Научная статья на тему 'РОЛЬ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА'

РОЛЬ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / TEACHER / SELF-EDUCATION / SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY / METHODOLOGICAL COMPETENCE / METHODOLOGICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юртаева Ольга Алексеевна

В статье раскрывается сущность понятия "самообразование", "самообразовательная деятельность". Проанализированы содержания таких психологических механизмов, как самопознание, рефлексия, самоопределение преподавателя вуза в совершенствовании своей деятельности, определены и охарактеризованы ее основные виды, а также проанализирован комплекс методических умений, направленный на результативное осуществление, профессионально-педагогической деятельности преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юртаева Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SELF-EDUCATIONAL ACTIVITIES IN IMPROVING THE METHODOLOGICAL COMPETENCE OF THE TEACHER

The article discusses the essence of the concept of "self-education", "self-educational activities". The contents of such psychological mechanisms as self-knowledge, reflection, self-determination of a University teacher in improving their work as a teacher are analyzed, its main types are defined and characterized, as well as a set of methodological skills aimed at the effective implementation of professional and pedagogical activities of teacher is analyzed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА»

балла, что довольно высоко для новой формы. Таким образом, уданной формы есть большой потенциал для использования в программе конкурсов знатоков олимпизма Всеуральских олимпийских сессий и в рамках других подобных мероприятий с различным контингентом.

Таблица 2 - Ход решения заданий, отраженных на рисунке 3

Номер вопроса Ход решения

Вопрос № 1 На картинке изображена пиктограмма медали, к которой направлены стрелки от пиктограммы смартфона и ноутбука. Здесь нужно вспомнить факт, что на ближайших Играх Олимпиады в Токио вперв ые для золотых медалей будет использоваться переработанные материалы из вышедшей из употребления техники (смартфонов, компьютеров). Ответ - 2021 год. (Игры перенесены на один год в связи с распространением короновирусной инфекции).

Вопрос №2 На картинке изображена пиктограмма жениха и невесты, позади которых расположены бегун и метательница копья. Здесь нужно сообразить, что зашифрована спортивная семья, в которой муж является бегуном, а жена -метательницей копья. В истории олимпийского движения под такие параметры подходит Эмиль Затопек и его жена Дана Затопкова - чемпионы Игр XIV и XV Олимпиад.

Вопрос №3 На картинке изображена символика СССР, СНГ и Российской Федерации, над которыми расположены флаги. В истории олимпийского движения существует только один спортсмен, который нес флаг на церемонии открытия Олимпийских игр за три разные команды - команду СССР в 1988 году, объединенную команду СНГ в 1992 году и команду России в 1996 году. Это знаменитый борец Александр Карелин.

Вопрос №4 На картинке изображен человек, думающий о бегуне с факелом. Здесь, учитывая контекст задания, нужно сообразить, что подразумевается человек, придумавший традицию эстафеты олимпийского огня. Это был один из участников оргкомитета Игр Олимпиады 1936 года - Карл Дим. Действие происходит в 1936 году.

Проведенный анализ содержания конкур-сое знатоков олимпизма Всеуральских олимпийских сессий и опрос его участников выявил, что респондентам близки формы интеллектуально-игровых заданий, связанные с визуальным восприятием. Новая форма "вопросы-пиктограммы" получила высокую оценку и имеет значительный потенциал для использования как в программе конкурсов знатоков олимпизма Всеуральских олимпийских сессий, так и в рамках других подобных мероприятий с различным контингентом.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что для реализации олимпийского образования востребованными могут стать методические разработки, отражающие особенности составления интеллектуально-игровых заданий, особенно нетрадиционного типа. В этом направлении необходимы дальнейшие исследования.

Примечания:

1. Ефременков К. Н., Грец Г. Н., Ефременкова И. А. Олимпийское образование в системе профессиональной подготовки бакалавров и магистров физической культуры//Международныеспортие-ные игры "Дети Азии" - фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного ре зереа : материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию I Международных спортивных игр "Дети Азии" и 120-летию Олимпийского движения в стране / под общ. ред. М. Д. Гуляева, - 2016. - С. 120 125.

2. Кон1 га ни сто в А. Т. Региональные олимпийские академии России; итоги становления и перспективы развития // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 3. - С, 48 51.

