Никифорова Т.Г.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предложено перспективно-тематическое планирование общетехнических и специальных дисциплин на примере дисциплины «Технология машиностроения», адаптивное для начального, среднего и высшего профессионального образования. Рассмотрены пути формирования профессиональных и надпрофессиональных качеств.
Ключевые слова: перспективно-тематическое планирование, ФГОС профессионального образования, ключевые компетенции, непрерывное образование.
Система образования сегодня все в большей степени начинает определять тенденции и перспективы развития производства, общества, государства в целом. Роль системы начального, среднего и высшего профессионального образования по подготовке специалистов технического профиля в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая технологической модернизации России. Стержневым показателем уровня квалификации современного специалиста является его профессиональная компетентность, которая состоит из профессиональных и надпрофессио-нальных качеств. В последнее время этот термин все чаще стал появляться в нашем лексиконе. В новых ФГОС всех трех ступеней профессионального образования профессиональные компетенции проходят «красной нитью».
Анализ методико-педагогической литературы показывает, что слабо изучены и недостаточно обоснованы вопросы формирования профессиональной компетентности специалиста на занятиях по специальным и общетехническим дисциплинам в перспективно-тематическом планировании начального, среднего и высшего профессионального образования. Недостатки традиционного подхода кроются в общей методологии проектирования содержания специальных и общетехнических дисциплин. Учебное содержание уже изначально по замыслу ограничивается достаточно однородными фрагментами подготовки. В частности, таковыми по целям и содержанию являются «дидактические модули» и учебные предметы, взятые в
отдельности. Как правило, они разрабатываются и функционируют в «жестких» границах как самостоятельные целостности. В целом это не отвечает задачам интегративной перестройки содержания в виде «взаимодополняющих структур» в масштабе всего комплекса учебных предметов. Издержки такого фрагментарного подхода особенно наглядны в профессиональной подготовке будущих специалистов области машиностроения.
Альтернативная методология разработки учебного содержания общетехнических и специальных дисциплин исходит из конечного результата формирования профессиональной компетентности специалиста, в основе которого лежит компетентностно-деятельностный подход. При разработке профессионального модуля с учетом стандартов нового поколения необходимо начать планирование с 5-го раздела «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)», т.е. с планирования конечного результата. Методика перспективно-тематического планирования основана на этом же принципе. Мы считаем, что для успешного формирования профессиональной компетентности специалиста необходима разработка и реализация перспективно-тематического планирования.
Предлагаемое нами перспективно-тематическое планирование представляет план действия педагога при реализации общетехнических и специальных дисциплин. Основу планирования составляет преобладающая деятельность обучающихся, которую организует, выстраивает педагог. Планирование - это процесс, завершающийся составлением плана стратегических мероприятий, который представляет собой описание последовательности действий (конкретных мероприятий или проектов), направленных на достижение стратегических целей [1, с.52].
Задачей разработки перспективно-тематического планирования является организация учебного процесса заданного качества и оптимизированного по основным параметрам. В нашей работе заданное качество -это профессиональная компетентность специалиста. В основе проектирования должен лежать федеральный государственный образовательный стандарт, который используется для важнейшего этапа проектирования перспективно-тематического планирования - для нормирования. Нормирование включает в себя учет требований стандарта в выборе организационных форм, норм времени, недопущения перегрузок, использования компьютерной техники, охраны здоровья обучаемых и их прав.
В условиях рыночной экономики в системе профессионального образования сформировался полисубъектный потребитель образовательных услуг: обучающийся, работодатель, общество, армия, государство и сама система профессионального образования [2, с.45-52]. Требования поли-субъектного потребителя к выпускникам профессиональной школы меняются по мере изменения социально-экономических условий в обществе, а образовательные учреждения не успевают приспосабливаться к новым требованиям. Перспективно-тематическое планирование позволяет учитывать перспективы развития общества и обновленные требования работодателей. При разработке перспективно-тематического планирования на первый план выходит задача дополнения и углубления содержания общетехнических и специальных дисциплин с учетом опережения спроса потребителей образовательных услуг.
Перспективно-тематическое планирование учебного процесса по общетехническим и специальным предметам - составная часть, элемент подготовки преподавателя к занятиям. Основой перспективнотематического планирования является отражение в перспективнотематическом плане системы занятий по теме, что позволяет развернуть ее содержание в логическом порядке, когда учебный материал каждого занятия базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися на предыдущих занятиях, являясь в то же время базой, основой для последующего обучения.
