Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка квалифицированных рабочих в технических училищах Украины в 1954-1984 гг'

Профессиональная подготовка квалифицированных рабочих в технических училищах Украины в 1954-1984 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КВАЛИФИЦИРО ВАННЫЕ РАБОЧИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА / ПОЛНОЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGICAL EXPERIENCE / VOCATIONAL TRAINING / SKILLED WORKERS / TECHNICAL SCHOOLS / GENERAL SECONDARY EDUCATION / TRANSFORMATION OF THE SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микитенко Елена Cтепановна

В статье обосновывается применение идей педагогического опыта профессиональной под готовки квалифицированных рабочих в техни ческих училищах (1954-1984 гг.) в условиях трансформации современной системы профес сионально-технического образования Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Микитенко Елена Cтепановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocational training of skilled workers in technical schools Ukraine in 1954-19841Institute of Pedagogical Education and Education of Adults, National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine

The article grounds the usage of ideas of pedagogical experience for vocational training of skilled workers in technical schools (1954-1984) in conditions of a transformation of modern system of vocational training of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка квалифицированных рабочих в технических училищах Украины в 1954-1984 гг»

УДК / UDC 377(477)«1954/1984» Е. C. Микитенко

H. Mykytenko

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ УКРАИНЫ В 1954-1984 ГГ.

VOCATIONAL TRAINING OF SKILLED WORKERS IN TECHNICAL SCHOOLS OF UKRAINE IN 1954-1984

В статье обосновывается применение идей педагогического опыта профессиональной подготовки квалифицированных рабочих в технических училищах (1954-1984 гг) в условиях трансформации современной системы профессионально-технического образования Украины.

The article grounds the usage of ideas of pedagogical experience for vocational training of skilled workers in technical schools (1954-1984) in conditions of a transformation of modern system of vocational training of Ukraine.

Ключевые слова: педагогический опыт, профессиональная подготовка, квалифицированные рабочие, технические училища, полное среднее образование, трансформация системы профессионально-технического образования.

Keywords: pedagogical experience, vocational training, skilled workers, technical schools, general secondary education, transformation of the system of vocational training.

Глобализация украинской экономики, постоянное повышение требований работодателей к профессионально-квалификационному уровню рабочих с одной стороны и кризисные явления в социально-экономическом развитии — с другой обусловливают постоянное обновление и модернизацию содержания их профессионального образования; изучение, заимствование и внедрение инновационных технологий профессиональной подготовки молодежи.

На наш взгляд, заслуживает внимания педагогический опыт (ПО) профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с полным средним образованием в технических училищах (ТУ) в 1954-1984 гг., применение идей которого в условиях трансформации системы профессионально-технического образования (ПТО), по нашему мнению, будет способствовать модернизации ее содержания в профессиональнотехнических учебных заведениях (ПТУЗ).

Проблема профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с полным средним

образованием частично исследовалась в таких аспектах: различные этапы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих для народного хозяйства (н / х) бывшего СССР в ТУ (Г Прощарук [20] (1963), М. Абрамина [1 ] (1971), Н. Яценко [30] (1973), Е. Белкин [4] (1978), С. Ста-шейтис [22] (1978), И. Воеводский [6] (1981), А. Веселова [5] (1982)); формы и методы участия партийных организаций в управлении учебно-воспитательным процессом в ТУ (Г Смирнова [21] (1962), Г. Терещенко [24; 25] (1968; 1977), А. Новосад [14] (1971), С. Черниченко [28] (1972), Л. Баранова [2] (1979), В. Мороховский [13] (1980), С. Клапчук [11] (1981)); экономические проблемы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих для н / х бывшего СССР в ТУ (Г Прощарук [20] (1963), Т. Волкова [7] (1964), В. Белкин [3] (1972), Е. Белкин [4] (1978), Г Кушнир [12] (1980), Г Гоголь [8] (1985); содержание и средства организации профессиональной подготовки квалифицированных рабочих в ТУ (Г Смирнова [21] (1962), М. Абрамина [1] (1971), Н. Яценко [30] (1973), Э. Кайнова [9] (1978), В. Катюков [10] (1979), В. Мороховский [13] (1980), И. Воеводский [6] (1981), М. Шкодин [29] (1981), Н. Чакветадзе [27] (1982), Т. Попова [17] (2007); дидактические и методические основания обеспечения преемственности в содержании трудового обучения в СОШ и профессиональной подготовке учащихся ПТУ швейного профиля (О. Пинаева [16] (2001); проблемы управления системой методической работы в ПТУЗ (Л. Сушенцева [23] (1999).

