Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ОЛИМПИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

АНАЛИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ОЛИМПИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ / КОНКУРС ЗНАТОКОВ ОЛИМПИЗМА / СТУДЕНТЫ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / OLYMPIC EDUCATION / INTELLECTUAL-GAME TASKS / COMPETITION OF EXPERTS IN OLYMPISM / STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипов Марат Фоатович, Лобанов Артемий Евгеньевич

Статья посвящена анализу опыта применения различных форм интеллектуально-игровых заданий в олимпийском образовании студентов вуза физической культуры. В статье авторы приводят описание наиболее востребованных форм и анализируют результаты опроса, проведенного среди студентов. В результате опроса авторы приходят к выводу, что наибольший потенциал для реализации олимпийского образования имеют формы интеллектуально-игровых заданий, связанные с визуальным восприятием и логическим мышлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарипов Марат Фоатович, Лобанов Артемий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EXPERIENCE OF APPLICATION OF VARIOUS FORMS OF INTELLECTUAL-GAME TASKS IN OLYMPIC EDUCATION OF STUDENTS OF UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

The article is devoted to the analysis of the experience of using various forms of intellectual-gaming tasks in the Olympic education of university students of physical education. In the article, the authors describe the most popular forms and analyze the results of a survey conducted among students. As a result of the survey, the authors conclude that the forms of intellectual-gaming tasks associated with visual perception and logical thinking have the greatest potential for the implementation of Olympic education.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ОЛИМПИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

мое II Рисунок вчера, сегодня, завтра. - М. 5 Прометей, 2013. - С. 179-186.

9. Филимонов А.И. Роль копирования е процессе анатомического рисования фигуры человека в системе подготовки художника-педагога / А.И. Филимонов И Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сборник статей. Выпуск 7. - М. : МПГУ, 2009. -С. 388-391.

10. Алексеева С.О. Преемственность методов обучения академическому рисунку в системе: школа - вуз: дис. ... канд. пед. наук / С.О. Алексеева. Липецк, 2010.-344 с.

11.Анатомия для художников / Рисунки и объяснения !:. Барчаи, проф. Будапештской высшей школы изобразительных искусств: 10-е изд. - Будапешт : Корвина, 1986-343 е., ил,

12.Барциц Р.Ч. Рисунок как основа целостного видения графической композиции /Р.Ч. Барциц /

/ Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: сб. науч. Статей, Вып. 3,- М.: Прометей, 1999. - С 67.

13.Выгодский Л.С Психология искусства. ■ М. г Искусство, 1968,-576 с.

14. Грабарь ИЗ. О преподавании рисунка / ИЗ. Грабарь // Вопросы художественного образования.

Л.: Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, - Вып. XV. - 1976. - С. 79-81. 15.3инченко, В.П. Развитие творческих способ ностей на занятиях академическим рисунком / ВЛ.Зинченко.- Ростов-на-Дону: РГПУ, 1996,- 126с.

16.Лебёдко В.К. Научно-методический опыт H.H. Ростовцева. Краткий очерк / В.К. Л обед ко // Рисунок вчера, сегодня, завтра. - М. : Прометей, 2013.-С. 43-49.

17.Ломов СП Дидактика художественного обра зования: моногр. / С.П. Ломов. - М.: Педагогичен кая академия, 2010. 104 с.

ANALYSIS OF EXPERIENCE OF APPLICATION OF VARIOUS FORMS OF INTELLECTUAL-GAME TASKS IN OLYMPIC

EDUCA TfON OF STUDENTS OF UNIVERSITY OF PHYSICAL CUL TURE

Sharipo v Marat Foa to vich, PhD of Pedagogical science

Lobanov ArtemyEvgenlevlch, student

Ural State University of Physical Culture, Chelaybinsk

The article is devoted to the analysis of the experience of using various forms of intellectual-gaming tasks in the Olympic, education of university students of physical education. In the article, the authors describe the most popular forms and analyze the results ofa survey conducted among students. As a result of the survey, the authors conclude that the forms of intellectual-gaming tasks associated with visual perception and logical thinking have the greatest potential for the implementation of Olympic education.