При распределении материала темы по занятиям руководствуются следующими правилами:
• новый изучаемый материал каждого занятия должен содержать определенное количество (обычно три-четыре) узловых вопроса, которые обучающимся необходимо изучить на уровне глубокого усвоения;
• материал каждого занятия по содержанию должен иметь относительно законченный характер и четкую дидактическую цель;
• последовательность расположения учебного материала по занятиям должна соответствовать логике учебного процесса и логике дисциплины, обеспечивать внутреннюю взаимосвязь и постепенное повышение сложности учебных задач;
• при определении учебного материала, планируемого на занятии, необходимо учитывать возможности его изучения, закрепления, углубления в течение отведенного времени.
Цели занятий при перспективной подготовке к теме намечаются ориентировочно для определения места каждого занятия в системе. Конкретная дидактическая цель занятия учитывает все его задачи и условия проведения, выбирается форма и метод проведения занятия. Отражаются также межпредметные связи. В то же время важно четко представлять, где и каким образом обучающиеся могут и должны применять знания и умения, полученные по одной и нескольким дисциплинам или в процессе производственного обучения. Фиксируются также основные объекты материально-технического оснащения по каждому занятию. Обязательной формы перспективно-тематического планирования не установлено, она определяется в зависимости от специфики дисциплины, содержания учебного материала, учебно-материального оснащения учебного процесса, опыта преподавателя, установившегося порядка планирования учебного процесса в учебном заведении.
Перспективно-тематический план является, как правило, долговременным документом, рассчитанным на время действия учебной документации, на основе которой он составлялся. Однако такая стабильность плана не исключает, а предполагает систематическую работу по его улучшению и совершенствованию. В ходе реализации плана преподаватель анализирует, в какой мере решены задачи предыдущих занятий и что надо сделать для лучшей организации последующих. В план вносятся дополнения, уточнения и изменения, необходимость в которых возникает по мере проведения занятий, появления и использования передового опыта преподавателя дисциплины, изменения условий учебной работы, состава обучающихся или по другим причинам [3, с. 273-274].
Выделяя перспективную подготовку, преподаватель исходит из принципа целесообразности. К ней относятся все элементы подготовительной работы, которые можно и нужно выполнить заранее, на перспективу. С этих позиций перспективная подготовка определяет «стратегию» учебного процесса на предстоящий период в отличие от текущей работы, которая является «тактическим» воплощением этого «стратегического» плана. Итогом перспективной подготовки к изучению темы является составление перспективно-тематического плана.
Преподавателю совершенно недостаточно подготовиться к одному или двум занятиями и хорошо провести их. Необходимо видеть все занятия по учебной теме в целом и, исходя из этого, планировать свою педагогическую деятельность. Поэтому для повышения эффективности обуче-
ния немаловажное значение имеет перспективно-тематическое планирование системы занятий.
М.А. Данилов подчеркивал, что тематическое планирование стимулирует творчество учителя, весь учебный материал «проходит через творческое сознание педагога» [4, с. 236]. Он писал о необходимости определить познавательные задачи, которые надо будет поставить перед обучающимися. Подготовка тематического плана, по его мнению, являлась ценным этапом в подготовке учителя к уроку. «Такой подход, - писал М.И. Махмутов, - к тематическому планированию и видению учителем как системы уроков, так и каждого урока в отдельности ставит методику подготовки урока на научную основу» [5, с. 132].
В.А. Скакун предлагает типовую схему перспективно-тематического планирования изучения темы:
• темы и краткое содержание материала по теме;
• образовательные цели уроков;
• методическая характеристика системы уроков по теме;
• межпредметные и внутрипредметные связи;
• учебно-методическое оснащение уроков [6, с. 120].
В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы. В то же время образовательное учреждение имеет право включать дополнительные темы, помимо предусмотренных примерными программами учебных дисциплин. Перечень лабораторных работ и практических занятий, а также количество часов могут отличаться от рекомендованных примерной программой. Но при этом нельзя отходить от необходимого уровня подготовки, требований образовательных стандартов, а также дополнительных требований к уровню подготовки студента, установленных самим образовательным учреждением [7, с. 245]. Требования с учетом изменяющихся условий обучения на основе изменения социально экономических условий развития машиностроительных предприятий или других требований потребителей образовательных услуг можно учесть в вариативной части общей образовательной программы и реализовать на основе перспективно-тематического планирования.
Следующее высказывание о перспективно-тематическом планировании содержится в работе О.М. Кузевановой. Такие методические системы используются для целого цикла учебных, например общепрофессиональных и специальных дисциплин. Они учитывают содержание учебной дисциплины (учебный материал), деятельность преподавателя по его от-
бору, структурированию и предъявлению студентам, а также учебную деятельность самого студента. Целесообразно составлять перспективнотематический план, что дает возможность предварительно продумать, спланировать систему занятий по теме, определить цель занятия, наметить и подобрать наглядные пособия и технические средства обучения, установить межпредметные и внутрипредметные связи, продумать и подготовить лабораторные и практические работы [8, с. 9-16].
