УДК 378. 147: 621. 031 ББК Ч 486. 81
Л. Я. Калашникова
г. Чита, Россия
Профессиональная подготовка бакалавра технологического образования в курсе «Прикладная механика»
В статье рассматривается профессиональная подготовка бакалавра технологического образования как определённым образом организованный образовательный процесс по подготовке компетентного специалиста, способного решать в будущем профессиональные задачи; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученной информации; владеть современными методами исследования.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, подготовка, компетентность, образование, прикладная механика.
L. Ya. Kalashnikova
Chita, Russia
Professional Training of Bachelors of Technology Education in “Applied Mechanics” Course
The article deals with the professional training of Bachelors of Technology Education as a specially organized educational process of training a competent specialist, who will be able to solve professional problems in the future, use modern technologies of collecting, processing and interpreting information and employ modern methods of research.
Keywords: professional activity, training, competence, education, applied mechanics.
В своей будущей профессиональной деятельности бакалавр технологического образования должен быть подготовлен к выполнению определенной профессиональной деятельности: 1) решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научноисследовательскую работу в предметной области знаний; 2) использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученной информации; 3) владеть современными методами исследования, применяемыми в области технологического образования, в конструировании, в реализации и анализе результатов процесса обучения технологическим дисциплинам в различных типах учебных заведений.
Профессиональная подготовка бакалавра технологического образования - это определенным образом организованный образовательный процесс по подготовке компетентного специалиста, способного решать в будущем профессиональные задачи. Профессиональная подготовка бакалавра технологического образования обеспечивается образовательным процессом, учитывающим специфику будущей профессиональной деятельности.
Профессиональная подготовка бакалавра технологического образования рассматривается
как система (схема 1), взаимосвязанными элементами которой являются: цель, задачи, образовательный процесс (содержание образования, процесс освоения содержания, организация образовательного процесса), результат (подготовка бакалавра технологического образования, способного обучаться на старших курсах, в магистратуре и способного решать в будущем профессиональные задачи). Раскрыть процесс профессиональной подготовки и реализовать его в практике вузовского обучения можно только на конкретном учебном материале.
В качестве базовой дисциплины, обеспечивающей профессиональную подготовку в цикле общепрофессиональных дисциплин, выбран курс «Прикладная механика», имеющий особое значение и занимающий важное место в профессиональной подготовке бакалавра технологического образования. Все выводы и рекомендации по реализации профессиональной подготовки бакалавра технологического образования в курсе «Прикладная механика» могут быть распространены на другие курсы цикла общепрофессиональных дисциплин, а также учтены при организации образовательного процесса в целом.
© Л. Я. Калашникова, 2011
Схема 1
Профессиональная подготовка как система
Процесс реализации профессиональной подготовки бакалавра технологического образования в курсе «Прикладная механика» начинается на младших курсах, когда студенты начинают изучать общетехнические дисциплины. Они ещё не знакомы с методическими дисциплинами, и имеют слабое представление о будущей профессиональной деятельности учителя технологии, поэтому есть необходимость уже с младших курсов обучения выстраивать образовательный процесс в контексте будущей профессиональной деятельности. Начиная изучение общетехнического курса «Прикладная механика», необходимо ориентировать студентов на будущую профессиональную деятельность учителя. Знания, умения и профессиональная компетентность, приобретённые в курсе «Прикладная механика», закрепляются в результате прохождения студентами технологической практики, которая предусмотрена учебным планом специальности на первом и втором курсах обучения, и являются основой
для изучения в дальнейшем технических дисциплин.
Профессиональная подготовка бакалавра технологического образования в курсе «Прикладная механика» возможна при разработке соответствующей технологии обучения студентов, организации образовательного процесса в соответствии с компонентами образовательного процесса и условиями, позволяющими реализовать соответствующим образом организованный образовательный процесс.
К основным компонентам и организационнопедагогическим условиям осуществления профессиональной подготовки будущего бакалавра технологического образования отнесены:
1. Мотивационно-целевой компонент профессиональной подготовки бакалавра технологического образования, который реализуется при следующих условиях: выявление уровня мотивации и уровня знаний курса «Прикладная механика», являющегося базой профессио-
нальной подготовки; осуществление психологической подготовки студентов к освоению курса «Прикладная механика»; знакомство с содержанием, структурой курса и организацией учебнопознавательной деятельности студентов, обеспечивающей качественное овладение курсом «Прикладная механика».
2. Содержательно-процессуальный компонент профессиональной подготовки бакалавра технологического образования достигается при выполнении условий: ориентация содержания образовательного процесса на будущую профессиональную деятельность учителя; отбор содержания учебного материала, с учётом специфики подготовки будущего учителя технологии; организация самостоятельной работы, предполагающей различные уровни деятельности - от решения типовых задач до выполнения творческого задания; дидактического сопровождения освоения курса «Прикладная механика», обеспечивающего целостность процесса обучения и т. д.
