Научная статья на тему 'Опыт организации интеллектуального конкурса олимпийской направленности в дошкольных образовательных учреждениях'

Опыт организации интеллектуального конкурса олимпийской направленности в дошкольных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / знатоки олимпизма / конкурс / preschool education / connoisseurs of Olympism / contest

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф Н. Солдатенков

В условиях современного дошкольного образования одним из способов формирования личностных качеств ребенка может стать развитие игровых конкурсов, объединяющих детей, их родителей и воспитателей вокруг определённой понятной всем темы. Причем подобные конкурсы должны быть направлены не только на отвлечение ребёнка от повышенной умственной и психоэмоциональной нагрузки, но и на формирование базовых умений, знаний, ценностных ориентаций и нравственных установок. В качестве такого конкурса нами предлагается конкурс «Юные знатоки олимпизма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF INTELLECTUAL CONTEST ORGANISATION OF OLYMPIC DIRECTION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In conditions of modern preschool education one of the ways to form personal qualities of a child can be development of game contests that unite children, their parents and educators on a certain topic that everyone understands. Moreover, such contests should be directed not only at child distraction from increased mental and psychoemotional strain, but also at formation of basic skills, knowledge, values and moral principles. As an example of such contest «Young experts of Olympism» is offered.

Текст научной работы на тему «Опыт организации интеллектуального конкурса олимпийской направленности в дошкольных образовательных учреждениях»

YAK 372.03 ББК 74.4102м

Ф.Н. СОАДАТЕНКОВ

Ph.N. SOLDATENKOV

ОПЫТ

ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕААЕКТУААЬНОГО КОНКУРСА

ОАИМПИЙСКОЙ НАПРАВАЕННОСТИ В ДОШКОАЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕАЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

EXPERIENCE OF INTELLECTUAL CONTEST ORGANISATION

OF OLYMPIC DIRECTION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

В условиях современного дошкольного образования одним из способов формирования личностных качеств ребенка может стать развитие игровых конкурсов, объединяющих детей, их родителей и воспитателей вокруг определённой понятной всем темы. Причем подобные конкурсы должны быть направлены не только на отвлечение ребёнка от повышенной умственной и психоэмоциональной нагрузки, но и на формирование базовых умений, знаний, ценностных ориентаций и нравственных установок. В качестве такого конкурса нами предлагается конкурс «Юные знатоки олимпизма».

In conditions of modern preschool education one of the ways to form personal qualities of a child can be development of game contests that unite children, their parents and educators on a certain topic that everyone understands. Moreover, such contests should be directed not only at child distraction from increased mental and psychoemotional strain, but also at formation of basic skills, knowledge, values and moral principles. As an example of such contest «Young experts of Olympism» is offered.

Ключевые слова: дошкольное образование, знатоки олимпизма, конкурс.

Key words: preschool education, connoisseurs of Olympism, contest.

В современном дошкольном образовании сегодня наблюдается настоящий бум разработок и применения различных методов опережающего обучения и раннего раскрытия способностей ребёнка. Безусловно, подобная практика требует повсеместного изучения, поскольку до сих пор нет четкого научного психолого-педагогического обоснования того, каким образом скажутся на маленьких детях, в первую очередь на их физическом и психическом здоровье, подобные методики в более взрослом возрасте. Значительная умственная и физическая нагрузка, большое количество кружков и секций в дошкольном возрасте не всегда оставляют ребенку время для реализации привычных когда-то большинству современных взрослых потребностей детства -поиграть, побаловаться, пообщаться с родителями просто так, а не по бытовым вопросам.

При этом сам процесс воспитания в дошкольных образовательных организациях построен таким образом, чтобы оказать максимальное положительное влияние на физическое, психическое и интеллектуальное развитие дошкольника [1].

Однако на сегодняшний день, по мнению целого ряда авторов, в современном дошкольном образовании существует ряд проблем, связанных с развитием коммуникативных умений, к которым относятся умения слышать и слушать, входить в контакт со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли, понимать речь. Одним из средств развития коммуникативных умений и навыков является сюжетно-ролевая игра, которая часто остается без должного внимания со стороны воспитателей [2, с. 29].