Keywords; Olympic: education; intellectual-game tasks; competition ofexperts in Ofympism; students of the university of physical education.

DOI 10.24923/2222-243X.; УДК 378

ВАК РФ 13,00,04

0 Шарипов M, Ф, 2020 Ф Лобанов А.Е., 2020

ШАРИПОВ Марат Фоатович, кандидат педагогических наук

ЛОБАНОВ Артемий Евгеньевич, студент

Уральский государственный университет физической куль туры, Челябинск

35.71

АНАЛИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ОЛИМПИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена анализу опыта применения различных форм интеллектуально-игровых заданий в олимпийском образовании студентов вуза физической культуры. В статье авторы приводят описание, наиболее востребованных форм и анализируют результаты опроса, проведенного среди студентов, В результате опроса авторы приходят к выводу, что наибольший потенциал для реализации олимпийского образования имеют формы интеллектуально-иг-ровых заданий, связанные с визуальным восприятием и логическим мышлением.

Ключевые слова; олимпийское образование; интеллектуально-игровые задания; конкурс знатоков олимпизма; студенты вуза физической культуры.

Одним из социально значимых образовательных и воспитательных направлений деятельности вузов физической культуры является реализация олимпийского образования среди студентов. Этим понятием традиционно называют процесс и результат усвоения систематизированных знаний современного олимпизма, его принципов и ценностей и роли в современном обществе [1; 2; 5].

Многочисленные исследования, рассматривающие данный аспект, позволяют на сегодняшний день считать доказанным факт со-

ответствия целей и задач олимпийского образования ориентирам, стоящим перед образовательными организациями высшего образования, готовящими специалистов для сферы физической культуры и спорта, е особенности по специальностям 49.03.01 и 49.04.01 [1;6;7].

Однако актуальным остается научный и творческий поиск методических аспектов работы по олимпийскому образованию, как в рамках аудиторной деятельности, так и во внеаудиторной работе. Опыт работы в данном направлении, а также анализ научных публикаций показывают, что в этом отношении наиболее эффективными и востребованными среди студентов являются различные формы интеллектуально-игровых заданий. Это определило актуальность выбранной темы.

Работа заключалась на основе анализа содержания основных форм интеллектуально-игровых заданий программы конкурса знатоков олимпизма, ежегодно проводящегося в рамках традиционного тематического мероприятия - Всеуральской олимпийской сессии. Также в основе работы лежал опрос студентов Уральского государственного университета физической культуры, традиционно участвующего в данном конкурсе знатоков олимпизма. Опрос проводился удаленно при помощи Интернет-ресурсов среди действующих и бывших членов команд знатоков олимпизма, участвовавших во бсеуральских олимпийских сессиях, В опросе приняло участие 67 человек от 18 до 25 лет. Основная часть была направлена на выявление форм интеллектуально-игровых заданий, с которым сталкивались респонденты, и оценку восприятия заданий по пятибалльной системе по следующим критериям: 0 баллов - совершенно не нравится, 1 балл - не нравится, 2 балла - скорее не нравится, чем нравится, 3 балла - среднее отношение, 4 балла - скорее нравится, чем не нравится, 5 баллов -очень нравится.

Содержание понятия "интеллектуально-игровые задания" базируются на понимании термина "интеллектуальная игра". Интеллектуальная игра - вид игры, основывающийся на применении играющими своего интеллекта и/ или эрудиции; индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления (часто - в условиях ограниченного времени и соревнования) [3].

В рамках регионального тура Всероссийской олимпийской сессии в Уральском регионе с 2002 года ежегодно проводится конкурс знатоков олимпизма среди команд высших и средних учебных заведений, который уже становился объектом исследования с исторической и содержательной точки зрения [4; 8]. 8 рамках данного конкурса регулярно применяются различные формы интеллектуально-игровых заданий, как традиционного, так и нетрадиционного характера в соревновательном режиме. Наибольшее распространение получили такие виды, как кроссворды различных вариаций, тестовые задания (в том числе и формата "верное-не верное утверждение) и блиц-вик-торины. Такие формы можно считать традиционными.