Примерное перспективно-тематическое планирование уроков по разделу «Машиностроительные материалы», теме «Строение, свойства металлов, методы испытания их» показал А.А. Розенвальд в книге «Методика преподавания предмета «Материалы и технология машиностроения». В планировании содержались следующие разделы:
• подтема;
• цель занятия;
• методическая характеристика занятия (тип, формы и методы проведения);
• виды и формы связи содержания занятия с другими предметами и производственным обучением;
• намечаемые самостоятельные работы, методы проверки знаний;
• материально-техническое оснащение занятия (наглядные пособия, технические средства обучения и оборудование);
• примечание, дополнительные данные [9, с. 86]. Мы считаем, что разделы, предложенные А.А. Розенвальд для перспективно-тематического планирования, недостаточно учитывают дидактические возможности учебного процесса.
Для успешной реализации перспективно-тематического планирования необходим комплекс методико-педагогических процедур. Реализация перспективно-тематического планирования при изучении общетехнических и специальных дисциплин, в том числе и предмета «Технология машиностроения», предполагает соблюдение следующей последовательности методических процедур:
1. определение цели в обучении формирования компетентного специалиста как фактора управления, обеспечивающего достижение необходимого результата;
2. перспективно-тематическое структурирование базового содержания учебного материала в процессе непрерывного профессионального образования;
3. научно обоснованный выбор и сочетание активных методов, форм и средств обучения, раскрывающих возможности для формирования профессиональной компетентности специалиста;
4. ориентация учебно-воспитательной работы на формирование профессиональных и надпрофессиональных качеств в процессе реализации дисциплины «Технология машиностроения»;
5. система контроля в процессе преподавания дисциплины «Технология машиностроения», позволяющая осуществлять мониторинг формирования профессионально компетентного специалиста.
Перспективно-тематическое планирование направлено на достижение практически всеми учащимися заданных эталонов на уровне гарантируемого минимума на основе организации предъявления стандартизированного контроля и коррекции текущих учебных результатов. Преподаватель становится в позицию оператора дидактических средств, обучающийся занимает позицию одного из объектов конструируемого обучения с заведомо фиксированными результатами обучаемого.
В основе перспективно-тематического плана лежит один из таких важных компонентов, как «обучение мышлению», освоение процедур поисковой деятельности, которое становится самостоятельной дидактической целью. Общей основой плана обучения с поисковой направленностью является надпредметная поисковая деятельность, т.е. специальная деятельность учащихся по построению своего учебного познания.
Перспективно-тематическое планирование в инструментальном значении рассматривается как план действия педагога при осуществлении учебного процесса. При изучении общетехнических и специальных дисциплин, в том числе и дисциплины «Технология машиностроения», методика перспективно-тематического планирования предполагает соблюдение целостности системы планирования и релаксации следующей последовательности методических процедур, представленных в таблице 1.
В ходе разработки перспективно-тематического планирования мы использовали методику определения соответствующего содержания обучения дисциплины «Технология машиностроения» на основании поставленной цели обучения, распределяли его по времени; подбирали формы, методы и приемы обучения; развивающие познавательную деятельность; проводили мониторинг процесса формирования профессиональной компетентности обучающихся.