Существуют проблемы и в семейном воспитании. В силу различных обстоятельств, главным образом из-за высокой занятости, многим родителям некогда заниматься своим ребенком и тем более сотрудничать с дошкольны-

ми образовательными организациями. Кроме того, базовая система знаний перестала сегодня играть прежнюю роль, часто подменяясь увиденным или услышанным в СМИ.

Помимо упомянутых общих проблем выделяются еще несколько серьезных специфических факторов, негативно воздействующих на гармоничное развитие ребенка, конкретно сформулированных на сайте «Рособразование»:

- отсутствие единой программы, обеспечивающей одинаковый подход ко всем детям страны;

- направленность на раннюю передачу ребёнка в школу - с 6 лет, часто ещё до его функциональной готовности;

- неправомерное замещение дошкольных видов деятельности подготовкой к школе, наличие в детском саду многих преподавателей [3].

При этом подавляющим большинством авторов постулируется утверждение - обучение в детских садах возможно только в игровой форме.

В подобных условиях одним из возможных выходов из сложившейся ситуации может быть развитие игровых конкурсов, объединяющих детей, их родителей и воспитателей вокруг определённой понятной всем темы. Причем подобные конкурсы, не подменяя основного содержания дошкольного образования, должны, тем не менее, быть направлены не только на отвлечение ребёнка от повышенной умственной и психоэмоциональной нагрузки, но и на формирование базовых умений, знаний, ценностных ориентаций и нравственных установок [4, с. 35].

В этой связи нами разработана система конкурсов на знание Олимпийских игр и олимпийского движения, специально адаптированная к использованию в дошкольных образовательных организациях и рекомендованная местным департаментом образования к включению в общегородской план мероприятий.

Целью конкурсов является внедрение в практику образовательной деятельности ДОУ основанных на идеалах олимпийского движения форм, средств и методов олимпийского образования, как фактора формирования здорового образа жизни, личной физической культуры, нравственных качеств, базовых знаний и навыков обучающихся.

В соответствии с целью, конкурсы ориентированы на решение следующих задач:

- стимулировать познавательную активность обучающихся в области здорового образа жизни и физической культуры;

- формировать навыки работы в команде, группового взаимодействия в условиях выполнения заданий с ограниченным ресурсом времени, уважительного отношения к партнерам и соперникам;

- закреплять творческие навыки изобразительной деятельности, пластики тела;

- развивать когнитивные способности детей.

Содержание конкурсной программы рассчитано для детей 6-7 летнего возраста. В состав команды знатоков входят 6 человек - 3 мальчика и 3 девочки. Каждая команда выбирает капитана.

При этом конкурсы в первую очередь направлены не на выявление победителей или уровня знаний дошкольников, а на их обучение с помощью средств олимпийского образования. В связи с этим конкурс знатоков является сложной комплексной деятельностью, включающей в себя работу сразу в нескольких направлениях:

1. Подготовка воспитателей дошкольных образовательных учреждений, дети которых принимают участие в конкурсе. За полтора месяца до конкурса всем воспитателям групп-участников и методисту учебного заведения выдается материал об Олимпийских играх. Данный материал состоит из двух частей - основной и адаптированной. Основная часть предназначена для самих воспитателей и методистов и содержит достаточно полные сведения об олимпийском движении и Олимпийских играх, начиная с античных и закан-

чивая последними на момент подготовки, а также о ключевых положениях Олимпийской Хартии. Адаптированная часть представлена в виде презентаций, раздаточного материала, видео, мультфильмов и пособий, специально предназначенных для детей данного возраста и прошедших предварительное согласование с руководителями и воспитателями тех учреждений, где они планируются к использованию.

С воспитателями проводится одно обзорное занятие, им раздается материал и передаётся право на его распространение в тех группах, из которых планируется составить конкурсные команды. Задача воспитателей максимально изучить материал и передать его воспитанникам в объеме, необходимом для участия в конкурсе. Объемы эти заранее определены и именно в их пределах формируется конкурсная программа.

