Научная статья на тему 'Методическое обеспечение перспективно-тематического планирования общетехнических и специальных дисциплин в системе непрерывного профессионального образования'

Методическое обеспечение перспективно-тематического планирования общетехнических и специальных дисциплин в системе непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФГОС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / THE PERSPECTIVE-THEMATIC PLANNING / THE NEW EDUCATIONAL STANDARD OF THE PROFESSIONAL EDUCATION / KEY COMPETENCE / THE CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Татьяна Геннадьевна

Предложено перспективно-тематическое планирование общетехнических и специальных дисциплин на примере дисциплины «Технология машиностроения», адаптивное для начального, среднего и высшего профессионального образования. Рассмотрены пути формирования профессиональных и надпрофессиональных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODICAL SUPPORT OF THE PERSPECTIVE-THEMATIC PLANNING OF THE GENERAL TECHNICAL AND SPECIAL DISCIPLINES IN THE SYSTEM OF THE CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION (PRIMARY, SECONDARY, HIGHER) AS THE FACTOR OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENT GRADUATE

In this article the author offers the perspective-thematic planning of the general technical and special disciplines on the example of the discipline "the technology of the mechanical engineering", adapted for the primary, secondary and higher professional education. The author also considers the ways of the formation of the professional and over professional qualities.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение перспективно-тематического планирования общетехнических и специальных дисциплин в системе непрерывного профессионального образования»

Никифорова Т.Г.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предложено перспективно-тематическое планирование общетехнических и специальных дисциплин на примере дисциплины «Технология машиностроения», адаптивное для начального, среднего и высшего профессионального образования. Рассмотрены пути формирования профессиональных и надпрофессиональных качеств.

Ключевые слова: перспективно-тематическое планирование, ФГОС профессионального образования, ключевые компетенции, непрерывное образование.

Система образования сегодня все в большей степени начинает определять тенденции и перспективы развития производства, общества, государства в целом. Роль системы начального, среднего и высшего профессионального образования по подготовке специалистов технического профиля в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая технологической модернизации России. Стержневым показателем уровня квалификации современного специалиста является его профессиональная компетентность, которая состоит из профессиональных и надпрофессио-нальных качеств. В последнее время этот термин все чаще стал появляться в нашем лексиконе. В новых ФГОС всех трех ступеней профессионального образования профессиональные компетенции проходят «красной нитью».

Анализ методико-педагогической литературы показывает, что слабо изучены и недостаточно обоснованы вопросы формирования профессиональной компетентности специалиста на занятиях по специальным и общетехническим дисциплинам в перспективно-тематическом планировании начального, среднего и высшего профессионального образования. Недостатки традиционного подхода кроются в общей методологии проектирования содержания специальных и общетехнических дисциплин. Учебное содержание уже изначально по замыслу ограничивается достаточно однородными фрагментами подготовки. В частности, таковыми по целям и содержанию являются «дидактические модули» и учебные предметы, взятые в

отдельности. Как правило, они разрабатываются и функционируют в «жестких» границах как самостоятельные целостности. В целом это не отвечает задачам интегративной перестройки содержания в виде «взаимодополняющих структур» в масштабе всего комплекса учебных предметов. Издержки такого фрагментарного подхода особенно наглядны в профессиональной подготовке будущих специалистов области машиностроения.

Альтернативная методология разработки учебного содержания общетехнических и специальных дисциплин исходит из конечного результата формирования профессиональной компетентности специалиста, в основе которого лежит компетентностно-деятельностный подход. При разработке профессионального модуля с учетом стандартов нового поколения необходимо начать планирование с 5-го раздела «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)», т.е. с планирования конечного результата. Методика перспективно-тематического планирования основана на этом же принципе. Мы считаем, что для успешного формирования профессиональной компетентности специалиста необходима разработка и реализация перспективно-тематического планирования.