Однако в этих исследованиях содержание профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с полным средним образованием в ТУ (1954-1984 гг.) не было предметом специального комплексного анализа.

Комплексный сравнительный анализ условий, которые стали предпосылкой профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с полным средним образованием в ТУ 1954-1984 гг. и современных ПТУЗ, позволяет

провести параллель между некоторыми их показателями (главным из которых является низкий уровень профессиональной готовности выпускников средних общеобразовательных школ (СОШ) и ПТУЗ к производственной деятельности на предприятии).

Ретроспективный анализ проблемы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с полным средним образованием в ТУ (1954-1984 гг) обеспечил обоснование положений относительно целесообразности использования идей ПО такой подготовки в условиях трансформации системы ПТО.

Так, согласно заданиям, определенным Национальным планом действий на 2013 год относительно внедрения Программы экономических реформ на 2010-2014 гг. «Обеспеченное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» [19], постановлением КМ Украины «Об утверждении Государственной целевой программы развития профессионально-технического образования на 2011-2015 гг.» [18], идеи ПО профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с полным средним образованием в ТУ (1954-1984 гг.) можно систематизировать и использовать в таких направлениях: 1) обновление нормативно-правовой базы ПТО; 2) обеспечение надлежащего качества и конкурентоспособности ПТО; 3) возобновление престижности рабочих профессий путем профориентационной работы с населением; 4) усовершенствование системы управления ПТО и его финансового обеспечения.

Рассмотрим детально каждое из вышеназванных направлений.

Обновление нормативно-правовой базы ПТО

На наш взгляд, в современных условиях целесообразным является обращение к нормативно-правовому обеспечению профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с полным средним образованием, что было весомым вкладом органов государственной власти и управления в области ПТО, определяло правовые, организационные и финансовые основания ее осуществления (особенно условия материального и льготного обеспечения учащихся ТУ и их работников; обеспечение инженерно-педагогических работников училищ необходимыми условиями труда и быта; организация сотрудничества ТУ с базовыми предприятиями относительно профессиональной подготовки учащихся).

Одной из необходимых составляющих этого направления является внесение изменений в Государственный перечень профессий по подготовке квалифицированных рабочих в ПТУЗ. Так, если в течение 1978 / 79 уч. г. профессиональная подготовка квалифицированных рабочих только в ТУ Украины осуществлялась по 1297 профессиям и специальностям [15, с. 61], из них для легкой промышленности (л / п) — по 63 профессиям и специальностям [26, с. 4-27], то к началу 2013 г. согласно Перечню профессий, по которым обучаются учащиеся, слушатели в профессионально-технических учебных заведениях Министерства образования и науки Украины, количество всех профессий составляло 478, из них для легкой промышленности — всего 18 (преимущественно швейное производство).

Обеспечение надлежащего качества и конкурентоспособности ПТО

В задачи государственной политики в области ПТО относительно реализации этого направления входит переориентация учебных планов ПТУЗ на увеличение части практического обучения.

Так, доля производственного обучения (п/о) в предметной структуре учебных планов ТУ в течение 1954-1984 гг. составляла от 60,6 до 79,2 % общего учебного времени, в то время как в других ПТУЗ на него отводилось максимум 67 % учебного времени.