2. Подготовка воспитанников начинается с момента получения воспитателями материала и ложится главным образом на плечи именно воспитателей. В течении пяти-шести недель, согласно данным им рекомендациям, воспитатели дозировано выдают информацию, необходимую для участия в конкурсе. Причем подготовка строится не только на узнавании и запоминании материала, но и на практической работе - рисовании олимпийских символов и талисманов, их лепке; разучивании технических образов видов спорта, заключающемся в их правильном и понятном показе; постановке мини-спектаклей по олимпийским сюжетам; изучении музыкальных композиций, связанных с Олимпийскими играми; изготовлении и сборе пазлов по олимпийской тематике.

3. Подготовка волонтеров-организаторов конкурса, к которым, в нашем конкретном случае, относятся исключительно студенты факультета физической культуры педагогических направлений подготовки, имеющие действующий медицинский допуск к работе в ДОУ и медицинскую книжку, прошедшие курс истории физической культуры и изучившие основной учебный материал, розданный в ДОУ для подготовки воспитателей.

Конкурс «Юные знатоки олимпизма» среди воспитанников ДОУ состоялся в октябре-ноябре 2017 года. В него оказались включены 58 детских садов города Сургута. Конкурс проходил в три этапа. На первом этапе состоялось десять отборочных игр, прошедших на базе десяти наиболее подготовленных к подобного рода мероприятиям детских садов. По два победителя каждой отборочной игры выходили в полуфинальный этап, в рамках которого были проведены четыре конкурсные встречи. В финале, прошедшем на базе Сургутского государственного педагогического университета встретились восемь лучших команд города.

Всего вовлеченными в конкурс в первый же год его проведения оказались 348 дошколят и 77 воспитателей. При этом в рамках подготовки, длившейся месяц, были задействованы как минимум 1500 ребятишек и 120 сотрудников детских садов.

Непосредственная программа конкурса включала в себя шесть заданий, направленных на развитие различных сторон личности дошкольника.

Первое конкурсное задание - разминка, она состояла из 9 вопросов, которые сопровождались мультимедиапрезентацией и содержали три варианта ответов. Вопросы касались исключительно особенностей проведения, атрибутов Олимпийских игр, а также широко известных фактов об их истории. Командам было необходимо поднять табличку с номером правильного ответа. На обдумывание одного вопроса отводилось 30 секунд.

Данное задание было направлено на решение ряда важных практических задач, а именно психологическую адаптацию участников к условиям проведения конкурса; формирование навыка группового обсуждения в условиях ограниченного ресурса времени; развитие скорости принятия решения в условиях множественного выбора.

Второе задание - художественный конкурс, проводимый в виде домашнего задания. Командам предлагалось заранее нарисовать один из талисма-

нов Олимпийских игр и затем представить его, подробного рассказав или показав историю данного талисмана. Оценивалась правильность воспроизведения рисунка, содержательность рассказа и его близость к реальным олимпийским событиям.

Художественный конкурс также решал определенный круг задач: развитие художественных способностей и мелкой моторики ребенка; формирование умения воспроизведения образа по памяти, умения определять границы своей деятельности, работать в команде над достижением единой цели, выступать перед зрителями.

Третье задание - демонстрационный конкурс, в котором командам давалось задание - показать выбранный вид спорта (пантомима). Капитанам команд предлагалось выбрать конверт с заданием, после чего на подготовку выполнения задания команде давалась 1 минута. Сложность задания заключалась в необходимости технически правильно показать вид спорта с обязательным передвижением всех членов команды. При этом спектр предлагаемых видов спорта был достаточно широк - в него вошли и зимние и летние виды. Кроме того, команды, угадавшие демонстрируемый вид спорта, поощрялись дополнительно.

Данное конкурсное задание было направлено на знакомство с техникой выполнения различных видов спорта, развитие точности двигательных действий и абстрактного мышления, формирование умения проецировать абстрактные образы на конкретную ситуацию и реализовывать их в конкретных движениях.