3. Манд ель Б. Р. Интеллектуальная игра: социокультурный феномен в движении (к вопросам истории и определения сущности) // Современные проблемы науки и образования.-2009. - №2,; URL: http:/ /scie nce-education.ru/tu/articie/ view?id = 1079 (дата обращения: 24.042020).

4. Солдатенковф. Н., Абрамов Р. В. Конкурс знатоков олимпизма как средство выявления уровня олимпийской образованности школьников // Научно-педагогическое обозрение.-2018. - N9 1.-С. 167-175.

5. Столяров В. И. Олимпийское образование и спартианская система воспитания//Спорт, духовные ценности, культура. - Вып. б.- М.:СпАртРГАФК -1998.-С 71-233.

6. Шлкироаа М. В. Воспитание гражданственное ти студентов на основе олимпийских знаний // Омский научный вестник. - 20П. - N5 2. - с. 161 163.

7. Шарипов М. Ф. Роль региональной олимпийс кой академии в подготовке студентов вуза физической культуры в современных образовательных реалиях // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность : сб. науч. тр.; V Между на р. науч.-практ. конф.; Челябинск, 30 апреля 2016 г, / под ред. проф. С. Г. Серикова. - Челябинск: Уральская Академия, 2016. - С. 319-323.

8. Шарипов, М. Ф. Конкурс знатоков олимпизма как аффективная форма олимпийского образования студентов (из опыта работы Олимпийской академии Урала) // Мир науки. - 2017. -№1.-С. 13.

THE ROLE OFSELF-EDUCA TiONAL ACTIVITIES IN IMPROVING THE METHODOLOGICAL COMPETENCE OF THETEACHER

Yurtayeva Olga Ahkseevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Crimean Republican Institute of Postgraduate Pedagogical Education, Simferopol, Republic of Crimea

The article discusses the essence of the concept of "self education" "self educational activities". The contents of such psychological mechanisms as self-knowledge, reflection, self-determination of a University teacher in improving their work as a teacher are analyzed, its main types are defined and characterized, as well as a set of methodological skills aimed at the effective implementation of professional and pedagogical activities of teacher is analyzed.

Keywords; teacher; self-education; self-educational activity; methodological c ompetence; methodological skills.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.72

РОЛЬ САМООБРА JOB.А ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ удк 373.1 В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ВАК РФ 13.00.08

КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

В статье раскрывается сущность понятия "самообразование", "самообразова- фюртаева O.A.,2020 тельная деятельность". Проанализированы содержания таких психологических механизмов, как самопознание, рефлексия, самоопределение преподава теля вуза в совершенствовании своей деятельности, определены и охарактеризованы ее основные виды, а также проанализирован комплекс методических умений, направленный на результативное осуществление, профессионально-педагогической деятельности преподава теля.

Ключевые слова; преподаватель; самообразование; самообразовательная деятельность; методическая компетентность; методические умения.

Учитывая постоянные динамические изменения в образовательной сфере, острой потребностью педагогов становится самообразование, которое предусматривает целенаправленную деятельность по профессионально-педагогическому развитию и саморазвитию через способность и готовность осуществлять выбор тех знаний и умений, которые подлежат совершенствованию с целью эффективного выполнения своих профессиональных функций в высшей школе.

С этой целью необходимо решить следующие задачи:

1. Выполнить анализ научных источников по исследуемой проблеме и обосновать сущность основных понятий,

2. Определить основные направления методической деятельности педагога.

3. Охарактеризовать виды методических умений педагога, необходимых для осуществления учебного процесса.

Вопросу самообразовательной деятельности педагога посвящены работы А,Я, Айзенберга, П.Ф, Каптерева, Н.В. Кузьминой, 8,П. Мо-ралова, О.Н. Внуковой, В.В. Олейника, A.C. Роботовой, Л,П, Якушки-ной и др.; различные аспекты методической деятельности преподавателя изучали ЕЭ. Коваленко, М,И. Мыхнюк, Л.Л. Сушенце-ва, Л.И. Щербак и др.