Учитывая ПО профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с полным средним образованием, в теоретическом обучении современных ПТУЗ необходимо совершенствовать: а) формы проведения занятий (лекции, семинары, лекционно-семинарская система преподавания; проведение диспутов, конференций, выставок, встреч с известными людьми в отрасли и передовиками производства); б) типы занятий (прослушивание телевизионных лекций, кинолекции; семинары-обсуждения нового материала, семинары комплексного изучения теоретического и производственного материала, семинары-диспуты; уроки по применению справочной и технической литературы; доклады учащихся на заданную тему; самостоятельная работа учащихся с новой технической литературой; уроки самостоятельной работы с деталями машин; уроки программированного обучения; киноуроки; уроки конструирования; уроки-беседы с использованием проблемных ситуаций; уроки-экскурсии (на предприятия, фабрики, ателье, цехи; посещение музеев, выставок); уроки

общественного смотра знаний; контрольно-проверочные уроки и др.); в) методы и методические приемы — методы организации и осуществления деятельности учащихся (самостоятельное выполнение учащимися заданий по составлению карт технологических процессов и производственных графиков; межпредметные связи; обучение трудовым навыкам с помощью тренажеров; бригадный метод организации труда; активные методы обучения — проблемное обучение и внеклассная работа.

В проведении внеклассной работы с учащимися, на наш взгляд, целесообразным будет использование таких форм, как циклы лекций по новой технике и технологиям производства; привлечение учащихся к составлению и выступлению с рефератами и докладами по новой технике и передовым методам труда на технических конференциях учащихся; систематические встречи учащихся с известными деятелями науки и техники, работниками-новаторами и т. д.

При прохождении различных форм профессионально-практической подготовки квалифицированных рабочих с полным средним образованием целесообразно применять: а) типы занятий (уроки по выполнению комплексных работ — в учебных мастерских училищ; конференции, конкурсы на выполнение сложнейшей операции, выставки технического творчества, выставки-смотры моделей учащихся, производственные экскурсии, практикумы, консультации и другое в учебных цехах училищ; обучение бригадами, включение учащихся в состав бригад квалифицированных рабочих, обучение на самостоятельных участках, обучение на штатных рабочих местах—в цехах предприятий). Предвы-пускную производственную практику учащимся желательно проходить на своих рабочих местах; б) методы организации п/о (упражнения, самостоятельные наблюдения учащихся); «активные» методы п/о: личный показ, организация специальных упражнений учащихся по отработке передовых приемов на своих рабочих местах, использование технологических карт — в учебных мастерских училищ; показ приемов трудовых действий (операций), упражнения в учебных цехах училищ и в предвыпускной производственной практике на рабочих местах).

В воспитательной работе при осуществлении профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с полным средним образованием в ПТУЗ необходимо использовать: а] направления — культурно-воспитательное (трудовое, моральное и эстетическое); правовое (умственное, трудовое, моральное); внеклассное

(трудовое, правовое, морально-эстетическое и физическое); б) формы и типы занятий (вечера КВН; молодежные вечера отдыха (музыкальные, литературные и тематические); викторины; читательские конференции; недели профориентации; циклы ежемесячных передач «Голосую за профессию»; всеукраинские и областные недели музыки в дни украинской литературы и всеукраинские конкурсы аматорских кинофильмов; научно-популярные и документальнотехнические кинофильмы; театральные спектакли; организацию и проведение экскурсий на предприятия и за город — в культурно-воспитательной работе; беседы и лекции; диспуты на морально-правовые темы; школы правовых дисциплин; постоянно действующие лектории, занятия в которых дополняют учебную программу; регулярные встречи работников юстиции с учащимися; вечера вопросов и ответов; факультативную и внеклассную работу — в правовом воспитании; уроки-семинары; систематические встречи учащихся с выдающимися деятелями науки и техники, работниками-нова-торами; вечера ответов и вопросов; спортивные соревнования по различным видам спорта между учебными группами; туристические походы и т. д. — во внеклассной воспитательной работе в предметных кружках; в) методы: методы формирования сознания учащихся (чтение лекций и докладов по научно-техническим и общественным темам — в культурно-воспитательной работе; лекции и беседы по правовой тематике; диспуты на морально-правовые темы — в правовом воспитании; лекции и беседы; привлечение учащихся к выступлению с докладами; составление рефератов и т. д. — во внеклассной работе); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (создание проблемных ситуаций на уроках; ответы на поставленные вопросы; выполнение контрольных работ; подготовка сообщений к семинарским занятиям; анализ фактов антиобщественного поведения отдельных учащихся) и методы стимулирования учебной деятельности (проживание слабых учащихся вместе с сильными; привлечение всех учащихся к посещению библиотеки) — во внеклассной работе.