В числе нетрадиционных форм, многие из которых достаточно часто включаются в программу конкурсов знатоков олимпизма, можно назвать такие, как конкурсы изображений различного формата (вопросы, связанные с фото), "расшифруй цифровое выражение", а также форма, впервые внедренная в конкурсную программу в 2019 году по инициативе преподавателей Уральского государственного университета физической культуры - "вопросы-пиктограммы" (авторы идеи М. В. Шаки-рова и М. Ф. Шарипов).

Содержание и специфику указанных форм рассмотрим в процессе анализа результатов проведенного опроса.

Респондентам предлагалось оценить восприятие всех форм интеллектуально-игровых заданий. Для обеспечения более высокой объективности оценки в разосланной анкете содержались примеры каждого вида заданий. Результаты отражены на рисунке 1.

Рисунок 1 Гистограмма результатов оценки степени привлекательности различных форм интеллектуально-игровых заданий для студентов УралГУФК, участников конкурсов знатоков олимпизма

Перейдем к описанию результатов оценки и анализу содержания.

Как показано на рисунке 1, наименьшая оценка - 2,5 балла - была дана венгерскому кроссворду. Он представляет собой массив букв и перечень вопросов по теме олимпийского движения. Низкая оценка данного вида задания объясняется, скорее всего, тем, что команде приходится тратить много времени на поиск ответов в массиве букв, что уже никак не связано со знанием олимпийского движения, а представляет собой больше механическую проверку внимательности.

Следующая по возрастанию оценка {3,6 балла) была поставлена респондентами такой форме работы, как "верное-неверное утверждение" Основным недостатком данной формы является высокая вероятность угадывания. С учетом того, что конкурс знатоков олимпизма - это соревнование, при работе с такой формой заданий команда знатоков рискует проиграть менее знающей, но более удачливой команде. Не лишен подобного недостатка и, например, классический тест, но там, в силу большего количества вариантов ответа, вероятность угадывания снижается.

Невысокая оценка классического кроссворда {3,7 балла) может объясняться тем, что данная форма заданий предполагает дополнительные сложности, связанные с повышенными требованиями к верному правописанию ответов. 8 случае, когда кроссворд посвящен античным Олимпийским играм, где каждый термин имеет разночтения в написании, это вызывает определённые трудности.

На форме "цифровое выражение" остановимся подробнее. Данная форма относительно недавно появилась в программе конкурса знатоков олимпизма и имеет значительной потенциал для дальнейшего использования, как в конкурсной программе, так и вне ее. Основным достоинством данной формы является то, что для ее решения недостаточно просто иметь запас знаний об истории и современности олимпийского движения, нужно еще понять логику вопроса. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к качеству составления самих заданий.

Б таблице 1 в первой и второй строках приведен пример простых цифровых выражений, не предполагающих сложные комбинации более чем двух различных чисел или символов. В первом примере отражено выражение, которое скрывает длину беговой дорожки антично-

го олимпийского стадиона в метрах, которая носила название "стадий". Во втором примере выражение представляет собой простую комбинацию года проведения Олимпийских игр и количества завоеванных медалей. Под представленные параметры подходит только американский спортсмен, завоеваший пять золотых медалей на Олимпийских зимних играх в Лэйк-Плэсиде - Эрик Хайден.

Таблица 1 - Примеры заданий в форме "цифровых выражений" {составлено<1 втором статьи}

В третьей сроке таблицы 1 представлен пример сложносоставного выражения. В ходе решения, можно предположить, что речь идет о Карле Льюисе, который побеждал в различных дисциплинах легкой атлетики - беге на 100 м, 200 м, эстафете 4x100 м и прыжках в длину. Однако для конца 80-90-х годов, когда выступал данный спортсмен, результат 10,3 секунды - не соответствует уровню олимпийского чемпиона. Таким образом, можно догадаться, что речь идет о Джесси Оуэнсе, спортсмене, показавшем указанные результаты и выигравшем четыре золотые медали Играх Олимпиады 1936 года.

Сложность в составлении заданий, иногда, не позволяет обеспечить однозначность ответа, что в целом, вероятно, повлияло на оценку со стороны респондентов этой формы интел-лектуально-игровых заданий - 4,1 балла.