Предлагаемое нами перспективно-тематическое планирование представляет план действия педагога при реализации общетехнических и специальных дисциплин. Основу планирования составляет преобладающая деятельность обучающихся, которую организует, выстраивает педагог. Планирование - это процесс, завершающийся составлением плана стратегических мероприятий, который представляет собой описание последовательности действий (конкретных мероприятий или проектов), направленных на достижение стратегических целей [1, с.52].

Задачей разработки перспективно-тематического планирования является организация учебного процесса заданного качества и оптимизированного по основным параметрам. В нашей работе заданное качество -это профессиональная компетентность специалиста. В основе проектирования должен лежать федеральный государственный образовательный стандарт, который используется для важнейшего этапа проектирования перспективно-тематического планирования - для нормирования. Нормирование включает в себя учет требований стандарта в выборе организационных форм, норм времени, недопущения перегрузок, использования компьютерной техники, охраны здоровья обучаемых и их прав.

В условиях рыночной экономики в системе профессионального образования сформировался полисубъектный потребитель образовательных услуг: обучающийся, работодатель, общество, армия, государство и сама система профессионального образования [2, с.45-52]. Требования поли-субъектного потребителя к выпускникам профессиональной школы меняются по мере изменения социально-экономических условий в обществе, а образовательные учреждения не успевают приспосабливаться к новым требованиям. Перспективно-тематическое планирование позволяет учитывать перспективы развития общества и обновленные требования работодателей. При разработке перспективно-тематического планирования на первый план выходит задача дополнения и углубления содержания общетехнических и специальных дисциплин с учетом опережения спроса потребителей образовательных услуг.

Перспективно-тематическое планирование учебного процесса по общетехническим и специальным предметам - составная часть, элемент подготовки преподавателя к занятиям. Основой перспективнотематического планирования является отражение в перспективнотематическом плане системы занятий по теме, что позволяет развернуть ее содержание в логическом порядке, когда учебный материал каждого занятия базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися на предыдущих занятиях, являясь в то же время базой, основой для последующего обучения.

При распределении материала темы по занятиям руководствуются следующими правилами:

• новый изучаемый материал каждого занятия должен содержать определенное количество (обычно три-четыре) узловых вопроса, которые обучающимся необходимо изучить на уровне глубокого усвоения;

• материал каждого занятия по содержанию должен иметь относительно законченный характер и четкую дидактическую цель;

• последовательность расположения учебного материала по занятиям должна соответствовать логике учебного процесса и логике дисциплины, обеспечивать внутреннюю взаимосвязь и постепенное повышение сложности учебных задач;

• при определении учебного материала, планируемого на занятии, необходимо учитывать возможности его изучения, закрепления, углубления в течение отведенного времени.

Цели занятий при перспективной подготовке к теме намечаются ориентировочно для определения места каждого занятия в системе. Конкретная дидактическая цель занятия учитывает все его задачи и условия проведения, выбирается форма и метод проведения занятия. Отражаются также межпредметные связи. В то же время важно четко представлять, где и каким образом обучающиеся могут и должны применять знания и умения, полученные по одной и нескольким дисциплинам или в процессе производственного обучения. Фиксируются также основные объекты материально-технического оснащения по каждому занятию. Обязательной формы перспективно-тематического планирования не установлено, она определяется в зависимости от специфики дисциплины, содержания учебного материала, учебно-материального оснащения учебного процесса, опыта преподавателя, установившегося порядка планирования учебного процесса в учебном заведении.

Перспективно-тематический план является, как правило, долговременным документом, рассчитанным на время действия учебной документации, на основе которой он составлялся. Однако такая стабильность плана не исключает, а предполагает систематическую работу по его улучшению и совершенствованию. В ходе реализации плана преподаватель анализирует, в какой мере решены задачи предыдущих занятий и что надо сделать для лучшей организации последующих. В план вносятся дополнения, уточнения и изменения, необходимость в которых возникает по мере проведения занятий, появления и использования передового опыта преподавателя дисциплины, изменения условий учебной работы, состава обучающихся или по другим причинам [3, с. 273-274].