Возобновление престижности рабочих профессий путем

профориентационной работы с населением

Для реализации этого задания государственным органам исполнительной власти целесообразно: а) организовать профориента-

ционную работу(проведение массовой разъяснительной работы среди учащихся 11-х классов СОШ относительно имеющихся возможностей получения производственной квалификации в ПТУЗ; встречи с ветеранами труда, передовиками и новаторами производства; чтение лекций и докладов; демонстрация кинофильмов с рассказами про профессии; проведение на предприятиях дней открытых дверей; публикация в прессе агитационных статей); б) материально поощрять учащихся ПТУЗ (кроме выплат 50 % доходов, полученных ПТУЗ за работы, выполненные учащимися во время п/о и производственной практики, осуществлять доплату к стипендии обучающихся по сложным профессиям до уровня тарифной ставки рабочего 1-го разряда).

Усовершенствование системы управления ПТО и его финансового обеспечения

При организации методической работы как составляющей государственного управления системой ПТО в ПТУЗ будет полезным использование:

а) направлений — усовершенствование методики проведения уроков теоретического и п/о; усовершенствование внеклассной работы с учащимися; организация и проведение конкурсов среди учащихся на лучшее освоение профессии; разработка перспективно-тематических планов теоретического и п/о; оформление спец- и педкабинетов;

б) форм:

— коллективных (методкомиссии; методсо-вещания; семинары и семинары-практикумы по вопросам методики обучения; чтение лекций и докладов для учащихся и работников по научно-техническим темам; технические и предметные конференции; экскурсии на предприятия и другие организации; школы новаторов производства; курсы повышения квалификации педагогических работников училищ); научнопрактические и педагогические конференции; лекции; школы передового опыта и молодых специалистов (посещение слушателями уроков руководителя школы и их анализ; посещение руководителем школы уроков слушателей; общая разработка методики и организации проведения занятий по отдельным темам; изучение современного оборудования и передовых приемов работы на нем, высокопродуктивных инструментов, устройств, новых материалов и способов их обработки); проблемные и постоянно действующие семинары; групповые

консультации; методпрактикумы; предметные и методические недели; педчтения; курсы повышения квалификации; конкурсы-смотры предметных и педкабинетов, учебных хозяйств).

— Индивидуальных (самостоятельная работа руководителей, преподавателей, мастеров п/о и воспитателей училищ по повышению своих знаний в методике обучения и воспитания учащихся; изучение педагогической, методической, технической литературы и опыта педрабо-ты (по предмету); изучение новой техники, технологии производства и высокопродуктивных методов труда; описание опыта своей педра-боты; составление методразработок по отдельным темам программы; организация и проведение лабораторных работ; внедрение в учебный процесс методов труда новаторов производства и т. д.; подготовка и проведение открытых уроков; индивидуальная методработа директора, его заместителя по учебно-производственной работе, помощника по культурно-воспитательной работе и старшего мастера с преподавателями, мастерами п/о и воспитателями: проведение с инженерно-педагогическими работниками ПТУЗ бесед относительно проведенных уроков; оказание им помощи в распределении учебного материала по урокам и учебным периодам, в определении методов обучения и подготовке учебно-материальной базы занятий; инструктирование по вопросам дальнейшего улучшения качества учебных занятий и профессиональной подготовки учащихся; помощь преподавателям и мастерам п/о в составлении индивидуальных планов работы);

в) методов — изучение, научное обоснование, обобщение и внедрение в учебный процесс отечественного и зарубежного ПО ПТО (взаи-мопосещение уроков теоретического и п/о преподавателями и мастерами п/о; проведение открытых уроков и их обсуждение; изучение передовых методов труда новаторов производства; составление методразработок и дидактических средств обучения).