Чуть более высокую оценку одной из наиболее традиционных форм заданий - тесту - определило отсутствие дополнительных сложностей и простота в использовании. Респонденты оценили его привлекательность в качестве интеллектуально игровой формы олимпийского образования в 4,2 балла. В силу широкого распространения данной формы как в конкурсах знатоков, так и вне олимпизма, не будем останавливаться на ней подробно.

Достаточно высокая оценка была поставлена респондентами такой форме задания, как "блиц" - 4,5 балла, что определяется динамизмом, простотой и понятностью, а также тем, что каждый участник непосредственно видит, как до или после него выступили другие команды.

Наивысшую оценку получила форма "конкурс изображений" или "визуальный конкурс" (4,6 балла). Участнику предлагается изображение, связанное с олимпийским движением, под которым написан связанный с изображением

Цифровое выражение Вопрос Ответ

182,27 Античный термин Стадий

1980: 5-0-0 Спортсмен Эрик Хайден

10,3 сек; 20 7 сек; 39,03 сек, 8,06 м Спортсмен Джесси Оуэне

вопрос (рис. 2). Факторами высокой оценки в возможности командной работы и различные данном случае являются наглядность, высокие возможные подходы к составлению заданий.

1 На играх hiker. . : je .".м : представлен даяний т«лясыя^

5. К акое мест о " 1 чг. :.1 сперГМ<ИИ2на Игр» XXIX Си яытш дд ы » OJJ01D чкоя р срялс1

5 В кагомБпде с л орта выступала спортсменка ня Играх XXIX О.иитпалы?

2 В ÏJVOil году провел 0Д1ГТ дебетом?

4- С емько золотых медалейу спортсмена"

6 В каком году пот спортсмен î3 воевал сию первую сл ямгатне Evn лль ?

Рисунок 2 - Пример заданий в форме "конкурс изображений" для конкурсной программы знатоков

олимпизма (разработано автором статьи)

?

С 2019 года в программе конкурса знатоков олимпизма появилась новая форма конкурса, включающая в себя элементы "цифрового выражения" и "конкурса изображений" - "вопросы пиктограммы" Суть формы заключается в том, что участнику предлагается картинка в виде одного или нескольких схематичных изображений, которые скрывают в себе в прямом или иносказательном смысле слово или словосочетание, связанное с олимпийским движением.

Ход решения подобных заданий предполагает не только знание фактов истории олимпийского движения, но применение логического и ассоциативного мышления. Рассмотрим, как это проявляется на примере решения задания, представленного на рисунке 3.

Ход решения заданий, представленных на рисунке 3, прописан в таблице 2.

В связи с тем, что данная форма до этого года не входи-

ла в программу конкурсов, в анкете для респондентов был представлен более развернутый пример "вопросов-пиктограмм" с целью получения более объективно оценки по пятибалльной системе по отмеченным ранее критериям. Полученный результат составил 4,5

Л* V

ф

1.Год проведения Олимпийских игр

QD

3.Спортсмен

4 Год, В к07ором происходит COQUlttt

Рисунок 3 Пример интеллектуально-игровых заданий по истории олимпийского движения в форме вопросов пиктограмм (разработано

автором статьи)

OMEGA

балла, что довольно высоко для новой формы. Таким образом, уданной формы есть большой потенциал для использования в программе конкурсов знатоков олимпизма Всеуральских олимпийских сессий и в рамках других подобных мероприятий с различным контингентом.

Таблица 2 - Ход решения заданий, отраженных на рисунке 3

Номер вопроса Ход решения

Вопрос № 1 На картинке изображена пиктограмма медали, к которой направлены стрелки от пиктограммы смартфона и ноутбука. Здесь нужно вспомнить факт, что на ближайших Играх Олимпиады в Токио вперв ые для золотых медалей будет использоваться переработанные материалы из вышедшей из употребления техники (смартфонов, компьютеров). Ответ - 2021 год. (Игры перенесены на один год в связи с распространением короновирусной инфекции).