В педагогической теории существуют различные подходы к определению содержания "самообразование". Впервые понятие самообразование было определено Платоном, под которым он понимал искусство преобразования человеком самого себя,

В.В. Олейник рассматривает самообразование как целенаправленную систематическую познавательную деятельность, которая своей целью ставит совершенствование образовательного уровня педагога [6]. С позиции деятельности рассматривает самообразование и A.C. Роботова. Автор считает самообразование обязательным элементом повседневной деятельности педагога. Л,П, Якушина подчёркивает, что самообразование является внутренней потребностью личности и выступает как сложный педагогический процесс и ведущее звено в системе познавательно-практической деятельности педагога. [9, с.Збб] В свою очередь С.Н. Юревич и Л,М. Махмутова указывают на то, что самообразовательная деятельность выступает

ЮРТАЕВА Ольга Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Психологии и педагогики, Крыме кий республиканский институт пос ТДИПЯОМНоГо педагогического образова ния, Симферополь, Республика Крым

одним из условий реализации компетентное-тного подхода в формировании профессионализма педагога [8]

Практикой доказано, что самообразование является одним из механизмов преобразования репродуктивной деятельности педагога - в творческую. По мнению 8.Г. Моралова, самообразование начинается с процесса самопознания, который он рассматривает как совокупность и последовательность действий, в результате которых достигается основная цель познания себя, своего образа "Я". По мнению ученого, действия педагога будут направлены на выявление положительных и отрицательных сторон его деятельности, фиксации их в сознании и на этой основе осуществления анализа качеств личности, сравнивая эти качества с идеальным эталоном, который педагог сам создал в себе, принятия или непринятия этого качества [4].

Считается, что процесс самопознания педагога неразрывно связан с процессом педагогической рефлексии. Основываясь на результатах анализа научных источников, можно констатировать, что педагогическая рефлексия: помогает педагогу выявить, систематизировать и обосновать полученные результаты и определить дальнейшие цели по совершенствованию своей педагогической деятельности; способствует осознанию своей индивидуальности и уникальности; обеспечивает разносторонний анализ и исследование уже выполненной деятельности, с целью фиксации ее результатов, необходимых для дальнейшего совершенствования собственной деятельности.

Для результативного осуществления самообразования педагогом, важным механизмом является самоопределение в совершенствовании различных аспектов педагогической деятельности.

Понятие "самоопределение" рассматривается в психологической науке как процесс и как результат педагога, направленный на выбор личностной позиции, целей и средств в конкретных условиях своей деятельности, а именно: свободный выбор проблем самообразования; самостоятельная работа с различными источниками информации; свободный выбор объёма системы знаний и умений, которые определяются степенью его заинтересованности к соответствующему виду профессионально-педагогической деятельности. [4]

Анализируя самообразовательную деятельность педагога с позиции компетентностного подхода, можно сделать вывод о готовности и

способности педагогов к непрерывному образованию, совершенствованию системы компетенций для достижения высокого уровня своего профессионализма. Одной из важных компетенций, влияющих на результативность качества обучения, является методическая компетенция педагога.

Под методикой учёные подразумевают совокупность конкретных приёмов, способов и техник педагогической деятельности в образовательном процессе. Методика рассматривается и как совокупность методических знаний, методических умений, личностных и профессионально важных качеств личности педагога, необходимыхдля эффективной организации учебно-воспитательного процесса, особый вид профессиональной компетентности, владение способами, методическими приёмами и инновационными технологиями обучения.

В педагогических источниках используется такое понятие, как методика преподавания отдельных дисциплин. По мнению С.У. Гончарен-ко, методика конкретной учебной дисциплины является областью педагогической науки, что исследует содержание учебной дисциплины и характер учебного процесса, который способствует усвоению обучающимися необходимого уровня знаний, умений и навыков, развития мышления, формирования мировоззрения. [2]

В педагогике методическая деятельность рассматривается с различных позиций: как методическая деятельность, связанная с самообразовательной деятельностью педагога, повышением его профессионального уровня; методическая деятельность, связанная с преподаванием учебной дисциплины; методическая деятельность как совокупность относительно стойких методических умений педагога с чётко выраженной спецификой его профессионально-педагогической деятельности (рис.1}