Для усовершенствования финансового обеспечения ПТО органам государственной власти целесообразно совершенствовать порядок формирования и размещения государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих.

1. Абрамина М. Н. Подготовка квалифицированных рабочих для промышленности в профессионально-технических училищах Белорусской ССР (1959-1967 гг.): ав-тореф. дис. ... канд. ист. наук / М. Н. Абрамина. — Минск, 1971. — 25 с.

2. Баранова Л. П. Деятельность Коммунистической партии Украины по подготовке и воспитанию квалифицированных кадров рабочих в системе профтехобразования (1966-1971 гг.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01. — Киев, 1979. — 214 с.

3. Белкин В. Б. Экономические проблемы подготовки рабочих кадров в СССР: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: спец. 08.00.07. — Л., 1972. — 30 с.

4. Белкин Е. В. Проблемы подготовки и переподготовки рабочих кадров в условиях научно-технического прогресса (на примере промышленности СССР): автореф. дис. ... канд. экон. наук: спец. 08.00.07. — М., 1978. — 23 с.

5. Веселова А. М. Подготовка и воспитание квалифицированных кадров рабочего класса в системе профтехобразования Украинской ССР (1966-1970 гг.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. — Киев, 1982. — 186 с.

6. Воеводский И. К. Профессионально-техническая подготовка специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих для тяжелой индустрии СССР (1917-1980 гг.): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: спец.

13.00.01. — Казань, 1981. — 34 с.

7. Волкова Т. Д. Особенности формирования рабочих кадров промышленности в период перехода к коммунизму: автореф. дис. . канд. экон. наук. — Свердловск, 1964. — 15 с.

8. Гоголь Г. П. Подготовка и использование квалифицированных рабочих кадров (на примере предприятий машиностроения): автореф. дис. . канд. экон. наук: спец.

08.00.21. — Львов, 1985. — 18 с.

9. Кайнова Э. Б. Дидактические вопросы совершенствования подготовки квалифицированных рабочих в технических училищах (на примере подготовки квалифицированных рабочих для нефтехимической промышленности): автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Теория и история педагогики». — М., 1978. — 24 с.

10. Катюков В. Г. Совершенствование методики обучения электротехники в технических училищах на основе взаимосвязи с физикой и предметами специального цикла (на примере электротехнических профессий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.02. — М., 1979. — 21 с.

11. Клапчук С. Н. Партийное руководство подготовкой и воспитанием кадров рабочего класса в условиях зрелого социализма: дис. ... д-ра ист. наук: 07.0.01. — Киев, 1981. — 449 с.

12. Кушнир Г. И. Совершенствование организации подготовки квалифицированных рабочих кадров как фактор повышения эффективности промышленного производства (на мат-лах Молдавской ССР): автореф. дис. . канд. экон. наук: спец. 08.00.05. — М., 1980. — 21 с.

13. Мороховский В. П. Деятельность партийных организаций Украины по подготовке кадров для народного хозяйства через систему профтехобразования (1966-1971 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук: спец.

07.00.01. — Львов, 1980. — 26 с.

14. Новосад А. Ф. Діяльність Комуністичної партії України по формуванню кадрів робітничого класу західних областей УРСР в період між ХХ та ХХІІ з'їздами КПРС: дис. ... канд. іст. наук. — Киев, 1971. — 207 с.

15. Пилипенко Н. Н. Формирование квалифицированных рабочих кадров. — М.: Экономика, 1982. — 176 с.