Четвертое задание - конкурс олимпийских эмблем. В нем командам предлагалось выбрать по два конверта, в которых содержались эмблемы Олимпийских игр. В одном из конвертов находился «легкий» пазл, состоящий из шести элементов, в другом - «сложный» из девяти. Задача команд -быстрее остальных собрать оба пазла, которые затем необходимо было наклеить на лист картона и только после этого представить для оценки жюри. Причем для самого жюри этот конкурс являлся одним из самых вариативных при выставлении оценок, так как за правильно собранный «легкий» пазл команда получала 2 балла, за правильно собранный «сложный» пазл - 4 балла. Команды, которые первыми выполняли задание, собрав правильно оба пазла, получали дополнительно 3, 2 и 1 балл в соответствии с первенством выполнения конкурсного задания.

Конкурс олимпийских эмблем был направлен на развитие памяти ребёнка, умения сопоставлять отдельные элементы целого, умения формировать конечный образ, быстро и правильно выполнять мыслительные и двигательные действия в условиях групповой конкуренции, взаимодействовать с окружающими в ограниченном сложностью задания деятельностном пространстве, наконец, на развитие умения пользоваться клеем.

Пятое задание - конкурс чемпионов - был схож по своей структуре с разминкой и являлся способом снижения психологической и интеллектуальной нагрузки, накопившейся у детей в процессе выполнения предыдущих конкурсных заданий.

Командам предлагалось 9 слайдов, на которых были представлены по 3 фотографии олимпийских чемпионов разных лет из различных стран мира. При демонстрации каждого слайда ведущий называл фамилию олимпийского чемпиона, изображенного на одной из трёх представленных фотографий. В течение 15 секунд командам было необходимо поднять табличку с номером фотографии, соответствующей фамилии чемпиона, озвученной ведущим. За каждый правильный ответ команда получала 1 балл.

Задание было направлено на решение тех же задач, что и разминка, а также на развитие визуального восприятия информации, памяти, формирование идеального образа физического развития человека.

Заключительное задание - конкурс капитанов. Ведущий поочередно предлагал капитанам команд выбрать билет, в котором содержались два во-

проса на тему античных Олимпийских игр, а затем задавал эти вопросы капитану. Участники команды имели право подсказывать, но принимались только ответы капитана. За каждый правильный ответ команда получала 2 балла. Время на обдумывание каждого вопроса не превышало 30 сек.

Вопросы в конкурсе были сформулированы таким образом, чтобы максимально обогатить представления ребёнка об античности, Древней Греции и её истории, а сам конкурс был направлен в первую очередь на формирование умения работать в группе и обсуждать.

По итогам проведения конкурса стоит отметить следующие моменты, которые необходимо учесть при его организации в будущем:

1. Организация подготовки к конкурсу требует еще более строгой работы с воспитателями и инструкторами физической культуры, поскольку в некоторых учебных заведениях существовал фактор «натаскивания» детей при подготовке к конкурсу, что недопустимо.

2. Общий уровень подготовки детей был достаточно высоким, о чем говорит процент правильных ответов на задания конкурса по итогам всех этапов - 81%.

3. Наиболее успешными с точки зрения восприятия детей оказались конкурсы с двигательной активностью - конкурс пантомимы, в котором необходимо было показать вид спорта и конкурс пазлов, характеризующейся максимальным соревновательным напряжением. Первый, как наиболее полюбившийся, отметили 49% команд, второй - 32%.

Оценивая в целом итоги проведения конкурса, стоит заключить успешность его проведения, поскольку задачи, стоящие перед конкурсом, были полностью решены, а сам конкурс явился единственным подобным мероприятием такого масштаба.

Литература

1. Мынто, Т.В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/29/ aktualnye-problemy-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovaniya.

2. Гребешова, С.В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования [Текст] / С.В. Гребешова // Молодой ученый. - 2016. - № 13.3. -С. 29-30.

3. Система дошкольного образования в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ros-obrazovanie.ru/articles/ doshkolnoe-obrazovanie-problemy-perspektivy.html.

4. Казакова, Е.Ф. Игровой метод как основное средство формирования системы олимпийского образования [Текст] / Е.Ф. Казакова, Ф.Н. Солдатенков // Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность) : сборник статей и мат-лов Всероссийской науч.-практ. конф. в рамках XXVIII Всеуральской Олимпийской научной сессии молодых ученых и студентов. - 2016. - С. 34-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.