Под методической компетентностью мы подразумеваем вид профессионально-педа-гогической деятельности, связанный с проектированием, организацией и управлением учебно-воспитател ьным процессом в соответствующем образовательным учреждении. Продуктами данного вида методической деятельности можно считать государственные стандарты, разработку учебных программ, фондов оценочных средств, методических рекомендаций, создание и апробацию новых методик и технологий педагога. Так как методическая деятельность педагога в целом на-

правлена на проектирование целостного учеб-но еоспитателъного процесса, то ее целесообразно рассматривать с позиции требований к организации учебного процесса и на этой основе осуществлять: разработку учебного содержания; планирование выбора и методов обучения; моделирование деятельности обучающихся в процессе проведения различных типов учебных знаний; моделирование форм представления учебной информации в том числе приёмов мнемотехники (аббревиатура, символические записи, графы учебной, информации, структурно-логические схемы, опорные конспекты}.

По самообразованию

По управлению учебно-воспитательным процессом

Методическая деятельность педагога

по организации

учебно-воспитательным процессом

по управлению

учебно-познавательной деятельностью

по развитию

творческого

потенциала

личности

V, /

Рисунок 1 Содержание методической компетентности педагога

Уровень методической компетенции педагога зависит от его умений выполнять анализ и самоанализ процесса теоретического обучения, осуществлять организациюобратной связи, коррекцию своих действий.

Следовательно, выделенные положения позволяют рассматривать методическую компетенцию педагога как интерактивную характеристику личности, основанную на совокупности методических знаний, умений,личностных и профессионально важных качеств, а также опыте педагогической деятельности, необходимых для качественной подготовки обучающихся.

Учёные считают, что основные направления методической работы педагога, связанные с самообразовательной деятельностью, в первую очередь, зависят от его активной позиции, направленной на: формирование соответствующего уровня творческого развития личнос-

ти; способности решать различные учебные проблемы; планировать и предусматривать ход действий в поиске решения определенных проблем; умение своевременно актуализировать и мобилизовать имеющиеся знания, проблемы и способы деятельности и при этом также выбирать наиболее подходящие для решения возникших задач; формировать чёткие выводы на основе изученных фактов; нацеливать свои действия на саморазвитие и самореализацию в процессе решения различных ситуаций в нестандартных условиях, используя для этого различные информационные источники. [1]

О.В. Давлет-шиева отмечает, что важным аспектом личностного роста педагога является организация индивидуального сопровождения личностного преобразования педагога. [3] Таким сопровождением, в первую очередь, будет индивидуальный плансамообразовательной деятельности педа-гогз, в котором указываются основные направления этой деятельности, формы её организации и сроки выполнения.

Учитывая специфику профессионально-пе-дагогической деятельности педагога, к основным направлениям индивидуального плана самообразования педагога можно отнести: работу с нормативными и инструкционно-ме-тодическими материалами; самосовершенствование знаний по педагогике и психологии вышей школы; совершенствование методики обучения; совершенствование системы специальных профессиональных знаний.

В методике особое внимание уделяется методическому совершенствованию и самосовершенствованию педагогов по организации и проведению учебных занятий различного типа, в том числе: учебных занятий когнитивного типа, таких как лабораторных и практических занятий, связанных с наблюдением, экспериментом, исследованием объекта; учебных занятий креативного типа: лекция-

по использованию

современных информационных средств обучения

ш S

О ш

<

С[ ш

# * *

344

диалог, лекция-игра, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками; учебные занятия коммуникативного типа, к которым можно отнести интегрированные лекции, лек-ции-консультаци^семйнарскиезанягиязаня-тия с применением технологий сотрудничества и др. [5]

В процессе проведения анкетирования и самоанализа педагогов системы дополнительного образования детей было выявлено, что: около 26,5% педагогов нуждались в совершенствовании методических умений, связанных с управлением учебно-воспитательного процесса и применением инновационных технологий обучения; 31% педагогов указывали на недостаточный уровень сформированных методических умений, касающихся развития творческого потенциала личности обучающихся; а 26,1%- нуждались в совершенствовании умений, связанных с использованием в учебно-воспитательном процессе современных технических средств обучения.

Таким образом, методическая деятельность педагога рассматривалась как система методических умений, которые соответствуют его профессионально-педагогической деятельности. Данные умения условно можно разделить на несколько групп.