Выделяя перспективную подготовку, преподаватель исходит из принципа целесообразности. К ней относятся все элементы подготовительной работы, которые можно и нужно выполнить заранее, на перспективу. С этих позиций перспективная подготовка определяет «стратегию» учебного процесса на предстоящий период в отличие от текущей работы, которая является «тактическим» воплощением этого «стратегического» плана. Итогом перспективной подготовки к изучению темы является составление перспективно-тематического плана.

Преподавателю совершенно недостаточно подготовиться к одному или двум занятиями и хорошо провести их. Необходимо видеть все занятия по учебной теме в целом и, исходя из этого, планировать свою педагогическую деятельность. Поэтому для повышения эффективности обуче-

ния немаловажное значение имеет перспективно-тематическое планирование системы занятий.

М.А. Данилов подчеркивал, что тематическое планирование стимулирует творчество учителя, весь учебный материал «проходит через творческое сознание педагога» [4, с. 236]. Он писал о необходимости определить познавательные задачи, которые надо будет поставить перед обучающимися. Подготовка тематического плана, по его мнению, являлась ценным этапом в подготовке учителя к уроку. «Такой подход, - писал М.И. Махмутов, - к тематическому планированию и видению учителем как системы уроков, так и каждого урока в отдельности ставит методику подготовки урока на научную основу» [5, с. 132].

В.А. Скакун предлагает типовую схему перспективно-тематического планирования изучения темы:

• темы и краткое содержание материала по теме;

• образовательные цели уроков;

• методическая характеристика системы уроков по теме;

• межпредметные и внутрипредметные связи;

• учебно-методическое оснащение уроков [6, с. 120].

В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы. В то же время образовательное учреждение имеет право включать дополнительные темы, помимо предусмотренных примерными программами учебных дисциплин. Перечень лабораторных работ и практических занятий, а также количество часов могут отличаться от рекомендованных примерной программой. Но при этом нельзя отходить от необходимого уровня подготовки, требований образовательных стандартов, а также дополнительных требований к уровню подготовки студента, установленных самим образовательным учреждением [7, с. 245]. Требования с учетом изменяющихся условий обучения на основе изменения социально экономических условий развития машиностроительных предприятий или других требований потребителей образовательных услуг можно учесть в вариативной части общей образовательной программы и реализовать на основе перспективно-тематического планирования.

Следующее высказывание о перспективно-тематическом планировании содержится в работе О.М. Кузевановой. Такие методические системы используются для целого цикла учебных, например общепрофессиональных и специальных дисциплин. Они учитывают содержание учебной дисциплины (учебный материал), деятельность преподавателя по его от-

бору, структурированию и предъявлению студентам, а также учебную деятельность самого студента. Целесообразно составлять перспективнотематический план, что дает возможность предварительно продумать, спланировать систему занятий по теме, определить цель занятия, наметить и подобрать наглядные пособия и технические средства обучения, установить межпредметные и внутрипредметные связи, продумать и подготовить лабораторные и практические работы [8, с. 9-16].

Примерное перспективно-тематическое планирование уроков по разделу «Машиностроительные материалы», теме «Строение, свойства металлов, методы испытания их» показал А.А. Розенвальд в книге «Методика преподавания предмета «Материалы и технология машиностроения». В планировании содержались следующие разделы:

• подтема;

• цель занятия;

• методическая характеристика занятия (тип, формы и методы проведения);

• виды и формы связи содержания занятия с другими предметами и производственным обучением;

• намечаемые самостоятельные работы, методы проверки знаний;

• материально-техническое оснащение занятия (наглядные пособия, технические средства обучения и оборудование);

• примечание, дополнительные данные [9, с. 86]. Мы считаем, что разделы, предложенные А.А. Розенвальд для перспективно-тематического планирования, недостаточно учитывают дидактические возможности учебного процесса.