3. Ресурсный компонент профессиональной подготовки бакалавра технологического образования определяется: материально-технической базой, обеспечивающей формирование практических умений в области технологической, экспериментальной и информационной деятельности; дидактическими средствами, способствующими развитию творческих умений, технологического мышления и работоспособности и т. п.
Для разработки варианта профессиональной подготовки бакалавра технологического образования в цикле общепрофессиональных дисциплин на примере курса «Прикладная механика» необходимо определить основные направления деятельности, а именно:
— конкретизировать цели и задачи курса «Прикладная механика» с учётом профессиональной подготовки бакалавра технологического образования;
— скорректировать содержание учебного курса и структурировать учебный материал в соответствии с логикой его изучения и поставленными задачами;
— спроектировать процесс изучения курса с применением различных средств, форм, методов, технологий, обеспечивающих профессиональную подготовку и модульно-рейтинговую систему организации образовательного процесса;
— определить основные виды деятельности студентов, обеспечивающие профессиональную подготовку, и разработать систему заданий для студентов;
— подобрать и разработать специальные дидактические средства для ориентации образовательного процесса на профессию учителя;
— уточнить содержательные основы и технологии, которые дадут возможность формирования профессиональной компетентности.
Выявленные теоретические основы профессиональной подготовки бакалавра технологического образования в цикле общепрофессиональных дисциплин позволили сформулировать ведущие идеи технологии изучения курса «Прикладная механика» [1].
1. Ориентация образовательного процесса на подготовку компетентного специалиста, способного решать в будущем профессиональные задачи.
2. Определение результата процесса профессиональной подготовки при изучении курса «Прикладная механика» цикла общепрофессиональных дисциплин по трем параметрам - знания, умения, компетентность.
3. Использование современных технологий обучения (компетентностного, контекстного, деятельностного, личностно ориентированного подходов, ориентация на преемственность профессионального образования и т. д.).
4. Единство содержательнойиорганизацион-но-процессуальной подготовки (лабораторный практикум, решение обобщённых типовых задач, выполнение творческих проектов).
5. Отбор и структурирование учебного материала курса «Прикладная механика» цикла общепрофессиональных дисциплин, обеспечивающего профессиональную подготовку бакалавра технологического образования.
6. Выбор соответствующих форм, методов, средств обучения, направленных на организацию познавательной деятельности студентов в процессе изучения курса с учетом специфики их будущей профессиональной деятельности.
7. Особая роль лабораторно-практических занятий в освоении курса «Прикладная механика».
8. Модульно-рейтинговая система организации образовательного процесса с выделением в каждом модуле тех знаний, умений и компетентности, которыми овладевают студенты.
Рассматривая технологию профессиональной подготовки бакалавра технологического образования в курсе «Прикладная механика», особое внимание необходимо обратить на то, что курс «Прикладная механика» - основа изучения последующих технических дисциплин; определить систему учебных занятий; рационально
организовать познавательную деятельность студентов; деятельность студентов сориентировать на формирование профессиональной компетентности; осуществлять организацию образовательного процесса на основе модульно-рейтинговой технологии.
Исходя из понимания содержания образования (исследования И. Я. Лернера, М. И. Скат-кина) [3; 4], выделим элементы содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического образования:
1) знаниевый (знания о мире и способах деятельности, обеспечивающих познание мира);
2) деятельностный (овладение определёнными видами деятельности - познавательная деятельность; деятельность, отражающая специфику овладения предметным знанием; деятельность, ориентирующая студента на будущую профессиональную деятельность);
3) деятельностно-творческий (деятельность студентов с элементами исследования при выполнении творческих заданий в процессе обучения; самостоятельная исследовательская деятельность);
4) эмоционально-ценностный элемент, обеспечивающий направленность обучения на педагогическую деятельность бакалавра технологического образования (развитие интереса к технике, конструированию, педагогической деятельности и т. п.).
Будущий бакалавр технологического образования должен владеть определённой суммой общепрофессиональных знаний о технике, технологиях, физических основах технических объектов, процессов и технологий; определенной суммой знаний из области педагогики и психологии (организация познавательной деятельности учащихся, современные формы, методы, средства и технологии обучения; особенности образовательного процесса в школе при обучении учащихся в образовательной области «Технология» и т. п.); владеть основными видами предметной деятельности (решение задач, проведение эксперимента, моделирование, выполнение проектно-конструкторских заданий и т. п.); иметь представление о деятельности бакалавра технологического образования и владеть элементами его деятельности.