Вопрос №2 На картинке изображена пиктограмма жениха и невесты, позади которых расположены бегун и метательница копья. Здесь нужно сообразить, что зашифрована спортивная семья, в которой муж является бегуном, а жена -метательницей копья. В истории олимпийского движения под такие параметры подходит Эмиль Затопек и его жена Дана Затопкова - чемпионы Игр XIV и XV Олимпиад.

Вопрос №3 На картинке изображена символика СССР, СНГ и Российской Федерации, над которыми расположены флаги. В истории олимпийского движения существует только один спортсмен, который нес флаг на церемонии открытия Олимпийских игр за три разные команды - команду СССР в 1988 году, объединенную команду СНГ в 1992 году и команду России в 1996 году. Это знаменитый борец Александр Карелин.

Вопрос №4 На картинке изображен человек, думающий о бегуне с факелом. Здесь, учитывая контекст задания, нужно сообразить, что подразумевается человек, придумавший традицию эстафеты олимпийского огня. Это был один из участников оргкомитета Игр Олимпиады 1936 года - Карл Дим. Действие происходит в 1936 году.

Проведенный анализ содержания конкур-сое знатоков олимпизма Всеуральских олимпийских сессий и опрос его участников выявил, что респондентам близки формы интеллектуально-игровых заданий, связанные с визуальным восприятием. Новая форма "вопросы-пиктограммы" получила высокую оценку и имеет значительный потенциал для использования как в программе конкурсов знатоков олимпизма Всеуральских олимпийских сессий, так и в рамках других подобных мероприятий с различным контингентом.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что для реализации олимпийского образования востребованными могут стать методические разработки, отражающие особенности составления интеллектуально-игровых заданий, особенно нетрадиционного типа. В этом направлении необходимы дальнейшие исследования.

Примечания:

1. Ефременков К. Н., Грец Г. Н., Ефременкова И. А. Олимпийское образование в системе профессиональной подготовки бакалавров и магистров физической культуры//Международныеспор™в-ные игры "Дети Азии" - фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного ре зерва : материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию I Международных спортивных игр "Дети Азии" и 120-летию Олимпийского движения в стране / под общ. ред. М. Д. Гуляева, - 2016. - С. 120 125.

2. Контанистов А. Т. Региональные олимпийские академии России: итоги становления и перспективы развития // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 3. - С, 48-51.

3. Манд ель Б. Р. Интеллектуальная игра: социокультурный феномен в движении (к вопросам истории и определения сущности) // Современные проблемы науки и образования.-2009. - №2,; URL: http:/ /science-education.ru/tu/articie/ view?id = 1079 (дата обращения: 24.042020).

4. Солдатенковф. H., Абрамов Р. В. Конкурс знатоков олимпизма как средство выявления уровня олимпийской образованности школьников // Научно-педагогическое обозрение.-2018. - N9 1,-С. 167-175.

5. Столяров В. И. Олимпийское образование и спартианская система воспитания//Спорт, духовные ценности, культура. - Вып. б.-М.:СпАртРГАФК -1998.-С 71-233.

6. Шакирова М. В. Воспитание гражданственное ти студентов на основе олимпийских знаний // Омский научный вестник. - 20П. - N5 2. - с. 161 163.

7. Шарипов М. Ф. Роль региональной олимпийс кой академии в подготовке студентов вуза физической культуры в современных образовательных реалиях // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность : сб. науч. тр.; V Между на р. науч.-практ. конф.; Челябинск, 30 апреля 2016 г, / под ред. проф. С. Г. Серикова. - Челябинск: Уральская Академия, 2016. - С. 319-323.

8. Шарипов, М. Ф. Конкурс знатоков олимпизма как эффективная форма олимпийского образования студентов (из опыта работы Олимпийской академии Урала) // Мир науки. - 2017. -№1.-С. 13.

THE ROLE OF5ELF-EDUCA TiONAL ACTIVITIES IN IMPROVING THE METHODOLOGICAL COMPETENCE OF THETEACHER

Yurtayeva O/ga Ahkseevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Crimean Republican Institute of Postgraduate Pedagogical Education, Simferopol, Republic of Crimea

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.