Для успешной реализации перспективно-тематического планирования необходим комплекс методико-педагогических процедур. Реализация перспективно-тематического планирования при изучении общетехнических и специальных дисциплин, в том числе и предмета «Технология машиностроения», предполагает соблюдение следующей последовательности методических процедур:

1. определение цели в обучении формирования компетентного специалиста как фактора управления, обеспечивающего достижение необходимого результата;

2. перспективно-тематическое структурирование базового содержания учебного материала в процессе непрерывного профессионального образования;

3. научно обоснованный выбор и сочетание активных методов, форм и средств обучения, раскрывающих возможности для формирования профессиональной компетентности специалиста;

4. ориентация учебно-воспитательной работы на формирование профессиональных и надпрофессиональных качеств в процессе реализации дисциплины «Технология машиностроения»;

5. система контроля в процессе преподавания дисциплины «Технология машиностроения», позволяющая осуществлять мониторинг формирования профессионально компетентного специалиста.

Перспективно-тематическое планирование направлено на достижение практически всеми учащимися заданных эталонов на уровне гарантируемого минимума на основе организации предъявления стандартизированного контроля и коррекции текущих учебных результатов. Преподаватель становится в позицию оператора дидактических средств, обучающийся занимает позицию одного из объектов конструируемого обучения с заведомо фиксированными результатами обучаемого.

В основе перспективно-тематического плана лежит один из таких важных компонентов, как «обучение мышлению», освоение процедур поисковой деятельности, которое становится самостоятельной дидактической целью. Общей основой плана обучения с поисковой направленностью является надпредметная поисковая деятельность, т.е. специальная деятельность учащихся по построению своего учебного познания.

Перспективно-тематическое планирование в инструментальном значении рассматривается как план действия педагога при осуществлении учебного процесса. При изучении общетехнических и специальных дисциплин, в том числе и дисциплины «Технология машиностроения», методика перспективно-тематического планирования предполагает соблюдение целостности системы планирования и релаксации следующей последовательности методических процедур, представленных в таблице 1.

В ходе разработки перспективно-тематического планирования мы использовали методику определения соответствующего содержания обучения дисциплины «Технология машиностроения» на основании поставленной цели обучения, распределяли его по времени; подбирали формы, методы и приемы обучения; развивающие познавательную деятельность; проводили мониторинг процесса формирования профессиональной компетентности обучающихся.

Таблица 1. Перспективно-тематическое планирование дисциплины «Технология машиностроения»

№ Название разделов и тем дисциплины Коли ли- чест- во ча- сов Формы и методы Деятельность преподавателя Формируемые профессиональные (1) и надпрофес-сиональные (2) качества

Цели Задачи

1.1 Основы технологии машиностроения. Введение «Дисциплина технология машиностроения, его особенности развития на современном этапе» 2 Обзор- ная лекция Ознакомить учащихся с основами дисциплины «Технология машиностроения» 1. Рассказать о краткой историографии развития «Машиностроения» 2. Объяснить основы НОТ. 3. Ознакомить о современных перспективах развития «Машиностроения» 1. Представления в области организации машиностроительного производства. 2. Владение методами быстрой записи, умение слушать, использование аббревиатуры

1.1.1 Модуль 1: Основные понятия и положения 2 Лекция - рассказ Ознакомление с технологическими процессами изготовления несложных деталей 1. Рассказать о разновидностях производственного процесса 2. Дать определение технологического процесса и ознакомить с его этапами 1. Осознание новых понятий по теме на уровне осмысления 2. Развитие познавательных процессов

1.1.2 Производственный и технологический процессы машиностроительного предприятия 2 Лек- ция, рас- сказ, беседа Объяснить учащимся структуру производства и схему составления технологического процесса изготовления детали 1. Ознакомить учащихся с основами составления технологического процесса 2. Обсудить состав машиностроительного предприятия 1. Знания о последовательности (алгоритме) составления технологического процесса 2. Развитие внимания, логической последовательности, воображения, памяти

1.1.3 Производственный состав машиностроительного завода Экс- курсия Продемонстрировать производственный состав современных машиностроительных предприятий 1. Объяснить состав предприятия, цехов, участков 2. Ознакомить с алгоритмом ТПП с применением программных продуктов 1. Освоение структуры предприятия 2. Систематизированные знания по теме экскурсии, развитие сообразительности, критичности в суждениях

