1980. — 26 с.
14. Новосад А. Ф. Діяльність Комуністичної партії України по формуванню кадрів робітничого класу західних областей УРСР в період між ХХ та ХХІІ з'їздами КПРС: дис. ... канд. іст. наук. — Киев, 1971. — 207 с.
15. Пилипенко Н. Н. Формирование квалифицированных рабочих кадров. — М.: Экономика, 1982. — 176 с.
16. Пінаєва О. Ю. Наступність у змісті трудового навчання в школі та професійної підготовки в ПТУ швейного профілю: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. — Вінниця, 2001. — 209 с.
17. Попова Т. І. Педагогічні умови організації виробничої практики у професійно-технічних училищах швейного профілю в Україні (друга половина Хх століття): автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Загальна педагогіка та історія педагогіки».—Харьков, 2007. — 23 с.
1B. Про затвердження Державної цільової програми розвитку професійно-технічної освіти на SOH-SO^ роки: постанов. КМ України № 495, 1З квітня Э011 р. — URL: http://mon.gov.ua / index.php / ua / diyalnist / osvita / profesijno-tekhnichna / 7576.
19. Про Національний план дій на Э01З рік щодо впровадження Програми економічних реформ на З010-Э014 роки «Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава»: затвердж. Указом Президента України № 19B / Э01 З, 13 березня Э01З р. — URL: http://zakon3.rada.gov.
ua / laws / show / 19B / Э01 З. — Мова укр.
30. Прощарук Г. П. Воспроизводство квалифицированной рабочей силы в период развернутого строительства коммунизма в СССР (на материалах промышленных предприятий Киевского совнархоза): дис. ... канд. экон. наук. — Киев, 196З. — Э50 с.
31. Смирнова Г. С. Деятельность Коммунистической партии Украины по подготовке кадров в системе трудовых резервов (1951-1955 гг.): дис. ... канд. ист. наук. — Львов, 196Э. — Э91 с.
ЭЭ.Сташейтис С. А. Профессионально-техническая подготовка и повышение квалификации рабочих кадров в Литовской ССР в 1940-1970 годы: автореф. дис. ... канд. ист. наук: спец. 07.00.0Э. — Вильнюс, 197B. — 15 с.
33. Сушенцева Л. Л. Управління системою методичної роботи в сучасному професійно-технічному училищі: авто-реф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец.
13.00.04 «Теорія та методика професійної освіти». — Киев, 1999. — Э0 с.
34. Терещенко Г. И. Деятельность партийных организаций Украины по подготовке кадров в профессионально-технических училищах в годы семилетки (на мат-лах Крымской, Николаевской, Одесской и Херсонской областей): дис. ... канд. ист. наук. — Киев, 196B. — З04 с.
35. Терещенко Г. И. Коммунистическая партия — организатор подготовки кадров рабочего класса (на материалах учебных заведений профессионально-технического образования Украинской ССР 1940-1970 гг.): дис. ... д-ра ист. наук. — Киев, 1977. — 470 с.
36. Учебные планы по новым профессиям Перечня. Профессии для подготовки в технических и городских профессионально-технических училищах квалифицированных рабочих для изделий легкой, полиграфической промышленности и производства музыкальных инструментов (по Перечню профессий — сборник № 6) / Госкомитет СССР по ПТО, ВНМЦ профессиональнотехнического обучения молодежи. — М., 1979. — 64 с.
37. Чакветадзе Н. И. Обучение электротехнике в технических училищах неэлектротехнического профиля (на примере подготовки рабочих по профессиям легкой промышленности): автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец.
13.00.03. — Казань, ^Э. — 17 с.
9B. Черниченко С. А. Деятельность Коммунистической партии Украины по подготовке кадров рабочего класса через систему профтехобразования (1961-1965 гг.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01. — X., 197З. — 190 с.
З9. Шкодин М. М. Педагогические основы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих для ведения технологических процессов в условиях АСУ: ав-тореф. дис. на соискание науч. степени д-ра пед. наук: спец. 1З.00.01. — Казань, 19B1. — 45 с.
З0. Яценко Н. А. Развитие профессионально-технического образования в западных областях УССР (19441969 гг.) (на мат-ле Закарпатской, Ивано-Фран-ковской, Тернопольской и Черновицкой областей): автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 1З.00.01. — О., 197З. — г1 с.