Профессиональная подготовка обеспечивает студенту:
— овладение основами общетехнического знания;
— подготовку к дальнейшему обучению; знакомство с современными образовательными
технологиями, формами, методами и средствами обучения за счёт использования их в образовательном процессе вуза;
— развитие инициативы и творчества (это обеспечивается системой заданий различного уровня и разного характера);
— включение в деятельность, аналогичную деятельности учителя в образовательной области «Технология» (объяснение и доказательство, работа с различными источниками информации, техническое творчество, участие в разработке проектов, работе в группе и т. п.).
Организация образовательного процесса, выбор технологий, методов и средств обучения обусловлен контекстом будущей профессиональной деятельности. В этом случае организация содержания, формы и технологии обучения направлены на формирование предметных профессионально-педагогических знаний и умений бакалавра технологического образования, развитие его личностных качеств, т. е. ориентированы на формирование профессиональной компетентности. Профессиональная подготовка как «вхождение» студента в профессию учителя образовательной области «Технология» проявляется в определённых формах обучения, в которых студент не только просто выполняет учебные действия, но выполняет действия, несущие в себе черты профессиональной деятельности, приобретает базовые умения и образцы поведения при организации образовательного процесса в школе.
Планируя образовательный процесс, обеспечивающий профессиональную подготовку бакалавра технологического образования в курсе «Прикладная механика», мы исходили из того, что система методов обучения должна включать информационно-рецептивные, инструктивнорепродуктивные, частично-поисковые и исследовательские методы, а система учебных занятий должна соответствовать задачам обучения. Особое внимание при профессиональной подготовке следует обратить на исследовательскую деятельность студентов, которая является основой проектной деятельности, развивает интеллектуально-творческий потенциал личности, активизирует процесс обучения.
Контроль уровня достижений студентов должен осуществляться в течение всего семестра (предварительный, текущий, тематический, итоговый) для того, чтобы была возможность корректировки уровня знаний и умений обучаемых. Это обеспечивается модульно-рейтинговой организацией образовательного процесса.
Выбираемые технологии обучения отражают взаимосвязанные аспекты образовательного процесса (содержательный, организационнопроцессуальный). Технологии, раскрывающие содержательный аспект, - это технологии отбора, структурирования и предъявления учебной информации (структурно-логические схемы, обобщающие таблицы, компьютерные программы, презентации и т. п.). Организационно-процессуальные технологии предназначены для организации процесса обучения в контексте будущей профессиональной деятельности - контекстное обучение, информационно-коммуникационные технологии, технологии, обеспечивающие организацию познавательной деятельности, овладение предметными знаниями и умениями, технологии, ориентированные на овладение элементами профессиональной деятельности (преобразование учебной информации, представление ее в различных видах, оценивание результатов учебной деятельности, работа над проектами, планирование и организация исследования, конструирование приспособлений и устройств, создание моделей и т. п.).
Завершив изучение курса «Прикладная механика», бакалавр технологического образования должен удовлетворять следующим требованиям к уровню знаний, умений и профессиональной компетентности:
- и м е т ь п р е д с т а в л е н и я о роли и значении общетехнического знания в современ-
ной науке и технике; о современных тенденциях развития науки, техники и техносферы; о единстве и взаимообусловленности развития науки, техники и цивилизации; о деятельности бакалавра технологического образования в образовательной области «Технология»;
- з н а т ь теоретические основы общетехнического знания: законы, гипотезы, теории, алгоритмы расчетов обобщённых типовых задач на прочность, жесткость и устойчивость, кинематику и динамику механизмов и машин, законы движения жидкости, гидроустановки;
- п о н и м а т ь значение общетехнического знания в современной науке и технике; значение истории и методологии науки и техники в современной культуре; роль и значение общетехнического знания в профессиональной деятельности бакалавра технологического образования;
- у м е т ь применять общетехнические знания на практике, при изучении технических и специальных дисциплин, а также в своей будущей профессиональной деятельности; решать образовательные и исследовательские задачи; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученной информации;
- в л а д е т ь современными методами исследования, применяемыми в области технологического образования; элементами деятельности бакалавра технологического образования в образовательной области «Технология».
Список литературы
1. Бордонская Л. А. Отражение взаимосвязи науки и культуры в школьном физическом образовании и подготовке учителя: монография. Чита, 2002. 237 с.
2. Калашникова Л. Я. Курс «Прикладная механика» как основа формирования профессиональной подготовки будущего специалиста. // Вестник Бурятского университета. Сер. 8: Теория и методика обучения естественно-математическим дисциплинам. Вып. 3. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун -та, 2006. С. 168-177.
3. Лернер И Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
185 с.
4. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.
208 с.
Рукопись поступила в редакцию 10.04.2011 г.