16. Пінаєва О. Ю. Наступність у змісті трудового навчання в школі та професійної підготовки в ПТУ швейного профілю: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. — Вінниця, 2001. — 209 с.

17. Попова Т. І. Педагогічні умови організації виробничої практики у професійно-технічних училищах швейного профілю в Україні (друга половина Хх століття): автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Загальна педагогіка та історія педагогіки».—Харьков, 2007. — 23 с.

1B. Про затвердження Державної цільової програми розвитку професійно-технічної освіти на SOH-SO^ роки: постанов. КМ України № 495, 1З квітня Э011 р. — URL: http://mon.gov.ua / index.php / ua / diyalnist / osvita / profesijno-tekhnichna / 7576.

19. Про Національний план дій на Э01З рік щодо впровадження Програми економічних реформ на З010-Э014 роки «Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава»: затвердж. Указом Президента України № 19B / Э01 З, 13 березня Э01З р. — URL: http://zakon3.rada.gov.

ua / laws / show / 19B / Э01 З. — Мова укр.

30. Прощарук Г. П. Воспроизводство квалифицированной рабочей силы в период развернутого строительства коммунизма в СССР (на материалах промышленных предприятий Киевского совнархоза): дис. ... канд. экон. наук. — Киев, 196З. — Э50 с.

31. Смирнова Г. С. Деятельность Коммунистической партии Украины по подготовке кадров в системе трудовых резервов (1951-1955 гг.): дис. ... канд. ист. наук. — Львов, 196Э. — Э91 с.

ЭЭ.Сташейтис С. А. Профессионально-техническая подготовка и повышение квалификации рабочих кадров в Литовской ССР в 1940-1970 годы: автореф. дис. ... канд. ист. наук: спец. 07.00.0Э. — Вильнюс, 197B. — 15 с.

33. Сушенцева Л. Л. Управління системою методичної роботи в сучасному професійно-технічному училищі: авто-реф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец.

13.00.04 «Теорія та методика професійної освіти». — Киев, 1999. — Э0 с.

34. Терещенко Г. И. Деятельность партийных организаций Украины по подготовке кадров в профессионально-технических училищах в годы семилетки (на мат-лах Крымской, Николаевской, Одесской и Херсонской областей): дис. ... канд. ист. наук. — Киев, 196B. — З04 с.

35. Терещенко Г. И. Коммунистическая партия — организатор подготовки кадров рабочего класса (на материалах учебных заведений профессионально-технического образования Украинской ССР 1940-1970 гг.): дис. ... д-ра ист. наук. — Киев, 1977. — 470 с.

36. Учебные планы по новым профессиям Перечня. Профессии для подготовки в технических и городских профессионально-технических училищах квалифицированных рабочих для изделий легкой, полиграфической промышленности и производства музыкальных инструментов (по Перечню профессий — сборник № 6) / Госкомитет СССР по ПТО, ВНМЦ профессиональнотехнического обучения молодежи. — М., 1979. — 64 с.

37. Чакветадзе Н. И. Обучение электротехнике в технических училищах неэлектротехнического профиля (на примере подготовки рабочих по профессиям легкой промышленности): автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец.

13.00.03. — Казань, ^Э. — 17 с.

9B. Черниченко С. А. Деятельность Коммунистической партии Украины по подготовке кадров рабочего класса через систему профтехобразования (1961-1965 гг.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01. — X., 197З. — 190 с.

З9. Шкодин М. М. Педагогические основы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих для ведения технологических процессов в условиях АСУ: ав-тореф. дис. на соискание науч. степени д-ра пед. наук: спец. 1З.00.01. — Казань, 19B1. — 45 с.

З0. Яценко Н. А. Развитие профессионально-технического образования в западных областях УССР (19441969 гг.) (на мат-ле Закарпатской, Ивано-Фран-ковской, Тернопольской и Черновицкой областей): автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 1З.00.01. — О., 197З. — г1 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.