Первая группа методических умений, связанная с организацией учебно-воспитательного процесса, и предусматривает:

- умение выполнять анализ и переосмысление научной, специальной и методической информации;

- умения по осуществлению логико-дидак-тического анализа учебного материала и интегрирование его содержания;

- умения по разработке дидактических средств обучения;

- умения выбирать рациональные организационные формы и методы обучения в зависимости от влияния различных факторов на восприятие учебной информации обучающимися;

- умения по разработке структурных схем и опорных конспектов учебных занятий.

Вторая группа методических умений-обеспечивает процесс управления учебно-позна-вательной работой, а именно:

- умение планировать методическую систему учебных занятий с использованием инновационных технологий обучения;

-умения использовать активные и интерактивные методы обучения, направленные на

позитивное субъект-субъектное взаимодействие на протяжении всего занятия;

- умение разрабатывать вариативные методики преподавания и создавать собственную систему методического обеспечения.

К третей группе можно отнести методические умения по развитию творческого потенциала личности обучающихся:

- умение по использованию методов и методических проёмов активизации познавательной деятельности обучающихся на всех этапах занятия;

- умения, связанные с разработкой аудиовизуальных средств обучения;

- умения по развитию творческого мышления обучающихся в процессе решения различного рода нестандартных проблемных ситуаций.

Методические умения четвёртой группы обеспечивают использование современных технических средств обучения:

- умения, связанные с созданием базы данных для проведения тренингов и исследовательских работ;

- умения по созданию электронных учебников и учебных пособий на основе применения графики, анимации, интерактивных заданий;

- умения по подготовке обучающихся к восприятию видеоматериала связанных с демонстрацией новых способов действий;

- умения, связанные с организацией диалогового обсуждения содержания фрагментов видеоматериала, графического изображения содержания технологических процессов;

- умения, касающиеся организации учебной деятельности в образовательных веб-сайтах;

- умения, связанные с компьютерной диагностикой уровня сформированное™ профессиональных компетенций, обучающихся с целью обобщения и систематизации знаний и умений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что качественно сформированная система методических умений педагога в процессе его самообразования будет способствовать более эффективному осуществлению профессионально-педагогической деятельности педагога в целом.

Литература:

1. Внукова О.Н. Самообразование как составляющая профессионального саморазвития педагога высшей школы //Педагогическое мастерство: ма сериалы IV Между нар. науч. конф. (Москва, февраль 2014 Г.), М. : Буки-Веди, 2014. - С. 269-271. и Г?!_ЬпрБ//то1 uch.ru/conf/ped/arcfii ¡уе Л 00/4898

2. Гон чаре и ко СУ. Методика як наука/ СУ. Гончарен ко. - К.; Хмельницкий : ХГПК, 2000. - 30 с.

3. Давлстшива О.В. Сущность, структура и содержание научно-методического сопровождения а современных условиях развития общеобразовательной организации / 0.6, Давлетшиева // Современная наука; актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. - 2017. №3. -С 35-47.

4. Моралов В.Г. Самосовершенствование как форма развития личности // Учёные записки Череповецкого государственного университета. -2015. - №1.-С.23-27.

5. Мйхнкж Ш. Роз виток профеайио! культури викладач!в спец!альиих дисциплж бущвельного профилю: Монография. - К1ровоград: !мекс - ЛТД, 2015.-368 С.

6. Ол1йник В В. Науков! осноеи управл!ння пщвищення к в а л i ф i ка uii п с д а го ri ч н их пращвникЁв профтехосвгги: монограф'т/ 81ктор Васильевич О л i й 1-е и к - К.: Мтен1ум, 2003. - 594 с.

7. Роботова A.C. Повседневное самообразование педагога высшей школы на этапе профессиональной зрелости//Непрерывное образование. XXi ВЕК, - 2016. - Выпуск 1(13). - С.1-17.

8. Юревич С.Н. Махмутова Л.М. К актуальности проблемы самообразования педагогов ДОУ// Междунар. науч. журнал "Инновационная наука". -2015,- №11.-С.285-286.

9. Якушкина Л.П. Самостоятельная работа как фактор становления самообразовательной культуры будущего педагога// Учёные записки Орлов ского государственного университета. Педагогические науки. ■■ 2017. ■ №3 (76). - С. 365-369.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.