1.1.4 Структура технологического процесса 8 Лекция Прак- тиче- ское занятие Обеспечить усвоение обучающимися принципа и последовательности разработки технологического процесса изготовления детали 1. Объяснить и закрепить составные части и этапы процесса механической обработки Проиллюстрировать и объяснить принцип составления техпроцессов по требованиям ГОСТа 1. Развитие умений правильно составлять технологический процесс изготовления детали и оформлять документацию 1.2. Навыки применения полученных знаний на практическом примере, обоснование выбранного варианта 2. Формирование умений и навыков учебного труда, сообразительности, гибкости

1.2 Точность механической обработки — — Раскрыть вопрос зависимости точности изготовления детали от себестоимости — —

1.2 Основные факторы, влияющие на точность изготовления детали 2 Лек- ция- по- иск Обеспечить усвоение зависимости себестоимости от точности детали, обобщить и систематизировать полученные знания 1. Ознакомить учащихся с основными факторами влияющими на точность 2. Продемонстрировать на практических примерах данную зависимость 3. расшифровывать и пояснять условные обозначения, регламентирующие отклонения от точности 1. Сформирован-ность умений видеть связи между точностью и себестоимостью детали или изделия 2. Обучение самостоятельному переносу полученных знаний в новые производственные ситуации 2.1 Формирование навыков творческого мышления

Через содержание учебных дисциплин можно реализовать требования конкретных заказчиков. Учитывая специфику предприятий региона при подготовке специалистов по договорам с предприятиями вносятся существенные коррективы в перспективно-тематическое планирование по изменению содержания обучения специальным и общетехническим дисциплинам.

Перспективно-тематическое планирование позволяет в зависимости от выбранной темы, содержания дисциплины, целей, форм, методов обучения, мониторинга учебного процесса планировать профессиональные и надпро-фессиональные качества будущих рабочих и специалистов в области машиностроения исходя из прогностических моделей выпускников профессионального учебного заведения. Однако существуют определенные пределы резервов планирования: резервы, заложенные в показателях, не должны быть большими, иначе планы окажутся неточными; слишком разные пределы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры учебной деятельности.

Из сказанного выше можно сделать ряд выводов:

1. перспективно-тематическое планирование позволяет планировать обучение с учетом уровня освоения учебного материала (требования новых ФГОС);

2. представленное планирование является предпосылкой для создания условий компетентно-деятельностного подхода к учебной деятельности в процессе реализации общетехнических и специальных дисциплин, позволяет рассмотреть в единстве составляющие компоненты процесса

обучения (цели, содержания, метода, формы, средств обучения и воспитания) и логической связи между ними;

3. перспективно-тематическое планирование способствует поэтапному планированию формирования профессиональных и надпрофессио-нальных качеств у обучающихся в процессе реализации общетехнических и специальных дисциплин;

4. данное планирование содержит в основе принцип гибкости и непрерывности и заключается в придании плану и процессу планирования способность менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Источники

1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2001. 176 с.

2. Ибрагимов Г.И. Принципы управления качеством среднего профессионального образования // Педагогика. 2007. №4. С. 45-52.

3. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. / Под. ред. С.Я. Батышева. М.: АПО, 1998. 568 с., 440 с., 448 с.

4. Урок в восьмилетней школе / Под. ред. М.А. Данилова. М.: Просвещение, 1966. 247 с.

5. Махмутов М.И., Безрукова В.С. Пути совершенствования урока в среднем профтехучилище // Вопросы совершенствования урока в среднем ПТУ Сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1984. С. 3-13.

6. Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений. М.: МОРФ ИРПО, 2001. 184 с.

7. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272 с.

8. Кузеванова О.М. Использование личностно-ориентированных технологий на практических занятиях // Среднее профессиональное образование. 2001. № 11. С. 9-162.

9. Розенвальд А.А. Методика преподавания предмета «Материалы и технология машиностроения». М.: Высш. шк., 1980. 96 с.

Зарегистрирована 11.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.