Таблица 1. Перспективно-тематическое планирование дисциплины «Технология машиностроения»
№ Название разделов и тем дисциплины Коли ли- чест- во ча- сов Формы и методы Деятельность преподавателя Формируемые профессиональные (1) и надпрофес-сиональные (2) качества
Цели Задачи
1.1 Основы технологии машиностроения. Введение «Дисциплина технология машиностроения, его особенности развития на современном этапе» 2 Обзор- ная лекция Ознакомить учащихся с основами дисциплины «Технология машиностроения» 1. Рассказать о краткой историографии развития «Машиностроения» 2. Объяснить основы НОТ. 3. Ознакомить о современных перспективах развития «Машиностроения» 1. Представления в области организации машиностроительного производства. 2. Владение методами быстрой записи, умение слушать, использование аббревиатуры
1.1.1 Модуль 1: Основные понятия и положения 2 Лекция - рассказ Ознакомление с технологическими процессами изготовления несложных деталей 1. Рассказать о разновидностях производственного процесса 2. Дать определение технологического процесса и ознакомить с его этапами 1. Осознание новых понятий по теме на уровне осмысления 2. Развитие познавательных процессов
1.1.2 Производственный и технологический процессы машиностроительного предприятия 2 Лек- ция, рас- сказ, беседа Объяснить учащимся структуру производства и схему составления технологического процесса изготовления детали 1. Ознакомить учащихся с основами составления технологического процесса 2. Обсудить состав машиностроительного предприятия 1. Знания о последовательности (алгоритме) составления технологического процесса 2. Развитие внимания, логической последовательности, воображения, памяти
1.1.3 Производственный состав машиностроительного завода Экс- курсия Продемонстрировать производственный состав современных машиностроительных предприятий 1. Объяснить состав предприятия, цехов, участков 2. Ознакомить с алгоритмом ТПП с применением программных продуктов 1. Освоение структуры предприятия 2. Систематизированные знания по теме экскурсии, развитие сообразительности, критичности в суждениях
1.1.4 Структура технологического процесса 8 Лекция Прак- тиче- ское занятие Обеспечить усвоение обучающимися принципа и последовательности разработки технологического процесса изготовления детали 1. Объяснить и закрепить составные части и этапы процесса механической обработки Проиллюстрировать и объяснить принцип составления техпроцессов по требованиям ГОСТа 1. Развитие умений правильно составлять технологический процесс изготовления детали и оформлять документацию 1.2. Навыки применения полученных знаний на практическом примере, обоснование выбранного варианта 2. Формирование умений и навыков учебного труда, сообразительности, гибкости
1.2 Точность механической обработки — — Раскрыть вопрос зависимости точности изготовления детали от себестоимости — —
1.2 Основные факторы, влияющие на точность изготовления детали 2 Лек- ция- по- иск Обеспечить усвоение зависимости себестоимости от точности детали, обобщить и систематизировать полученные знания 1. Ознакомить учащихся с основными факторами влияющими на точность 2. Продемонстрировать на практических примерах данную зависимость 3. расшифровывать и пояснять условные обозначения, регламентирующие отклонения от точности 1. Сформирован-ность умений видеть связи между точностью и себестоимостью детали или изделия 2. Обучение самостоятельному переносу полученных знаний в новые производственные ситуации 2.1 Формирование навыков творческого мышления
Через содержание учебных дисциплин можно реализовать требования конкретных заказчиков. Учитывая специфику предприятий региона при подготовке специалистов по договорам с предприятиями вносятся существенные коррективы в перспективно-тематическое планирование по изменению содержания обучения специальным и общетехническим дисциплинам.
Перспективно-тематическое планирование позволяет в зависимости от выбранной темы, содержания дисциплины, целей, форм, методов обучения, мониторинга учебного процесса планировать профессиональные и надпро-фессиональные качества будущих рабочих и специалистов в области машиностроения исходя из прогностических моделей выпускников профессионального учебного заведения. Однако существуют определенные пределы резервов планирования: резервы, заложенные в показателях, не должны быть большими, иначе планы окажутся неточными; слишком разные пределы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры учебной деятельности.
Из сказанного выше можно сделать ряд выводов:
1. перспективно-тематическое планирование позволяет планировать обучение с учетом уровня освоения учебного материала (требования новых ФГОС);
2. представленное планирование является предпосылкой для создания условий компетентно-деятельностного подхода к учебной деятельности в процессе реализации общетехнических и специальных дисциплин, позволяет рассмотреть в единстве составляющие компоненты процесса
обучения (цели, содержания, метода, формы, средств обучения и воспитания) и логической связи между ними;
3. перспективно-тематическое планирование способствует поэтапному планированию формирования профессиональных и надпрофессио-нальных качеств у обучающихся в процессе реализации общетехнических и специальных дисциплин;
4. данное планирование содержит в основе принцип гибкости и непрерывности и заключается в придании плану и процессу планирования способность менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
Источники
1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2001. 176 с.
2. Ибрагимов Г.И. Принципы управления качеством среднего профессионального образования // Педагогика. 2007. №4. С. 45-52.
3. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. / Под. ред. С.Я. Батышева. М.: АПО, 1998. 568 с., 440 с., 448 с.
4. Урок в восьмилетней школе / Под. ред. М.А. Данилова. М.: Просвещение, 1966. 247 с.
5. Махмутов М.И., Безрукова В.С. Пути совершенствования урока в среднем профтехучилище // Вопросы совершенствования урока в среднем ПТУ Сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1984. С. 3-13.
6. Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений. М.: МОРФ ИРПО, 2001. 184 с.
7. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272 с.
8. Кузеванова О.М. Использование личностно-ориентированных технологий на практических занятиях // Среднее профессиональное образование. 2001. № 11. С. 9-162.
9. Розенвальд А.А. Методика преподавания предмета «Материалы и технология машиностроения». М.: Высш. шк., 1980. 96 с.
Зарегистрирована 11.03.2011 г.